<<    Домой       Вверх  >>

Маршрут похода:
ст. Луговая - д. Шолохово — п.Федоскино — ст. Лобня

Протяженность - 7 км

Тема: Битва за Москву (1941 г.)

Составила: Сухарева Г.Ю., Центр детского творчества «Ново-Переделкино»

Краеведческий материал

Схема похода

                                                  
Описание маршрута :

Начался поход от станции Луговая Савеловской ж/д., куда мы добрались электричкой с Савеловского вокзала.

Спустившись с платформы, группа направилась на В. по асфальтированной дороге через д. Луговая. Через 20 минут х.в. в сторону Дмитровского шоссе подошли к музею «Истории танка Т-34».

У входа на пьедестале - Т-34 1942 г. выпуска. Передним — танковый парк: торжествен выстроился ряд боевых машин - танки Т-34-85, Т-55А, 64АК, Т-72, Т-80Б и самоходная артиллерийская установка СУ-100.

Ознакомившись с экспозицией музея и танкового парка перешли Дмитровское шоссе. Пройдя 500 м на С.-В., вошли в смешанный лес. На поляне развели костер и устроили перекус. Дров много, воду натопили из снега.

По проложенному уже нами следу вышли из леса и его краем направились на С.-В. Через 500 м повернули на В. Путь прокладывали по целинному снегу различной глубины от 10 до 60 см. Каждые 15 мин. меняли уставших впередиидущих. Через 500 м перешли поле все в том же направлении..

Через 1 ч. 20 мин. х.в. спустились к притоку реки Уча в направлении В.-Ю.-В. Перешли его по мостику и вышли к нахоженной тропе. Прошли еще около 1 км на Ю.-В. до села Федоскино, известного своим художественным промыслом - миниатюрной живописью на изделиях, покрытых черным лаком.

К сожалению, из-за позднего времени, не смогли попасть в музей фабрики миниатюрной живописи. В селе осмотрели действующую деревянную Никольскую церковь 1875 года постройки.

Пройдя до конца села, посмотрели деревянный дом 19 века купца П.В. Лакутина - основателя промысла, памятник односельчанам, погибшим в 1941-1945 гг., памятник матросу Железнякову, родившемуся здесь.

Далее автобусом доехали до ст. Лобня - крайнюю точку наступления немецко-фашистских войск на Дмитровском направлении.
В декабре 1941 года наступающие немецкие танки были остановлены здесь советскими зенитчиками, которые три дня удерживали рубеж обороны.

Отсюда электричкой вернулись в Москву.

 


Краеведческий материал к походу,
полученный при знакомстве с музейным комплексом «История танка Т-34».

Много оружия Второй мировой войны стоит на дорогах и в городах разных стран мира, но больше всего танков-памятников Т-34.
«Чудо технической мысли». «Ласточка в танковых войсках». «Грозное оружие Победы». «Лучший в мире танк». Как только ни называли «Тридцатьчетверку» - гордость танкостроителей и любимицу танкистов!

Музейный комплекс «История танка Т-34» не случайно возник на Дмитровском шоссе Подмосковья.

В этих краях жил и работал один из первых русских изобретателей танка В.Д.Менделеев. На лесной поляне под Дмитровом испытывался в 1917 году первый русский тяжелый танк Н.Н.Лебеденко. В дачных поселках этих мест после Великой Отечественной войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М.Е.Катуков, П.А.Ротмистров, В.М.Баданов, А.А.Бурдейный, Н.А.Кучеренко, А.М.Парчинский, П.С.Антонов, С.А.Иванов и др. Но главное, 6 декабря 1941 года с того самого рубежа, где сегодня стоит музей, танки Т-34 в составе отдельного танкового батальона пошли в наступление на Лобню и занятую врагом Красную Поляну. При входе в музейный зал репродукции двух картин: слева -(танкостроители, справа - танкисты, В истории танка они неразлучны: создатели боевой машины и те, кто воевал на ней.

Экспозицию первого этажа музея открывает стенд «Предки танка». Веками люди искали средство для защиты и нападения во время боя. Рыцарь в латах и шлеме - древнейший предок танкиста. Дальше поиски шли по трем направлениям: броня, двигатель, гусеничный движитель. Лишь к концу XIX века с бурным развитием промышленности танк стал реальностью.

Первые танки. Они появились к началу Первой мировой войны в разных странах. Царская Россия, охваченная революциями, не сумела реализовать идеи В.Д.Менделеева, А.А.Пороховщикова, Н.Н.Лебеденко.

Первые советские танки. «Борец за свободу товарищ Ленин» и 14 таких же машин, а также танки типа МС-1 («Малый сопровождения») были основными боевыми машинами в 1920-х годах.

