Лишины Олег Всеволодович и Аркадия Константиновна - ветераны детско-юношеского туризма

<<    Домой    Выше    >>

ЛИШИНЫ

ОЛЕГ ВСЕВОЛОДОВИЧ
(1931 – 2009)   и
АРКАДИЯ КОНСТАНТИНОВНА

Олег Всеволодович и Аркадия Константиновна Лишины – увлечённые люди, ветераны детско-юношеского туризма. Они отдали многие годы своей жизни детям, среди которых были и ребята из закрытой спецшколы – колонии для детей-преступников.

Эти люди не случайно много лет были вместе: их биографии так похожи, а увлечение краеведением и туризмом, любовь к детям тесно объединили их интересы и определили жизненные приоритеты. Можно смело сказать: супруги Лишины – инженеры человеческих душ, воспитавшие не одно поколение туристов, краеведов, поисковиков.

Олег Всеволодович Лишин родился 18 октября 1931 года. Заниматься краеведением начал ещё в школе, когда жил в Заполярье, в посёлке Мурмаши, недалеко от Мурманска. После окончания биофака МГУ работал в разных районах Советского Союза, занимался профессиональной экспедиционной работой, вместе с женой Аркадией Константиновной много времени уделял детям, обучая их навыкам туризма, исследовательской работы, проводя различные учебно-тематические экскурсии для студентов и школьников, осваивая новые туристские маршруты, приобщая ребят к историко-культурному наследию Родины.

Со временем возник интерес к поисковой работе, супруги Лишины стали организовывать походы с ребятами по местам боёв. В это же время Олег Всеволодович занимается педагогической психологией, в 2005 году защищает докторскую диссертацию. Работая с подростками, супруги Лишины используют методику профессора И.П. Иванова, основа которой – воспитание в подрастающем поколении заботы о людях и окружающем мире через практическое применение знаний и умений в любом деле, будь то трудовой десант или помощь старикам, инвалидам.

Психолого-педагогическая тематика, богатый опыт работы с молодёжью отражены в ряде публикаций, которые в большинстве своём были написаны супругами Лешиными совместно. Вот некоторые из них.

Лишин О.В., Лишина А.К. «Это нужно живым» (психология и педагогика военного поиска). М., Педагогика, 1990.
Лишин О.В., Лишина А.К. «Психолого-педагогические рекомендации по организации внеклассной и внешкольной работы». М., 1986.
Лишин О.В., Лишина А.К. Городской подросток вне города «Мир психологии и психология в мире». М., 1995 № 4.
Лишин О.В., Лишина А.К. «Вспомните, ребята, поколение людей…» В сборнике материалов, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Московский комитет образования, МГДТДиЮ, Центр «Раменки». М., 1999.
Лишин О.В., Лишина А.К. «Военно-поисковое движение в воспитании российской молодёжи» Психологическая наука и образование. М., 2003 № 3.
Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., Академкнига, 2003.
Лишин О.В. Из опыта экспериментального включения подростков в общественно-полезную деятельность в условиях трудового лагеря. «Проблемы психологии современного подростка». М., 1982.
Лишин О.В., Сабирова Р.Ш. Взаимодействие общественно-полезного труда в группе в экстремальной ситуации со смежными видами деятельности. «Психологические условия формирования социальной ответственности школьников». М., 1987.
Лишин О.В. Воспитание личности в условиях социального кризиса. «Народное образование». М., 1993 № 2.
Лишин О.В. Изменение отношения к человеку в процессе участия подростков и юношества в военно-поисковой работе. «Мир психологии и психология в мире». М., 1995 № 3.

Олег Всеволодович Лишин – доктор психологических наук, «Отличник народного просвещения», награждён медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за цикл работ «Педагогическая психология воспитания», награждён медалью «В память 850-летия Москвы».

Аркадия Константиновна 20 лет проработала методистом по туризму и краеведению в системе образования, вместе с Олегом Всеволодовичем занималась плановыми походами с коммунарским поисковым педагогическим отрядом «Дозор», которые проходили под эгидой Московской городской станции юных туристов. Военно-поисковые и трудовые экологические экспедиции проводились со студентами, школьниками, детьми из интернатов и закрытой спецшколы-колонии. Особенно памятными были походы в район заповедника Денежкин Камень, военно-поисковые экспедиции в Карелию по следам Первой Карельской партизанской бригады, установка памятников на местах боёв бригады и 7-й дивизии Народного ополчения, поход по Карельскому полуострову и многие, многие другие.

