<<    Домой        Содержание        Список литературы    >>

В.В. Ярошенко,  Ю.В. Козлова

В  ПОХОД   С   КЛАССОМ


Первые шаги

В поход? Зачем мне это нужно, или Почему это интересно?
Образовательные и оздоровительные возможности туристских прогулок и походов
Выбор маршрута
Планирование туристской работы
Правовые основы туристской деятельности класса

 

ПЕРВЫЕ    ШАГИ

В поход? Зачем мне это нужно, или Почему это интересно?

Дети просятся в поход...

У педагога же возникает много вопросов. По какому маршруту пойти? Как не заблудиться? Будет ли класс вести себя дисциплинированно? Как обеспечить безопасность детей на транспорте и в лесу? Но, пожалуй, главный вопрос: «А зачем мне это нужно?!»

Педагогов-новичков на туристской ниве, как правило, пугают типичные походные трудности. Возможно, что их собственный неудачный опыт лесных вылазок препятствует решению сделать первые шаги по туристской тропе.

Попробуем выделить несколько мотивов, делающих туристско-краеведческую деятельность привлекательной для учителя.

Во-первых, туризм — это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом — ходьбой.

Во-вторых, во время похода группа и ее руководитель находятся вне криминализированной городской среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером города (дорожно-транспортные происшествия, концентрация токсических веществ, пыль, шум, стрессы и др.).

Кроме того, это не просто нахождение в экологически чистой, природной среде, а возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях — в лесу.

В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Многих привлекают неформальные условия для общения с коллегами и учениками.

В-четвертых, поход — активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания учителем авторитета у учеников и его укрепления. Туризм может стать для учителя школой педагогического мастерства.

Преодолевая с учащимися трудности походной жизни, он вырастает из официального руководителя группы, уполномоченного директором, в признанного классом авторитетного лидера. Возможность решения кроме учебных и задач по воспитанию и оздоровлению расширяет сферу его влияния на учеников. Грамотно организованные туристские походы разрешают потребности учителя в общественном признании и стремлении к самореализации. Учитель повышает свой социальный статус и в глазах родителей.

В-пятых, правомерно говорить, что в туристском походе происходит рост собственного достоинства педагога-руководителя. Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни требует от него проявления смелости, ограничения привычных бытовых потребностей, более объективной самооценки личности, осознания роста собственного духовного потенциала, веры в свои силы.

Туристские походы — эффективная форма тренинга личностного роста.

И наконец, поход — это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень.


Образовательные и оздоровительные возможности туристских прогулок и походов

Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
К.Д. Ушинский

Учитель всегда находится в поиске тех видов деятельности, которые давали бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка. И многие педагоги, часто интуитивно, начинают заниматься туризмом.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности в школе являются туристские прогулки, походы и слеты-соревнования.

Туристские прогулки заключаются в прохождении группой (классом) небольшого маршрута (протяженностью до 4 км) в городском лесопарке или пригородном лесном массиве без преодоления естественных препятствий. Они распространены в начальной школе. Это форма эффективной рекреации и оздоровления.

Туристские походы — вид образовательно-оздоровительной деятельности, способ прохождения маршрута (протяженностью от 4 км). Это массовая активная форма туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи.

Туристско-краеведческие слеты, соревнования — массовые формы деятельности, ставящие своей целью приобщение к туризму и краеведению большего количества школьников и учителей, а также выявление лучших туристских коллективов школы. Распространенной практикой стало участие классных коллективов в общешкольных туристских слетах-соревнованиях и туристско-краеведческих слетах, соревнованиях районного, окружного и городского уровня. Слеты проводятся в природной среде. В их программу целесообразно включать прохождение командами туристского маршрута. Туристско-краеведческие выставки, вечера, конференции по их целевому назначению правильнее было бы относить к формам подведения итогов туристской деятельности, обобщения ее результатов.

В школе можно выделить два основных направления туристско-краеведческой деятельности: массовый туризм и краеведение (туристско-краеведческая деятельность классов) и подготовка детско-юношеского актива по специальным профильным программам дополнительного образования в туристских группах и клубах.

Перечисленные выше формы туристско-краеведческой деятельности (туристская прогулка и поход, слет-соревнование), как показала практика, используются для массового туризма школы. Для подготовки школьников — организаторов туристско-краеведческой деятельности этого недостаточно. Для обучения и воспитания подлинного школьного актива, помощников классных руководителей, судей школьного слета-соревнования нужна дополнительно система учебных теоретических и практических занятий, повышенная сложность туристско-краеведческих мероприятий, использование исследовательского подхода в краеведческой деятельности. Подготовка школьников — туристских организаторов имеет целью развитие лидерских качеств на базе полноценной системы роста спортивно-туристского мастерства к краеведческих знаний.

