<< Домой    Выше >>

Приказ Минобразования о развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма
Положение об инструкторе детско-юношеского туризма

УЧЕБНЫЙ ПЛАН по подготовке
инструкторов детско-юношеского туризма

№  Наименование темы  Количество часов
всего лекций  практ.занятия
1.  История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. 1 1 -
2 Нормативные документы по вопросам туристской и краеведческой работы с учащимися. 2 2 -
3 Организация, содержание и формы туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. 21    
3.1. Организация и планирование туристской и краеведческой работы в образовательном учреждении.  2 2 -
3.2. Формы туристско-краеведческой работы. 19    
3.2.1.  Работа туристско-краеведческих объединений 2 2  
3.2.2. Туристский лагерь 2 2  
3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися. 10 2 8
3.2.4. Туристско-краеведческое движение "Отечество" 2 2 -
3.2.5. Школьный музей. 3 1 2
3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края. 2 2 -
4 Организация, подготовка и проведение туристских походов с учащимися. 4 4 -
4.1.  Подготовка похода.  4 4 -
4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение похода. 5 3 2
4.3.  Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста. 10 2 8
4.4. Основы топографии и ориентирования.  12 4 8
4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов. 10 2 8
4.6.  Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях. 10 2 8
4.7. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных заданий. Общественно полезная работа юных туристов. 6 2 4
4.8.  Организация и методика проведения экскурсий. 5 1 4
4.9.  День в походе.  10 2 8
4.10. Подведение итогов похода. 2 2 -
5.  Степенной учебный поход. 24 - 24
6. Особенности горных, лыжных, водных и велосипедных походов.  15 4 11
7. Учебная и воспитательная работа инструктора детско-юношеского туризма. 2 2 -
8.  Стажировка с группами учащихся. (вне сетки часов)      
9. Зачетные занятия. 3 - 3
 

ВСЕГО:

144 46 98
  Зачетно-категорийный поход, не менее 56 - 56

  

ПРОГРАММА КУРСА
ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

1. История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся.
История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.
Туризм - многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной деятельности, привитие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Туристские организации страны.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика каждого вида.
Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Туристские нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". Разрядные требования по спортивному туризму. Формы туристско-краеведческой работы с учащимися. Туристско-краеведческое движение учащихся "Отечество". Основные направления движения.
Примеры хорошей постановки туристско-краеведческой работы в школах. Условия успешного развития туризма в этих школах.


2. Нормативные документы по вопросам туристско-краеведческой работы с учащимися.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293 "Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности").
Положение о значке "Юный турист России" (приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293).
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 9/32-Ф "О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях").
Письмо Министерства образования Российской" Федерации от 9 июня 1994 г. № 59-М "Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися".
Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России (приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 года № 223 "Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха").
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10 июня 1997 г. № 21-54-33 ип/03 "О порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям и туристским лагерям учащихся".
Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися (утверждены Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму 25 августа 1995 года).
Разрядные требования по спортивному туризму и туристскому многоборью, утвержденные постановлением совета Туристско-спортивного союза России от 12 июня 1995 г. № 7.

3. Организация, содержание и формы туристской и краеведческой работы в образовательном учреждении.

3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении.

План туристско-краеведческой работы - составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки "Юный турист России" и "Турист России".
Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей. Утверждение годового плана.
Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреждениях.
Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.
Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.
Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.
Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.
Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных организаций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению туристско-краеведческой работы: центры и станции детско-юношеского туризма, дворцы и дома творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жительства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.
Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.
Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность. Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, литературы, учебных пособий.
Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.

Практическая работа № 1: составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.

3.2. Формы туристско-краеведческой работы.
Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и другие.

3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений.
Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учреждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива - одна из главных задач работы объединения.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим работы, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.
Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в усложнении требований и задач.
Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании работы объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.
Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий. Методические рекомендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.
Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная символика, клубное самоуправление. 
Формы работы актива в своем образовательном учреждении.

3.2.2. Туристский лагерь.
Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и самообслуживания.
Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, родительского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.
Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения продуктами, топливом.
Содержание работы лагеря: режим дня, система самообслуживания (виды трудовой деятельности и организация трудового процесса), учебная работа в лагере, графики походов, досуг в лагере, общественно полезная работа членов туристского лагеря, система самоуправления (работа совета командиров).
Требования к месту расположения и планировке территории лагеря. Получение разрешения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лесхозом и другими организациями.
Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.
Документация лагеря.
Оборудование и стройматериалы.

3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.
Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.
Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.
Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.
Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых мероприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.
Тематический "звездный" поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, положение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и заданий, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поляне слета, помощь лесничеству, подведение итогов.
Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды соревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов, согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхозами, управлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжение, обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.
"Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации" - основной документ при проведении туристских соревнований.
Содержание, вопросы организации и проведения соревнований по отдельным видам.

