<<    Домой        Содержание        Список литературы    >>

В.В. Ярошенко,  Ю.В. Козлова

В  ПОХОД   С   КЛАССОМ


На маршруте

Важные «мелочи» в пути
Правила безопасности в туристском походе
Питание в походе
Как организовать самоуправление в туристской группе школьников?
Экологические исследования на туристской тропе
Следопытство


 

НА МАРШРУТЕ

Важные «мелочи» в пути

Бери в поход не то, что может пригодишься, а лишь то, без чего нельзя обойтись!

Нужно рассказать ребятам о том, какое снаряжение необходимо (приложение 9).

1. Вещи лучше переносить в рюкзаках или же спортивных сумках, чтобы при движении руки были свободны. Для простых однодневных походов рюкзак нужен небольшой. Можно школьный.

2. Одежда и обувь — по сезону и погоде, просторная, свободная, не давящая, прочная. Не на высоком каблуке, с жесткой, лучше протекторной подошвой. В такую обувь вставляют войлочные стельки — они гигроскопичны и хорошо защищают ногу. Не желательны кеды и другая «недышащая» обувь. Нужно надевать два носка: тонкий (желательно хлопчатобумажный) и шерстяной. Носки должны быть по размеру. В межсезонье хорошо использовать резиновые сапоги.

3. Головные уборы в походе — необходимость: важно защитить голову от перегрева солнцем или прохладного ветра, тем более зимой. В холодную, ветреную погоду на куртках желательно иметь капюшоны, полиэтиленовые плащи (накидки, зонты) для защиты от дождя.

4. Возьмите с собой фанерки или уретановые коврики (примерно 30 х 40 см), во время привала, положив их даже на сырые или холодные бревна, на них можно безопасно садиться.

В зимних походах — пеших и лыжных — для защиты от переохлаждения нужно каждому иметь бахилы — мешки-чехлы на обувь до колена (лучше с галошами), рукавицы-краги, теплую куртку с капюшоном, запасные футболку, рубашку, шапку, варежки, носки и обувь. В холодное время года, чтобы не замерзнуть, одеваются, как говорят в туристском мире, по принципу «капусты»: лучше надеть несколько тонких предметов одежды (рубашек, свитеров), чем один толстый.

Во время похода при движении с рюкзаком человек испытывает физические нагрузки и, как при любой работе, потеет. Футболка и рубашка становятся влажными. Во время движения это не опасно и к простуде не ведет. Однако на привале вы сразу почувствуете дискомфорт, начнете замерзать. Поэтому в прохладную, ветреную погоду и особенно зимой на малых привалах (для перекуса и отдыха) долго не задерживаются. И чтобы не замерзнуть, надевают поверх походной одежды теплую куртку или безрукавку. А по окончании привала снова убирают ее в рюкзак.

После ходового дня перед выходом из леса на станцию обычно останавливаются на последний привал (мальчики и девочки отдельно), во время которого все участники должны сменить влажную одежду на сухую (футболки, рубашки), поменять головной убор и надеть теплые куртки. При несоблюдении этих правил риск простудных заболеваний возрастает многократно.

В любом, даже однодневном походе или прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи.

Значительные неудобства и сложности испытывают начинающие туристы от потертостей и мозолей. Причин их появления несколько: неумение подобрать обувь, отсутствие опыта длительного движения пешком, несоблюдение правил санитарии и гигиены.

При обнаружении потертости нужно промыть болезненное место перекисью водорода, затем просушить его и заклеить широким лейкопластырем, который надежно защитит от образования мозоли.

Список содержимого аптечки для туристского похода
 

Медицинские средства Количество
Бинты стерильные 4 шт.
Вата 50 г
Жгут 1 шт.
Лейкопластырь (4 см) 2 катушки
Спиртовой 5%-ный раствор йода 10 мл
Раствор перекиси водорода 50 мл
Марганцовокислый калий (кристаллы) 5 г
Сода двууглекислая (столовая) 10 г
Нашатырный спирт 25 мл
Анальгин 10 таблеток
Валидол 10 таблеток
Сульфадиметоксин 10 таблеток
Активированный уголь 20 таблеток
Левомицетин 10 таблеток
Крем «Детский» 1 тюбик
Мазь ихтиоловая 1 флакон
Кипяченая вода 200 мл

Важно установить и по возможности устранить причину появления потертости: маловата обувь, отсутствует войлочная стелька, образовалась складка на носке, в обувь попал посторонний предмет (камушек, веточка и др.).