С особой благодарностью и любовью вспоминает Аркадия Константиновна первого своего наставника – Михаила Михайловича Шмелёва, руководителя туристско-спортивного клуба при Доме пионеров в переулке Стопани (1947 г.).

За большой вклад в воспитание подрастающего поколения Аркадия Константиновна награждена медалью «В память 850-летия Москвы», имеет знак «Отличник народного просвещения», является лауреатом премии правительства в области образования за цикл работ «Педагогическая психология воспитания».

Олег Всеволодович и Аркадия Константиновна стали основателями семейной династии педагогов-туристов и поисковиков. Созданным ими 40 лет назад поисковым педагогическим отрядом «Дозор» руководит их старший внук Тимофей Сергеев. Более 15 лет в Северном округе Москвы успешно работает поисковый отряд «Долг», основанный их старшим сыном Николаем Олеговичем. Несколько лет назад он передал командование уже третьему поколению Лишиных – своему сыну Степану Николаевичу.

Супруги Лишины – легенда и яркий пример достойного служения людям.

(По материалом книги "Детский туризм в Москве. История и современность" - М., МосгорСЮТур, 2013 )


Ответы О.В. Лишина  на  вопросы анкеты  ветерана детско-юношеского туризма

2. Краеведением начал заниматься в 9 классе, когда жил в Заполярье в поселке Мурмаши, недалеко от Мурманска. Школа, где я учился, находилась в старинном поселке Кола, на месте старой крепости: от нее остался ров вокруг школьной территории. Как-то мы с ребятами нашли в Кольском заливе, прямо в воде у берега, целую пушку 19-го века. Обратились с этой находкой к учителю физики Александру Михайловичу Чарыгину, который рассказывал нам об истории здешних мест. В этот раз он рассказал нам историю помора Гагарки и о сражении в 1856 году, когда сгорела крепость. По его предложению начали опрос жителей Колы, чьи родители могли помнить события тех лет. Удалось собрать интересный материал, который стал основой для работы инициативной группы школьных краеведов. Тогда же я обратился с письмом к академику-историку Тарле за советом и информацией по поводу событий 1856 года, во время которых Гагарка совершил свой подвиг – посадил на мель английский корвет «Миранда», который должен был уничтожить оборону Колы, за что и был расстрелян англичанами. Академик передал мое письмо журналисту Анатолию Аграновскому, который приехал к нам, после чего опубликовал в «Литературной газете» статью «Подвиг помора Гагарки», где рассказал о работе нашего кружка и об А.М.Чарыгине. Вскоре после этого у нас появилась студентка-дипломница института кинематографии В.И.Спирина. На основе собранного материала и впечатлений от Заполярья, она написала сценарий кинофильма «Таинственная находка», который вышел на экраны в начале 50-х годов, уже после моего поступления на биофак МГУ в 50-м году.

Туризмом на биофаке я не занимался, но побывал в большой экспедиции в Лапландский заповедник, каждое лето работал на Звенигородской биостанции и в Окском заповеднике в Мещере. После окончания биофака попал на работу в Тянь-Шань зоологом противочумной станции, а потом на Северный Урал, в заповедник «Денежкин камень». Половину времени проводил в тайге. Работая на базе в старинном селе Всеволодо-Благодатское, часто проводил экскурсии по музею заповедника, в основном со студентами и со школьниками, которые в составе многочисленных туристских групп проходили через заповедник. Рассказывал не только о флоре и фауне Северного Урала, но и об интереснейшей истории села и его окрестностей.

Когда закрыли заповедник, мы с женой решили пока не возвращаться в Москву, а перешли на работу в только что открывшуюся школу-интернат в районный центр город Североуральск. С ребятами из интерната занялись изучением местных пещер, ходили в походы в окрестностях города, сажали лес на таежных вырубках, а в 1960 году прошли с ребятами из интерната и школы № 7 трехсоткилометровый кольцевой маршрут по тайге, включая уральские хребты в районе Денежкина Камня. Впечатлений была масса. Так, практически, мы стали руководителями детских походов и экспедиций.