Практическая работа № 2: личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного школой или внешкольным учреждением - представить письменный отчет о проведенном мероприятии, заверенный образовательным учреждением.

Практическая работа № 3: участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара. 

3.2.4. Туристско-краеведческое движение "Отечество".
Положение о движении "Отечество". Направления деятельности, Формы деятельности.
Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкурсов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение итогов, награждение.

3.2.5. Школьный музей.
Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.85 № 190).
Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана школьного музея.
Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.
Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование работы. Формы массовой работы музея. 
Работа совета музея. Связь с государственными музеями. 
Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки. положение, экспозиционный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсоводов, подведение итогов, награждение.

3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края. 
Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о своем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.
Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и животный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Экономика и культура края, перспективы его развития.
Рекомендуемые объекты экскурсий, однодневные и степенные маршруты. Наиболее интересные многодневные маршруты, в том числе маршруты 1 и 2 категорий сложности по родному краю.
Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.

4. Организация, подготовка и проведение туристских походов с учащимися.

4.1. Подготовка похода.
Исходные условия: определение целей похода, допустимая продолжительность, протяженность, сложность и стоимость похода для данной группы.
Комплектование туристской группы, предварительный медицинский осмотр участников. Требования руководителя к участникам. Контакт руководителя с родителями.
Принципы самоуправления и самообслуживания: распределение обязанностей в группе (должностей), подготовка ответственных за участки работ. Составление плана подготовки похода.
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Главные требования к построению "нитки" маршрута и плана-графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. 
Понятие о тактике и технике в туризме. 
Разработка календарного плана-графика похода. 
Оформление походной документации, утверждение похода. 
Обязанности администрации образовательного учреждения, участие учреждений дополнительного образования, родителей в подготовке похода.
Работа маршрутно-квалификационных комиссий образовательных учреждений.
Оформление категорийных путешествий в маршрутно-квалификационной комиссии.

4.2. Финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение похода.
Общие положения финансирования туристских походов с учащимися. Виды расходов. Источники финансирования. Система оплаты через путевки. Родительские средства, дотации, привлеченные средства. Денежные операции в походе, ведение учетной документации.
Составление и утверждение сметы расходов на поход.
Работа казначея в группе.
Составление финансового отчета о походе.
Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка типовых меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка и упаковка продуктов. Хранение и учет расхода продуктов в походе. Пополнение продовольствия в пути. Работа дежурных поваров. График дежурств.
Снаряжение для пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требование к снаряжению. Хранение и укладка снаряжения. Обязанности завхоза по снаряжению. Работа ремонтного мастера в группе. Подготовка и ремонт снаряжения. Проверка личного снаряжения участников похода. Распределение общественного снаряжения. Нормы весовых нагрузок юных туристов.
Практическая работа № 4: составление сметы расходов на поход.
Рацион и организация питания в походе. Примерный перечень продуктов питания. Нормы расхода продуктов.
Составление типового меню питания в походе.
Составление списков личного, группового снаряжения и ремонтного набора.

4.3. Первая доврачебная помощь в походе. Гигиена юного туриста.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма и заболеваний. Работа руководителя с группой по воспитанию самоконтроля и привитию гигиенических навыков.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги, помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Транспортировка пострадавшего.
Санитар походной группы, его обязанности при подготовке и во время похода. Санитарный контроль за посудой, чистотой тела, состоянием участников.
Состав, хранение, учет и использование походной медицинской аптечки в пути.

4.4. Основы топографии и ориентирования.
Определение топографии и топографических карт.
Значение топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. 
Измерение расстояний на карте. Курвиметр. 
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точек на карте.
Что такое азимут. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Дирекционный угол. Измерение и построение углов (направлений) на карте.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса. Поверки компаса. Правила обращения с компасом.
Четыре действия с компасом. Что такое визирование. Порядок действий при прямой и обратной засечках. Способы и правила копирования карт.
Некоторые приемы обучения юных туристов основам топографии: наглядные пособия, упражнения, задачи, конкурсы, игры и соревнования по топографии.
Определение сторон горизонта по небесным светилам. Угловая скорость Солнца. Нахождение Полярной звезды. Приближенное определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.

Практическая работа № 5: копирование на кальку участка топографической карты.

