<< Домой Вверх >> | ||
Утверждена приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н
Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки
контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации"
По заключению Минюста РФ от 6 мая 2000 г. № 3447-ЭР настоящий приказ не
нуждается в государственной регистрации.
В целях надлежащего обеспечения поставленных перед контрольно-ревизионным
аппаратом Министерства финансов Российской Федерации задач и единообразия
организации проводимых ревизий и проверок приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки
контрольно-ревизионными органами.
Министерства финансов Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации
М.Касьянов
Приложение
к приказу Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н
См. Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина РФ с Генпрокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок) утвержденное приказом Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717
I. Общие положения
1. На Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273 "Об утверждении
Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, № 11, ст. 1288) возложена задача по
осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного, текущего и
последующего) государственного финансового контроля.
Последующий государственный финансовый контроль осуществляется Министерством
финансов Российской Федерации путем проведения ревизии и проверки в порядке,
предусмотренном настоящей Инструкцией.
Указанный вид государственного финансового контроля проводится департаментом
государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской
Федерации и контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее -
контрольно-ревизионный орган) в соответствии с постановлениями Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 276 "О Департаменте государственного
финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1204) и от 6
августа 1998 г. № 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах
Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, № 33, ст.4007).
2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их
результатов работники контрольно-ревизионных органов обязаны руководствоваться
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами,
инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов
Российской Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти
Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и настоящей Инструкцией.
3. Права, обязанности и полномочия контрольно-ревизионного органа определяются
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки
4. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по
документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в
ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности
действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых
в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами
установлена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование
состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
5. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением
имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в
соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
6. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной
деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение ревизии
7. Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета,
использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных
бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах
исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм
собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям,
требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности,
осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением
расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной
власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
8. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается
специальное удостоверение, которое подписывается руководителем
контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им
уполномоченным (далее - руководителем контрольно-ревизионного органа), и
заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные
удостоверения установленного образца.
Работникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и
осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в
исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные
условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести в
соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции ревизию, допускается ее проведение
по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном
порядке.
9. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель
(контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с
учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и
особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45
календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется
руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению
руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
10. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных
вопросов ревизии (далее - программа ревизии).
Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия,
перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается
руководителем контрольно-ревизионного органа.
11. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать
подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить
необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и
статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие
финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с
содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его
исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов,
отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую
организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10
настоящей Инструкции.
12. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить
руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии,
ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии
работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и
составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при
выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных
ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются
руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с
руководителем ревизуемой организации.
13. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем
осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники ревизионной группы (контролер-ревизор) исходя из программы ревизии
определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных
действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур,
объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную
возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
15. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для
проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии -
предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские
принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые
документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению
ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых
случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в
орган, по поручению которого проводится ревизия.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского уч^та в ревизуемой
организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором)
составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4
настоящей Инструкции, и докладывается руководителю контрольно-ревизионного
органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю
ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу,
осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации,
письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой
организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского
учета.
IV. Оформление и реализация результатов ревизии
17. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителями
ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами
ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой
организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной
группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации
или лицу, им уполномоченному, под роспись в получение с указанием даты
получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой
организации по согласованию с руководителем ревизионной группы
(контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный
для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица
ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и
одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору)
письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и
являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней
обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по
ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения
руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным,
направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения
руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет
запрос для разъяснении в
соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или
организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы
(контролером-ревизором) в установленном настоящей Инструкцией порядке для
вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить
акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта
производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения
акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте
или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру
акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются
документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
18. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии;
дату и место составления акта ревизии;
кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию,
относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с
вопросами, указанными в программе ревизии.
19. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность,
четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов,
подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами,
результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля,
других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений
должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую
обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты
или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем
выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие
последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и
фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из
материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным
органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий
должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации
квалифицировать их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной
краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на
все вопросы программы ревизии.
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним
необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и
(или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии
составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются
необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за
проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными
и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
21. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений
к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов,
сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не
позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На
последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа
либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: "Материалы ревизии
приняты", указывается дата и им подписывается.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа
должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером,
наименованием и количеством томов этого дела.
22. Руководитель контрольно-ревизионного органа по представленным материалам
ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации
материалов ревизии.
23. По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного
органа направляет руководителю проверенной организации представление для
принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного
государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Кроме того, руководителем контрольно-ревизионного органа материалы ревизии по
вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в
установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы
по реализации этих материалов.
24. Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов
экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации,
решениями коллегии и приказами Министерства финансов Российской Федерации,
поручениями руководства Министерства финансов Российской Федерации, обобщаются
Департаментом государственного финансового контроля и аудита и письменно
докладываются руководству Министерства финансов Российской Федерации вместе с
предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов
Российской Федерации, направленных на устранение выявленных нарушений и
возмещение выявленного ущерба.
25. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям,
требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного
самоуправления в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции, докладываются
этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями
по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение
ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.
26. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям
правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в
делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии,
объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных
ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий,
проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в
ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных
средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов
ревизии в установленном порядке.
27. Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в
необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу,
осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для
принятия мер.
Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации
материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные
законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений
и возмещения причиненного ущерба.
28. Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы
ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о
совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях,
изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и
других нормативных правовых актов.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией,
работники контрольно-ревизионного органа обязаны руководствоваться
законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.