Панов Алексей Иванович - ветеран детско-юношеского туризма

<<    Домой    Выше    >>

ПАНОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

26.10.1938 - 17.08.2021

Родился в 1938 году. С 12 лет начал ходить в походы выходного дня Московского клуба туристов, а позже – в походы под руководством В.В. Тетерина, старшего пионервожатого 123-й школы.

Девятиклассником, в 1955 году, окончил семинар младших инструкторов туризма под руководством С.Н. Болдырева при МГПИ им. Потёмкина, участвовал в зачётном походе 3 к.с. на Алтае. Ещё школьником начал водить в походы младших ребят. В 16 лет руководил лыжным походом 1 к.с. по Подмосковью.

Будучи студентом пединститута, продолжил работу в 123-й школе под руководством В.В. Тетерина. Участвовал в организации и проведении первых туристских экспедиций школьников «Пять орденов комсомола» по Сихотэ-Алиню, Хамар-Дабану, Западному Саяну, Алтаю. Работал в инструктивном лагере Дома юного туриста.

Более 30 лет работал Алексей Иванович в школах-интернатах Москвы с детьми-сиротами и выпускниками детских домов. Совершил с ними множество пеших и водных походов по Карелии, Архангельской области, Кольскому полуострову, Крыму, Кавказу, Прибайкалью и Алтаю. Организовал и 25 лет руководил туристской археологической экспедицией воспитанников московских детских домов в Николаевской области на раскопках древнегреческого города Ольвии.

С 1966 года Алексей Иванович Панов возглавляет Маршрутно-квалификационную комиссию Московской городской станции юных туристов. Почти 20 лет руководил Центром спортивного туризма МосгорСЮТур, в настоящее время – методист сектора оздоровительного и спортивного туризма. Постоянно в течение многих лет – один из организаторов и заместитель главного судьи Первенства города Москвы по туризму среди учащихся.

А.И. Панов награждён Почётным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», Почётными грамотами Министерства Просвещения РСФСР и МО РФ, Почётным знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами», знаком ЦС по туризму «За заслуги в развитии туризма и экскурсий», знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма», знаком «Ветеран детско-юношеского туризма города Москвы».

(По материалом книги "Детский туризм в Москве. История и современность" - М., МосгорСЮТур, 2013 )


ЖИЗНЬ КАК ЭКЗАМЕН
80 лет Алексею Ивановичу Панову

Самохин Ю.С. кандидат педагогических наук, доцент, учитель географии ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова», инструктор детско-юношеского туризма.
 

Размышляя о вехах жизни Алексея Ивановича, невольно задумываешься об истоках, давших начало столь мощному и незаурядному явлению в московском дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности. Известно, что уже в 12 лет Алексей Иванович начал ходить в походы выходного дня Московского клуба туристов, а позже – в походы под руководством известного энтузиаста туристских походов и старшего пионервожатого 123-й школы г. Москвы Валентина Васильевича Тетерина. Волнующим этапом в жизни нашего юбиляра было окончание в 1955 году семинара младших инструкторов туризма под руководством С.Н. Болдырева при МГПИ им. народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потёмкина. Будучи девятиклассником, он принял участие в зачётном походе 3 к.с. на Алтае, а еще через год он уже руководил лыжным походом 1 к.с. по Подмосковью.

По-видимому, встреча с Сергеем Николаевичем Болдыревым – мастером спорта, выдающимся педагогом, методистом и писателем[1]  и определила его дальнейшую многолетнюю связь с туристскими путешествиями и детско-юношеским туризмом. После окончания педагогического института, Алексей Иванович преподавание в школе сочетал с организацией детско-юношеского туризма, в частности принял непосредственное участие в уникальной туристской экспедиции школьников «Пять орденов комсомола» по Сихотэ-Алиню, Хамар-Дабану, Западному Саяну, Алтаю, которая до сих пор памятна ветеранам детско-юношеского туризма Москвы и России.
 

