<<    Домой    Список литературы    >>

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
Туризм и краеведение
изд. 3 дополненное


Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР
М. "Просвещение" 1982


А.А. Харенко, Б.Н.Волков, Н.Н.Волков

ЮНЫЕ ГОРНЫЕ ТУРИСТЫ

   ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью работы кружка является подготовка юных туристов-горняков, которые обладали бы достаточными навыками и знаниями для участия в организации и проведении пешеходных походов в горной местности и горных походов I-II категории сложности (к.с.).

В кружок принимаются учащиеся VII-Х классов. Ребята, прошедшие курс подготовки по программе кружка, должны обладать знаниями и опытом для активного участия в составе судейской коллегии при проведении школьных, районных туристских соревнований.

За время занятий в кружке юные туристы должны приобрести навыки владения горной техникой, ориентирования в горах, получить и закрепить начальные туристские знания по выбору и применению общетуристского и специального горного снаряжения, подбору продуктов питания, оказанию доврачебной помощи; должны знать все необходимые методы и средства обеспечения безопасности и уметь применять их на практике.

Программа работы кружка рассчитана на 2 года обучения.

Программа 1-го года обучения предусматривает получение кружковцами прежде всего общих туристских знаний, необходимых участнику походов I-III к.с. в пешеходном и горном видах туризма. В дополнение к этим "общетуристским" знаниям в первый год занятий происходит знакомство со спецификой путешествий в горах на практике.

По окончании 1-го года занятий предлагается провести пешеходный поход I-II к.с. в районе, имеющем горный рельеф. В этом походе юные туристы закрепляют и развивают полученные туристские знания, приобретают опыт применения горной техники (работа с веревкой на страховке, организация и проведение переправ через горные реки, самостраховка на склонах и пр.).

Программа 2-го года обучения предусматривает углубление туристских знаний, полученных в течение первого года занятий и в походе, а также проработку специфичных для горного туризма тем. При прохождении программы второго года занятий значительное внимание уделяется теоретическим и практическим занятиям, на которых кружковцы поочередно выполняют роль стажеров, руководителей групп под наблюдением руководителя кружка.
В заключение двухгодичного цикла занятий проводится зачетный горный поход I-II к.с., в котором закрепляются на практике знания, полученные на теоретических занятиях. В этом походе также развиваются и закрепляются навыки по организации движения и быта, по руководству туристской группой.

Учебно-воспитательную работу с участниками кружка проводит его руководитель, привлекающий при необходимости специалистов по отдельным вопросам программы.
Практическая отработка вопросов программы проводится в форме групповых и индивидуальных занятий в помещении и на местности, а также самостоятельной работы кружковцев.

Во время первого года обучения основное внимание на практических занятиях на местности следует уделять овладению общетуристскими навыками, методами ориентирования, бивачными работами и т. д., одновременно приступая к освоению начал горной техники - движению по склонам, подъемам и спускам с применением страховки и самостраховки. На втором году центр тяжести практических занятий на местности должен быть перенесен на освоение горной техники и техники обеспечения безопасности при движении в условиях горного рельефа. Такие занятия следует проводить на различных элементах горного рельефа либо на аналогичных элементах, встречающихся на равнинном рельефе: склоны оврагов и карьеров, стены сооружений, большие камни и валуны, специально изготовленные элементы горного рельефа. Очень важно, чтобы руководитель кружка позаботился о необходимых для занятий учебных наглядных пособиях, картах, учебных фильмах, фотографиях, специальном снаряжении, краеведческой литературе.

В кружок юного горного туриста желательно подобрать активных туристов школы, прошедших медицинский осмотр и имеющих опыт участия в одно-, двух-, трехдневных походах. Теоретические занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по три часа. Практические занятия необходимо проводить 2 раза в месяц. Они проходят на местности (непосредственно учебный процесс) и могут длиться до 4 часов. Остальное время, предусмотренное учебным планом для практических занятий, нужно отрабатывать во время двух-, трехдневных выходов на местность и в категорийных походах. Каждый выход на местность должен преследовать определенную цель по отработке конкретной темы, приема, навыка. Для проведения практических занятий на местности кружковцы обеспечиваются снаряжением и оборудованием.

Одно-, двух- и трехдневные походы, организуемые в течение учебного года, являются подготовительными для проведения многодневных зачетных походов. Для участия в многодневном походе участники кружка под контролем руководителя дополнительно проходят медицинский осмотр, распределяют обязанности в группе. Для того чтобы обеспечить успешное проведение путешествия, руководитель перед выездом должен поставить группу на учет контрольно-спасательной службе и связаться с туристскими организациями областей, республик, по территориям которых оно будет проходить. График похода, специфика маршрута обсуждаются всеми участниками.

Основная задача похода по окончании первого года обучения - закрепление общих туристских навыков и знаний, полученных на занятиях, а также знакомство на практике с элементами горного рельефа, освоение методов и способов передвижения в горах, страховки и самостраховки, приобретение опыта краеведческой работы. В заключительном горном походе наряду с теми же целями ставится задача прохождения категорированных перевалов и полное освоение тактики и техники передвижения в горах, а также средств и способов обеспечения безопасности.

