<<    Домой      Содержание       Список литературы    >>

Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко

КРАЕВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии


Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Серия: Школа природолюбия)
 

Содержание

...
Биология: жизнь рядом с домом
56
   Биологические экскурсии в лесу 56
      6-й класс   56
      7-й класс   59
      8-й класс   60
   Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников 62
   Грибы в лесопарках 67
   Зимняя многоследица 80
...


БИОЛОГИЯ: ЖИЗНЬ РЯДОМ С ДОМОМ

Биологические экскурсии в лесу

Битцевский лес играет важную роль не только в жизни жителей Южного и Юго-Западного административных округов Москвы. Он участвует в создании особого микроклимата прилегающих районов, служит местом отдыха многих горожан и дает хорошую возможность для изучения природных комплексов.

Со стороны государственного контроля основное внимание уделяется определению состояния лесонасаждений, охране мест обитания диких животных и соблюдению требований природоохранного законодательства организациями, находящимися на территории парка.

Учителя школ, расположенных вблизи Битцевского леса, имеют уникальную возможность проводить ряд занятий по биологии в природных условиях, находясь в черте города. Государственными программами по биологии предусмотрены занятия и экскурсии, которые можно успешно проводить на территории Битцевского леса.


6-й класс

Растительный мир как составная часть природы. Роль растений в природе. Данная тема в школах рассматривается в сентябре, в начале учебного года. В это время многие растения еще зеленые, погода теплая, и проведение первого занятия по биологии на природе интересно для учащихся. Битцевский лес имеет достаточно разнообразный видовой состав растений, хорошо заметны различные места обитания растений, жизненные формы. Занятие носит ознакомительный характер, подчеркивая, что после курса природоведения учащиеся подошли к более детальному изучению растительного мира.

Общее знакомство с цветковыми растениями. Эта тема также изучается в осеннее время года. Она включает практическую работу «Ознакомление с правилами сбора растений для изготовления раздаточного материала». По желанию учителя работа может выполняться на природе. Близ Битцевского леса можно найти большое количество рудеральных растений, т.е. растений, сопутствующих человеку. Рядом с границей леса часто находятся жилые дома, гаражи, спортивные площадки, дороги. Для этих территорий характерны следующие виды растений: одуванчики, горцы, мать-и-мачеха, подорожники, чертополох, кипрей (иван-чай), злаки (тимофеевка, мятлики, костер, ежа).

Экскурсию «Ознакомление с цветковыми растениями разных местообитаний, с осенними явлениями в жизни растений, со способами распространения плодов и семян, с правилами поведения на природе» тоже лучше всего проводить в лесу. В начале занятия можно предложить составить «Кодекс поведения в лесу», а затем обсудить получившиеся правила. Важно, чтобы учитель объяснил, что правила не должны состоять только из запретов, в них могут быть и разрешения (например, можно собирать упавшие шишки и осенние листья). Битцевский лес имеет довольно разнообразную структуру рельефа и планировку, что обусловливает разнообразие мест обитания растений. Даже на небольшом участке вблизи границы леса (со всех сторон парка) можно увидеть луговую и лесную растительность, рудеральные растения. В местах понижения рельефа (например, вблизи речки Чертановки) можно найти и растения влажных местообитаний (осоку, таволгу, лапчатку).

На восточной границе леса, в районе ул. Днепропетровской, на старых полях можно увидеть и сельскохозяйственные растения — рожь и овес.

Из осенних явлений в жизни растений можно наблюдать листопад, образование плодов и семян, многообразие которых хорошо видно именно в природе. Здесь также наглядно можно представить способы распространения плодов и семян — ветром, птицами, животными и человеком, составить небольшую коллекцию плодов и семян растений различных местообитаний, попытаться объяснить вместе с учащимися, почему существует такое большое их разнообразие и способы распространения.

Растения и окружающая среда. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой и живой природы, связанные с деятельностью человека. Взаимосвязь растений и экологических факторов. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на жизнь растений. Почти весь материал данной темы можно изучить на примере Битцевского леса. Начинается тема с изучения растительных сообществ. Растительное сообщество — более или менее устойчивая естественная группировка видов растений на относительно однородном участке, находящихся в сложных отношениях между собой и с условиями окружающей среды. На примере Битцевского леса и прилегающих к нему территорий правомерно говорить о растительном сообществе леса и луга. На примере леса можно давать первоначальные знания о ярусности (древесный, кустарниковый и травяной ярусы). Необходимо подчеркнуть, что любое растительное сообщество неотделимо от рельефа, так как строение и функционирование сообщества напрямую зависят от рельефа. Ближе к центральной части леса несложно найти относительно не тронутые действием человека территории и на их примере рассмотреть сообщество. Здесь также можно рассмотреть понятие «жизненная форма» как морфологический тип приспособления растений к основным факторам среды и определенному образу жизни в ней. В качестве примера можно рассмотреть внешний вид деревьев (например, берез), растущих на открытых участках, в березняках и ельниках. Можно попросить учащихся сравнить свои наблюдения и объяснить их. На этом примере можно ввести понятие «экологический фактор» (в данном случае пример с березами очень наглядно демонстрирует действие освещенности).

Взаимосвязь растений и экологических факторов можно строить как на обсуждении воздействий фактора на одно растение (например, копытень европейский произрастает на влажных и притененных участках, а рудеральные растения нуждаются в свете), так и при сравнении растений одного вида на разных участках леса (с опушки, участка близ дороги в лесу, из ненарушенного участка леса).

Влияние деятельности человека можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, необходимо показать, что многие участки леса (называемые посадками) были искусственно выращены человеком, в лесу регулярно ведется работа по учету и оценке растительности, проводятся экскурсии и ведется научная работа. Необходимо упомянуть о регулярных мероприятиях по сбору мусора, проводимых как государственными службами, так и активными жителями. Во-вторых, нужно показать негативное воздействие человека на лес. Граница леса постепенно отодвигается все дальше внутрь, а его место занимают жилые дома, гаражи, стоянки автомобилей. Выбросы промышленных предприятий города и автотранспорта переносятся ветром и отрицательно влияют на растительность, вызывая увядание и болезни. Необходимо вспомнить о правилах поведения в лесу, объяснить, что при сжигании листьев в воздух выделяется много вредных веществ, наносящих вред не только растениям, но и людям. При разведении костров земля прогревается, что может повредить как корням растений, так и почвенным животным и микроорганизмам. Важно здесь упомянуть и о вытаптывании. Нужно объяснить, что при вытаптывании почва под ногами уплотняется, уменьшается площадь нормальной жизнедеятельности растений и доступ кислорода в почву, а это ведет к сокращению числа растений и ухудшению их состояния. В заключение нужно вспомнить о растениях из Красной книги, пока еще встречающихся в Битцевском лесу, — ландыше майском и любке двулистной.


7-й класс

Отделы растений. Мхи — строение и размножение. Папоротники — строение, размножение и роль. Голосеменные — распространение и роль. Покрытосеменные — господство на земле. При рассмотрении разных отделов растений все их многообразие можно показать в лесу. В центральной части парка можно найти мох «кукушкин лен». Строение и размножение мхов целесообразно рассматривать в классе. При изучении темы «Папоротники» в теплое время года можно рассмотреть в природе щитовник мужской, кочедыжник женский, щитовник Линнея. Среди голосеменных растений в Битцевском лесу наиболее широко представлена ель европейская. Можно найти как отдельно стоящие деревья, так и большие участки, занятые елью (например, западнее лыжной базы «Красный Маяк»). На более светлых участках леса встречается сосна обыкновенная. Господство покрытосеменных растений при взгляде на растения леса становится очевидным. Большое разнообразие видов покрытосеменных, жизненных форм, произрастание во всевозможных экологических нишах — все это наглядно иллюстрируется на территории леса.

