<<    Домой    Список литературы    >>

 

   И.В. Васильев

В помощь организаторам и инструкторам туризма

МОСКВА - ПРОФИЗДАТ - 1973

Глава 6. ЗАВЕРШЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 
Третий, завершающий этап работы семинара или сбора значительно менее трудоемок и намного короче первых двух. На этом этапе подводят итоги обучения - окончательно проверяют знания и подготовленность слушателей к предстоящей общественной деятельности, оформляют и выдают им выпускные документы, составляют отчет о работе.

Выпускной экзамен 

Заключая учебный процесс, экзамен дает слушателям возможность как бы суммировать полученные знания, становится для них серьезной самопроверкой перед началом самостоятельной практики. Обучающим он позволяет наглядно увидеть результат проделанной работы, степень ее эффективности, выявить наиболее существенные упущения и пробелы в обучении, если они были допущены.

Экзамен рекомендуется проводить по билетам. Такая форма проверки знаний, как убеждает практика, гораздо эффективнее, чем так называемое свободное собеседование или нерегламентированный опрос по обширному перечню контрольных вопросов. Билетная система приводит к более точной оценке знаний выпускников по всем разделам учебной программы. Система эта удобнее и для самих слушателей, так как дает им возможность продуманно отвечать на вопросы билетов.

Выпускной экзамен нужно хорошо подготовить, чтобы он проходил четко и слаженно, без накладок. Для этого надо организовать консультации, сформировать экзаменационную комиссию, заранее вывести для всех слушателей итоговые оценки по отметкам, сделанным в ходе учебы, своевременно составить экзаменационные билеты, определить порядок проведения проверочных испытаний, подготовить рабочее место для приема экзамена.

В конце обучения, перед проверочными испытаниями, бывает полезно организовать для слушателей консультации, чтобы помочь восполнить отдельные пробелы, образовавшиеся по тем или иным причинам. Проводить их следует во внеучебное время. Предварительно у слушателей выясняют, по каким именно темам учебного плана желательны консультации. Проводят их обычно инструкторы-преподаватели.

Экзаменационную комиссию формирует организация, проводящая подготовку туристского актива. В состав комиссии должны входить, помимо руководителей и инструкторов семинара: при подготовке туристских организаторов - представитель организации, при которой работал семинар, и комиссии по общественным кадрам при местном совете по туризму и экскурсиям; при подготовке инструкторов и руководителей путешествий - представители совета по туризму и экскурсиям (или клуба туристов), местной комсомольской организации, туристских секций советов ДСО. Возглавляет комиссию представитель совета по туризму и экскурсиям.
К экзамену инструкторы обязаны вывести среднюю оценку практическим умениям каждого слушателя своей учебной группы в области технической подготовки, а при подготовке инструкторов и руководителей путешествий - дополнительно в области учебно-методической подготовки. Это необходимо потому, что на экзамене нет возможности проверить большинство умений, связанных с действиями на местности, тогда как оценка их играет большую роль в окончательном определении пригодности выпускника к практической деятельности. Выводя среднюю оценку, инструктор должен в то же время выявлять, в каких умениях следует тому или иному слушателю подтянуться; соответствующие рекомендации слушателю можно давать на экзамене или перед ним.

Экзаменационные билеты

Составление экзаменационных билетов требует вдумчивого подхода и, в частности, точного учета объема и содержания материала, который был пройден в процессе обучения.

Это довольно трудоемкая работа, и поэтому делать ее следует заблаговременно, а не перед самыми экзаменами - билеты, составленные второпях, обычно мало отвечают своему назначению. Для выполнения такой работы необходимо сначала составите перечень контрольных вопросов по темам учебного плана, а затем распределить эти вопросы по билетам.

