<<    Домой    Список литературы    >>

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
Туризм и краеведение
изд. 3 дополненное


Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР
М. "Просвещение" 1982


В.В. Титов

ТУРИСТЫ-ВОДНИКИ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Путешествия на байдарках и других судах занимают все большее место в системе школьного самодеятельного туризма. Число школьников, отправляющихся в поход по воде, с каждым годом увеличивается.

В водном путешествии прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и спорта. Отдых на воде, чистый воздух, купание, рыбная ловля — все это является хорошим средством оздоровления. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу.

Программа подготовки туристов-водников рассчитана на учащихся VII—VIII классов (первый год обучения) и на учащихся старших классов (второй год обучения). Она составлена с учетом использования байдарок как основного и наиболее доступного вида судов, рекомендуемых для водных походов со школьниками, и предусматривает приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых при проведении водного путешествия. 

Программа изучается в кружках, секциях, в учебных группах семинара. Она рассчитана на два учебных года с обязательным прохождением учебно-тренировочных путешествий:
I категории сложности после первого года обучения и II категории сложности после второго года обучения.

Подготовка туристов-водников может также осуществляться и на базе передвижного или стационарного туристского лагеря.

Учебно-тренировочное путешествие должно рассматриваться как обязательный элемент подготовки туристов-водников. Основная задача путешествия — отработка туристами технических навыков, приобретение опыта краеведческой работы, повышение физической подготовленности и выполнение спортивных нормативов по туризму. Успех проведения туристского путешествия во многом зависит от того, насколько оно тщательно подготовлено. Подготовка ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом знаний и умений, приобретенных в ходе изучения программных вопросов. В период подготовки руководитель должен лично убедиться, что все участники будущего путешествия умеют плавать и имеют письменное разрешение врача на участие в многодневном водном путешествии.

Учебная работа по подготовке туристов-водников должна проводиться па теоретических и практических занятиях, а также в одно-, двух-, трехдневных походах, предусмотренных календарным планом и учебным расписанием. Всю учебно-воспитательную работу в учебной группе (кружке) осуществляет руководитель (педагог, инструктор), привлекая отдельных специалистов. Занятия должны проводиться по четкому календарному плану и учебному расписанию, которые составляет руководитель кружка в зависимости от конкретных условий работы.

По завершении учебного процесса учащимся может быть присвоено звание младшего инструктора по водному туризму при условии выполнения дополнительных требований, предусмотренных программой подготовки младших инструкторов туризма.

Примерный тематический план занятий (первый год обучения)

№  Наименование тем  Количество часов
Всего  Теоретические занятия  Практические занятия
в помещении на местности
1 Советский массовый туризм 2 2 - -
2 Туристские возможности родного края для водных путешествий 2 2 - -
3 Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия 28 4 8 16
4 Снаряжение для водного путешествия 32 2 26 4
5 Питание в водном путешествии 10 2 4 4
6 Привалы и ночлеги 12 2 - 10
7 Топография и ориентирование на местности 16 4 4 8
8 Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия 34 2 4 28
9 Тактика водного путешествия 32 2 2 28
10 Обеспечение безопасности в водном путешествии 32 2 2 28
11 Гигиена туриста-водника и доврачебная помощь в походе 6 2 2 2
12 Краеведческая, общественно полезная работа в походе 10 2 4 4
13 Учебно-тренировочное путешествие первой категории сложности - - - -
  Итого 216 28 56 132

ПРОГРАММА (первый год обучения)

Советский массовый туризм. Чем интересны и полезны водные путешествия. Цели и задачи юношеского туризма в СССР: воспитание советского патриотизма, расширение и углубление знаний, полученных в школе, физическая закалка, приобретение трудовых умений и навыков, развитие самостоятельности и инициативы, чувства коллективизма, выполнение общественно полезной работы, приобретение навыков исследовательской работы. Виды туризма: пеший, водный, горный, лыжный, велосипедный и др. Их особенности, преимущества и недостатки. Традиции советского туризма. Нормативы на значки «Юный турист» и «Турист СССР». Разрядные требования по туризму.
Туристская водная секция (кружок) в школе, Домах и Дворцах пионеров и школьников.

Туристские возможности родного края для водных путешествий. Географическое положение и границы родного края. Основные водоемы и реки, рельеф, растительный и животный мир, полезные ископаемые, экономика, население. Краткие сведения из истории родного края. Памятные места, экскурсионные объекты и заповедники. Рекомендуемые маршруты водных одно-, двух-, трехдневных походов, многодневных и категорийных водных путешествий по родному краю. Литература о родном крае.

Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия. Специфика водных путешествий, их преимущества и недостатки. Комбинированные походы. Комплектование группы. Распределение обязанностей в группе. Подготовка и проведение похода. План подготовки. Сбор информации о районе путешествия. Общегеографические сведения о реках и озерах в районе путешествия. Разработка маршрута. Запасные варианты маршрута. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов.
Практические занятия. Составление плана подготовки путешествия, сбор информации о районе похода, разработка маршрута. Проверка умения плавать, контрольные выходы, составление отчетов о путешествии.

Снаряжение для водного путешествия. Виды туристских судов: байдарки, лодки, катамараны, плоты. Их значение и конструктивные особенности. Устройство байдарок. Подготовка и походное оборудование байдарок. Нормы загрузки. Повышение плавучести байдарок. Ремонтный набор для водного путешествия. Подбор личного снаряжения. Особые требования к одежде и обуви туриста-водника. Снаряжение для рыбной ловли. Особенности упаковки вещей и продуктов. Укладка груза и размещение людей в байдарке. Спасательные средства и их хранение.
Практические занятия. Сборка и разборка байдарок. Предпоходный профилактический ремонт байдарок. Изготовление герметичной тары.

Питание в водном путешествии. Значение правильной организации походного быта и питания. Рекомендуемый набор продуктов питания во время водных путешествий. Режим питания в походе и калорийность пищи. Пополнение пищевых запасов в пути (в том числе, рыбная ловля, сбор ягод и грибов). Примерные дневные нормы расхода продуктов. Упаковка и хранение продуктов в водном путешествии. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Учет расхода продуктов.
Практические занятия. Составление походного меню и раскладка продуктов. Приготовление пищи в походных условиях.

Привалы и ночлеги. Привалы на берегу и на воде, их периодичность и продолжительность, выбор места для привала. Обеспечение безопасности при выборе места для привалов и ночлегов. Работа группы на привале и организация отдыха. Ночлеги. Требования к месту ночлега в полевых условиях. Организация лагеря: выбор места, планировка, распределение работ, заготовка топлива, установка палаток, защита от насекомых. Хранение снаряжения.
Типы и виды костров. Костровое оборудование. Дежурство у костра. Установка байдарок на ночь. Ремонт и сушка одежды, обуви и снаряжения. Охрана природы и соблюдение гигиенических правил на привалах и ночлегах. Снятие лагеря. Организация ночлега в населенном пункте.
Практические занятия. Выбор места для лагеря, планировка, заготовка топлива, установка палаток, разведение костров. Установка байдарок на ночь (на суше, на воде). Ремонт байдарок и другого снаряжения в походных условиях.

Топография и ориентирование на местности. Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер. Способы определения расстояний на местности, па воде. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути.
Практические занятия. Работа с картой — ориентирование, измерение расстояний на местности. Глазомерная съемка, составление схем.

Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия. Элементы гребли. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел и руля. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход к берегу, высадка. Речная лоция. Характеристика рек и притоков. Типы течений. Определение характерных элементов реки. Речная обстановка. Способы преодоления естественных препятствий (быстрина, мели, камни, топляки, заросли камыша, тростника, зарастающие водоемы, шиверы, перекаты, несложные пороги, большие плесы, волнение, встречный и боковой ветер).
Способы преодоления искусственных препятствий (мосты, паромные переправы, плотины, шлюзы, рыболовные сооружения, молевой сплав). Волок, ход на бечеве. Встреча с самоходным судном. Обеспечение безопасности при прохождении препятствий.
Практические занятия. Отработка элементов гребли, управление байдаркой, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий.

Тактика водного путешествия. Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Походный порядок судов. Место руководителя при движении нескольких судов. Связь и сигнализация. Выбор линии движения в различных условиях плавания. Разведка пути. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. Тактика разведки волоков.
Практические занятия. Отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов).

Обеспечение безопасности в водном путешествии. Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке. Предпоходная проверка снаряжения и байдарок и профилактический осмотр их в походе. Предпоходный выход на воду. Применение спасательных средств. Значение сработанности группы и роль дисциплины. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Обязательность предпоходной тренировки в аварийной обстановке. Аварийное расписание экипажей. Меры безопасности и страховка при преодолении естественных и искусственных препятствий. Спасательные команды при прохождении препятствий. Правила купания в незнакомых водоемах.
Практические занятия. Контрольный выход на воду, тренировка в аварийной обстановке. Отработка приемов страховки при преодолении различных препятствий.