Покрытосеменные растения. Их многообразие. Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Многообразие покрытосеменных растений и влияние деятельности человека на многообразие видов растений уже было рассмотрено. Здесь важно отметить, что именно наилучшая приспособленность к условиям окружающей среды позволила покрытосеменным выйти на господствующий уровень. Наличие цветка, особенности внутреннего строения завязи, двойное оплодотворение, наличие плода — все это вывело покрытосеменные на главенствующие позиции в видовом разнообразии растений.

По этой теме тоже предполагается экскурсия «Разнообразие видов цветковых растений и их мест обитания».

Грибы. Лишайники. Роль лишайников в природе и хозяйстве. В теплое время можно показать многообразие грибов, не акцентируя внимание только на шляпочных грибах. При изучении темы «Лишайники» важно показать, что они служат живыми индикаторами состояния окружающей среды. Чем больше загрязнение атмосферного воздуха (т.е. чем ближе к опушке леса), тем беднее видовой состав лишайников и их численность.
 

8-й класс

Тип членистоногие. Разнообразие и роль членистоногих в природе. В этой теме много зависит от возможностей учителя. Мир членистоногих настолько велик и разнообразен, что продемонстрировать даже малую его часть очень трудно. Легче всего изучать насекомых, так как они наиболее доступны. Достаточно легко показать представителей отрядов чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков) и двукрылых (на примере комара).

Класс птицы. Птицы парков, садов, лугов, полей, лесов, болот. Роль птиц в природе и жизни человека. Наблюдать за птицами в природе всегда сложно, даже в условиях города. Однако услышать птичьи голоса можно, нужно лишь запастись терпением. По возможности на экскурсию по изучению птиц Битцевского леса можно взять с собой бинокли. Даже если не повезет и учащиеся большого разнообразия птиц не увидят и не услышат, то всегда можно встретить трясогузок, дроздов, зябликов.

Млекопитающие. Многообразие птиц и млекопитающих и их значение в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Млекопитающих встретить в Битцевском лесу совсем не просто, однако можно увидеть кротов (или результаты их деятельности), зайцев, белок, иногда лосей. Лесники, чья избушка находится в Битцевском лесопарке между Северным и Южным Бутово (остановка автобусов «Старокрымская улица»), охотно расскажут о своих встречах с лосями, о том, как зимой подкармливают их солью. При изучении этой темы зимой можно показать не только заячьи и лосиные следы, но и следы кабанов.

Природные сообщества. Экологические факторы, их влияние на растения и животных. Природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе. Цепи питания. Значение природных сообществ в жизни человека. Влияние деятельности человека на природные сообщества. Изучение этой темы на природе дает хорошие результаты. Из многообразия растительных сообществ Битцевского леса нужно выбрать одно, наиболее типичное для исследуемого участка леса. Целесообразно рассмотреть множество экологических факторов, влияющих на сообщество, выявить различия между растениями одного вида на краю сообщества и в центральной его части, сравнить видовой состав растений и животных на разных участках. Нужно постараться проследить множество причинно-следственных связей в природе, рассмотреть потоки вещества и энергии в сообществе на примере пищевых связей, попробовать построить пищевую пирамиду для данного сообщества. Необходимо рассмотреть варианты выпадения одного из звеньев пищевой цепи, описать все возможные последствия. Интересно оценить возможности доминирования одних видов растений и животных над другими, подумать о том, каким было это сообщество 10, 20, 100 лет назад, и построить прогноз развития сообщества на 10 и 100 лет.

Устойчивость природных сообществ определяется видовым разнообразием. Деятельность человека зачастую разрушает природные сообщества, уменьшает численность видов и видового разнообразия. Освоение человеком новых участков леса, выбросы промышленности и автомобильного транспорта, неправильное поведение в обращении с природой — все это ведет к истреблению видов растений и животных и, как следствие, к снижению устойчивости сообществ. Природные сообщества уже не могут сопротивляться такому сильному воздействию, механизмы поддержания системы постепенно нарушаются, сообщество разрушается. Это хорошо видно на опушках леса, где часто вновь построенные гаражи отняли у леса часть территории, строительные работы нарушили почвенный покров, в результате чего нарушился траво- и древостой. Пострадали все группы животных. Вблизи дорог, проложенных в лесу, видовой состав растений и животных гораздо беднее, чем в чаще. Ситуацию можно наглядно продемонстрировать, подсчитав число видов и их численность на площадках равной площади на разных участках леса.

Литература
Лесопарки Москвы: Путеводитель. М., 1998.
Нестеров Е.В., Фадеев И.В., Пешехонов С.Е. Птицы Москвы. М., 1997.


Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников

Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая исследовательская и опытническая работа по их актуальным вопросам. Биология — наука, в которой многие области доступны для работы в них учащихся.

Изучение природы является неотъемлемой частью работы краеведческих и биологических кружков, а также учебных групп. Овладение навыками наблюдений и обобщение их результатов приходят с опытом. Поэтому необходимо начинать с простых исследований, при проведении которых можно освоить все необходимые навыки исследователя, познакомиться с различными методиками выполнения работ, анализом и методами обработки полученного материала, а также научиться правильно оформлять материалы исследований.

Работа по теме «Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников Битцевского лесопарка» предназначена для начинающих исследователей природы и может проводиться в любой сезон. Ее выполнение позволяет лучше познакомиться с правилами и методами работы в природе, оформлением результатов наблюдений, научиться обобщать их в виде графиков и таблиц, находить объекты живой природы по определителям, а также познакомиться с окружающим растительным миром. Для выполнения работы необходимо самостоятельно сформулировать цель, задачи и разработать методику на основе предлагаемых ниже заданий.

Задание 1

Во время работы в лесу выявите и опишите по методике маршрутного описания (приложение 4) 5 биотопов. Растительный биотоп — своеобразный участок растительного покрова, отличающийся от соседних составом растений, ярусностью, характером взаимодействий между растениями и средой. В каждом биотопе заложите по 2 пробные площадки 10 х 10 м. (Правила закладывания площадок даны в приложении 4.) Площадки должны закладываться на одном элементе рельефа (на склоне надпойменной террасы, на понижении поймы и т.д.), включать наиболее характерные виды и находиться на некотором расстоянии от троп и дорог. При закладывании площадок следует иметь в виду, что расстояние между ними должно быть не меньше длины стороны самой площадки, т.е. в данном случае не меньше 10 м. Не следует закладывать площадки на границах биотопов, тропинках, на краю леса. Углы площадок при закладывании следует каким-либо образом помечать для их последующего быстрого нахождения. Для этого можно использовать бумагу или газету. Желательно написать на метке номера биотопа и площадки. Нумерацию лучше сделать сквозную, т.е. обозначить площадки с 1-й по 10-ю, вне зависимости от биотопа.

Задание 2

Для каждой площадки составьте подробную схему, на которую нанесите: расположение площадки относительно сторон света, проекции крон (указываются пунктиром) и стволов деревьев, скопления кустарников, сухостой, пни и валежник. Для этого выберите условные обозначения, которые должны быть едиными для всех площадок. Определите число стволов деревьев по породам, а также средние и максимальные высоты и диаметры. Составьте общую схему расположения биотопов и площадок внутри них. Описание площадок необходимо для более полного описания биотопов, а также для выявления особенностей произрастания деревьев и кустарников.

Задание 3

В процессе описания биотопов и площадок соберите веточки всех встретившихся видов деревьев и кустарников, а также представителей травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов. Для обнаружения и сбора травянистых растений и мхов в зимнее время разройте снег в 15—20 местах площадки. Покопы должны быть диаметром не менее 0,5 м и располагаться у стволов деревьев, под кронами, в межкроновом пространстве. Определите их и зарисуйте веточки деревьев и кустарников. Рисунки должны быть четкими, с хорошо выраженными морфологическими особенностями данного вида и должны иметь подписи названий на русском и латинском языках. Растения различных ярусов, видовой состав которых при описании биотопов и площадок установить на месте не представляется возможным, следует собрать в гербарий для последующего определения, присвоив им номера, под которыми они вносятся в описание площадок и биотопов в полевом дневнике.

