Самохин Юрий Семёнович - ветеран детско-юношеского туризма

<<    Домой    Выше    >>

САМОХИН  ЮРИЙ  СЕМЁНОВИЧ

 

Воспоминания        Фотоальбом

Родился 3 марта 1955 года. В 1993 году окончил МГОПУ. Кандидат педагогических наук.

Начинал Ю.С. Самохин свою туристско-краеведческую деятельность в сотрудничестве с известными туристами В.В. Титовым и Г.В. Крохиным. Знакомство с интересной и оригинальной системой подготовки юных и взрослых московских туристов побудило его заняться педагогикой туристско-краеведческой деятельности. На основе собственного опыта работы в школе и учреждениях дополнительного образования и изучения опыта работы ведущих туристов-педагогов Москвы Юрий Семёнович разработал основы теории педагогики краеведения, что и стало темой его кандидатской диссертации. Проблемам детско-юношеского туризма посвящены более 30 публикаций Ю.С. Самохина и созданный им Интернет-ресурс «Вопросы краеведения. Теория и практика» (http://school-kraevedenie.narod.ru).

С 1990 года на базе МГДД(Ю)Т был организатором и главным судьей Слета юных краеведов города Москвы «Игра-путешествие по неисследованной местности ‘По следам русских землепроходцев’» (1990-1996, 2001-2005 гг.). Инициатор и автор комплексной краеведческой программы «Восхождение к истокам» Департамента образования города Москвы (1989-2000 гг.).

С 1999 года бессменно является главным судьёй-краеведом во всех видах Первенства Москвы по туризму среди школьников.

С 2000 года по его инициативе и при методической поддержке МосгорСЮТур в программу Первенства был включён новый вид соревнований – «Экспедиционный туризм», требующий от участников не только спортивной подготовки, но и практического освоения краеведческих исследовательских методик. Юрий Семёнович стал сначала главным судьей этого вида, а потом председателем Научно-методического совета по экспедиционному туризму при ГСК Первенства.

В качестве научного руководителя он сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам организации туристско-краеведческой работы, поддержки педагогов, обобщения и пропаганды передового педагогического краеведческого опыта. С 1998 года Юрий Семёнович – председатель секции «Природное наследие» Всероссийского движения «Отечество».

Ю.С. Самохин – автор стихов и туристских песен. Он включен в Антологию авторской песни с произведением «Лосинка» (1989 г.) – это своеобразный гимн СВАО города Москвы.

За свою активную и разностороннюю деятельность Ю.С. Самохин награждён почётным знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма».

(По материалом книги "Детский туризм в Москве. История и современность" - М., МосгорСЮТур, 2013 )


Самохин Ю.С.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры географии МГГУ им. М.А. Шолохова

Мои друзья в детско-юношеском туризме г. Москвы: научно-методологический подход
Эссе
(Декабрь 2006)

В настоящем материале речь пойдет не обо всех, с кем мне пришлось встретиться на туристской тропе, а только о тех, кто своей деятельностью на этой ниве внес действительно теоретический и методологический вклад в наше общее дело: педагогику краеведения и детско-юношеского туризма.

Хочу сразу сказать, что не всякий новатор способен теоретически обосновать свои новации. Есть педагоги-практики высокого уровня, однако, в силу разных обстоятельств, не имеющие интереса к обоснованию своих педагогических идей и новаций. Деятельность таких новаторов находит продолжение в педагогической и спортивной практике их учеников. Но всякое серьезное дело требует серьезного отношения. А туризм во всех отношениях – дело исключительно серьезное, требующее к себе, в том числе, и научно-методологического обоснования.

В предложенном контексте необходимо назвать прежде всего выдающихся специалистов в нашем деле - доктора педагогических наук Остапца-Свешникова Александра Александровича (основатель и директор туристско-краеведческого клуба «Родина») и доктора педагогических наук Голова Василия Пантелеевича. Наличие ученой степени у автора данного материала позволяет с уверенностью утверждать, что детско-юношеский туризм и краеведение Москвы и России, благодаря специалистам такого уровня, смог заявить о себе как о серьезной научной отрасли педагогической науки.

Остапец-Свешников А.А. не просто обосновал систему работы образовательного объединения туристско-краеведческой направленности, достаточно вспомнить его знаменитые «туристско-краеведческие циклы» и именное детище - клуб «Родина», но главное, Александр Александрович является основателем Московской Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения (ММАДЮТК), работа которой уникальна и по своему потенциалу, и по своим перспективам. И еще. Остапец-Свешников А. А. проложил дорогу в педагогическую науку специалистам дополнительного образования нашего профиля. За это ему, на мой взгляд, особая благодарность от педагогов и туристов России. Стоит упоминания и еще один, возможно недооцененный, вклад Остапца-Свешникова А.А. в детско-юношеский туризм и краеведение – создание на базе ММАДЮТК всероссийской организации школьников «Юный путешественник России». И перспективы у этой организации есть, особенно если руководитель образовательного объединения работает в нашей области дополнительного образования систематически и серьезно.

Голов В. П. специализировался на программном обеспечении детско-юношеского туризма и краеведения, глубоко и всесторонне рассмотрел методологию преподавания географических дисциплин, что реально смыкается с нашим направлением дополнительного образования, один из первых ввел в педагогическую науку категорию «учебный туристский полигон». Известны усилия Голова В. П. по включению геологии в практику преподавания географии и туристско-краеведческих образовательных объединениях (кружках).

Первым из плеяды последователей Остапца-Свешникова А.А. в педагогической науке стал Константинов Юрий Сергеевич - доктор педагогических наук, тренер, один из первых в стране, в спортивном ориентировании, директор ФЦ ДЮТиК МОН РФ (Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ). Благодаря организационным усилиям Юрия Сергеевича детско-юношеский туризм и краеведение получил научно-теоретическую поддержку ученого совета Российской Международной Академии туризма (РМАТ), что позволило педагогам России обобщить опыт туристско-краеведческой работы в диссертационных исследованиях. Известны многочисленные труды Константинова Ю.Г. по организации детско-юношеского туризма и краеведения. Стоит подчеркнуть, что талант руководителя позволил Юрию Сергеевичу, на мой взгляд, в переходный период 90 –х годов удержать авторитет нашего направления дополнительного образования на высоком уровне.

В кругу Константинова Ю.С. – руководителя нашей головной организации - следует сказать о его заместителях: кандидат педагогических наук Дрогов Игорь Сергеевич и кандидат педагогических наук Маслов Александр Григорьевич. Роль каждого из них в научно-методологическом обосновании детско-юношеского туризма и краеведения определяется не только их вышедшими в свет книгами, но и активным участием в подготовке педагогических кадров для дополнительного образования Москвы и России. Игорь Сергеевич Дрогов замечательный рыболов-спортсмен, выдающийся организатор туризма, обеспечивающий научный связи вузов страны и Москвы, где так или иначе готовят туристских организаторов

В целом работа ФЦ ДЮТиК, хотя и имеет общероссийский уровень, с московским детско-юношеским туризмом и краеведением находится в постоянном творческом сотрудничестве.

Деятельность наших лидеров, и в педагогике и в туризме и в науке, безусловно, не могла обойтись без поддержки соратников. И таким соратником у А.А. Остапца–Свешникова многие годы был Юрий Александрович Попович, кандидат педагогических наук, серьезный методист, актер и ведущий телевизионных программ. Ю.А. Попович ряд лет руководил отделом краеведения ФЦ ДЮТиК (в те годы ЦДЮТиК МО РФ), а ныне является президентом ММАДЮТК.

Соратник В.П. Голова - Стуков Генрих Александрович - не только выдающийся педагог и методолог, специалист в области туризма, но и функционер высокого ранга. Г.А. Стуков 20 лет, с 1972 г. по 1992 г., возглавлял отдел безопасности туристских мероприятий Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, в том числе руководил работой контрольно-спасательных служб. Именно это позволило Генриху Александровичу в отраслевой периодике издать ряд своих научно-методических работ по организации безопасности в туризме, что, на мой взгляд, прямо и косвенно обеспечивало вопросы безопасности в детско-юношеском туризме.