Разработка перечня вопросов. Объем перечня зависит от того, сколько намечается сделать экзаменационных билетов и сколько в каждый включить вопросов (пунктов). Если, к примеру, решено иметь 12 билетов с четырьмя пунктами в каждом, для перечня понадобится 48 контрольных вопросов. Нет необходимости составлять слишком много билетов и включать в них большое число пунктов, тем самым чрезмерно увеличивая объем перечня. Это обыкновенно приводит к ненужному размельчению контрольных вопросов либо к излишнему повторению их в билетах и, как правило, неоправданно увеличивает длительность выпускного экзамена.

Учитывая объем и содержание программного материала, проверяемого на выпускных экзаменах, а также оптимальную численность слушателей на семинарах (сборах) подготовки различных категорий актива, можно рекомендовать:

Перечень контрольных вопросов в сумме должен охватывать основной материал учебной программы. Весь программный материал экзаменационные билеты охватить не могут. Этого и не требуется, так как на выпускном экзамене, для которого отводится весьма ограниченное время, можно проверить (и фактически проверяют) лишь часть знаний и умений. Некоторые из них вообще невозможно проконтролировать в условиях этого экзамена, например, многие практические умения, особенно те, что связаны с действиями на местности: они должны проверяться в ходе обучения - на практических занятиях, при учебных выходах на местность, в учебно-тренировочном походе.

Нецелесообразно проверять на выпускном экзамене и умения, для показа и оценки которых требуется много времени (например, умения составлять учебное расписание, план работы секции и т. п.), - это надо проверять также в ходе учебы, при помощи контрольных работ. Вообще при разработке перечня следует взвешивать реальную возможность ответить в отведенное время на тот или иной вопрос.

Контрольные вопросы составляют применительно к темам учебного плана. При этом сообразуются со значением, которое та или иная тема имеет для предстоящей общественной деятельности выпускников, с объемом материала, пройденного по каждой теме. Принимается во внимание и все то, что по теме уже было проверено у слушателей в процессе обучения.
Исходя из этого, разные темы на различных семинарах (сборах) будут требовать неодинакового количества контрольных вопросов: одни темы больше, другие меньше. Например, на семинарах подготовки туристских организаторов наибольшее число вопросов понадобится для тем: "Организация и содержание работы туристской секции", "Организация, подготовка и проведение похода выходного дня", "Туристские возможности родного края"; на семинаре (сборе) повышения квалификации руководителей путешествий больше внимания будет уделено вопросам тактики и техники путешествия, его безопасности.

Очень важное значение имеет правильное и четкое формулирование вопросов для экзаменационных билетов. Каждый вопрос надо излагать так, чтобы выпускнику не. понадобилось дополнительно выяснять, что именно хотят от него узнать. Нельзя допускать расплывчатые, непонятные формулировки вроде "Организация общественно-воспитательной работы инструктора" или "Температура воздуха" или "Поход по такому-то району"; во всех подобных случаях невозможно определить, о чем же конкретно спрашивают.

Желательно, чтобы возможно больше вопросов было изложено в форме, требующей, конкретного и активного ответа: например "Как сделать (или "Как делают") то-то?", "Как научить тех-то тому-то?", "Что нужно делать в таких-то случаях?", "Какую помощь в таких-то случаях оказывают?" и т. п. В вопросах возможны предложения выполнить какие-то действия, доступные в условиях экзамена, допустим: "Сделайте схему маршрута (по заданным условиям)", "Составьте смету похода выходного дня (такого-то вида туризма, на столько-то человек)" и т. п. Конкретно и ясно должны выглядеть предложения что-то объяснить, охарактеризовать и т. д.

Вполне допустимы вопросы и в тезисной форме при условии, что вопрос не повторяет название темы учебного плана, а дает четкое представление о характере и рамках ответа, например: "Способы определения чего-то", "Меры предупреждения чего-то", "Основные причины того-то", "Значение чего-то для того-то" и т. п. В то же время формулировки вопросов должны исключать односложные ответы типа "да" или "нет", поскольку подобные ответы мало что дают для оценки знаний и ничего не дают для выяснения способности выпускника связно излагать мысли. Во всех случаях вопрос должен предполагать возможность четкого ответа.

