<<    Домой        Содержание        Список литературы    >>

В.В. Ярошенко,  Ю.В. Козлова

В  ПОХОД   С   КЛАССОМ


Приложения

Положение об организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы
Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы
Положение о значке «Юный турист»
Положение о значке «Турист России»
Должностная инструкция «Туристский организатор школы»
Обязанности туристского организатора класса
Обязанности ответственного за краеведческую работу в классе
Обязанности и права руководителя туристской группы
Списки туристского снаряжения
Шкала Бофорта
Походы «Помоги лесу» в 5—10 классах

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Положение об организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы №__

Утверждено
решением педагогического совета школы №______
протокол №____ от «____»________20____г.

1. Туристско-краеведческая деятельность — совместная работа педагогического и ученического коллективов школы, родителей по организации прогулок, походов, путешествий, полевых лагерей и соревнований в природной среде. Цели — развитие интереса к обучению и более прочное усвоение знаний за счет использования краеведческого подхода в преподавании и практического их закрепления, сбор наглядных материалов для учебных кабинетов, создание условий для самореализации школьников и развития их творческих способностей, формирование детского коллектива, оздоровление в активной деятельности на природе, развитие экологической культуры поведения, гражданско-патриотическое воспитание, опыт общественно-полезного труда.

2. Туристско-краеведческая деятельность организуется в соответствии с Уставом школы, «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293), «Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений Москвы» (приказ Московского комитета образования от 25 сентября 2001 г. № 707) и настоящим Положением.

3. Для вовлечения каждого ученика школы в туристско-краеведческую деятельность работа организуется по классам с 1-го по 11-й. В течение учебного года каждый класс проводит не менее четырех однодневных туристских прогулок (1—4-й классы), походов (5—11-й классы).

4. Ежегодно учащиеся 5—11-го классов принимают участие в общешкольном туристском слете-соревновании, который проводится согласно «Положению о слете» и «Условиям соревнований».

5. Подготовку детского туристского актива (туристских организаторов классов, проводников туристских походов классов — помощников классных руководителей, судей слетов-соревнований, значкистов, разрядников по туризму) проводит туристский клуб школы. Клуб работает в соответствии с «Положением о туристском клубе» по программе дополнительного образования туристско-краеведческого профиля «_______________________________».

Формами зачетных мероприятий для повышения спортивного мастерства и туристской квалификации, отработки навыков по технике и тактике туризма являются полевые лагеря, многодневные степенные и категорийные походы.

6. Непосредственное руководство туристско-краеведческой работой школы осуществляет Туристский Совет школы, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, туристский организатор школы, руководитель туристского клуба школы, туристские организаторы классов.

7. Планирование туристско-краеведческой деятельности включает:
— планы классных коллективов, которые составляются по «Форме плана туристско-краеведческой деятельности класса» в соответствии с потребностями учащихся класса и уровнем их туристской квалификации;
— общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
— учебно-тематические планы групп дополнительного образования в составе туристского клуба школы;
— планы подготовки, проведения и подведения итогов отдельных мероприятий.

8. Учет результатов туристско-краеведческой деятельности осуществляют: классные руководители в «Тетрадях учета туристской работы классов» (прогулки, походы, экскурсии), туристский организатор школы в «Журнале учета туристской работы школы», руководитель школьного туристского клуба в «Журнале учета работы».

9. В целях стимулирования развития туристско-краеведческой деятельности Туристский Совет школы проводит смотр на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности классов в соответствии с «Положением о смотре туристско-краеведческой деятельности классов».

10. Педагогический совет рассматривает, а директор школы утверждает: «Положение о смотре туристско-краеведческой деятельности классов», «Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися», «Положение о туристском слете-соревновании» и изменения в данных положениях.

11. По представлению Туристского Совета директор школы ежегодно приказом утверждает:
— планы классных коллективов и общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
— итоги туристско-краеведческой деятельности за учебный год.

12. Вся информация по туристско-краеведческой деятельности для педагогов, учащихся и родителей размещается на специальных стендах («Туристский уголок»). Отчеты о туристских походах, составленные по установленной форме, представляются в библиотеку школы и составляют информационный банк туристских маршрутов. Библиотекарь с помощью туристского организатора школы формирует в библиотеке полку краеведческой литературы и подборку туристских отчетов — разработок маршрутов для параллелей классов.


Приложение 2
Согласовано
профсоюзным комитетом
школы №______
_______________ (_______ )
« _____ » ________________г.
 Утверждено
 решением общего собрания
работников школы №________
 протокол № от « _______ » ______________г.

Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы

1. За основу данного Положения взяты:
а) статьи 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» и 191 «Поощрения за труд» Трудового кодекса Российской Федерации;

б) приложение 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда»;

в) «Правила внутреннего трудового распорядка (приняты на общем собрании работников школы (протокол №_____ от « » г.);

г) «Коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом школы на_____/______учебный год» (принят на общем собрании работников школы (протокол №_____от «______» ___________г.);

д) «Положение о порядке установления доплат и надбавок за счет бюджетных средств и средств внебюджетной деятельности» (принято на общем собрании работников школы (протокол № ____ от «______» _____ г.);

е) «Об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы» (постановление Правительства Москвы от 15 января 2002 г. № 36-ПП);

ж) «Положение о памятном знаке «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма» (утверждена Центром детско-юношеского туризма Минобразования России 16 ноября 1998 г.).

2. При проведении туристского похода (туристской прогулки, экскурсии) в выходные или нерабочие праздничные дни руководителю и помощнику руководителя, назначенным приказом директора школы, производится оплата труда не менее чем в двойном размере. По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере (т.е. в размере среднедневного заработка), а день отдыха оплате не подлежит (п. 1.1).

3. За систематическую организацию и проведение в течение учебного года работы по физическому воспитанию средствами туристской деятельности и организацию соревнований педагогам устанавливается надбавка стимулирующего характера в размере 10% ставки (п. 1.6).

4. При направлении педагогических и других работников образовательного учреждения в период, не совпадающий с их отпуском, для работы в туристских лагерях, походах и экспедициях в летний период (п. 1.2):

а) за ними сохраняется заработная плата, установленная при тарификации;

б) помимо сохраняемой заработной платы, за счёт средств, предусмотренных на проведение выездного туристского мероприятия, выплачивается заработная плата не ниже размеров, установленных по занимаемой в мероприятии должности;

в) при направлении их для работы в качестве руководителей (старших руководителей — при наличии не менее трех групп участников) и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренных Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристских походов, экспедиций и экскурсий, их сложности и продолжительности;

г) работникам возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок; 

д) плата за питание работникам профильных туристских лагерей, находящихся за пределами постоянного проживания работников, снижается на 50%;

е) за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в выездном мероприятии должности, в размере 15%.

5. Видами поощрений как форм признания трудовых заслуг работника за качественную организацию туристско-краеведческой деятельности с учащимися являются:
а) объявление благодарности;
б) выдача премии;
в) награждение ценным подарком, в том числе предметами туристского снаряжения и инвентаря;
г) награждение памятной краеведческой литературой;
д) награждение грамотами и дипломами с туристской символикой;
е) награждение бесплатной подпиской на туристскую периодику;
ж) публичное вручение удостоверения и значка «Турист России», разрядной книжки учителям, выполнившим установленные нормативы;
з) направление на курсы (семинары) подготовки общественных туристских кадров;
и) награждение почетной грамотой образовательного учреждения;
к) представление к награждению Грамотой (Благодарностью) управления образования или Департамента образования;
л) представление к награждению почетной грамотой Городской станции юных туристов;
м) представление к награждению памятным знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма».

6. Решение об установлении надбавок принимается коллегиально комиссией по материальному поощрению, персональный состав которой утверждается приказом директора школы.

Приложение 3

Положение о значке «Юный турист»
Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293



1. Значком «Юный турист» награждаются учащиеся, воспитанники, студенты, участвовавшие в течение одного года в четырех походах (двух однодневных и двух двухдневных, в том  числе в одном из них с ночевкой в полевых условиях) и выполнившие следующие требования:

а) научились ориентироваться по компасу, часам, местным предметам, солнцу, пользоваться топографической и спортивной картой, ходить по азимуту; умеют пользоваться дорожными знаками, применяемыми в играх на местности; научились преодолевать естественные препятствия в пути;

б) умеют одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;

в) научились выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, умеют разжечь костер, приготовить на нем пищу;

г) знают правила поведения в походе, умеют оказать доврачебную помощь.

2. Значком «Юный турист» награждает совет образовательного учреждения.

3. Описание значка. На круглой металлической пластинке на голубом фоне в центре изображена палатка, а перед ней — горящий костер. Сверху текст: Юный турист, в нижней части — компас, по кругу текст: Российская Федерация.

4. Значок «Юный турист» носится на правой стороне груди.

5. Преимущественное право на изготовление значка «Юный турист» предоставляется Центру детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации.
 