Туристский строй — лицо группы

В туристских походах принято ходить строем, в колонну по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено — никто не отстанет и не потеряется. Строем по лесу идти гораздо безопаснее и легче: за короткое время можно пройти большое расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Все это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду — парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.

Порядок построения определяет педагог. Хорошо приучить ребят не менять место в строю без разрешения руководителя туристской группы. Постепенно учим соблюдать установленные темп и интервал, не обгонять впереди идущего, не выходить без надобности из строя. Новичков приучают к команде «Интервал!» Она отдается при движении по густому подлеску, чтобы ребята случайно не поранили друг друга ветками. При этой команде расстояние между участниками увеличивается на 3—4 м.

Где место педагога в туристском строю? Удобнее идти в начале колонны. Легче регулировать темп и контролировать направление движения. В конце, замыкающим, лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача — помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы «сигнализации» между замыкающим, направляющим и руководителем группы. Постепенно даем попробовать каждому побывать и в роли направляющего, задающего темп, и в роли замыкающего.

Идя по лесу, учим ребят, что на бревна, лежащие поперек тропы, залезать нельзя. Как правило, они подгнившие, влажные. Легко поскользнуться, упасть и получить травму. Такие препятствия нужно перешагивать. Нижние ветки деревьев или кустарника, которые мешают проходу, не ломать, а нагибать вниз и назад, обезопасив от неожиданного удара позади идущего в строю товарища.

Средняя скорость движения туристского строя — величина, конечно, переменная, зависящая от степени тренированности группы. Но в любой школьной туристской группе никаких гонок на скорость быть не может. Скорость движения вообще не нужно относить к видам физической нагрузки в походе. В любых условиях она должна быть посильной самому слабому участнику похода.

При движении вдоль проезжих дорог у направляющего и замыкающего должны быть красные флажки, обозначающие начало и конец колонны. Особого внимания руководителя требует организация перехода дороги с оживленным автомобильным движением, где нет регулируемого перехода. Перейти дорогу можно так. На обочине дороги группа из колонны разворачивается в шеренгу лицом к проезжей части. Замыкающий и направляющий с красными флажками ограничивают шеренгу по краям. Руководитель, убедившись в возможности безопасного перехода, отдает команду на переход проезжей части. Группа переходит дорогу шеренгой, быстро, одновременно.

Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А дисциплина в походе — основа безопасного его проведения.

Купание в походе

Купание в туристском походе требует от руководителя и участников особого внимания и ответственности. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии. Для наблюдения и оказания своевременной помощи руководитель должен находиться на берегу. Если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству в помощь руководителю, но нельзя перепоручать им руководство купанием.

В походе купание преследует не спортивные, а гигиенические и оздоровительные цели: смыть пот, освежиться, снять усталость.

В населенных пунктах купание проводится на оборудованных пляжах, снабженных ограждениями, дежурными спасательными шлюпками.

Когда оборудованных пляжей нет, руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания (нет ли старых свай, выходов грунтовых вод с низкой температурой, резковыраженных водоворотов, воронок и др.). Дно водоема должно быть ровным, плотным, свободным от ила, тины, водорослей, коряг, острых камней; пляж и берег — отлогими, без обрывов и ям; течение — спокойным. При промере глубины места купания нельзя ограничиваться прохождением по прямой от берега. Нужно несколько раз пройти выбранный участок по всем направлениям. Глубина места купания не может быть выше уровня груди купающихся.

На берегу должны находиться спасательные средства и аптечка первой доврачебной помощи. Руководитель обязан заранее выявить детей, не умеющих плавать.

Перед началом купания необходимо провести инструктаж участников группы:

— объяснить, что участники группы во время купания должны точно и быстро выполнять все распоряжения руководителя;
— показать границы места купания;
— рассказать о правилах поведения на воде (не кричать: крик — сигнал о помощи; не нырять, не толкать друг друга, не брызгаться).

Перед входом в воду и при выходе из воды руководитель группы проверяет наличие детей. Одновременно в воде могут находиться не более 5 детей.