Поскольку речь идет не столько о туризме, сколько о педагогике, важно назвать еще одного человека, ученого и педагога, доктора психологических наук Лишина Олега Всеволодовича, выдающаяся книга которого «Педагогическая психология воспитания», изданная в 1997 и 2005 гг., стала, считаю, настоящим событием в российском образовании. На материале работы клуба и педагогического отряда «Дозор», совместно с Лишиной Аркадией Константиновной, женой и соратницей, Лишин О.В. создал педагогический прецедент такого масштаба, что, думаю, наше направление внешкольной деятельности – туризм и краеведение - может гордиться достижениями своих коллег и в педагогическом, и в научном контексте. Надо сказать, что туризм и в целом туристско-краеведческая работа в клубе «Дозор» были только инструментом, необходимым для настоящей общественно-полезной и социально направленной деятельности. Одно из таких направлений, известное как движение «Поиск», требующее мужества, глубоких знаний истории и преданности избранному делу, для многих в России стало знаменем преемственности поколений.

Следующий абзац хочется посвятить моим первым наставникам. В детско-юношеский туризм Москвы я, фактически не имея туристского опыта, пришел в 1978 г. – методистом ТКР в Дом пионеров Бабушкинского района г. Москвы. Первым, кто встретил и наставлял меня, был Куликов Валентин Михайлович – директор МосгорДЭТС (Московская городская детская экскурсионно-туристская станция) того времени. Атмосфера и обстановка его директорского кабинета настолько отчетливо запечатлелась в моей памяти, что всю свою дальнейшую жизнь я сопоставляю, как с образцом, то своё впечатление и кабинеты туристско-краеведческой направленности других учреждений дополнительного образования. Среди потрясающих воображение достижений Куликова В.М., считаю необходимым назвать его знаменитые марш-броски со старшеклассниками «100 км вокруг Москвы за сутки», методика тренировок и практика организации которых, безусловно, лежит золотым звеном в системе подготовки юных туристов по его классической образовательной программе «Туристы-проводники». Вообще жизнь и деятельность Валентина Михайловича является показателем истинного служения делу. А его немногочисленные статьи и книги, в том числе написанные совместно с Людмилой Марковной Ротштейн (турорганизатор Ленинского района г. Москвы) , его женой и соратницей в области ТКР, являются образцом методологической выверенности и лаконичности. Их труды, основанные на реальной практике работы с детьми – настоящий вклад в копилку туристского и, главное, педагогического опыта в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы и России.

По рекомендации Куликова В.М. я обратился за помощью и опытом к Титову Вячеславу Васильевичу (турорганизатор Дзержинского района г. Москвы). На первой же встрече, он спросил о моих планах - пересидеть год-два или работать по-настоящему? Хотя перспективы свои я видел туманно, однако принял решение работать по-настоящему. Именно тот разговор стал для меня своеобразным уровнем серьезности в деле, который определил и наши дальнейшие отношения - наставник и воспитанник, и мое место в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы. Титов В.В., обладая даром природного психологизма, всегда умел найти подход к человеку в самых сложных ситуациях туристского путешествия, виртуозно выстраивая благоприятную атмосферу в группе, закладывая в души юных путешественников радость. В педагогической литературе теоретические работы Титова В.В. посвящены вполне прозаическим вопросам организации работы кружка «Водного туризма», практике проведения соревнований и т.п., что, безусловно, свидетельствует о его высоком классе специалиста. Однако мне кажется, что Вячеслав Васильевич останется в анналах детско-юношеского туризма Москвы как педагог особой школы туристско-краеведческой работы, воплотившей в себе по-настоящему гуманистический подход к воспитанникам.

Есть еще один человек, поколения В.В. Титова, захвативший меня своим отношением к делу, своей харизмой, мощностью натуры, по-настоящему государственным подходом к детско-юношескому туризму и краеведению. Это Виталий Владимирович Ярошенко (турорганизатор Люблинского района г. Москвы, директор МосгорСЮТур 1979-80 гг.). Он стоял у истоков организации и создания Первенства г. Москвы в современных его формах. За короткий срок директорства МосгорСЮТур (Московская городская станция юных туристов), ему удалось не только привлечь новых людей и обновить структуру соревнований, но и убедить руководство образования Москвы полностью финансировать дальние путешествия. Ярошенко В.В., благодаря, повторюсь, государственному подходу к ТКР, так четко структурировал взаимоотношения городского и районного уровня работы, что в походах, в бытность его руководителем московского туризма, побывали фактически все школьники Москвы. Хотя у тотального внедрения туризма в практику работы школ были противники, значение усилий Виталия Владимировича трудно переоценить. Его ученики и воспитанники до сих пор среди лидеров Московского туризма. Достаточно назвать Гайлит Ирину Теодоровну и Костерева Николая Александровича.

Кроме этого линию Ярошенко В.В. в туристско-краеведческой работе Москвы успешно реализует жена и соратница Виталия Владимировича - Козлова Юлия Владимировна. Козлова Ю.В. кандидат педагогических наук, известный организатор детско-юношеского туризма и краеведения, методологические поиски которой шли в направлении, насколько мне известно, программирования деятельности туристско-краеведческого объединения школьников. В соавторстве Ярошенко В.В. и Козлова Ю.В. опубликовали ряд весьма острых тематических статей, выпустили несколько книг, посвященных организация туристско-краеведческой работы с детьми.

Здесь же хочется вспомнить еще одного знаменитого в Москве путешественника, турорганизатора и педагога Игоря Федоровича Попова, соратника Титова В.В. и Ярошенко В.В., человека веселого, мужественного, главной заслугой которого в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы останется открытая борьба с инсинуациями ревизоров КРУ, борьба за соответствие требований руководящих документов и реальной практики туристских походов с детьми. Он первым уговорил ревизора КРУ пойти в туристский поход с детьми. Вслед за Поповым И.Ф. немало педагогов открыто встало на защиту интересов детей и туризма от коррупции и злоупотреблений чиновников. Среди прочих подвигов, Игорь Федорович Попов был начальником школы средней туристкой подготовки (СТП), со слушателями которой я прошел первый свой поход 3 категории сложности.

Однако настоящему туризму меня выучил Геннадий Валентинович Крохин (турорганизатор Кировского района г. Москвы), выдающийся турист-водник, спортсмен и педагог. Водные и пешеходные маршруты с Крохиным Г.В. стали для меня настоящей школой, от этапа рукотворного создания снаряжения, всесторонней качественной подготовки похода, до его проведения и написания отчета. Он был среди тех новаторов, т.е. в высшем смысле творческих людей, для которых были «тесны старые уставы» и догмы. Нет, он не был анархистом, просто всякое дело он и планировал, и воплощал не формально, а по существу. Фанатичный интерес к походам, выдающийся дар педагога, мужские качества настоящего бойца, талант инженера и мастера на все руки – вот качества которые он привнес в детско-юношеский туризм и краеведение Москвы. Крохин В.В., всегда оказывался на острие проблем нашего цеха. То есть, порой, открыто делясь своим опытом и практикой туристских путешествий с детьми, он становился легкой добычей ревизоров и чиновников, учиняющих расправу по любому формальному поводу. Но если в моих теоретических построениях организации краеведения и туризма есть что-то по-настоящему ценное, то истоком этого является незабываемые уроки туризма и уроки жизни Геннадия Валентиновича Крохина.

Неизгладимое впечатление произвели на меня совещания районных турорганизаторов, которые проводились в МосгорСЮТур в конце 70-х и в начале 80-х годов – своего рода форум представителей выдающихся специалистов со всех районов Москвы. В ходе обсуждения текущих вопросов организации туристско-краеведческой работы, на мой взгляд, поднимались столь масштабные методико-педагогические и организационные задачи, что в полной мере соответствовало государственному статусу детско-юношеского туризма и краеведения тех лет, неуклонному достижению главной цели советской педагогики того времени: воспитания гражданина своей страны. Считаю, что именно в те годы и на тех совещаниях закладывались ведущие направления педагогики туристско-краеведческой работы, позволившие мне отметить в одной из своих статей ( «Вековые кольца России», 1998 г.) в конце 90-х годов, что туристско-краеведческая деятельность - давно сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной работы в современном просвещении. Туристско-краеведческая деятельность это с одной стороны детско-юношеский спорт, обеспечивающий физическую закалку человека, воспитание здорового образа жизни, а с другой стороны это расширение мировоззренческого кругозора средствами краеведческого, познавательного аспектов туризма. Туристско-краеведческая деятельность комплексно решает проблему соединения общего и дополнительного образования в систему непрерывного образования молодежи, являясь формой работы с детьми, охватывающей и учебное время, и досуг.