Задание 4

Составьте таблицу встречаемости видов растений по биотопам и площадкам, внеся в нее виды, отмеченные во всех ярусах, по порядку: деревья, кустарники и кустарнички, травы, мхи и лишайники. Используя внесенные в таблицу данные, выявите часто и редко встречающиеся виды деревьев и кустарников. Для этого составьте критерии для часто и редко встречаемых видов деревьев и кустарников (например, часто встречающиеся виды обнаружены во всех биотопах, редко встречающиеся — только в одном биотопе).
Ниже приведен пример оформления таблицы.

Таблица
Видовой состав растений изученных биотопов
№ п/п Виды растений Биотопы и площадки
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                       

 

Задание 5

Определите коэффициент сходства видового состава между площадками внутри каждого биотопа и между биотопами. Коэффициент сходства видового состава (Кс) определяют по формуле:

Кс = 2Nab /(Na + Nb),

где Nab — число общих видов для сравниваемых биотопов (площадок);
Na — число видов для биотопа (площадки) «а»;
Nb — число видов для биотопа (площадки) «b».

Коэффициент различия видового состава растений (Кр) определяют по формуле: Кр = 1 - Кс.

Сравнение биотопов по видовому составу следует производить так: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 2—3, 2—4, 2—5, 3—4, 3—5 и т.д.; площадки следует сравнивать по видовому составу только внутри каждого биотопа: 1—2, 3—4, 5—6 и т.д. Полученные результаты сравнения биотопов можно представить в виде матрицы.

Просмотрите данные, включенные в таблицу, и попробуйте, используя их, описать сходство и различия в видовом составе растений площадок и биотопов. Определите, используя полученные коэффициенты, наиболее сходные и различные по видовому составу биотопы и площадки. Чем больше коэффициент сходства (0,8—1), тем более сходны по видовому составу описанные площадки и биотопы.

Задание 6

Используя описания биотопов и схемы площадок, выявите особенности произрастания видов деревьев и кустарников, т.е. как и где произрастают виды деревьев и кустарников в описанных биотопах.

На основе проведенных наблюдений и анализа полученного материала напишите отчет об исследовании. При написании отчета соблюдайте следующие правила.
1. При формулировании цели помните, что цель в работе всегда одна и может начинаться со слова «изучить». Например: «изучить видовой состав и особенности произрастания древоразрушающих грибов в лесных биотопах Битцевского леса».
2. Задачи расширяют цель. Их формулировка может начинаться со слов «установить», «выявить», «выяснить», «изучить». Например: «выявить видовой состав зимнезеленых растений и мхов участка леса».
3. Методика — это описание того, как выполнялась работа. Методику пишут обычно в прошедшем времени, например: «…в описанном биотопе заложили (или была заложена) площадку 20 х 20 м так, чтобы муравейник находился в пределах площадки». Определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, «кошение» сачком, установка ловушек и т.п. — все это методика.

При написании черновика (и чистовика) работы придерживайтесь следующего плана.
1. Тема работы «Деревья и кустарники лесных биотопов...» (например, Битцевского лесопарка).
2. Место, где проводилась работа.
3. Метеоусловия, при которых проводилась работа.
4. Цель работы.
5. Задачи.
6. Методика.
7. Описание работы.
В этот раздел поместите: описания биотопов и площадок; таблицы средних и максимальных высот и диаметров деревьев по породам; сводную таблицу видового состава; матрицу с коэффициентами сходства; полные ответы на поставленные задачи на основании полученных данных. При формулировании ответов номер задачи ставить не следует.
8. Выводы, т.е. краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах.
9. Использованная при проведении исследований литература.

Примечания:
1. При первом упоминании в работе какого-либо вида дерева или кустарника должна быть ссылка на его рисунок.
2. Каждый рисунок, таблица, матрица, схема и т.п. помимо обязательной ссылки должны иметь название и использованные условные обозначения.
3. Правила оформления исследовательской работы разъяснены в приложении 4.

Литература
Акимова Н.П. Краткий определитель древесно-кустарниковых пород по почкам. Киев, 1950.
Андронов Н.М. Определитель древесных растений по побегам и почкам. Л., 1970.
Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям. Л., 1974.
Богданов П.Л. Определитель споровых растений травяного и мохового покрова. М.; Л., 1951.
Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники Средней полосы Европейской части России: Определитель. СПб., 1998.
Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой: Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. М., 2001.
Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. М., 1967.
Ефимова М.А. Деревья и кустарники зимой: Школьный определитель. Л., 1954.
Изучайте природу! Методический сборник работ школьников / Сост. Н.П. Харитонов. М., 1994. Вып. 1.
Каплан Б.М. Листопадные деревья зимой: Учеб.-метод. пособие по изучению и определению деревьев в безлистном состоянии. М., 2000.
Новиков А.Л. Определитель деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Минск, 1965.
Определитель лиственных деревьев и кустарников. Минск, 1972.
Рычин Ю.В. Деревья и кустарники зимой: Определитель. Пособие к зимним ботаническим экскурсиям. М., 1953.
Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора: Определитель. М., 1972.
Скворцов А.К. Ивы Средней России в зимнем состоянии // Бюл. МОИП. 1965. Т. 60. № 3.
Слука З.А. Зеленые мхи: Практикум по ботанике. М., 1980.
Харитонов Н.П. Описание биотопов при маршрутных исследованиях: Метод. рекомендации. М., 1998.
Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ // Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии: Метод, пособие / Сост. С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд; под ред. М.В.Чертопруда. М., 1999.
Хомякова И.М. Лесные травы: Определитель по вегетативным признакам. Воронеж, 1974.
Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. М., 1985.


Грибы в лесопарках

Постоянно общаясь с детьми, не устаешь поражаться оторванности школьного образования от реальной жизни. Напичканные книжными знаниями, отличники не могут объяснить, почему из птичьей автопоилки не выливается вода, как рождаются ежики и что такое плесень. Дети, только что «освоившие» в школе тему «Водоросли», называли так водные растения в аквариуме, а о зеленом налете на его стенках один из них высказался: «Ну, плесень налипла какая-то». Отсюда следует вывод: обучать надо на практике и на наглядных примерах.

Та же пресловутая плесень относится, между прочим, к царству грибов, которые по школьной программе положено проходить отнюдь не в грибной сезон. Где детям можно показать грибы зимой или ранней весной (кроме засоленных в банке, да той же самой плесени, поселяющейся на любых продуктах от небрежности да сырости, а также заботливо выращенной, согласно традициям, на сыре камамбер)?

Но учебный план можно построить таким образом, чтобы изучать грибы не в конце курса «Ботаника», а осенью. Этому благоприятствует и тот факт, что курс анатомии растений в 6-м классе не особенно насыщен. Если его не растягивать, то все бывает пройдено к середине апреля. И можно, не мешкая, начинать знакомить учащихся с семействами покрытосеменных растений, иллюстрируя рассказ подрастающим на газонах наглядным материалом. Закончить изучение и закрепить материал, касающийся семейств двудольных и однодольных растений, можно в сентябре, когда вокруг еще полно цветущих растений. Октябрь можно посвятить другим систематическим группам растительного мира и «примкнувшим к ним» в учебной программе грибам.

Поверьте, детям стоит увидеть своими глазами, чем отличаются от цветковых растений папоротники и мхи и чем похожи и непохожи грибы на них всех, вместе взятых. А значит: да здравствует биология в экскурсионной форме!

Придя в Битцевский лес, не стоит искать непременно подосиновики с подберезовиками, их пенсионеры-грибники задолго до вас нашли. Мицелий с плодовым телом можно показать на примере гриба-дождевика или любой поганки. Но на этом грибная тема вовсе не исчерпывается. В лесу нас окружает настоящее изобилие грибов, которым никакие грибники не страшны. Например, трутовики, которые большинство людей и грибами- то не считают. А человек знающий, каким, безусловно, должен быть учитель биологии, сможет показать вполне наглядное сходство трутовиков со всем известными маслятами и опятами.