Температура воды должна быть не ниже +18 °С.

Не разрешается ныряние в воду с мостиков, лодок, обрывистого берега; купание в сумерки и в ночное время; купание натощак, а также в течение полутора часов после еды; сразу после перехода или физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Крик в лесу — сигнал беды

Лес открывает свои тайны, если мы умеем его слушать. Мы с детства привыкли к словам: «Не шуми — ты не в лесу».

А разве группа, идущая с громкими криками по лесу, может услышать шелест крон деревьев, музыку птичьих голосов? Что можно услышать не расставаясь с наушниками плеера или же включив магнитофон на полную мощность?

Спокойных, наблюдательных лес обязательно наградит встречей с белкой или дятлом, удивит организованностью и трудолюбием муравьев и пчел, порадует пением соловья.

В мае, когда птицы высиживают своих птенцов, шуметь нельзя вообще — можно спугнуть их с кладок.

Мы в лесу — гости

Участники похода должны осознавать, что идут в чужой дом, гостеприимный, но живущий по своим законам. Сломанная зеленая ветка, сорванные и выброшенные цветы не прибавят радости в общении с природой. Идти лучше по тропинкам — меньше риска потревожить какое-нибудь животное или птицу на гнезде. Костер, разведенный прямо на траве, когда дерн не снят, будет потом чернеть пятном несколько лет. А в городских лесопарках и пригородных лесах разведение костров вообще запрещено.

После нас — лучше, чем до нас.

Туристская группа школьников задержалась на обеденном привале. А нужно успеть на электричку. Чтобы аккуратно сложить оставшийся хворост, убрать мусор, залить огонь, заложить место костра дерном, требуется время, а поезд ждать не будет. И школьники во главе с учителем быстро собирают рюкзаки и уходят, оставив место привала неубранным. Вот уж урок практической «экологии»!!! Его запомнят лучше всякой лекции. Мусор, конечно, нужно убирать, а еще лучше просто не мусорить, предусмотрев специальные пакеты для ненужных, оставшихся после перекуса упаковок и бумаги. И все это следует унести с собой до ближайшего мусорного контейнера.

Правила безопасности в туристском походе

Главная задача руководителя — обеспечение безопасности похода. Он должен предвидеть и предотвратить возможные ошибки, вызванные недостаточным жизненным и туристским опытом школьников. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Вспомним древнее изречение: «Предупрежден — вооружен». Текст инструктажа может быть зачитан ребятам с комментариями учителя. Запись о проведенном инструктаже делается в специальном журнале.

Журнал инструктажа по правилам безопасности в туристском походе
Дата проведения инструктажа Краткое содержание инструктажа (или № инструкции) Фамилия, имя получившего инструктаж Ф.И.О. инструктирующего Подпись в получении инструктажа
         

Соблюдение правил безопасности — первое и главное требование к участникам похода. Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности.

1. Точно исполнять все распоряжения руководителя.

2. Немедленно сообщать руководителю о всякой замеченной опасности.

3. Во время следования по железной дороге:
а) выходить из вагона только с разрешения руководителя;
б) в тамбурах не стоять;
в) не открывать дверей во время движения поезда, аз вагона не высовываться;
г) садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

4. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

5. Во время следования автотранспортом в кузове не стоять, на бортах автомашины не сидеть.

6. Строго соблюдать правила уличного движения:
а) при движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту;
б) быть предельно внимательным при переходе через дорогу, не мешать при этом движению членов группы.

7. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

8. Соблюдать установленный интервал движения, не допускать разрывов строя. Движение участника вне строя запрещается.

9. В ветреную, холодную погоду не устраивать привалов на открытых местах.

10. На привалах не уходить за территорию лагеря без разрешения руководителя. При передвижении находиться в составе группы.

11. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

12. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю. Потертостей не допускать. О появлении потертостей немедленно информировать руководителя.

13. Трав и кореньев в рот не брать, грибов и незнакомых ягод не есть.

14. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.

15. В лесу не бросать горящих спичек, костров без разрешения руководителя не разводить, горящих костров без присмотра не оставлять.

16. Свечи и спички в палатках не зажигать.

17. Работать топором в рукавицах запрещается.

18. Порубок деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклоненными деревьями не проходить.

19. На деревья без разрешения руководителя не залезать.