Наиболее яркое впечатление оставили в моей памяти выступления Гранта Александровича Генженцева, чья деятельность районного турорганизатора по масштабу и серьезности постановки актуальных вопросов ТКР, всегда отличалась по-настоящему научным подходом к нашему направлению внешкольной работы. Запомнились также острые и методологически выверенные выступления Юрия Овсеевича Каменецкого, Юрия Борисовича Никанорова, Юрия Анатольевича Линца, Игоря Борисовича Некрасова.

А кроме этого, Каменецкий Ю.О., Никаноров Ю.Б., Линец Ю.А. и Некрасов И.Б., так получилось в моей туристской судьбе, оставили в моей памяти, в личных беседах и контактах, трудно формализуемый, но очень необходимый опыт организации детско-юношеского туризма, что не раз помогало мне буквально. Особенно памятен, во многом определивший мои профессиональные перспективы, разговор с Ю. О. Каменецким об организации питания детей и составлении финансовых отчетов. Запомнилась также серия брошюр, выпущенных стараниями Некрасова И.Б., логика изложения и содержание которых свидетельствовали о его методологическом таланте.

Через несколько лет работы, в пору наступившей моей профессиональной зрелости, я познакомился с настоящим патриархом детско-юношеского туризма и краеведения Москвы и может быть - России. Это был Матус Иосифович Крайман. Хотя Матус Иосифович с МосгорСЮТур сотрудничал косвенно, но организованные им туристские слеты вожатых на базе Московского городского дворца пионеров на Ленинских горах (ныне Московский городской дворец детского (юношеского) творчества – МГДД(Ю)Т) охватывали всю Москву, и были образцом грамотно организованного массового туристско-краеведческого мероприятия.

А несколько позже, когда жизнь меня свела непосредственно с работой МГДД(Ю)Т, Крайман М.И. стал для меня настоящим наставником. Особенно опыт Матуса Иосифовича пригодился мне в начале 90-х гг, в период проведения, в качестве главного судьи, городского краеведческого слета «По следам русских землепроходцев».

Масштаб деятельности и мышления этого человека можно без преувеличения сопоставить с масштабом истории страны. Краевед и турист, выдающийся организатор, публицист, методист, я бы его назвал первым методологом детско-юношеского туризма и краеведения, причем методологом высокого класса. Именно Крайман М.И., после прочтения моей брошюры (Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Организация туристско-краеведческой работы в детском оздоровительном лагере. М., 1990, 1996, 2004) и напряженной дискуссии по ее поводу посоветовал мне заняться наукой.

Кстати, во время написания диссертации, я осознал правоту М.И. Краймана в той дискуссии, а его несколько важнейших тезисов легли в основу ряда моих теоретических построений.

Работа методистом постоянно стимулировала поиск новых методологических идей и, одной из счастливых встреч в этом направлении стало знакомство с Путилиным Александром Леоновичем. Путилин А.Л в те годы разработал для своего туристского клуба устав, наполненный таким остроумием и педагогическим талантом, что и сейчас на лекциях в вузе по курсу «Краеведение и туризм» я привожу, к сожалению, по памяти, ряд положений того устава. Анализ работы клуба под руководством Путилина А.Л. и Путилиной Елены Николаевны, его жены и соратницы, был первым моим опытом знакомства с методологией клубной работы в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы. И поучиться у этой замечательной туристской семьи было чему.

Клубная работа всегда была популярной формой взаимодействия разных поколений туристов. И в той или иной форме Клубы туристов в московских домах пионеров, а позже - в Центрах ТКР мощно заявляли о себе не только как организаторы туристских мероприятий с детьми, но и как центры досуга и культуры. Главная особенность деятельности педагога по организации клуба – полная самоотдача. И примером такой невероятной самоотдачи в Московском детско-юношеском туризме и краеведение есть.

Из давних времен начала 80-х гг. запомнился Волков Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, некоторое время работал в МосгорСЮТур, но знал я его весьма поверхностно, хотя и помню, что идея Сергея Николаевича была основана на преемственности туристского и жизненного опыта, когда ученики и воспитанники воспроизводят шаг за шагом опыт наставника в спорте, в педагогике и науке. Звучит хорошо, как говорят - «диссертабельно», но с суровой реальностью работы его туристского клуба я познакомился по воспоминаниям его воспитанников.

По свидетельству Козлова Сергея Ивановича, известного в Москве туриста и педагога, Волков А.Н. был человеком, склонным к авторитаризму и добивался, по-видимому, аналогично педагогической методологии Ярошенко В.В., и имея к этому научно- педагогические основания, исключительно высоких организационных успехов. Однако, по этой же причине, по настоящему дружеских отношений со своими повзрослевшими воспитанниками сохранить не смог.

Но настоящую, насколько я понимаю, педагогическую теорию работы туристского клуба школьников и взрослых предложил, как мне кажется, Щербина Александр Викторович, выпускник МГУ, сумевший не только создать клуб, но и несколько сезонов силами воспитанников своего клуба провести на современном уровне городское первенство по пешеходному туризму. Я знаю, что в течение нескольких лет Александр Викторович пытался объединить московские клубы детско-юношеского туризма в некую позитивную структуру, но в силу того, что не всякий клуб ведет по настоящему многоплановую, разностороннюю работу, насколько мне известно, контакты между клубами происходят преимущественно на организованных Щербиной А.В. туристских соревнованиях. Александр Викторович пишет замечательные стихи, является автором нескольких выдающихся туристских песен, известен как журналист и редактор многочисленных сборников туристско-краеведческой направленности.

Заслуживают упоминания и еще один по-настоящему интересный человек, соратник Щербины А.В., Щербаков Алексей Леонидович, директор ЦВР «Раменки» в 1991-2001 гг. Щербаков А.Л. сумел не только создать туристско-краеведческий клуб, но также найти и реализовать особую форму туристско-краеведческой работы с детьми – Робинзонаду («летний отдых или приключение в подарок»). В настоящее время Робинзонада переросла в ряд актуальных бизнес-проектов. Один из проектов: «Путешествие по 56 параллели» - по замыслу и воплощению, насколько я знаю, не имеет себе равных. Стоит добавить, что в годы своего директорства, Алексей Леонидович стал автором ряда выдающихся организационных проектов дополнительного образования, которые до сих пор лежат в основе деятельности ЦВР «Раменки».

В контексте клубной работы я нередко мысленно возвращаюсь к опыту еще одного известного туриста и педагога - Комарова Михаила Никаноровича, который известен прежде всего как организатор многочисленных конкурсов авторской песни, но в меньшей степени известен туристский клуб, под руководством Комарова М.Н.. Его клуб - явление совершенно самостоятельное, т.е. как и большинство подобных клубов, авторское, выступающее как пространство для реализации педагогических, организационных и многих других идей автора. Мощная подвижническая натура Михаила Никаноровича позволила ему создать, насколько я знаю, не только авторский, но и автономно существующий туристский клуб, наполненный позитивными традициями, творчеством и путешествиями. Из того немногого, что мне удалось узнать о работе клуба, стоит привести такой факт. Перед походом на Алтай Комаров В.Н. собрал своих воспитанников перед телевизором и показал 3 фильма подряд: «Живет такой парень», «Печки-Лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина. Первые двадцать-тридцать минут ребята еще пытались уйти, но потом их не удерживали… Они остались до конца просмотра. Интонация похода, после просмотра была иная. Таких педагогических приемов в детско-юношеском туризме и краеведении на моей памяти не было. Еще факт. Три-четыре года назад в походе по Тянь-Шаню, Комаров В.Н. с воспитанниками сумел найти в Казахстане живых панфиловцев – участников обороны Москвы (!), а собранный материал был представлен на Первенство в таком виде, что эксперты с трудом смогли рассмотреть сквозь кипу ксерокопий газетных вырезок и отрывков из книг педагогический прорыв Михаила Никаноровича.