Приложение 4

Положение о значке «Турист России»

Согласовано
Государственным комитетом
РФ по физической культуре и туризму
Утверждено
Советом Союза Туристско-спортивного союза России
5 декабря 1996 г.

Значком «Турист России» награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста, участвовавшие в течение года в одном или нескольких походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее: 75 километров пешком или на лыжах, не менее 100 километров на лодках, байдарках, плотах, катамаранах, либо не менее 150 километров на велосипедах или конных маршрутах, либо не менее 500 километров на мотоциклах или 1000 километров на автомобилях и овладевшие основами туризма.

Решение о награждении значком «Турист России» принимается комиссией на основании:
— выполнения установленных норм, подтвержденного маршрутными листами или накопительными справками, выданными за участие в походах туристско-спортивными организациями либо маршрутно-квалификационными комиссиями;
— успешного прохождения собеседования по основам туризма.

Значком «Турист России» награждают:
— туристские и спортивные организации;
— учебные заведения;
— коллективы физической культуры предприятий, учреждений и организаций.

Лицам, выполнившим установленные требования и нормы, вручаются удостоверения и значки установленного образца. Значок «Турист России» носится на правой стороне груди ниже государственных наград.

Эксклюзивное право на изготовление значка «Турист России» остается за Туристско-спортивным союзом России.


Приложение 5

Должностная инструкция «Туристский организатор школы»

Общие положения
Туристский организатор школы — специалист, ответственный за функционирование и развитие туристско-краеведческой деятельности в системе основного и дополнительного образования данной школы. В соответствии с приказом министра просвещения СССР от 15 октября 1985 г. № 190 «О дальнейшем совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов» туристский организатор назначается на должность приказом директора школы. По должности подчинен директору школы (или заместителю директора школы по воспитательной работе).

Квалификационные требования: высшее (среднеспециальное) педагогическое образование; спортивно-туристская квалификация не ниже третьего разряда по туризму; инструкторская квалификация не ниже «Инструктора детско-юношеского туризма»; опыт судейства туристских соревнований.

Должен знать Закон РФ «Об образовании» (ред. 1996 г.); Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 4 октября 1996 г.); «Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293); «Инструкцию по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы» (утверждена приказом Московского департамента образования от 19 марта 93 г. № 81); другие нормативные документы по организации и финансированию туристских мероприятий с учащимися.

Функции

Туристский организатор школы осуществляет анализ, планирование, организацию туристско-краеведческой деятельности; проводит учет и контроль качественных и количественных показателей школьного туризма и краеведения; руководит педагогами — организаторами туристских мероприятий с учащимися.

Должностные обязанности

1. Туристский организатор школы определяет стратегию развития туристско-краеведческой деятельности в школе и методы ее включения в процессы основного и дополнительного образования (по согласованию с педагогическим советом школы).

2. Планирует туристско-краеведческую деятельность школы на учебный год.

3. Организует:
— туристско-краеведческие мероприятия, музейную работу в течение учебного года и в каникулы;
— подготовку детско-юношеского туристско-краеведческого актива;
— профильную (туристско-краеведческую) подготовку классных руководителей и учителей-предметников — непосредственных организаторов школьного туризма и краеведения. Обучает педагогов порядку подготовки, проведения и подведения итогов туристско-краеведческих мероприятий.

4. Организует в школе смотр-соревнование классных коллективов на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности.

5. Ведет туристскую документацию: учет участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих мероприятиях (по маршрутным листам и книжкам) и выполнения учащимися нормативов на туристские значки и разряды (по протоколам и представлениям).

6. Выходит с предложениями к директору школы по вопросам создания и совершенствования материально-технической базы школьного туризма и краеведения (помещения, инвентарь, оборудование, снаряжение).

7. Определяет основные направления распространения передового педагогического опыта по успешному использованию туризма и краеведения как эффективных средств развития личности и формирования школьного коллектива.

8. Организует работу с родителями по проблемам туристско-краеведческой деятельности.

9. Представляет интересы школы в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и общественных туристско-краеведческих объединениях.

Права

Туристский организатор школы имеет право:
1. Использовать данные из статистической отчетности школы, материалы социологических и психолого-педагогических исследований для пополнения информационной базы туристско-краеведческой деятельности.

2. Участвовать в работе коллегиальных органов управления школой.

3. Делегировать полномочия по организации туристско-краеведческих мероприятий педагогам.

4. Выходить с инициативой по созданию коллегиальных органов управления школьным туризмом (например, туристский совет школы, организационный комитет по проведению школьного туристского слета, вечера и т.п.).