Множество самых разных вопросов возникает у педагога, небезразличного к духовному и физическому здоровью ребенка. Почему, например, мы не имели раньше в школах модных уроков валеологии, но имели относительно здоровое поколение? Конечно, урок валеологии провести менее рискованно, чем туристский поход. Посадил детей в класс (чаще всего непроветренный) и в спокойной обстановке объясняй им, чем и как дышать, как правильно двигаться, какие физические нагрузки доступны, а какие — нет.

К сожалению, учителя в системе профессионального образования специальной подготовки к руководству туристско-краеведческой деятельностью школьников сегодня не имеют. Выпускников педагогических вузов этому, увы, не учат. У большинства школьных педагогов сформированы представления о туристской деятельности как о досугово-развлекательной.

Любой выход на луг, на берег реки, в лес для общения с природой полезен и прекрасен. Но есть учителя, предпочитающие ограничить выход в лес лишь пикником на ближайшей опушке. Они боятся устать сами и утомить детей пешим переходом.

Но пусть придаст им силы древняя мудрость: ходить не вредно, вредно не ходить! Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить невозможно. Основное в путешествии — ходьба. Нет более естественного вида двигательной деятельности, чем этот. Физическое развитие детского организма происходит незаметно, исподволь. Ребенок приобретает опыт и уже спустя какое-то время сам удивляется: «И на этом самом маршруте нам было так трудно? Сейчас идем без усилий!» Туристские походы устраняют, как минимум, два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и ожирение.

Все «против» туризма в школе можно свести к банальным «кадрам» и «средствам». Но ведь так было всегда. Однако среди руководителей школ и управленцев от образования находились и теперь находятся те, кто понимает, что развивать нужно виды деятельности детей, дающие максимальный комплексный эффект.
Туризм и краеведение именно те виды деятельности, которые имеют интегративную основу и при разумной организации дают огромные образовательно-оздоровительные результаты.

Какими же возможностями обладает туризм?

Во-первых, он позволяет ученику приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это — владение новыми (помимо привычных в условиях классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.

Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
 

В-третьих, туризм имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе сверстников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля за реализацией принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами учащихся. А участие в самоуправлении туристской группы — постоянную необходимость проявления ответственности.

В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у ученика представление о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Туризм — деятельность, требующая проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.

Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, ходьбы пешком, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. Участники похода учатся самовосприятию собственного физического состояния во время и после физических нагрузок.

В-пятых, школьный туризм и краеведение — действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей защитника Отечества. Ведь в походах можно посетить места боев, краеведческие музеи, памятные места, связанные с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отечества определяют знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, полученные им в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.

В-шестых, в процессе туристских походов можно сформировать у учащихся готовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они убирают место привала, чистят родник, огораживают муравейник, делают кормушки для птиц и животных.

Таким образом, учитель в туристско-краеведческой деятельности может решать педагогические проблемы: более прочное усвоение знаний за счет использования в преподавании краеведческого подхода, раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

Интерес к использованию туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях сегодня есть и у самих школьников. Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям, т.е. интерес познавательный.

Вот как ответили учащиеся на вопрос, почему им интересно ходить в походы.

Брызгалин Владимир (14 лет)
Занимаюсь туризмом, потому что это мне нравится, меня это увлекает. Здесь мои друзья, мое лучшее общество.

Морозова Надежда (14 лет)
Я начала заниматься туризмом из любопытства. Мне это понравилось, и я продолжаю этим заниматься, потому что, во-первых, много узнаешь, многому учишься, во-вторых, появляется ответственность. Знаешь, что в походе, если сама не сделаешь что-нибудь, за тебя этого никто не сделает. В-третьих, это здорово! Жалко, что другие не могут этого почувствовать.

Котельников Сергей (13 лет)
Мне нравится этот вид спорта, и я люблю сложности.

Иванова Аня (15 лет)
Я испытываю свою силу воли, когда не хочется, а надо. Хожу, чтобы отвлечься от учебы, встретиться с друзьями, наверное, самыми лучшими на этот период.

Синусова Екатерина (15 лет)
Я хотела заниматься туризмом очень давно. Можно сказать, что это было моей мечтой — пойти в поход. У меня папа ходил в походы и много мне о них рассказывал. Когда представилась возможность этим заняться, я, конечно, это сделала.

