<<   Домой    Список литературы   >>

 
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА

Главный редактор Е.И. Тамм

М. "Большая Российская энциклопедия", 1993

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

А

Абрис
Автомобильный и мотоциклетный туризм
Автобаза
Адаптация к высоте
Азимут
Айсбайль
Айсфифи
Акваланг
Акклиматизация
Активный туризм
Акья
Альпеншток
Альпинизм
Альпинистский лагерь
Альтиметр
Амортизатор
Анорак
Аптечка
Атласы туристские
Атрибутика туристская
Аэрофотоснимок
 

АБРИС (от нем. АbriВ - очертание, контур), схематический чертёж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности.

На абрисе ось хода маршрута (независимо от его изгибов) принимают за прямую линию и прочерчивают ее посредине вдоль листа. Объекты, представляющие интерес, обозначают условными знаками без соблюдения масштаба. Значения расстояний и углов направления, полученные в результате измерений на местности, указывают цифрами. Необходимые сведения, которые не могут быть переданы графически, записывают на полях. Абрис служит для составления кроки и планов местности.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ И МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ТУРИЗМ (автомототуризм), самодеятельные туристские путешествия на автомобилях, мотоциклах, мопедах. Первые увлечения автомобильными путешествиями в России относятся к началу 20 в В 1902 в Санкт-Петербурге был создан один из первых в России клубов автопутешественников. В 20-х гг. в Москве появились клубы мотоциклистов, профсоюза шофёров и др. С конца 30-х гг. в составе Центр, автомотоклуба действовала секция автомототуристов, к-рая оказывала практич. помощь владельцам личных автомобилей и мотоциклов и подготавливала справочную литературу для автолюбителей. С организацией в 1962 Центр. совета по Т. (с 1969 - Центр, совет по Т. и экскурсиям) при нём была создана центральная секция автомототуристов. В 1963 появились Московский и Ленинградский клубы автомототуристов, позднее такие клубы возникли и в ряде др. городов. В 1966 учреждён Центр, клуб автомототуристов. С 1976 организацией и развитием самодеятельного А. и м. т. руководит комиссия автомототуризма Всесоюзной федерации туризма. С кон. 70-х гг. всё более популярными становятся плановые авто- и мотопутешествия на индивидуальных трансп. средствах по заранее разработанным маршрутам с обеспечением туристов ночлегом на турбазах, в тур. гостиницах и кемпингах, питанием и экскурсионным обслуживанием

Для А. и м. т. характерны: путешествия по маршрутам большой протяжённости в разл. природно-климатич, зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с др. видами Т. затраты физич. труда, поскольку осн. нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле и мотоцикле необходимо наличие дорог на большей части маршрута, отсутствие или плохое состояние к-рых ограничивает развитие А. и м. т. в ряде регионов страны. Гл. препятствиями в автомотопутешествиях являются дороги без твёрдого покрытия, заболоченные, каменистые, заснеженные или песчаные, броды, горные дороги и высокогорные перевалы.

Наиболее популярные маршруты проходят по Центр. России, Украине, Белоруссии, Молдове, Кавказу, Крыму, Прибалтике, Уралу, Ср. Азии и Казахстану. Широкие перспективы для развития А и м. т. имеются в Зап. и Вост. Сибири, на Д. Востоке, Камчатке, Сахалине.

Спортивный А. и м. т. регламентируется требованиями Единой спортивной классификации и Правилами проведения тур. спорт, походов. Наиболее распространён он в Литве, Латвии, Эстонии, России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Спорт, походы на автомобилях и мотоциклах в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности и сложности похода подразделяются на 6 категорий сложности (КС). Напр., протяжённость маршрута автопохода 1 КС должна быть не менее 1500 км, мотопохода - не менее 1000 км при общей продолжительности не менее 6 дней: похода 3 КС - 2500 и 2000 км, не менее 10 дней, похода 5 КС - 3500 и 3000 км, св. 16 дней. В походах 1-2 КС допускается участие 1 автомобиля или 2 мотоциклов; 3 КС - 2 автомобилей или 3 мотоциклов; 4-6 КС - не менее 3 автомобилей или 4 мотоциклов. Обычно в походах ср. сложности участвуют группы в составе 2-6 автомобилей или 3-10 мотоциклов. В каждой группе должен быть как минимум 1 сменный водитель. Минимальный допустимый возраст участников похода от 14 (для похода 1 КС) до 19 лет (для похода 6 КС); минимальный возрастной ценз руководителей похода от 18 до 22 лет соответственно. Основным документом, дающим право на проведение спортивного категорийного похода, является маршрутная книжка, выдаваемая маршрутно-квалификационной комиссией федерации Т. либо городским, районным или областным тур. клубом, тур. секцией коллектива физкультуры. Походы по категорийным маршрутам дают право на получение спортивных разрядов и званий, которые присваиваются только водителям трансп. средств.