Как учитель и воспитатель, т.е. педагог высокого класса, Алексей Иванович сложился за годы своей работы в школах-интернатах Москвы. Детям-сиротам и выпускниками детских домов он отдал более чем 30 лет своей жизни, активно используя в становлении своих учеников и воспитанников пешие и водные туристские путешествия  по Карелии, Архангельской области, Кольскому полуострову, Крыму, Кавказу, Прибайкалью, Алтаю и другим районам нашей страны. Кроме спортивно-туристских путешествий, Алексей Иванович организовывал и 25 лет руководил туристской археологической экспедицией воспитанников московских детских домов в Николаевской области на раскопках древнегреческого города Ольвии.
 

Но подлинным открытием для судьбы Алексея Ивановича Панова, на мой взгляд, стали его качества организатора образования. Эти качества были оценены еще в далёком 1966 году, когда он в сравнительно молодом возрасте возглавил уважаемую общественную организацию. То есть Алексей Иванович стал председателем Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Московской городской станции юных туристов (МосГоСЮТур), а это значит, что именно ему удалось не только возглавить совместную работу опытных туристов-педагогов по обеспечению квалифицированной помощи руководителям детских туристских групп, но также обеспечить методическую и инструкторскую работу по привлечению молодых педагогов к туристско-краеведческой деятельности. Действенная работа МКК является одним из важнейших условий успешной организации детско-юношеского туризма в Москве в целом, условием безаварийности туристских путешествий и эффективности краеведческой работы со школьниками. Фактически, благодаря Алексею Ивановичу и его соратникам – членам МКК МосГорСЮТур в Москве в 60-70 годы прошлого века сложилась система организации детско-юношеского туризма, через которую прошли сотни педагогов-руководителей туристских мероприятий разного уровня и разных видов туризма, тысячи юных путешественников.
 

За свою большую и плодотворную жизнь в советском и российском образовании Алексей Иванович, кроме общественной деятельности председателя МКК, почти 20 лет руководил Центром спортивного туризма МосГорСЮТур. В эти годы детско-юношеский туризм Москвы, в той или иной степени, активно отзывался на события, происходящие в стране и в столице. То есть в соответствии с велением времени сотрудниками Станции, во главе с Людмилой Петровной Слесаревой и при активном участии Алексея Ивановича, постоянно анализировался опыт регионов, шла неустанная работа с начинающими руководителями, поддерживалось стремление к инновационной деятельности новых лидеров туризма, сохранялся живой и конструктивный интерес к ветеранам туристско-краеведческого движения. В эти годы приходилось отстаивать достижения дополнительного образования, сохранять ведущие принципы внешкольной работы, продолжать готовить кадры для детско-юношеского туризма Москвы, поддерживать новые начинания, в том числе сложившиеся при активной поддержке Алексея Ивановича новые виды соревнований в Первенстве города Москвы по туризму среди учащихся: «Туристское краеведение» [2] и «Экспедиционный туризм». [3]

Мои личные воспоминания о деятельности Алексея Ивановича как бы разбиваются на два этапа. Первым этапом, считаю, были похожие на экзамен встречи в далёкие 70-80-е годы, когда я с заявочной и маршрутной документацией, картами и медицинскими справками, подходил к членам МКК. И только после их консультаций, шел за окончательным вердиктом к председателю!  За страницами представленных мной документов лежал, теперь я понимаю, уровень моей подготовки. Листая мою заявочную книжку, Алексей Иванович задавал вопросы, которые, как мне казалось, выворачивали наизнанку мой скромный опыт и туриста, и инструктора детско-юношеского туризма. Осознание подлинного смысла деятельности МКК и подготовки документации туристского мероприятия со школьниками пришло не сразу. Однако реальная практика походов с детьми довольно быстро выявила подлинный смысл работы с подготовительной документацией, высокую ценность замечаний и советов более опытных коллег в обеспечении безопасности и высокой педагогической эффективности похода. Даже мелкая авария в туристском походе по иному высвечивала значение формальных вопросов, что приобретало масштаб реальной ответственности за жизнь и здоровье детей, определяло иной раз судьбы людей, становилась главным экзаменом жизни. И успешно, безаварийно, сдать этот экзамен помогли, в том числе, внимание и уроки Алексея Ивановича Панова.