20. Тяжелых бревен и камней не переносить.

21. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.

22. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей водой и пищей ставить или у самого костра, или далеко от костра в специально отведенном месте.

23. Дежурным у костра находиться в головных уборах и хлопчатобумажной одежде, полностью прикрывающей тело. Для работы у костра, заготовки и переноски дров иметь рукавицы.

24. Топоры, пилы, другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.

25. При обнаружении оружия или боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах проинформировать органы милиции, военкоматы или местные административные органы.

26. Во время движения на транспорте, по городу лыжи должны быть зачехлены, палки прикреплены к лыжам штычками вниз.

27. Если на спуске возникло непредвиденное или непреодолимое препятствие, то немедленно затормозить, вплоть до торможения падением.

28. Упавшему на спуске быстро сойти с лыжни.

29. Не начинать спуска со склона, прежде чем не закончил спуск предыдущий член группы или не ушел в сторону упавший.

Во избежание дорожно-транспортных происшествий не разрешается перевозить обучающихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости. При перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом количество участников похода не должно превышать число посадочных мест в автобусе.

Питание в походе

Однодневный поход

Все участники похода утром перед выходом на маршрут должны обязательно плотно позавтракать. Если это простое правило не соблюдается, то могут быть головокружения и даже «голодные» обмороки. Физические нагрузки в походе и любимые девочками «диеты» несовместимы!

Для перекуса можно взять бутерброды и термос с горячим питьем. В холодное время года посоветуйте не приносить газированную воду, молоко, фрукты (яблоки, груши, апельсины, мандарины и т.д.), плавленые сырки, вареные яйца. Все эти продукты промерзают и могут стать причиной простуды. Если у кого-то из ребят нет термоса, можно посоветовать взять флягу (пластиковую бутылку) с теплым питьем. Для того чтобы жидкость дольше не остыла, перед тем как убрать флягу в рюкзак, ее нужно завернуть в теплую куртку или свитер.

Существуют разные традиции туристского перекуса. Можно организовать общий стол на большой клеенке. Это объединит группу, но отнимет некоторое время, что в холодных условиях может привести к излишнему переохлаждению ребят.

Можно и не тратить время на «общий стол», а порекомендовать ребятам на привале расположиться с друзьями по интересам и есть каждому отдельно. Ведь каждый взял для себя то, что любит. Такая организация перекуса и гигиеничнее.

Поход с ночлегом

Когда планируется проведение похода с ночлегом, то прежде всего нужно подумать о меню. Выбор, безусловно, падет на блюда, которые легко приготовить самим ребятам.

Каши. Для варки каш используются разные крупы. Как правило, это рис, гречка, пшено, манка, геркулес, вермишель (или любые макаронные изделия). А перловая крупа, например, используется крайне редко, так как варится очень долго. Манка, вермишель и геркулес для похода очень удобны: и варятся недолго, и мыть крупу не нужно. Каши можно варить мясные, молочные, «пустые» с сухофруктами. Для мясных каш нужны крупа, масло (лучше топленое), соль и тушенка (или же сублимированное мясо). Для молочных — вместо мяса — сгущенное или сухое молоко и сахарный песок. В сладкие каши можно добавлять промытый изюм. Рекомендуем с утра варить мясные, более сытные каши» А вечером — сладкие, молочные.

Супы. Можно порекомендовать варить на обед супы, а не ограничиваться перекусами. Это, конечно, займет больше времени, но позволит ребятам лучше отдохнуть и усовершенствовать свои навыки в разведении костра и приготовлении горячего питания. Когда поход небольшой и груз нетяжелый, для супов можно брать и свежую картошку, и овощи (капусту, морковь, лук). В многодневных походах используют концентрированные супы (в пакетиках).

Перекусы (сухие пайки) могут состоять из сырокопченой колбасы (сала) с хлебом (сухарями) и халвы (сухофруктов, вафель, печенья и др.).

Для питья готовят чай, компоты, кофе, какао. В походе на металлических противнях или сковороде несложно из блинной муки напечь ароматных блинов.

Общее требование ко всем походным блюдам — гигиеничность их приготовления. Сырые продукты должны быть гарантированно хорошего качества. Проваренная, хорошо прокипяченная еда — залог здоровья туриста. Важно помнить и о сочетаемости продуктов для того, чтобы избежать расстройства желудка.

