<<    Домой    Список литературы    >>


БОЛДЫРЕВ Сергей Николаевич, СУРГАНОВ В., ГУРВИЧ Л.

ОБ   ИСКУССТВЕ   ВОСПИТАНИЯ


глава 3. ДИСЦИПЛИНА  НАСТУПЛЕНИЯ

Требование к человеку как выражение доверия, уважения к нему - это и есть основа советской дисциплины.

Существующий же до сих пор кое у кого взгляд на дисциплину как на нечто не совместимое с уважением к личности, как на нечто оковывающее, принижающее, стесняющее человека представляет собой проявление буржуазной идеологии.

Советская дисциплина облагораживает человека, делает его красивым и внешне и духовно.

В одном из наших походов участвовал Юра М. Он с предубежденностью относился к режиму похода - необходимости рано вместе со всеми проснуться, лечь спать по сигналу, стать в строй перед зарядкой... Все это представилось юноше необычайно тягостным. Казалось, что ему тяжело принять положение "смирно"; величайшая скука и уныние отражались на его лице, когда он должен был занять свое место в шеренге туристов.

Особенно отчетливо поэтому запомнился мам тот момент, когда юноша впервые сам стал в положение смирно".

Однажды инструктор распорядился, чтобы Юра принес дров для костра. Это произошло в отдаленном от населенных пунктов походном лагере, разбитом нами в глухой долине по соседству с вечными льдами и снегом. Туристы к этому времени почувствовали красоту и правдивость четких, требовательных отношений, складывавшихся между людьми в длительном походе.

Юра принес дров, разыскал старшего инструктора, хотя распоряжение о дровах исходило от инструктора группы, вытянулся перед ним и отрапортовал по всем правилам: "Товарищ старший инструктор, распоряжение доставить дрова выполнено".

Никто не требовал от Юры такого ритуала, он сам счел его для себя необходимым. Старший инструктор был удивлен: зачем ему рапортуют о дровах. Но, взглянув на Юру, он понял, что происходит в душе юноши, встал и так же торжественно, как Юра, сказал: "Благодарю вас. Можете быть свободны..."

Это "перерождение" было чрезвычайно логично. Атмосфера требовательности, четкости, внешняя подтянутость инструкторов показали новичку, как украшает человека дисциплина, и ему захотелось стать таким же красивым, как и все.

В своих теоретических работах А.С. Макаренко подчеркивает, что дисциплина это не только средство воспитания. Тот. кто понимает дисциплину только как средство, может наделать ошибок, искажающих существо советской дисциплины. А.С. Макаренко справедливо указывает, что дисциплина - это прежде всего цель воспитания, его результат. Дисциплина, самодисциплина человека и коллектива - это показа гель высокой организованности, высокой ступени развития коллектива, это результат всесторонней воспитательной работы.

Если представлять себе дисциплину только как средство воспитания, неминуемо начнется требование соблюдения элементов дисциплины ради формы, подмена всесторонней воспитательной работы командами ради командования, соблюдением режима ради режима. Это ошибочный и порочный путь. Даже там, где будут предъявляться, казалось бы, справедливые требования к людям, которые не поняли необходимости этих требований, - ничего. кроме ошибок и неудач, выйти не может. Вспомним, что А.С. Макаренко особенно требовательно относился к активистам и часто говорил новичкам: "Ты еще не достоин того, чтобы тебя наказать!"

Только потом, позднее, в организованном коллективе дисциплина становится средством воспитания.

В одной из своих работ по вопросам коммунистического воспитания М.И. Калинин подчеркивал, что чувство дисциплины в социалистическом обществе вытекает из качеств, которые это общество воспитывает в новом человеке, - из советского патриотизма, честности, храбрости, товарищеской спайки, любви к труду.