На примере смешных шляп и наплывов на стволах деревьев можно проиллюстрировать понятие однолетних и многолетних плодовых тел, поговорить об их форме (рис. 13), разобраться в значении терминов «облигатные» и «факультативные» паразиты, «сапрофиты». Можно рассмотреть всю экосистему леса в целом, показать, как трутовики разрушают древесину и какие деревья поражают в первую очередь, рассказать об их роли в жизни отдельного дерева и всего сообщества. И, наконец, поговорить о разнообразии трутовиков в природе, использовании их в медицине и народных промыслах и о предотвращении заражения ими здоровых деревьев.

Прежде чем отправиться на экскурсию в парк, надо подготовить к ней учащихся и подготовиться самим. Есть простое правило — на экскурсии нужно не познавать, а узнавать и закреплять уже пройденное. Если в лесу объяснять новый материал, то учащиеся из увиденного почти ничего не запомнят, так как будут заботиться лишь о том, чтобы успеть все записать.

Итак, на предыдущем уроке (а пары, классные и экскурсионные, лучше чередовать) учащиеся должны усвоить, что грибы представляют собой отдельное царство и делятся на четыре отдела: настоящие грибы, оомицеты, лишайники и миксомицеты (слизевики). Стоит назвать и три класса настоящих грибов — зигомицеты, аскомицеты и базидиомицеты, поскольку большинство известных грибов относится именно к ним. В науке выделяют разное число отделов и классов грибов и до сих пор спорят, сколько же их на самом деле.

Не пугайтесь такого начала, структуру царства показать необходимо, это фундамент, на который будет ложиться дальнейший рассказ, а вот изучать подробно все эти таксоны, безусловно, не надо.

Нужно обязательно рассказать, что грибы похожи на растения тем, что растут всю жизнь и высасывают воду из земли разветвленными нитями мицелия. А на животных грибы похожи типом питания, ведь они не фотосинтезируют, а переваривают уже готовые органические вещества, а также химическим составом — клеточные стенки у них из хитина, а запасное вещество — гликоген.

Однако грибное царство не все заимствовало в растительном и животном мире, есть у него и самобытные черты. Например, нити мицелия — гифы — разбиты на клетки очень условно, можно сказать, что клеточные перегородки разбросаны как попало и в результате в клетках разное количество ядер.

Ядра клеток одного мицелия гаплоидны до тех пор, пока его гифы не столкнутся в том же субстрате, где живут с гифами другого мицелия. Мгновенно различив, что наткнулись на чужую особь, кончики гиф сливаются, объединяя свои ядра в дикарион — диплоидное ядро, которое делится, выращивая гифу с диплоидными ядрами. Эта гифа, спрессовываясь, образует плодовое тело. Не правда ли, процесс напоминает технику папье-маше?

Сами мицелии — невидимки, а вот плодовые тела мы не только видим, но и, бывает, едим. А если съесть не успеем, они состарятся, и в них вызреют споры, уже гаплоидные. Споры высыпятся из базидий, спрятанных в трубочках или пластинках гриба, и дадут начало новым грибницам.

Стоит также рассказать семиклассникам о той роли, которую грибы играют в лесном сообществе, о том, что, в отличие от продуцентов-растений, претворяющих энергию солнца в химические связи питательных веществ, грибы являются редуцентами, разлагающими органические останки до минеральных веществ. И надо сказать, грибы щедро оснащены подобающими их роли способностями. Их гифы могут ветвиться бесконечно, полностью опутывая и пронизывая объект разрушения, а набор грибных ферментов способен переварить и усвоить все что угодно, — от кожи и древесины до мяса и костей. Для усвоения столь неудобоваримой пищи требуется много воды, и грибы весьма преуспели в ее добыче и запасении.

Это их полезное качество было по достоинству оценено растениями. И некоторые представители растительного мира вступили с грибами во взаимовыгодное сожительство — симбиоз. Плоды этого шага — микориза (союз подосиновиков и луговых опят с корнями деревьев и трав) и лишайники — крайне неприхотливые организмы из водоросли и гриба.

Казалось бы, сплошная взаимная выгода — грибы растениям дают в обилии воду и минеральные вещества, а те им — питательную органику собственного производства. Но не все так просто. Случается, что гифы вегетативного тела лишайника полностью высасывают часть клеток своих неразлучных партнеров, будь то одноклеточные зеленые водоросли или цианобактерии, обеспечивая жизнь организма в целом. Именно поэтому симбиоз называют еще взаимовыгодным паразитизмом.

Грибы не только разрушают останки растений и животных. Среди них встречаются и паразиты, разрушающие вполне живые организмы. Споры грибов некоторых видов проникают в израненные, ослабленные, а иногда и вполне здоровые организмы — деревья, травы, насекомых, быстро доводят их до гибели и разрастаются «махровым цветом» на поверженных «трупах». Эти виды грибов считаются факультативными паразитами, которым хорошо в равной степени и на живом, и на мертвом хозяине, самое главное — суметь его заразить. То есть это гетеротрофные организмы, которые могут вести и паразитический и сапрофитный образ жизни.

Облигатные паразиты обитают лишь на живом хозяине, смерть его им вовсе не выгодна, так что они относятся к нему более-менее бережно, не торопя его на «тот свет». Иногда они для хозяина почти и незаметны. К таким относятся всем известные лишай, грибок, поражающий ногти, перхоть. Они не способны к сапрофитному типу питания.

В довершение следует сказать, что грибы бывают строго видоспецифичными и, наоборот, поражающими все без разбора (стенобионты, эврибионты). Следует также упомянуть, что их съедобность и несъедобность — весьма условны. Так, большинство неизвестных нам плодовых тел растущих в лесу базидиомицетов в принципе можно собирать и есть, тщательно их проваривая. И наоборот, отравиться можно очень известными грибами.

Все дело в том, что питательные вещества, пригодные в пищу человека, имеются практически во всех грибах. Однако кроме них там имеются и вредные токсины. Поэтому съедобность грибов определяется возможностью уничтожения токсинов. Практически нельзя уничтожить яд бледной поганки. Токсины других ядовитых грибов значительно ослабляются при варке, а у условно съедобных разрушаются полностью, особенно если воду несколько раз слить, заменив ее новой. Количество, а иногда и виды токсинов, аккумулирующихся в плодовом теле гриба, зависят от субстрата, в котором развивается мицелий, и погодных условий конкретного сезона. Наибольшее количество ядовитых веществ в грибах накапливается в сухую, жаркую погоду. Поэтому стоит напомнить, что теория теорией, а первая заповедь грибника гласит — незнакомый гриб не бери. Стоит рассказать и о ботулизме, напомнив о аэробных и анаэробных бактериях.

Не менее чем плодовые тела базидиомицетов коварна и вездесущая плесень, которая любит заводиться на продуктах питания. Оказывается, мицелии всех видов плесени, кроме благородной сырной, канцерогенны. Так что не стоит есть заплесневевший хлеб, рискуя в будущем повысить статистику раковых заболеваний. Не надо, экономии ради, скармливать его и своим домашним питомцам, наивно думая, что им от этого ничего не будет. Еще как будет!

Теперь немного о подготовке учителя к экскурсии. Поговорим о разработке экскурсионного маршрута.

По пути движения готовящейся экскурсии надо пройти сначала самому, отмечая объекты, которые стоит показать, и засекая время, которое планируется на них затратить. Целесообразно продемонстрировать учащимся плодовые тела и мицелии наземных грибов как типичных сапрофитов. Если по пути встретится какое-нибудь гниющее здесь пару лет старое пальто, или доска, или кусок рубероида, что в наших парках, к сожалению, не редкость, пошевелите эту рухлядь палкой, и перед вами, скорее всего, предстанет паутина гиф. Ее тоже стоит показать для демонстрации всеядности грибов — в чем живут, то и едят.