3. Закончил учебу в Московском Государственном Университете (биолого-почвенный факультет, кафедра зоологии позвоночных) в 1955 году.

4. Правительственные награды: значок «Отличник народного просвещения» (1995), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), медаль К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук (№ 1306, 2002), Лауреат премии правительства РФ в области образования за цикл работ «Педагогическая психология воспитания» для общеобразовательных учреждений за 2005 год.

5. К детско-юношескому туризму меня привлекла вся туристско-краеведческая работа со школьниками в Североуральске, создание школьного краеведческого музея и главное, пожалуй, - поход по Северному Уралу в 1960 году.

6. «С головой» уйти в педагогику, а заодно и в туристско-краеведческую работу с ребятами, которую я и сейчас рассматриваю как сильнейшее средство воспитания при условии правильной ее организации, помогло увлечение туризмом и краеведением моей жены Аркадии Константиновны, воспитанницы замечательного московского учителя и краеведа Михаила Михайловича Шмелева. Так, в итоге - увлечение профессиональной экспедиционной работой в разных районах Советского Союза, интерес к краеведению, возникший в школе под влиянием одного из любимых мною учителей Александра Михайловича Чарыгина, воспитательский дар – умение естественно общаться с ребятами разного возраста, любознательность и любовь к путешествиям моей «половины», с которой мы не разлучаемся уже пятьдесят лет (с 1955 года) – привели меня в педагогику и детско-юношеский туризм, а затем и в педагогическую психологию через интерес к коммунарской методике И.П.Иванова.

Поворот к военно-поисковой работе совершился под влиянием сначала случая (был послан на сельхозработы от нашего научного института в колхоз на территории Волоколамского района, и вдруг в какой-то момент осенило, что нахожусь на местах боев Панфиловской дивизии, описанных в книге Александра Бека «Волоколамское шоссе»). Вскоре после этого мы с А.К. стали организовывать туда походы с ребятами. В одном из них с нами оказался воспитанник Юрия Робертовича Барановского, ветерана Второй Ударной армии, который, наверное, первым в нашей стране начал водить ребят в походы на места боев этой армии и хоронить убитых. Именно благодаря Юробичу, с которым нам удалось встретиться уже в госпитале, незадолго до его ухода из жизни, мы поняли, что военный поиск – это не просто сбор материалов для музея, это не просто походы, это поиск погибших солдат Великой Отечественной, их захоронение и поиск их родных. До этого у нас был опыт похода с захоронением солдата и установкой памятника Седьмой Бауманской дивизии народного ополчения на 242 километре Минского шоссе под Вязьмой в 1965 году. Но только примерно с 1984 года военно-поисковые экспедиции с захоронением погибших и установкой памятных знаков на местах боев стали для нас основным содержанием работы с ребятами.

Основой методической работы по воспитанию нас и наших подопечных стала коммунарская (она же орлятская, она же ивановская) методика ленинградского учителя, а потом и профессора Игоря Петровича Иванова. С ней мы с А.К. познакомились по-настоящему в 1974 году на весеннем сборе («Веснянке») в лагере комсомольского актива Карелии и поняли, что только так и надо работать с подростками и молодежью, чем бы мы с ними не занимались, при единственном условии – это занятие должно включать заботу о людях и окружающем мире. Рассказывать об этой методике можно много, но главное сказать о ней нужно: она основана на учете возрастных потребностей подросткового возраста, а потому и оказывает огромное воздействие на формирование личности в гуманистическом направлении. Надо сказать, что самое интересное свойство этой методики – это то, что она передается практически из рук в руки, как живой огонек. Теоретическое освоение приходит потом. В круг наших экспедиций мы включили трудовые десанты в заповедники, в частности, девять лет ездили в качестве «доброхотов» (так называются в Пушкинском заповеднике добровольные помощники) в Пушкиногорье. Выполняли разные работы, приобщаясь к творчеству Пушкина.

