Альманах «Отечество», 2000 г., выпуск 6
Под спортивным туристским походом понимается прохождение маршрута определенной
протяженности в соответствии с категорией сложности, определяемой спортивными
нормативами. По действующей спортивной классификации выделяют простые туристские
походы (3 степени) и сложные — категорийные туристские походы (6 категорий). В
школьном возрасте максимально доступны спортивные походы 4 категории сложности.
Кроме педагогической задачи, спортивный поход предполагает выполнение
спортивного норматива для получения соответствующей квалификации. Для
прохождения маршрута необходимы хорошая физическая и психологическая подготовка
всех участников, умение взаимодействовать в группе. Распорядок дня подчиняется
спортивным целям, сущность которых — в успешном и безопасном прохождении
маршрута в любую погоду в условиях автономности.
Становление спортивной группы туристов-школьников обуславливает необходимость
путешествий в новых географических районов и постепенное их усложнение.
В то же время практика проведения спортивных походов показала, что для
безопасного прохождения маршрута необходимо глубокое знание района путешествия,
включая знание традиций местного населения и особенностей преодолеваемых
естественных препятствий (перевалы, броды, пороги). То есть краеведческая
информация жизненно необходима спортивной группе как в процессе подготовки и во
время проведения похода, так и по его окончании для анализа и систематизации
собранной информации. Эта информация традиционно представляется в виде
туристского отчета о походе. Такой отчет в общем виде включает в себя сведения о
районе похода, график прохождения маршрута, его техническое описание, карты,
фотографии.
Краеведческая информация входит в контекст спортивного отчета, однако в походах
со школьниками в отчете о маршруте собранная краеведческая информация выделяется
в отдельный раздел. Это связано с особой ролью краеведения в спортивном походе
со школьниками как наиболее эффективной комплексной формы обучения, воспитания и
развития юного туриста в значимой для него туристской деятельности.
Хотя под краеведением понимается широкая группа проблем в разных областях
знаний, можно говорить об особенной форме краеведения — туристском краеведении,
являющемся естественным для спортивного похода. Такое выделение вызвано
необходимостью сочетания в краеведческой работе обеспечения безопасного
прохождения маршрута и педагогически организованной деятельности детей. А
добывание новой научной краеведческой информации для спортивного похода со
школьниками не характерно, поскольку для этого необходимы особенные условия
(дополнительное время, приборы и т.п.).
Нельзя думать, что спортивность в школьном туризме, предполагая только
физические нагрузки, исключает обучение и развитие участников похода. Безопасное
прохождение сложного маршрута, с преодолением естественных препятствий
невозможно без знания всеми участниками группы природы, экономики и населения
района путешествия. Туристу—спортсмену жизненно важно знать прикладные элементы
метеорологии, гидрологии, геологии, биологии, экономической географии,
топонимики, этнографии и т.п. Умение прогнозировать явления природы (погода,
паводок, камнепад, лавины), и налаживать взаимоотношение с людьми (как внутри
группы, так и с местным населением) является залогом безаварийности похода.
Необходимость составления «Отчета о походе» требует умения работать с
документами, картами, анализировать полученную информацию, грамотно и доступно
изложить ее письменно, на схемах и рисунках.
Примером органично вписанного в спортивный поход выполнения краеведческого
исследования может быть изучение вопросов топонимики на маршруте, где в первую
очередь рассматривается связь информации, заложенной в географическом названии,
с характеристикой естественного препятствия. Другим примером может служить
изучение лекарственных, съедобных и опасных растений в условиях путешествия, а
не полное ботаническое описания района.
Педагогические требования к организации краеведческих исследований в туристском походе
Краеведческую деятельность со школьниками необходимо строить, прежде всего, как
перспективу педагогическую, акцентируя внимание на учебно-воспитательные задачи
краеведения, на задачи всего комплекса туристско-краеведческой деятельности, и
прежде всего, обеспечения безопасности и здоровья детей. При этом общественное
значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать не в
научности, а в формировании и становлении личности человека через смену сфер
деятельности, в сотрудничестве педагога и подростка.