Сегодня повсеместно возрождаются традиции скаутского движения. На первый взгляд, туристская деятельность и скаутинг похожи. Ведь и там и там программы и методы работы приближены к возрастным возможностям и потребностям детей (физиологическим особенностям, ведущей психической деятельности, интересам). Кроме того, организация учебной работы и мероприятий не требует развитой материальной базы и ресурсов. Большинство мероприятий проводятся в природной среде. И что немаловажно, специальности у скаутов соотносимы с туристскими «должностями».

Но тем не менее в туризме обучение ведется в смешанных (и мальчики и девочки) группах, в скаутинге — в раздельных. Туризм — светская форма движения, скаутинг — религиозная. В походах применяется значительно меньше по объему игровых форм и методов. Преобладает деятельность практико-ориентированная (самообслуживание, освоение окружающего мира, самопознание в условиях туристского похода), поэтому для обеспечения безопасности и достижения результативности деятельности к руководству группами должны привлекаться специалисты высокой квалификации (педагогической и туристской).

Школы, как правило, используют туристские походы и прогулки как элементы внеклассной работы. Главная миссия школы — реализация программы основного образования. Для этого используются традиционное предметное преподавание на основе базисного плана, структурные единицы учебного процесса — класс и урок. Поэтому и заинтересована школа в тех возможностях туристско-краеведческой деятельности, которые позволяют решать проблемы основного образования: ослабление перегрузок, возникших вследствие интенсификации процесса обучения, регионализация учебных планов и программ, удовлетворение потребностей школьников в самореализации, развитие полноценного детского самоуправления, оздоровление детей и др. И туризм в рамках школы раскрывает свой потенциал в том случае, когда является органичной частью ее образовательного процесса.

Учитель, хоть один раз сходивший с ребятами на туристскую прогулку в ближайший лесопарк, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.

Выбор маршрута

Как чаще выбирают маршрут туристского похода? Идут либо по уже известным маршрутам, либо туда, куда предложат коллеги или знакомые.

При выборе пути важно руководствоваться принципом: маршрут должен быть «помощником» педагога. В походе их «роли» уравновешиваются. Если маршрут слишком простой для класса или небогат природными и краеведческими объектами, то педагог вынужден будет затратить массу усилий для компенсации недостатков маршрута. Получится, что не туристский поход будет «работать» на класс, а педагогу придется выполнять несвойственные ему обязанности массовика-затейника.

Для того чтобы грамотно выбирать или разрабатывать маршруты походов, у педагога есть два пути: либо получить дополнительную туристскую квалификацию на специализированных семинарах и школах туристской подготовки, либо консультироваться со специалистами учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (сотрудниками Центров и станций юных туристов, профильных отделов Детских центров творчества), сотрудниками клубов туристов. Эти специалисты могут предложить готовые разработки туристских маршрутов для вашего региона, необходимый краеведческий материал.

Можно обратиться за помощью и к родителям. Среди них наверняка найдутся любители путешествий, а может быть, и опытные туристы, готовые помочь и при подготовке похода и во время его проведения. В целом родители всегда будут союзниками педагога в проведении похода, так как они заинтересованы в оздоровлении ребенка, мотивированы возможностью организовать его содержательный и экономически доступный для семьи досуг. Они хотят также, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе, а общался в кругу сверстников под руководством учителя.

Какие же требования предъявляются к маршрутам походов для школьников?

1. Маршруты походов для классных коллективов должны быть посильны детям по физическим нагрузкам, т.е. по протяженности и продолжительности соответствовать возрастным нормам. Можно рекомендовать строить поход, не превышая следующих показателей (табл. 1).

Таблица 1

Примерные нормы протяженности походов по параллелям классов

Класс  Рекомендуемая протяженность, км
1 день 2 дня
1—2 2 (прогулки)
3 3 (прогулки)
4 4 (прогулки)
5 5
6 6
7 8 15
8 10 18
9 15 20
10—11 18 25

Ребята, занимающиеся в туристских и альпинистских секциях, клубах спортивного ориентирования, практически еженедельно участвуют в тренировочных выходах, в маршевой и кроссовой подготовках. Они, конечно, готовы к значительно большим нагрузкам. Но для обычных школьников, нетренированных, без специальной подготовки, маршруты, предложенные в приведенной таблице 1, дав необходимую физическую нагрузку, не позволят переутомиться и отбить охоту участвовать в походах.

Как правило, туристы-новички не представляют, что поход — это прежде всего трудности пути, быта, погоды, взаимоотношений в группе, которые нужно будет преодолевать. Главная задача педагога — в самом начале привить интерес к пешим прогулкам, дать почувствовать удовольствие от ходьбы на длительные расстояния. Нельзя испугать новичка предстоящими трудностями, «перегрузить» его эмоциональными впечатлениями первых походов.