Соревнования по А. и м. т. проводятся по правилам, разрабатываемым и утверждаемым Всес. федерацией Т. в целях совершенствования техники вождения автомобиля (мотоцикла) и отработки навыков преодоления естеств. препятствий, встречающихся в походах. Соревнования включают преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, скоростную езду и др. виды.

Безопасность авто- и мотопоходов обеспечивается подготовленностью трансп. средств к походу с учётом особенностей трассы и условий, в которых будет проходить поход; совершенствованием умения водителей управлять трансп. средством в условиях, подобных тем, что ожидаются на маршруте; наличием соответствующих индивидуальных и групповых спасат. средств (напр., огнетушителей, аптечки, защитных шлемов, ремней безопасности), спец. приспособлений для преодоления труднопроходимых участков трассы (напр., дорожек для движения по зыбким грунтам, цепей, лебёдки), а также средств сигнализации и связи в походе (в т. ч. портативных радиостанций, сигнальных фонарей, ракетниц с комплектом ракет). Кроме того, каждый экипаж обязан иметь более полный, чем обычный, ремонтный набор, дополнительно укомплектованный инструментами, запасными деталями и материалами, необходимыми для ремонта трансп. средства в походных условиях.

Для подготовки автомототуристов и повышения их квалификации федерации Т., а также гор., районные и обл. тур. клубы организуют семинары, проводят занятия в школах туристской и инструкторской подготовки, включающие уч.-тренировочные походы, организуют соревнования.

Лит.: Кеангели С., Мы начинали в 20-х, "Турист", 1975, № 8. 
Котов Г.Г. Автомобильный туризм. М., 1966. 
Автомобильные и мотоциклетные туристские маршруты. М., 1990.

АВТОТУРБАЗА, в отличие от обычной базы туристской предназначена в основном для автотуристов (имеет автомобильную стоянку, места для осмотра, мойки и ремонта автомобилей). Крупнейшие проф. А. (в ведении ЦСТЭ): "Кубань" (1076 мест), "Рассвет" (1010), "Чайка" (766), "Заря" (724). См. также Мотель.

АДАПТАЦИЯ К ВЫСОТЕ (от ср.-век. лат. аdарtаtio - приспособление), приспособление организма к условиям высокогорья (св. 2500-3000 м). Осн. приспособит. реакции организма на высоте обусловлены низким парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе (т. н. кислородным голоданием) и проявляются в увеличении частоты и глубины дыхания, усилении работы сердца, повышении кровяного давления и способности крови переносить кислород; позднее в органах и тканях происходят соответствующие изменившимся условиям морфологич., биохим. и биофиз. изменения. Все эти реакции направлены на "борьбу за кислород", т. е. на доставку необходимого кол-ва кислорода клеткам для поддержания нормальной жизнедеятельности или на приспособление к существованию в условиях недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе. В естеств. условиях высокогорья правильнее говорить об акклиматизации, т. к. в горах наряду с пониженным парциальным давлением кислорода в воздухе на организм влияют холод, избыток солнечной радиации и др. факторы.

Первая фаза адаптации охватывает первые 5-10 дней пребывания в горах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, иногда признаками горной болезни (головокружение, головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна, запорами или поносами. Во 2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает работоспособность. Однако на вые. 5500-6000 м приспособит, возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при необходимости длит. пребывания на таких высотах следует периодически (через 3-4 нед.) спускаться до выс. 3500-3000 м для восстановления этих возможностей. В ряде случаев (при недостаточной степени А.к.в. и тренированности туриста, различных заболеваниях, переутомлении или переохлаждении) могут вновь ухудшиться самочувствие, снизиться работоспособность, появиться признаки горной болезни.

Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5-7 дней следует избегать значит. физических нагрузок, элементов большой технической сложности, целесообразно устроить днёвку или полуднёвку с несложным радиальным выходом, провести уч.-тренировочные занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, которые в горах усваиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4-5 дней - 400-600 м между ночлегами. Первый выход на высоту св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5-7-й день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5-7 суток.

Лит.: Физиология человека в условиях высокогорья, М., 1967.

АЗИМУТ (араб. ас-сумут, мн. число от ас-самт - путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 0° до 360°.

     

Различают истинный (географический) и магнитный А. Истинный А. определяют по топографич. карте от геогр. меридиана при помощи транспортира или компаса (угол А на рис. 1). Магнитный А. (угол Ам на рис. 1) отсчитывают от магнитного меридиана, направление к-рого в точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса. Зависимость между истинным и магнитным А. данного направления выражается формулой: А=Ам+d или Ам=А-d, где d - склонение магнитное с его знаком. Азимут линии, определённый в начальной точке, называется прямым, в конечной - обратным (отличается от прямого на 180°).

Движение по А. - способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным А. и расстояниям. Его применяют при движении на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами. Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения (рис. 2, а). В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт. Если он не виден, замечают в этом направлении промежуточные ориентиры (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется следить за направлением хода не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы). При отсутствии видимости направление выдерживают только по компасу. Пути обхода препятствий заранее определяют по карте и записывают их азимуты и расстояния. Способ обхода дополнительных препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на противоположной стороне его отмечают ориентир. Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию. Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим параллелограмм, А. и длины сторон которого определяют на местности во время движения (рис. 2, б).

Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М.. 1980; 
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография, М., 1985; 
Военная топография. М., 1986.


АЙСБАЙЛЬ (от нем. Eis - лёд и Beil - топор), укороченный (дл. 55-60 см) ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки. Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки ступенек на крутых склонах, забивания крючьев и т. д. 

Как правило, имеет цельнометаллическую ручку из лёгкого алюминиевого сплава с теплоизоляц. покрытием; снабжён темляком из капроновой ленты (рис.). 

А. удобен тем, что может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток. Однако для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как и для страховки на снежных склонах) предпочтительнее ледоруб. Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. несколько обычных ледорубов.

АЙСФИФИ, ледовый якорь, приспособление, используемое горными туристами и альпинистами в качестве опоры при преодолении крутых (более 60°) склонов, покрытых льдом или фирном. 

А. должен выдерживать статич. нагрузку не менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллический крюк, заострённый конец которого ("клюв") вбивается в лёд или фирн (рис.). В мягкий лёд и плотный фирн "клюв" входит глубоко и А. удерживает надёжно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его "клювом" дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на фирновом склоне такая лопатка значительно повышает надёжность закрепления А. за счёт увеличения площади опоры на фирн. В твёрдый (натёчный) лёд "клюв" А. входит плохо; поэтому сначала во льду скальным или ледовым молотком выбивают небольшое углубление, куда вставляют "клюв" и забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), который при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса А. около 0,3 кг.

А. облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надёжное самозадержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства.

АКВАЛАНГ (от лат. aqua - вода и англ. lung - лёгкое), авт. ранцевый аппарат для дыхания под водой. Используется спелео-туристами для преодоления сифонов в пещерах, при обследовании подземных озёр и рек, туристами-водниками и пешими туристами при обследовании наземных водоёмов, а также спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в спелеотуризме, состоят из 1-4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12-20 МПа), 1-2 независимых редукторов и лёгочных автоматов с загубниками, выносного манометра и указателя миним. давления, соединит. трубок высокого и низкого давления и крепёжных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1-2 баллонами и 1 редуктором.

АККЛИМАТИЗАЦИЯ, приспособление организма к новым климатич. условиям;
частный случай адаптации к природным факторам. Реакции А. имеют наследств. основу и касаются всех регулирующих систем организма. Наибольшего напряжения приспособит, реакции А. достигают при попадании человека в экстремальные условия (сильная жара или холод, высокогорье и т. п.). Обычно здоровые тренированные люди переносят процесс А. легко, хотя в первые дни могут возникать чувство недомогания, снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна и др. В дальнейшем (через 5-10 дней) самочувствие и работоспособность восстанавливаются. В некоторых случаях (вследствие нетренированности,  переутомления, заболевания) полноценной А. не наступает в связи с ухудшением приспособит, возможностей организма. Учитывая закономерности течения процесса А., при проведении похода в первые дни следует избегать перегрузок - длит. переходов, технически сложных участков и т. п.

