Костерев Н.А. Обучение разработке нитки маршрутов сложных походов.

<<    Домой    Вверх    >>

Обучение юных туристов разработке нитки маршрутов сложных походов

© Костерев Н.А., методист ЦВР «Раменки»,
старший инструктор туризма, к.м.с.

В программе обучения юных туристов заложено знакомство с вопросами тактики туризма, в том числе и с разработкой маршрутов.

Вопросы разработки нитки маршрутов - один из самых сложных, но в тоже время и самых творческих моментов в работе руководителя похода.

Умение разработать интересный, тактически правильный маршрут, посильный группе крайне важно для его последующего прохождения, роста мастерства туристов. Этому умению и посвящена данная статья.

Для выполнения задания используется специальная карта Хибин.

Карта — учебная, условная. К таким условностям относиться отсутствие названий рек и перевалов. Вообще эти названия в Хибинах довольно «своеобразные» и их усвоение будет только отвлекать от основной задачи. Поэтому все реки — безымянные, а перевалы обозначены номерами. Категория трудности перевалов обозначена условными знаками: подчеркиванием номера перевала сверху или снизу.

На карте обозначены реальные границы зоны, запрещенной для посещения туристами, где ведется добыча апатитовой руды.

Масштаб карты выбран так, что бы она помещалась на лист А4 и все расстояния на карте уже определялись с коэффициентом 1,2, принятым при определении расстояний по карте.

Другой условностью задания можно считать условие, что группа может передвигаться только вдоль рек, переходя из одной реки в другую только через перевалы. Таким образом, участки траверса исключаются из рассмотрения.

При разработке графика маршрута также ставиться условие, что группа может остановиться на ночлег в любом месте, где есть вода. В большинстве случаев в реальном походе, при наличии газа или примусов — так оно и есть.

На наш взгляд, Хибины не только популярный район путешествий, но и учебный полигон для разнообразных заданий. Это и энциклопедия различных ситуаций, связанных с безопасностью в походе. Развитая речная сеть, разнообразие перевалов разной категории трудности позволяет планировать здесь разнообразные маршруты.

Каждому ученику выдается индивидуальное задание по разработке маршрута. Во-первых, различаются категории сложности маршрутов: 2 и 3 кс. Во-вторых, различаются исходные и конечные точки маршрута. Это: станции Имандра, Нефелиновые Пески, Хибины, город Кировск, Коашва, база Поисково-спасательной службы Куэльпор. Комбинируя эти условия, получаем по 15 вариантов для каждой категории сложности (см. таблицу 1).

Для каждой категории сложности похода задаем минимальное расстояние, продолжительность активной части и дневок, количество и сложность определяющих препятствий.
Так для маршрутов 2 кс задается длина не менее 120 км, продолжительность активной части - не менее 8 дней, пройти не менее 2-х перевалов 1А. Условия для маршрута 3 кс. — не менее 140 км, продолжительность активной части — не менее 10 дней, пройти не менее 2-х перевалов 1Б. (таблица 2.).

 

При разработке маршрута вводятся еще условия: маршрут должен иметь радиальные выходы (но не более 25 %), обязательно предусмотреть заброску или докупку продуктов.
Помимо основного маршрута, необходимо придумать запасной и аварийные его варианты.

Запасной — это вариант обхода сложного препятствия при неблагоприятных метеоусловиях, плохом самочувствии или настроении - одним словом, когда нужно обойти сложный участок более простым путем. И таких вариантов надо придумать на каждое сложное препятствие: определяющие перевалы и вершины.

Аварийные варианты — пути эвакуации группы простейшим путем к людям, в населенный пункт. Нужда в нем возникает, если в группе случилось серьезное ЧП, есть заболевшие участники, необходимо вызвать помощь и т.п. Обычно их определяют из самых дальних точек маршрута.

Все эти варианты лучше придумать заранее, в запас, в спокойной домашней обстановке, уточняя информацию о соседних перевалах, долинах, чем экспромтом в походе в случае необходимости, часто в сжатые сроки, изобретая новый маршрут.

Как выполнять задание:

1. Обозначить на карте начальный и конечный пункты.

2. Выделить на карте перевалы максимальной для своего маршрута сложности (для 2 кс. — перевалы 1А, для 3 кс — перевалы 1Б).

3. Выделить интересные места, которые хотелось бы посетить и увидеть: памятники природы и культуры, водопады, озера, грибные и ягодные места, места рыбалки и т.п.

4. Теперь попробуем проложить первый вариант маршрута, соединяя все необходимые места. Не забываем при этом выполнять все требования к маршруту.

5. Получилось? Давайте промерим по карте — сколько же километров в нем оказалось.

6. Не хватило километров — надо удлинять маршрут, добавить радиальные выходы на перевалы. Следи только, чтобы их суммарная протяженность не превысила норматива (25 % от норматива категории сложности).