Распределение контрольных вопросов. Оно должно следовать какой-то системе, исключающей беспорядочное размещение вопросов в билете. Бессистемность приводит к тому, что билеты становятся неравноценными по сложности вопросов и ответов или не дают возможности судить о том, как подготовлен выпускник к наиболее важным сторонам предстоящей ему работы. Известно, например, что до сих пор самое слабое место в подготовке инструкторов - темы, посвященные учебно-воспитательной работе, топографии, доврачебной помощи; тем не менее, именно из-за бессистемного распределения вопросов по билетам все еще нередко встречаются на семинарах (сборах) подготовки инструкторов билеты, не включающие вопросов на указанные темы.

Основой системы может быть рациональное распределение тем учебного плана по группам соответственно намеченному числу пунктов в билете. Имеется в виду, что каждый пункт билета должен включать вопросы на определенные темы или даже на одну тему из числа важнейших.
Например, для семинара подготовки туристских организаторов можно рекомендовать такую группировку тем: в первый пункт билета включают вопросы о советском туризме, деятельности секции, общественно-полезной работе туристов; во второй - вопросы организации, подготовки и проведения похода выходного дня; в третий - вопросы топографии и доврачебной помощи; в четвертый - вопросы по теме "Туристские возможности родного края".

На семинарах (сборах) подготовки инструкторов группировка будет иной, приближающейся к размещению тем в разделах учебного плана. Здесь возможна, к примеру, такая группировка: пункт № 1 - четыре темы из раздела "Общая подготовка" (за исключением двух тем этого раздела, упомянутых ниже); пункт № 2 - темы раздела "Учебно-методическая подготовка" плюс тема из раздела "Общая подготовка" - "Воспитательная работа инструктора"; пункт № 3-темы раздела "Техническая подготовка" (за исключением двух тем, включаемых в пункты № 4 и 5); пункт № 4 - "Топография и ориентирование на местности"; пункт № 5 - тема из того же раздела - "Доврачебная помощь в путешествии" плюс тема из раздела "Общая подготовка" - "Физическая подготовка туриста"; пункт № 6 - темы раздела "Естественно-географическая, краеведческая подготовка".

Распределяя вопросы по билетам в соответствии с намеченной группировкой тем, надо стремиться к тому, чтобы не было билетов, которые состоят только из относительно сложных вопросов или только из сравнительно легких. В частности, это следует учитывать при включении в билеты вопросов, требующих письменного ответа или предварительной работы с картой. Необходимо следить за тем, чтобы разные пункты билета не затрагивали один и тот же учебный вопрос, особенно это относится к билетам для инструкторов. Например, если (по приведенной выше группировке тем) в билете есть вопрос о том, как провести практическое занятие на семинаре туристских организаторов на тему "Способы искусственного дыхания", то в пункте № 5 билета не должен стоять вопрос, касающийся приемов искусственного дыхания. Там нужен иной вопрос из темы "Доврачебная помощь" или из темы "Физическая подготовка туриста".
Экзаменационные билеты составляет, как правило, учебная часть семинара (сбора). Билеты необходимо утверждать в комиссии по общественным кадрам при соответствующем совете по туризму и экскурсиям - именно на эти комиссии возложен контроль за работой семинаров (сборов).

После экзаменов билеты сдают в комиссию по общественным кадрам с заключением экзаменационной комиссии о целесообразности использования таких билетов на аналогичных семинарах (сборах).

Порядок приема экзамена

Его продумывают заранее, чтобы проверочные испытания не затягивались на длительное время. На семинарах испытания лучше всего проводить на протяжении одного, самое большее двух вечеров. Как показывает практика, проверка знаний одного выпускника занимает в среднем при подготовке туристских организаторов 15-20 минут, при подготовке инструкторов и повышении квалификации руководителей путешествий - 25-30 минут.
Можно рекомендовать, например, такой порядок приема экзамена.