Наиболее осмысленно краеведческий раздел «Отчета о походе» выполняется при
условии четкой перспективы его дальнейшего использования — накопления
краеведческой информации по районам путешествий.
Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, удобно
представить в туристском «Отчете о походе» в следующем виде:
1) вступление по теме работы с указанием её педагогических и познавательных
целей;
2) описание методики работы;
3) содержание проделанной работы;
4) выявленные особенности в краеведческой характеристике района, познавательное
значение выполненной работы;
5) использование на маршруте собранной информации;
6) выводы и практические рекомендации, в т.ч. для руководителей походов в данном
районе;
7) список литературы;
8) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.).
Тема задания может быть связана: а) с посещением экскурсионных объектов, б) с
изучением района похода, в) с проведением исследований в каких-либо областях
знания для получения краеведческой информации.
Необходимо при выборе темы краеведческого задания учесть возможное его значение
для последующего безопасного прохождения маршрута другими группами, расширения
педагогического, познавательного и рекреационного потенциала района путешествия.
Подобная форма была использована при проведении туристских походов школьников в
рамках Первенства г. Москвы по туризму.
Такая логика построения краеведческого отчета связана с тем, что этот материал
станет естественным дополнением к техническому описанию маршрута, пополнит
библиотеку МКК (Маршрутно-квалификационной комиссии), тем самым поможет
следующим группам более полно представить особенности района путешествия. Кроме
того, содержание краеведческого раздела может представить методику работу группы
и руководителя по сбору материалов в условиях похода со школьниками, что может
послужить руководством для руководителей и краеведов других групп. Помимо
библиотеки МКК, как основной формы использования краеведческих исследований,
возможно участие в краеведческих чтениях, конференциях и слетах, проведение
тематических школьных уроков с использованием походных материалов, создание
экспозиций и передача собранного в музеи.
Формы краеведческих исследований в спортивном походе
Мы предлагаем в спортивных туристских походах в зависимости от его сложности,
возраста и подготовки участников следующие формы краеведческих исследований:
1. урок на местности (обучение краеведческим навыкам);
2. техническое описание маршрута;
3. краеведческое исследование (пополнение базы данных о районе путешествия).
Каждая из этих форм может стать полноценной краеведческой составляющей
спортивного туристского похода, но наиболее эффективно их сочетание. Например, в
водном походе по р.Москве (рук. Сафронова М.Ю., июнь 1999 г.) группа научилась
проверять и очищать питьевую воду (урок на местности), составила «Отчет о
походе» (техническое описание) и собрала сведения о наличии источников питьевой
воды на маршруте (краеведческое исследование).
Эти формы позволяют увязать содержание краеведческих знаний с содержанием
типового базисного плана и ступенями обучения в школе, и активного использовать
их в образовательных программах дошкольного (семейного), начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего, в том числе и специального
(коррекционного) обучения, в профессиональном и дополнительном образовании.
Урок на местности
В ходе подготовки к спортивному походу, на тренировочных выходах, а также во
время самого путешествия можно провести обучение детей конкретным краеведческим
исследовательским навыкам.
Оптимальной формой такого обучения могут быть уроки на местности. В ходе
проведения Первенства Москвы по туризму среди школьников командам был предложен
«Свод краеведческих исследовательских навыков, необходимых в путешествии,
экскурсии, экспедиции», в соответствии с которым во время зачетного похода уроки
на местности были проведены и представлены на поляне слета.
Свод краеведческих исследовательских навыков,
необходимых в путешествии, экскурсии, экспедиции:
1. Определение расстояний, высоты, угла склона и т.п. на местности, реальные
способы ориентирования по местным признакам.
2. Тропа как элемент природы; (изучение элементарных закономерностей образования
тропы и их использование людьми), направление и характер следов человека; троп,
просек, следы гужевого и автомобильного транспорта; с целью определения
местонахождения ближайших населенных пунктов.
3. Возраст и состояние древостоя, подрост, подлесок сравнительные возможности
для организации укрытия, приготовления пищи, с целью возможности установки
обеспечения безопасности туристского лагеря на данном участке леса и т.п.