А. к холодному климату (особенно на Крайнем Севере) связана с такими факторами, как низкие температуры воздуха, сильные ветры, полярная ночь с ультрафиолетовой недостаточностью и др. Она может сопровождаться бессонницей (в полярный день) или сонливостью, зябкостью. Для её облегчения рацион питания по калорийности следует увеличить на 10-15% по сравнению с рационом для ср. полосы; организовывать по возможности тёплые ночёвки; одежда должна обладать повышенными тепло- и ветрозащитными свойствами.

А. к жаркому климату связана с перегреванием, избытком ультрафиолетовой радиации, а в зоне пустынь - с обезвоживанием организма, потерей солей. Начальная фаза А. может сопровождаться мышечной слабостью, сердцебиением, повышенной жаждой и др.; возможно появление теплового удара, обморока. Соблюдение соответствующего водно-солевого режима, устройство больших (по 3-4 ч) привалов в период макс. жары, ношение головного убора способствуют А. к жаркому климату.
Об А. в условиях высокогорья см. в ст. Адаптация к высоте.

Лит.: Физиология человека в пустыне, пер, с англ.. М., 1952; 
Бартон Д., Эдхопм О., Человек в условиях холода, пер. с англ. М, 1957, 
Барбашова 3.И., Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы, М,- Л., 1960, 
Физиология человека в условиях высокогорья М , 1987


АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ, 1) все виды тур. путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т. е. с затратой собств. физич. усилий туриста. К А.т. относится большинство видов самодеят. тур. путешествий, в т. ч, спортивные - пешие, лыжные, горные, водные (с применением безмоторных судов), велосипедные и др. или их комбинации на разл. участках маршрута. В плановые тур. путешествия с использованием транспорта (автобус, поезд, теплоход и др.) также нередко включают т. н. активную часть путешествия - тур поход в период пребывания в течение нескольких дней в одном пункте.

2) Международный Т., валютные поступления от которого увеличивают (в отличие от т.н. пассивного Т. ) актив платёжного и туристского баланса страны, принимающей туристов.

АКЬЯ, сани-волокуша для транспортировки пострадавших в горах. Изготавливается из листового дюралюминия в форме лодки с трапециевидным поперечным сечением корпуса (рис.1). В комплект А. входят также колесо со стойкой и съёмная подставка для ног, которую укрепляют на А. по мере необходимости, в зависимости от характера травмы и состояния пострадавшего. А. одинаково хорошо скользит вперёд и назад при любом состоянии снежного покрова, в т. ч на запорошённых снегом травянистых склонах. 

    

С помощью верёвок или металлич. тросиков и тормозных устройств её можно спускать по отвесным стенкам, крутым скальным и ледовым склонам. Для транспортировки пострадавшего на дно А. кладут мягкие вещи (палатку, спальный мешок или теплоизоляц. коврик и т. п.), поверх которых укладывают тепло одетого пострадавшего (уделяя особое внимание утеплению ног), накрывают его (напр.. одеялом, палаткой) и привязывают к корпусу А. (рис. 2). В зависимости от характера рельефа транспортировку выполняют два или четыре спасателя.

Лит.: Кропф Ф.А. Спасательные работы в горах, 2 изд. М., 1975

АЛЬПЕНШТОК (от Альпы и нем. Stock - палка), прочная круглая деревянная палка длиной до 1,5 м и диаметром около 3-4 см с металлич. наконечником (штычком) и темляком (или без него).

  Используется преим. как одно из страховочных средств в несложных пешеходных и горных походах (на сложных маршрутах пользуются ледорубом или айсбайлем). На крутых склонах А. применяется как опора, при срыве и падении позволяет выполнить самозадержание и тем самым избежать травм; на ледовом склоне как средство самостраховки неэффективно и практически не используется. Во время движения по закрытому леднику служит для зондирования трещин; если закрывающий трещину снежный мост проваливается под тяжестью идущего по нему туриста, то положенный поперёк трещины А. может предотвратить падение туриста в трещину. Кроме того, А. можно использовать в качестве стойки для палатки, как шест при одиночных переправах вброд.