Хорьков. Рождение КБ. С ростом индустриализации в конце 1920-х (годов на Ленинградском заводе «Большевик» и Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (далее - ХПЗ) началась работа (над новыми проектами танков. Конструкторская группа И.Н.Алексенко создала средний гусеничный танк Т-24. Инженер С.М.Махонин (представил образецТ-24 командованию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее - РККА) в Москве. Танк был отправлен в Харьков на доработку.

Быстроходные танки БТ. Высшее руководство РККА всерьез рассматривало производство в СССР легких колесно-гусеничных танков. В США было закуплено два таких танка типа «Кристи». Один экземпляр отправили на ХПЗ. Начальник конструкторской группы И.Н.Алексенко, не согласный с производством легкого танка, уволился с завода. В 1931 году на базе танка типа «Кристи» под руководством военного инженера Н.М.Тоскина был создан легкий колесно-гусеничный танк БТ-2.

В декабре 1931 года начальником КБ стал А.О.Фирсов. С ним молодые конструкторы прошли огромную техническую школу и получили опыт работы. Под руководством Фирсова были созданы танки БТ-5 и БТ-7.

В 1936 году А.О.Фирсов, обвиненный во вредительстве из-за неполадок в [коробках передач танков БТ-7, был отстранен от руководства, в 1937 году - арестован.

Танки БТ в войсках. Танкисты любили быстроходные танки, ласково называли их «Бетушками». В сравнении с другими танками, БТ были значительно маневренное, но именно поэтому водить их было труднее. Испытатель танков Е.А.Кульчицкий, не жалея сил и таланта, учил танкистов тонкостям управления. В его руках танк БТ становился «летающей крепостью».

Ряд усовершенствований в конструкцию танков внесли сами танкисты. Среди них воентехник танковой роты Н.Ф.Цыганов (БТ-ИС) и адъюнкт Академии механизации и моторизации РККА А.Я.Дик (БТ-20).

Великий организатор. 28 декабря 1936 года начальником КБ ХПЗ был назначен М.И.Кошкин — человек с большим опытом организационной и партийной работы.

Быстро разобравшись в сложной производственной ситуации, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников и не оставляя работ по улучшению конструкции танков, выпускаемых серийно, создать танк нового поколения.

В результате после показа чертежей и макетов новых типов танков А-20 (колесно-гусеничный) и А-32 (гусеничный танк нового типа) было принято решение изготовить их в металле и всесторонне испытать. 19 декабря 1939 года на заседании Комитета обороны СССР было принято постановление о принятии танка А-32 на вооружение РККА с присвоением ему названия Т-34.

Победа и беда. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из ворот ХПЗ своим ходом в Москву отправляются два танка Т-34. Вместе с опытными и надежными водителями-испытателями - главный конструктор М.И.Кошкин.

Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка прибывают в Москву, отлично проходят испытания. 31 марта 1940 года их утверждают к производству на заводах Харькова и Сталинграда.

Пробег двух танков Харьков-Москва-Харьков стоил Кошкину жизни: он сильно простудился в пути, и 26 сентября 1940 года за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны его не стало.

Душа танка После смерти М.И.Кошкина обязанности главного конструктора продолжил выполнять А.А.Морозов, а начальником КБ был назначен Н.А.Кучеренко, Британский премьер-министр У.Черчилль в 1945 году сказал: «Во Второй мировой войне было три лучших оружия: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и советский танк Т-34. Но если в первых двух случаях я знаю, кто их создал и как, то я ничего не знаю про Т-34: кем и как было сделано это чудо!»

Имена и судьбы М.И. Таршинова, В.Г.Матюхина, Я.И.Барана и многих других запечатлены в материалах о 12 группах конструкторов и инженеров, создавших танк Т-34. Сердце танка. Дизель В-2 - великое изобретение времени, основанное на лучших достижениях мировой технической мысли. В музее его можно увидеть «вживую» и узнать его историю.

Война 22 июня 1941 года гитлеровские войска переходят границу СССР и устремляются в глубь страны.
Подвиг танкостроителей. Харьковский завод № 183 и Сталинградский тракторный завод продолжают выпускать танки Т-34 (с начала 1941 года было выпущено 1066 «Тридцатьчетверок»). Харьковский завод № 183 готовится к эвакуации. Первый эшелон уходит в середине сентября 1941 года, за ним идут еще 40 эшелонов. Путь лежит на Урал, в Нижний Тагил, куда на Уралвагонзавод должны прибыть 5 заводов, эвакуированных из европейской части страны.