7. Публикаций много, но хотелось бы выделить как возможно полезные для коллег-педагогов книги:
- Лишин О.В., Лишина А.К. «Это нужно живым» (психология и педагогика военного поиска). – М., Педагогика, 1990.
- Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». – М., Академкнига, 2003.
Статьи:
- Из опыта экспериментального включения подростков в общественно полезную деятельность в условиях трудового лагеря // Проблемы психологии современного подростка. М., 1982.
- Совместно с А.К.Лишиной: Психолого-педагогические рекомендации по организации внеклассной и внешкольной работы. М., 1986.
- Совместно с Р.Ш.Сабировой: Взаимодействие общественно полезного труда в группе в экстремальной ситуации со смежными видами деятельности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.
- Воспитание личности в условиях социального кризиса // Народное образование. М., 1993 № 2.
- Изменение отношения к человеку в процессе участия подростков и юношества в военно-поисковой работе // Мир психологии и психология в мире. М., 1995 № 3.
- Совместно с А.К.Лишиной: Городской подросток вне города // Мир психологии и психология в мире. М., 1995 № 4.
- Совместно с А.К.Лишиной: Вспомните, ребята, поколение людей… В сборнике материалов, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Моск. комитет образования, МГДТДиЮ, Центр «Раменки». М., 1999.
- Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей (психологические предпосылки , механизмы развития и эффективность воздействия педагогически организованной коллективной деятельности // Мир психологии. М., 2002 № 1.
- Совместно с А.К. Лишиной: Военно-поисковое движение в воспитании российской молодежи // Психологическая наука и образование. М., 2003 № 3.

Поисковики Волгограда собираются опубликовать очень важную для нас работу, которую мы писали как методическое пособие для тех, кто собирается заняться военно-патриотической работой с молодежью: «Российская молодежь в военно-поисковом движении (психология и педагогика военного поиска)». Эта статья должна выйти в научном историко-краеведческом альманахе Волгоградского Университета «Стрежень», в выпуске, посвященном военно-поисковому движению.

8. О современном состоянии детско-юношеского туризма: хорошо, но мало в процентном отношении, прежде всего – мало охватывает самую тревожную часть молодежи, т. н. «трудновоспитуемых» подростков, «социальных сирот» - детей, не нужных ни семье, ни школе, ни обществу, которых подбирает и организует криминальная субкультура и неофашисты, сатанисты и прочая антисоциальная публика, имеющая для этого и средства, и время.

И еще очень хотелось бы, чтобы наше туристско-краеведческое движение имело более четко поставленную цель воспитания, а именно: способствовать формированию гуманистической направленности личности посредством коллективной по своей организации общественно полезной деятельности туристской группы. Слишком часто сейчас эта цель заменяется задачами спортивной подготовки, познавательными и т.п. задачами, направленными на частное совершенствование себя, любимого.

9. Хорошо запомнился поход на Кавказ в составе «школы инструкторской подготовки», организованной Станцией Юных Туристов Москвы в конце 80-х, наверное. Тогда во главе похода был Попов Игорь Федорович.

10. Родился 18 октября 1931.

11. Высшее.

12. Окончил Биолого-почвенный факультет МГУ в 1955 году.

1985 – кандидат психологических наук;
2005 – доктор психологических наук (педагогическая психология).

13. Только одним, пожалуй: участвовать в подготовке нового поколения педагогов, в частности туристов и краеведов, в области педагогической психологии.

Анкету составили вместе с А.К.Лишиной, поскольку все время работали в связке, поэтому ее анкета будет краткой.


Ответы А.К. Лишиной  на  вопросы анкеты  ветерана детско-юношеского туризма

2. В походы начала ходить в седьмом классе в 1947 году, записавшись в кружок при городском Доме пионеров на Стопани, поскольку жила рядом в Телеграфном переулке. Кружок назывался ТКСК (туристско-краеведческий спортивный клуб) и руководил им Михаил Михайлович Шмелев, преподаватель географии в нашем, Куйбышевском тогда, и в Сталинском районе. Два года не пропускала ни одного похода выходного дня (практически ходили по Подмосковью каждое воскресенье, иногда с ночлегами). Ходили «в буран, ураган, дожди» - Михалыч, как мы его «промеж себя» называли, походы никогда не отменял. Помню, как-то в проливной дождь на место сбора пришла я одна из ребят, и мы с М.М. прошли по маршруту – ст. Катуар –Марфино – Федоскино.

