Часть I п
(общая для всех разделов пробного занятия)
1. Форма проведения - пробное занятие.
2. Общая продолжительность всех разделов - 4 час. 30 мин.
3. Цель занятия - отработка единой последовательности приемов вязки узлов.
4. Состав и подготовленность участников - 8 человек, отделение семинара инструкторов горного туризма.
5. Место проведения - в помещении.
6. Занятие проводит слушатель отделения.
7. Необходимое пособие и снаряжение:
а) личное: вспомогательная веревка (репшнур) -
1 х 4,5 м, провода в хлорвиниловой изоляции диаметром 3 мм белого цвета -
1 х 0,5 м и красного цвета - 1 х 0,5 м; рукавицы;
б) групповое: репшнур - 1 х 4,5 м, основная веревка -
1 х 20 м.
8. Форма одежды - спортивный костюм.
ЧАСТЬ III п
(общая для всех разделов пробного занятия)
1. Общие методические указания:
а) отделение строить полукругом на время демонстрации и разучивания приема;
б) следить, чтобы во время демонстрации приемов репшнуры и провода лежали перед слушателями;
в) при обучении применять следующий порядок:
· назвать узел и его назначение;
· продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
· предоставить время на разучивание приемов (сначала на проводах, а при достижении четкого рисунка на репшнуре);
· проверить рисунок узла у каждого слушателя;
· при наличии ошибок предложить одному из слушателей продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными слушателями до полного его усвоения;
· при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
· предложить слушателям, освоившим прием, перейти к вязке узла в рукавицах;
г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.
2. Литература: "Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.
ЧАСТЬ II п
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1 | Назначение прямого узла: связывание веревок одинакового диаметра. Особенности прямого узла: · при большой нагрузке сильно затягивается; · требует применения контрольных узлов |
15 мин |
Р. Ш п. 1. а М. Сообщение |
2 | Вязка узла: · отмерить концы; правый конец наложить на левый; · правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз; · взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы |
Р. Шп. 1. а, б М. Шп. 1. в, г Продемонстрировать развязывание неправильно завязанного узла. Предупредить: 3. а) правый конец - тот, который в начале приема был в правой руке, левый - в левой; б) короткие концы должны быть по одну сторону узла |
|
3 | Разбор раздела |
15 мин |
II.02.004 |
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 40 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение узла "проводника": · завязывание незатягивающейся петли на веревке; · привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо" |
25 мин | Р. Шп.1.а М. Сообщение |
2. | Вязка "проводника" петлей: · отмерить нужной длины конец; · сложить веревку петлей; · завязать узел на петле; · подогнать длину петли; · затянуть узел; · завязать контрольный узел |
Р. Шп.а.б М. Ша.1.в,г 3. "Проводник", завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается |
|
3. | Вязка "проводника" концом: · отмерить нужной длины конец; · завязать простой узел и расправить его; · сложить петлей короткий конец; · пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла; · расправить и затянуть узел; · завязать контрольный узел |
Р. Шп.1.а,б М. Шп 1.в.г 3. Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо" |
|
4 | Разбор раздела | 10 мин | II.02.004 |
5. | Перерыв | 5 мин |
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение узла "восьмерки": · завязывание незатягивающейся петли на веревке; Особенности "восьмерки": · при большой нагрузке затягивается меньше "проводника"; · привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо"; · применения контрольного узла не требует |
20 мин | Р. Ш п 1.а М. Сообщение |
2. | Вязка "восьмерки" петлей: · отмерить нужной длины конец; · сложить веревку петлей; · завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота; · подогнать длину петли; расправить и затянуть узел |
Р. Шп.1.а,б М. III п.1.в, г |
|
3. | Вязка "восьмерки" концом: · отмерить нужной длины конец; · завязать на конце "восьмерку"; · расправить узел; сложить петлей короткий конец; · пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла; · расправить и затянуть узел. |
Р, Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Узел вязать на предмете типа "неразъемное кольцо" |
|
4. | Разбор раздела |
10 мин |
II.02.004 |
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение узла "булинь": привязывание веревки к предметам. Особенности узла "булинь": при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца. |
15 мин | Р. Ш п 1.а М. Сообщение |
2. | Вязка узла "булинь": · отмерить нужной длины конец; · сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться; · протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой; · протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки ("вывернуть" петлю); расправить и затянуть узел |
Р. Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен |
|
3. | Разбор раздела | 10 мин | М. II.02.004 |
4. | Перерыв | 10 мин |
ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 25 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение "брамшкотового" узла: связывание веревок разного диаметра; Особенность "брамшкотового" узла - требует применения контрольного узла |
15 мин | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
2. | Вязка "брамшкотового" узла: · на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку; · правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины; · прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей; · обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел; сделать контрольные узлы |
Р. Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой |
|
3. | Разбор раздела |
10 мин |
11.02.004 |
ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 35 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение узла "стремя": · привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом. Особенности узла "стремя": · сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении; · вяжется из большой петли узла "проводник" или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь" |
20 мин | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
2. | Вязка узла "стремя" петлей: · взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера; · накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой; · вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли; · одеть обе петли на предмет; · затянуть узел |
Р. Ш п. 1.а,б М. III п.1.в,г 3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли "проводника". Демонстрацию стремени проводить с применением петли "проводника" длиной не менее 0,5 м |
|
3. | Вязка узла "стремя" концом: · отмерить нужной длины конец; · наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева; · сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами; · затянуть стремя |
Р. Шп 1.а.б М. Шп.1.в, г 3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла "булинь" на свободном конце. Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом "булинь". |
|
4. | Разбор раздела | 10 мин | II. 02.004 |
5. | Перерыв | 5 мин |
СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 30 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение узла "схватывающий": · обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки. Особенности узла "схватывающий": · веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки; · петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом "булинь" |
20 мин | Р. III п.1.а М. Сообщение |
2. | Вязка узла "схватывающий" петлей: · смотать лишний конец в правую руку; · взяться правой рукой за петлю левее узла петли; · наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя; · слегка затянуть и расправить;· затянуть окончательно |
Р. Ш п.1.а,б М. III п.1.в,г Продемонстрировать несрабатывание нерасправленного узла, способ его передвижения и ослабления после затягивания |
|
3. | Вязка узла "схватывающий" концом: · отмерить нужной длины конец; · наложить конец на веревку сверху правой рукой и сделать два оборота слева "направо от себя; · перекинуть конец налево сверху и сделать два оборота слева направо на себя, пропуская конец в образовавшуюся петлю; · узел затянуть и расправить |
Р. III 1.а.б М. III п.1.в.г 3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла "булинь" свободным концом. Отрабатывать технику узла можно не применяя узла "булинь" |
|
4. | Разбор раздела |
10 мин |
II.02.004 |
ВОСЬМОЙ РАЗДЕЛ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность — 45 мин.
№ этапа занятия | Наименование и краткое содержание этапа занятия | Продолжительность этапа | Указания инструктору по организации этапа занятия |
1. | Назначение обвязки: верхней (грудной) - для привязывания к веревке при организации связки; нижней ("беседки") - для увеличения поверхности обвязки и для самостоятельного нагружения (при переправе и спуске по веревке). Особенности обвязки: · нижняя обязательно связывается с верхней; · требует знания узлов "булинь", "прямой", "контрольный". |
25 мин | Р III п 1.а |
2. | Завязывание грудной обвязки: · заложить веревку за спину (короткий конец - в правой руке); · вытянуть конец правой рукой так, чтобы он достал пол при согнутом под 90° локте; · набросить короткий конец на правую руку; · сделать на длинном конце веревки левой рукой двойную петлю для "булиня"; пропустить короткий конец в петлю; · сделать вдох, "вывернуть" и затянуть петлю "булиня"; · короткий конец пропустить сверху справа под обвязку на 20-30 см; · пропустить руку в образовавшуюся петлю и перевести конец за спину; · вывести короткий коней вперед через левое плечо; · привязать короткий конец контрольными узлами к обвязке спереди крест-накрест |
Р. III п. 1 а, б М. III п. 1. в,г |
|
3. | Завязывание нижней регулируемой обвязки: · сложить репшнур вдвое и наложить на поясницу; · завести руки вперед и притянуть концы между ног спереди назад; · захватить концы сзади, вывести их вперед и пропустить спереди под оба получившихся оборота навстречу друг другу; · затянуть обвязку за концы; · завязать концами прямой узел; · привязать концы к грудной обвязке |
||
4. | Разбор раздела | 10 мин | М. II. 02. 004 |
5. | Перерыв | 10 мин | З. Отдых и подготовка слушателей к общему разбору |