АЛЬПИНИЗМ, путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины. В широком понимании А. можно рассматривать как разновидность горного туризма. Совр. спортивный А. - вид спорта, связанный с подъёмом на горные вершины по маршрутам разл. сложности. Технически сложный маршрут включает крутые и протяжённые скальные, ледовые и снежные склоны, гребни или кулуары, а также разл. комбинации таких участков.

Особое место в А. занимают восхождения на вершины высотой более 6000 м - т н. высотный А., характерной особенностью которого является пребывание в условиях кислородного голодания (см. Адаптация к высоте). Разновидность спорт. А. - скалолазание.

Возникновение А. обычно относят к 1786, когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар достигли вершины Монблана (4807 м) в Альпах. Восхождение англ. группы Э. Уимпера на Маттерхорн (4477 м) в 1865 иногда считают началом спорт. А. В 1932 создан Междунар. союз альп. ассоциаций (УИАА), в который сов. федерация вошла в 1966. В 1950 был покорён первый "восьмитысячник" в Гималаях - Аннапурна (8078 м; М. Эрцог, Л. Лашеналь), а в 1953 - высотный полюс Земли - Эверест (8848 м;
Э. Хиллари, Т. Норгей).

В нашей стране первым восхождением принято считать подъём на вулкан Ключевская Сопка (4750 м) участников исследоват. экспедиции Д. Гаусса в 1788. В 1829 на вост. вершину Эльбруса (5621 м) взошёл проводник экспедиции Петерб. АН и войск Кавказской линии К. Хаширов. История сов. А. начинается с восхождения на вершину Казбека в 1923 двух групп груз. учёных и студентов под рук. Г. Николадзе и А. Дидебулидзе. В 1933 Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны - Коммунизма пик. В 1982 11 сов. альпинистов впервые поднялись на Эверест труднейшим маршрутом по его юго-зап. стене.

Обычно все пройденные маршруты на отд. вершины классифицируют по сложности. Приняты 12 категории сложности - от 1а до 6б. Поскольку А. связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности выбранного для восхождения маршрута. Это является осн. условием обеспечения безопасности в горах (см. Безопасность в походе). Начинающих альпинистов готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами техники передвижения в горах, способами и приёмами страховки, техн. средствами и тактикой А. Дальнейшее повышение квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спорт. разрядом, осуществляется как в альп. лагерях, так и на спорт. сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому, высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам.

Лит.: Абалаков В. Основы альпинизма. М, 1958; 
Спутник альпиниста. М., 1970; 
Рототаев П.С. К вершинам. Хроника советского альпинизма, М., 1977; 
Хубер Г. Альпинизм сегодня, пер. с нем, М, 1980; 
Школа альпинизма. Начальная подготовка, М. 1989


АЛЬПИНИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ, спорт. база для обучения альпинистов и совершенствования их мастерства. В А.л. имеются палатки, летние домики и капитальные строения, методич. и врачебные кабинеты, а также необходимое снаряжение В нём предусмотрено размещение и питание альпинистов, их культурно-массовое и бытовое обслуживание, выполнение уч., спорт. программ и т. д. Уч. программы ставят целью обучение начинающих альпинистов, получение ими значка "Альпинист СССР", а также подготовку спортсменов III и II разрядов; спорт. программы - подготовку спортсменов 1 разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по альпинизму. Большинство А.л (стационарных и передвижных, сезонных и круглогодичных) принадлежит профсоюзам и административно подчиняется Управлению альпинизма Всес. совета ДФСО профсоюзов; небольшая часть А.л. является ведомственными. Первый сов. А.л. "Рот-Фронт" (ныне "Баксан") был созд. в 1932 профсоюзом кино- и фотоработников в Баксанском ущелье. К 1989 в СССР действовало 22 проф. А.л.(пропускная способность ок. 20 тыс. чел. в год), в т. ч. 15 на Кавказе и 7 в Ср. Азии и Казахстане. Ряд А.л. имеет спорт. филиалы для альпинистов из ближайших р-нов; 6 А.л. функционируют в зимний период как горнолыжные базы.

А. л. наз. также временные лагеря, создаваемые при проведении альпиниад (массовых восхождений альпинистов), уч.-тренировочных сборов и междунар. лагеря (МАЛ).