Вот приезжают к нам на туристский маршрут учителя, студенты, служащие. Они не знают обстановки гор, не знакомы с нашими принципами и идеями, которые мы последовательно стремимся осуществить с самого начала 120-километрового пути. Установленный нами режим многим кажется вздорным, наши правила - ненужными, дисциплина - скучной.

Молодой инструктор, встретившись с таким отношением к его искренности и принципиальности, нередко возмущается: "Что за люди приехали?"

Но ведь мы знаем, что ждет туристов впереди, мы влюблены в горы и в то же время понимаем, как они опасны, если нет дисциплины. А туристы пока ничего этого не знают: у многих, кроме того, имеется предубеждение против некоторых наших норм поведения, иногда даже против дисциплины, которую кое-кто из них все еще понимает только как запрет, как ограничение.

Начинается процесс воспитания нужной в горах дисциплины. Он начинался у нас на скалах. Там во время занятий сразу многое становится понятным в предлагаемых нами нормах поведения, в режиме, в отношениях между людьми. Да, дисциплина - это наша цель! Мы ищем пути к этой цели. Иногда они сложны и тернисты, эти пути.

Проходит несколько дней. Группа туристов совершает свой первый двухдневный поход в 50 километров и попадает в горы на центральную базу маршрута в Гузерипль. Здесь еще находится предыдущая группа. Ее участники уже многое поняли в горах, разобрались в том, что дисциплина не мешает, а помогает сделать интересным и занятие, и поход, да и всю жизнь в горах. Они гордятся быстротой утреннего подъема, оживленностью зарядки, внешней подтянутостью. Они готовят торжественную встречу новичкам и стремятся блеснуть перед ними всеми своими достижениями.

И вот, когда новички приходят сюда и вместо скучной очереди около окошечка диспетчера, как это бывает на начальной базе маршрута, их встречает красивый марш, букеты цветов, аплодисменты, и вся эта четкая, бодрая жизнь, дисциплина становится не только целью в нашей педагогической деятельности. Она становится в этих условиях также в какой-то мере и средством воспитания.

Но это уже последующая ступенька.

На первых же шагах мы относились к дисциплине как цели нашей воспитательной работы.

Какими же путями инструктор идет к своей воспитательной цели - созданию дисциплины в коллективе? Какие средства в его распоряжении для достижения этой цели?

Вся обстановка спортивных занятий, туристского похода, альпинистского лагеря, физкультурного коллектива, режим, атмосфера требовательности и уважения к человеку. тон бодрости и жизнерадостности - все это должно воспитывать дисциплину.

Что же такое дисциплина, как мы ее понимаем в нашей инструкторской деятельности?

Иногда говорят: стать в строй перед зарядкой или началом занятий, в назначенный час придти в лагерь на обед, во-время начать и кончить занятия, - это и есть дисциплина.

Не совсем так. Это режим, то есть система средств, которые помогают воспитывать.

Дисциплина же - это "нечто гораздо более значительное, пронизывающее каждый шаг, каждую мысль человека, будь он на виду у коллектива или окажись он один на один с самим собою. Дисциплина - это прежде всего результат воспитания.

Мысли А.С. Макаренко о природе советской дисциплины всегда помогали нам, инструкторам, в достижении воспитательных целей. "Дисциплина в нашем обществе, - говорит А.С. Макаренко. - это явление нравственное и политическое... В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек - это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения политической и нравственной. Такую точку зрения на дисциплину я считаю необходимым иметь каждому педагогу, но это только тогда, когда дисциплина рассматривается как результат воспитания..." (Макаренко А.С., Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946, стр. 87-88).

В свете этих высказываний становится ясным, что дисциплину с помощью одного только железного режима или одних только убеждений не построишь. Дисциплина создается всем комплексом воспитательного и прежде всего политического воздействия. Поэтому огромное значение имеет партийное, комсомольское влияние в коллективах физкультурников, влияние, всегда выводящее коллектив иа широкую дорогу связей с соседними коллективами, ощущения собственного физкультурного коллектива как крохотной, но органической ячейки всего нашего общества.

