Щелковский карьер (рис. 70) находится в 3—4 км к северо-востоку от г. Щелково,
на левобережье р. Клязьмы. Здесь на выровненном плато, возвышающемся над урезом
р. Клязьмы всего на 25—35 м, распространены карбонатные отложения
раннекаменноугольного возраста — доломиты и известняки. Это обширный плоский
карьер. Общая его длина более 3 км, ширина 0,4—0,5 км, глубина 25—30 м. Борта
карьера очень крутые. Это скалистые обрывы высотой около 10 м в соответствии с
уступами (рис. 71), которыми углубляется карьер. Таких уступов два или три в
центральной части карьера. Дно карьера и уступов ровное, по ним идут
автомобильные рабочие дороги. Дно карьера частично залито водой (глубина до 1
м). Залитое пространство окружено вязким белым известняковым илом, из которого
трудно вытаскивать ноги. Спуск в карьер возможен по дорогам или по нескольким
специальным лестницам. Юго-восточная отработанная часть карьера уже частично
засыпана и продолжает рекультивироваться по мере разработки карьера. На карьере
работают 3—4 экскаватора, подающие на самосвалы доломит, известняк и
перекрывающую их породу вскрыши (суглинок с обломками карбонатных пород),
которая, в первую очередь, идет на погашение отработанной части карьера. Главное
ценное сырье — доломит, который используется в качестве флюса на заводах черной
металлургии при выплавке чугуна. Известняк идет на изготовление извести, а также
на щебенку.
Палеозойские породы представлены пластами желтоватых доломитов в верхней части и
почти белых подстилающих их известняков, содержащих остатки кораллов, брахиопод
и другой палеофауны. Карбонатные породы залегают с очень слабым наклоном на
северо-восток, хорошо слоисты. Толщина пластов доломитов 50—70 см, известняков —
до 1 м. Породы разбиты на параллелепипедоидальные блоки преимущественно
диагональными трещинами, расстояния между ними 70—80 см. На отдельных участках
трещины существенно сгущены, особенно трещины, имеющие ориентировку северо-запад
— юго-восток. В некоторых местах по трещинам сочится вода.
В самом начале карьера, в его юго-восточной части, на карбонатных породах
палеозоя сохранились темно-серые плотные глины мезозойского возраста, в которых
можно найти отличной сохранности крупные (до 25 см длиной) белемниты (рис. 72) и
редкие крупные плоской формы колониальные кораллы (см. рис. 11).
В верхней части слоев карбонатных пород, по плоскостям напластования, в ряде
мест Щелковского карьера наблюдаются хорошо видные жилы, линзы и отдельные
гнезда кварца (рис. 73). Протяженность жил 150—200 м и более. Мощность их
колеблется от 5 до 50 см. Отдельные линзы имеют диаметр всего 30—40 см. Как
правило, встречается одна жила, иногда пережимающаяся, раздувающаяся или
расщепляющаяся на несколько тонких прожилков, которые могут переходить под
пологими углами из одной послойной трещины в другую. Изредка встречаются два-три
гнезда кварца, расположенных близко один над другим. В целом это один небольшой
мощности (до 2 м), но выдержанный горизонт окварцевания, расположенный в самой
верхней части толщи палеозойских пород.
Внешняя часть жил сложена плотным мелкокристаллическим кварцем, который местами,
преимущественно в лежачем боку, переходит в прокварцованный доломит. Висячий бок
жил имеет более четкие контакты (границы) с вмещающей породой. Внутренняя часть
жил, линз и гнезд часто имеет свободную полость с наросшими по стенкам
небольшими кристаллами (рис. 74) и совсем мелкими кристалликами прозрачного
кварца. Размеры кристаллов редко достигают 5—10 мм (обычно 2—3 мм). На некоторых
образцах видно, что кварц иногда замещает небольшие обломки доломита и обрастает
их щетками кристаллов (рис. 75). Это указывает, что в трещине, по которой
цирклировала минерализованная вода, насыщенная кремнеземом, находились обломки
породы, образовавшиеся при тектоническом перемещении слоев.
Кристаллы кварца большей частью стеклянно-прозрачные, очень блестящие, в
отдельных случаях слабо окрашены в коричневатый или сиреневый цвета; последние
можно отнести к аметистовидным кварцам (рис. 76). Контакты жил часто несколько
лимонитизированы (обох-рены); также бывают сильно обохрены и поверхности самих
кристаллов (рис. 77). Обохренность достаточно просто смывается щавелевой
кислотой.
В тех местах, где заканчивается распространение кварцевых жил и линз, в том же
горизонте карбонатных пород в некоторых случаях имеет место появление желваков
кремня. Желваки редко бывают крупные, обычно 3—6 см в поперечнике. С поверхности
желваки покрыты тонкой белой коркой. В большинстве случаев кремни имеют слабо
контрастный концентрический рисунок и окрашены в красновато-коричневые тона. Как
правило, кремни крепкие, не трещиноваты и пригодны для мелких поделок (рис. 78).
Кремни следует искать прямо на подошве уступа, где целые желваки или половинки
хорошо сохраняются и отлично видны. Естественно, привлекают внимание наиболее
яркие красные кремни.
В нижних горизонтах карбонатных пород (известняках) кварцевых жил и линз, а
также желваков кремня не бывает. Там встречаются редкие небольшие (до 7—8 см)
неправильной формы фигурные, иногда почковидные стяжения халцедона и кварца,
видимо, образовавшиеся путем замещения остатков палеофауны. Они часто покрыты
тонкой черной корочкой гидроксидов марганца.
Красивые щетки кварца иногда большими плитами площадью 30 х 30, 50 х 50 см (рис.
79) можно сравнительно легко отколоть от глыб доломита, лежащих у подножья
уступов карьера. Такие щетки сказочно сияют на солнце. Иногда же приходится
выколачивать образцы кварца из стенок карьера, где жилы бывают отлично заметны.
Но это требует уменья, большого труда и осторожности, чтобы верхние камни не
обрушились. При этом щетки лежачего бока жилы имеют лучшие кристаллы кварца, чем
кристаллы висячего бока, однако выбить их значительно труднее, потому что они
«спаяны» с вмещающей породой. Конечно, наибольший интерес представляют отличные
щетки и жеоды аметистового блестящего кварца (рис. 80). Этими белыми прозрачными
и аметистовыми кварцами и славится Щелковский карьер.
К Щелковскому карьеру целесообразнее всего добираться от платформы «37 км»
Монинского направления Северной железной дороги. С правой стороны по ходу поезда
идет через дачный поселок сначала асфальтированная, а потом грунтовая дорога к
небольшому полуопустевшему селу Амерево, расположенному на обоих берегах р.
Клязьмы. Реку можно перейти по висячему мосту, от которого через 300—350 м
подходишь к борту карьера. Расстояние от железной дороги всего около 3 км. Можно
также подъехать к карьеру и на автомашине по шоссе от г. Щелково.
По состоянию на октябрь 2007 года - карьер залит водой,
берега 3-4 метра. Смотрите здесь как это бывает. Рекомендуем посмотреть
рядом с карьером Знаменскую церковь (1849 г.) в Амирево.