Краеведческое задание

 «Антропогенное воздействие человека на окружающую среду на Кольском полуострове»

 Центр Детского и Юношеского Туризма и Экскурсий “Черёмушки”

 Руководитель группы: Олишевский Дмитрий Васильевич

адрес: Москва, 117513, ул. Ак. Бакулева, дом 8, кв.54

контактный тел: 438-68-03.

 55 Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся

Москва 2000 г


В этой работе нам хотелось бы рассмотреть вопросы воздействия туристов на окружающую среду и какие меры можно предпринимать, что бы сделать эти воздействия более цивилизованными.

 Любой живущий человек в отдельности, и человеческое сообщество в целом, взаимодействуют с окружающим миром вообще, и окружающей природой в частности. От того насколько грамотно построены эти взаимоотношения зависит физическое, душевное, психологическое здоровье людей живущих в данный момент, а также, что значительно важнее, будущих поколений людей. В настоящее время, когда накопленные человечеством знания и технические ресурсы способны привести даже к уничтожению нашей планеты, становится все более важной проблема: какой мы оставим окружающий нас мир потомкам.

 Сузим эту проблему до рамок туристского похода. Каким мы видим окружающий мир, проходя нашими маршрутами? Что мы оставляем за собой?

 В свете вышеизложенного, животрепещущим является вопрос воспитания в людях бережного отношения к окружающей среде.

 

 К сожалению надо отметить, что многие туристы относятся к окружающей природе без должного почтения. Это выражается в том, что приходя на стоянки мы постоянно встречаем груды мусора (консервные банки, полиэтилен, осколки стеклянной посуды, остатки обуви и одежды). Хорошо если этот мусор собран в кучи, так как часто все это валяется тут и там и даже чтобы просто поставить палатку необходимо расчищать территорию. При этом надо отметить, встречаются очень приличные места, где все радует глаз: мусор весь собран в яму, костровище обложено камнями, вокруг костровища лежат бревна для сидения.

 

 В странах Западной и Восточной Европы эта проблема решена радикально. Группы "туристов" путешествуют исключительно по тропам с которых запрещено сходить в сторону, места для стоянок заранее оборудованы, ночевки в домиках или в палатках на специально отведенных для этого местах, такого понятия как костер вообще нет, а приготовление пищи на газовых горелках и примусах, либо на плитах в домиках. Для мусора на каждой стоянке имеются контейнеры, между контейнерами мусор носится с собой. На всех сложных участках натянуты металлические тросы для страховки.

 Подобные маршруты стали появляться и у нас в стране до распада СССР, особенно в Крыму и в других районах хорошего развития планового туризма.

 Такой туризм экологичен, удобен, безопасен, но больше похож на экскурсионные выходы на природу.

 Есть люди которые предпочитают такой туризм всем остальным.

 С нашей точки зрения такой туризм не дает той полноты общения с природой которая есть при хождении по нашим необустроенным районам.

 Эти районы можно разделить на несколько групп:

 1. Совсем "дикие" - районы где люди появляются только случайно и где только местами можно встретить только местных жителей (которые живут практически в полной гармонии с природой) или геологические партии. Расположены в стороне от основных путей сообщения. Походы по этим районам зачастую подразумевают недостаток информации о районе, первопрохождения тех или иных препятствий, требуют весьма сложной (часто вертолетной) заброски и доступны только опытным, хорошо подготовленным группам. Например многие районы Сибири, плато Путорана, п-овы Таймыр, Ямал, другие заполярные районы.

 2. Районы с редкой сетью населенных пунктов, расположенные достаточно близко к транспортным артериям нашей страны. Часто в этих районах велись или ведуться активные геологические изыскания или даже имеются действующие или заброшенные рудники. В этих районах, отойдя недалеко от основных дорог, мы попадаем в царство практически нетронутой природы. Эти районы обычно уже активно используются туристами. В европейской части России это Полярный и Приполярный Урал, большая часть Кольского полуострова (с некоторой натяжкой Хибины также можно отнести к этой категории), некоторые районы Кавказа. В Азиатской части - Саяны, Алтай, Кузнецкий Алатау и другие районы. Сюда же можно отнести многие горные районы Средней Азии. Надо отметить, что с введением в строй Байкало-Амурской магистрали в эту категорию из предыдущей перешло много замечательных в туристском отношении районов находящихся вдоль БАМа (например, Байкальский хребет, Ангарский хребет, Муйские хребты, Кодар).