Вот как мы объясняли нашим туристам содержание понятия "дисциплины". Например, играет волейбольная команда. За каждым игроком закреплено определенное место на площадке. Дисциплинированная игра приносит победу. Но если игроки начнут оставлять открытым свое место и брать мячи, которые должны были бы принять его партнеры, - поражение неминуемо.

Советская сознательная дисциплина - это прежде всего организованность, в данном случае организованность каждого члена волейбольной команды и организованность всей команды в целом. Это, пожалуй, самое главное, в чем должен быть убежден каждый физкультурник: дисциплина является формой достижения цели коллективом и каждым его членом.

Одна из первых педагогических задач инструктора - объяснить физкультурникам и доказать в жизни правильность этой мысли. Тысячи примеров, подтверждающих ее. может найти на каждом шагу в деятельности физкультурного коллектива вдумчивый руководитель, тренер, капитан команды, инструктор туризма или альпинизма.

Дисциплина - это организованность. И разве есть место в понимаемой так дисциплине представлению о том, что дисциплина связывает, сковывает человека? А ведь нам не раз приходилось сталкиваться с подобными "воззрениями" и бороться с "ними, используя факты самой жизни.

Разве организованность, дисциплина игроков на волейбольной площадке принижает их таланты, связывает их? Нет, в жизни происходит как раз наоборот. Организованность и дисциплина помогают каждому игроку проявить все свое мастерство, найти новые возможности, обогатить свою игру. В то же время организованность, дисциплина приводят к успехам всего коллектива в целом, обнаруживают новые источники увеличения его наступательной силы.

Да, именно наступательную силу коллектива умножает советская дисциплина! Мы всегда стремились показать в действии эту особенность советской дисциплины. В горном туризме, в альпинизме на каждом шагу очень ярко и наглядно подтверждается эта простая мысль.

К сожалению, она еще не всем понятна. Иногда дисциплину представляют себе как свод различных запретов:
этого нельзя делать, сюда нельзя идти и т. д. Конечно, инструктор обязан требовать определенных норм поведения, накладывать запреты на определенные поступки, неправильное поведение. Но только к этому сводить дисциплину невозможно и вредно.

Главное в дисциплине заключается не в запретах, а в увеличении наступательной силы коллектива. Дисциплина должна пробуждать личную инициативу каждого, действующую в интересах коллектива.

...Когда ранним утром мы подходили к наиболее трудному участку ледового перевала, у нас, инструкторов, обычно возникал душевный подъем. Он вызывался не только удовлетворением, что большая группа туристов овладела сложной и интересной техникой перехода по снегу и льду в горах. Мы знали, что вот сейчас с наибольшей полнотой и яркостью туристы почувствуют, поймут, как дисциплина умножает силы коллектива и в то же время дает широчайший простор для проявления талантов каждой личности. Мы знали, что это будет неминуемо так: обстановка опасности делает эту особенность дисциплины доходчивой.

Но мы не ограничивались только душевной радостью, а начинали обдумывать, как наиболее ярко проявить эту особенность дисциплины, чтобы туристы сумели полнее ощутить все ее значение. И тогда переход через перевал становился не только школой овладения техническими навыками движения по заснеженным склонам и леднику, но и школой воспитания дисциплины, школой в каком-то смысле нравственного улучшения человека.

Мы собираемся на большом камне, и старший инструктор говорит:

- Смотрите, весь перевал виден перед нами. На дне корыта перевала лежит ледник - можно идти там. Выше к самым скалам подходят снежные поля, по которым тоже можно двигаться. Но есть и еще один путь: всегда между снегом и скалами образуется пространство от того, что солнце нагревает камень и он, излучая тепло, растопляет край снежного поля. Какой из этих путей вы изберете? Внимательно осмотритесь, посоветуйтесь друг с другом и доложите нам, инструкторам. Обязательно обдумайте не только где идти, но и как идти: в строю или без строя, в каком темпе, где помогать девушкам, где организовать помощь всем без исключения. Вообще: как тут должен действовать наш коллектив, чтобы быстро и без аварий преодолеть эту последнюю серьезную преграду на пути к морю?

