<<    Домой    Список литературы    >>

 

   И.В. Васильев

В помощь организаторам и инструкторам туризма

МОСКВА - ПРОФИЗДАТ - 1973

Глава 5. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД

(Общие рекомендации о его организации и проведении.)

 Учебно-тренировочный поход рассматривается как непременный элемент подготовки инструкторов и руководителей путешествий. Без такого похода ее нельзя считать полноценной.
Проводят его с целью прежде всего учебной - дать технические и методические умения, которые трудно приобрести в обстановке обычных учебных выходов на местность. Он служит также для тренировки в туристских умениях, для повышения физической подготовленности и туристской квалификации обучаемых.

Особенно важно, что в условиях такого похода создается возможность дать практику, необходимую для квалифицированного руководства путешествием, помочь развитию самостоятельности, инициативы, привить навыки жизни и работы в коллективе. Использование этих возможностей во многом зависит от того, насколько продуманно и тщательно подготовлен поход.
Следует подчеркнуть, что учебная направленность такого похода резко отличает его от обычного путешествия. Различны их цели и содержание, объем и характер приобретаемых умений и опыта, режим походной жизни, график движения. Если в первом случае обязательно должна быть создана рабочая обстановка и господствовать стиль деловитости, то во втором чаще всего главенствует атмосфера отдыха. Утрата учебной направленности превращает учебно-тренировочный поход в лучшем случае в заурядное самодеятельное путешествие, бесполезное с точки зрения подготовки инструкторов и повышения квалификации руководителей путешествий. Подобное превращение наносит немалый ущерб не только материальный (из-за неоправданной затраты средств, предназначенных для подготовки актива), но имморальный (создавая у обучаемых представление о допустимости подмены общественных интересов личными).

Подготовка к учебно-тренировочному походу начинается еще до открытия семинара: одновременно с составлением расписания занятий определяют длительность похода (в пределах, указанных учебным планом) и его учебное содержание.
При разработке расписания занятий четко определяют, какие темы учебного плана и в какой именно их части будут даны в учебно-тренировочном походе, а какие до него. Это необходимо, чтобы до похода вооружить слушателей знаниями и умениями, которые им там понадобятся. Кроме того, без конкретизации учебного содержания похода нельзя приступать к выбору района для него и к разработке маршрута.

В программу похода обычно включают:
а) передачу новых умений и тренировку в тех, которые будут показаны слушателям до похода или были освоены ими раньше; касается это, в первую очередь, таких тем, как ориентирование на местности, техника и тактика передвижения, безопасность путешествия, доврачебная медицинская помощь, организация походного быта, наблюдения в ходе путешествия;
б) практику в проведении учебных занятий (проб) и в руководстве туристской группой (сменное дежурство
в группе);
в) ряд бесед, либо заменяющих лекции, либо освещающих отдельные вопросы лекционного материала (походная обстановка не всегда подходит для общесеминарских теоретических занятий);
г) регулярные разборы того, как прошел день, как преодолевались естественные препятствия; утренние построения для объявления задач очередного дня; ежедневную физзарядку (проводимую слушателями в своих группах поочередно).

Следует предусматривать, кроме того, посещение какого-либо интересного экскурсионного объекта, регулярные политинформации и организацию досуга (его надо стараться организовать так, чтобы слушатели получали наглядное представление о разнообразных формах туристского досуга).
Желательно включать в программу похода и выполнение какой-либо посильной общественно полезной работы.

Сообразно учебному содержанию выбирают район проведения учебно-тренировочного похода и разрабатывают его маршрут. Однако еще нередко данное правило игнорируют и стремятся проводить такие походы непременно в отдаленных районах (даже тогда, когда это не вызвано учебными задачами). Между тем, например, при подготовке инструкторов туризма учебно-тренировочные походы во многих случаях можно с успехом проводить в пределах родного края или близлежащих областей, без ущерба для учебных целей и без затраты лишних средств на транспортные расходы.

Требования к маршруту учебно-тренировочных походов изложены в организационно-методических указаниях к учебным планам. При этом следует учитывать, что протяженность маршрута не во всех случаях обязательно увязывать с аналогичным показателем путешествия нужной категории сложности: главное в таком походе - выполнение учебных заданий. Протяженность маршрута учебно-тренировочного похода может быть несколько уменьшена за счет технически несложных участков пути, но при непременном сохранении на маршруте тех естественных препятствий, которые соответствуют намеченной категории сложности путешествия и необходимы для учебной практики.

При разработке маршрута похода следует продумать, как целесообразнее проходить его с точки зрения учебной: одной колонной (то есть всеми учебными группами вместе на отдельных участках или на всем маршруте) либо каждой группе идти отдельным маршрутом с тем, чтобы ежедневно либо через день-два стягиваться к местам общих ночлегов, дневок или обеденных привалов. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки, связанные с особенностями вида туризма, характером местности и квалификационным уровнем инструкторского состава сбора (семинара). Однако во всех случаях надо стремиться к тому, чтобы каждый слушатель получил на походе практику в руководстве группой, возможность отрабатывать все умения, намеченные программой похода, и чтобы был обеспечен одинаково высокий уровень обучения во всех учебных группах.

