Настоящий Закон устанавливает основы для развития и реализации
общегосударственной политики в области детского и юношеского туризма и призван
способствовать созданию в государствах - участниках Содружества Независимых
Государств (далее - государствах-участниках) условий для всестороннего развития
детского и юношеского туризма как эффективного средства воспитания, обучения,
оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся,
утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования
и развития личности.
1. Настоящий закон направлен на обеспечение всестороннего развития подрастающего
поколения, утверждения здорового образа жизни, создания условий для занятий
туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику заболеваний,
вредных привычек и правонарушений, приобщение детей и юношества к
патриотическому наследию своей Родины.
2. Задачами настоящего закона являются:
- обеспечение и защита прав детей и молодежи на занятия туризмом и краеведением,
отдыха и организации свободного времени;
- создание правовых гарантий для функционирования и развития детского и
юношеского туризма;
- определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц
в области развития детского и юношеского туризма;
- регулирование общественных взаимоотношений физических и юридических лиц с
родителями (законными представителями детей);
- создание условий для развития сложившейся системы детского и юношеского
туризма;
- совершенствование управления системой детского и юношеского туризма на
принципах разграничения компетенции между органами управления образованием,
физической культурой, спортом и туризмом, молодежными и общественными
организациями туристской направленности, между органами государственной власти в
центре и на местах.
Автономия учреждений дополнительного образования - самостоятельность в подборе и
расстановке кадров, осуществление учебной, финансово-хозяйственной и иной
деятельности в соответствии с законодательством и уставом (положением)
учреждения.
Государственный региональный и местный орган туризма - специально уполномоченный
орган исполнительной власти, обеспечивающий осуществление государственной
политики в области туризма.
Детский и юношеский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не
достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18
лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности,
характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие,
экскурсия.
Дополнительное (внешкольное) образование - целенаправленный процесс воспитания и
обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Дополнительные образовательные услуги - деятельность, направленная на
удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии
индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и
осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся
профилирующими для образовательных учреждений.
Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс,
реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее
содержание и воспитание обучающихся.
Общественные объединения - туристские клубы, коллективы, объединения,
ассоциации, союзы туристского профиля.
Туристско-краеведческая деятельность - направление дополнительного
(внешкольного) образования детей, являющееся комплексным средством развития
подрастающего поколения в процессе занятий туризмом и краеведением.
Учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения - учреждения,
реализующие дополнительные образовательные программы или дополнительные
образовательные услуги.
Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля -центры
детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных
туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы.
1. Государственная политика в области детского и юношеского туризма определяется
в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, и
призвана обеспечить удовлетворение потребностей детей и юношей в физическом и
нравственном развитии личности, знании истории, культуры, природы края. Она
реализуется посредством законов, общегосударственных программ, других актов, а
также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации
обнародованных мероприятий имеющимися у них средствами.
2. Государство принимает необходимые организационные и законодательные акты для
обеспечения:
- доступа всем детям, юношам и девушкам к занятиям туризмом и краеведением в
образовательных учреждениях всех форм собственности на равных условиях;
- координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения
детей и юношества в систематические занятия туристско-краеведческой
деятельностью и ее влияния на физическое и нравственное воспитание молодого
поколения;
- совершенствования статистики на базе единых сопоставимых показателей,
разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований
международных организаций;
- учета культурных традиций и особенностей народа, сохранения и дальнейшего
развития исторически сложившейся духовной общности народов государства;
- возможности совместного использования в государствах имеющихся
материально-технической базы, научных достижений и туристско-педагогических
кадров.
3. Координация деятельности образовательных учреждений и учреждений
дополнительного образования туристской направленности осуществляется совместно
органами исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и
органами исполнительной власти в области образования.
1. Законодательство государства о детском и юношеском туризме формируется в
соответствии с изложенными в статье 3 настоящего Закона принципами
государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и
нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые
нормы общегосударственного, регионального и местного действия.
2. Законодательство о детском и юношеском туризме определяет совокупность
правоотношений между лицами (детьми, юношами и девушками), учреждениями и
организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы, к
организации здорового досуга.
1. Управление детским и юношеским туризмом осуществляется государственным
органом исполнительной власти в области образования при содействии
государственного органа исполнительной власти в области физической культуры,
спорта и туризма и включает:
- разработку проектов нормативных правовых актов, в том числе определяющих
порядок лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных
учреждений туристско-краеведческого профиля и типовых положений о них;
- организацию государственной системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов учреждений туристско-краеведческого профиля;
- организационное, научное, программно-методическое и информационное обеспечение
системы детского и юношеского туризма.
2. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления:
- осуществляют развитие детского и юношеского туризма в пределах компетенции,
установленной национальным законодательством;
- создают условия для развития учреждений детского и юношеского туризма, системы
туристско-краеведческой деятельности, организации туристских походов,
обеспечивают подготовку команд для участия в соревнованиях по пешеходному,
водному, горному и др. видам туризма;
- вправе устанавливать специальную систему льгот и дотаций для учреждений
детского и юношеского туризма.