Другими словами, деятельность Комарова М.Н., как и, думаю, всех тех, кто упоминается в настоящем материале, выходит за формальные рамки повседневной рутины, а всегда становится истинным служения избранному делу.

Интересный методологический опыт создания, впервые в СССР (!), районной Станции юного туриста, предложили Балясникова Ольга Павловна и Бабурина Ольга Николаевна, директор и заместитель директора ГОУ ДДЮТЭ (Дом детско-юношеского туризма и экскурсий) Южного округа.

Балясникова О.П. сформировала коллектив выдающихся Московских педагогов-туристов, среди которых - Громов В.В., Харченко А.Ф., Устинов С.В., Гайлит И.Т., Котлярова Е.А. Минаев В.С.. Совместными усилиями педагогического коллектива Южный округ многократно становился призером Первенства г. Москвы по туризму среди окружных управлений образования. Личное знакомство с Ольгой Павловной, позволяет мне утверждать, что ей удалось внести выдающийся методологический и теоретический вклад в организацию детско-юношеского туризма и краеведения Москвы. В основе ее идей – умение видеть стратегию работы с людьми. Более того, может быть впервые в детско-юношеском туризме, я увидел человека, масштаб мышления которого сопоставим с масштабом, о котором ставил вопрос В. В. Ярошенко. То есть Балясникова О.П. обладает по настоящему макроэкономическим (или государственным) подходом к той проблеме, которую она решает. А их творческий тандем с Бабуриной О.Н., обеспечивающей организационную основу их деятельности, пример счастливого сочетания выдающейся энергии и выдающегося ума. Среди организационных находок Ольги Павловны и Ольги Николаевны считаю, стоит упоминания туристско-краеведческая школа-лагерь на базе ДДЮТЭ, круглогодичная работа которого ряд лет охватывала широкий круг детей округа, становилась настоящим центром притяжения для желающих заниматься туристско-краеведческой работой детей.

Особое место в моей жизни ныне занимает сотрудничество с Костеревым Николаем Александровичем. Его место в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы это каждодневный систематический труд координатора педагогических и туристских достижений московских педагогов-туристов. То есть Костерев Н.А. взял на себя не только труд лидера спортивных путешествий взрослых и школьников как Зам. председателя МКК МосгорСЮТур, но труд, прежде всего, теоретического осмысления спортивно- технических и педагогических аспектов туризма, труд организатора детско-юношеского туризма г. Москвы. Многие годы Костерев Н.А. был Главным судьей по виду «Туристское путешествие» и, как мне представляется, его участие, среди прочих специалистов, в деятельности Главной судейской коллегии Первенства г. Москвы по туризму, четкость в работе, умение ставить цели и достигать их, помогли в 90-е годы сохраниться первенству в его настоящем виде. Костерев Н.А. - автор около 30 публикаций, учебно-методических комплексов и пособий, в т.ч. «Справочник инструктора детско-юношеского туризма», «Словарь краеведа Подмосковья», «Вспомните, ребята, поколение людей», «Туризм и краеведение» и др., автор Интернет-ресурса: «Методический центр по туристско-краеведческой работе с учащимися Западного округа» (http://tyr-zo.narod.ru ). Николай Александрович помог мне отстоять ряд моих сравнительно новых научно-методических идей, в частности, идею введения туристского краеведения в практику Первенства, идею создания вида «Экспедиционный туризм», идею обновления Конкурсной программы Первенства. Наши совместные усилия, как соавторов, были отражены в ряде методико-теоретических статей, посвященных детско-юношескому туризму и краеведению. Необходимо отметить, что в последние годы Костерев Н.А. возглавляет на Первенстве вид «Конкурсные программы». В конкурсах стало меньше «показухи», а целесообразность его проведения приблизилась по значению к спортивным видам соревнований.

Краеведение и Экспедиционный туризм в Первенстве г. Москвы и в детско-юношеском туризме и краеведении города в целом неразрывно связан с кандидатом педагогических наук Озеровым Александром Григорьевичем. Озеров А.Г начинал как учитель биологии и руководитель туристского кружка, позже принимал участие в судействе первенства, руководил учреждением дополнительного образования, а ныне руководит Отделом краеведения в ФЦДЮТиК МОН РФ. Главное, что выделяло работу Александра Григорьевича – интерес к серьезной исследовательской деятельности в туристском походе. Многие годы Озеров А.Г. является организатором Всероссийского детского экологического лагеря на оз. Селигер. Занимаясь научной и исследовательской работой по обобщению учебной и краеведческой работы с детьми, за последние годы опубликовал около 40 актуальнейших работ по вопросам организации учебно-исследовательской работы с детьми, методико-педагогических проблем и общепедагогических проблем, ведет курсы «Экологический туризм» и «Краеведение и туризм» в ряде вузов Москвы. Фактически сегодня Александр Григорьевич один из самых крупных специалистов в детско-юношеском туризме и краеведении России по научно- методологическому обоснованию исследовательской деятельности школьников. А его книга «Исследования учащихся в природе» , вышедшая в 2006 г., обобщающая опыт автора и его предшественников, считаю, является важнейшим методологическим событием последних лет в детско-юношеском туризме и краеведении.

Важно отметить, что на столь высокой должности Александр Григорьевич остается действующим туристом и педагогом. Именно Озеров А.Г. был первые три года начальником дистанции краеведческого туристского маршрута в виде «Экспедиционный туризм».

Исключительно самобытный и глубокий подход к школьному краеведению многие годы демонстрирует Анатолий Иванович Персин. Те, кто интересуется вопросами теории школьного краеведения, непременно должен познакомиться с многочисленными заметками, статьями и материалами Анатолия Ивановича в московской и российской периодике. Персин А.И. в школьном краеведении отстаивает линию классического понимания краеведения. В этом контексте следует упомянуть и кандидата исторических наук Туманова Валерия Евгеньевича, зам. председателя Союз краеведов России, автора многочисленных статей и замечательной книги «Школьный музей», выдающегося теоретика школьного краеведения Москвы и России, идеи которого в давней аналитической статье, помнится, стали для меня отправной точкой в анализе педагогического содержания краеведения.
Есть еще несколько человек, знакомство с которыми у меня сравнительно общее, но их деятельность в детско-юношеском туризме представляется серьезным методологическим, а отчасти и теоретическим вкладом.

Прежде всего, хочется назвать Михаила Арленовича Либермана серьезного специалиста в горном туризме, каждый поход и путешествие которого, по мнению многих его коллег и воспитанников, это всегда образец методически выверенной, грамотной работы туриста-профессионала и, главное, новатора в деле освоения еще не пройденных маршрутов, еще не освоенных регионов. Михаилу Арленовичу принадлежит открытие для московского детско-юношеского туризма Камчатки и, что особенно грандиозно, Французских, Австрийских и Итальянских Альп, горных районов Болгарии, Турции и Испании и ряда других мировых туристских центров и регионов. До него московские школьники, насколько мне известно, в этих районов не путешествовали. А технические отчеты Либермана М.А. в библиотеке МосгорСЮТур по праву можно считать и первым опытом создания рекомендаций о спортивных туристских путешествиях за рубежом. Те, кто брал на себя ответственность главного судьи вида в Первенстве г. Москвы по туризму, оставаясь один на один с командами, сможет оценить и многолетнюю подвижническую деятельность Либермана М.А. как главного судьи вида «Горный туризм».