5. Вносить директору школы предложения по использованию финансовых средств для организации туристско-краеведческих мероприятий и стимулирования кадров.

6. Заключать временные и постоянные договоры с общественными, частными организациями, государственными учреждениями о сотрудничестве по организации туристско-краеведческой деятельности в школе (по согласованию с директором школы).

Ответственность

На туристского организатора возлагается ответственность за следующее.
1. Качество анализа развития туристско-краеведческой деятельности школы.

2. Планирование туристско-краеведческой деятельности в школе.

3. Информационное обеспечение туристско-краеведческой деятельности.

4. Координацию работы:
— коллегиальных органов управления школьным туризмом и краеведением;
— туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся.

5. Установление связей с:
— учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля;
— общественными туристско-краеведческими объединениями (обществами краеведов, туристскими союзами и клубами, маршрутно-квалификационными комиссиями, в том числе общественных туристских кадров, комиссиями по туристским соревнованиям и т.п.);
— музеями.

6. Организацию системы учета и контроля туристско-краеведческой деятельности в школе, ведение туристской документации.

Взаимоотношения. Связи по должности

Туристский организатор школы решает вопросы:
— с заместителем директора по воспитательной работе: в планировании: о включении туристско-краеведческих мероприятий в систему дополнительного образования школы, координации деятельности классных руководителей;

— с заместителем директора по учебно-воспитательной работе: об использовании потенциала туризма и краеведения в предметном преподавании, пополнении учебных кабинетов краеведческими материалами;

— с заместителем директора по АХЧ: о создании и совершенствовании материально-технической базы школьного туризма и краеведения (учет, приобретение, ремонт, изготовление и хранение необходимого оборудования, инвентаря и снаряжения);

— с педагогом дополнительного образования (руководителем туристско-краеведческого объединения): о подготовке ученического туристско-краеведческого актива для помощи классным руководителям и учителям в проведении массовых мероприятий (туристских прогулок, походов, слетов-соревнований);

— с руководителями туристских (экскурсионных) групп (назначенными приказом директора школы): об обеспечении бланками маршрутной документации, контроле проведения инструктажа по правилам безопасности на маршруте, своевременном отчете о проведенном походе (экскурсии).


Приложение 6

Обязанности туристского организатора класса

1. Составить план туристско-краеведческой работы класса на учебный год в соответствии с рекомендациями туристского штаба школы и вынести его на обсуждение общего собрания класса.

2. Составить план подготовки, проведения и подведения итогов туристского похода, проконтролировать выполнение плана.

3. Организовать подготовку команды для участия в школьном и районном туристских слетах-соревнованиях.

4. Организовать проведение с участниками инструктажа по правилам безопасности в походе.

5. Оформить документы для похода (маршрутный лист) по установленной форме.

6. Организовать совместно с руководителем и командиром походной группы заполнение графы маршрутного листа «Отметки в пути».

7. Представить оформленный маршрутный лист туристскому организатору школы в недельный срок по окончании похода.

8. Вместе с туристским организатором школы зарегистрировать маршрутный лист в таблице «Учет массовых походов школы».

9. Систематически вести «Журнал учета туристско-краеведческой работы класса».

10. Готовить документы (представления, протоколы) на присвоение учащимся класса спортивных разрядов по туризму и награждение их значками «Юный турист» и «Турист России».

11. Систематически повышать свою спортивно-туристскую квалификацию.

12. Вести пропаганду туризма.

13. Активно участвовать в работе туристского штаба школы.


Приложение 7

Обязанности ответственного за краеведческую работу в классе

1. Участвовать в составлении плана туристско-краеведческой работы класса на учебный год (походы и экскурсии) в соответствии с рекомендациями туристского штаба школы.

2. Организовать в классе краеведческую подготовку к походам и экскурсиям (изучение литературы, карт-схем и др.).

3. Во время похода организовать:
— возложение цветов к памятникам, братским могилам, обелискам;
— описание маршрута;
— фотографирование краеведческих объектов, элементов туристского быта, движения группы по маршруту;
— изготовление иллюстративных материалов из жизни группы, зарисовок;
— ведение дневника (газеты).

4. Организовать оформление материалов о пройденном походе в туристской летописи класса, на листах формата АЗ.

5. Представить материалы о походе туристскому организатору школы в месячный срок по окончании похода.


Приложение 8

Обязанности и права руководителя туристской группы

1. Руководитель похода назначается директором школы.