Комиссия разделяется на две-три подгруппы, каждая проверяет знания по всем дисциплинам. Подгруппы получают каждая свой список прикрепленных к ней выпускников; в эти списки по возможности включают учебные группы целиком. Слушатели сдают экзамен индивидуально; можно вызывать одновременно двух-трех человек по списку (допустим, по алфавиту) либо приглашать желающих.

Взявшему билет дается время на подготовку; оно может длиться не меньше какого-то определенного времени, скажем, 15 минут (если билет требует выполнения письменной работы, комиссия несколько увеличивает время на подготовку). Чтобы избежать лишних перерывов в приеме экзамена, приглашать очередного выпускника следует сразу, как закончится проверка знаний у одного из ранее вызванных; таким образом, перед экзаменаторами постоянно будут находиться два-три слушателя - сдающий экзамен и готовящиеся к ответам.

Каждый экзаменатор получает ведомость оценки ответов по такой примерно форме:


ФИО слушателя
Номер учебной группы
Номер билета
Оценка ответов на вопрос номер:

1
2
3
4
5

Оценки проставляются каждым экзаменатором сразу после ответа на очередной вопрос билета. Затем все их сводят в одну среднюю оценку по каждому пункту билета и заносят ее в сводную ведомость; ее подписывают все члены подгруппы (или комиссии). При разногласиях в определении средней оценки можно повторить вызов слушателя для дополнительной проверки по спорному вопросу.

Сводная ведомость имеет ту же форму, что и бланк, получаемый каждым экзаменатором, но в ней добавлена графа оценок практических умений в области техники туризма. На семинарах (сборах) подготовки инструкторов и повышения квалификации руководителей путешествий добавляют еще графу для оценок практических умений в области методической подготовки. В эти графы инструкторы групп заносят итоговые отметки, которые они выставили слушателям в результате проверок в ходе учебы.

Общую экзаменационную ведомость составляют члены экзаменационной комиссии на основе данных сводных ведомостей и итоговых инструкторских отметок. Средние оценки по соответствующим пунктам билета в соединении с итоговыми отметками инструкторов дают возможность вывести:
на семинарах подготовки туристских организаторов и инструкторов-методистов одну общую оценку;
на семинарах (сборах) подготовки инструкторов и повышения квалификации руководителей путешествий общие оценки по трем позициям: по теоретическому курсу, технике туризма и учебно-воспитательной работе.

К началу экзамена должно быть полностью подготовлено рабочее место для проверочных испытаний. В помещении (или в помещениях), где намечено проводить экзамен, нужно иметь столы для комиссии, столики для слушателей, готовящихся к ответам, достаточное количество стульев.

Комиссию необходимо снабдить комплектами экзаменационных билетов, списками экзаменующихся, бланками ведомостей оценок, писчей бумагой, а также пособиями, которые могут понадобиться в ходе проверки знаний (учебные топографические карты, туристские или административные карты родного края, курвиметры, транспортиры, линейки, перевязочный материал и др.).

Необходимо напомнить о большом влиянии на результаты экзамена атмосферы, в которой он проходит. Совершенно обязательны уважительное отношение к экзаменующимся, сдержанность, объективность и спокойный тон экзаменаторов. Надо учитывать, что при проверке знаний многие сильно волнуются, теряются, помочь им можно только дружелюбным, товарищеским отношением. Совершенно недопустимы иронические реплики, придирчивые замечания и вообще все, что создает нервозную, неблагожелательную обстановку.

Задача экзамена - выявить фактический объем знаний (в рамках программного материала) и если обнаружатся небольшие пробелы, помочь восполнить их, указав, как лучше это сделать. Крупные же пробелы будут свидетельствовать о неподготовленности слушателя и дадут основание для неудовлетворительной оценки его знаний.
Экзаменационная комиссия может не ограничивать проверку лишь кругом вопросов, содержащихся в билете. Вполне допустимы дополнительные вопросы.

