<<    Домой       Вверх  >>

Маршрут похода: 
Маршрут: ст. Морозки – п. Подосинки – с. Морозово – с. Голенищево – д.Протасово – с. Рождествено - ст.Икша

Общая протяженность маршрута - 17 км, ходовое время - 6 часов 37минут.

Тема: памятники архитектуры в селах Морозово и Рождествено-Суворово.

Руководитель группы: Ермилов Алексей Михайлович, Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево».

схема похода:

1. Справочные сведения
Савеловское направление Московской железной дороги уходит от Москвы на север. Здесь с запада на восток протянулась живописная Клинско-Дмитровская гряда, имеющая ширину до 50 км и высоту в отдельных точках до 250-285м. К востоку от железной дороги северная часть гряды круто спускается к Дубнинской низине, а южная снижается к рекам Клязьме, Уче и Икшинскому, Пестовскому, Учинскому водохранилищам. Гряда является водоразделом рек бассейна Клязьмы (Воря, Пажа, Торгоша, Талица, Сумерь) и Волги (Яхрома, Дубна, Веля). Рельеф гряды сильно пересеченный, с большим перепадам высот. Клинско-Дмитровская гряда и низины к югу и северу от нее в значительной части покрыты лесами, причем еловые уступают по площади березово-осиновым. Таежные леса близ берегов рек сменяются на холмах березовыми рощами и дубравами, полянами, зарослями кустарника.

Волгу с Москвой-рекой соединил канал им. Москвы, который зимой легко можно пересечь, если только по нему не прошел ледокол, тогда переправа становиться невозможной и придется идти до моста.

В живописнейших местах здесь расположены многочисленные старинные русские усадьбы, красивейшие церкви, дома отдыха. Есть центры народных промыслов (Жостово, Федоскино и др.). Знаменита эта земля местами боевой славы русских воинов, погибших в обеих Великих Отечественных Войнах и в войнах-распрях русских князей за Великокняжеский стол.

Надо сказать, что все выше сказанное всегда представляло интерес для многочисленных туристских групп, совершающих здесь пешие и лыжные походы, как с краеведческой точки зрения, так и спортивной.

Мы планировали пройти маршрут от Савеловской железной дороги (ст.Морозки) до села Тишково с выездом на автобусе на ст.Правда Ярославской железной дороги. Первая часть маршрута должна была проходить по бывшим владениям Суворовых, а вторая – по Пестовскому водохранилищу. К сожалению, нам удалось пройти только первую часть нашего маршрута до с.Рождествено (по другим источникам с.Рождествено-Суворово). Причиной этого послужила неблагоприятная погода: повышенная влажность воздуха, сильный ветер, и снегопад, начавшийся в субботу и прекратившийся только в понедельник утром 22 февраля. И как следствие, при движении по маршруту вынуждены были избегать открытых пространств.

Линейный маршрут был разработан участниками самостоятельно, как и возможные запасные варианты. Маршрут пройден на лыжах группой в полном составе и выезд был организован по запасному варианту. Краевед делился информацией с группой по ходу посещения того или иного краеведческого объекта.

2. Техническое описание маршрута
20 февраля вечером электричкой с Савеловского вокзала мы прибыли на начальный пункт нашего маршрута – платформу Морозки (время в пути около 60 мин). В районе платформы Морозки зимой ночевка невозможна без газовых горелок, так как дров в лиственном перелеске на правом берегу канала им.Москвы - нет. От южного края платформы по тропинке идем к мосту через канал. Решаем перейти по мосту канал им.Москвы и выйти к п.Подосинки в В направлении. Это единственный участок, который мы прошли пешком. Мы посчитали это более разумным, чем переходить канал на лыжах и через 10-15 минут пересекать на них же оживленную трассу Подосинки – Софрино. Итак, пройдя мост, через 15 минут вошли в п.Подосинки. Здесь, построившись в шеренгу, переходим по команде руководителя трассу Подосинки – Софрино. Далее, надев лыжи, выходим на южную окраину поселка, и через 10 минут начинаем движение в Ю-Ю-В направлении по проселочной дороге к дороге с асфальтовым покрытием п. Подосинки – п.Бол.Ивановское – с.Рождественно. Наша цель сегодня - дойти до небольшого лесного озерца, так как встать на ночевку ближе - похоже нет возможности.