Первый шаг организатора похода — составить меню на все дни путешествия.

Меню для трехдневного похода
 

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Завтрак Завтрак
Рис
Тушенка
Масло топленое
Соль
Сахар
Чай
Хлеб
Гречка
Тушенка
Масло топленое
Соль
Сахар
Какао
Сгущенное молоко
Хлеб
Вермишель
Тушенка
Масло топленое
Соль
Сахар
Кофе
Сгущенное молоко
Хлеб
Обед Обед Обед
Суп-концентрат
Чай
Сахар
Колбаса
Печенье
Хлеб
Суп-концентрат
Компот
Сахар
Халва
Вафли
Хлеб
Суп-концентрат
Чай
Сахар
Сыр
Печенье
Хлеб
Ужин Ужин Ужин
Манка
Сгущенное молоко
Масло топленое
Соль
Сахар
Чай
Хлеб
Пшено
Сгущенное молоко
Масло топленое
Соль
Сахар
Чай
Хлеб
Геркулес
Сгущенное молоко
Масло топленое
Соль
Сахар
Чай
Хлеб

Из выбранного меню составляется список продуктов (табл. 4). Потом исходя из норм потребления продукта за один раз одним человеком рассчитывается, сколько нужно брать того или иного продукта на всю туристскую группу (норма на одного человека умножается на количество человек в группе). Остается только умножить полученное количество продукта на число раз, которое продукт будет использован в походе, и выяснить количество продукта, необходимое для похода.

Таблица 4

Список продуктов питания
Наименование продукта Норма на 1 раз Количество раз Общее количество продукта
На 1 человека, г На группу в ______ человек, г
Рис 80—90      
Гречка 80—90      
Пшено 80—90      
Манка 50—60      
Геркулес 70—80      
Вермишель (рожки) 90—100      
Суп-концентрат 50      
Тушенка 60—80      
Сублимированное мясо 30      
Молоко сгущенное 50      
Молоко сухое 25—30      
Масло топленое 20—30      
Масло растительное 30      
Сахар 100—130      
Соль 2—3      
Колбаса сырокопченая 50      
Сало (шпик) 50—70      
Сыр твердый 40—50      
Сыр плавленый 40—50      
Печенье 50      
Вафли 50      
Халва 50      
Сухофрукты 30      
Конфеты 20      
Шоколад 25—50      
Хлеб 60—80      
Сухари 20—30      
Блинная мука 100      
Картофель 100      

Вот пример расчета по приведенной таблице.
 
Наименование продукта Норма на 1 раз Количество раз Общее количество продукта
На 1 человека, г На группу в 20 человек, г
Рис 80—90 1700 3 5000 (5 кг)

Не всем ребятам легко идти по маршруту. Иногда возникает потребность подкрепить силы, не дожидаясь обеда. Тут и выручит «заначка» (личный запас) — небольшой пакет (мешочек) с кусочками сахара, конфетой, сухофруктами. Каждому, кто устал, такую «заначку» легко достать из кармана и прямо на ходу подкрепиться.

Упаковка продуктов для похода требует отдельного внимания. Крупу, соль и сахарный песок, чтобы не рассыпались, можно пересыпать в сухие пластиковые бутылки из-под газированной воды. Топленое масло, предварительно растопив и подсолив, чтобы лучше хранилось, перелить в плотно закрывающиеся емкости. Крупы (рис, гречку, пшено) и картошку лучше вымыть до похода и взять на маршрут высушенными и чистыми. Это упростит приготовление пищи в походных условиях, особенно в холодное время года.

Из снаряжения для приготовления еды потребуются таганок и варочная посуда.

Есть различные по конструкции туристские таганки. Практичный вариант разборного таганка показан на рис. 1. Такой таганок изготавливается из металлических полых трубок и металлического прута. Ножки таганка обеспечивают его достаточную устойчивость и безопасность в эксплуатации. Варочные ведра устанавливают поперек горизонтальных перекладин.
Готовят пищу на маршруте в специальной посуде: большого размера котелках или ведрах. Лучше, если это будут ведра-каны («матрешки») овальной формы, вставляющиеся одно в другое (рис. 2).

