В.В. Ярошенко, Ю.В. Козлова В ПОХОД С КЛАССОМ |
От авторов
Почти все учителя, ставшие классными «мамами» или «папами», слышат от детей:
«Давайте сходим в лес!» и неизбежно встают перед проблемой, вести ли своих
подопечных в туристский поход и как организовать его с наименьшими затратами сил
и с максимальной пользой.
В условиях классно-урочной системы зачастую познание мира происходит по принципу
«на парте по карте». Познавательная прогулка в лес или же поход при правильной
организации разрешают проблемы такого «бездеятельного», пассивного образования.
Ребенок своими глазами видит леса, луга, узнает различные растения и животных,
учится ориентироваться, оказывать первую медицинскую помощь, бывает в музеях,
видит архитектурные памятники.
Но процесс обучения в туристско-краеведческой деятельности специфичен. Его
нельзя описать языком классно-урочной системы. Преимущества туризма в том, что
учебные результаты достигаются не в искусственно созданных условиях, не с
помощью специальных технологий, рассчитанных на класс, отношения учитель —
ученики, ограничения в 45 минут. Учат ребенка сама деятельность, природа,
товарищи. Причем «усвоение» идет и на уровне понимания, и на эмоциональном
уровне. Ребенок ждет такой учебы, хочет ее.
В туристский поход идет группа. Ребята совместно планируют маршрут, готовят
необходимое снаряжение. В походе участники группы взаимодействуют, причем иногда
в непростых обстоятельствах непогоды или при преодолении препятствий.
Образовательный багаж ребенка обогащается знаниями по психологии, этике,
т.е. по «дисциплинам», которых в школьной программе может и не быть.
Конечно, радостный, оптимистичный настрой класса и удовлетворенность его
руководителя — лучшие результаты похода. Но чтобы избежать типичных ошибок и
достичь поставленных целей, получить удовольствие от пройденного маршрута и
общения с природой, педагогу неплохо знать и умело применять некоторые правила и
приемы организации похода, уметь не бояться делегировать часть своих
обязанностей школьникам, знать, какими методами можно заинтересовать и увлечь
ребят познанием на туристской тропе.
Хотим пожелать учителям — энтузиастам воспитательной работы — успехов и
морального удовлетворения. С уважением,
Козлова Юлия Владимировна,
канд. пед. наук, мастер спорта,
Ярошенко Виталий Владимирович,
мастер спорта,
старший инструктор-методист по туризму