Гигиена туриста-водника и доврачебная помощь в походе. Личная гигиена туриста-водника. Значение систематического медосмотра. Самоконтроль в походе. Характерные для водных путешествий заболевания и травмы. Их профилактика и лечение в условиях водного путешествия. Предупреждение заболеваний. Первая помощь при ожогах, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударе, отравлении, ядовитом укусе. Состав медицинской аптечки для водного похода.
Практические занятия. Наложение повязок. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего.

Краеведческая, общественно полезная работа в походе. Краеведческие наблюдения в походе. Изучение родного края. Поисковая работа в походе. Краеведческие навыки (ведение дневника, описание маршрута, сбор документальных материалов, фотографирование). Гидрологические наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала. Работа туристов среди местного населения. Охрана природы, борьба с засорением лесов, рек, озер и других водоемов. Организация экспедиций, содержание экспедиционных заданий. Получение заданий от государственных, научных и хозяйственных организаций и учреждений, от школы и внешкольного учреждения. Порядок оформления экспедиционных отрядов. Участие в республиканских и всесоюзных экспедициях.
Практические занятия. Поисковая работа и краеведческие наблюдения в походе. Обработка и оформление собранного материала. 


Примерный тематический план занятий

№  Наименование тем  Количество часов
Всего  Теоретические занятия  Практические занятия
в помещении на местности
1 Советский массовый туризм 4 2 2 -
2 Туристские возможности родного края для водных путешествий 12 2 10 -
3 Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия 28 4 8 16
4 Снаряжение для водного путешествия  42 2 26 14
5 Привалы и ночлеги 12 2 - 10
6 Топография и ориентирование на местности 10 2 3 5
7 Динамика речного потока 16 2 - 14
8 Техника движения и преодоления препятствий 24 2 - 22
9 Тактика водного путешествия 20 2 2 16
10 Обеспечение безопасности в водном путешествии 32 3 - 29
11 Доврачебная медицинская помощь 6 - 2 4
 12 Составление отчета о туристском путешествии 10 2 8 -
 13  Учебно-тренировочное путешествие второй категории сложности - - - -
  

 Итого

216 25 61 130


ПРОГРАММА  (второй год обучения)

Советский массовый туризм. Краткие сведения из истории развития туризма в СССР. Правила организации самодеятельных путешествий на территории СССР. Документы туристского путешествия. Утверждение маршрута путешествия.
Роль отделов народного образования, детских станций юных туристов, пионерских и комсомольских организаций в развитии туризма.
Практические занятия. Оформление документов похода (заполнение заявочной и маршрутной книжек, маршрутных листов). Оформление значков и разрядов.

Туристские возможности родного края для водных путешествий. Обзор литературы о родном крае.
Практические занятия. Разработка рекомендуемых маршрутов водных одно-, двух-, трехдневных походов, многодневных и категорийных водных путешествий по родному краю на основе путешествий, совершенных в первый год обучения.

Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия. Специфика водных путешествий. Сбор информации о районе путешествия: характер и режим рек, препятствия, гидрометеорологическая обстановка, подъезды, пункты связи и медицинской помощи. Разработка маршрута с учетом режима реки, глубины потока, препятствий, скорости течения, ходового режима различных судов. Расчет переходов. Схемы и графики движения. Возможности радиальных пешеходных выходов. Запасные варианты маршрута. Содержание и календарь предпоходных тренировок. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов.
Практические занятия. Сбор информации о районе путешествия. Разработка маршрута водного путешествия II категории сложности. Подбор материалов к отчету о многодневном путешествии.

Снаряжение для водного путешествия. Подготовка, модернизация и ремонт байдарок перед сложным водным путешествием. Использование в путешествиях на байдарках парусов и подвесных байдарочных моторов.
Практические занятия. Подготовка байдарки к сложному путешествию: усиление каркаса, проклейка оболочки, оборудование байдарок фартуками. Изготовление парусов.

Привалы и ночлеги. Использование привалов для проведения разведки. Особенности выбора места для биваков на берегах равнинных, предгорных, горных рек, открытых водоемов. Установка байдарок на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебания уровня воды.
Практические занятия. Выбор места для лагеря, его планировка, установка палаток, заготовка топлива, разведение костров.

Топография и ориентирование на местности. Практика в вычерчивании продольного и поперечного профилей реки. Практика в съемке реки и составлении схем. Глазомерная съемка порога и составление его схемы. Ориентирование при прохождении перекатов и порогов.
Динамика речного потока. Основные параметры потока (расход воды, средняя глубина и скорость). Характеристика долины реки, русла (продольный профиль, уклон, падение, извилистость). Основные закономерности потока (силы, действующие на массу воды, закон Бернулли, распределение скоростей по сечению, направлению струи). Работа реки в отношении берега. Действие потока на плывущее тело.
Практические занятия. Тренировка управлением байдаркой в условиях действия потока на нее при различных скоростях и направлении течения.