График движения надо планировать так, чтобы в походе было достаточное количество дневок - это необходимо для успешной реализации учебных задач. Во время движения по маршруту очень трудно проводить занятия ежедневно. Вести их утром можно лишь за счет сокращения предстоящего участка пути, а это не всегда возможно по обстановке. Вечерние же занятия в условиях похода обычно малопродуктивны. Поэтому значительную часть учебного времени нужно переносить на дневки. Сообразно с этим следует составлять и учебное расписание. В нем в соответствии с намеченным графиком движения предусматривают, помимо занятий на дневках, занятия в местах преодоления естественных препятствий, ежедневные разборы сегодняшних дежурств и занятий.

Маршрут и план проведения похода (его программа, график движения, ориентировочное расписание занятий, контрольные сроки) должны быть утверждены комиссиями совета по туризму и экскурсиям - маршрутно-квалификационной и по общественным кадрам.
К подготовке похода необходимо привлекать слушателей, это дает им хорошую практику. Слушателям можно поручать разработать маршрут или его варианты (иногда для этого устраивают конкурс), составить смету, списки снаряжения, меню питания, набор продуктов, программу общественно полезной работы в походе, продумать организацию досуга и т. д. В одних случаях эти задания распределяют по учебным группам, в других создают из слушателей различные комиссии, возглавляемые инструкторами групп или стажерами. Часто бывает наиболее целесообразным поручать учебным группам готовиться к этому походу самостоятельно.

Напомним, что еще до выхода в учебно-тренировочный поход надо подготовить методические пособия для него (тезисы или конспекты бесед, указания к практическим занятиям) - в походной обстановке не удается сделать это достаточно доброкачественно.
Перед выездом на маршрут инструкторский совет обязательно должен обсудить условия, в которых придется вести учебно-воспитательную работу в походе, и дать инструкторам и стажерам советы, как рациональнее использовать эти условия.

Учебно-тренировочный поход дает возможность проводить обучение и тренировки в реальной обстановке путешествия. Учеба в таком походе происходит поэтому не только на специально устраиваемых занятиях, но и в ходе передвижения по маршруту, и в процессе походной жизни.
Эффективность и обучения, и тренировок существенно повышается, когда их проводят для решения каких-то конкретных задач. Можно привести хотя бы такие примеры: слушатели лучше усвоят приемы передвижения через болото, если увидят и затем применят эти приемы, когда им придется проходить через встретившуюся на пути заболоченную местность; тренировка в движении по азимуту окажется более эффективной, если упражняться в нем на всем протяжении маршрута, а не только на специально выбранных для этого участках местности.

Любое значительное препятствие на маршруте (естественное или искусственное) может и должно быть использовано с учебной целью. Можно рекомендовать, например, такой порядок прохождения подобных участков: просмотр препятствия (по учебным, группам или всем составом слушателей), индивидуальная зарисовка его (если она целесообразна с учебной точки зрения), разработка каждым слушателем своего варианта линии движения (способов преодоления), обсуждение вариантов, выбор наиболее оптимальных из них, прохождение препятствия, разбор. В этом случае обеспечивается более сознательное усвоение основ тактики и техники путешествия.

Надо подсказать инструкторам групп и другие возможности использовать походные условия для организации учебы. Заслуживает внимания, в частности, такое правило: в походе каждый слушатель должен научиться делать то, что он пока не умеет делать. Хорошую практику дает также ежедневное составление прогнозов погоды по местным признакам, проверка их правильности и выяснение причин ошибок. Вообще многое в походной жизни может быть использовано как учебный материал. Например, можно ежедневно сообщать фактический расход продуктов (это должен делать дежурный повар), тогда слушатели на конкретных примерах быстрее научатся экономно готовить походные завтраки, обеды, ужины; опытный инструктор не упускает случая привлечь внимание всей группы к тому, какой темп движения задает направляющий, как он выдерживает ритм движения, правильно ли ведет по маршруту; каждую разведку пути можно использовать для проверки и закрепления наблюдательности.

Учебно-тренировочный поход требует от инструктора инициативы и оперативности больше, чем занятия в стационарных условиях. От его умения примениться к обстановке во многом зависит выполнение учебной программы похода, особенно если каждая группа движется своим маршрутом и инструктору надо самому решать, когда, где и чем заниматься. В этих условиях может пригодиться такой общий совет: не упускать возможности учить там, где для этого есть подходящая обстановка, не ждать, когда на пути окажется место, идеально пригодное для занятия на запланированную тему. Даже малые привалы могут быть использованы, например, для тренировки в определении сторон горизонта по местным предметам, для показа и объяснения отдельных способов определения расстояний, ширины и высоты, для отработки приемов вязания узлов и т. п.
Забота о безопасности на занятиях, при движении по маршруту, на привале должна постоянно привлекать внимание руководителей похода и инструкторов.

Целесообразно в каждом учебно-тренировочном походе создавать спасательный отряд с фондом спасательного снаряжения, выделять инструктора, ответственного за безопасность ("начспаса"). Весь учебный процесс в условиях похода должен строиться так, чтобы у слушателей воспитывалось твердое убеждение в строгой обязательности всех правил безопасности. Каждый выход на практические занятия (или в разведку) нужно фиксировать в журнале дежурного и указывать контрольный срок возвращения. Любые нарушения правил безопасности должны становиться предметом показательного обсуждения.

Следует отметить, что в учебно-тренировочном походе роль инструкторского совета значительно возрастает. В условиях такого похода этот совет должен систематически и в деталях обсуждать всю учебно-воспитательную работу, проводимую в походе, оперативно выявлять причины всех неполадок (в том числе потерь времени) и предлагать конкретные меры их устранения.

<<   Глава 4      Оглавление         Глава 6   >>


<<  Домой     Список литературы  >>