Статья 6. Структура детского и юношеского туризма
1. В структуру детского и юношеского туризма входят:
- центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции
юных туристов (СЮТур), являющиеся организационно-методическим центрами, активно
участвующие в формировании и осуществлении единой политики в области
туристско-краеведческой деятельности, обучении и воспитании детей и юношей,
организации и проведении походов, путешествий, экскурсий;
- отделы туризма и краеведения домов (дворцов) творчества детей и юношества (ДТДЮ),
обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы в
образовательных учреждениях, организующие работу детских туристско-краеведческих
объединений;
- туристские клубы и клубы по месту жительства, обеспечивающие организацию и
проведение туристско-краеведческой работы по месту жительства;
- туристские базы, туристские лагеря, осуществляющие туристско-краеведческую
работу с детьми и юношами, пребывающими в них;
- детские туристские общественные организации.
2. ЦДЮТКЭ, СЮТур, турбазы и лагеря, отделы ДТДЮ создаются и действуют в
соответствии с законом об образовании, положением (уставом) об образовательном
учреждении и настоящим Законом.
Независимо от форм собственности учреждения туристско-краеведческого профиля
осуществляют свою деятельность по программам и нормативам, утвержденным
государственным органом управления образованием.
3. Учреждения детского и юношеского туризма создаются на основании решений
государственных органов исполнительной власти в области образования одним или
несколькими учредителями, регистрируются в установленном законодательством
порядке. Они могут находиться в ведении как органа исполнительной власти, так и
другого юридического лица.
4. Управление учреждениями детского и юношеского туризма осуществляется в
соответствии с национальным законодательством и их уставами (положениями) и
строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления являются общее собрание, педагогический совет и т.д.
Статья 7. Детские и юношеские туристские общественные объединения (клубы)
1. Членами и участниками детских и юношеских туристских общественных объединений
могут быть граждане государств-участников в соответствии с национальным
законодательством.
2. Приобретение прав юридического лица детскими и юношескими
туристско-общественными объединениями возможно при наличии в составе
руководящего органа объединения не менее трех человек, достигших возраста 18
лет.
3. Детские и юношеские туристские общественные объединения руководствуются в
своей деятельности соответствующими законодательными актами
государств-участников и уставами, утвержденными общим собранием (конференцией,
съездом т.д.) членов объединения.
Статья 8. Инструкторско-педагогическая работа с детьми и юношеством
К профессиональной педагогической работе с детьми и юношеством допускаются лица, имеющие документы установленного образца о среднем специальном или высшем профессиональном образовании и специальной подготовке по туристско-краеведческой деятельности (инструктор детско-юношеского туризма, организатор туристско-краеведческой работы).
Статья 9. Медицинское обеспечение и врачебный контроль занимающихся туризмом
1. К занятиям детским и юношеским туризмом допускаются дети, юноши и девушки,
прошедшие освидетельствование в государственных медицинских учреждениях и не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к участию в походах и
соревнованиях.
2. Врачи поликлиник, подростковых кабинетов совместно с
педагогами-организаторами и инструкторами детско-юношеского туризма осуществляют
учет занимающихся, контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием.
Статья 10. Туристско-спортивные звания и разряды
Детям, юношам и девушкам, достигшим высоких результатов и выполнившим нормативы и требования как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд, присваиваются спортивные звания и разряды. Выдачу документа о спортивном звании или разряде проводит государственный орган, или по его поручению учреждение дополнительного образования, имеющее государственную аккредитацию, или общественное объединение, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.
Основными источниками финансирования детского и юношеского туризма являются
федеральный, региональный и местный бюджеты. Дополнительными источниками
финансирования могут быть:
- средства предприятий, организаций, общественных объединений, фондов,
иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве
учредителей и соучредителей;
- собственные средства, в том числе валютные, от туристской консультативной,
научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности,
не запрещенной национальными законами;
- доходы от депозитных вкладов;
- средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями,
общественными фондами, частными лицами и спонсорами;
- кредиты;
- другие источники, не противоречащие законодательству.
Статья 12. Порядок финансирования детского и юношеского туризма в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования
1. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля
осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого
обучающегося по всем видам и типам учреждений, исходя из принципа оптимального
последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.
Государство гарантирует выделение средств на нужды развития детского и
юношеского туризма в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также
защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.
2. Использование дополнительных источников не влечет за собой снижения
нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных
бюджетов.
3. В целях привлечения инвестиций в систему детского и юношеского туризма
государство, региональные и местные органы власти предусматривают:
- специальную систему налоговых льгот для учреждений и организаций
туристско-краеведческого профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих
свои средства в любой форме в развитие детского и юношеского туризма. Характер,
размеры и порядок представления этих льгот определяются действующим
законодательством;
- льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в
аренду учреждениям и организациям, которые работают в системе детско-юношеского
туризма.
Продукция учреждений и организаций, изготавливаемая и реализуемая на нужды
детско-юношеского туризма, приравнивается к товарам народного потребления.
4. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля,
включая расходы на создание и укрепление материальной базы, проведение
туристско-спортивных мероприятий и участие в соревнованиях, осуществляется за
счет бюджетов всех уровней по разделу «Образование».