4. Возраст и состояние травостоя, грибы, ягоды, съедобные дикорастущие растения,
сравнительные возможности для организации укрытия, возможность прогноза погоды,
приготовления пищи, с целью возможности безопасной установки туристского лагеря
на данном участке леса и т.п.
5. Земноводные и пресмыкающиеся, способы предотвращение укусов, возможность
прогноза погоды, возможность использования в пищу.
6. Рыба в водоемах (виды рыб, возможность промысла, правила ловли, снасти).
7. Животные в природе и следы их жизнедеятельности как элемента биогеоценоза,
предотвращение нежелательных контактов, возможность промыслов.
8. Горные породы, виды их залегании, типы почвы, грунта (валуны, галька, гравий,
песок, глина, ил), их связь с характером растительности и сельскохозяйственных
посевов, влияние на безопасность переходов и устройство стоянок.
9. Действия в условиях похода ночью (установка лагеря, организация привала,
ориентирование по звездам и Луне).
10. Определение температуры воды и воздуха, силы ветра, типов облаков, знание
местных признаков состояния погоды с целью метеорологического прогноза.
11. Гидрологические элементы местности и их влияние на безопасность переходов и
стоянок; строение речной долины, типы болот; определение скорости течения и
глубины реки для выбора безопасных мест забора воды, переправы вброд.
12. Возможные источники питьевой воды, использование родников, колодцев; способы
проверки качества воды и ее очистки в условиях похода.
13. Основные типы строений в сельской местности (жилой дом, садовый дом,
усадьба, ферма, храмовое сооружение, санаторий, транспортный узел, магазин,
почта и т.п.); определение формы собственности сельскохозяйственных и лесных
угодий, выделенных территорий и участков для возможности получения информации
или помощи, с целью безопасного проведения похода.
14. Виды транспорта, транспортные узлы, основные типы транспортных магистралей
(шоссе, железные дороги, трубопроводы, каналы и т.п.); поведение на транспорте,
около магистралей с целью безопасного проведения похода.
15. Определение характера сельскохозяйственных посевов, правила и возможности их
преодоления.
16. Местные названия географических объектов (поселки, реки и т.п.), форма и
стиль общения с местными жителями разного возраста, профессий с целью получения
информации для безопасного проведения похода.
17. Определение мест, потенциально интересных для археологических,
этнографических и др. исследований, элементарная классификация изделий народных
промыслов, составление справки о находках в заинтересованные организации с целью
получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
18. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии,
проведение сельхозработ, агрессивное поведение местных жителей и т.п.),
поведение в местах бывших боев, при обнаружении боеприпасов, неопределяемых
функционально предметов или свертков.
Некоторая новизна такой формы организаторам и участникам Первенства г. Москвы по
туризму среди школьников позволила определить более чем 40 тем уроков на
местности по отработке краеведческих навыков в зависимости от возраста и
подготовки участников, а также сложности похода.
Темы уроков:
1. Способы определение расстояний на местности (ширина реки, удаленные объекты)
в условиях похода.
2. Способы определение расстояний на местности (высота дерева, крутизна склона)
в условиях похода.
3. Реальные и достоверные способы ориентирования по местным признакам в условиях
похода.
4. Следы жизнедеятельности животных как характеристика границ ареала и
численности видов в конкретном природно-территориальном комплексе.
5. Тропа, как элемент природы; изучение элементарных закономерностей образования
тропы и их использование людьми.
6. Определение направления и характера следов человека; определение
местонахождения ближайших населенных пунктов по тропам, просекам.
7. Следы гужевого и автомобильного транспорта; направление направления его
движения с целью определения местонахождения ближайших населенных пунктов.
8. Виды деревьев, распространенных в данной местности, их использование для
организации укрытия в походе, в качестве дров для приготовления пищи и т.п.
9. Местные кустарники (подлесок), их использование для организации укрытия,
приготовления пищи и т.п.
10. Определение возраста и состояния деревьев с целью обеспечения безопасности
туристского лагеря на данном участке леса, признаки больных деревьев.
11. Ярусность леса, стадии вегетации деревьев (подрост, подлесок), что растет
под пологом леса (на опушке); определение возможности установки туристского
лагеря на данном участке леса.