Первые маршруты должны быть непродолжительными и ненасыщенными сложными естественными препятствиями. Продолжительность походов — в пределах 4 часов. Помимо маршрута можно поиграть на полянке, например в футбол, пособирать грибы, провести познавательную экскурсию. «Вхождение», втягивание в новый вид деятельности должно быть ярким, запоминающимся, но постепенным, «не ломающим».

При планировании туристских маршрутов по мере роста и возмужания детей увеличивается протяженность, продолжительность походов и насыщенность маршрутов естественными препятствиями, т.е. растет физическая нагрузка.

2. Все маршруты выбираются так, чтобы до них было удобно — быстро и недорого — добираться от школы, района проживания детей. Подъезды к начальной точке маршрута и возвращение с конечной точки — с помощью городского транспорта или близлежащей железной дороги. Это — условие экономичности затрат на проведение похода.

3. Немаловажное условие — наличие карты на данный полигон. Школьники, не имеющие специальной подготовки, ориентируются слабо. Причина этого и в явном недостатке учебных часов на практическое закрепление топографических знаний.

Для туристского похода карта или хотя бы схема пути необходима. И чем она более подробная, тем лучше. Найти картографический материал можно в органах местной власти, лесничестве, в клубах туристов и на станциях юных туристов. Подробные карты публикуются в региональных атласах.

Хорошие цветные крупномасштабные карты для спортивного ориентирования, которых в последние годы выпущено немало, с успехом можно использовать в туристских прогулках и походах класса, при проведении практических занятий по географии, для соревнований по ориентированию. С такой картой ученику интересно пойти на прогулку в лес с родителями. Приобрести такие карты можно в местных федерациях и клубах спортивного ориентирования.

В современных условиях стала доступна информация дистанционного зондирования — снимки земной поверхности из космоса. Местность на космическом снимке легко «узнается», воспринимается естественно. При сформированном навыке работы маршрут можно проходить, используя только космические снимки (без другого картографического материала), без ущерба для качества ориентирования.

Практически каждая школа может использовать качественные цветные космические снимки территории своего региона хорошего разрешения. Более подробную информацию о возможностях использования космических снимков можно получить в сети Интернет на сайтах www.transparentworld.ru  и www.scanex.ru.

4. Маршруты походов должны удовлетворять и эстетическим требованиям — проходить по разнообразным, живописным природным объектам. Причем участники похода и устают гораздо меньше, если на маршруте чередуются лес и поляны, встречаются небольшие овражки, тропа сменяется лесной дорогой, просекой и т.д.

5. Крайне важен образовательный эффект похода. Поэтому для каждой параллели класса подбираются маршруты, на которых учащиеся могли бы практически закреплять содержание изучаемых учебных предметов.

Краеведческий подход позволяет использовать школьный туризм как образовательную среду для решения проблем предметного преподавания. Конечно, нельзя претендовать на полноту отражения всех аспектов изучения материала школьных программ в лесу. Но почти любой туристский маршрут можно использовать для изучения географии, истории, биологии, экологии, математики, физики, химии, рисования, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, физического воспитания и других школьных дисциплин. Педагог имеет возможность знакомить учеников с природой, историей, промышленностью, культурой родного края. Это объективно мотивирует учителя к применению туризма и краеведения в профессиональной деятельности.

Мы приводим ниже (табл. 2) образовательные возможности туристских прогулок и походов. Любой учитель-предметник, как специалист своего дела, сможет дополнить содержание этой таблицы. Учителю важно осознать такую возможность. А квалификация и опыт, подкрепленные желанием, помогут ему определить «свои» темы «лесных уроков».

Таблица 2

Взаимосвязь содержания туристских прогулок и походов с учебными предметами

Класс

Предмет

5—6 7—8 9—11
Биология Растительный мир как составная часть природы. Роль растений в природе Грибы. Лишайники. Тип членистоногие. Класс птицы Типы взаимодействия организмов. Понятие экосистемы. Биоценоз
Экология Нравственные нормы отношения к живым организмам Воздействие человека на природу, выявление мер по рациональному ее использованию и охране. Нарушение экологического равновесия. Охрана растений Биосфера и человек. Природопользование и охрана природы
География План местности. Географическая карта Глазомерная съемка участка местности. Экономико-географическая характеристика родного края. Рельеф и геологическое строение Взаимодействие человека и общества с природой
Физика

Магнитное поле Земли. Работа с компасом
Астрономия Наблюдения: основные созвездия. Полярная звезда и стороны горизонта
Математика Масштаб. Простейшие измерения на местности Начальные понятия геометрии. Равнобедренный треугольник и его свойства. Соотношения между сторонами угла и треугольника. Измерения расстояний и высот на местности