Образовательные учреждения, отдельные коллективы, педагоги и тренеры, работающие
в режиме эксперимента, пользуются правом дополнительного финансирования в
соответствии с законодательством.
5. Органы государственной власти в области образования и в области туризма
мо¬гут заключать договоры (государственный заказ) с общественными объединениями
на подготовку и проведение массовых туристско-спортивных соревнований среди
детей и юношества с финансированием мероприятий в полном объеме.
6. Финансовые средства учреждений дополнительного образования
туристско-краеведческого профиля изъятию не подлежат и налогами не облагаются.
Статья 13. Производственно-коммерческая деятельность
1. Образовательные учреждения туристско-краеведческого профиля и общественные
объединения вправе получать доходы от производственно-коммерческой, в том числе
образовательной, деятельности, инвестируемые в развитие этих учреждений, детских
и юношеских общественных объединений.
2. Производственно-коммерческая деятельность в части предоставления
туристско-экскурсионных услуг другим категориям граждан (кроме имеющих
социальные льготы), осуществляется в соответствии с национальным
законодательством в области туризма.
1. Органы государственной власти, региональные и местные органы власти выделяют
бюджетные и иные средства на строительство, содержание и развитие
материально-технической базы детского и юношеского туризма, устанавливают
налоговые льготы собственникам материально-технической базы, представляющим
сооружения, здания и иные объекты для организации и проведения
туристско-краеведческой и соревновательной деятельности среди детей, подростков
и молодежи.
2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за государственными,
муниципальными и иными образовательными учреждениями туристско-краеведческого
профиля, общественными объединениями, находятся в оперативном управлении этих
учреждений, объединений, которые несут ответственность за сохранность и
эффективное использование закрепленной за ними собственности.
3. Материально-техническая база государственных образовательных учреждений и
учреждений дополнительного образования, используемая в образовательной,
научно-исследовательской деятельности и для решения других задач в сфере
детско-юношеского туризма, налогами не облагается и приватизации, или
разгосударствлению, не подлежат.
4. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений
осуществляется в приоритетном порядке за счет бюджетных, а также собственных и
иных средств на нормативной основе с учетом достижений мировой практики.
1. За образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и
общественными объединениями в целях обеспечения деятельности, предусмотренной
уставом (положением), учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного
управления сооружения, здания, оборудование, а также иное необходимое имущество
туристского, физкультурно-спортивного, социального, культурного и иного
назначения.
2. Образовательному учреждению, учреждению дополнительного образования,
детско-юношескому общественному объединению принадлежит право собственности на
денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему
физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, на продукты
интеллектуального и творческого труда, являющегося результатом деятельности
организации сферы детско-юношеского туризма, а также на доходы от собственности.
3. За государственными образовательными учреждениями, учреждениями
дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями
закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им в
установленном порядке земельные участки.
4. Имущество, переданное образовательным учреждениям, учреждениям
дополнительного образования, детско-юношеским общественным объединениям не
подлежат изъятию для использования в иных, кроме туристско-краеведческой,
туристско-спортивной деятельности, целях.
5. Образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования несет
ответственность за сохранность и эффективное использование своего имущества.
6. Контроль за деятельностью учреждений в этой части осуществляется учредителем
или уполномоченным лицом.
1. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма
осуществляется в рамках внешнеполитической деятельности, основываясь на
подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и
соглашениях.
2. Государства-участники проводят согласованную политику в области детского и
юношеского туризма по работе с детьми и юношеством в рамках двусторонних и
многосторонних соглашений и договоров.
3. В целях международной деятельности в области детского и юношеского туризма
органы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом
и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения дополнительного
образования, общественные объединения имеют право:
- устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и
организациями;
- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности,
которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;
- вступать в неправительственные международные организации;
- создавать с участием иностранных партнеров центры детского и юношеского
туризма, комплексы, клубы и иные учреждения детского и юношеского туризма и их
структурные подразделения.
4. Органы управления образованием и органы управления физической культурой,
спортом и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения
дополнительного образования, общественные объединения вправе участвовать в
международном сотрудничестве в области детско-юношеского туризма посредством:
- участия в международных туристско-спортивных мероприятиях;
- участия в программах двустороннего и многостороннего обмена учащимися,
студентами, педагогическими и научными работниками;
Статья 17. Внешнеэкономическая деятельность
1. Органы управления образованием и органы управления физической культурой,
спортом и туризмом всех уровней, образовательные учреждения, учреждения
дополнительного образования, общественные объединения вправе самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач,
которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и
других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством
государства.
2. Валютные средства, полученные органами управления образованием и органами
управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней,
образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования,
общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им
на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не
подлежат.
О МОДЕЛЬНОМ
ЗАКОНЕ
«О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ»
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества
Независимых Государств № 24-12
Рассмотрев
представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по культуре, информации, туризму и
спорту проект модельного закона «О детском и юношеском туризме»,
Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон «О детском и юношеском туризме» (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств — участников
Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать его для использования в
национальном законодательстве.
Председатель Совета Ассамблеи
С.М. Миронов
Санкт-Петербург.
4 декабря 2004 года