7. Определяем, а где мы сможем оставить заброску продуктов, или докупить их в магазине. Если таких мест не оказалось, стоит подумать еще над маршрутом и переделать его.

8. Когда нитка маршрута готова, начинаем делить ее на части, расставляя места ночлегов. Все ночлеги должны быть у воды. В первые и в последние дни похода, а также в дни преодоления сложных перевалов — планируем проходить меньшее расстояние.

9. Определяем места дневок через каждые 3-4 дня пути. Хорошо бы совместить их с посещением интересных мест, организацией заброски продуктов и другими полезным занятиями.

10. Теперь заполним график походы, указывая № дня, пройденное расстояние и перевалы (таблица 2).

Вот и все! Маршрут будущего похода готов!

Итак, проверяем что поучилось!

Прежде чем показать свой маршрут другим, проверим его сами.
1. Весь маршрут проходит вдоль рек, переходя из одной реки в другую через перевалы? Правильно!

2. Протяженность маршрута больше эталонной? Хорошо!

3. Сложных, определяющих перевалов больше 2-х? Здорово!

4. Смотрим, в какие дни похода будут проходиться эти сложные перевалы. Это не первый и не последний перевал похода, они проходятся в середине маршрута, сложность пройденных перевалов возрастает постепенно - замечательно.

5. На маршруте предусмотрена заброска или докупка продуктов? Отлично, не придется нести тяжелые рюкзаки.

6. Посмотрим, сколько километров в день будем проходить в первые дни. Если пройденные расстояния постепенно возрастают - здорово, наш организм быстро привыкнет к нагрузке.

7. А будут ли на маршруте дневки? Если они запланированы через каждые 3-4 дня - маршрут пройдем легко.

8. А сколько километров запланировано пройти в тот день, когда мы будем преодолевать самые сложные перевалы? Меньше чем всегда - это правильно, так и надо, у нас много времени уйдет на техническую работу по преодолению препятствий.

9. Посмотрим, как на карте обозначены места ночлегов, все ли они находятся у воды? Если нет - ночевать без воды в таком месте будет проблематично.

10. Все ли сложные перевалы можно обойти по запасному маршруту в случае непогоды?

11. Проверяем, как мы сможем добраться простейшим путем до людей из самых отдаленных точек маршрута.

 

Приводим примерный конспект практического занятия по обучению разработке маршрута похода.

Тема: Разработка маршрута многодневного похода.
Цель: а) научить правилам разработки маршрута и графика движения сложного похода.
Место проведения занятия: аудитория.
Продолжительность занятия: 3 часа
Состав участников: учебная группа.
Форма проведения занятия: практическое занятие в аудитории.
Кто проводит занятие: педагог дополнительного образования.
Материальное обеспечение: картографический материал, бланк-задание, карты маршрутов, пройденных в Хибинах.
Литература:
Волков Н.Н. Спортивные походы в горах, М., ФиС, 1974
Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М., ФиС, 1988
Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста, М. Профиздат, 1985
Энциклопедия туриста, М., Большая советская энциклопедия, 1993

        Ход занятия:

Занятие проводится после прочтения лекции о тактике туристского похода.
1. Вводная беседа (10 мин.).
В форме опроса напоминаются основные сведения о разработке маршрута.

2. Экспертиза маршрута похода (20 мин.).
Педагог показывает заранее подготовленный и нанесенный на карту какой-нибудь маршрут по Хибинам (из ранее пройденных или из библиотеки отчетов). Все вместе анализирует соблюдение основных тактических правил разработки маршрута. Если в маршруте есть тактические ошибки – ищем варианты, как их можно исправить.

3. Самостоятельная работа (90 мин).
Каждый учащийся получает учебную карту и индивидуальное задание на разработку маршрута. Учащийся свой вариант маршрута наносит на учебную карту, составляет график похода, разрабатывает запасные и аварийные варианты.
Экспертиза своего варианта маршрута.
Педагог на этой стадии занятия действует как консультант, помогая выбрать более правильный вариант, ставя проблемные вопросы.

4. Взаимоконтроль, экспертиза маршрута другого участника (20 мин).
Проводится экспертиза маршрута другого участника, результат заноситься в «Оценочный лист».

5. Доработка и исправление своих вариантов маршрутов (20 мин).

6. Подведение итогов занятия (20 мин).

 

Результат выполнения задания выглядит примерно так:

       

В случае, если участники не успевают выполнить задание в отведенное время – можно предложить им завершить его дома и принести на следующее занятие.
Можно усложнять задачу, вводя классифицированные участки не только перевалов, но и траверсов хребтов, каньоны, вершины, места сложных переправ и.т.д..

 Научно-методический журнал "Родина-ru", № 1 (59) 2014, стр. 90

<< Домой      Вверх >>