АЛЬТИМЕТР (от лат. altum - высота и греч. metred - измеряю), высотомер. прибор для определения высоты, действие которого основано на измерении атм. давления. Представляет собой барометр (анероид) со шкалой, градуированной в м. Обычно А. устанавливают на самолётах и др. летат. аппаратах для определения высоты полёта. В тур. (альпинистской) практике А. служит для определения высоты местонахождения группы в горах. Использование А. в горных походах облегчает ориентировку, позволяет оценить величину пройденного подъёма (спуска), а сопоставление показаний А. на стоянках или при движении без подъёма (спуска) помогает прогнозировать погоду.

АМОРТИЗАТОР (от франц. amortir - ослаблять, смягчать), страховочное средство в виде особо переплетённой прочной верёвки или ленты, ослабляющее рывок страховочной верёвки при срыве и падении со скалы, в трещину ледника, на крутом ледовом склоне.

Амортизатор: а - тканная лента текстильного амортизатора; б - текстильный амортизатор в собранном виде; в - схема действия амортизатора (разрыв петель). 
1 - основа; 2 - петли; F - усилие разрыва.

При отвесном падении сила рывка жёстко закреплённой страховочной верёвки составляет 1500- 2000 кг, а при срыве на ледовом склоне (с крутизной ~ 60°) - 600-700 кг (при использовании верёвки отечеств. производства). Таких нагрузок без А. не выдерживают ни организм человека, ни элементы страховочной цепи - верёвка, карабины, крючья, закладки. А., закрепляемый между обвязкой страхуемого и страховочной верёвкой или между точкой закрепления страховки (крюком, закладкой) и карабином, через который проходит страховочная верёвка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надёжной. А. рекомендуется иметь каждому участнику похода. Если же их мало, то выдаются они прежде всего тем, у кого вероятность срыва и падения больше: ведущему или тому, кто идёт с нижней страховкой (первому в группе - на подъёме или последнему - на спуске).

Существует неск. типов А., действие которых основано либо на трении (для многократного использования), либо на последоват. разрыве элементов (одноразового действия). На эффективность А. первого типа сильно влияет состояние верёвки: старая она или новая, сухая или мокрая, жёсткая или эластичная; кроме того существует опасность заклинивания верёвки в тормозном устройстве (из-за "жучков" или "барашков"). А. второго типа надёжнее А. трения, но его подготовка требует определённых материалов и навыка.

 Наиболее надёжен т.н. текстильный А., основу которого составляет полиамидная лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетённых петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением верёвки). Он эффективно "гасит" рывок страховочной верёвки при свободном падении страхуемого на 5-6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надёжности применяют два последовательно соединённых А., вдвое увеличивая энергоёмкость страховки.  См. также Страховка, Страховочные средства.
Лит.: Саратовкин В. Простейший амортизатор, "Турист". 1986, №4;
Минделевич С., Текстильные амортизаторы, там же, 1987, № 4.


АНОРАК (эскимос), лёгкая непродуваемая куртка с капюшоном. Изготавливается из плотной тонкой ткани (напр., парашютного капрона, нитрона) обычно яркой расцветки, хорошо заметной издали. Надевается через голову, внизу стягивается резинкой или шнурком; имеет один большой карман на груди с застёжкой "молния", закрываемой клапаном. А. хорошо защищает от ветра, но промокает под дождём. А. и брюки из такого же материала очень удобны для походов зимой или в межсезонье: надетые под штормовой костюм, они его дополняют, сохраняя тепло.

АПТЕЧКА первой помощи, в походе комплектуется с учётом численности группы, сложности похода, удалённости маршрута от населённых пунктов, времени года и т. д.

В горных и зимних походах в А. включают также запасные солнцезащитные очки. При наличии в группе медработника он может доукомплектовать А. в соответствии со своими знаниями и квалификацией. А. укладывается в жёсткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую её от воды, снега.
Примерный состав аптеки для многодневного путешествия на группу в 6-8 чел.