12. Основные местные виды травянистых растений, их сравнительные возможности для
организации укрытия, приготовления пищи и т.п.
13. Наиболее часто встречающиеся в данной местности видов грибов, их особенности
и возможность использования в пищу.
14. Местные дикорастущие ягоды, их свойства и возможность использования в пищу.
15. Кровососущие насекомые, способы предотвращения укусов, безопасное
использование репеллентов, правила организация бивака.
16. Местные насекомые, по которым можно предсказывать изменения погоды, их
использование для рыбной ловли, приготовления пищи; способы предотвращение
укусов, безопасное использование репеллентов, правила организация бивака.
17. Местные земноводные и пресмыкающиеся, их использование для рыбной ловли или
других способов добывания пищи, меры предосторожности при организации бивака,
предсказания погоды.
18. Ловля рыбы в местных водоемах (виды рыб, правила ловли, снасти).
19. Определение съедобных дикорастущих растений в условиях похода.
20. Определение основных горных пород в их естественном залегании, их влияние на
безопасность переходов и стоянок.
21. Определение основных типов грунтов (валуны, галька, гравий, песок, глина,
ил), их влияние на безопасность переходов и стоянок.
22. Определение направления по звездам и Луне.
23. Действия в условиях похода ночью (ориентирование, установка лагеря,
организация привала), обеспечение безопасности переходов и стоянок.
24. Определение скорости течения и глубины реки для выбора безопасных мест
забора воды, переправы вброд и т.п.
25. Возможные источники питьевой воды в условиях похода (река, пруд, болото и
т.п.), способы проверки качества и очистки воды.
26. Использование родников, колодцев, водопроводных колонок, способы проверки
качества и очистки воды.
27. Признаки разных типов болот, обеспечение безопасности переходов и стоянок
вблизи болот.
28. Характеристики речной долины, обеспечение безопасности переходов и стоянок в
речных долинах.
29. Определение основных типов строений в сельской местности (сельский дом,
садовый дом, усадьба, животноводческая ферма, храм, мастерская, фабрика,
санаторий и п/лагерь, транспортный узел, административное здание, школа,
торговая точка, почта и т.п.) для получения информации или помощи с целью
безопасного проведения похода,.
30. Основные типы транспортных магистралей в данной местности (шоссе, железная
дорога, трубопроводы, каналы и т.п. ), способы их преодоления с целью
безопасного проведения похода,.
31. Определение характера сельскохозяйственных посевов (зерновые, овощные,
кормовые культуры), их вегетативный период, возможности их преодоления.
32. Определение типа и структуры основных почв данной местности; влияние почв на
характер растительности, сельскохозяйственных посевов.
33. Основные формы собственности сельскохозяйственных и лесных угодий,
выделенных территорий и участков; возможности получения информации или помощи с
целью безопасного проведения похода.
34. Инструментальное определение температуры воды и воздуха, силы ветра,
определение типа облаков, характера осадков, анализ местных признаков с целью
метеорологического прогноза в туристском походе.
35. Признаки состояния погоды и их использования для метеорологического прогноза
в туристском походе.
36. Местные названия географических объектов (рек, болот, урочищ и т.п.),
способы получения информации о них для безопасного проведения похода.
37. Определение изделий ручной работы (местных народных промыслов) с целью
получения информации о экскурсионно-краеведческом объекте.
38. Стиль общения с местным населением, обращение к людям разного возраста,
профессии для получения необходимой информации.
39. Определение мест, потенциально интересные для археологических исследований,
элементарная классификация находок, составление справки о них в заинтересованные
организации.
40. Определение качества и пригодности в пищу продуктов, приобретаемых у местных
жителей, на фермах, в торговых точках и т.п. во время похода.
41. Определение мест, потенциально опасных для стоянок (нарушение экологии,
близость сельскохозяйственных работ, производства, агрессивное поведение местных
жителей и т.п.); правила поведения вблизи мест, представляющих опасность.
42. Поведение вблизи военных объектов, в местах боев, в случае обнаружения
боеприпасов, неопределяемых функционально предметов или свертков.
43. Определение потенциальной опасности для жизни на транспорте, при захватах
террористами, при задержании милицией и т.п.; правила поведения в экстремальных
ситуациях.
