Цель всех занятий по этой теме - дать будущим инструкторам знания и начальные умения, необходимые для правильного и продуктивного обучения туристских организаторов и туристов-новичков.
Учебный план отводит на всю тему 19 часов, в том числе лекции 4 часа и групповые занятия 15 часов. Кроме того, вопросы методики обучения должны затрагиваться и на некоторых практических занятиях по ряду тем программы (где не только обучают каким-то умениям, но и называют приемы, которые могут быть применены для обучения аналогичным умениям в таких же или других условиях).
Заблуждаются те, кто полагает, что в этой области можно ограничиться лишь лекцией, что методическая практика в ходе учебного процесса тут не нужна. Но опыт убеждает, что без нее многие выпускники оказываются беспомощными на первых же самостоятельно проводимых ими занятиях, теряются даже перед небольшой аудиторией - порученной им группой. Некоторые же из них в результате этого решают, что не способны обучать, и навсегда отходят от инструкторской работы.
Можно рекомендовать такую последовательность работы в области методической подготовки. Вначале слушателям сообщают в лекции основные общие сведения, предусмотренные учебной программой. Затем следуют два групповых занятия, посвященных самостоятельной разработке методических указаний и сопряженных с выполнением домашних заданий. После этого слушатели практикуются в проведении занятия.
Методическую практику требуется строить так, чтобы все без исключения слушатели составили "методички" и провели пробные занятия.
Распределяя занятия этой темы в учебном расписании, надо учитывать, что между первым и вторым занятиями, связанными с разработкой "методичек", необходим интервал для рецензирования и анализа домашних работ перед их разбором. Лекцию желательно давать в один из первых дней: это поможет слушателям более сознательно и с позиций предстоящей им учебной работы воспринимать на семинаре весь учебный процесс и активнее включиться в методическую практику.
Рекомендации лектору.
Содержание лекции может быть во многом раскрыто при помощи сведений, изложенных в предыдущей главе. Важно, чтобы слушатели поняли необходимость научиться основам преподавания, уяснили требования к обучению и получили представление о его методах, возможных в условиях работы с туристской группой. Следует призвать слушателей внимательно присматриваться в ходе учебы, как организованы занятия, как они проводятся, это облегчит каждому прохождение методической практики.
Знакомя с методами обучения и возможными их вариантами, нужно сообщать их не разрозненно, а в определенной системе - допустим, применительно к различным целям занятий, к отдельным этапам обучения (например, методы для объяснения, показа, отработки, для закрепления, проверки). Рекомендуется иллюстрировать некоторые варианты примерами, в том числе примерами уже прошедших занятий или тех, что будут проведены. Нужно обязательно подчеркнуть, что методы обучения подбирают к каждому отдельному занятию в зависимости от его цели, содержания, состава группы, места и других условий и с учетом того, что обучать нужно не группу вообще, а непременно каждого занимающегося.
При ознакомлении аудитории с элементами подготовки занятия, нужно учитывать, что часть их подробно рассматривается в другое время - при выдаче заданий на самостоятельную разработку методических указаний. Поэтому здесь основное внимание надо уделить выбору места и обеспечению безопасности занятия.
Следует коротко информировать слушателей о характере и порядке предстоящей методической практики.