Вопросы психологии, 1996, № 2, с.155
Кирилл Васильевич БАРДИН
Не стало Кирилла Васильевича Бардина... Он родился 1 декабря 1929 г. в
Москве, в 1954 г. окончил отделение психологии философского факультета
МГУ, затем работал в НИИ психологии АПН СССР под руководством П.А.
Шеварева. Именно там начались его систематические экспериментальные
исследования в области формирования учебной деятельности и разработка
понятия о предмете усвоения. Продолжая работы, проводившиеся в
лабораториях С.В. Кравкова и А.В. Запорожца, K.B. Бардин занимался
изучением онтогенеза цветового зрения в период школьного детства. На этом
материале им была защищена кандидатская диссертация о способах сенсорной
деятельности человека и их влиянии на пороговые показатели, измеряющие
«чистую чувствительность».
Имя K.B. Бардина прочно связано с
возрождением в отечественной науке исторически первой экспериментальной
психологической дисциплины — психофизики — и ее развитием на современном
уровне. Это результат совместной работы группы специалистов, в ходе
которой в отечественной психофизике выделились новаторские с точки зрения
мировой науки направления, такие, как исследования роли психологической
структуры сенсорной деятельности в психофизических измерениях (K.B.
Бардин), динамики сенсорных процессов (Ю.М. Забродин, Ю.А. Индлин), их
психофизиологических коррелятов (М.Б. Михалевская), сенсорной памяти (Н.Н.
Корж).
K.B. Бардин стал одним из первых сотрудников Института
психологии АН СССР, образованного в 1972 г., где в лаборатории психофизики
и затем в лаборатории когнитивных процессов продолжал интенсивную
разработку этой проблематики. Им написана первая на русском языке
монография по проблемам и методам психофизики (см.: Проблема порогов
чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976), по которой
защищена докторская диссертация. Этот труд стал настольной книгой для
отечественных исследователей. Значительным научным достижением ученого
является создание и экспериментальное обоснование зонной теории пороговой
области (совместно с М.Б. Михалевской).
K.B. Бардин обнаружил
интереснейший психофизический феномен — повышение чувствительности в
результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом
сигнале признаков других модальностей и построения его целостного
предметного образа — и разработал на этой основе концепцию переорганизации
сенсорного пространства из одномерного в многомерное.
Ему удалось
обобщить богатый и разнообразный материал теоретико-экспериментальных
исследований, накопленных в отечественной психофизике в 70—80-е гг. и
выявивших значение собственной активности человека в сенсорных измерениях
(особенностей его деятельности, свойств индивидуальности, функциональных
состояний) для получаемых результатов. Это оказалось возможным на основе
использования категории субъекта, позволяющей интегрировать в себе
многообразные формы психической активности. Тем самым К.В. Бардин
объединил перечисленные выше линии отечественных исследований и обосновал
крупное научное направление: субъектно-ориентированную психофизику. Итогом
этой работы стала последняя фундаментальная монография автора «Начала
субъектной психофизики» (М.: ИП РАН, 1993, совместно с Ю.А. Индлиным).
Данный подход получил развитие в работах последователей К.В. Бардина
(целый ряд кандидатских диссертаций были успешно защищены под его
руководством) и явился (теоретически и практически) значительным вкладом
отечественной психофизики в мировую науку. Необходимость этого направления
стала очевидной (не случайно в последние годы появился ряд зарубежных
работ такого рода) наряду с традиционной объектной парадигмой психофизики,
в соответствии с которой результаты сенсорных измерений анализируются как
функция чувствительности наблюдателя и критерий принятия им
решения.
Профессор К.В. Бардин — автор 128 научных и 54
научно-популярных работ, среди которых 15 книг, а также 24 статьи на
иностранных языках. Его книги «Как научить детей учиться?» и «Если ваш
ребенок не хочет учиться» выдержали несколько изданий и получили
известность и признание, особенно у родителей, а руководство «Азбука
туризма» — у туристов.
Все, знавшие Кирилла Васильевича, были
свидетелями его чрезвычайно разносторонней одаренности: мастер спорта по
водному туризму, участник плотовых походов высших категорий сложности и
спасательных экспедиций, член Всесоюзной Маршрутной Комиссии, руководитель
детского турклуба, воспитавший более 200 юных туристов;
знаток
русской истории, литературы и архитектуры, который устраивал для коллег и
зарубежных гостей увлекательнейшие экскурсии по историческим местам Москвы
и других городов России; человек с неиссякаемым юмором. Всеобщее уважение
к Кириллу Васильевичу было результатом его искреннего и бескорыстного
служения науке, бескомпромиссной честности, безразличия к карьере и
деньгам, неизменной доброжелательности и готовности помочь.
Светлый
образ Кирилла Васильевича Бардина навсегда сохранится в сердцах его
коллег, друзей, учеников.
Бардин В.К. Азбука туризма. Оглавление