2. Руководитель несет ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность проведения похода, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

3. За нарушение Инструкции руководитель несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

4. Руководитель обязан:
до начала похода:
— обеспечить комплектование группы (включив в состав группы учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний);
— организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность;
— подготовить маршрутные документы (маршрутный лист) и приказ на проведение похода;

совместно с участниками:

— ознакомиться с районом похода;
— подготовить картографический материал, разработать маршрут, наметить время и место сбора группы и сроки возвращения с маршрута;

в походе:

— принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями;
— принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение;
— организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.


Приложение 9

Списки туристского снаряжения

1. Список личного снаряжения для однодневного похода

В теплое время года:
1. Рюкзак (или спортивная сумка).
2. Фанерка 30 х 40 см (или уретановый коврик - «сидушка»).
3. Термос с питьем, бутерброды.
4. Клеенка от дождя (плащ или зонт).
5. Сменная обувь.
6. Запасные носки.

В холодное время года:
1. Рюкзак (или спортивная сумка).
2. Фанерка 30 х 40 см (или уретановый коврик - «сидушка»).
3. Термос с питьем, бутерброды.
4. Ветрозащитная куртка с капюшоном.
5. Теплая куртка.
6. Запасные: рукавицы, головной убор, футболка, рубашка, носки.
7. Бахилы (желательно с галошами).
8. Рукавицы-краги.

2. Список личного снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях (в теплое время года)
1. Рюкзак.
2. Вкладыш в рюкзак полиэтиленовый.
3. Клеенка от дождя (плащ) (2 шт.).
4. Фанерка (легкая) или уретановый коврик - «сидушка».
5. Спальный мешок.
6. Коврик пенополиэтиленовый теплоизолирующий.
7. Обувь:
— ботинки туристские (десантные) с войлочной стелькой,
— сменная обувь (кроссовки, кеды).
8. Носки:
— шерстяные — 2 пары,
— тонкие — 2 пары.
9. Легкая фляга (не менее 0,5 л).
10. Штормовой (х/б) костюм (брюки и куртка).
11. Тренировочный костюм.
12. Свитер.
13. Теплая куртка.
14. Головные уборы — 2 шт. (лыжная шапка и панама от солнца).
15. Смена белья, шорты.
16. Умывальные принадлежности.
17. Рабочие рукавицы.
18. Спички в непромокаемой упаковке — 1 коробок.
19. Миска, кружка, ложка, нож.

3. Список группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях (в теплое время года)
1. Палаточное снаряжение (по количеству человек):
— палатка;
— тент для защиты палатки от дождя;
— веревка для крепления тента над палаткой (6—8 м);
— полиэтиленовая пленка под палатку (по размеру днища);
— колышки металлические для крепления палатки и тента (по числу оттяжек для тента и палатки);
— фонарь с запасным комплектом батареек и лампочек;
— в случае отсутствия в личном снаряжении теплоизолирующих пенополиэтиленовых ковриков на дно палатки можно постелить ватное одеяло.
2. Костровое оборудование:
— таганок;
— ведра-каны «матрешки» — комплект из 2—3 шт. в чехле;
— половник;
— нож;
— консервный нож;
— кружка;
— ложка;
— щетки металлические для чистки канов;
— скатерть-клеенка;
— пила двуручная в чехле;
— топоры в чехле (2—3 шт.).
3. Медицинская аптечка.
4. Ремонтный набор (нитки, иголки, фурнитура, ножницы, клей, лоскуты ткани, проволока, шило, пассатижи, напильник трехгранный и др.).
5. Фото-, видеонабор.
6. Топографический набор (компас, карты маршрута).
7. Документация.
8. Краеведческие материалы по объектам маршрута.
9. Спорт-, культинвентарь (гитара, мячи, спортигры).
10. Приборы для метеонаблюдений.