ОБЖ Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы Движение по азимуту. Особенности ориентирования на открытой и закрытой местности Прикладная физическая подготовка

5—11 классы
Литература Лес в русских народных сказках. Маршруты, связанные с именами писателей и поэтов
Русский язык Развитие речи. Составление письменных отчетов о походе и туристской прогулке. Краеведческие рефераты
История История русских усадеб. Декабристы. Великая Отечественная война
Изобразительное искусство Пейзаж. Изобразительные средства. Маршруты, связанные с именами художников. Памятники русской архитектуры и зодчества
Физическое воспитание  Значение движения. Кроссы. Лыжная подготовка. Туристские походы. Выполнение нормативов на значки «Юный турист» и «Турист России»

Планирование туристской работы

Как правило, туристские походы в школах проводятся эпизодически, не становясь полноценными элементами учебно-воспитательного процесса. Редкие выходы на туристские маршруты обычно заранее не спланированы. Выбор учителем маршрутов определяется случайными факторами. Как следствие — туристская работа в школах бессистемна. При большой затрате времени и сил поставленные цели достигаются лишь частично, а учителя и школьники не получают ожидаемого удовлетворения.

Как же достичь качества в организации туристско-краеведческой деятельности? Какими методами сэкономить силы и время?

На наш взгляд, разработка годового плана туристских походов классов сможет решить эти проблемы, если заложить определенную цикличность в планирование туристской работы в школе.

Маршруты походов для каждой параллели классов различны, но из года в год для них повторяются, т.е. используются «типовые» маршруты. Иначе говоря, дети в параллели с годами меняются, а маршруты остаются традиционными.

Например, пятиклассники, пройдя определенные походы в течение учебного года, в следующем, шестом, классе путешествуют по другим маршрутам. А новые пятиклассники проходят по уже известным школе и учителям «старым», знакомым ниткам маршрутов.

Подобная система планирования массовых походов легко управляема, позволяет постоянно накапливать информацию о регионе и его краеведческих возможностях, так как используются традиционные для данной школы маршруты походов по параллелям классов. Накапливается собранный на одних и тех же маршрутах конкретный краеведческий материал, который можно с успехом использовать для преподавания на уроках и школьного краеведческого музея.

При такой системе планирования массовых походов классов из года в год растет туристская компетентность педагогического коллектива школы. Появляется потребность и возможность обмена опытом между педагогами разных параллелей классов, и тем самым происходит усиление трудовых зависимостей, ведущих к сплочению школьного коллектива.

Например, каждый класс в течение учебного года планирует совершить четыре похода:
— по местам боевой славы региона;
— маршрут с посещением краеведческих достопримечательностей исторического, литературного, естественно-научного или комплексного характера;
— поход с выполнением практических природоохранных мероприятий (развесить кормушки для птиц, огородить муравейники, повесить скворечники, оборудовать места привалов в лесу и др.);
— поход на школьный туристский слет (соревнования).

Кроме того, для каждой параллели класса подбираются маршруты, на которых учащиеся могли бы закреплять содержание изучаемых учебных предметов практически. Каждый классный руководитель (учитель) ежегодно будет ходить с учениками в туристские походы, используя их маршруты исходя из задач своего учебного предмета (географии, истории, биологии и т.д.). В результате школа со временем получит опыт освоения и методическую разработку туристских маршрутов комплексного характера для конкретной параллели классов.

Образовательные возможности любого туристского маршрута представлены в таблице 3 на примере маршрута для 8-х классов «Ул. Янгеля — усадьба «Ясенево» — МКАД — усадьба Трубецких «Знаменское-Садки» — Бутовское лестничество».

Таблица 3

Образовательный потенциал маршрутов

Предмет Маршрут
История Декабристы. История русских усадеб. Ясенево, Знаменское-Садки. Великая Отечественная война (четвертая линия обороны Москвы)
Литература Теплый стан — родина Ф. Тютчева
Русский язык Сочинение на тему «День в лесу»
География Глазомерная съемка участка местности. Экономико-географическая характеристика Москвы и Московской области. Рельеф и геологическое строение. Простейшие способы ориентирования
Биология Роль растений в природе. Сезонные явления. Насекомые. Птицы
Экология Нарушение экологического равновесия. Охрана растений
Математика Простейшие измерения на местности
Физика Магнитные свойства Земли. Работа с компасом
Химия Простейший химический анализ водотоков и водоемов (рН, нитриты, нитраты)
Физическое воспитание Туристский поход на выполнение нормативов на значки «Юный турист» и «Турист России»
Изобразительное искусство Пейзаж. Изобразительные средства. Памятники русской архитектуры

Библиотека разработок «типовых» (традиционных) маршрутов для параллелей классов станет информационно-методическим банком образовательно-оздоровительных возможностей школьного туризма и краеведения.