Техническое описание маршрута
Завершающим этапом спортивного туристского похода, в первую очередь, является
составление отчета о походе и передача его в маршрутно-квалификационную
комиссию. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его
разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать
сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК,
консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение
необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание
интересных объектов на маршруте и т.п.
Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам
безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно
руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.
Основные требования к техническому описанию маршрута:
1. описание ведется в хронологической последовательности;
2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие
и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов,
мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных
участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры
безопасности;
3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению
(для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не
только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);
4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.
При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те
его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так,
например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего
профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное
геоморфологическое описание долины нет необходимости.
Спортивный туристский поход характеризуется обязательным преодолением на
маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления
определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута,
его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по
стандартизированным методикам, разработанным Туристско-спортивным союзом России
и опубликованным в сборнике «Русский турист». Это позволяет наиболее полно
отразить все необходимые характеристики объекта, заниматься систематизацией
таких сложных участков, вести картотеки перевалов, вершин и т.п.
Составление такого туристского отчета о спортивном походе должно считаться
полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для
спортивных туристских групп, неразрывной составляющей каждого похода со
школьниками.
Краеведческое исследование
Темы краеведческих исследований на маршрутах спортивных походов могут быть самые
разные в зависимости от интересов группы, исследовательских традиций,
педагогических задач и т.п. Но в основе хотелось бы видеть темы, так или иначе
направленные на безопасность походов, а также пополнение данных о
туристско-экскурсионных и краеведческих объектах в районах, имеющих
познавательный интерес для возможного использования их в работе с детьми.
Сегодня собранная силами туристских групп краеведческая информация рассеяна по
разным библиотекам МКК, школам, Домам творчества, Станциям юных туристов, однако
требование времени и современные информационные технологии позволяют создать
Общедоступную краеведческую Базу данных о туристско-экскурсионных и
краеведческих объектах России.
Примером такой деятельности может быть создание в сети Интернет страницы
«Азимут» (http://www.tours.ru/sport/) о школьном туризме в Москве, где помещены
туристские отчеты и краеведческие исследования школьных групп,
инструктивно-методические материалы, а также информация о текущих соревнованиях
и слетах. Аналогичные страницы в сети Интернет созданы Центрами туризма г. Сочи,
г. Ярославля и др.
Примерная тематика
общедоступной краеведческой Базы данных
о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах России.
В краеведческую Базу данных предполагается включить комплексные описания:
1. локальных природно-экологических объектов;
2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;
3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный
или краеведческий интерес;
5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих
экскурсионный или краеведческий интерес;
6. объектов этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических
особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или
краеведческий интерес;
7. исторических памятников и событий, связанных с данным местом;
8. архитектурных памятников и исторических событий, связанных с данным местом.
Основой сбора материала для такой Базы данных могут быть «сквозные»
краеведческие исследования ряда педагогов по одной избранной теме в течение
нескольких лет в разных географических районах, на которых и построена их
учебно-педагогическая и воспитательная работа. Примером такой «сквозной» темы
могут быть исследования московских педагогов Александрова А.В. (краеведческие
словари), Трубецкой Н.А. (этнография), Котляровой Е.А. (топонимика), Устинова
С.В. (лекарственные растения), Либермана М.А. (создание учебных видеофильмов).
Заключение.
Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без
краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму,
которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения —
актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма,
позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и
подростков. Не свойственные туристскому походу формы краеведения снижают его
педагогическую эффективность.
Однако туристское краеведение только начинает завоевывать должное место в ряду
традиционных краеведческих исследований со школьниками. В связи с этим большую
пользу развитию детско-юношеского туризма принесет включение в
Туристско-краеведческого движения обучающихся России «Отечество» подпрограммы
«Туристское краеведение».
В рамках этой подпрограммы можно было бы рассмотреть результаты спортивных
походов и путешествий со школьниками России, тем самым помочь руководителям в
осмыслении своей педагогической деятельности, а участникам походов поделиться
краеведческим опытом по обеспечению безопасности прохождения спортивных
маршрутов.