Далее можно подробно рассмотреть несколько наиболее распространенных видов трутовиков, поражающих живые и уничтожающих мертвые деревья. Неплохо на каком-нибудь поваленном стволе, покрытом каскадом плодовых тел, приподнять кору и продемонстрировать истлевшую древесину.

Здесь же в лесу стоит повторить и закрепить термины и понятия, прозвучавшие в классе, а можно добавить и немного новых. Покажите, например, разные формы гименофора трутовиков. У них встречаются не только трубочки и пластины, гименофор может быть и лабиринтовым. Не бойтесь учить детей языку своего предмета.

Закончив работу в лесу, можно перейти на луг и показать травянистые растения, пораженные грибами. В качестве луга подойдет любая лужайка, полянка, газон вдоль дороги — лишь бы на них росли злаки. Паразитические грибы поражают самые разные растения, но проще всего их увидеть именно на злаках. Почти наверняка вы увидите на них спорыньёвые, ржавчинные и филлахоровые грибы.

Грибы из порядка спорыньёвые вызывают чехловидную болезнь злаков, когда листья растения не могут развернуться из-за коричневой пленки, туго пеленающей их. Также можно найти колосья пырея, из которых торчат черные рожки-склероции спорыньи пурпурной, ведь она поражает не только рожь. Если их съесть в достаточном количестве, можно вызвать нешуточные спазмы гладкой мускулатуры кишечника.

Встретив растение, листья которого покрыты блестящими, твердыми, маленькими, слегка выпуклыми пятнышками, знайте — это скопления гиф филлахоры злаковой.

Стеблевая ржавчина злаков поражает не только стебли злаков, как следует из ее названия, но и листья кустарников — барбариса и крушины. Причем ржавчина имеет двулетний цикл развития. В первый год ржавые пятна покрывают листья кустарников, а летом второго года появляются на хлебных и дикорастущих злаках.

Следует заметить, что ржавчина и филлахора очень сходны по внешнему виду, но относятся к разным классам грибов — филлахора к аскомицетам, а ржавчина к базидиомицетам. Усугубляет путаницу в грибной систематике и школьный учебник, в котором без упоминания о классах грибов рассматриваются в одном параграфе пеницилл и мукор, спорынья и головня. Создается впечатление, что эти пары — ближайшие родственники. Восполнив пробелы учебника, нужно дать учащимся краткий систематический обзор наиболее часто встречаемых грибов.

Злейший враг огородников — фитофтора (картофельная гниль) и бич аквариумистов — сапролегния (целый порядок грибов, заводящихся на теле, хвостах и плавниках рыбок) относятся к отделу оомицетов.

К классу зигомицетов отдела настоящих грибов относится порядок мукоровые, включающий множество видов плесени.

Семейство филлахоровые, род пенициллум и порядок спорыньёвые входят в класс аскомицетов, или сумчатых грибов. У них споры рассеиваются в упаковке-аске по несколько штук. К этому же классу относятся знаменитые трюфели, которые, как говорят, ищут при помощи ручной свиньи, так как нежные плодовые тела их из-под земли не высовываются. Аско-мицетами являются также сморчки, строчки и пецици. Плодовые тела последних вырастают, как и у сморчков, в начале мая, но напоминают аккуратненькие полукруглые мисочки красного или коричневого цвета. Беда дачников — мучнистая роса — тоже аскомицет.

Порядок ржавчинные, порядок головневые, порядок афиллофоровые, включающий все трутовики, и порядок агариковые, объединяющий все съедобные грибы с губчатым и пластинчатым гименофором, относятся к классу базидиомицетов.

Теперь, разобравшись с систематическими категориями, можно предложить маленькую «шпаргалку» с изображением наиболее распространенных и легко определимых трутовиков (рис. 14), которые обязательно есть в Битцевском лесу.


Трутовик окаймленный (Fomitopsis pinicola) — один из самых распространенных грибов с яркими, хорошо заметными плодовыми телами. Он встречается повсюду, где не очень сухо, есть пни, сухой валежник и обработанная древесина, использует и лиственные и хвойные породы деревьев. Трутовик окаймленный может выступать как раневой паразит ослабленных деревьев, но в основном разрушает уже мертвые. Его плодовые тела имеют самую разнообразную величину и форму: копытообразную, плосковатую, с распростертым основанием. Консистенция плодовых тел — от пробковой до деревянистой. Их поверхность — неровная, бугорчатая, с хорошо выраженными полукруглыми, параллельными друг другу бороздами. Окраска всегда яркая — от светло-желтой, оранжевой до красно-бордовой. Часто пространство, ограниченное внутренними бороздами, окрашено в серо-черный цвет, а яркая окраска отступает к периферии. Изредка встречаются плодовые тела, у которых темная окраска доминирует.

Этот гриб имеет притуплённые, слегка вздутые и чуточку завернутые вниз края. Они более светлые, чем основная окраска гриба, что и создает впечатление каймы. Гименофор — белый или кремовый, при надавливании буреющий. Резупинатная форма в виде подушечки толщиной около 6 мм представляет собой спороносную губку, окруженную бесплодным вздутым краешком. Поры ее более крупные, чем у основной формы. Нужно заметить, что вид резупинатных форм в полевых условиях лучше не определять.

Дубовая губка (Daedalea quercina) — многолетний гриб, поселяется на пнях и мертвых стволах широколиственных деревьев, чаще всего на дубах. Плодовое тело этого гриба типично и разновидностей почти не образует. Шляпки имеет полукруглые, более или менее копытообразные, сидячие, реже распростерто-отогнутые. Поверхность плодового тела неровная, шероховатая, как бархатная бумага, или бугристая, редко голая. Цвет у молодых грибов бежевый или охристый, с возрастом темнеющий до бурого. Край ровный, туповатый, большей частью снизу стерильный (без спороносной ткани); ткань шляпки пробковая, при разрыве волокнистая, цвета древесины или кожано-желтая; гименофор лабиринтовый.

Daedaleopsis confragosa — пример гриба с неудачным и малоупотребимым русским названием — дедалеопсис бугристый. Он имеет тонкую, плоскую шляпку с лабиринтовым (внешне похожим на пластинчатый) гименофором. Его плодовые тела сидячие, пробково-кожистой консистенции, от полукруглых плоских до копытообразных диаметром 6—9 см. Сверху они немного выпуклые, как бы с горбиком в месте прикрепления. Вообще этот гриб имеет широкое основание, а к краю шляпка истончается. Поверхность — голая, концентрически-бороздчатая, часто от краев к основанию идут мелкие морщинки. По мере старения гриба окраска темнеет, начиная от основания. Вначале кожано-желтая шляпка становится кирпично-красной, затем красновато-бурой. Темную зону резко отделяет одна из концентрических борозд, а вдоль края проходит широкая охристая или грязно-желтая кайма. Ткань на разрыве имеет цвет древесины, потом краснеет и при засушивании гриба буреет. Спороносный слой бурого цвета с мучнистым налетом состоит из тонких часто расположенных пластинок, ближе к краю срастающихся между собой.

Обитает Daedaleopsis confragosa на различных лиственных породах: иве, березе, ольхе, лещине, рябине. В древесине на месте прикрепления гриба развивается белая гниль. У этих грибов внутри вида иногда встречаются очень устойчивые цветовые формы, которые принято называть вариантами. Жизнь грибов настолько своеобразна, что определить, к чему вариант ближе — к цветовой морфе или подвиду, довольно сложно. В подобных случаях видовое название пишется следующим образом: Daedaleopsis confragosa var. tricolor. Он отличается матово-черным цветом, у молодых грибов — пурпурно-бурым. Концентрические борозды на шляпке выпуклые и ощущаются под пальцем; край более бледной или рыжеватой окраски; пластинки гименофора у края лососево-кремовые, к основанию коричневые; ткань шляпки светлая.