Так вступал в дело принцип самостоятельности. И перевал становился настоящим кладом для инструктора-педагога, для его воспитательных целей. А сколько таких кладов отыскивает вдумчивый инструктор на пути туристов, шагающих по лесам, плывущих в байдарках по порожистой реке, преодолевающих горный хребет, и как обогащаются чувства и мысли участников этих походов! Вот почему мы так любим туризм и альпинизм.

Перевал, вершина или река дают возможность инструктору рассказать о географии района, его населении и о множестве других вещей, которые неизмеримо обогатят воспитательный педагогический процесс. Рассказ о природе и ее переделке советским человеком свяжет наш крохотный коллектив со всей необъятной Родиной. Этой драгоценной возможностью всегда должен пользоваться инструктор туризма.

Но вот перевал просмотрен, путь избран, и тогда начинает действовать великий закон: дисциплина умножает силу коллектива, силу каждого человека! Сколько внимания. заботы о товарище, вдохновения в действиях каждого, согласованных с действиями всех! И как это все ясно, ощутимо здесь на перевале, какие яркие чувства рождает дисциплина наступления, как она облагораживает советского человека, позволяет проявиться всем самым человеческим его свойствам и качествам, осмыслить великое значение нашей советской дисциплины.

Теперь особенно понятными становятся слова А.С. Макаренко: "В социалистическом обществе... дисциплина становится не технической, а обязательно нравственной категорией. Поэтому для нашего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения, которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и омегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, - худший вид нравственного воспитания в советской школе.

В нашем школьном обществе (а мы можем прибавить - и в среде спортсменов и физкультурников - Прим. авт.) должна быть дисциплина, которая есть в нашей партии и во всем нашем обществе, дисциплина движения вперед и преодоления препятствий, в особенности таких препятствий, которые заключаются в людях". (Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения, АПН РСФСР. 1949, книга 4, стр. 227).

...Вот перевал преодолен! И мы, инструкторы, чувствуем, что теперь все туристы, в том числе и те, кто еще в душе не соглашались с нами, не понимали чего-то, будут иначе, глубже понимать значение советской дисциплины.

В такие минуты отчетливо ощущаешь, что работа инструктора становится глубоко партийной, если он на каждом шагу выступает как педагог, как воспитатель нужных советскому народу замечательных качеств, о которых говорил наш вождь и учитель товарищ Сталин в своем приветствии туркменским конникам, участникам беспримерного в истории кавалерии пробега Ашхабад-Москва:

"Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, - могли обеспечить такую славную победу. Партия коммунистов может поздравить себя, так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необъятной Родины".

Дисциплина делает жизнь коллектива интереснее и полнокровнее. В физкультуре, спорте эта особенность дисциплины сразу бросается в глаза, проявляется очень непосредственно, ярко. Дисциплинированный коллектив интереснее проведет занятия по переправам, с увлечением преодолеет сложный маршрут, значительно больше узнает о природе и делах советских людей, чем коллектив неорганизованный, разболтанный, ослабленный неразберихой, раздорами.

В горах, кроме того, отсутствие дисциплины может привести человека и коллектив в обстановку смертельной опасности. Анализ несчастных случаев в горах показывает, что подавляющее их большинство происходит не на сложных участках, а на сравнительно простых местах, где внимание подчас ослабляется, например при спуске с вершины, когда возникает некоторая психологическая самоуспокоенность. Иными словами, коллектив туристов или альпинистов, теряя драгоценное качество организованности, дисциплины, тем самым ставит себя в опасное положение.

А.С. Макаренко, говоря о дисциплине, замечает:
"Логика нашей дисциплины утверждает, что дисциплина ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение... Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности.