Объем варочной посуды должен быть из расчета 0,5— 0,7 л на человека. Дополнительно будут нужны: половники (для каши или супа и чая и др.), кружка для разлива воды, чая и др., палка-мешалка для приготовления каши или супа, ножи обычные и консервные, ложки, дощечка (фанерка) для нарезки хлеба (овощей), клеенка для размещения всей кухонной утвари и продуктов.

Размер ведер-канов
 

Объем ведра, л А, см В, см С, см
10 30 28 15
13 32  29 17
18 36 30 20,5

Как организовать самоуправление в туристской группе школьников?

Почему мы говорим об актуальности самоуправления в туристской группе школьников? Ведь в группе есть руководитель (педагог-лидер). Как правило, вся организаторская работа лежит на нем. Стиль руководителей школьных туристских групп, как показывает опыт, зачастую авторитарен. Это оправданно — на руководителе лежит моральная и юридическая ответственность за жизнь и здоровье участников похода.

Однако в детской группе без педагогически организованного самоуправления, если хотите соуправления, не обойтись. Подростки стремятся к самоутверждению, некоторые из них — к возможности проявить лидерские качества, «поатаманить». А опыта — и туристского и жизненного — маловато. Тут и может выручить самоуправление, посредством которого организуется вся жизнь группы: походный быт, познавательная деятельность, движение по маршруту.

В самоуправляющейся группе быстрее закрепляются прикладные навыки, так как ребенок сам планирует, организует, контролирует ход работы и подводит итоги. Он, будучи поставлен в проблемную ситуацию, не получает готового решения от руководителя, а осваивает деятельность самостоятельно, полнее осознает и лучше усваивает. Самоуправление укрепляет дисциплину.

Выполнять обязанности туристского организатора класса и ответственного за краеведческую работу в классе могут наиболее подготовленные ученик или ученица (приложение 6, приложение 7).

Кроме того, любой класс разделен на микроколлективы ребят, которые дружат между собой. Им приятно и интересно быть вместе. Эти малые группы имеют своих неформальных лидеров. Педагогу нужно использовать стремление членов этих микрогрупп к совместному общению в походе. В походном строю ребята из малых групп могут идти вместе. А их лидерам учитель поручает официально руководить своими товарищами при движении по маршруту. Тогда педагог может подсказать таким неформальным «вожакам», что удобнее идти в конце своего микроколлектива, замыкая его: нет необходимости оглядываться, не отстал ли кто-нибудь, всегда видно тех, кому нужна помощь.

Одно из условий туристского мероприятия — безопасность. Следовательно, организованное самоуправление при спланированной максимально возможной занятости подростков в течение всего дня напрямую влияет на безопасность проведения туристского мероприятия.

Экологические исследования на туристской тропе

Туристский поход или даже небольшая прогулка по лесу создают великолепные возможности для проведения экологических исследований со школьниками. Причем организовать такую работу можно как со всем классом (для закрепления знания тем учебных программ, например школьных курсов биологии, географии, химии), так и с группами по интересам в системе дополнительного образования.

Туристский поход предусматривает обязательное прохождение маршрута в природной среде. Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно отслеживать сезонные изменения, происходящие в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду.

Задача первая: развиваем интерес

Не секрет, что неподготовленные школьники не мотивированы к исследовательской работе. На первом этапе интересы педагога и ребят еще не совпадают. Тут важно использовать ситуации, когда дети сами проявляют любопытство.

Например, почему стволы многих деревьев окрашены в красно-кирпичный цвет? Если взять образец красного налета и рассмотреть его под школьным микроскопом, то выяснится, что это водоросль, живущая преимущественно с северной стороны деревьев.

Борщевик — растение, которого нужно опасаться. Ожоги трудно лечатся. Во время похода учим обходить заросли борщевика. Наблюдательные ребята сами делают вывод: в середине леса борщевика нет. Он растет только на экологически нарушенных территориях.

Развитию интереса к природе способствует коллекционирование, пусть в начале бессистемное, спонтанное. Ведь всегда можно разместить в рюкзаке приглянувшуюся ребятам в походе корягу, древесный гриб«великан», шишки, желуди, необычные камни, собрать в букет сухостойные растения. Часто в лесу можно найти оставленные птицами гнезда, в которые они уже не вернутся. Коллекция гнезд украсит любой школьный кабинет. Нежелательно только любительское коллекционирование насекомых.