Многие годы в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы известен Александров Николай Владимирович. Среди его туристских достижений, возможно, не многие знают о создании Александровым Н.В. принципиально нового направления туристского краеведения. По замыслу, по методологии сбора краеведческого материала и структуре содержания его работа «Мини-энциклопедия по району путешествия. Маршрут по Карачаево-Черкесии» была настолько новаторской, что в ходе первого знакомства с нею вызвала споры у специалистов – жюри Первенства, однако внимательное прочтение показало, что эта работа заложила своего рода новый жанр, новую форму краеведения в туристском путешествии. Одновременно мини-энциклопедия рассматривала принципиально важный аспект краеведческой информации: состояние и характеристика природных и антропогенных объектов, что прямо влияло на обеспечение безопасности, а с другой стороны мини-энциклопедия предлагала к рассмотрению вопросы этнографии, лингвистики, культуры, тем самым, охватывая адаптационные, т.е. социализирующие аспекты краеведения. По сути дела, эта работа стала методическим эталоном или образцом подобного рода туристского краеведения, по примеру которого ряд других руководителей туристских групп школьников г. Москвы начали свои исследования и разработки.

Приобрела широкую известность среди московских туристов и еще одна своеобразная методическая работа Александрова Н.В.: обучающая тест-игра «Люська», которая свидетельствовала не только об уровне методического и педагогического таланта, но и таланта литературного.

Многие годы работа с отчетами Первенства в качестве Главного судьи по виду «Краеведение» была для меня методологической мастерской и, одновременно, отдыхом, особенно когда в руки берешь по настоящему выдающуюся работу.

К таким выдающимся работам всегда и многие годы относятся отчеты о походах, выполненные Гайлит Ириной Теодоровной. Главное, что отличает Ирину Теодоровну, это, можно сказать легендарная преданность избранному делу, глубокая принципиальность и редкостная по накалу требовательностью к себе. С именем Гайлит И.Т., выпускницы географического факультета МГУ, связана, считаю, «классическая» школа туристского краеведения, основанная на опыте исследований комплексных экспедиций российских и советских географов. Фундаментальное образование и невероятная трудоспособность помогает Ирине Теодоровне соединить практику конкретного похода со школьниками и методологию классического полевого исследования.

Важно отметить и работы Гайлит И.Т. по методике преподавания, в частности, рекомендации по составлению туристских отчетов, ряд других методических статей в педагогических изданиях и в сети Интернет. Работа Гайлит И.Т. в МосгорСЮТУр, ярошенковского призыва, в качестве методиста, начальника тур. отдела, инструктора и начальника школ туристской подготовки, а также организатора первенства - до сих пор оценивается как основа успешного развития детско-юношеского туризма в Москве на многие годы.

Известен в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы и Игорь Константинович Варшавский, муж и соратник Ирины Теодоровны. Выдающийся учитель математики, автор многочисленных статей по методике преподавания, считаю, внес весомый организационно-методический вклад в развитие в Москве дополнительного образования туристской направленности, в частности, составлял нитки маршрутов для команд Первенства, что, как представляется, было не простой задачей, требующей глубоких знаний и понимания туристско-краеведческой деятельности. Следует помнить, что в те годы в городском первенстве участвовало до двух сотен команд, и группы к поляне слета шли по Подмосковью не пересекаясь; каждая команда посещала литературно-исторический краеведческий объект и выполняла исследовательское задание на объекте природы. Будучи главным судьей, по виду «Краеведение» одного из первенств Москвы, Игорь Константинович пригласил меня в команду судьей, что было для меня высоким доверием и, без всякого сомнения, хорошей школой, окончательно закрепившей мой интерес к краеведению. Думаю, что Игорь Константинович в те годы, как настоящий педагог - походя, не только угадал мои интересы, но и дал направление путям их реализации.

Значительной фигурой в детско-юношеском туризме и краеведении в последние годы предстает перед нами Устинов Сергей Владимирович, заслуженный путешественник России, мастер спорта. Он впервые, на моей памяти, сформулировал необходимость совести, или, возможно, духовности в жизни и в туризме, в том числе в детско-юношеском туризме. Правда, наши приватные беседы проходили в другой, повседневной лексике и без всякого пафоса. Сергей Владимирович, на мой взгляд, стоит на позиции неукоснительного следования нравственному закону внутри человека, исповедуя принцип: исходить только из самого главного в этой жизни. В каждой ситуации, при которой мне пришлось присутствовать, Сергей Владимирович демонстрировал такого уровня духовную центрированность, что это начисто исключало двоемыслие, мелочную суету или пошлость. Насколько я знаю, Устинов С.В. не пишет общетеоретических статей, хотя я знаком с рядом его методических указаний по разным вопросам, к примеру, судейства соревнований. Но его участие в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы в качестве эксперта МКК, судьи или участника, без всякой натяжки является фактом, делающим наше направление дополнительного образования нравственно более здоровым, а профессионально – более ответственным.

Сильное и яркое впечатление оставило общение, нечастое, но исключительно насыщенное творческими идеями, с Валентином Абрамовичем Лурье (много лет работал турорганизатором в Восточном округе г. Москвы), которые многие годы работал турорганизатором Восточного округа. Лурье В.А. известный турист-водник, и великолепный организатор водных соревнований, насколько я понимаю, обладает многочисленными талантами, и умеет реализовать их воплощение.

Масштаб и многосторонность личности Валентина Абрамовича позволяет в одном человеке сконцентрироваться многим граням, судя по отчетам, его человеческого дарования: от нюансов педагогики до работы со спонсорами, от адаптационных заходов краеведения до технических и тактических сторон водного туризма, от организации категорийного похода до организации первенства России. И еще. Даже короткие встречи с Лурье В.А. – это всегда искренность чувств, неподдельная боль за дело.

Заслуживает упоминания в этом материале и соратница Валентина Абрамовича Кузьмина Нина Сергеевна, первая, на моей памяти, предложившая в краеведении туризма изучение, к примеру, монастыря - не с точки зрения архитектуры, а точки зрения его сакральной стороны, т.е. как святыни православной культуры. Постижение духовной стороны бытия дано не многим, но уметь донести эту сторону жизни человека до воспитанников – талант особого рода, очень редко встречающийся. Но именно с этим багажом, как мне кажется, Нина Сергеевна и идет к детям.

Методистом, что называется, от бога, является, и уже давно, Котлярова Елена Александровна. По настоящему я познакомился с ее трудами и талантами, только после окончания ее активной туристской карьеры. А ведь она оставила свой след в туристском краеведении, взяв, как сквозную тему своих исследований, топонимику. Объединив детско-юношеский туризм и краеведение на материале топонимии районов своих путешествий, на мой взгляд, Елена Александровна добилась великолепного результата. Топонимическое краеведение в ее отчетах образец настоящего сплава реального исследования и качественного педагогического результата.

Последние годы Котлярова Е.А. работает в ДДЮТиЭ Южного округа, демонстрируя великолепный образец краеведения ближайшего окружения, на примере школ округа. Регулярные краеведческие смотры, краеведческие конкурсы и краеведческие слеты, считаю, всколыхнули округ. Выпущено несколько окружных методических сборников краеведческих исследований и проектов учителей и школьников. Я даже не предполагал, что можно добиться такого целостного подхода в организации школьного краеведения.
Внесла Елена Александровна свой вклад и в организацию вида «Экспедиционный туризм», в частности, в Южном округе был проведен семинар по экспедиционному туризму, а команды округа становились призерами в этом виде Первенства.

Мое знакомство с Моисеенковым Михаилом Макаревичем состоялось на судействе фотоконкурса Первенства Москвы. Его профессионализм и творческая зоркость в экспертной оценке фоторабот, демонстрировали с одной стороны - его огромный педагогический, а с другой стороны - значительный научно-методологический потенциал. И каждая следующая встреча, все более углубленное погружение в творческую лабораторию знаменитого в Москве туриста и педагога, поднимало наш обмен идеями, замыслами и попытками их воплощения на действительно высокий конструктивный уровень. Все, за что берется Михаил Макаревич - серьезный вклад в научно-педагогическую копилку детско-юношеского туризма и краеведения Москвы. Это и клубная деятельность, и знаменитые, ставшие общегородскими, выставки фоторабот, и выдающиеся отчеты о водных и горных маршрутах, а также яркие, педагогически целесообразные краеведческие исследования.