Конечно, в нашей общественной жизни, в нашей советской истории много можно найти доказательств этого положения, и сама наша революция, само наше общество является подтверждением этого закона. Мы для того и сделали революцию, чтобы наша личность была свободна, но форма нашего общества - это дисциплина..." (Макаренко А.С., Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946, стр. 90-91). 

В одном из походов турист, "теоретизировавший" о ненужности, вредности, стеснительности дисциплины, утром отказался встать вместе со всеми. Когда товарищи принялись будить его более настойчиво, он захватил свое одеяло, вылез из палатки и отправился на пригорок в лес досыпать там.

Туристы давно уже встали, позавтракали, приготовились к выходу, а любителя "свободы" все еще не было. Крики не помогали, он не показывался из леса. Только белка, заинтересовавшаяся "свободной личностью", скорчившейся под одеялом около корней пихты и дернувшая туриста за волосы, заставила его стремглав выскочить из леса к поляне, где стоял лагерь. Так поборник "личной свободы", а по существу дезорганизатор, покушался на свободу своих товарищей, задерживая их выход.

А.С. Макаренко, словно предугадав такой случай, замечает в одной из своих работ: "Нарушитель дисциплины обвиняется не только мною, но и всем коллективом в том, что он нарушает интересы других членов коллектива, лишает их той свободы, на которую они имеют право".
(Макаренко А.С., Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946, стр. 91).


Наказание за проступок, совершенный членом коллектива, - это одна из самых сложных, ответственных и еще недостаточно разработанных проблем воспитательной работы. Наказание, нам кажется, не должно быть частым явлением в спортивном и, в частности, туристском коллективе. Следует искать иных форм педагогического воздействия и прежде всего стремиться убедить спортсменов-туристов, альпинистов, лыжников и т. д. - в справедливости тех или иных положений с помощью самой жизни.

Но в практике физкультурной и в том числе туристской работы бывают такие случаи, когда наказать совершившего проступок надо.

В чем же сила наказания? Что такое наказание?

Мы убедились на практике, что наказание по своему существу должно быть формой выражения требования коллектива к личности. Конечно, это очень решительная и часто - жесткая форма требования, но тем не менее это именно требование коллектива.

Однажды мы подходили по обломкам скал к заснеженному перевалу. Час утра был ранний. Снег с глубокими синими тенями в протаявших бороздах, желтоватые скалы, далекие вершины были видны очень ясно. Внезапно нам навстречу с перевала стала спускаться цепочка горных козлов - туров. Мы были в районе заповедника и давно ждали встреч с турами и сернами. Все тридцать человек, затаив дыхание, следили за животными. И вдруг раздался резкий, оглушительный свист. Козлы сделали скачок в сторону и скрылись среди скал. Вся группа зашумела, обрушившись с упреками на молодого туриста, вспугнувшего животных. Этот турист все время отличался в походе какими-нибудь неожиданными и неумными выходками. Но это был веселый, общительный юноша, и товарищи многое ему прощали.

Инструктор коротко приказал:
- Отправляйтесь в конец колонны. Вы не умеете себя вести...

Турист был смущен и не столько словами инструктора, сколько общим протестом товарищей против его поступка.

Это - незначительное происшествие. Но нам оно показало, что наказание только тогда достигает своей цели, когда оно является требованием коллектива, поддерживается коллективом. В справедливости этого положения мы потом убеждались много раз и нашли подтверждение этому в работах А.С. Макаренко.

Такое понимание характера наказания поможет инструктору действовать достаточно определенно: надо создать обстановку, при которой наказание стало бы требованием коллектива.

А если этого нет? Если стремление наказать провинившегося спортсмена кажется несправедливым коллективу?

Тогда, пожалуй, лучше и не наказывать. Такие случаи иногда возникают. Они объясняются или тем, что инструктор действует неправильно и в самом деле ошибается, или коллектив еще недостаточно окреп, еще не научился требовать. И в том и в другом случае инструктор должен очень внимательно присмотреться к создавшемуся положению и действовать весьма осмотрительно.