В связи с такой спецификой походов должен быть выбран маршрут, позволяющий сочетать обучение со спортивным прохождением. Это может быть достигнуто, в частности, включением в начале или в середине маршрута учебно-тренировочных занятий в стационарном режиме. Маршрут необходимо планировать, правильно распределяя физическую нагрузку, отводя определенное время на акклиматизацию, учебно-тренировочный процесс, отдых.

На маршруте следует ежедневно подводить итоги того, что сделано, и планировать мероприятия на следующий день. Это наиболее эффективно способствует достижению учебно-воспитательных целей похода. Для развития у кружковцев наблюдательности, остроты восприятия ситуации, умения принимать правильное решение руководитель кружка может использовать время привала, организовав беседу с постановкой определенных вопросов, например: "А как вы проложили бы маршрут дальше?" "Где лучше разбить бивак?" "Какие опасности могут возникнуть сейчас и как их избежать?"

По окончании похода необходимо сделать его подробный разбор, объявив каждому участнику оценку его деятельности в походе.

На протяжении всего периода обучения кружковцы должны принимать активное участие в школьной туристско-краеведческой работе (оборудование туристской комнаты, уголка; консультации начинающим туристам; подготовка и участие в проведении соревнований; судейство туристских соревнований и конкурсов).

Примерный тематический план первого года занятий 

Темы занятий Количество часов
Всего теоретические
 занятия
практические занятия
в помещении на местности
  Советский массовый туризм. Цели, задачи и организационные формы школьного туризма 2 - -
2 Горный туризм и его особенности 2 2 - -
Туристско-экскурсионные возможности родного края 12 2 - 10
Краеведческая и общественно полезная работа в походе 12 2 2 8
5 Основные горные системы СССР, их туристские возможности 10 4 - 6
6 Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего пешеходного похода 2 2 - -
7 Топография и ориентирование 18 4 4 10
8 Снаряжение для пешеходного похода по горной местности 14 2 2 10
9 Питание в пешеходном и горном походе 6 2 - 4
10 Техника передвижения и страховки в горной местности 70 4 4 62
11 Бивак и бивачные работы в горной местности 18 2 - 16
12 Медицина и доврачебная помощь в походе 8 2 2 4
13 Физическая подготовка туриста для путешествия 10 2 - 8
14 Подготовка, проведение путешествия и подведение его итогов 6 4 2 -
15 Туристские слеты и соревнования 6 2 - 4
16 Изучение и охрана природы, памятников истории и культуры 20 2 - 18
17 Зачетный учебный пешеходный поход по горной местности - - - -
 

ИТОГО:

216 40 16 160


ПРОГРАММА 1 года обучения


Советский массовый туризм. Школьный туризм, его цели, задачи и организационные формы. Туризм как спорт и отдых. История развития советского туризма. Туризм и комплекс ГТО. Всесоюзная туристская краеведческая экспедиция "Моя Родина - СССР". Общий обзор туристских возможностей СССР. Виды туризма, сезонность. Школьный туризм, его цели, задачи, организационные формы. Работа школьного кружка "Юные горные туристы". Основные организационные вопросы работы кружка.

Горный туризм и его особенности. Место горного туризма в общей системе самодеятельного туризма. История развития горного туризма и альпинизма. Специфика горного туризма.

Туристско-экскурсионные возможности родного края. Физико-географическое и политико-административное положение родного края, его границы и площадь, рельеф, гидрографическая сеть, климат, растительность, животный мир, почвы, полезные ископаемые, население, хозяйство, культура. Краткие сведения об историческом, революционном прошлом родного края; перспективы его развития. Памятные места, экскурсионные объекты, заповедники, музеи. Рекомендуемые экскурсии и маршруты походов и многодневных путешествий по родному краю.
Практические занятия. Посещение достопримечательностей родного края (исторические музеи, памятные места, связанные с революционным прошлым, с событиями Великой Отечественной войны и пр.). Знакомство с историей их возникновения. содержанием, с судьбами причастных к ним людей.

Краеведческая и общественно полезная работа в походе. Задачи краеведческой работы в походе. Виды и формы общественно полезной работы в походе: самодеятельные концерты и беседы, помощь лесному и сельскому хозяйству, по заданию организаций - сбор гербария, образцов горных пород.
Практические занятия. Правила составления гербария, сохранения насекомых и пр.

Основные горные системы СССР, их туристские возможности. Карпаты, Крым, Кавказ, Урал, Тянь-Шань, Памир, Алтай, Саяны, горные системы Забайкалья, Якутии, Дальнего Востока. Основные хребты, реки, долины; климат, высотность. Транспортные возможности. Перспективы школьного туризма и кружка "Юные горные туристы".
Практические занятия. Изучение топографии в конкретных условиях горной местности во время проведения походов. Опознание и описание характерных вершин, гребней, перевалов, ледников, долин, скал, осыпей, озер, растительности и др. объектов местности.
Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего пешеходного похода. Общая физико-географическая характеристика; характер рельефа, основные хребты, гидрографическая сеть, долины, климат. Транспортные возможности. Наиболее популярные туристские маршруты в районе.