Техника движения и преодоления препятствий. Техника гребли в зависимости от силы течения и направления ветра, правила дыхания при гребле и связь его с темпом и ритмом движения. Управление байдаркой с учетом дрейфа. Особенности гребли и управления судном на горных реках. Техника движения по открытым водоемам, хождения под парусом. Способы преодоления сложных перекатов, порогов. Виды узлов, применяемых в водном туризме, их назначение, правила вязки.
Практические занятия. Тренировка в вязании узлов. Тренировка управления байдаркой в сильной струе при прохождении переката, порога.

Тактика водного путешествия. Построение продольного профиля маршрута. Внесение коррективов в план и график движения в зависимости от реальной обстановки. Выбор линии движения судов в различных условиях. Порядок движения при плохой видимости и в ночное время. Предварительный просмотр порогов и других сложных участков. Тактические приемы прохождения их. Регулярное подведение итогов дня в группе (разбор пройденного пути и действий участников), выработка плана действий на следующий день.
Практические занятия. Вычерчивание продольного профиля маршрута. Тренировка в предварительном осмотре сложных участков и оценке возможности прохождения препятствия. Проведение разбора пройденного пути.

Обеспечение безопасности в водном путешествии. Безопасность — основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Основные причины возникновения опасности в путешествии: плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов, недостаточный опыт руководителя, слабое изучение района и условий предстоящего путешествия, плохая разработка маршрута, неумелое преодоление препятствий, пренебрежение страховкой, недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей, ослабление внимания на «легких» участках, переутомление, незнание приемов оказания доврачебной помощи, внезапное изменение погоды, ядовитые растения и пресмыкающиеся. Обязанности руководителя и участников группы в обеспечении безопасности. Предпоходные меры предупреждения опасности: проверка снаряжения, байдарок, спасательных средств. Меры предупреждения опасности в путешествии: регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и своевременный ремонт их. Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге. Строгое соблюдение порядка движения судов, предварительный осмотр серьезных препятствий, организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий.
Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии и выводы из них.
Практические занятия. Тренировки в «аварийной» обстановке с применением спасательных средств. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Доврачебная медицинская помощь. Первая помощь при травмах, возможных в водном путешествии, и уход за пострадавшим до доставки его в пункт медицинской помощи.
Практические занятия. Обработка раны, наложение повязок и шин. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего.

Составление отчета о туристском путешествии. Формы отчетов о туристском путешествии. Письменный отчет: титульный лист, введение, краткая характеристика района путешествия, график движения по маршруту, картографический материал, техническое описание маршрута и его достопримечательностей, дневниковые записи о жизни группы, сведения по организационным и хозяйственным вопросам, сведения о личном составе группы, список использованной и рекомендуемой литературы по району путешествия, выводы и рекомендации, оглавление.


ЛИТЕРАТУРА

Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Берман А.Е. Юный турист. М., Физкультура и спорт, 1977.
Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 1973.
Ветер странствий. Альманах. М., Физкультура и спорт. Вып. 1, 1965; вып. 2, 1967; вып. 3, 1968; вып. 4, 1969; вып. 5, 1970; вып. 6, 1971; вып. 7, 1972; вып. 8, 1973; вып. 9, 1974; вып. 10, 1975; вып. 11, 1976; вып. 12, 1977; вып. 13, 1978; вып. 14, 1979.
Водные маршруты СССР. Азиатская часть. М., Физкультура и спорт, 1976.
Водный туризм. М., Физкультура и спорт, 1968.
Избранные маршруты для отдыха на реке. М., Физкультура и спорт, 1972.
Коробков А.И., Михеев Ю.3. По рекам южной и юго-восточной России. М., Физкультура и спорт. 1977.
Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. М., Физкультура и спорт, 1977.
Плечко Л.А., Сабанеева И.П. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., Физкультура и спорт, 1973.
Остапец А.А. В походе юные. М., Просвещение, 1978.
Рыжавский Г.Я. Тренировочные спортивные маршруты. М., Физкультура и спорт, 1979.
Турист. (Библиотека туриста.) Сост. Власов А.А. М., Физкультура и спорт, 1974.
Инструкция по организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.
Методические рекомендации по водному туризму. М., Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1973.
Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий. М., Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1977.


<< Домой    Список литературы >>