Средство Количество Применение
Бинты стерильные*
7 см х 5 м
14см х 5м
8-10 Стерильный перевязочный материал
Бинт эластичный 1-2 Перевязочный материал при растяжениях
Жгут кровоостанавливающий* 1 Для остановки кровотечения
Вата хирургическая 200 г Для перевязок
Лейкопластырь широкий* 1 Для заклейки ссадин, потертостей
Лейкопластырь бактерицидный  8-10  
Пипетка 1  
Термометр медицинский 1  
Раствор йода 5%-ный* 10 мл Для обработки кожи вокруг ран
Перманганат калия (порошок) 10 г Для полосканий, промываний, обеззараживания ран
Раствор бриллиантового зеленого 1%-ный 10мл Для обработки ссадин, царапин
Сода питьевая в таблетках 20 шт. Для полоскания горла, промывания желудка, при изжоге
Перекись водорода 3%-ная* 30 мл Для обработки ран
Борная кислота (порошок) 5 г Для промывания глаз
Синтомициновая эмульсия 30 мл Для смазывания ран. царапин ожогов, отмо рожений
Нашатырный спирт в ампулах* 4 шт. Давать нюхать при обмороке
Детский крем 1 тюбик Для смазывания потёртостей, опрелостей
Анальгин с амидопирином в таблетках* 20 шт. Жаропонижающее и болеутоляющее сред ство
Бесалол в таблетках*  20 шт. При болях в животе
Энтероселтол в таблетках 30 шт. При поносах
Ампионс в капсулах 40 шт. При воспалительных заболеваниях дыхатель ных путей, гнойных ранах
Таблетки от кашля 40шт.  
Ножницы 1  
Английские булавки 10  

* Средства, которые должны включаться а аптечку при подготовке походов любой сложности и продолжительности.

АТЛАСЫ ТУРИСТСКИЕ, атласы туриста, геогр. атласы, предназначенные для туристов и организаторов Т. Служат справочными пособиями и путеводителями, способствуют популяризации Т. Делятся на простые, представляющие собой по существу единую тур. карту территории, разрезанную на листы, и комплексные, в которых даётся разнообразная информация о явлениях и объектах, интересных для туристов или влияющих на Т.: природные условия территории (рельеф, воды, растительность, погода и климат, опасные и неблагоприятные явления природы и т. п.), социально-экон. факторы (хоз. освоенность, транспорт, достопримечательности), сведения об обслуживании туристов (гостиницы, турбазы, кемпинги и т. д.). Комплексные А.т. сопровождаются крупномасштабной комплексной тур. картой. Выделяют также А.т. общие (в 1987 выпущены А.т. "Крым", "Украинские Карпаты", в 1989 - "Азово-Черноморское побережье СССР" и "Кавказ") и специализированные для отд. видов Т., напр. водного, автомобильного и др. Особую группу составляют А.т. городов (напр., атласы "Киев", 1988; "Ташкент", 1988; "Москва", 1989; "Ленинград", 1989 и др.). В А.т. широко включаются пояснит, тексты, справочные сведения, графики, диаграммы, фотографии, указатели геогр. названий, иногда указатели имён, упоминаемых в атласе.

АТРИБУТИКА ТУРИСТСКАЯ, включает наградные и памятные значки, медали, жетоны, вымпелы, эмблемы, посвящённые тур. мероприятиям (соревнования, слёты, походы и т. л.), а также значки, буклеты, открытки, почтовые марки, календари и др., посвящённые тур. тематике (города, ист.-культурные памятники, природные объекты Т. и др.). Многие тур. атрибуты стали предметами коллекционирования (см. Фалеристика. Филокартия, Филокалендаристика).

АЭРОФОТОСНИМОК, фотографич. изображение местности с воздуха, полученное при помощи спец. аэрофотоаппарата, установленного на самолёте, вертолёте, искусств. спутнике и т.п. Различают плановые и перспективные (в т.ч. панорамные) А. Масштаб изображения на плановом А. равнинной терр. практически одинаков на всей площади, плановые очертания линий и предметов сохраняются, а вертикальные линии передаются с отклонением их вершин по направлениям от центра снимка. Плановые снимки горных районов и перспективные снимки любых терр. разномасштабны, в связи с чем размеры и формы объектов на них искажены. Однако перспективные снимки более наглядны, что облегчает распознавание объектов. Кроме черно-белых создают также цветные А. В туризме А. используются для ориентирования на местности (особенно в горных условиях), а также для корректировки карты. 


<<   Домой    Список литературы   >>

стакрил
Хостинг от uCoz