Вторым этапом нашего общения стала моя работа в составе Главной судейской коллегии (ГСК) Первенства города Москвы по туризму среди учащихся. Дело в том, что Алексей Иванович Панов в течение многих лет – был один из организаторов и заместитель главного судьи Первенства, т.е. фактически возглавлял ГСК. Через него проходили все практические вопросы в организации соревнований и подведении итогов, в подборе кадров и определении географии путешествий, взаимодействие с судьями видов, с руководителями команд, с руководством МосГорСЮТур и Управления образования города Москвы. Его поддержка и посильное участие помогло обновлению краеведческой составляющей туристского похода со школьниками. Он был среди тех, кто стоял у истоков становления пятого вида Первенства «Экспедиционный туризм». В критический 2004 год, когда «Экспедиционный туризм» как вид едва не остался без судейства, Алексей Иванович сумел не только провести соревнование, но фактически спасти вид на многие годы для дальнейших соревнований Первенства.

Алексей Иванович также запомнился в дискуссиях и разговорах как исключительно интересный собеседник, хорошо развирающийся в людях, знающий цену поступкам, цену работоспособности, цену характера человека. Алексей Иванович не только большой практик работы с детьми, но и как знаток жизни, тонкий и наблюдательный психолог, выступал как серьезный теоретик, неоднократно высказывая глубокие замечания и прогнозы по организации детско-юношеского туризма, дополнительного образования и реальной педагогической практики в работе с детьми. Особенно остро наши дискуссии разгорались на предмет содержания педагогики как науки. И глубинная правда его подходов к работе с детьми опиралась, во-первых, на преданность детско-юношескому туризму, во-вторых, на огромный опыт и умение отстаивать главные ценности туристско-краеведческой работы с детьми при любых самых сложных обстоятельствах жизни. Другими словами, в его позиции всегда присутствовал тот великий советский опыт 50-60-х и 70-х годов прошлого поистине «золотого» века в организации детско-юношеского туризма, который не потерял своего значения и ныне.

Ибо, когда фундаментом нашей деятельности лежат труды таких людей как Панов Алексей Иванович, его соратников и современников, дело наше замечательное не просто живет, но оно востребовано новыми поколениями.


[1] Ярошенко В.В. К 100-летию со дня рождения С.Н. Болдырева / Инновационные проекты и программы образования  / В.В. Ярошенко, Т.В. Баранова, А.С. Сиденко - 2010, №4. 

[2] Самохин Ю.С. Костерев Н.А. Краеведческие исследования в спортивных туристских походах ( научная статья) Отечество. Альманах, выпуск №6 ЦДЮТК МО РФ - М., 2000.

[3] Самохин Ю.С. Костерев Н.А. Экспедиционный туризм как вид первенства г. Москвы по туризму (научная статья) Проблемы детско-юношеского туризма. №6-7(22—23) – М.: ЭЦДЮТЭ, 2002.


Памяти Алексея Ивановича Панова - нашего наставника, соратника и друга (2021 г.)

Среди педагогов и наставников, знающих подлинную цену спортивным путешествиям, особое и достойное место занимают труды и общественная деятельность Алексея Ивановича Панова, жизнь и судьба которого во многом и концентрированно отражают более чем полувековой путь становления и развития детско-юношеского туризма и краеведения Москвы и России.