Топография и ориентирование. Основные сведения по топографии (карты, схемы, кроки, масштабы, страны света, географическая сетка, географические координаты). Компас и его устройство. Азимут. Две задачи ориентирования: выбор направления движения и определение точки стояния. Изображение рельефа на карте и схеме. Горизонтали, высота сечения. Основные топографические знаки. Изображение специфических форм горного рельефа на картах и схемах.
Практические занятия. Азимут прямой и обратный. Работа с компасом и картой, составление крок. Определение точки своего стояния и прокладка заданного маршрута на местности. В горной местности (в пределах родного края или на маршруте): ориентирование по формам горного рельефа и их элементам (вершинам, хребтам, долинам и др.). Работа с компасом и картой (схемой) - опознание вершин, ледников, долин, определение точки стояния.

Снаряжение для пешеходного похода по горной местности. Виды снаряжения. Групповое и личное снаряжение. Бивачное снаряжение (палатки, спальные мешки, теплоизоляционные подстилки, влагоизоляцня, кухонные, очаговые принадлежности). Одежда, обувь туриста. Снаряжение для обеспечения безопасности: ледоруб (альпеншток), основная и вспомогательная веревки, репшнуры, карабины, солнцезащитные очки Выбор снаряжения, уход за ним в походе, сушка, ремонт, консервация. Ремонтный набор.
Практические занятия. Знакомство со снаряжением для походов по горной местности. Укладка рюкзака и его транспортировка, установка палатки. Уход за снаряжением, его ремонт.

Питание в пешеходном и горном походе. Общие требования к продовольствию: питательность, сохранность, транспортабельность. Нормы закладки продуктов для варки. Технология приготовления наиболее распространенных блюд. Условия варки различных продуктов с изменением высоты. Сублимированные продукты и питательные смеси. Способы хранения продуктов, рекомендации по их укладке и транспортировке. Суточный рацион туриста. Режим питания в походе по горной местности. Водно-солевой режим на маршруте. Возможности пополнения продуктов на маршруте.
Практические занятия. Составление меню, приготовление пиши на костре, меры безопасности при работе у костра.

Техника передвижения и страховки в горной местности. Снаряжение, обеспечивающее страховку (основная и вспомогательная веревки, ледоруб, карабины). Виды страховки (самостраховка, взаимная страховка, страховка спутника, групповая). Обязанности туриста во время страховки. Узлы, применяемые в горном туризме ("проводник", "булинь", "прямой", "схватывающий", "стремя", "беседка", "брамшкотовый"). Их назначение и применение. Приемы страховки в зависимости от характера маршрута (страховка через плечо, сидя, через поясницу, выступ, крюк, ледоруб, комбинированная страховка). Понятие о рывке при срыве и способах его погашения.
Представление о различном трении веревки (о куртку, рукавицы, выступ, ледоруб, карабин).
Практические занятия. Вязка узлов, применяемых в горном туризме (в помещении); отработка страховки и самостраховки (на местности).

Передвижение по травянистым склонам, осыпям и скалам. Разновидности травянистых склонов и осыпей и связанные с ними опасности. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильный выбор места для постановки ног, правило трех точек опоры, избежание рывков и прыжков, интервалы, повороты, серпантины, равномерная нагрузка, применение ледоруба, альпенштока для самостраховки), организация своевременного и правильного отдыха.
Практические занятия. Отработка темпа и тактики движения, техники применения ледоруба на травянистых склонах, осыпях.

Передвижение по снегу и фирну. Характеристика состояния снежного покрова в зависимости от времени года, дня. Формы снежной поверхности (снежные, фирновые поля, закрытые ледники, снежные мосты, снежный склон, подгорная трещина, снежный кулуар, конус выноса, гребень, карнизы). Опасности, вызываемые состоянием и формой снежной поверхности, метеорологическими условиями, неподготовленностью и неправильными действиями туристов. Особенности техники движения (возможность вытаптывания, выбивания ступенек, использование точек опоры для страховки, движение "след в след", "елочкой", "в три такта", "зигзагом"). Самозадержание на снежном склоне.
Практические занятия. Ходьба по снегу, использование ледоруба, альпенштока для страховки, преодоление лавиноопасных мест. Строгое соблюдение дистанции, наблюдение и сигнализация.

Организация переправ через горные реки. Горные реки как серьезное техническое препятствие. Отличительные особенности горных рек (глубина, зависимость уровня воды от времени суток, скорость течения, характер дна, береговых подходов). Способы переправы. Выбор места для переправы, страховки, наблюдения. Одежда, обувь переправляющегося. Правила страховки при переправах. Переправы вброд (с шестом, вдвоем, шеренгой, колонной, кругом). Устройство перил. Порядок и техника движения вброд вдоль перил. Недопустимость применения схватывающего узла.
Практические занятия. Переправа над водой, по камням, снежным мостам, сваленному дереву. Устройство навесных переправ (наличие точек опоры и страховки, прочность и надежность устройства). Переправа вброд.