Мы убедились в том, какой большой силой является наказание, если оно поддерживается коллективом. Именно потому, что такое наказание весьма действенно, инструктор обязан с осторожностью прибегать к этой форме педагогического влияния на личность. Иногда достаточно бывает замечания провинившемуся в присутствии его товарищей, тона иронии - и необходимый результат уже достигнут.

Приказ, оглашенный перед строем физкультурников, в котором "ставится на вид" или просто отмечается неправильное поведение, также обладает огромным воздействием. Поэтому и к таким формам наказания следует прибегать с большой осторожностью. Но там, где они необходимы в интересах правильного развития коллектива, и там, где наказание поддерживается коллективом, эти формы вполне уместны и совершенно обязательны в общей системе воспитательных мероприятий.

Наиболее резкая и жесткая форма наказания - удаление из коллектива. Эта мера может быть вызвана лишь какими-то исключительными обстоятельствами. В нашей практике трехлетней работы в учебных туристских лагерях, через которые прошло около 3000 человек, только трех туристов постигла столь суровая кара и, надо сказать, вполне заслуженно. Эта мера наказания не только каждый раз поддерживалась коллективом туристов, но и являлась результатом категорического требования коллектива.

Некоторые "методисты" говорили нам: нельзя исключать из коллектива, надо перевоспитывать, вы неправильно поступаете и не имеете права так поступать.

Конечно, часто исключать из коллектива нельзя, да и в советской действительности такая необходимость может носить только единичный характер. У нас это были редчайшие случаи. Одного юношу в 1949 году мы отказались допустить к испытаниям и выдать ему туристский значок потому, что во время похода он самовольно ушел из группы, забрался на ледник, чуть не сорвался, задержал всех туристов и пришлось посылать спасательный отряд, чтобы снять его со скал. Поход для туристов был испорчен.

Мог ли получить этот юноша значок "Турист СССР"? Нет, это было бы лицемерием с нашей стороны. На словах утверждать, что советский турист должен быть образцом дисциплинированности и коллективизма, а на деле выдавать такому человеку значок - это значит подрубать под корень принципы коммунистического воспитания. Мы поддержали требование коллектива туристов и значка этому "туристу" не выдали, сказав ему, что прежде всего он должен многому научиться, а потом думать о почетном значке.

В 1950 году в нашем лагере "Кавказский заповедник" произошел совершенно исключительный случай. Один из туристов всем своим поведением стремился дезорганизовать коллектив и поступал так, как не должен был бы действовать советский человек. Никакие меры не оказывали на него влияния, и тогда туристы, возмущенные до глубины души поведением этого человека, попросили нас удалить его из коллектива. Мы поняли, что это был единственный путь, чтобы помочь коллективу ощутить свою силу-силу требования коллектива. Это в то же время был единственный путь, чтобы резко встряхнуть нарушителя дисциплины и заставить его понять, каковы результаты такого поведения.

Имели мы право при столь исключительных обстоятельствах освободить от него коллектив? Всякий честный и последовательный воспитатель поступил бы именно так.

Но вне лагеря нашлись люди, заявившие, что этого нельзя было делать, что следовало нарушителя не исключать, а перевоспитать (это в двенадцать дней-то?!) и даже выдать ему значок "Турист СССР". Мы отвечали: "Поступать так - значит лицемерить, значит защищать буржуазную мораль. Пусть в будущем году этот человек отправится в новый поход и, если покажет себя настоящим советским туристом, тогда и получит значок".