Особое, ни на что не похоже явление в детско-юношеском туризме и краеведении Москвы представляет Громов Владимир Владимирович – выдающийся спортсмен, руководитель первой в СССР «Шестерки» - похода 6-й категории сложности, насколько я знаю, это был зимний траверс Уральского хребта. Громов В.В. обладатель абсолютно всех мыслимых регалий, заслуженный путешественник России, мастер спорта по нескольким видам, многократный чемпион СССР и России, чемпион Москвы.

Его путь спортсмена и педагога окрашен опытом выпускника военного училища и боевым опытом офицера спецназа. Громов В.В. уже много лет является лидером, теоретиком и практиком скаутского движения России. Истинный масштаб этого человека обусловлен еще и тем, что он оказался реальным воплощением послевоенного туризма в нашей стране, концентрируя, на мой взгляд, в своем опыте достижения спортивного туризма от 60-х до 90-х годов XX века, и даже туризм XXI века.

Громов Владимир Владимирович - выдающийся теоретик туризма, включая детско-юношеский туризм и краеведение. Каждая его мысль, изложенная серьезно или иронично, в рассказе, в экспериментальной программе «Следопыт», в книге «Алтай» и в других изданиях, захватывает своей проницательностью, попаданием в суть вещей, в суть человека, в суть ситуации. Громов всегда проповедовал достаточно жесткую линию в педагогике туризма, основанной на высокой требовательности к себе и к своим воспитанникам, считая, насколько мне известно, что «если у человека есть стерженёк, то человек может все»! Это служило залогом многочисленных побед команд под его руководством в первенстве Москвы, России и СССР.

К такому человеку применим, популярный в России термин Зубр. И все это делается без нажима, легко, даже весело. Громов В.В., при всей своей матёрости, при всем своем опыте и уме - человек романтического склада, настоящий поэт, исследователь древних цивилизаций, человек глубоко и тонко чувствующий и понимающий природу человека и природу вокруг нас.

Те, кто «варится» в нашей кухне всерьез, хорошо знакомы деятельностью жены и соратницы Владимира Владимировича, Анастасией Ивановной Громовой. Именно с ней и под ее руководством я совершил свои самые серьезные походы на Тянь-Шань, на Алтай и на Камчатку. Оглядываясь назад, я ловлю себя на мысли, что А.И. Громова без пафоса и методико-теоретических изысков умела организовать путешествие так, что всё проходило как бы само собой, экспромтом – собрались и сходили. Но, как известно все самые лучшие экспромты хорошо готовятся, и в этой подготовке Анастасия Ивановна всегда была безупречна. Настоящим методологическим и человеческим уроком был для меня текст в справке об опыте, которую она выдала мне после пятерочного маршрута: деловой, с корректным указанием на те стороны моего характера, которые затруднили оптимальную организацию путешествия. Безусловно, многочисленные походы Громовой А.И., в качестве инструктора и наставника менее опытных туристов были образцом нормального отношения к делу и легли как основа в мое научное обоснование теории наставничества в детско-юношеском туризме и краеведении.

Анастасия Ивановна Громова, насколько мне известно, начинала заниматься туризмом на Украине, руководила Станцией юных туристов, путешествовала в составе межрегиональных команд, в некотором смысле привнесла в Московский детско-юношеский туризм и краеведение опыт украинской школы туризма. Обмен такого рода всегда позитивно отражается на нашем общем деле.

Есть еще одна женщина - мастер спорта по туризму, выдающийся педагог, талантливый поэт - сыгравшая в моей жизни, в моем творческом становлении, в моих педагогических поисках очень большую роль. Это Авдеева Вера Петровна. Именно Вера Петровна впервые, на моей памяти, попыталась традиционное краеведение методологически обосновать и использовать как поле для передачи воспитанникам жизненного и творческого опыта педагога. Авдеева В.П. необыкновенно интересно работала с кружком (образовательным объединением), ее педагогический багаж был поистине неисчерпаем. На определенном этапе развития детско-юношеского туризма и краеведения Москвы Вера Петровна, безусловно, была среди лидеров, а ее воспитанники и посейчас водят в походы московских школьников

Хочется надеться, что творческий потенциал Веры Петровны, хотя она и ушла из дополнительного образования, найдет воплощение в методических рекомендациях или даже в книге.

Среди зубров детско-юношеского туризма и краеведения Москвы уже многие годы справедливо занимает отчетливое место Харченко Алексей Федорович, заслуженный путешественник России, мастер спорта, выдающийся методолог современного туризма, автор книг и методических рекомендаций, член маршрутно-квалификационной комиссии МосгорСЮТур, ведущий эксперт по подготовке групп к сложнейшим туристским путешествиям. Насколько мне известно, Харченко А.Ф. на всех направлениях своей жизни отличался беспокойным характером, умением работать и думать, что немало для успеха, но для победы судьба ему даровала способность совершать сверх усилия. Именно эти качества вели Алексея Федоровича к многочисленным победам в Первенствах Москвы, России и СССР.

Стоит привести один факт. Участники первенства по горному туризму поставили под сомнение объективность судейства Харченко А.Ф., но после самостоятельного анализа отчетов и подведения итогов оказалось, что судейство, выполненное Алексеем Федоровичем, было безупречно. Такого рода проверки мастера, как волны о камень, конечно же, не могут опровергнуть результатов многолетней практики реального туризма самого высокого класса – служению которому посвящена жизнь и страстная натура Алексея Федоровича.

Отдельного внимания заслуживает Центр Детско-юношеского туризма и экскурсий «Черемушки» (ЦДЮТЭ «Черемушки»), деятельность которого в московском детско-юношеском туризме и краеведении имеет во многом определяющее значение для округа и в некотором смысле – для Москвы. В начале 90-х годов, по аналогии с ДДЮТЭ Южного округа, в параллель с ним, из отдела туризма и краеведения Дома пионеров Черемушкинского района г. Москвы Перепелкина Галина Анатольевна начала создавать собственное учреждение дополнительного образования. В числе основателей и идеологов, на первом этапе работы ЦДЮТЭ «Черемушки», необходимо также назвать Дубовицкого Бориса Степановича. Работа по созданию собственного учреждения - труд стоический, требующий не только преданности делу, но главное требующий умения создавать вокруг себя круг единомышленников. Галина Анатольевна и Борис Степанович действительно оказались центром притяжения для многих педагогов, увлеченных туризмом и краеведением Юго-Западного округа, прежде всего из числа собственных учеников и воспитанников. В настоящее время ЦДЮТЭ «Черемушки» возглавляет ученик Галины Анатольевны - Парфенов Андрей Александрович. Заслуживают упоминания и другие ученики и соратники Галины Анатольевны, вложившие серьезный вклад в деятельность ЦДЮТЭ «Черемушки», в том числе Кокорев Вадим Григорьевич, Борунов Сергей Анатольевич, Перепелкин Анатолий Иванович. Так сложилось, что мне удалось близко познакомиться с ними: с Галиной Анатольевной, Вадимом Григорьевичем и Андреем Александровичем мы путешествовали на Тянь-Шане, с Борисом Степановичем совершили поход на Центральный Кавказ. Педагогика и туризм - было главным, что объединяло, на мой взгляд, этих людей. Наше общение в конечном итоге сводилось к осознанию высочайшего педагогического потенциала туристско-краеведческой работы с детьми, необходимости нести миссию на своем педагогическом поприще.

Именно служение делу, на мой взгляд, и помогло не только устоять ЦДЮТЭ «Черемушки» как организации в 90-е годы, но стать популярнейшим центром внешкольной работы, фактически возглавить ряд направлений в детско-юношеском туризме Москвы, в т.ч. успешно развивать водный туризм, ориентирование. Среди выдающихся специалистов, вызывающих уважение в дополнительном образовании Москвы нашего профиля, хочется особенно выделить Гуца Алексея Витальевича и Нелю Вячеславовну Семенову.