 3. Туристские районы, имеющие достаточно густую сеть населенных пунктов. Как правило, эти районы уже давно освоены туристами, здесь был развит плановый туризм, на популярных местах стоянок находятся приюты, практически к любым местам ночевок можно подъехать используя автотранспорт улучшенной проходимости, а иногда и на самой обычной машине. Сюда можно отнести большую часть Краснодарского края и Северного Кавказа, Крым и другие обжитые места массового туризма. По некоторым параметрам сюда же можно отнести и Хибинские тундры.

 

 Районы 1 группы из-за того что антропогенное воздействие на них достаточно мало, как правило, не очень отмечены следами жизнедеятельности человека.

 Районы относящемся к 3 группе несут большую антропогенную нагрузку и под воздействием местных промышленных предприятий, местного населения и проходящих группы туристов, не имеющих должной культуры взаимодействия с окружающей средой, могут быть быстро захламлены. Борьба с этим захламлением может вестись методами, используемыми в природных парках стран Европы (см. выше).

 Ситуация складывающаяся в районах которые мы отнесли ко второй группе достаточно интересная. Практически тут от самих туристов зависит, по каким местам будут путешествовать они сами и будущие поколения туристов.

 

 Рассмотрим ситуацию, складывающуюся в Хибинах.

 Очень большое воздействие на природную среду оказали похождения в этих горах геологов. В период когда в районе были найдены большие запасы апатитовой и нефелиновой руды все Хибины были вдоль и поперек прочесаны многочисленными геологическими экспедициями которые искали, где бы тут организовать очередной рудник. При этом были проложены вездеходные дороги по всем долинам рек, эти дороги забираются на многие плато и вершины Хибин. Это приводит к самым неожиданным ситуациям: например группа пыхтя и стараясь забирается на плато, чувствуя в себе волнение первооткрывателей, и что они видят: на вершине находятся ржавеющие остатки вездехода, обломки каких-то ящиков, какие-то бутылки, как будто группа геологов выезжала на пикник на вездеходе.

 

 

 Наша группа в этом походе поставила себе цель: уходя с места стоянки оставлять ее в более приличном виде, чем она была до нашего прихода.

 

 Оставшиеся после нас консервные банки мы подвергали комплексному воздействию: сначала обжигали в костре (при этом некоторые банки полностью прогорают), затем подвергали механическому воздействию (расплющивали ударами бревен или обухом топора). Обработанные таким образом консервные банки занимают гораздо меньше места (а, следовательно, не создают таких больших гор мусора), и гораздо быстрее распадаются на составляющие элементы.

Стеклянной тары мы с собой не брали. Если на стоянках, которые мы приводили в порядок, попадалось стекло, мы старались целые банки и бутылки закапывать не разбивая. Осколки уже битых банок и бутылок подкладывали в костер, где они оплавлялись и приобретали более приличный вид после чего тоже подлежали закапыванию.

Все бумажные отходы, образующиеся в походе, сжигались.

Утилизация полиэтилена ставит нас перед дилеммой: либо сжигать его загрязняя атмосферу продуктами горения либо закапывать в землю где он храниться практически вечно. Все-таки иногда мы сжигали и полиэтилен. При этом старались сжигать в хорошем костре, при высокой температуре, так как в этих условиях продукты горения которые не характерны для окружающей среды окисляются до самых простых составляющих таких как углекислый газ и вода.

 Бревна на которых мы сидим вокруг костра, вы ставим вертикально, прислоняя их к ближайшим деревьям. Делается это исходя из тех соображений, что деревья лежащие на земле больше подвержены гниению, в то время как поставленные вертикально дополнительно высыхают и улучшают свои свойства как в качестве дров, так и в качестве мест для сидения.

