В годы второй мировой войны многие армии мира испытывали потребность в машинах,
способных не только перевозить пехоту, но и защищать ее от пуль и осколков. Так
был создан новый класс боевых машин — бронетранспортеры. В США, которые вступили
в войну только в декабре 1941 г., было создано большое число полугусеничных
бронетранспортеров. Однако на фронте оказались нужны и более легкие и подвижные
машины дли разведки и огневой поддержки, которые сочетали бы высокую скорость
бронеавтомобиля и вместимость бронетранспортера.
В 1939 г. американская армия получила на вооружение разведывательную
бронированную машину МЗ, разработанную инженерами фирмы «Уайт». Этот автомобиль
с приводом на все четыре колеса (класс вездеход) имел бронированный кузов, в
котором размещались 6 пехотинцев, два-три пулемета, радиостанция и боеприпасы.
Военные называли его «скаут кар» — автомобиль-разведчик. Машина, имевшая много
общих с бронетранспортерами деталей (кабина, двигательное отделение, капот,
передний мост шасси) выпускалась большой партией до конца 1944 г. Всего было
произведено 20918 «скаутов», в том числе 16438 новой модификации МЗ А1 с более
мощным двигателем и компактным кузовом (что позволило снизить вес на четверть
тонны).
«Скаут кар» сразу же стал поставляться странам антигитлеровской коалиции по
ленд-лизу. В 1942-1945 гг. он состоял на вооружении британской, канадской,
австралийской, новозеландской, французской и китайской армий. 3340
разведывательных бронемашин было поставлено в Советский Союз и использовалось
как в Красной Армии, так и в Войске Польском (более сотни).
В американской армии и в войсках Британского Содружества Наций «скауты» состояли
на вооружении разведывательных («бронекавалерийских») частей и подразделений
наряду с бронетранспортерами, а также в моторизованных пехотных и артиллерийских
батальонах. По штату в разведывательном эскадроне было 17 бронеразведывательных
машин. В Красной Армии «скауты» входили в состав разведывательных рот танковых,
механизированных и мотострелковых бригад — 10 машин в роте, а также в состав
одного из эскадронов в кавалерийских полках (по 15 машин). Кроме того,
гвардейские механизированные и артиллерийские части могли полностью снабжаться
такими машинами. Больше всего бронеразведчиков МЗ А1 имел в 1944-1945 гг. 4-й
гвардейский механизированный корпус, воевавший в Румынии, Венгрии и Австрии.
Отличительной эмблемой 13-й мехбригады этого корпуса был белый олень, эмблемой
14-й мехбригады — лиса, 15-й — носорог.
В послевоенные годы «скауты» применялись противоборствующими сторонами в
Индокитае и на Ближнем Востоке. Подвижность и довольно мощное вооружение делали
машины МЗ отличным средством разведки, связи, переброски и огневой поддержки
войск. В Советском Союзе по принципу «скаут кар» был разработан и состоял многие
годы на вооружении легкий бронетранспортер БТР-40.
В 1942-1945 гг. «скауты» окрашивались в традиционный для США темно-зеленый или
(в Африке и Италии) оливковый цвет. В других армиях эти машины, как правило, не
перекрашивались, а лишь камуфлировались в зависимости от природных условий и
времени года. На бампере американские машины имели тактические знаки (номер
машины, рота, батальон, дивизия, род войск), а на бортах и капоте — белые звезды
— национальный символ. В британских войсках тактические знаки наносились на
борта. В СССР условные символы и тактические номера также наносились на борта
или двери кабины, при этом на капоте сохранялись серийные номера американской
армии, а белые звезды закрашивались красным или защитными цветами.
Сотрудник Российского государственного
военно-исторического архива
к.и.н. С.Г.НЕЛИПОВИЧ
Тактико-технические характеристики БРМ МЗ А1 «СКАУТ КАР»
Вес, т |
5,624 |
Экипаж, человек |
2 водителя и 6 пехотинцев |
Длина, м |
5,62 |
Ширина, м |
2, 03 |
Высота, м |
2,11 |
Двигатель тип |
карбюраторный, «Геркулес» |
мощность, л.с. |
110 |
Скорость, км/ч |
88,5 |
Запас хода, км |
402 |
Бронирование, мм: |
|
капот, кабина |
12,7 |
кузов |
6,4 |
Вооружение: |
один 12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ; |
Боезапас: |
800 12,7—мм и 8000 7,62-мм патронов |
Фотоальбом:
Фото Виктора Шумилова, 1 гвардейская танковая бригада |
|
Фото Виктора Шумилова, 1 гвардейская танковая бригада
|