Часто коллекции, поначалу построенные по принципу «кунсткамеры», становятся постепенно незаменимым учебным материалом.

Задача вторая: учимся наблюдать

Природа приоткроет свои тайны, если мы научимся быть внимательными. Учим не только наблюдать, но и спрашивать. И совсем не обязательно все вопросы разрешать немедленно.

У части ребят развита природная наблюдательность, но практически ни у кого не сформированы навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и явлениями — необходимое условие любой исследовательской работы.

Методики развития наблюдательности разнообразны, подбирают их в зависимости от сезонных условий, специфики группы и многих других составляющих. В туристских походах к регулярному наблюдению можно приучить при помощи традиционных метеорологических наблюдений и походного дневника.

Для ведения элементарной таблицы метеонаблюдений нужно совсем простое оборудование (термометры для измерения температуры воздуха и воды, компас, блокнот, карандаш). Приведем форму простейшей таблицы метеорологических наблюдений (табл. 5).

Для измерения силы ветра можно использовать шкалу Бофорта (приложение 10).

Необходимость регулярного измерения температуры, направления и силы ветра, наблюдения за характером облачности и осадков, фиксация особых атмосферных явлений — кропотливый труд, который приучает участников похода к собранности и ответственности.

Походный дневник — прекрасная возможность для каждого участника похода проявить индивидуальность, а также способ развить навыки фиксирования собственных наблюдений за происходящим.

Интересная методика для развития наблюдательности в природе, особенно зимой, — следопытство. Следопытство удобно осваивать в групповой работе.

Задача третья: учится природе помогать

Простой закон полевой жизни «после нас — лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Конечно, не мусорить. Место бивака принято оставлять чистым, убранным. Достаточно предусмотреть пакеты для оставшейся ненужной упаковки и унести их с собой. Для многодневных лагерей роют мусорные ямы. Металлические банки обжигают в костре и закапывают.

Нужно помнить, что бумага разлагается в течение 2 лет, необожженная жестяная консервная банка — 90 лет, полиэтиленовая пленка — 200 лет, алюминиевая банка — 500 лет, стекло — более 1000 лет.

Много простых полезных дел можно сделать во время похода: расчистить лесные тропы и дороги от завалов, развесить кормушки для птиц и скворечники, огородить муравейники, расчистить и оборудовать родники, собрать для лесничества семенной фонд — шишки.

Практическая работа в лесу из класса в класс может проводиться во время целевых систематических походов «Помоги лесу». Личный вклад всегда рождает заинтересованность, труд на природе побуждает ребят беречь лесное богатство и заботиться о нем. Примеры практической природоохранной деятельности школьников 5—10 классов в походах даны в приложении 11.

Задача четвертая: учится исследовать

Имея опыт практической работы на природе, устойчивые навыки наблюдений, можно приступать к исследовательской работе. Конечно, исследовательская работа со школьниками носит учебный характер. Здесь конечная цель — получить новые для данной учебной группы знания и навыки исследовательской деятельности.

Поскольку само прохождение туристского маршрута требует значительных физических усилий, нельзя рассчитывать на использование громоздкого и тяжелого оборудования и инвентаря. Кроме того, погодные условия могут внести коррективы в методику исследовательской работы.

Вот возможные темы экологических исследований, которые несложно организовать во время туристских маршрутов.

1. «Факты неблагоприятного антропогенного воздействия на лес» — учет количества «ведьминых хвостов», наростов-капов на деревьях, мест произрастания борщевика, мест скопления и характер мусора по пройденному маршруту.

2. «Экологическое состояние малых рек», например, по методикам международного проекта «Глобальное исследование рек силами школьников» (GREEN — Global Rivers Environmental Education Network). По пробам воды определяют интенсивность и характер ее запаха, внешний вид и наличие пленки, температуру, pH, содержание нитратов и нитритов, описывают характер растительного и животного мира побережья. Можно проложить туристский маршрут от истока до устья малой реки, чтобы пронаблюдать, провести измерения и выявить степень загрязнения воды и берегов, места наибольшего скопления бытового мусора.

3. «Мониторинг рекреационной нагрузки на лес (парк)» путем учета и анализа интенсивности тропиночной сети, замусоренности природной территории. При таком исследовании туристами применяются и навыки ориентирования на местности.