Всё для фронта, всё для победы! Начинается то, что позднее назовут чудом: в невероятно тяжелых условиях жизни и работы, в цехах под открытым небом мужчины, женщины и подростки выпускают первые уральские «Тридцатьчетверки». Танки идут на фронт. Великий ученый-сварщик, академик Е.О.Патон - на Уралвагонзаводе. Его метод автоматической сварки стали позволяет ускорить техпроцесс, а значит увеличить количество выпускаемых танков. КБ-520 продолжает работу по модернизации Т-34: совершенствуется башня, усиливается вооружение (пушка была 76 мм — стала 85 мм).

12 апреля 1942 года Советом Народных Комиссаров СССР за создание танка Т-34 присуждается Сталинская премия 1 степени М.И.Кошкину (посмертно}, А.А.Морозову, Н.А.Кучеренко.

Союз тыла и фронта. Вся страна помогает производству «Тридцатьчетверок». На народные деньги создаются танковые колонны.

Т-34 - совершенная машина. Ее можно чинить даже на передовой. Это помогает танкистам быстро возвращать в строй поврежденные боевые машины.

Танковые заводы - фронту. Еще на пяти заводах страны, кроме Уралвагонзавода, по чертежам КБ-520, внося свои дополнения и усовершенствования, работают люди, выпуская танки Т-34. До последнего действует Сталинградский тракторный, находясь во вражеском окружении.

Экспозиция второго этажа
Танки Т-34 получают боевое крещение в боях под Москвой, осенью и зимой 1941 года, на полях сражений заставляют оккупантов отступать от столицы. На советской медали «За оборону Москвы» не случайно изображена «Тридцатьчетверка». Именно она сыграла не только тактическую, но и стратегическую роль в обороне столицы.

Танковый кошмар Гитлера. На третий день войны с Советским Союзом фюреру докладывают о двух захваченных танках: тяжелого КБ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: до сих пор он ничего не знал об их существовании.

Не внимая уговорам своих генералов, в конце августа 1941 года Гитлер приказывает повернуть на Харьков 2-ю танковую группу генерала X. Гудериана, находящуюся всего в 300 км от Москвы, говоря: «Мне Харьков важнее, чем Москва». Фюрер хочет уничтожить завод, производящий танки Т-34. Лишь осенью, осознав ошибку, фюрер вновь отправляет танки Гудериана в сторону Москвы, но время потеряно -советский фронт укреплен и осенняя распутица не благоприятствует гитлеровским войскам.

В центре экспозиции второго этажа диорама «Лобня. Наступление. 1941 год».
Автор - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Е.А.Корнеев - в художественной форме рассказывает о реальных событиях 6 декабря 1941 года. Участник боев, командир артиллерийского расчета Гайк Шадунц поставил свою пушку вблизи дома Евдокии Ивашенковой, матери пятерых сыновей. Он рассказывая: «От леса и до другого леса по всей местности шли войска. И танки, танки Т-34».
Танкисты - солдаты, офицеры, генералы, маршалы бронетанковых войск - всех их объединяли танки, среди которых «Тридцать-четверка» была любимой машиной. Каждый из этих людей достоин внимания и светлой памяти: они защитили мир. Многие - ценой собственной жизни.

Среди командующих танковыми армиями был тот, кого современники называли «Генерал Хитрость». Потомки называют - «Великий танкист XX века». Михаил Ефимович Катуков - командир Первой гвардейской танковой бригады, а затем и армии, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. В экспонатах музея, посвященных ему, он сам рассказывает о боях под Москвой, о своей дуэли с немецким генералом Гудерианом, об однополчанах. Внимательно прочитайте "Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой» - популярной песни дали имя стенду «Три танкиста». Из разных экипажей боевых машин эти трое. Не были они друзьями - вообще не встречались. Их объединяет одно - любовь к «Тридцать-четверке», История жизни и строки из писем Дмитрия Кабанова. С 19 лет он в танке. Какими только именами не называет свою машину: Таня, Татьяна, Коломбина, Аргентина... Он и водил Т-34, и ремонтировал их, и погиб в «Тридцатьчетверке».

Сергей Орлов. Знаменитый советский поэт был танкистом в годы Великой Отечественной войны. Дважды горел в танке. Из его стихотворений, посвященных танкам и танкистам, можно составить отдельную книгу. В мирное время он написал сценарий известного фильма «Жаворонок», где главный герой - танк Т-34. Леонид Карцев. Прошел войну на Т-34. После окончил бронетанковую академию, был распределен в КБ нижнетагильского Уралвагонзавода. Стал главным конструктором. Под его руководством создавались такие танки, как Т-55, Т-55А, Т-62.

Схема похода

схема маршрута


<<    Домой       Вверх  >>

Хостинг от uCoz