Документы об окончании курса

Слушателям, успешно окончившим курс обучения на семинаре подготовки туристских организаторов, выдаются удостоверения туристского организатора, а на семинаре (сборе) подготовки инструкторов туризма, инструкторов-методистов и руководителей путешествий - справки об окончании курса. Формы этих документов приведены в приложениях к соответствующим учебным планам и программам.

Бланки этих документов следует получать заблаговременно, чтобы оформленные удостоверения и справки могли быть выданы выпускникам непременно в день окончания работы семинара. Заполнять бланки нужно очень аккуратно, без каких-либо помарок, желательно тушью (к этой работе можно привлечь и слушателей, обладающих хорошим почерком).

Некоторые семинары подготовки инструкторов вместо справки единого образца выдают выпускникам документ, удостоверяющий присвоение квалификации инструктора. Это совершенно неправильно даже в тех случаях, когда дело касается слушателей, уже прошедших стажировку. Правом присваивать инструкторские квалификации наделены только советы по туризму и экскурсиям, и делать это они могут лишь при положительном заключении своей комиссии по общественным кадрам. Поэтому, если руководство семинара считает целесообразным вручить отдельным слушателям одновременно с выпускным документом и удостоверение инструктора, следует заранее оформить присвоение им этой квалификации.

Выпуск слушателей

Заключает работу семинара (сбора), выпуск слушателей и официальное закрытие. В программу его обычно входит заключительная беседа руководителя, вручение выпускникам документов о прохождении курса. Нередко организуют выпускной вечер, на, котором после официальной части устраивают концерт художественной самодеятельности.

Заключительная беседа должна подводить итоги работы семинара (сбора). В ней слушателей информируют о том, как выполнен учебный план, отмечают удачи и упущения, сообщают общие результаты проверочных испытаний и обобщенные данные окончательных оценок, отмечают отличников. Помимо этого, в такой беседе необходимо давать выпускникам своего рода напутствие: напоминать о роли, которую им предстоит играть в развитии туризма, о значении личного примера, необходимости постоянно работать над собой и обмениваться опытом, подсказать возможные в местных условиях формы повышения квалификации. Естественно, следует также пожелать выпускникам успеха в предстоящей им общественной деятельности.

К подведению итогов полезно привлекать и слушателей. Это можно делать, пригласив их после заключительной беседы высказать свои замечания о работе семинара (сбора) и пожелания, направленные на улучшение постановки обучения туристского актива. Более эффективные результаты дает предварительное подведение итогов в учебных группах; каждая из них кратко излагает в письменном виде общее мнение своих слушателей. Эти групповые замечания и пожелания должны быть учтены в заключительной беседе, чтобы у слушателей составилось ясное представление о правильности или ошибочности сделанных ими замечаний, о степени реальности высказанных ими пожеланий.

Документы о прохождении курса следует вручать лично каждому выпускнику. Делает это, как правило, один из руководителей семинара (сбора). Очередность вручения может быть различной: в порядке алфавита, по учебным группам, по успеваемости. Важно, чтобы оно не превращалось в простую формальность, а было для выпускников торжественным получением путевки в ответственную общественную деятельность.
Официальное закрытие семинара (сбора) оформляется приказом его руководства или специальным распоряжением организации, проводящей подготовку актива. Этот документ обычно содержит обобщенные итоги обучения, указание об окончании учебной работы и краткие напутственные пожелания выпускникам. Кроме того, в нем желательно отмечать слушателей, стажеров и инструкторов-преподавателей, наиболее активно помогавших семинару (сбору) в решении, его задач. Приказ или распоряжение оглашают в заключение всей процедуры закрытия.

Стажировка выпускников

Выпускники семинаров (сборов), готовящих инструкторов туризма и инструкторов-методистов, должны пройти стажировку. Основная ее задача - дать практические навыки учебно-воспитательной работы.