Подобная система планирования в течение многих лет была апробирована в ряде школ Москвы и дала положительные результаты.

Для помощи школе в планировании содержания туристской деятельности нами разработана «Форма плана туристской работы школы», которая включает систему частных планов, позволяющих в комплексе достигать поставленных целей.

Форма плана туристской работы школы на 20__/__ учебный год

1. Календарно-тематический план подготовки, проведения и подведения итогов массовых туристских походов.

1.1. Проведение классного часа «Цель и план подготовки похода».
1.2. Подготовка краеведческого материала.
1.3. Изготовление карты маршрута.
1.4. Проведение инструктажа по правилам безопасности.
1.5. Представление заявочной документации (директору школы или в маршрутно-квалификационную комиссию).
1.6. Проведение похода.
1.7. Представление маршрутного листа туристскому организатору школы.
1.8. Изготовление фотоматериалов о походе.
1.9. Оформление альбома-летописи.
1.10. Выпуск газеты-отчета о походе.
1.11. Обсуждение итогов похода в группе.

2. Учебный план подготовки детского туристского актива*.

Ф.И.О. педагога Наименование учебной программы Количество обучающихся школьников Количество часов работы учебной группы Расписание работы (дни и часы занятий)
         

* Прилагаются учебно-тематические планы групп и календарные планы проведения учебно-тренировочных походов, практических занятий и многодневных мероприятий по учебным программам.

3. Календарный план подготовки, проведения и подведения итогов многодневных туристских мероприятий (степенных и категорийных походов, полевых лагерей).

Наименование мероприятия (лагерь, поход _____ степени, поход ___ категории) Район похода (лагеря) Маршрут Возраст участников Сроки проведения Кол-во человек Ф.И.О. руководителя
             

4. Учебно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности.
4.1. План проведения учебных семинаров и консультаций для педагогов.

Форма организации
(лекция, семинар, консультация, инструктаж и др.)
Для кого (методобъединение, классные руководители, индивидуальная работа и др.) Дата проведения Объем Ответственный за проведение
         

4.2. Приобретение туристской литературы и картографического материала для школьной библиотеки — в течение учебного года.

4.3. Обобщение опыта организации туристско-краеведческой деятельности в школе.

Форма обобщения опыта (обсуждение на административном совещании (совещании при директоре), педагогическом совете, методобъединении учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, родительском собрании (комитете); творческие мастерские, методический материал, публикация, доклад, отчет и др.) Сроки Ответственный
     

5. Материально-техническое обеспечение туристско-краеведческой деятельности (нормативно определено «Типовым перечнем туристского снаряжения образовательного учреждения» (приложение 4 к приказу Министерства образования РФ от 28 апреля 1995 г. № 223); организация финансирования — системой документов, регламентирующих порядок привлечения педагогических работников к проведению туристско-краеведческих мероприятий, нормы расходов, порядок учета и финансовой отчетности).
5.1. Приобретение туристского инвентаря, снаряжения и оборудования за счет средств бюджета, родителей, спонсоров и др.
5.2. Изготовление самодельного туристского снаряжения.

6. Мероприятия по учету, контролю и оформлению результатов туристско-краеведческой деятельности.
6.1. План организации учета туристско-краеведческой деятельности.

Содержание Форма учета Сроки (периодичность) Ответственный
Регистрация туристских походов Маршрутные листы и книжки В течение года Туристский организатор школы, руководители групп
Регистрация выполнения норм на туристские значки и разряды  На значки — приказы директора школы, на разряды — протоколы решения маршрутно-квалификационной комиссии В течение года Туристский организатор школы, руководители групп
Регистрация инструктажа по правилам безопасности Журнал В течение года Туристский организатор школы, руководители групп

6.2. Подготовить за учебный год:
— значкистов «Юный турист» — ... человек, «Турист России» — ....
— разрядников по туризму: 3-й ю.р. — .... ; 2-й ю.р. — ..., 1-й ю.р. — ..., 3-й р. — ..., 2-й р. — ..., 1-й р. —... .
6.3. Оформить по результатам походов стенды, газеты, альбомы-летописи, письменные отчеты, пополнить школьный музей и учебные кабинеты краеведческим материалом, провести туристские вечера.

№ п/п Наименование мероприятия Форма отчета Сроки Ответственный
         

План туристской деятельности школы на учебный год согласуется заместителями директора школы по функциональным направлениям, обсуждается на методических объединениях и педагогическом совете и утверждается директором школы.