Березовая губка (Piptoporus betulinus) широко распространена в лиственных и смешанных лесах умеренной зоны. Особенно часто этот трутовик встречается на опушках и у дорог, в переувлажненных лесах и на старых гарях. Он поселяется на отмерших, а изредка на еще живых стволах березы. Плодовое тело похоже на приплюснутое, округлое, как бы надувное, копытце — сидячее или с зачаточной ножкой. Ткань белая, мягкая, у молодых консистенции зефира, у старых — твердеющая и становящаяся похожей на пенопласт. Сверху гриб покрыт мягкой, тонкой, отделяющейся кожицей шоколадного или желтовато-серого цвета, которая с возрастом начинает трескаться и шелушиться, обнажая белую ткань. Гименофор — розоватый, к старости буреющий, край плавно закругленный. На открытых местах гриб может принимать уродливые формы: его плодовое тело начинает развиваться в виде колокола или даже цилиндра, иногда совсем без гименофора. Грибы такой формы разрушают дерево гораздо быстрее, чем обычной, доводя древесину до порошкообразной массы внутри футляра из сухой бересты.


Трутовик плоский (Ganoderma applanatum) — настоящий космополит, обитает на пнях и мертвой древесине многих лиственных и хвойных пород. Шляпки имеет многолетние, разрастающиеся до гигантских размеров, плоские, сидячие. Иногда они соединяются по несколько штук наподобие черепицы.

Поверхность шляпки голая, слегка потрескавшаяся, на ней отчетливо видны борозды, расходящиеся от основания, как круги по воде. У молодого гриба шляпка бежевого цвета, с годами все более коричневеющая, сначала до цвета лежалого шоколада, затем до темно-бурого. Изменение окраски объясняется налетом спор на поверхности гриба. Нижняя сторона плодового тела ярко-белая, поры очень мелкие, постепенно заполняющиеся белой массой, край ровный, неострый, коричневый.

Трутовик настоящий (Fomes fomentarius) — самый распространенный и известный гриб в семействе пориевых. Покрытые толстой серой коркой копытообразные плодовые тела его можно встретить в лесах, парках, у дорог и строений, на пнях, сухостойных и валежных, реже на живых стволах березы, осины, ольхи, ясеня, липы, дуба.

Он вызывает светло-желтую гниль с черными линиями, отделяющими здоровую древесину от загнившей. Основание плодового тела довольно широкое, но прикрепляется к стволу только своей верхней частью, поэтому его легко оторвать от субстрата. С виду плодовое тело напоминает слоеный пирог — муравейник, так как борозды пролегают одна над другой. Ткань шляпки серая, бурая или рыжеватая, плотная, на разрыве бархатная. Раньше из нее делали трут, который мог долго тлеть, и достаточно гигроскопичную вату. Окраска края плодового тела у трутовика настоящего обычно светлее, чем окраска всей шляпки. Гименофор имеет цвет какао с молоком, а трубочки все лето запечатаны белыми или серыми пробками, которые открываются только осенью, а споры высыпаются ранней весной.

Сосновая губка (Phellinus pini) является паразитом сосны, особенно часто поражающим ослабленные деревья. Развиваясь в древесине, этот трутовик вызывает гниль с красновато-бурым оттенком и белыми пятнами целлюлозы, на месте которых потом образуются пустоты в виде сита. Плодовое тело деревянистое, сидячее, копытообразное, без ясно выраженной корки, часто с радиальными трещинами, с щетинисто-шероховатой поверхностью; край обычно острый и ровный; цвет буроватый, коричневый, напоминающий темную замшу, у старого гриба почти черный; ткань деревянистая, ржаво-коричневая; поверхность трубчатого слоя желтоватая или ржавая.

Ложный осиновый трутовик (Phellinus tremule). Его шляпки чаще всего появляются на местах засохших и опавших сучков, через которые обычно и происходит заражение, вследствие чего плодовые тела кажутся углубленными в кору. На тонких ветвях они вытягиваются вдоль субстрата и становятся похожи на лодочки. Кроме того, этот вид может давать распростертые плодовые тела. По консистенции шляпки пробково-деревянистые, часто с растрескавшейся поверхностью. У основания они имеют обычно черный цвет, к краю переходящий в бурый или серый; трубочки ржаво-коричневые или бурые. Внутренняя гниль, вызываемая ложным осиновым трутовиком, может быть беловатой и желтоватой.

Трутовик заборный (Gloeophyllum sepiarium) встречается в хвойных лесах, на вырубках, на обработанной хвойной древесине (заборах, столбах, мостах). В качестве исключения поселяется на осине. Его небольшие (2—5 см) тонкие шляпки напоминают вырезанный из кожи полукруг, впоследствии смятый и местами загнутый. Плоские шляпки могут располагаться вплотную одна над другой и при этом срастаться. Молодой заборный гриб имеет ярко-ржавый цвет, по мере старения он темнеет до цвета чайной заварки или почти черного. Острый край плодового тела всегда светлее, чем его общая окраска, иногда это почти белая каемочка. На плодовом теле сверху близко одна к другой проходят концентрические борозды, на ощупь колючие и щетинистые. Пластинки гименофора светло-ржавые, к основанию буреющие, обычно тонкие и располагаются часто на расстоянии 0,5—1 мм друг от друга. Ткань шляпки на изломе тоже ржавая или рыжая, пробковая. Разрушая древесину, трутовик заборный вызывает бурую гниль.

Abortiporus borealis, имеющий некрупные белые или кремовые плодовые тела, хорошо заметен на темном фоне коры деревьев. Его толстые водянисто-губчатые сидячие шляпки вырастают на хвойных породах во второй половине лета. К осени они высыхают и твердеют, их тонкие края подворачиваются внутрь или лопаются. Трубчатый слой белый, желтоватый, иногда с охристым налетом, его поверхность неровная, отверстия трубочек угловатые, неравновеликие. В древесине гриб образует буровато-желтую гниль с многочисленными трещинками, заполненными белой грибницей.

Трутовик серно-желтый (Laetiporus sulphureus) радует глаз ядовито-желтым или оранжево-желтым цветом своих крупных, растущих скученно, плодовых тел. Этот гриб считается съедобным. В июне его плодовые тела мясисто-водянистые, именно тогда их и следует есть. К середине лета шляпки, достигающие веса 4 кг, становятся ломкими и вскоре полностью съедаются насекомыми. Плодовые тела имеют веерообразную, оплывающую форму, поверхность от волнистой до радиально-складчатой с мучнистым налетом; края шляпки слегка подогнутые; ткань бледно-желтая с грибным запахом; на изломе может выделять сок; трубочки — мелкие. Этот гриб имеет очень широкое географическое распространение и в разных частях ареала использует разных хозяев. В Восточной Европе он обычно встречается на старых дубах и ивах, в Сибири — на лиственнице, в Средней Азии — на ильмах, а на Дальнем Востоке — на маньчжурском орехе. Гриб вызывает бурую быстро распространяющуюся гниль.

Coriolus versicolor чаще всего встречается на лиственных породах. Видовой эпитет versicolor часто переводят как многоцветный, а родовое название можно записать по-русски — получится кориолус многоцветный. Это неудобно, и специалисты в подобных случаях предпочитают пользоваться исключительно латынью. Сидячие шляпки этого гриба напоминают маленькие веера или раковинки, суженные у основания. Шелковистая блестящая поверхность окрашена в различные оттенки серого, редко темно-коричневого цвета. Иногда по поверхности гриба проходят резкие концентрические полосы, более темные, чем основная окраска. Край шляпки тонкий, иногда волнистый; ткань белая, кожистая, несколько клочковатая; поверхность трубчатого слоя беловатая, желтоватая или бледно-буроватая. Встречается этот красавец повсюду на пнях, опавших ветвях, дровах. В качестве исключения поселяется на хвойных деревьях, образуя резупинатную форму.