В ЦДЮТЭ «Черемушки» работает один из серьезнейших теоретиков детско-юношеского туризма и краеведения, педагог и турист - Шахнович Вадим Игоревич, автор туристско-краеведческого сайта «Груша» (http://www.grusha.ru/ ), серьезный спортсмен, автор выдающихся по содержанию и методологически выверенных по структуре отчетов. В.И. Шахнович в своей работе и в своих походах, на мой взгляд, остро и зорко отслеживает то, что можно было бы назвать справедливость – в отношении к людям, в отношении к спорту, в отношении к жизни. Именно это качество, т.е. умение совершать поступки из чувства справедливости, проявленное В.И. Шахновичем в нечастых наших контактах, укрепило меня в необходимости принять ряд принципиальных решений по отношению к близким, друзьям, работе, науке.

Здесь же отметим ряд других специалистов, воспитанников ЦДЮТЭ «Черемушки», оказавшихся в последние годы среди активных претендентов не только на призовые места в Первенстве, но и на теоретическое осмысление ряда направлений развития детско-юношеского туризма и краеведения: это Бологова Галина Алексеевна, Апатенкова Анастасия Евгеньевна, Дегтярев Алексей Владимирович, Олишевский Дмитрий Васильевич, Резванова Дарья Александровна.

Много лет сотрудничает с ЦДЮТЭ «Черемушки» и Гармаш Лариса Дмитриевна – учитель физики школы № 539, кандидат в мастера спорта по туризму, организатор многочисленных спортивных походов со школьниками, неоднократный призер Первенства, автор методических материалов по физике и организации детско-юношеского туризма и экскурсий ( Гармаш Л. Д. Рассказы о снаряжении // Л.Д. Гармаш, В.И. Елькин, Э.М. Браверман "Физика и астрономия в походе и на природе", Б-ка журнала "Физика в школе").

С благодарностью за очень интересную плодотворную совместную работу в судействе отчетов Первенства я вспоминаю еще одного учителя физики - Ульянова Леонида Борисовича, на мой взгляд, выдающегося педагога, туриста и методолога туристско-краеведческой работы со школьниками. Общение с Леонидом Борисовичем на судействе отчетов, кроме всего прочего, произвело на меня впечатление отчетливой и неразрывной связи учебного процесса в школе и в туристско-краеведческой деятельности, эта связь чаще декларируется, чем существует на самом деле. Но у Л.Б. Ульянова и, думается, у Л.Д. Гармаш такая связь есть действенный инструмент их реальной педагогической практики. Благодаря библиотеке МосгорСЮТур новые поколения руководителей могут познакомиться с выдающимися отчетами наших «физиков» - Л.Д. Гармаш и Л.Б.Ульянова.

В этом материале хочется вспомнить Ляпунова Александра Ивановича – ученика М.И. Краймана, который заслужил глубокое уважение за то, что, столкнувшись с произволом чиновников, запретивших походы, после аварии в Краснодарском крае в одной из московских туристских групп, отказался от карьеры директора МосгорСЮТур, отстаивая организационно-педагогические принципы детско-юношеского туризма. В те годы за такие шаги когда можно было поплатиться партбилетом и карьерой, и оставить пост директора, в знак протеста, было нелегко. И хотя «свято место пусто не бывает», самоотверженность Ляпунова А.И. на тот период позволило вывести описанную ситуацию из тупика. Позже, насколько я знаю, Ляпунов А.И. успешно преподавал в институте физкультуры, заведовал кафедрой туризма, занимаясь любимым делом, так сказать, на другом уровне.

Есть еще значимые для меня люди, вложившие в детско-юношеский туризм и краеведение Москвы заметный вклад, но знакомство мое с ними было, к сожалению, самым поверхностным.

Однако когда занимаешься какими-либо вопросами, так или иначе связанными с туризмом и краеведением, особенно остро это ощущается во время судейства отчетов Первенства Москвы, начинаешь сопоставлять свои решения с методологической планкой, высокий уровень которой был предложен специалистами. Среди таких специалистов прежде всего хочется назвать Романа Алексеевича Реуэля, известного в Москве туриста и педагога. Роман Алексеевич человек сложный, гордый, тяжело переживающий необходимость компромиссов, но именно чувство незримого присутствия такого острого взгляда на твою работу, не позволяет расслабляться в судействе и во многих других аналогичных вопросах. У Реуэля Р.А. есть реальная школа, имеющая собственный методико-педагогическое «лицо» и «стиль» в туризме. Известны его зимние путешествия. Некоторые его повзрослевшие воспитанники, в том числе его сын, были студентами педагогического вуза, в котором я преподавал – отличались инициативой и самостоятельностью мышления. Ныне Роман Алексеевич директор школы №1321 города Москвы и перспективы школы, на мой взгляд, с учетом изложенного, позитивны.

Безусловно выдающимся методистом туристско-краеведческой работы в современном дополнительном образовании г. Москвы является Ривкин Евгений Юрьевич, турорганизатор Северного округа. Наши диалоги и споры с Евгением Юрьевичем, во время анализа отчетов Первенства, как мне представляется, были не столько попыткой переубедить собеседника, сколько очень важным процессом осмысления собственной позиции. Такого глубоко мыслящего собеседника, как Ривкин Е.Ю., действительно разбирающегося в нашем деле, встретишь не часто. Евгений Юрьевич написал ряд толковых методических рекомендации по организации детско-юношеского туризма и краеведения, выпустил книгу, что свидетельствует не только о его уровне методиста, но и о серьезных научных перспективах.

Потрясает своей проницательностью, умением ставить парадоксальные вопросы, отличать дело от его имитации, Ляпин Вадим Германович, известный турист и методист детско-юношеского туризма и краеведения Москвы, автор высочайшего класса туристских карт. Общение с Вадимом Германовичем пример такого острого восприятия методологического совершенства отчетов, что невольно начинаешь острее относиться к собственной работе. Я не знаю методологических работ, написанных Ляпиным В.Г., но его место среди серьезнейших специалистов Москвы в методологии туризма - очевидно.

В жизни руководителя туристской группы школьников, так складывается, бывают исключительно драматические случаи. Большое счастье, если в эти минуты ты встречаешь друзей¸ способных понять и оказать помощь. Такими людьми для меня стали Никонова Галина Петровна и Никонов Сергей Васильевич. Казалось бы, достаточно того, что я с этой семейной парой педагогов и туристов был в самых своих сложных путешествиях по Тянь-Шаню, Алтаю и на Камчатке. Но однажды они мне встретились на маршруте по Кольскому полуострову, и встреча эта оказалась для меня судьбоносной. Мне запомнился их особенный стиль управления, который не только благодатно действовал на их группу, но и помог моей команде удержать планку спортивности и психологическую устойчивость в условиях, когда один из моих юных туристов получил травму. Наше сотрудничество с Галиной Петровной продолжается много лет. И ныне она, как член МКК МосгорСЮТур, видный специалист в детско-юношеском туризме, проявляет высокие качества истинного спортсмена, помогая на всех этапах своей работы удержать в детско-юношеском туризме логику здоровой состязательности.

Сыграл свою роль в Московском детско-юношеском туризме и краеведении и такой своеобразный, ни на кого не похожий человек, как Семен Михайлович Юсфин. Роль С.М. Юсфина как талантливого методиста и публициста в 90-е годы прошедшего века в научно-методологическом становлении ДДЮТиЭ Южного округа и ЦДЮТиЭ «Черемушки» была очень важна и, как мне кажется, оставила заметный след.

Многие из тех, кто был упомянут в настоящем материале, в те или иные годы работали в МосгорСЮТур. Но немногие были верны нашей головной организации по настоящему.

Действительно, трудно работать, а еще труднее руководить такой организацией, поскольку очень сложно найти весомые аргументы, которые устроили бы и руководство московского образования и руководителей детских туристских групп, многочисленных проверяющих и, с другой стороны, юных туристов. Но Людмила Петровна Слесарева, нынешний директор МосгорСЮТур – уже не одно десятилетие пытается соблюсти необходимый баланс интересов, принять верные решения, отстоять главное. И МосгорСЮТур сохранен! Есть возможность принять туристов в Москве и на подмосковной базе! Есть замечательная библиотека, работают службы.

