Григорий УсыскинОЧЕРКИ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА |
|
История туризма, если понимать под туризмом прежде всего путешествие, уходит корнями в глубокую древность. Еще в эпоху античности греки и римляне совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торгуя, но и в познавательных, даже развлекательных целях.
Отправлялись такие путешественники в дальние края на свой страх и риск. Откуда же мы знаем об этих путешествиях? Греческие и римские путешественники чаще всего посещали Египет. Вот там-то они оставляли после себя краткие разнообразные записи, где упоминали свое имя, выцарапывали их на камне в тех местах, которые посетили. В науке эти записи получили название граффити. Именно граффити сохранялись в укромных местах в течение многих веков, являясь важным источником сведений о посещении греками и римлянами древнего Египта (граффити от итал. graffiti - нацарапанные).
Древнейшие греческие граффити, обнаруженные в долине Нила, относятся к VI веку до нашей эры. Греческие наемники, поднимаясь вверх по Нилу, вырезали свои имена на ноге колоссальной статуи, которая находилась перед фасадом знаменитого храма Абу-Симбеле. Античные авторы утверждали, что долину Нила, путешествуя, посетили афинский законодатель Солон, математик Пифагор и, несколько позже, греческий историк-логограф Гекатей Милетский.
Известным путешественником был древнегреческий историк Геродот. В результате своих странствий он написал большой исторический труд в девяти книгах. Каждая книга названа именем одной из муз. Первая книга получила имя музы истории - Клио.
Маршрут, по которому путешествовали древние греки и римляне, во многом напоминал путь современных туристов, посещающих Египет. Путешественники начинали свой путь с Александрии и двигались вверх по Нилу. Река была естественным и единственным путем для проникновения из Нижнего Египта в Верхний Египет. По пути они осматривали города, храмы, памятники и другие достопримечательности.
Французский египтолог Ж. Байе обнаружил у гробниц фараонов в Фивах более двух тысяч граффити греческих и римских путешественников. Один из посетителей, осмотрев гробницу Рамзеса VI времен XX династии, отметил в своем граффити, что эта гробница превосходит остальные. Другой посетитель начертал на камне: "Тот, который здесь не был, ничего никогда не видел; благословенны те, кто здесь побывал".
О путешествиях греков и римлян свидетельствуют не только граффити, но и обширные письменные источники. Геродот описал свое посещение Филэ и острова на Ниле, расположенного близ первого нильского порога.
Сегодня мы пытаемся нащупать, определить некоторые критерии развития туризма в процессе развития человечества. Путешественников во все века было много. Это странники и калики-перехожие, паломники и просто искатели приключений. Тем не менее, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно уже к раннему новому времени.
Реальным подтверждением организации путешествий могут служить первые туристские проспекты. Они появились в VIII веке, когда французский король Карл Великий (742-814) установил дружеские отношения с калифом Гаруном-аль-Рашидом (тем самым, который так часто упоминается в сказках "Тысяча и одна ночь"). С этого момента французские вельможи все чаще выбирались на экскурсии в Палестину и другие страны Малой Азии.
Перед выездом их снабжали своеобразными путеводителями с краткими сведениями о маршруте и расстояниях между городами. Позднее в путеводителях появились сведения о ночлегах, ценах, климате, достопримечательностях, памятниках и тому подобном. Первыми организаторами иностранного туризма были купцы из Генуи, Пизы, Аугсбурга и Нюрнберга.
Постепенно путешествия перестают быть привилегией купцов и завоевателей. Люди все больше стремятся узнать окружающий их мир. Географические открытия влекут любознательных к путешествиям. К этому времени стало известно о существовании далеких стран, появился первый картографический материал.
Великое переселение народов, падение Римской империи, последовавшие за ними политическая нестабильность и экономический спад, послужили причиной ограничения всяческих путешествий. Любые поездки были крайне опасны. Лишь отважные люди, искатели приключений или те, кого заставляла необходимость, решались в ту пору отправляться в путь. С возникновением средневековых государств, принесших позитивные перемены в политической и социально-экономической жизни общества, постепенно восстанавливаются дальние поездки.
Таким образом, о действительном переломе в сфере туризма можно говорить лишь применительно к позднему средневековью и раннему новому времени. С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур - поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.
Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.
Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.
Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.
Начало современного туризма в английской литературе принято датировать 1841 годом. Именно в этот год предприимчивый краснодеревщик Томас Кук из Дербишира организовал первую коллективную поездку на поезде для активистов Общества трезвости из Лейстера в Лафборо. Затем он становится экскурсионным агентом в Лейстере и открывает в 1851 году бюро путешествий "Томас Кук и сын". В 1851 году в Лондоне состоялась Первая международная промышленная выставка, и Томас Кук за время ее работы организовал только из Йоркшира поездку 165 тысячам посетителей. В 1854 году в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший около восьми тысяч наименований. Некоторые из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи дилижанса, но значительную часть составляли уже гостиницы, близкие к современному пониманию этого слова.
Начав с проведения групповых экскурсий по выставкам Лондона и городам континентальной Европы, бюро Томаса Кука постепенно расширило сферу деятельности: увеличило количество поездок, освоив новые туристские рынки. Первая такая поездка была осуществлена в 1855 году в связи с Всемирной выставкой в Париже. Томас Кук начал организацию регулярных туристских поездок в Египет, Палестину и даже США. Его бюро занялось размещением экскурсантов, выпуском путеводителей и периодической туристской литературы, рекламными кампаниями, банковскими операциями и обменом иностранной валюты.
Что было причиной такого бурного развития туризма? Необходимо помнить, что Великобритания в середине XIX века - это огромная колониальная империя. Данное обстоятельство было крайне благоприятно для развития поездок англичан за границу. При этом туристские поездки активно использовались для поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов.
В работе английских экономистов Л.Д. Ликориша и А.Г. Кершоу "Туристская промышленность" приводится высказывание известного политического деятеля Англии ХIХ века лорда Шафтсбери. Он отмечал: "Мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна, помимо своих других приобретений, будет обогащена (я использую это слово в его прямом, а не переносном смысле) новыми видами торговли".
Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.
Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий.
С середины 60-х годов XIX века начинают развиваться регулярные пароходные путешествия между Лондоном и Нью-Йорком. Первым в 1867 году отправился в морскую туристскую поездку пароход "Квейкер сити". Она продолжалась пять месяцев. Среди 60 туристов, совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший его затем в книге "Простаки за границей".
Контора Т. Кука продолжала лидировать в мировом туризме. Только на Всемирную выставку 1878 года в Париж он направил 75 тысяч экскурсантов. Средние слои общества, на которые ориентировался Т. Кук в середине XIX века, стали основными потребителями туристских услуг лишь к началу XX века. Это были рантье, живущие на проценты от ссуды денежного капитала или на дивиденды от ценных бумаг. Не связанные с прямой производственно-деловой активностью, они располагали свободным временем и финансовыми средствами, достаточными для туристских поездок. Особенно большой популярностью пользовался отдых на бальнеологических и приморских курортах Европы.
В XX веке международный туризм вступил в фазу зрелости, приобретя организованный и массовый характер. Он стал одним из типичных проявлений современности. Туризм дает сейчас около 6 процентов мирового валового продукта, обеспечивая занятость свыше 100 миллионов трудящихся, то есть каждого 15-го работника. На долю международного туризма приходится 6 процентов объема мирового экспорта и треть мировой торговли услугами. Сегодня на всемирных совещаниях подчеркивается, что туризм - одна из основных сторон деятельности человека, неотъемлемая часть жизни национального общества и международного сообщества в целом.
<< Домой Оглавление Список литературы >>