В.В. Ярошенко, Ю.В. Козлова В ПОХОД С КЛАССОМ |
После похода
Туристская летопись класса
Учет туристско-краеведческой деятельности класса
ПОСЛЕ ПОХОДА
Поход, как правило, оставляет у ребят эмоционально-радостное впечатление. Они
стремятся обменяться мнениями. Возникает удобная для педагога возможность вместе
с учениками на классном часе подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было
самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие были
недостатки? Что в следующем походе надо сделать по-другому?
Важным и памятным событием станет для ребят награждение их значками «Юный
турист» и «Турист России» (приложение 3,
приложение 4).
Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его
подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью
учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии
похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении
туристской летописи.
После туристской прогулки или похода, как правило, остаются фотографии памятных
мест, наиболее интересных событий. Все хотят поделиться увиденным, пережитым,
продлить радость общения с природой, с друзьями. Часто ребята на уроках
рисования или литературы в рисунках и сочинениях передают свои впечатления о
походе. Традицией стало обобщение этих фотографий и отзывов в форме стенной
газеты или стенда. Это оперативно и увлекательно, но, к сожалению, недолговечно.
Большую газету неудобно хранить. Материал со временем утрачивается.
Проще те же самые фотографии, рисунки и отзывы ребят разместить на листах бумаги
одного формата, например АЗ: 30 х 42 см (папки «Для черчения»). Их удобно
хранить, размещать на любом стенде, делать при необходимости тематические
подборки и даже при желании переплести в альбом. Только для того, чтобы материал
лучше смотрелся, листы нужно располагать вертикально, оставляя поля: слева — 4
см (для брошюровки или переплета), сверху, снизу и справа — по 1 см.
Можно оформить одну или несколько страниц материалов о пройденном маршруте.
Постепенно таких «туристских страничек» станет много. Будут новые походы,
экскурсии, поездки, и за несколько лет совместной учебы в школе появится
интересная и памятная туристская летопись класса.
Материалы прогулки или похода могут включать следующие разделы.
1. Титульный лист: дата похода, основная нитка маршрута.
2. Список группы, желательно указать обязанности участников группы.
3. Карта или схема маршрута, на которой нужно показать путь группы.
4. Описание маршрута. В этом разделе следует рассказать, как подъехать к
начальному пункту маршрута, привести расписание движения транспорта. Это поможет
другим классам, которые воспользуются вашими материалами. Здесь же дают описание
пути группы, помещают информацию об удобных местах для привалов.
5. Краеведческий материал: что узнали туристы о достопримечательностях
данной местности, какие здесь находятся исторические, архитектурные и природные
памятники? Где можно прочитать об этом?
6. Отзывы участников похода: может быть, кому-то из ребят захочется
поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
7. Фотографии, иллюстрации, рисунки ребят.
Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристскую
летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок на
туристские маршруты. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В
разработке маршрута реализуется на практике краеведческий подход в преподавании.
Материалы, собранные группами в походах, можно использовать на уроках.
Учет туристско-краеведческой деятельности класса
Для оформления туристских значков «Юный турист» и «Турист России» необходим учет туристской работы класса. Он может вестись в течение всего учебного года самим классным руководителем или же, что более оправданно, школьником — туристским организатором класса. Основанием для записей становятся фактически проведенные туристско-краеведческие мероприятия (туристские прогулки, походы, экскурсии). Для такого учета полезно завести специальную тетрадь, которую заполняют по определенной форме. Пример записи в такой тетради приведен ниже.
Тетрадь учета туристско-краеведческой деятельности класса
Класс _________
Участие учащихся класса в походах в течение _____/_____ учебного года.
№ п/п | Фамилия, имя | Дата | |||||
26.09.2002 | 17.10. 2002 | 17.04. 2003 | 24.04. 2003 | ||||
1 | Алексеев Иван |
№ п/п | Дата | Маршрут | Количество дней | Протяженность, км | Краеведческие объекты |
1 | 26.09. 2002 | Ст. Весенняя — Варшавское ш. — г. Подольск | 1 | 10 | Памятники Виктору Талалихину и подольским курсантам |
2 | 17.10. 2002 | Ул. Янгеля — Знаменское-Садки — Бутовское лесничество | 1 | 14 | Усадьба Трубецких «Знаменское-Садки» |
3 | 17.04. 2003 | Ст. Люблино — Кузьминки — ст. м. Волжская | 1 | 8 | Усадьбы «Люблино» и «Кузьминки» |
4 | 24.04. 2003 | Ул. Янгеля — Балаклавский проспект | 1 | 6 | Природный парк «Битцевский лес», объект 4-й линии обороны Москвы (траншеи, землянки, окопы, ДОТы) |