Приложение 10

Шкала Бофорта
№ п/п Действие ветра Словесная характеристика ветра и его сила, в баллах Скорость ветра, м/с (округленно)
1 Дым поднимается вертикально или почти вертикально. Листья деревьев неподвижны Штиль
0
0—0,5
2 Дым поднимается наклонно, указывая направление ветра. Листья неподвижны Тихий
1
0,5—2
3 Дуновение ветра чувствуется лицом. Листья шелестят, вымпел флюгера начинает колебаться Легкий
2
2—3
4 Ветер колышет листья, тонкие ветки и легкие флаги. На поверхности воды появляется рябь* Слабый
3
3—5
5 Колеблет большие ветви, наклоняет верхушки деревьев, поднимает с земли пыль и клочки бумаги, вытягивает вымпел флюгера Умеренный
4
5—7
6 Раскачивает тонкие стволы деревьев, на поверхности воды; образуются волны  Свежий
5
7—10
7 Раскачивает толстые сучья деревьев. На гребнях волн образуются барашки Сильный
6
10—12
8 Раскачивает стволы деревьев. При ходьбе против ветра чувствуется заметное сопротивление Крепкий
7
12—15
9 Колеблет большие деревья, ломает ветви и сучья, заметно затрудняет движение пешехода  Шторм
8
15—18
10 Ломает большие голые сучья деревьев, сдвигает с места легкие предметы, повреждает крыши Сильный шторм
9
18—21
11 Вырывает с корнем деревья и производит значительные разрушения Крепкий шторм
10
21—25
12 Производит большие разрушения Жесткий шторм
11
25—29
13 Производит опустошения Ураган
12
Свыше 30

* Здесь имеются в виду пруды, озера, большие реки, но не море.


Приложение 11

Походы «Помоги лесу» в 5—10 классах


5-й класс

Цель:
экологические знания и практическая природоохранная деятельность.

Маршрут и сроки:
поход проводится в зимнее время. Протяженность маршрута до 5 км.

До похода. Классный час или беседа на уроке на тему «Почему нужно помогать птицам зимой? Что едят птицы? ». Суровой зимой птицы страдают от голода. Жуки, червяки и личинки спрятались от холода. Земля промерзла, покрыта снегом. Корм добывать трудно. Можно помочь птицам — изготовить кормушки. Из пластиковых бутылок, молочных пакетов кормушки легко изготовить самим. Можно сделать кормушку из капроновой сетки. В нее закладывают кусочки несоленого сала, остатки овощей и фруктов. Все это птицы клюют, цепляясь за сетку. При этом из сетки-кормушки ничего не выпадает.

Самостоятельное изготовление кормушек для птиц детьми дома и на уроке труда. Можно провести конкурс на лучшую кормушку.

В походе. Пройти маршрут и развесить изготовленные кормушки на деревьях и кустарниках. Лучше развешивать кормушки подальше от тропинок, чтобы проходящие люди не тревожили птиц. Для навешивания кормушек нужно иметь проволоку и веревочки. Насыпать корм птицам: семена растений, семечки (нежареные) подсолнечные, тыквенные, арбузные, дынные, мелконарезанное несоленое сало, крупу (овес или пшено). Сфотографировать работу ребят.

После похода. Изготовить отчет-летописть похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально. Разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. Можно поместить в отчет отзывы участников, «чертежи» и рисунки кормушек и птиц, написать, сколько кормушек развесили, какой корм использовали.

6-й класс

Цель: экологические знания и практическая природоохранная деятельность.

Маршрут и сроки:
поход проводится осенью. Протяженность маршрута до 6 км.

До похода.
Классный час или беседа на уроке на тему «Муравьи в лесу». Самые трудолюбивые санитары леса — муравьи. Муравьи одного муравейника за год уничтожают до 20 млн. насекомых, вредных для леса (клоп-черепашка, майский неук, непарный шелкопряд и др.). Муравей может тащить насекомое, вес которого в 50 раз больше собственного. Если сравнить муравья с самыми полезными птицами, то окажется, что синице придется работать 2 месяца, дятлу 20 дней для того, чтобы уничтожить 15—20 тысяч вредных насекомых. А обитатели одного муравейника средней величины уничтожат это количество насекомых за 1 день. Муравьи — предсказатели погоды: перед плохой погодой муравьев мало, а входы в муравейник закрыты. Помогают муравьи и ориентироваться в лесу: муравейники обычно расположены с южной стороны дерева. И более пологий скат муравейника обращен на юг. Можно помочь муравьям — огородить муравейники от разорения животными и птицами. Скопировать карту маршрута для нанесения муравейников. К участию в походе целесообразно привлечь родителей.

В походе.
На маршруте обследовать и огородить встречающиеся муравейники. Нанести их на карту. Измерить диаметр и высоту муравейника при помощи рулетки или линейки. Проследить, в какую сторону от муравейника проложены муравьиные тропинки. Работу по измерениям нужно выполнять осторожно, чтобы не раздавить муравьев. Для огораживания муравейников использовать сушняк, ветки упавших деревьев. Для изготовления изгороди потребуются: лопатка, топор, пила-ножовка, проволока, пассатижи, гвозди.

После похода.
Изготовить отчет-летописть похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально. Разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. Можно поместить в отчет карту маршрута с обозначенными муравейниками, отзывы участников, схемы и рисунки муравейников. Написать, сколько муравейников огородили.