Первый мой поход был «с термосами» (т. е. без костра) по маршруту «Коломенское – Царицыно», а первый двухдневный по маршруту «Истра – Звенигород». Поход Коломенское – Царицыно оказался настолько для меня тяжелым, что я решила обязательно пойти в следующий раз. Так и втянулась. На каждый поход М.М. давал кому-нибудь задание разузнать о достопримечательностях тех мест, куда мы отправляемся. Для этого нам приходилось ездить в библиотеку областного краеведческого музея на Софийскую набережную. В виде отчета о походе этот человек писал заметку в кружковый альбом, каковых у М.М. скопилось бесчисленное множество. В походе сначала о достопримечательностях рассказывал получивший задание, а «дополнял» его рассказ сам Михалыч. Это был удивительный рассказчик с огромным багажом знаний. Как-то я попросила М.М., которому было уже за восемьдесят, провести экскурсию с моими кружковцами по Бауманскому району, в районе Лефортово. И позвала на эту экскурсию нашего сына Николая, который тогда тоже уже работал с ребятами. Довольно монотонный рассказ Михалыча настолько поразил Николая, что он сказал мне: «Ну, мать, куда тебе до него» и занялся изучением, а потом и активной защитой дома Иоганна Монса, об истории которого узнал во время той экскурсии.

К сожалению, я ни разу не была с М.М. в многодневных походах и выездах, так как не могла по состоянию здоровья получить медицинскую справку, поэтому, к моему великому огорчению, я не получила значка «Юный турист», который выдавали тогда индивидуально после небольшого экзамена на Городской Станции Юных Туристов в Серебряном переулке возле Красной площади. Удивительно, но система подготовки в кружке у М.М. была такой, что из него вышло довольно много творческих научных деятелей. Один из них – наш бессменный староста Рудольф (Карлович) Клиге, ныне доктор географических наук, автор солидных монографий, профессор Московского университета.

3. На истфаке (кафедра Востока) училась с 1951 по 1956 год. В лыжный поход 1 к.с. по Подмосковью по маршруту Можайск – Звенигород – Истра – Солнечногорск пошла с группой однокурсников, которой руководила воспитанница Гранта Александровича Генженцева - Нора Новгородова, будущий археолог. После этого похода, в который я вышла, не умея ходить на лыжах, я завоевала второе место в лыжных соревнованиях нашего курса! Школа оказалась хорошей.

Закончила Университет как специалист по Индии, а в итоге пришла к туризму и краеведению, к тому, что было увлечением юности.

4. Знак «Отличник народного просвещения» (1995); медаль «В Память 850-летия Москвы» (1997), Лауреат премии правительства РФ в области образования за 2005 год за цикл работ «Педагогическая психология воспитания» для общеобразовательных учреждений.

5. См. п. 5 в анкете Лишина О.В.: работа с ребятами в Североуральске. Затем походы с подмосковной командой т. н. «трудновоспитуемых» подростков «Юные Бауманцы» подмосковного поселка Петрово-Дальнего, с которой ставили памятник на местах боев 7 дивизии Народного ополчения; большой поход с ними по Кольскому полуострову через Лапландский заповедник с экскурсией на плато Расвумчорр в Кировске, на приливную электростанцию, готовую к спуску на воду в Кольском заливе Баренцева моря, с экскурсией на подземную электростанцию в пограничном поселке Падун и наземную Туломскую ГЭС в поселке Мурмаши, с заключительным выступлением наших «трудных» подростков на Мурманском телевидении в открытом эфире. Затем походы с ребятишками из интерната № 72 на Угру, под Вязьму, в Подмосковье.