Первые путешествия Алексей Иванович совершил ещё в 50-е годы XX века, но этапным для него стал зачётный поход 3 к.с. на Алтае под руководством мастера спорта С.Н. Болдырева. География путешествий Алексея Ивановича охватывала всю Россию, в том числе походы по Карелии, Архангельской области, Кольскому полуострову, Крыму, Кавказу, Прибайкалью, Хамар-Дабану, Западному Саяну, Алтаю и Сихотэ-Алиню. Но особенно значимо то, что большая часть многочисленных походов и путешествий Алексея Ивановича была проведена со школьниками.

Это и стало основой многолетней организационной деятельности Алексея Ивановича Панова на слетах и соревнованиях юных туристов города Москвы и России. Уже в 1966 году по инициативе В.М. Куликова, директора МосГорДЭТС, Алексей Иванович стал председателем Маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). То есть почти полвека именно он, не только возглавлял совместную работу опытных туристов-педагогов по обеспечению квалифицированной помощи руководителям детских туристских групп, но также обеспечивал методическую и инструкторскую работу по привлечению молодых педагогов к туристско-краеведческой деятельности.

Фактически, благодаря Алексею Ивановичу и его соратникам – членам МКК МосГорСЮТур в Москве в 60-70 годы прошлого века сложилась система организации детско-юношеского туризма, через которую прошли сотни педагогов-руководителей туристских мероприятий разного уровня и разных видов туризма, тысячи юных путешественников. Кроме общественной деятельности председателя МКК, Алексей Иванович почти 20 лет руководил Центром спортивного туризма МосГорСЮТур, был один из организаторов и заместителем главного судьи Первенства Москвы по туризму среди школьников, т.е. фактически возглавлял ГСК. Через него проходили все практические вопросы в организации соревнований и подведении итогов, в подборе кадров и определении географии путешествий, взаимодействие с судьями видов, с руководителями команд, с руководством МосГорСЮТур и Управления образования города Москвы.

Постоянно анализируя опыт коллег, Алексей Иванович неустанно помогал начинающим руководителям, поддерживал и воспитывал новых лидеров туризма, сохраняя живой и конструктивный интерес к ветеранам туристско-краеведческого движения.

Важно отметить, что педагогическая и организационная деятельность Алексея Ивановича приобрела особое значение в последние четверть века, когда приходилось отстаивать достижения предшественников, сохранять ведущие принципы работы, продолжать готовить для детско-юношеского туризма Москвы кадры, поддерживать новые начинания, в том числе поддерживать виды: «Туристское краеведение» и «Экспедиционный туризм».

Многолетние труды Алексея Ивановича Панова как теоретика и практика ставит его деятельность, с 60-х годов XX века по настоящее десятилетие уже XXI века, в ряд с трудами самых уважаемых и знаменитых наших предшественников: М.И. Краймана, С.Н. Болдырева, П.И. Лукоянова и ряда других.

Алексей Иванович запомнился как исключительно интересный собеседник в дискуссиях и разговорах, хорошо разбирающийся в людях, знающий цену поступкам, цену работоспособности, цену характера человека. Алексей Иванович не только большой практик работы с детьми, но и как знаток жизни, тонкий и наблюдательный психолог, выступал как серьезный теоретик, неоднократно высказывая глубокие замечания и прогнозы по организации детско-юношеского туризма, дополнительного образования и реальной педагогической практики в работе с детьми. Глубинная правда его подходов к работе с детьми опиралась, во-первых, на преданность детско-юношескому туризму, во-вторых, на огромный опыт и умение отстаивать главные ценности туристско-краеведческой работы с детьми при любых самых сложных обстоятельствах жизни. Другими словами, в его позиции всегда присутствовал тот великий советский опыт 50-60-х плоть до 80-х годов прошлого поистине «золотого» века в организации детско-юношеского туризма, который не потерял своего значения и ныне.

Ибо, когда фундаментом нашей деятельности лежат труды таких людей как Панов Алексей Иванович, его соратников и современников, дело наше замечательное не просто живет, но оно востребовано новыми поколениями!


Фотоальбом

                          


Присылайте свои воспоминания, фотографии и т.п. о ветеранах детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru

домой                   выше