Приведем здесь замечательные слова А.С. Макаренко:
"Педагогическая теория, доказывающая, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны (можем прибавить: морального урода - выгнать из туристского коллектива - Прим. авт.) - "вы должны его исправить, а не выгонять" - это разглагольствования буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из личностей...
...Обращает внимание и еще одно обстоятельство: те, кого коллектив выбросил из своих рядов, испытывают чрезвычайно могучую моральную встряску...
...Эта суровость есть самая большая гуманность, какую можно предъявить к человеку..." (Макаренко А.С. , Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946, стр. 36, 37).

Какой же результат предполагается в итоге правильно найденного и примененного наказания?

А.С. Макаренко высказывает очень глубокую мысль: наказание не должно осложнять конфликт или, сняв один. конфликт, создавать другой. Наказание призвано разрешить, устранить конфликт.

Полная поддержка коллективом наложенного руководителем наказания и должное отношение к наказанию со стороны самих нарушителей обеспечивается всем ходом воспитательной работы, всей системой методов этой работы, всем тоном жизни коллектива.

Как-то нам привелось столкнуться с тем, что несколько туристов одной из учебных групп не явились на теоретические занятия. Во время занятий эти юноши безмятежно загорали на берегу реки.

Группа находилась в доходе уже не первый день, и любителей солнечных ванн нельзя было считать новичками. Поэтому на следующий день нарушителям перед строем лагеря был объявлен выговор. Это было первое взыскание в группе. Мы больше не напоминали об этой истории, не читали нарушителям нравоучений, не проводили никаких бесед с туристами на эту тему. Жизнь группы продолжала идти своим чередом. Но чувствовалось, что группой этот случай не забыт. Инструктор очень быстро убедился, что все члены группы, включая и получивших выговор, восприняли наказание как должное, как оправданную обстоятельствами меру воздействия. В дальнейшем виновники происшествия ни разу не подвели группу.

Уже к концу похода, за перевалом, когда туристам были вручены значки, в приказе по лагерю ряду участников была объявлена благодарность. В особом параграфе приказа мы сняли выговор с провинившихся, учитывая их достойное поведение в дальнейшем походе. Однако благодарности мы им не объявили. И опять это было воспринято как должное ими и всей группой.

Случай этот не заслуживает, конечно, особого внимания - таких историй было немало в нашей практике. Тут важно лишь то, что наказание, наложенное на нескольких нарушителей, было правильно воспринято всем коллективом в результате верно взятого общего тона работы с группой.

Были, однако, и исключения, когда и нарушители и коллектив оказывали скрытое, а то и явное противодействие подобным мерам. И анализ этих случаев всякий раз показывал нам, что они являлись следствием неправильно взятого тона, необдуманных действий руководителя.

Спустя небольшое время после описанного выше случая нам пришлось столкнуться с его повторением в одной из последующих групп, но уже в очень своеобразном, можно сказать, исключительном варианте.

Группа, о которой идет речь, только что пришла в лагерь и еще не успела слиться с жизнью лагерного коллектива. И вот в первую же ночь, после отбоя, в палатке, где помещались юноши этой группы, разыгралось шумное веселье. Возня, хохот, дикие выкрики разнеслись по притихшему, засыпающему лагерю. Неоднократные замечания девушки - дежурного инструктора - не помогали, "веселье" продолжалось.

Пришлось вмешаться старшему инструктору. Войдя в палатку, он предупредил, что, если немедленно не наступит тишина, руководство лагеря будет вынуждено прибегнуть к строгим мерам. Но даже это не подействовало на "развеселившихся" туристов. Утром наиболее шумливые получили выговор перед строем.

Но мы сразу же заметили, что этот выговор не получил поддержки группы, хотя коллектив всего лагеря не мог не одобрить его. Не привыкшие к требовательности, не выработавшие дисциплины туристы не считали серьезным нарушением ночной "концерт". Явного протеста мы не видели, но чувствовалось глухое недовольство и недоверчивая настороженность.