Бивак и бивачные работы в горной местности. Требования к биваку в равнинной и горной местностях: безопасность, комфортность (наличие воды, топлива, ровных площадок для установки палаток, защищенность от ветра, возможности для организации туалета и т. д.), эстетичность. Организация ночлега в различных условиях: в зоне леса, на травянистом склоне, осыпях и моренах. Расчет времени для устройства ночлега. Последовательность проведения бивачных работ, их распределение среди участников группы. Костер. Виды костров, оборудование костра и прилегающего пространства, разжигание костра (в том числе, в непогоду), защита от ветра, положение костра относительно палаток, деревьев и кустарников. Безопасность при нахождении у костра. Бережное отношение к природе при оборудовании костра. Сушка одежды и обуви. Работа дежурного и костровых.
Практические занятия. Разбивка бивака на местности с соблюдением всех требований (особенно безопасности зоны бивака, размещения лагеря и костра). Соревнование костровых. Устройство у костра ветрозащитной стенки из подручных материалов.

Гигиена и доврачебная помощь в походе. Общая гигиена как средство поддержания и укрепления здоровья туриста, его спортивной формы. Гигиена одежды и обуви, питания и питья. Режим отдыха, питания и питья. Основные виды заболеваний и травм в походах по горной местности, горная болезнь. Профилактика заболеваний и травматизма, средства и способы оказания доврачебной помощи. Медицинская аптечка.
Практические занятия. Оказание доврачебной помощи, в том числе наложение повязок, шин, остановка кровотечения, искусственное дыхание. Подбор медицинской аптечки.

Физическая подготовка туриста для путешествий в горной местности. Значение физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Круглогодичный и сезонный циклы физической подготовки, их задачи и содержание. Группы мышц, несущие основные нагрузки в путешествии но горной местности. Тренировка выносливости, вестибулярного аппарата. Комплекс ГТО как основа общей физической подготовки.
Практические занятия. В соответствии с циклами физической подготовки.

Сдача туристских норм комплекса ГТО во время учебно-тренировочных походов, занятия по укреплению вестибулярного аппарата, основных групп мышц.

Документы, нормирующие организацию путешествий, и их значение. Подготовка к проведению путешествия; подведение итогов.
Правила организации туристских путешествий на территории СССР; инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.

Подбор группы, распределение обязанностей, медосмотр. Определение цели путешествия, выбор маршрута, получение краеведческого задания.
Сбор сведений о районе путешествия (об особенностях рельефа, метеоусловий и других местных факторов, влияющих на выбор и прохождение маршрута); связь с местными краеведами, школами, организациями. Составление сметы расходов и календарного плана путешествия. Тактическая проработка схемы и календарного плана путешествия (ходовые и весовые нормы, резерв времени на неблагоприятную погоду, запасные варианты маршрута). Правильный выбор времени суток для прохождения отдельных участков маршрута. Ознакомление участников с планом перехода на ближайший день и ежедневный разбор пройденного отрезка пути (в походе). Подготовка снаряжения и продуктов питания. Предпоходная тренировка, тренировочные выходы на местность.
Наблюдения на маршруте, путевые записи, личные и групповые дневники. Краеведческая и общественно полезная работа. Соблюдение туристской этики. Охрана природы.

Подведение итогов путешествия. Составление отчета. Создание фотостенда, стенгазеты, фотоальбома. Оформление справок о совершенном походе и спортивных нормативах. Отчетный туристский вечер, вручение грамот, значков, справок о совершенном походе.
Практические занятия. Разработка маршрута путешествия, составление его календарного плана; сбор сведений о районе путешествия. Составление отчета о путешествии.

Изучение и охрана природы, памятников истории и культуры. Изучение и охрана природы. Значение: материальное, здравоохранительное, познавательное, эстетическое. Конституция СССР об изучении и охране природы (ст. 18, 67). Охрана природы - дело всенародное. Любовь к природе - любовь к Родине. Природа как средство воспитания. Охрана природы и туризм. Родной край, его природные богатства - могучий источник знаний.
Практические занятия. Формы участия туристов в охране природы. Борьба с вредителями леса, с браконьерством, с пожарами, очистка лесов. Посадка зеленых насаждений (аллей туристов, аллей Памяти). Охрана водоемов, животного и растительного мира родного края. Пропаганда охраны природы. Изучение и охрана памятников истории и культуры.

Познавательное, воспитательное значение памятников, их художественная ценность. "Общество охраны памятников истории и культуры РСФСР" (1965 г.). Конституция СССР об охране памятников истории и культуры (ст. 68). Туризм и охрана памятников истории и культуры. Научно-историческое значение памятников и их классификация (исторические памятники, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народов СССР. Мемориальные памятники, повествующие о жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников. Памятники, относящиеся к истории науки и техники, военному делу, хозяйству и быту. Памятники археологии, древние захоронения и т. д. Памятники архитектуры-древние крепостные сооружения, мосты, здания, представляющие интерес с точки зрения изучения развития архитектуры. Памятники искусства - произведения декоративного, прикладного искусства, живописи, скульптуры и т. д.
Практические занятия. Посещение памятников истории, культуры родного края. Организация встреч с интересными людьми - работниками культуры, участниками исторических событий.