Любой туристский поход, как и любая практическая деятельность, имеет стадии подготовки, проведения и подведения итогов. Приведем пример формы плана подготовки и подведения итогов однодневного туристского похода, который может быть использован классным руководителем.

План подготовки и подведения итогов однодневного туристского похода

Содержание деятельности Форма Сроки Ответственный
Информирование родителей о целях похода и необходимой денежной сумме (для проезда ребенка до начала маршрута и обратно) и организации питания Родительское собрание   Классный руководитель
Определение состава туристской группы (составление списка участников); обсуждение целей и плана подготовки похода; распределение обязанностей между участниками похода Собрание класса   Классный руководитель
Изучение учебного материала, подготовленного учителями-предметниками (заданий для проведения наблюдений и исследований на маршруте, сбора коллекционных материалов); обеспечение картографическим материалом (поиск, изготовление, приобретение карты района похода), составление нитки маршрута; изучение краеведческих объектов Консультации учителей для туристской группы класса   Учителя-предметники, классный руководитель
Индивидуальная и групповая работа учащихся класса. Собрание класса   Классный руководитель, туристский организатор класса
Контроль состояния здоровья участников похода; визирование списка туристской группы Анализ медицинских карт или личный осмотр   Медицинский работник школы
Ознакомление учащихся с «Правилами безопасности в туристском походе»; определение времени и места сбора туристской группы и времени возвращения с маршрута Собрание класса   Классный руководитель
Оформление туристской документации Издание приказа о проведении похода   Директор школы, классный руководитель
Получение у туристского организатора школы маршрутного листа с визой директора   Классный руководитель
Оформление туристских документов и материалов по итогам похода Представление маршрутного листа с путевыми отметками туристскому организатору школы   Туристский организатор класса
Регистрация участников похода в тетради учета туристско-краеведческой деятельности класса   Классный руководитель
Изготовление фотоматериалов о походе. Оформление альбома-летописи. Выпуск газеты-отчета о походе   Туристский организатор класса
Представление в учебные кабинеты материалов наблюдений и исследований в походе, коллекционного, краеведческого материала, собранного на маршруте   Туристский организатор класса
Обсуждение итогов похода в туристской группе Собрание класса   Классный руководитель

 Как видно из приведенной выше формы плана, классный руководитель на всех этапах туристского похода сотрудничает с множеством лиц, заинтересованных в качественном его проведении:

с учениками класса, которые при умелом руководстве приложат массу усилий в поиске краеведческого материала, подготовке личного и группового снаряжения, составлении отчетных материалов о походе;

с администрацией школы, обязанной снабдить классного руководителя маршрутными документами и решить вопрос о компенсации отработанного времени, если поход проводится учителем в выходной день;

с коллегами-учителями, ведущими предметное преподавание в классе и готовыми дать необходимые консультации по ведению наблюдений, сбору краеведческого материала.

Образовательный результат похода значительно увеличится, если заранее провести с ребятами подготовительную беседу (собрание), можно во время классного часа. Школьников знакомят с маршрутом предстоящего похода и краеведческими достопримечательностями, распределяют между учащимися походные обязанности, определяют количество денег, нужное на дорогу и, при необходимости, на сувениры.

Если планируется поход с ночлегом, то важно знать, как будет обеспечиваться питание группы. Какое костровое оборудование для этого необходимо? Как и где будет организован ночлег? Какое качество питьевой воды на маршруте? Какие меры безопасности нужно предпринять дополнительно?

План подготовки и подведения итогов похода с ночлегом в полевых условиях будет иметь свою специфику. На подготовительном собрании класса, помимо определения состава туристской группы и обсуждения целей и плана подготовки, распределяют обязанности между участниками похода, обсуждают план подготовки группового снаряжения и питания.

Желательно, чтобы каждый участник похода (командир группы, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, ответственный за аптечку, фотограф, краевед, командир палатки и др.) имел свой личный план подготовки, проведения и подведения итогов похода.

Правовые основы туристской деятельности класса

Основополагающим документом в организации школьного туризма должно быть разработанное самим педагогическим коллективом «Положение об организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы». Примерное содержание такого Положения дано в приложении 1. Это документ, раскрывающий цели туристско-краеведческой деятельности учащихся школы. В нем определяются система массовых туристских мероприятий, формы подготовки школьного туристского актива, система планирования и учета работы.

Соблюдение определенных правил в подготовке даже однодневного похода — залог успешного его проведения. Сориентироваться учителю поможет Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к приказу Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293). На основании этой Инструкции определяются обязанности и права руководителя туристской группы (приложение 8).

