<<    Домой        Содержание        Список литературы    >>

В.В. Ярошенко,  Ю.В. Козлова

В  ПОХОД   С   КЛАССОМ


От авторов

Почти все учителя, ставшие классными «мамами» или «папами», слышат от детей: «Давайте сходим в лес!» и неизбежно встают перед проблемой, вести ли своих подопечных в туристский поход и как организовать его с наименьшими затратами сил и с максимальной пользой.

В условиях классно-урочной системы зачастую познание мира происходит по принципу «на парте по карте». Познавательная прогулка в лес или же поход при правильной организации разрешают проблемы такого «бездеятельного», пассивного образования. Ребенок своими глазами видит леса, луга, узнает различные растения и животных, учится ориентироваться, оказывать первую медицинскую помощь, бывает в музеях, видит архитектурные памятники.

Но процесс обучения в туристско-краеведческой деятельности специфичен. Его нельзя описать языком классно-урочной системы. Преимущества туризма в том, что учебные результаты достигаются не в искусственно созданных условиях, не с помощью специальных технологий, рассчитанных на класс, отношения учитель — ученики, ограничения в 45 минут. Учат ребенка сама деятельность, природа, товарищи. Причем «усвоение» идет и на уровне понимания, и на эмоциональном уровне. Ребенок ждет такой учебы, хочет ее.

В туристский поход идет группа. Ребята совместно планируют маршрут, готовят необходимое снаряжение. В походе участники группы взаимодействуют, причем иногда в непростых обстоятельствах непогоды или при преодолении препятствий. Образовательный багаж ребенка обогащается знаниями по психологии, этике, т.е. по «дисциплинам», которых в школьной программе может и не быть.

Конечно, радостный, оптимистичный настрой класса и удовлетворенность его руководителя — лучшие результаты похода. Но чтобы избежать типичных ошибок и достичь поставленных целей, получить удовольствие от пройденного маршрута и общения с природой, педагогу неплохо знать и умело применять некоторые правила и приемы организации похода, уметь не бояться делегировать часть своих обязанностей школьникам, знать, какими методами можно заинтересовать и увлечь ребят познанием на туристской тропе.

Хотим пожелать учителям — энтузиастам воспитательной работы — успехов и морального удовлетворения. С уважением,

Козлова Юлия Владимировна,
канд. пед. наук, мастер спорта,
Ярошенко Виталий Владимирович,
мастер спорта,
старший инструктор-методист по туризму


<<  Домой       Содержание           Список литературы  >>