7-й класс

Цель: экологические знания и практическая природоохранная деятельность.

Маршрут и сроки
: поход проводится осенью. Протяженность маршрута до 7 км.

До похода.
Классный час или беседа на уроке на тему «Роль леса в жизни человека».
В народе сложилась пословица: «Много леса — береги, мало леса — не руби, нету леса — посади». Городские парки и пригородные леса — любимые места отдыха жителей. Это «форточки» населенных городов, через которые поступает абсолютно чистый воздух. Леса являются особо охраняемой природной территорией. Здесь запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природе и привести к снижению средозащитной, природоохранной, рекреационной и эстетической ценности. Основное зло — костры и самовольные рубки деревьев. Лесники ухаживают за ценными деревьями, делают посадки хвойных пород, изготавливают парковую мебель — скамейки, столы, подкармливают животных и птиц зимой. Самостоятельная помощь жителей лесу — уборка мусора и обустройство мест привалов. К участию в походе целесообразно привлечь родителей.

В походе.
Пройти маршрут и благоустроить два места для привалов. Места нужно выбирать вблизи тропинки, лучше на поляне в живописном месте. Для оборудования лесных скамеек-сиделок можно использовать сухие поваленные деревья. Чтобы бревна не сырели и не гнили, их лучше положить на подклады. Убрать мусор. Потребуются: лопата, двуручная пила, топор, полиэтиленовые мешки для мусора. Лучше, если ребята будут работать в рабочих рукавицах или перчатках. Собранный мусор можно закопать или унести с собой до ближайшего мусорного контейнера.

После похода.
Изготовить отчет-летописть похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально. Разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. Можно поместить в отчет карту маршрута с обозначенными благоустроенными силами ребят местами для отдыха, отзывы и рисунки участников.

8-й класс

Цель: экологические знания и практическая природоохранная деятельность.
Маршрут и сроки: поход проводится не позже весенних каникул. Протяженность маршрута до 10 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке на тему «Роль птиц в жизни леса».
В нашей стране с 1927 г. весной ежегодно отмечается День птиц. Приурочен он к весеннему перелету пернатых на места гнездовий — третьей декаде марта. Птицы — санитары леса. Семья ласточек съедает за месяц 1 млн насекомых, семья скворцов — до 20 тыс. насекомых и их личинок, королек за год съедает до 10 млн насекомых. Это огромная польза для наших лесов. Увеличить количество птиц можно, построив для их размножения птичьи домики.

Самостоятельное изготовление учащимися птичьих домиков дома и в школьной мастерской. Для изготовления домиков потребуются: доски, пила, рубанок, гвозди, планки. Как сделать птичий домик?

1. Нельзя строгать доски для домиков с внутренней стороны.
2. Дно прибивается не снаружи, а вставляется в полость гнездовья (боковые стенки) и прикрепляется гвоздиками с боков.
3. Крыша делается из одной дощечки, равной наружной ширине домика. Сзади необходимо срезать крышу вровень с наружной стенкой. Над летком крыша должна выдаваться в виде навеса на 3—5 см. Чтобы крыша держалась на домике, нужно с внутренней стороны прибить квадратную втулку, равную ширине домика.
4. Толщина досок должна быть 2 см.
5. Леток должен находиться на расстоянии 3—4 см от верхнего среза.

В походе. Пройти маршрут и развесить на деревьях изготовленные птичьи домики. Развешивать домики нужно подальше от тропинок, не на виду, чтобы птицы не боялись их использовать. На дно домиков нужно насыпать опилки слоем в 2—3 см. Леток должен быть обращен на юго-восток. Подвешивать домики нужно на высоте не ниже 3 а: с помощью проволоки или капроновой веревки (ленты). Она более прочная и не гниет.

После похода.
Изготовить отчет-летописть похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально, разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. Можно поместить в отчет карту маршрута с обозначенными местами навешанных птичьих домиков, отзывы и рисунки участников.

9-й класс

Цель: экологические знания и практическая природоохранная деятельность.

Маршрут и сроки:
поход проводится в зимнее время (пока не раскрылись шишки). Протяженность маршрута до 10 км.

До похода.
Классный час или беседа на уроке на тему «Значение леса и восстановление хвойных лесов».