4.5. Физическая и техническая подготовка юных туристов.
Физиологические особенности детского организма. 
Значение физической и морально-волевой подготовки туриста. Противопоказания к участию в туристском походе.
Программа физических тренировок. Комплекс упражнений. Спортивные игры, беговые тренировки. Система тренировок, постепенное возрастание нагрузок. 
Маршевая подготовка в тренировочных походах.
Закаливание организма. Гигиена при тренировках. Понятие о технике пешеходного туризма.
Обучение правилам и техническим приемам движения в нормальных и усложненных метеоусловиях, на подъемах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, через завалы, по осыпям.
Обеспечение страховки при преодолении естественных препятствий. Альпеншток, веревки, репшнур, карабин. Вязка узлов, применяемых в туризме, их прочность, назначение, использование.
Обычный режим движения в походе. Отклонения от обычного режима. Движение на маршруте строем, обязанности проводника и замыкающего. Темп движения в разных условиях.
Определение ориентирования. Значение умения ориентирования на марше.
Обучение ориентированию на маршруте. Движение по карте, по азимуту. Учет магнитного склонения, магнитных аномалий. Определение направления ночью, в условиях ограниченной видимости.
Организация движения группы по маршруту на принципах самообслуживания. Обязанности проводника и топографа группы. График дежурств проводников. Разведка маршрута. Расчет движения на участке. Контрольные ориентиры. Хронометраж движения.

4.6. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях. 
Определение контрольных пунктов и сроков сообщения с маршрута. Установление связи с поисково-спасательной службой МЧС России.
Правила пользования транспортом.
Правила движения по дорогам и улицам городов.
Обеспечение безопасности при преодолении естественных препятствий в походе. Меры безопасности при купании, обустройстве бивака. Противопожарные мероприятия на биваке. Правила обращения с острорежущим инструментом и примусом.
Гигиенические требования при приготовлении пищи. Использование в походе грибов и ягод. Ядовитые грибы и растения.
Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды.
Меры предосторожности при грозе, сильном ветре.
Приемы самоконтроля. Воспитание у юных туристов сознательной дисциплины, умение оценивать свои силы и возможности.

4.7. Содержание ч методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных заданий. Общественно полезная работа юных туристов.
Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии, экологии, литературе и другим школьным предметам в соответствии с местными условиями.
Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.
Деятельность по охране природы в условиях похода.
Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование памятников истории и культуры в учебной и воспитательной работе.
Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление описаний, сбор образцов для коллекций, видео- и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем участков маршрута, нанесение отсутствующих подробностей и исправлений на карту маршрута.
Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые растения и животные.
Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, концерты самодеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и лесничествам.

4.8. Организация и методика проведения экскурсий. 
Методика организации и проведения экскурсий на предприятия, к памятникам, на природу. Составление плана экскурсий.
Характеристика некоторых экскурсионных объектов области, города, района.
Создание методических разработок, экскурсий при самостоятельном проведении экскурсии учителем - руководителем похода. Подведение итогов экскурсии. 
Работа местных экскурсионных организаций.

4.9. День в походе.
Подготовка к выезду: место и время сбора группы, проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение) продукты, маршрутные документы), исправление недостатков и линейка готовности, информация руководителя о плане дня, форме одежды, порядка движения группы.
Переезд к начальному пункту похода: поведение группы на улицах и на транспорте, посадка в поезд, игры в дороге, собеседование с проводниками.
Начало маршрута: отметка о прибытии в начальный пункт, сообщение о выходе на маршрут, место руководителя, коллективный контроль за решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов. Первый переход, первый привал.
Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути. Изменения скорости движения.
Требования к местам привалов. Расположение туристов на привале. Обращение с рюкзаком на маршруте и на привале.
Познавательная краеведческая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдений, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор ягод и грибов в пути.
Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на карту (маршрутную ленту) подробностей и исправлений, рисовка отдельных участков.
Контроль руководителя и санитара за самочувствием участников в пути и на привалах.
Дневной обеденный привал. Время и место привала. Организация работ по приготовлению пищи. Типы костров, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Безопасность при костровых работах. Раздача пищи, мытье посуды. Уборка территории. Ликвидация костра.
Первый переход после обеденного привала. Дальнейшее движение по маршруту. Экскурсионная работа на маршруте.
Требование к месту организации бивака. Планировка места ночного бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Приготовление ужина. Санитарно-гигиенические мероприятия на биваке: умывание, купание, мытье ног, применение репелентов, санитарный контроль.
Сушка вещей у костра, разбор дня, информация о завтрашнем плане, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды, приготовление продуктов на утро. Отбой.
Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак.
Особенности организации ночлега в населенных пунктах. 

4.10. Подведение итогов похода.
Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы, родительское собрание. Отчет руководителя.
Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, составление иллюстрированный схемы, маршрутной ленты, фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание.
Ремонт и сдача инвентаря, взятого на прокат. Подготовка экспонатов для школьного музея.
Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам.
Составление педагогического и финансового отчета. 