Три дня жила эта группа в лагере, готовясь к дальнему и трудному переходу. Три дня интересных занятий, увлекательной работы, подтянутой, четкой дисциплины сделали свое дело. Туристы поняли необходимость и красоту этой атмосферы и постепенно осознали целесообразность и правильность наших действий. Они увидели в инструкторах не только требовательных, строгих начальников, но и верных, заботливых друзей и веселых товарищей в минуты отдыха. Увидели, что инструкторы требуют серьезности и четкости в тех случаях, когда этого требует сама жизнь. И тогда коллектив группы решительно встал на нашу сторону.

Однако трое его участников из числа получивших выговор продолжали упорное, хотя и скрытое противодействие. Вечером, накануне выхода группы на маршрут, эти трое тайком от всех, но якобы от имени группы записали в книге отзывов, что группа недовольна инструкторами.

Утром на прощальной линейке старший инструктор, проверив готовность группы к выходу, подвел итоги пребывания туристов в лагере, поблагодарил их за хорошо проведенные занятия, пожелал успеха в походе. Затем он прочел перед строем злополучный отзыв и поинтересовался, действительно ли это мнение всей группы. Запись в книге отзывов вызвала шумный протест туристов, они обрушились на авторов записи.

Через несколько дней в лагерь с маршрута прибыло коллективное послание, опровергавшее отзыв трех туристов.

В данном случай мы, конечно, не могли прибегнуть к мерам "административного" воздействия на авторов записи, хотя они и совершили проступок по отношению к группе, приписывая ей свое мнение, резко противоречащее млению коллектива. Лучшей мерой в этом случае было воздействие самого коллектива.

Нельзя не предостеречь инструктора: командование ради желания командовать, строй там, где он не нужен или утомителен, долгое пребывание в строю, лишенное логики, - это не дисциплина, а нечто совершенно чуждое понятию советской дисциплины. Строй нужен и необходим там, где он оправдывается целесообразностью, где он жизнерадостный, бодрый.

В дисциплине заключена большая внутренняя красота, которая имеет огромное значение в воспитательной работе.

У нас в лагере или в походе иногда создавалась такая обстановка, которая требовала особой собранности, быстроты, энергии, значительного физического напряжения. Однажды, например, возникла необходимость в короткий срок навести надежную переправу через горную реку. Эту работу мы поручили наиболее сильной и организованной группе туристов, которая уже прошла по зачетному маршруту и сплотилась в дружный коллектив. Ответственное и трудное задание было выполнено успешно, и мы заметили, что этот эпизод создал приподнятую атмосферу в группе. Туристы явно гордились своим коллективом. чувствовали в нашем доверии к их группе особую красоту.

А.С. Макаренко указывает, что подобная эстетичность является последней филигранной работой в воспитании дисциплинированности. Не всякий коллектив может дойти до такого предела и далеко не все наши группы приходили к нему. Но когда мам удавалось добиться элементов этого в какой-либо из групп, мы чувствовали себя победителями.

Кроме внутренней эстетичности, в дисциплине есть еще и внешняя эстетичность, также очень важная в работе с коллективом.

Всем нашим требованиям к туристам, формам воспитания дисциплины мы стремились придавать как можно больше торжественности, красоты, теплоты. Именно поэтому встречи групп, приходивших из похода, всегда обставлялись торжественно, сопровождались аплодисментами, вручением цветов, радостью, улыбками, крепкими рукопожатиями. Спортивный флаг поднимался под музыку, туристские соревнования проводились в столь же торжественной обстановке.

Дисциплина украшает коллектив. Эта сторона дисциплины - ее красота - является очень значительным моментом в полноценности жизни коллектива, в успешности его развития.

Этого не понимают некоторые люди, оторванные от жизни.

Но зато это прекрасно понимали туристы. Каждый из наших коллективов с большим воодушевлением всегда вносил в общую сокровищницу что-то свое, чтобы сделать более яркой и внешнюю и внутреннюю красоту дисциплины.

 << Глава 2    Введение      Глава 4 >> 


<< Домой    Список литературы >>

Хостинг от uCoz