Благополучие человека на Земле зависит от того, насколько богат растительный мир. Лес оберегает родники и реки от обмеления, плодородные земли от оврагов, суховеев. Вокруг крупных городов, как правило, существует лесопарковый пояс. Здесь произрастают сосна, ель, дуб, береза, осина, липа. Чтобы посадить лесозащитные полосы, восстановить сведенные леса, каждый год по всей стране нужно собирать несколько тысяч тонн семян. Из одного килограмма семян сосны, например, в питомнике можно вырастить саженцев столько, что потом из них на 10 га поднимутся отличные леса.

Перед походом нужно связаться с местный! лесничеством, где помогут определить, какие семена в каком месте собирать, и укажут приемный пункт сбора семян.

В походе.
Пройти маршрут и собрать сосновые и еловые семена. Заготавливают для посева самые крупные шишки. Не стоит собирать семена с больных деревьев, с кривых, суховатых веток. Потому что сбор семян не простая операция, а начало селекции: только из здорового семени вырастет здоровое дерево.

Шишки у ели созревают поздней осенью, обычно в октябре, но остаются висеть на деревьях до февраля, когда под влиянием морозов и сухих ветров они начинают растрескиваться, а семена высыпаются и разносятся ветром. Семена могут распространяться на расстоянии 10 км от своего родного леса.

Можно не дожидаться, когда шишки начнут ронять семена, лишь бы созрели. Спелая шишка сосны на вид серая, а ели — бурая. Если шишки висят невысоко, их срывают прямо с дерева. При плановой заготовке и прочистке леса шишек можно набрать на поваленных хвойных деревьях.

Для сбора шишек потребуются мешки.

Работу класса можно сфотографировать.

После похода.
В помещении шишки нужно рассыпать на газете. Они раскроются, и семена высыпятся. Семена перетирают в руках, чтобы крылышки отвалились. Для собранных семян потребуются бумажные пакеты.

Можно изготовить отчет-летопись похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально, разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. В отчет поместить карту маршрута с обозначенными местами сбора шишек, отзывы и рисунки участников.

10-й класс

Цель: экологические знания и практическая природоохранная деятельность.
Маршрут и сроки: поход проводится весной или осенью. Протяженность маршрута до места работ (по согласованию с местным лесничеством).
До похода. Классный час или беседа на уроке «Восстановление лесов». Большая площадь территории нашей страны занята лесами. Лес имеет большое значение для промышленности и сельского хозяйства. Реки в лесных районах мало разливаются, летом не мелеют. Вода в них прозрачная, течение спокойное. Лес смягчает климат, делая его более ровным. Закрепляет рельеф. Леса, расположенные вокруг крупных населенных пунктов, относятся к особой группе. Это гигантская фабрика озона, главная защита от вредных воздействий промышленных предприятий.

За лесопарками нужно ухаживать. К числу важнейших мероприятий, улучшающих лесопарки, в первую очередь относится реконструкция насаждений. Основная ее цель состоит в улучшении состава лесных сообществ, повышении их устойчивости, долговечности и архитектурно-художественных достоинств.

В реконструкцию входит замена деревьев, находящихся в стадии распада и отмирания, а также неустойчивых и недолговечных (осинники, ольшаники) более ценными. Помогает в этом рубка ухода лесокультур. Рубка ухода освобождает лес от поросли, тогда быстрее развиваются основные породы. Санитарные рубки проводятся для борьбы с короедами. Вырубаются пораженные деревья, чтобы болезнь не распространилась на здоровые.

Благополучие человека на Земле зависит от того, насколько богат растительный мир. Лес оберегает родники и реки от обмеления, плодородные земли от оврагов, суховеев. Вокруг крупных городов, как правило, существует лесопарковый пояс. Здесь произрастают сосна, ель, дуб, береза, осина, липа. Чтобы посадить лесозащитные полосы, восстановить сведенные леса, каждый год по всей стране нужно собирать несколько тысяч тонн семян. Из одного килограмма семян сосны, например, в питомнике можно вырастить саженцев столько, что потом из них на 10 га поднимутся отличные леса.

Перед походом нужно связаться с местным лесничеством и определить, в каких мероприятиях по уходу за лесом классу посильно принять участие. Какие инструменты и инвентарь для этого потребуются.

В походе.
Пройти маршрут до места работ. Поучаствовать классом в посадке молодых деревьев, санитарной чистке леса (уборке сушняка, хвороста, подрезке сухих веток), прореживании молодых деревьев и кустарников. Работу класса можно сфотографировать.

После похода.
Можно изготовить отчет-летопись похода: на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных вертикально, разместить походные фотографии, список участников и дату проведения похода. В отчет поместить карту маршрута с обозначенными местами работ по благоустройству леса, отзывы участников.


<<  Домой       Содержание           Список литературы  >>