Туристские слеты и соревнования. Слет - активное средство пропаганды туризма. Положение о слете. Оборудование поляны слета. Работа судейской коллегии. Подведение итогов.
Практические занятия. Проведение туристских соревнований с учащимися младших классов. Участие в работе судейской коллегии при проведении школьных, районных соревнований.

Примерный тематический план первого года занятий 

Темы занятий Количество часов
Всего теоретические
 занятия
практические занятия
в помещении на местности
   Горный туризм. История, современное состояние, перспективы развития 2 2 - -
2 Горные системы мира и СССР, их возможности для горного туризма 2 2 - -
Образование горного рельефа; его формы и элементы. Основные горообразовательные процессы 10 4 - 6
4 Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего горного похода 4 2 2 -
5 Особенности топографии горной местности и ориентирования в горах 24 2 2 20
6 Основные опасности в горах, средства и способы обеспечения безопасности в горном походе 24 4 - 20
7 Снаряжение для горного похода 8 2 4 2
8 Питание в горном походе 8 4 2 2
9 Привалы и ночлеги в горном походе 4 2 - 2
10 Тактика в горном походе 12 2 2 8
11 Техника передвижения и преодоления естественных препятствий в горном походе 72 6 4 62
12 Гигиена и доврачебная помощь в горном походе 12 2 2 8
13 Физическая и психологическая подготовка к горному походу 8 2 - 6
14 Подготовка, проведение и подведение итогов горного похода (организационные вопросы) 8 8 4 2
15 Обеспечение безопасности в горном походе как комплекс мероприятий, охватывающий весь цикл от начала подготовки к походу до сдачи отчета 20 2 4 14
16 Контрольно-спасательная служба СССР(туристская, альпинистская) 2 - 2 -
17 Зачетный учебный горный поход I-II категории сложности - - - -
 

ИТОГО:

216 38 26 152


ПРОГРАММА 2 года обучения

Горный туризм. История, современное состояние, перспективы развития. История развития горного туризма и альпинизма. Первовосходители на Эльбрус, Казбек, Арарат, Белуху. Туризм в дореволюционной России. Русское горное общество. Крымско-Кавказский горный клуб.
Развитие туризма, альпинизма, детского туризма в СССР. Отделы дальних и близких экскурсий при Наркомате просвещения. Первая конференция туристов, создание общества пролетарского туризма (ОПТ) в 1928 году. Зарождение советского альпинизма. Восхождение студентов Тбилисского университета под руководством профессора Г.П. Николадзе на Казбек 28 августа 1923 г. Акционерное общество "Советский туризм". Создание Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) в 1930 г.
Особенности горного туризма. Специфика горной местности: изменение с высотой солнечной радиации и атмосферного давления, недостаток кислорода; резкие перепады высот; разнообразие форм рельефа с преобладанием крутосклониых, наличие скал, развалов, осыпей, россыпей, снегов, ледников; резкая смена погодных условий; вертикальная поясность. Постепенная акклиматизация.

Горные системы мира и СССР и их возможности для горного туризма. Общая характеристика наиболее значительных горных систем мира (Альпы, Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, Атласские горы, Килиманджаро, Кордильеры).
Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, другие горные системы СССР. Краткая характеристика их физико-географических особенностей. Современные и перспективные возможности для развития туризма.

Основные горообразовательные процессы. Образование горного рельефа, его формы и элементы. Основные сведения о происхождении гор. Основные формы горного рельефа: горная страна, горная группа, горный узел, горный хребет, плато, долина, терраса, ущелье, теснина. Отдельные элементы форм горного рельефа: вершина, пик, гребень, склон, ребро, контра-форс, желоб, кулуар, кары, цирк, стена, осыпь, бараньи лбы. Ледники и их типы: покровные, долинные, каровые, висячие, переметные, возрожденные; открытые и закрытые. Особенности ледниковой поверхности, ледниковые трещины и их виды: подгорные (бергшрунды), поперечные, продольные, боковые, рантовые (рантклюфты), радиальные. Понятие о ледопаде.
Морены движущиеся и отложенные, донные, поверхностные, боковые, срединные, береговые, внутренние, конечные.
Практические занятия. Выезд в горы и проведение занятий по теме "Формы горного рельефа". При отсутствии горного рельефа или аналогов его форм и элементов в пределах родного края эта тема отрабатывается на практике во время проведения горного похода.

Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего горного похода. Общая физико-географическая характеристика, основные хребты и долины, гидрографическая сеть, характер рельефа, климат, транспортные возможности, исторические места, экскурсионные объекты. Наиболее популярные туристские маршруты в районе. Подготовка участниками кружка докладов об участках предстоящего маршрута (рельеф, рациональный путь движения, исторические и современные народнохозяйственные объекты).