 Что касается мест разведения костра, то мы всегда разводили костер на старых костровищах, и не пытались заниматься снятием дерна, поливанием его водой и т.п. Мы исходили из концепции что туристы в Хибинах ходили и будут ходить и костры здесь будут жечься постоянно. Исходя из этого мы пытались максимально облагородить костровище - обложить его камнями, сделать все чинно, благородно и красиво. В качестве средства для помещения канов над костром мы брали костровой трос. За счет того, регулируемые тросики для подвески канов к основному тросу имеют достаточную длину, мы имели возможность повесить основной трос выше головы самого высокого участника группы. В тоже время если приходилось использовать костровище около которого не было деревьев, мы использовали для подвески троса на уровне пояса альпенштоки собранные в две пирамиды и за счет регулируемых тросов подвески успешно решали проблему подвески канов.

 

 Группа подводила статистику захламленности стоянок.

 1. Стоянка около станции "Нефелиновые пески" - довольно чистая и аккуратная, лишнего мусора почти нет.

 Стоянки в районе расщелины Аку-Аку - также достаточно чистые, мусор собран в ямы.

 2. Стоянка на р. Меридиональный - так как место, где мы останавливались, судя по всему не очень часто используется для стоянки групп, то и имеется там лишь костровище и несколько валяющихся консервных банок которые мы успешно утилизировали путем механического воздействия обухом топора и обжига в костре.

 По пути к перевалу Зап. Арсеньева все встречающиеся стоянки находятся в довольно приличном состоянии (хотя времени детально их рассматривать у нас не было, и дрова около этих стоянок – только карельская береза).

 После перевала в долине ручья Зап. Арсеньева есть несколько костровищ, но так как дрова сюда надо нести с собой, а следовательно готовит здесь группа не более одного раза - вокруг этих костровищ относительный порядок.

 3. Хорошие стоянки на месте слияния р. Ферсмана и р. Малая Белая. Сами места стоянок в хорошем состоянии, но когда ходишь вокруг в поисках дров, то невольно приходят мысли о необходимости организации в местах таких популярных стоянок стационарных туалетов, так как свидетельства метаболизма человека - на каждом шагу.

 Стоянки на р. Петрелиуса, Маннепахк и на озере под пер. Сев. Чорргор - хорошие, аккуратные, на первой и третьей - мало дров.

 При движении вдоль озера Гольцовое - не так много стоянок, нам больше понравились находящиеся ближе северному концу озеру. По этим стоянкам заметно, что сюда заезжают на пикники и рыбалку местные жители, а не только туристы.

 Нам не встречалось очень хороших мест при движении между пер. Сев. Лявочорр и Обманный, возможно из-за того, что двигались мы близко к горам, а хорошие места находятся ближе к тундре.

 Хорошее место на р. Кальйок найти было непросто. Мы нашли его практически напротив перевала Суолуайв.

 На озере Ньюрьявр места очень приятные, но иногда сюда заезжают рыбаки на уазике. За счет большой популярности у туристов – местами сильно захламленное место, многие ямы для мусора - переполнены.

 По дороге к Тульйоку - антропогенный пейзаж. Вырубки, лесовозные дороги, брошенная техника оставляют тяжелое впечатление хотя идти по дорогам, конечно, гораздо легче.

 Стоянка на стрелке Тульйока и Каскаснюнйока – приятное впечатление и даже дороги очень хорошо вписаны в местный ландшафт.

 В верховьях Тульйока - масса стоянок все в достаточно хорошем состоянии. 

 В общем надо сделать вывод о том, что захламленность Хибинских гор не такая уж и большая, и если все группы туристов будут придерживаться принципа: оставляй после себя место в лучшем состоянии чем оно было до тебя, Хибины еще долго будут радовать глаз туриста своей красотой.

Авторы: Олишевский Д.В., Казимирчик П., Близнюк А.


<<Домой    Выше  >>

Хостинг от uCoz