Coriolus pubensis тоже отличается некрупными веерообразными шляпками, окрашенными в пастельные тона. Однако края шляпки имеют не тонкие, а, напротив, вздутые, да и сами плодовые тела потолще, чем у предыдущего вида. Их поверхность бархатистая или мохнато-войлочная; ткань белая, сначала мягко-кожистая, потом волокнистая желтоватая, очень легкая; трубочки короткие, серенькие. Растет во второй половине лета на мертвых стволах березы, ольхи, бука, осины.

Щелелистник (Schizophyllum commune) имеет шляпки, похожие на маленькие серые абажурчики в складочку и с бахромой. На самом деле каждая такая складочка — это настоящее плодовое тело. У грибов семейства шизофилловые плодовые тела срастаются, а их края, повернутые внутрь, служат перегородками спороносного слоя. Гименофор считается трубчатым, но выглядит как пластинчатый, особенно при влажной погоде. При сухой погоде каждая пластинка раздваивается (ведь ее составляют края двух соседних плодовых тел) и затвердевает так, что края соседних пластинок образуют трубочку. Такая защита гименофора позволяет расти щелелистнику в условиях очень сухого климата, даже в полупустыне.

Этот пепельно-серый гриб растет во всех частях света, кроме арктической зоны. Он предпочитает селиться на поваленных стволах, пнях и отмерших ветках лиственных деревьев. Иногда поселяется на ослабленных деревьях с сильно поврежденной корой и хвойных деревьях. В Индонезии и на Мадагаскаре, несмотря на кожистую консистенцию, щелелистники считают съедобными, из них варят суп или жуют сырыми.

В наших условиях с этим трутовиком проще познакомиться не в парке, а на улицах города. Сильно поврежденные и засыхающие липы в условиях города поражаются почти исключительно щелелистником. Остальным грибам здесь слишком сухо.

Стереум жестковолосистый (Stereum hirsutum) — это еще один гриб, устойчивый к засухе, распространен до полупустынной зоны. В лесу он не избегает сухих и солнечных мест, лишь была бы мертвая древесина: заготовленные из лиственных пород дрова, пни, веточный опад и т.д. Плодовые тела появляются сразу во множестве, они тонкие, полукруглые, с часто расположенными бороздами, бывают светло-серые и бежеватые, бархатистые или едва пушистые на ощупь, снизу охряно-желтые, иногда с серым налетом. Трубочки такие мелкие, что их отверстий не видно. Древесина, на которой поселился гриб, сначала желтеет, потом белеет и гниет очень быстро.

Сухлянка двухлетняя (Coltricia perennis). Плодовое тело этого гриба, как следует из названия, является изначально засушенным. Оно имеет грязно-рыжий цвет, четко разделено на ножку и тонкую шляпку, а на ощупь напоминает жесткий фетр. Сухлянка любит расти прямо на лесных дорогах, гарях или на голой песчаной почве, засыпанной лишь сосновыми иглами. Гименофор у сухлянки трубчатый, однослойный, коричневый, часто немного нисходящий по ножке.

Березовая чага — стерильная форма трутовика скошенного (Inonotus obliquus). Селится она в разрывах коры или в местах отлома сучьев на березах. С виду очень напоминает головешку — такая же черная и растрескавшаяся. Чем больше чаге лет, тем сильнее она выпирает из того углубления в стволе, где выросла, и тем глубже погружаются гифы в древесину. Если сбить с дерева этот «обугленный» нарост, то внутри под черной коркой он окажется цвета ржавчины с охристыми прожилками и легко крошащимся. Эта оранжевая, пробкообразная мякоть гриба является весьма целебной. Ее заваривают как кофе и пьют для снятия приступов гастрита. Считается, что спиртовой настой чаги тормозит развитие раковых опухолей. Его можно купить в аптеке. Вообще крепкий отвар чаги довольно вкусен и может служить альтернативой чаю и кофе. Иногда чага поселяется на ольхе или осине. В этих случаях выглядит она так же, но использовать ее не стоит, так как имеет отвратительно горький вкус.

Литература
Бондарцева М.А., Пармасто Э.Х. Определитель грибов СССР: Порядок афиллофоровые. Л., 1989. Вып.1.
Гарибова JI.B., Сидорова И.И. Грибы // Энцикл. природы России. М., 1999.
Гарибова JI.B. и др. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. М., 1978.
Жизнь растений: В 6 т. / Ред. А.А. Федоров. Т. 2. Грибы / Под ред. М.В. Горленко. М., 1976.
Каратыгин И.В., Азбукина З.М. Определитель грибов СССР: Порядок головневые. Л., 1989. Вып.1.
Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.B., Уранов А.А. Систематика растений. М., 1962.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М., 1995.
Пыстина К. А. Определитель грибов СССР: Класс оомицеты. СПб., 1994. Вып.1.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. М., 1990.


Зимняя многосдедица

Удобное время для проведения биологических экскурсий в лесу и на опушках — когда зимой долгое время нет свежего снега и на поверхности снежного покрова накапливается огромное количество следов самой различной давности («многоследица»). Легко показать торные звериные тропы (следы передвижения) и излюбленные места, чаще всего посещаемые животными, места кормежек (следы кормовой деятельности) и лесных «баталий».

Показывать следы животных можно детям любого возраста, даже в начальной школе.

Для наблюдения следов животных начинающим потребуется небольшая теоретическая подготовка по биологическим особенностям животных, следы которых можно увидеть и сравнительно легко распознать в лесу. Для ребят постарше интересна практическая работа на белотропе (замер следов, тропление), для чего понадобятся блокнот, ручка и рулетка.

Не помешает и предварительный инструктаж группы по тому, как одеться и обуться для зимней прогулки. Ведь при следопытской работе, в отличие от туристской прогулки или похода, неизбежны частые остановки, чреватые переохлаждением. Например, обувь должна быть теплой и свободной, препятствовать засыпанию снега.

Следы лося или кабана в Битцевском и Бутовском лесу — редкость, а следы лисицы, зайца, белки можно наблюдать почти на всей территории. Особенно много следов в лесу южнее МКАД, по опушкам, примыкающим к улицам Поляны, Бартеневская, Академика Семенова, вдоль сохранившейся насыпи бывшей железной дороги и газопровода (Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы).


Лисица

Длина тела лисицы колеблется от 60 до 90 см, длина хвоста всегда больше половины тела с головой, масса — от 4 до 10 кг. Окраска спины у большинства лисиц ярко-рыжая с неясным крестообразным рисунком на лопатках, грудь и брюхо обычно белые, тыльная сторона ушей черная, а кончик хвоста всегда белый.

Лисицы хорошо приспосабливаются к самым разнообразным условиям обитания, ведут оседлый образ жизни. Участок обитания лисицы в зависимости от наличия и урожайности кормов колеблется от 10 до 35 кв. км. Но в годы обилия мышевидных грызунов место обитания может быть всего 2—5 кв. км.

Объекты охоты этого хищника достаточно разнообразны. Основная пища — мелкие мышевидные грызуны, особенно менее подвижные и обычно многочисленные серые полевки. Кроме того, лисица добывает зайцев, боровую и водоплавающую дичь, мелких воробьиных птиц, яйца птиц, гнездящихся на земле, лягушек, змей, ящериц, моллюсков, всевозможных насекомых, падаль, а также многие растительные корма. Она обладает исключительно развитой способностью заменять недостаток основного корма другими более обильными и легкодоступными.

У лисы отличный слух: писк мыши она слышит на расстоянии до 100 м. Хищница чутко реагирует на шорох зверька, передвигающегося под слоем снега. Крупную добычу — зайца — лиса съедает не сразу: часть прячет про запас. Она выкапывает в земле или в снегу ямку, перетаскивает туда остатки добычи и зарывает (пользуясь при этом больше носом, чем лапами).

В конце зимы можно заметить появление парных, а иногда и групповых следов лисиц, что свидетельствует о начале гона.

За исключением периода размножения, лисицы посещают норы очень редко: при больших морозах или спасаясь от врага. Они днюют обычно на лежках, которые устраивают на возвышенных участках: заснеженном бугорке, пне, стволе упавшего дерева. Спит лисица, свернувшись кольцом и спрятав нос у корня хвоста. На месте лежки остается след в виде небольшой круглой лунки.