Прекрасно, если школа для организации всей туристско-краеведческой работы и координации усилий отдельных педагогов имеет педагога — туристского организатора (приложение 5). Это может быть и освобожденный специалист, и учитель, например, географии или физического воспитания, выполняющий дополнительно обязанности туристского организатора. Его обязанности могут быть возложены на заместителя директора школы по воспитательной работе. На организатора школьного туризма практически ложатся управленческие функции: планирование, организация, руководство (работа с кадрами) и контроль.

Педагог заранее предоставляет директору образовательного учреждения полную информацию о готовящемся походе: вид мероприятия, место и сроки его проведения, график маршрута с указанием времени и места сбора участников и времени возвращения с маршрута, схему (карту) маршрута, список группы, заверенный врачом школы.

Юридическим основанием для проведения похода является приказ директора школы.

Форма приказа по школе о проведении туристского похода

школа №______
ПРИКАЗ
дата         №_______
О проведении похода под руководством ______________________

В соответствии с планом работы школы ПРИКАЗЫВАЮ:

1. С_________по______________________20____г. провести туристский ________________ поход (вид туризма) по маршруту ___________________________________________
2. Утвердить состав туристской группы __________ класса в количестве ___________ человек. Список прилагается.
3. Назначить руководителем туристской группы _______________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.)
возложив на него (нее) ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.
4. Назначить заместителем руководителя туристской группы (помощником руководителя)___________________ (Ф.И.О.)

5. Руководителю группы ____________________________ провести с участниками похода инструктаж по правилам безопасности на маршруте, подготовке личного и группового снаряжения, организации питания.
6. Установить место сбора группы: __________________
время сбора: _______________________________________
время возвращения группы: __________________________
7. Туристскому организатору школы ___________________________ (Ф.И.О.)  выдать группе маршрутный лист.

Директор школы: ___________________________________ подпись (расшифровка подписи)

М.П.
С приказом ознакомлены:

Форма списка участников похода

Список участников туристского похода с _______ по ________ 20___г. по маршруту: _________________________

№ п/п Фамилия, имя Класс Виза врача
       

Всего мною к походу допущено ______________________ человек.
Врач школы: ________________________________________ подпись (расшифровка подписи)
Руководитель группы: ______________________________ подпись (расшифровка подписи)
Директор школы: ___________________________________ подпись (расшифровка подписи)
М.П.

До похода необходимо оформить маршрутный лист, который является:
— одним из способов профилактики в обеспечении безопасного проведения похода;
— документом группы на маршруте, дающим, в частности, право льготного проезда на транспорте;
— отчетным документом — основанием для зачета пройденного маршрута при оформлении туристских значков и разрядов.
При отсутствии бланка маршрутный лист легко изготовить самим.

Первая страница

Маршрутный лист №______

Выдан группе туристов ___________________ класса _________ школы, в составе __________________ человек,
совершающей _____________ (способ передвижения)поход с _____________ по ________________ (количество дней)
по маршруту _______________________________________
Протяженность маршрута: ____________ км.
Руководитель группы: _____________________________ подпись (расшифровка подписи)
Помощники руководителя: ________________________ подпись (расшифровка подписи)

График прохождения маршрута

Дата Участок маршрута Пройденное расстояние, км Способ передвижения Отметки в пути
         
 

Итого пройдено

 км

   

Вторая страница

Список группы

№ п/п Фамилия, имя Класс Домашний адрес Допуск к походу, полученный у врача
         

Всего мною к походу допущено __________ человек.
Врач школы: ____________________________________ подпись (расшифровка подписи)
Инструктаж с участниками по правилам безопасности в походе проведен _____________________________ (руководитель группы Ф.И.О.)
Выписка из приказа по школе №_________ от ____________________
Назначить руководителем туристской группы _____ класса в составе ______ учащихся учителя _________________________________________ (Ф.И.О.)
Директор школы: ________________________________ подпись (расшифровка подписи)
М.П.


Перед походом классный руководитель, назначенный приказом директора руководителем туристской группы, обязан письменно (личной подписью) заверить прохождение целевого инструктажа по охране труда в «Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте».

В школе должна быть четкая, понятная каждому учителю система стимулирования труда руководителей туристских походов. Зафиксировать ее можно в «Положении об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы» (приложение 2). Этот документ утверждается решением общего собрания работников школы и согласуется с профсоюзным комитетом.

Если поход организован в выходные или праздничные дни, классному руководителю важно знать нормы регулирования оплаты труда. Согласно статье 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» Трудового кодекса РФ работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере (т.е. в размере среднедневного заработка), а день отдыха оплате не подлежит.

Эти позиции следует заранее оговорить с администрацией образовательного учреждения.


<<  Домой       Содержание           Список литературы  >>

Хостинг от uCoz