Стажировкой для инструктора, как это предусмотрено Положением об общественных кадрах по туризму, может служить одна из таких работ:
а) на семинарах подготовки туристских организаторов или младших инструкторов туризма - руководителем учебной группы;
б) на семинарах (сборах) подготовки инструкторов - помощником инструктора учебной группы;
в) в туристско-оздоровительном лагере или на туристской базе - инструктором туристской группы или его помощником не менее одной смены.

Засчитывается в качестве стажировки также подготовка десяти туристских организаторов в условиях, путешествия, проводимого стажером.
Инструктор-методист стажируется на семинарах (сборах) подготовки инструкторов-методистов, работая там в качестве помощника руководителя учебной группы. Кроме того, от него требуется подготовить и представить в комиссию по общественным кадрам: а) методические рекомендации по одной из тем программы подготовки инструкторов или повышения квалификации руководителей путешествий; б) рецензию на "методичку" по указанию комиссии.

Проходить стажировку рекомендуется сразу или вскоре после окончания курса обучения, не откладывая ее на долгий срок; это облегчит прочное закрепление знаний и умений, полученных в процессе подготовки. Для этого руководители семинара (сбора) и организация, при которой он работал, заблаговременно устанавливают, куда и когда можно направить выпускников для прохождения стажировки в удобное для них время. Активное участие в этом должна принимать комиссия по общественным кадрам при местном совете по туризму и экскурсиям. Помимо помощи в организации стажировки, комиссии следует взять под свой контроль само ее прохождение и проверять правильность использования стажеров на работе. 

Отчет о работе семинара

Журнал учета работы семинара содержит большинство требуемых отчетных данных. В нем есть сведения о слушателях, преподавательском составе, проведенных занятиях и мероприятиях политико-воспитательной и культурно-массовой работы, о посещаемости занятий, результатах выпускного экзамена. Журнал содержит также замечания, сделанные при проверке деятельности семинара.

Некоторые сведения, характеризующие работу семинара, содержатся и в другой учебной документации, сдаваемой одновременно с отчетом: в журналах учебных групп, расписании занятий, маршрутных документах, экзаменационных билетах и др.

Однако отчет нельзя рассматривать только как перечень определенных показателей. На каждом семинаре, на каждом учебном сборе приобретается тот или иной опыт, который с пользой для дела может быть учтен для улучшения подготовки общественных туристских кадров. Поэтому помимо данных, содержащихся в учебной документации, в отчет надо включать изложение опыта, в какой-либо мере ценного с точки зрения интересов дела. Это могут быть примененные в практике семинара (сбора) какие-то новые формы работы, приемы обучения, методы проверки знаний и умений, формы организации туристского досуга и т. п. Сюда относятся и интересные детали из опыта туристских коллективов, сообщенные слушателями и заслуживающие, внимания при обучении, организаторским или туристским умениям. Это могут быть также выводы из тех или иных неудач (организационных, методических, воспитательных), наконец, рекомендации, предлагаемые для использования при обучении туристского актива.

Ни форма, ни степень подробности изложения всего этого, естественно, не регламентируются: в одних случаях будет достаточно лишь самого краткого, тезисного изложения, в других потребуется обоснование или детализация. Важно, чтобы все полезное, все заслуживающее внимания не оставалось достоянием узкого круга работавших на данном семинаре (сборе), а учитывалось на других учебных мероприятиях подобного рода. Именно этому в первую очередь и должен служить отчет.

Задача советов по туризму и экскурсиям, комиссий по общественным кадрам, клубов туристов - изучать и анализировать отчеты семинаров и учебных сборов, отбирать все ценное, обобщать его и шире распространять, добиваясь все большего улучшения подготовки туристского актива. 

<<   Глава 5      Оглавление    >>


<<  Домой     Список литературы  >>