Как и у других хищников, след передней лапы лисицы крупнее, чем задней. С первого взгляда след лисицы легко спутать со следом некрупной собаки. Однако у лисы отпечатки более стройные, вытянутые. Подошвы лап к зиме густо порастают шерстью, отчего след получается широкий и расплывчатый. Следы вытянуты в одну линию, причем все четыре лапы зверь ставит будто по одной линии. Длина шага — 20—30 см. Если лиса прислушивается или подкрадывается к жертве, она переходит на очень мелкие шаги. При быстром беге длина прыжков лисицы может превышать 3 м.

Опорная площадь лисицы невелика и передвигаться по рыхлому снегу ей трудно. При поисковом ходе цепочка следов (наслед) очень извилиста. Зверь не преминет подойти ко всем возвышающимся над поверхностью снега предметам (пучкам травы, холмикам).

На пути мышкующей лисицы остаются следы ее покопок. При глубоком снеге они имеют вид коронок.


Заяц

В Подмосковных лесах широко распространен заяц-беляк. Длина его тела — от 45 до 65 см, масса — от 2,5 до 5,5 кг. Уши у него относительно короткие. Если их прижать к голове зверька, они концами едва достигают кончика носа. Лапы — широкие и сильно опушенные, летняя шерсть рыжевато-бурая. Зимой беляк снежно-белый, лишь кончики ушей остаются черными. Наибольшей численности заяц-беляк достигает в местах, где различные типы лесных угодий расположены мозаично, — на островах леса среди зарастающих вырубок и гарей, в пойменных лесах, зарослях вдоль водоемов, на опушках лесных полян, в увлажненных низинах и других подобных местах, где хорошо развит травостой и богат подлесок лиственных пород.

Зимой заяц питается преимущественно веточными кормами, в небольшом количестве сухой травой среди бурьяна, торчащего из-под снега. Беляк поедает тонкие ветки и молодые побеги мягких лиственных пород — ивы, осины, березы, реже дуба, клена, лещины. С более толстых веток зайцы обгрызают кору. Если в лесу или на вырубке ветер повалит осину, зайцы собираются возле нее на пиршество.

У беляка бывает несколько выводков в год. Первый выводок (3—6 детенышей) зайчиха приносит рано, нередко, когда в лесу еще лежит снег, покрытый настом. Таких ранних зайцев называют настовиками. Новорожденные весят 90— 130 г. Они появляются на свет зрячими и покрытыми шерстью. В первый же день жизни зайчата способны передвигаться. Новорожденный зайчонок умеет иногда так затаиться, что на него можно наступить.

Основные враги беляка — лисица и бродячие собаки. На зайчат нападают многие птицы, например серая ворона.

В отличие от большинства других животных зайцы передвигаются только галопом, а скорость их бега зависит от длины прыжка. Тропы зайца называют заячьим маликом. Различают три типа заячьих следов: кормовой, или жировочный, ходовой и гонный.

След во время кормежки — кормовой: прыжки редкие, задние лапы не занесены за передние, отпечатки лап плотно «лепятся» друг к другу, часто видно, что заяц сидел на зад- них лапах.

При ходовом следе прыжки достаточно длинные, заяц заносит задние ноги за передние, ставит их параллельно, а одну из передних лап для большей устойчивости выносит несколько вперед. Подошвы задних лап отпечатываются полностью.

Во время погони при быстром беге он ставит задние лапы не рядом, а одну немного впереди другой. Поэтому отпечатки всех четырех лап гонного следа растянуты в длину и по- чти по прямой линии. Задние лапы оставляют отпечатки только пальцев.

Заяц всегда запутывает следы перед лежкой. Зверек петляет, многократно пересекая свой же след, делает вздвойки, проходя по старому следу 20—30 м в обратном направлении, и сметки — большие скачки в сторону (рис. 15).

Делая сметку, заяц старается прыгнуть в кустик, на проталинку, кочку, пучок бурьяна, лыжню или торную тропинку — туда, где отпечатки его лап менее заметны. Делая пробежку по лыжне или тропинке, заяц, отталкиваясь от плотного следа, прыгает далеко в сторону (при замерах — до 2 м) и продолжает бег по целине размеренными прыжками. При этом первый след после «приземления» — нечеткий, «смазанный».

Прежде чем залечь, заяц делает несколько петель, вздвоек, сметок, а лежку выбирает в укромном месте и устраивается головой к своему следу, чтобы вовремя заметить врага и успеть незаметно скрыться, пока тот распутывает узоры его следов.

Можно рулеткой измерить ходовой след зайца (рис. 16).


Белка

В лиственных лесах, где много дупел, белка обеспечена убежищем. В хвойных и смешанных лесах она строит себе жилища сама. Гнездо белки (гайно) — шар диаметром 50—80 см из мелких веточек, кусочков коры, стеблей растений, мха с одним или двумя выходами. Обычно белка строит гнездо в верхней части дерева, чаще у самого ствола, реже в развилине сучьев. В гайне хорошо сохраняется тепло. При морозе в —10 °С в нем бывает от +10 до +19 °С. Нередко зверек имеет несколько гайн и периодически ночует то в одном, то в другом.

Белка ведет дневной образ жизни. Кормится в утренние и предвечерние часы. В середине дня ее редко можно увидеть. В сильные морозы может не покидать гнездо по несколько дней.

Гон протекает в феврале — марте. В это время белки очень много бегают по земле.

Белка кормится семенами хвойных пород — ели, сосны, лиственницы, а также почками ели и некоторых лиственных пород, ест сережки ивы и осины, желуди, лещину, семена различных трав, ягоды, грибы, в небольшом количестве ест животные корма. Чтобы достать еловые почки, белка срезает кончик ветки (6—8 см) и ест, держа его в лапках. Доставая семена из шишек, белка откусывает чешуйку у самого основания. От шишки остается голый стержень с несколькими чешуйками на верхушке. Шишка, «обработанная» дятлом или клестом, имеет совсем иной вид: чешуйки на ней сохраняются, некоторые из них отогнуты ударом клюва птицы.

Задние конечности у белки длиннее передних, поэтому она передвигается последовательными, единичными прыжками (отпечатки задних лап впереди передних). Медленно шла белка или бежала быстро — можно понять только по длине прыжков.

Если белка идет на кормежку, она оставляет характерный «поедной» (кормовой) след: неровный, зигзагообразный, длина прыжков от 20 до 40 см, иногда — до 70 см. Этот след ведет к деревьям, где зверек кормится. Когда белка возвращается к гнезду, она оставляет гаевый след: прямой, с короткими до 20 см прыжками, задние лапы ставит вразброс — елочкой.

Большинство белок приближается к гайну осторожно, не выдавая его местонахождение. Зверьки забираются на дерево где-нибудь в стороне, в полусотне шагов от гнезда, и, перепрыгивая с дерева на дерево, приближаются к нему. Некоторые зверьки, возможно более молодые, оставляют след до самого дерева, на котором находится их гнездо.


Словарик следопыта

Белотроп — следопытство зимой по снегу.
Вздвойка — прием запутывания следа зайцем, когда он проходит 20—30 м назад по собственному следу.
Гайно — гнездо белки.
Малик — заячья тропа.
Многоследица — период, когда продолжительное время нет снегопада и образуется множество звериных следов.
Мышкование — охота хищника (например, лисы) за мышью.
Нарыск — тропа хищника (например, волка или лисы).
Наслед — цепочка следов.
Настовик — зайчонок, рожденный ранней весной («по насту»).
Смётка — прием запутывания следа зайцем, когда он совершает большие прыжки со следа в сторону.
Тропление — прослеживание звериной тропы.


Литература
Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. М., 1999.
Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. 2-е изд., перераб. М., 1988.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., 1989.


<<  Домой      Оглавление     Список  литературы  >>