Дорога идет по границе лиственного леса и заснеженного поля с каналами орошения. Слева по ходу проходим мимо небольшого фермерского хозяйства, склада стройматериалов и через 15 минут выходим к дороге с асфальтовым покрытием. Перейдя на другую сторону (соблюдая ТБ), продолжаем идти в Ю-З направлении по обочине вдоль дороги, по левой стороне навстречу движению, около 500м (10 минут). Доходим до автобусной остановки, за которой отходит (Юж. напр.) не асфальтированная дорога на с.Игнатово. Поднимаемся по заснеженной дороге на возвышенность и через 15 минут проходим развилку дорог. Одна уходит в ЮЮВ напр. к необозначенному на карте дачному участку, вторая ведет нас к северной окраине с.Игнатово в Ю-ЮЗ напр. За 15 минут доходим до села. Отсюда уходит в В направлении ЛЭП в с.Селевкино. Здесь нам повезло, вдоль ЛЭП идет снегоходный след. Сворачиваем на него.

Лес вокруг смешанный с явным преобладанием лиственных пород. Спустя 20 минут доходим до пересечения с просекой, ведущей на Юг. Поворачиваем на нее, так как она должна вывести нас к небольшому лесному озерцу. Здесь также идем по следу снегохода, что сильно облегчает движение. Спустя 5 минут останавливаемся на ночевку в шикарных еловых посадках на западном берегу озерца (фото№1,2). Здесь много хвороста и елового сухостоя разного диаметра. Проблемы с дровами отсутствуют. Озеро прекрасно, оно такое уютное, маленькое, даже не верится, что у нас в Подмосковье еще остались такие тихие места.

Утром 21 февраля продолжаем наше движение по просеке (А=190̊). Спустя 10 минут просека кончается, след снегохода уходит на Ю-З. Нас это не устраивает, и мы продолжаем движение в Ю-В напр. по смешанному лесу, тропим лыжню, пытаемся поймать дорогу из с.Игнатово в с.Морозово. Через 30 минут выходим на след снегохода, идущего по лесной дороге сначала в СВВ, затем в В, далее в СВВ направлениях. Идем по следу снегохода и спустя 45 минут выходим на поле (фото№3), а впереди на возвышении видим с.Морозово (см. Краев. инф.) След снегохода уходит мимо села, мы же начинаем пробиваться в с. Морозово. Здесь мы хотим посмотреть разрушенную церковь, построенную в 1823году. И вот спустя 20 минут мы оказываемся в с.Морозово перед разрушенной церковью (фото№4,5). Осмотрев ее, продолжаем маршрут.

Далее наш путь лежит в с.Голенищево. Из Морозова выходим в Южном направлении по дороге. Пересекаем небольшое поле (фото№6) и спустя 10 минут входим в лес. Здесь отмечаем, что идем по просеке со столбами газопровода. Направление меняется на ЮЮЗ. Видимо это новая просека. Но мы решаем продолжать движение по ней до следующего пересечения с просеками ориентированными В-З. Спустя 20 минут выходим на небольшую поляну, где пересекаются просеки ЮВ-СЗ и наша (ЮЮЗ-ССВ). Сворачиваем на ЮВ и начинаем практически сразу подниматься на горку. Как говорилось выше, местность здесь сильно пересеченная, здесь проявились все наши плюсы и минусы владением лыжной техникой. Спустя 15 минут выходим к месту пересечения просеки с ЛЭП. ЛЭП ориентирована В-З. Продолжаем движение по ЛЭП в В напр., и через 10 минут входим в дачный поселок с.Голенищево. Проходим его насквозь, пользуясь подсказками местных жителей, т.к. выйти с его территории можно только через ворота (шлагбаум). Преодолев дачный поселок спустя 10 минут, входим в с.Голенищево с севера. Доходим по улице до первого перекрестка, где поворачиваем направо, т.е. в ЮВ направлении. Пересекаем с.Голенищево насквозь, и мимо загонов животноводческой фермы спускаемся в небольшое понижение (фото№7). Далее, через лес по просеке с ЛЭП, продолжаем тропить свою лыжню в п.Протасово.

Лес смешанный, в основном березово-еловый, но еловый сухостой встречается довольно часто. Протропив 45 минут, выходим на поле северо-западнее п.Протасово. Старые постройки п.Протасово располагаются над левым берегом ручья, а над правым берегом – благоустроенный поселок, построенный нашим выдающимся академиком (хирургом-офтальмологом) С.Н.Федоровым. Дует достаточно сильный ветер со снегом. Скатываемся в понижение к ручью по старому снегоходному следу в ЮВ направлении. Справа по ходу за небольшой куртиной леса, севернее благоустроенного поселка, прекрасная горнолыжная горка с подъемником, также здесь катаются взрослые и дети на «ватрушках», санках и прочим зимнем оборудовании (фото№8).