Топография и ориентирование в горах. Основные сведения но топографии (повторение и углубление темы первого года занятий). Изображение горного рельефа на карте, схеме; шкала заложения. Определение крутизны склонов на картах различного масштаба. Топографические знаки. Изображение специфических форм и элементов горного рельефа на картах и схемах (ущелья, ледники, бараньи лбы, осыпи и пр.), их характеристика по картографическому материалу.
Практические занятия. Работа с компасом и картой в горах или на пересеченной местности. Определение точки стояния по точечным и линейным ориентирам. На маршруте: ориентирование по специфическим формам горного рельефа (вершинам, долинам, ущельям и пр.). Опознание с помощью карты (схемы) и компаса характерных форм рельефа (долин, ущелий, вершин, ледников и пр.). Определение точки стояния (места нахождения группы). Работа с фотоснимками местности.

Основные опасности в горах, методы и средства обеспечения безопасности в горном походе. Опасности субъективные и объективные. Опасности, обусловленные рельефом местности:
крутизна и состояние склонов, селевые потоки, камнепады, обвалы, снежные лавины, обвалы льда и фирна, карнизов; открытые и закрытые трещины на ледниках. Опасности, обусловленные погодно-климатическими условиями: ветер (на гребнях, крутых склонах), температура и влажность воздуха (особенно их большие перепады), осадки, гроза, туман. Опасности, связанные с пребыванием на высоте: гипоксия (горная болезнь), воздействие солнца (радиация). Опасности, обусловленные быстрым наступлением темного времени суток. Опасности, связанные с бытовыми условиями: ядовитые и опасные животные, ожоги от костра и горячей пищи, нагревательных приборов, обморожения. Опасности, обусловленные недостаточной подготовленностью туристов, неправильным подбором состава группы для горного путешествия, неправильными действиями туристов.
Необходимость правильного подбора группы, систематических физических и технических тренировок, тщательного медосмотра, детальной разработки маршрута и правильной организации акклиматизации, подбора необходимого снаряжения и питания.
Дисциплина па маршруте. Меры предосторожности при движении по склонам, ледникам, скалам; при движении в тумане, в условиях плохой видимости и наступающей темноты, при движении в дождь, снегопад, снежную бурю, грозу; при организации бивака. Примеры несчастных случаев с их анализом.
Основы метеонаблюдений в горах, характерные местные признаки изменения погоды.
Практические занятия. При проведении тренировочных походов отрабатываются приемы и способы движения по условно горной местности, обеспечивающие индивидуальную и коллективную безопасность; проводится отработка тактики движения в условиях плохой погоды (туман, снегопад, пурга). Отрабатываются приемы безопасной организации бивака и бивачных работ: при заготовке топлива, установке палатки, разведении костра и приготовлении пищи на нем или на обогревательных аппаратах.

Снаряжение для горного похода. Виды снаряжения и его назначение (повторение и углубление темы первого года занятий). Бивачное снаряжение (палатки, кухонные и костровые принадлежности, примус, скороварки), правила безопасной эксплуатации его. Одежда и обувь горных туристов. Специальное снаряжение (ледоруб, альпеншток, основная и вспомогательная веревки, карабины, скальные и ледовые крючья, молотки, страховочные пояса, личные репшнуры, солнцезащитные очки и пр.). Требования к снаряжению и уход за ним. Ремонтный набор для горного похода.
Практические занятия. Приемы работы с горным снаряжением: укладка, транспортировка, подготовка к применению (установка палатки, разжигание примуса, подготовка веревок), работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Питание в горном походе (повторение и углубление темы первого года занятий).
Требования к продуктам питания: калорийность, сбалансированность химического состава (содержание белков, жиров и углеводов), транспортабельность, сохранность. Составление раскладки продуктов для похода. Связь режима питания в горном походе с тактическим планом. Роль промежуточных продуктовых баз в многодневном походе, их организация. Пополнение пищевых запасов на маршруте.
Практические занятия. Составление раскладки продуктов для похода. Составление рационов для различных маршрутов. Связь рациона с тактическим планом похода.

Привалы и ночлеги в горном походе. Основное требование к организации привалов и ночлегов в горах - безопасность. Организация ночлега в различных условиях горной местности (в лесу, в долине, на травянистых склонах, осыпях, моренах). Особенности ночлегов выше лесной зоны, в ледниковой зоне, при отсутствии естественного топлива. Заблаговременный выбор бивака. Расчет времени для устройства ночлега. Порядок бивачных работ и их распределение среди участников группы. Требования к месту привала: наличие воды, топлива, защита от ветра, раннее солнце на месте бивака и т. д. Костер. Виды костров. Положение костра относительно лагеря, оборудование костра. Разжигание костра в нормальных погодных условиях и в непогоду, обеспечение безопасности при работе у костра. Бережное отношение к природе. Сушка одежды и обуви. Работа дежурного и костровых.
Практические занятия. Разбивка бивака на местности с соблюдением всех требований (особое внимание уделить безопасности, планировке, размещению костра). Соревнование костровых. Устройство ветрозащитной стенки у костра.