Сегодня Слесарева Людмила Петровна, безусловно, в научно-методологическом обосновании дополнительного образования туристско-краеведческой направленности является одним из ведущих специалистов Москвы. Считаю, заслуживают упоминания в настоящем материале ее соратники, прежде всего Алексеев Вячеслав Викторович, Неустроева Нина Сергеевна, Исаев Валерий Николаевич, Ясинская Валентина Николаевна, каждый из которых вложил свою лепту в теоретическое обоснование работы МосгорСЮТур, включая работу над программой развития своего учреждения и детско-юношеского туризма и краеведения Москвы в целом.

Ядром МосгорСЮТур, как хотелось бы надеяться, является Отдел туризма.

Именно в этом отделе многие годы проработал Афанасьев Геннадий Иванович, мастер спорта, замечательный педагог, поэт, серьезный методист, ответственный секретарь маршрутно-квалификационной комиссии. Геннадий Иванович без всяких натяжек сыграл выдающуюся роль в организации туристских походов московских школьников в 80-е и отчасти 90-е годы.

Но в последние несколько лет эту роль, особенно в научно- методологическом обеспечении, взял на себя Панов Алексей Иванович, который то в качестве общественника, то в качестве постоянного сотрудника МосгорСЮТур, во-первых, является Председателем Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), а во-вторых, руководит Отделом туризма. Работу Панова А.И. отличает преданность детско-юношескому туризму, огромный опыт и умение отстаивать главные ценности туристско-краеведческой работы с детьми при любых самых сложных обстоятельствах жизни. Не всегда просто складывается ситуация с людьми, есть трудности с подготовкой документации. Вносит изменения в нашу жизнь ситуация в стране и в экономике. Но пока есть такие люди как Алексей Иванович, дело наше замечательное не просто живет, но востребовано новыми поколениями школьников.

Заслуживает упоминания, в контексте настоящего материала, и Татьяна Алексеевна Самохина, кандидат в мастера спорта по туризму, инструктор многочисленных школ туристской подготовки, методист и организатор туризма. Татьяна Алексеевна проработала в МосгорСЮТур с 1980 по 1989 г. Наиболее яркое впечатление в те годы оставила ее организационная работа на городских слетах, в частности, по обеспечению команд продуктами.

С начала 90-х годов Т.А. Самохина совместно с Лукъяненко Ириной Ростиславовной, и при моем активном участии, на базе МГДД(Ю)Т, организовали Слет юных краеведов г. Москвы « По следам русских землепроходцев». Этот слет, безусловно, внес вклад в организацию краеведческой работы с московскими школьниками, в частности, привлек заметное число педагогов-краеведов к туристским походам школьников, а также расширил содержание основных направлений краеведческой деятельности во внешкольной работе с учащимися.

Кроме того, Татьяна Алексеевна, моя жена и друг, была соавтором ряда моих статей и публикаций. Вышла наша книга «Организация туристско-краеведческой работы в детском оздоровительном лагере». М., 1990, 1996, 2004.

* * *

Безусловно, нет святой правды в каждой судьбе, но есть предназначение, обусловленное временем и судьбой своего народа.
Так случается иногда, что дорогие нам люди уходят из этой жизни до срока.

Нет среди нас и Сергея Ивановича Козлова, человека, благодаря двум сложнейшим совместным походам, оставившего в моей судьбе своим невероятным человеческим обаянием, многочисленными талантами и душевной щедростью яркий след. В последние годы он руководил туристской базой в Подмосковье, что, на мой взгляд, могло стать предпосылкой к сложению ТКР в традиционных и коммерческих формах. Но вышло иначе.

Не покидает моей памяти и, к сожалению, рано ушедший из жизни Слава Баранов – воспитанник кабинета туризма Зеленоградского районного Дома пионеров, турист-лыжник, преданный детско-юношескому туризму педагог, Баранов В.В. безусловно, оставил значительный след в практике проведения лыжных соревнований. Я хорошо помню его склонность к теоретизированию, его идеи в ходе наших дискуссий в те годы мне представлялись исключительно важными. Если бы он был с нами, уверен, что теория и методика детско-юношеского туризма и краеведения в его лице нашла бы достойного специалиста.

Ушел из жизни и Федоровский Евгений Борисович – выдающийся педагог и методолог туристско-краеведческой работы в школе. Его рассказ о своем опыте школьного туристского организатора на одном из памятных методических объединений помог мне организовать многолетнюю систематическую работу в школе № 156 г. Москвы. Я знал его лишь по ряду выступлений на упомянутых выше совещаниях районных турорганизаторов. Но в те годы я познакомился с потрясающей работой Евгения Борисовича: программой туристско-экскурсионных мероприятий в соответствии с курсом общей и старшей школы 654 Люблинского района. И сейчас эта программа может служить базой для массовых походом школьников.

* * *

О себе. Самохин Юрий Семенович

Самохин Юрий Семенович - доцент Кафедры географии Московского Государственного Гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, учитель географии Химического лицея №1303 г. Москвы.

Родился в 1955 г., окончил Московский Государственный открытый педагогический институт, кандидат педагогических наук. Работаю с детьми с 1972 г. Список научных работ насчитывает более 90 наименований, в том числе монография «Оправдание краеведения».

1978-1987 Турорганизатор Бабушкинского района г. Москвы. Окончил школы начальной и средней туристской подготовки, школу инструкторов. Совершил около 40 путешествий Крым, Кавказ, Карпаты, Кольский п-ов, Алтай - 5 к.с., Хамар-Дабан (Восточный Саян) - 4 к.с., Урал (Южный и Приполярный), Камчатка - 4 к.с., Карелия (водный) - 3 к.с. Сахалин – 3 к.с.

1990 по 1996 и с 2003 по 2006 - главный судья Слета Юных краеведов г. Москвы «По следам русских землепроходцев».

1991 - 1997 - Департамент образования г. Москвы принял мою авторскую (совместно с Лукьяненко И.Р. - зав отделом туризма МГДДЮТЭ), программу развития краеведения «Восхождение к истокам» в рамках подготовки к празднования 850-летия Москвы.

1997 – по н.в. - главный судья по виду «Краеведение» Первенства г. Москвы по туризму среди школьников.

1999 - защита диссертации «Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждении дополнительного образования»

1999 - 2012 сопредседатель секции «Природное наследие», председатель секции «К туристскому мастерству» Всероссийского краеведческого движения «Отечество» Минобразования Российской Федерации.

2001 - по 2003 - главный судья по виду «Экспедиционный туризм» Первенства г. Москвы по туризму среди школьников.

2001 - по н. в. Председатель научно-методического совета при ГСК по виду «Экспедиционный туризм» первенства г. Москвы по туризму.

Основные научные интересы:
- педагогика
- социальная и экономическая география
- социальная и этническая адаптация
- краеведение и туризм
- экономика

Читаемые дисциплины:
- экономическая и социальная география мира
- экономика
- география туризма
- страноведение
- этнология
- краеведение и туризм
- экологический менеджмент и маркетинг
- социальная экология.

Декабрь 2006


АНОНС

В связи с выходом книги «Детский туризм в Москве. История и современность. – М., 2013», в которой мой материал на странице стр. 283-298, созданный в 2005-2006 годах, к сожалению, был представлен в сокращенном виде и никак не отражен в оглавлении, пользуюсь, по приглашению Костерева Н.А., ресурсом сайта и размещаю своё эссе «Мои друзья в детско-юношеском туризме г. Москвы: научно-методологический подход» полностью.

Кроме этого надеюсь в обозримом будущем дополнить эссе второй частью, в которой будут представлен круг друзей, с которыми свела меня судьба в последние годы.

Алексеев Алексей Александрович
Брыксина-Лямина Лада Маратовна
Егоров Александр Викторович
Ильяшенко Ирина Викторовна
Инякин Юрий Степанович
Колесов Александр Викторович
Мещерякова Елена Игоревна
Музалевская Нонна Федоровна
Панов Илья Игоревич
Подгузова Ольга Федоровна
Сергиевская Наталья Петровна
Сидорова Наталья Олеговна
Тамарлакова Лариса Ивановна
Турский Виктор Юрьевич
Фортинские Ульяна Анатольевна и Андрей Борисович
Шипилова Марина Николаевна
и другие.

Февраль 2014


Фотоальбом

               


Присылайте свои воспоминания, фотографии и т.п. о ветеранах детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru

домой                   выше