5. Степенной учебный поход.
Проводится учебно-тренировочный поход 3 степени сложности со слушателями курса.
Перед походом производится индивидуальная или коллективная разработка маршрута и его вариантов, планов экскурсий и краеведческих наблюдений, составление сметы, списков снаряжения, меню и набора продуктов.
Во время похода: практика организации движения группы по маршруту, работа с картой и компасом, устройство бивака, костровища, приготовление пищи; тренировки в преодолении препятствий, практика ведения краеведческих наблюдений, выполнения заданий, сбор и хранение материалов.
Практика (стажировка) слушателей курсов в руководстве группой - выполнение обязанностей руководителя, командира, проводника, краеведа, завхозов, санитара, казначея и т.д.
Анализ действий группы.
При подведении итогов похода производится коллективное обсуждение его итогов по различным аспектам - спортивно-техническая часть, краеведческое содержание похода, финансовый отчет, материальное обеспечение и т.п.
Слушатели индивидуально по итогам похода должны выполнить одну из практических работ: составить паспорт маршрута, паспорт экскурсионного объекта, отчет по выполненному краеведческому заданию, маршрутную топографическую ленту, видеофильм или фотогазету, отчет по должности, которую занимал слушатель при проведении похода.

6. Особенности горных, лыжных, водных и велопоходов.
Горный туризм. Составление маршрута горного путешествия. Акклиматизация участников. Приемы страховки. Передвижение в горах. Применение различных узлов и специального снаряжения.
Особенности лыжных походов. Расчет переходов в лыжном походе с учетом препятствий, погодных условий, наличия населенных пунктов. Обеспечение мест ночлегов. Организация привалов в пути. Требования к снаряжению.
Особенности проведения водных путешествий на нескольких судах. Правила хождения по внутренним водам России. Снаряжение для водного похода.
Возможности велосипедных путешествий, связанных с использованием сети дорог. Знание материальной части велосипеда, умение произвести ремонт, владение техникой езды с грузом, правила дорожного движения.
Требования по профилактике и оказанию первой доврачебной помощи для каждого вида похода.

7. Учебная и воспитательная работа инструктора детско-юношеского туризма.
Обязанности и права инструктора детско-юношеского туризма.
Воспитательные возможности туризма - действия в коллективе, воспитание чувства ответственности за порученное дело перед коллективом, развитие инициативы и самостоятельности.
Работа по подготовке младших инструкторов: учебные планы и программы, основные приемы обучения, составление планов отдельных занятий, организация практики - стажировки младших инструкторов. Проведение семинаров по подготовке учителей к руководству походами. Семинары для классных руководителей, общественного актива.
Совместная работа с учителем физкультуры по подготовке значкистов "Юный турист России" и "Турист России", по подготовке разрядников по туризму.
Роль инструктора детско-юношеского туризма в вовлечении учащихся в походы и путешествия, проведение массовых туристских и краеведческих мероприятий, участие в городских, районных, областных, краевых, республиканских слетах, конференциях, соревнованиях.
Повышение квалификации инструктора детско-юношеского туризма.
Обзор литературы, необходимой инструктору.

8. Стажировка со школьными группами.
Вне сетки рабочих часов каждый слушатель курсов проводит в своем образовательном учреждении или в другом образовательном учреждении в полном объеме подготовку степенного похода, сам поход и обработку материалов по его итогам.
Практическая работа № 6: к зачетным занятиям каждый слушатель представляет копию педагогического отчета, принятого директором образовательного учреждения, проводившего поход, паспорт или отчет о маршруте и маршрутную ленту похода.

9. Зачетный поход.
Зачетный поход 1-й категории сложности проводится в объеме не менее 56 учебных часов. Практические умения слушателей оцениваются при выполнении тех или иных обязанностей в группе во время похода.
После похода группа составляет отчет, в котором каждый участник отчитывается о проделанной им работе во время похода. Защита отчета является основанием для выдачи справок о совершении категорийного похода.

10. Зачетные занятия.
Зачетные занятия со слушателями проводятся в виде защиты рефератов по основным вопросам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися, зачетов по отдельным темам (контрольная работа) в период учебы, ответов по экзаменационным билетам.

Список рекомендуемой литературы
1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 1988.
2. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.
3. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977.
4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 1988.
5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.
6. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986. 
7. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988. 
8. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.
9. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 1989.
10. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981,
11. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 1985.
12. Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М., Просвещение, 1987. 
13. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.
14. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
15. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
16. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
17. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.
18. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 1996.
19. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 1996.
20. Шибаев А.С. В горах, - М., ЦДЮТур России, 1996. 
21. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М.,  ЦДЮТур России, 1996.
22. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
23. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков, - М., ЦДЮТур России, 1997. 
24. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 1997.


<<Домой   Выше >>