Тактика в горном походе. Зависимость тактики от цели путешествия, района, времени года, сложности маршрута, подготовленности, схоженности группы. Основная задача тактического плана - безаварийное прохождение намеченного маршрута. Особенности организации движения в горах (режим движения и его увязка с режимом отдыха и питания). Порядок движения в лесной зоне, по альпийским лугам, осыпям, снегу, фирну, по снежным и скальным склонам, ребрам, кулуарам и гребням.
Роль направляющего и замыкающего. Место руководителя. Влияние метеорологической обстановки на тактику движения.
Основы тактики преодоления перевалов. Значение предварительного осмотра и выбора пути. Правильный выбор времени суток для прохождения участков пути.
Практические занятия. Разработка тактического плана прохождения маршрута (в целом и на отдельных участках). Отработка порядка движения группы на местности, действий по выбору пути движения. Обсуждение плана движения на день, разбор условий его реализации по окончании дневного перехода.

Техника передвижения и преодоления естественных препятствий в горном походе. Основы страховки и самостраховки. Снаряжение, обеспечивающее страховку (основная и вспомогательная веревки, ледоруб, карабины). Виды страховки (самостраховки, взаимная страховка, страховка партнера, групповая страховка, одновременная и попеременная страховка). Обязанности туристов во время страховки. Узлы, применяемые в горном туризме ("проводник", "булинь", "прямой", "схватывающий", "брамшкотовый", "грудная обвязка", "стремя", "удавка", "беседка", "контрольный"). Приемы страховки в зависимости от конкретных условий местности (страховка через плечо, сидя, через поясницу, через выступ). Комбинированная страховка. Понятие о рывке при срыве и способах его погашения. Трение веревки о куртку, рукавицы, ледоруб, карабин. Передвижение в связках. Порядок движения, количественный состав связок в зависимости от рельефа и состава группы, сигнализация. Движение по натянутым перилам.
Практические занятия. Вязка узлов, применяемых в горном туризме (в помещении), отработка способов страховки и передвижения в связках (на местности).

Основы техники передвижения по горному рельефу - передвижение по травянистым склонам и осыпям. Разновидности травянистых склонов и осыпей и связанные с ними опасности. Основные правила передвижения (темп движения в зависимости от конкретных условий, правильный выбор места для постановки ног, положение ступней относительно склона, плавность передвижения, избежание рывков и прыжков, интервал между участниками, повороты, серпантины, применение ледоруба или альпенштока для самостраховки).
Практические занятия. Отработка темпа и техники передвижения на травянистых склонах и осыпях. Отработка самостраховки ледорубом или альпенштоком при передвижении и поворотах на травянистых склонах и осыпях.

Передвижение по скалам. Особенности скальной поверхности в зависимости от структуры горных пород. Строение скальной поверхности и терминология: кулуары, уступы, гребни, камины, стенки, плиты, расщелины. Опоры и захваты. Характерные опасности, выбор оптимального пути.
Практические занятия. Основные правила передвижения по скалам (выбор пути, опробование опоры, правило трех точек опоры, движение по вертикали, положение центра тяжести относительно опор, основная нагрузка на ноги, чередование нагрузки на различные группы мышц, использование трения, плавность движения).

Передвижение по льду. Применение специального снаряжения (специальных ботинок, ледорубов, крючьев, кошек). Необходимость создания искусственных точек опоры - рубка ступенек, забивка крючьев. Особенности состояния льда в зависимости от сезона, времени суток. Опасности, встречающиеся при передвижении по льду (закрытые снегом трещины, ледовые обвалы, падение камней с крутых склонов).
Практические занятия. Правила передвижения (выбор безопасного пути, правильное выполнение технических приемов, преодоление опасных участков с обязательной страховкой). Крепление кошек, рубка ступенек, забивка крючьев, страховка через крюк.

Гигиена и доврачебная помощь в походе (повторение и углубление темы). Особенности горного климата (понижение атмосферного давления, уменьшенное содержание кислорода, резкое колебание суточных температур, солнечная радиация). Реакция нервной системы (быстрая утомляемость, понижение внимания, ослабление волн, расстройство координации движений и вестибулярного аппарата). Соблюдение правил личной гигиены (гигиена одежды и обуви), режим питания, питья и отдыха, использование естественных факторов оздоровления. Акклиматизация. Горная болезнь. Основные виды травм и заболеваний в горном походе, меры оказания первой помощи. Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия. Оказание доврачебной помощи, подбор походной медицинской аптечки. Транспортировка пострадавшего.

Физическая и психологическая подготовка к горному походу.
Необходимость физической подготовки для горных туристов. Круглогодичная подготовка (общая и специальная физическая подготовка). Группы мышц, несущие основные нагрузки в горном походе. Дыхание. Развитие выносливости. Развитие вестибулярного аппарата под нагрузкой. Комплекс ГТО как основа физической подготовки горного туриста.
Значение психологической подготовки к походу в горах. Психологическая совместимость участников. Взаимоотношения руководителя с участниками, участников между собой. Понятие о лидере в группе. Психологический настрой на преодоление боязни высоты, на длительную физическую перегрузку.
Практические занятия. При проведении занятий на местности в планы физической подготовки включают бег по сильно пересеченной местности, крутым склонам, движение по лежащим или консольно закрепленным бревнам. Эти элементы физической подготовки необходимы для тренировки мышц, работающих при движении в гору и на спуске, укрепления голеностопного сустава, а также вестибулярного аппарата.