Пересекаем в нижней части горки ручей и начинаем подниматься косым траверсом на правый борт долины в старую часть поселка по следу, оставленному квадроциклом (фото№9). Через 15 минут достаточно крутого подъема, выходим к месту характерного поворота поселковой дороги. Далее дорога спускается на Ю к шоссе Рождествено - Подосинки, а мы идем в другую сторону вдоль дороги в В напр. По ней выходим на восточную окраину поселка спустя 7 минут. Будьте осторожны! Соблюдайте ПДД! Далее пересекаем небольшой участок открытого пространства (тропим лыжню) в ЮВ напр. к опушке леса. Затем вдоль леса, прикрываясь им от ветра и снега, правда это не очень помогло, идем тропя лыжню «большой каруселью» в направление к с.Рождествено (см. Краев. инф.). Через 45 минут мы выходим на западную окраину села. Проходим сельской улицей (около 200м) до шоссе Рождествено-Подосинки в том же направлении, и далее по левой стороне дороги идем к красивой пятиглавой церкви Рождества Богоматери 1714 г. Церковь расположена на взгорке, и очень красива. Дорога перед церковью сначала спускается, а затем поднимается и выводит к ней. На этом небольшом участке дороги слева по ходу движения стоит памятник воинам, погибшим в ВОВ (фото№10), в низине слева от дороги находится новый, а справа от дороги прямо перед церковью – старый пруды. Спустя 10 минут мы добрались до церкви Рождества Богоматери (фото№11,12). Вот и закончилась первая часть нашего маршрута, мы оказались в сердце владений Суворовых. Здесь похоронены отец великого русского полководца А.В.Суворова – В.И Суворов (фото№13), и С.Н.Федоров – академик (хирург-офтальмолог) (фото№14).

К сожалению, мы оказались здесь достаточно поздно (около 15 часов). Погода нас попридержала на первой части маршрута. А продолжать маршрут по красивому Пестовскому водохранилищу после 15 часов в такую погоду (ветер со снегом) посчитали опасным и бестолковым, скоро начнет темнеть и никаких красот мы скорее всего не увидим. Понимаем так же, что рискуем не успеть на последний автобус из с.Тишково до ст.Правда (Ярославская ж/д), и как следствие навлечь на себя гнев родителей, очень поздним возвращением. Взвесив все за и против, решаем закончить маршрут здесь – в с.Рождествено.

Село Рождествено имеет автобусное сообщение – маршрут автобуса №47 «Ст.Икша - Рождествено –Долгиниха». У местных жителей мы узнали, что автобус по выходным дням из с.Рождествено уходит на ст.Икшу во второй половине дня последующему расписанию: 15.30; 17,30 и 19,30. Автобусной остановки как таковой здесь нет, но автобус останавливается на горке в с.Рождествено, где дорога делает поворот и начинает спускаться в сторону водохранилища.

Также можно выехать на ст.Трудовая (Савеловская ж/д) из п. Менжинец автобусом №43. Для этого из с.Рождествено необходимо по льду пересечь канал, соединяющий Пестовское и Икшинские водохранилища, и выйти на дорогу, ведущую в п. Менжинец.

Итак, поход окончен. Мы дождались автобуса, и примерно через 50 минут оказались на ст.Икша. Далее, сев на электричку - добрались в Москву. Ура!

Выводы
1. Пройден достаточно спортивный лыжный маршрут с посещением интересных краеведческих объектов: с.Морозово и с. Рождествено.
2. Ребята проявили интерес к сбору краеведческой информации при подготовке похода и фактически сами придумали маршрут похода.
3. Группа получила опыт ночевки в зимних снежных условиях, тропежки по глубокому снегу, и прохождение маршрута в сложных метеоусловиях.

Рекомендации
1. Пройденный маршрут можно планировать для прохождения не только зимой, но и в другие времена года, в отличии от запланированного. Изначально запланированный маршрут проходится только зимой.
2. Данный маршрут, особенно его начало, проходит, как показала практика, по накатанной снегоходами лыжне или просекам, что сильно облегчает движение группы.

Список литературы
1. И.В.Балабанов «Однодневные походы».- М.: Издатель И.В.Балабанов, 2003. С. 65-70
2. Путеводитель Ле Пти Фюте «Выходные в Подмосковье».- М.: ЗАО «Авангард», 2005. С. 129-131
3. Глушкова В. Г. Подмосковье. Культура, история, география. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2005. – 325 с., илл. (16 с.)
4. Иванов Ю.Г. Памятные места Подмосковья.- Смоленск: Русич,2007.- 416с.:ил.- (Памятные места Росси).
5. Просторами Подмосковья. Автор-составитель Г.Я.Рыжавский. Издание второе, переработанное и дополненное. М.,2007г., 408 стр. с фото и илл.

Краеведческий материал к походу.


<<    Домой       Вверх  >>

Хостинг от uCoz