Когда перешла окончательно на работу методистом по туризму и краеведению в систему образования (на пенсию ушла в 2000 году из ДЮЦ «Пресня», проработав там последние двадцать лет), то начались плановые походы с созданным нами еще в 1973 году с О.В. педагогическим коммунарским отрядом «Дозор», которые проходили уже под эгидой МосГорСЮТУР. Очень интересных походов, а затем военно-поисковых и трудовых экологических экспедиций было много, но хочется отметить несколько, например, поход в район Плещеева озера по следам предвоенной научной экспедиции школьного кружка учителя Степенькова из Подмосковья, позже погибшего под Сталинградом. Об этой экспедиции была написана книжка, вышедшая перед самой войной и хранившаяся в домашней библиотеке (мы потом отдали ее сыну Степенькова, которого разыскали в процессе подготовки к походу). В этом, как и во многих других походах, принимал участие бывший воспитанник интерната Саша, ставший членом нашей семьи.

Очень памятным оказался и поход в район заповедника Денежкин Камень, в места, связанные с нашей молодостью, с заданием географического факультета МГУ обследовать район с точки зрения влияния человека на природную среду (кстати, этими же вопросами мы занимались на Плещеевом озере, сравнивая результаты научных исследований школьной экспедиции учителя Степенькова в конце 30-х годов с современным состоянием природы в этом районе).

Запомнились все военно-поисковые экспедиции в Карелию по следам Первой Карельской партизанской бригады Ивана Григорьева, героический и трагический рейд которой был описан в книге «За чертой милосердия» бывшего партизана и писателя Дмитрия Гусарова, с которым нам удалось встретиться и получить ответы на мучившие нас вопросы. Во время этих экспедиций мы построили два памятника партизанам бригады: один на высоте 195,1 погибшему здесь отряду «Мстители». Этот памятник мы строили вместе с ребятами из закрытой спецшколы-колонии для детей-преступников, которых во главе с вожатым-педагогом командировали с нашим отрядом «Дозор» в качестве инструкторов-каменщиков. Спустя два года ребята-заключенные вспоминали об этой достаточно тяжелой физически экспедиции как о самом счастливом в их жизни времени. Второй памятник мы поставили в районе поселка Шалговаары 42 девушкам-партизанкам, погибшим в этом партизанском рейде. И еще с нашей помощью и по инициативе «Дозора» были посажены мемориальные кедровые рощи на высоте 195, 1 и на Смерть-горе, саженцы для которых нам прислали из Новосибирска члены отряда студентов и подростков (ОсиП) «Эдельвейс». Эти саженцы они приобрели на заработанные ими летом деньги.

Навсегда запомнились военно-поисковые экспедиции под Волоколамск и Ржев, в заболоченные леса Мясного Бора и тундры заполярного горного массива Муста-Тунтури. И, конечно же, трудно забыть наши девять экспедиций в Пушкиногорье, палаточные лагеря возле Михайловского с закатами над Соротью, замечательные экскурсии в музеи, работу в лесопарках вокруг усадеб, чтение пушкинских стихов по вечерам то на Савкиной горке, то в аллее Керн, то на водяной мельнице в Бугрово…

6. Михаил Михайлович Шмелев. Осенью 1998 года краеведческое общество «Старая Москва» отмечало в Исторической библиотеке столетие со дня его рождения. К этой дате была выпущена брошюра о его жизни и деятельности, из которой мы, его воспитанники, узнали очень много интересного и еще раз убедились в том, что путевку в жизнь нам дал незаурядный человек. Брошюру написал историк-краевед А.В.Буторов, знавший Михаила Михайловича последние годы его жизни. В день рождения М.Шмелева 13 ноября у него дома собирались представители разных поколений его воспитанников. Эта традиция продолжается до сих пор.

Кстати, будучи совсем уже в преклонном возрасте, М.М. водил в походы по Подмосковью учителей-пенсионеров. Как-то он привел свою группу в Голицынский дворец в Петрово-Дальнем, где мы живем. Было очень интересно наблюдать, как старенькие учительницы ведут себя во время экскурсии: ну, точно, как пятиклассницы.

7. См. пункт 7 Анкеты О.В.Лишина.
8. См. пункт 8 Анкеты О.В.Лишина.
9. См. пункт 9 Анкеты О.В.Лишина.

10. Родилась 18 ноября 1933 года.

11. Высшее.

12. Окончила Истфак МГУ в 1956 году

13. См. Анкету О.В.Лишина п. 13.


Фотоальбом

     


Присылайте свои воспоминания, фотографии и т.п. о  ветеранах детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru

домой                   выше