Подготовка, проведение горного похода и подведение его итогов (организационные вопросы). Подбор группы, распределение обязанностей. Медосмотр. Теоретические, практические занятия. Выбор маршрута, определение цели путешествия, получение краеведческого задания, сбор сведений о районе путешествия, особенности метеоусловий и местных природных факторов, могущих повлиять на выбор и прохождение маршрута, связь с местными краеведами, школами, организациями. Тактическая проработка с учащимися схемы и календарного плана путешествия (ходовые и весовые нормы, период акклиматизации, запасное время на пережидание неблагоприятной погоды, запасные варианты маршрута). Правильный выбор времени суток для прохождения участков пути. Тактика преодоления запланированных перевалов. Ознакомление участников с планом перехода на ближайший день и ежедневный разбор пройденного маршрута (в походе).
Составление сметы расходов и календарного плана путешествия. Предпоходная тренировка, тренировочный однодневный поход. Подготовка снаряжения и продуктов питания с учетом времени года.
Выход на маршрут. Наблюдения на маршруте, путевые записи, личные и групповые дневники. Краеведческая и общественно - полезная работа. Соблюдение в походе туристской этики.
Подведение итогов путешествия и занятий в кружке "Юные горные туристы". Фотостенды, стенгазеты, фотоальбомы, отчетный туристский вечер, вручение грамот, значков, справок о совершенном походе.
Практические занятия. На занятиях в помещении кружковцы готовят комплект походной документации, изучают отчеты туристских групп, прошедших данный маршрут или отдельные его участки. Проводят проверку состояния снаряжения, ремонтируют, испытывают.

По окончании похода составляют схему отчета, распределяют ответственных за разделы; обсуждают написанный материал, комплектуют отчет.
В занятиях на местности кружковцы знакомятся с фотографированием ключевых и характерных участков местности, по фотографиям и схемам из отчетов предыдущих групп опознают местность и характерные объекты на ней (перевалы, вершины, гребни и пр.).

Обеспечение безопасности в горном походе как комплекс мероприятий, охватывающих весь цикл от начала подготовки к походу до сдачи отчета.
Вопросы обеспечения безопасности в период подготовки похода (подбор участников, разработка основной нити маршрута и запасных вариантов, определение пунктов возможного аварийного движения; подготовка и проверка снаряжения, в том числе снаряжения для обеспечения безопасности; утверждение маршрута в МКК, регистрация в контрольно-спасательной службе (КСС).
В период проведения похода: принятие правильных тактических решений, обеспечивающих безопасность в горной местности; строгое соблюдение техники движения по сложным и опасным путям, участкам, полное и правильное использование снаряжения для обеспечения безопасности; организация аварийно-спасательных работ в горной местности (общая характеристика работ).
Отражение в отчете о пройденном походе вопросов обеспечения безопасности для их изучения последующими группами туристов.
Практические занятия. В помещении кружковцы отрабатывают на практике отдельные элементы комплекса методов и средств обеспечения безопасности: при подготовке снаряжения, питания, разработке маршрута и его запасных вариантов; на местности - проверку и подгонку снаряжения (личного и общего).

Контрольно-спасательная служба СССР. Мировая практика организации контроля и спасания в альпинизме и туризме. Общая характеристика контрольно-спасательной службы в СССР. Положение о КСС. Задача КСС. Обязанности групп по взаимодействию с КСС. Помощь КСС силам группы в проведении поисково-спасательных работ.

ЛИТЕРАТУРА

Абалаков В. М. Основы альпинизма. М., Физкультура и спорт, 1958.
Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 1973.
Волков Н. Н. Спортивные походы в горах. М., Физкультура и спорт, 1974.
Гамезо М.В., Говорухин А.М. Справочник офицера по военной топографии. М., Воениздат, 1968.
Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.
Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977.
Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1982.
Котов Г.Г., Савельев О.А. Сборник руководящих материалов по самодеятельному туризму. Выпуск 3. (Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР). М., Турист, 1974.
Кропф Ф.А. Спасательные работы в горах. М., Физкультура и спорт, 1966.
Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Недра, 1970.
Маленков Б.В. Зимние восхождения. М., Физкультура и спорт, 1967.
Моргунов Б.П. Туризм. М., Просвещение, 1978.
Наумов А.Ф. Баксанская долина. М., Физкультура и спорт, 1972.
Наумов А.Ф. Центральный Кавказ. М., Физкультура и спорт, 1967.
Подготовка общественных туристских кадров. М., Профиздат, 1968.
Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969.
Спутник юного туриста. М., Физкультура и спорт, 1967.
Филиппов В.И., Никифоров В.И. Руководящие материалы для контрольно-спасательных служб. М., Турист, 1975.
Харенко А.А. Горными тропами Кабардино-Балкария. Нальчик, Эльбрус, 1972.
Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм. М., Физкультура и спорт, 1974.
Штюрмер Ю.А. Опасности в горах. М., Турист, 1974.


<< Домой    Список литературы >>