При систематическом применении небольшие экологические исследования и практическую природоохранную деятельность можно объединить в экологические проекты — комплексный мониторинг состояния окружающей среды региона, который при грамотной организации может носить не только учебный, но и общественно полезный характер.
Как истинное знание порождает новые вопросы, так одно исследование становится началом следующего.

Следопытство

Поиск и распутывание звериных тропинок во время похода очень увлекательны. За сравнительно небольшой отрезок времени ребята легко узнают следы зайца, лисы, лося, белки и других животных, различают по следам особенности поведения зверя.

Наблюдения по белотропу проводят, когда зимой долгое время нет свежего снега, на поверхности снежного покрова накапливается огромное количество следов самой различной давности («многоследица»). Это время удобно для проведения пеших биологических экскурсий в лесу и на опушках, когда легко показать торные звериные тропы (следы передвижения), излюбленные места, чаще всего посещаемые животными, места кормежек (следы кормовой деятельности), лесных «баталий».

Для наблюдений следов животных начинающим группам потребуется небольшая теоретическая подготовка по биологическим особенностям животных, следы которых можно увидеть и сравнительно легко распознать в природной экскурсии. Интересна и практическая работа на белотропе (замер следов, тропление). Для этого понадобятся блокнот, ручка и рулетка.

Не помешает предварительно проинструктировать группу об особенностях одежды и обуви для зимней прогулки. Ведь при следопытской работе, в отличие от простой туристской прогулки или похода, неизбежны частые остановки, чреватые переохлаждением.

Лисица

Длина тела колеблется от 60 до 90 см, а длина хвоста всегда больше половины тела с головой; масса — от 4 до 10 кг. Окраска спины у большинства лисиц ярко-рыжая, с неясным крестообразным рисунком на лопатках, грудь и брюхо обычно белые, тыльная сторона ушей черная, а кончик хвоста всегда белый.

Лисицы хорошо приспосабливаются к самым разнообразным условиям обитания, ведут оседлый образ жизни. Участок обитания лисицы в зависимости от наличия и урожайности кормов колеблется от 10 до 35 км2. Но в годы обилия мышевидных грызунов он может быть всего 2—5 км2.

Объекты охоты этого хищника достаточно разнообразны. Основная пища — мелкие мышевидные грызуны, особенно менее подвижные (обычно многочисленные серые полевки). Кроме того, лисица добывает зайцев, боровую и водоплавающую дичь, мелких воробьиных птиц, яйца птиц, гнездящихся на земле, лягушек, змей, ящериц, моллюсков, всевозможных насекомых, падаль, а также многие растительные корма. Лисица обладает исключительно развитой способностью заменять недостаток основного корма другими, более обильными и легкодоступными кормами.

У лисы отличный слух: писк мыши она слышит на расстоянии до 100 м. Хищница чутко реагирует на шорох зверька, передвигающегося под слоем снега. Крупную добычу — зайца лиса съедает не сразу: часть прячет про запас. Она выкапывает в земле или в снегу ямку, перетаскивает туда остатки добычи и зарывает (пользуясь при этом больше носом, чем лапами).

В конце зимы можно заметить появление парных, а иногда и групповых следов лисиц, что свидетельствует о начале гона.

За исключением периода размножения лисицы посещают норы очень редко: при больших морозах или спасаясь от врага. Днюют они обычно на лежках, которые устраивают на возвышенных участках: заснеженном бугорке, пне, стволе упавшего дерева. Спит лисица, свернувшись кольцом и спрятав нос у корня хвоста. На месте лежки остается след в виде небольшой круглой лунки.
   
Как и у других хищников, след передней лапы лисицы крупнее, чем задней. С первого взгляда след лисицы легко спутать со следом некрупной собаки (рис. 3). Однако у лисы отпечатки более стройные, вытянутые. Подошвы ног к зиме густо порастают шерстью, от чего след получается широкий и расплывчатый. Следы вытянуты в одну линию, причем все четыре лапы зверь ставит будто по одной линии (рис. 4). Длина шага 20—30 см. Если лиса прислушивается или подкрадывается к жертве, она переходит на очень мелкие шаги. При быстром беге прыжки лисицы могут превышать 3 м в длину.

 Опорная площадь лисицы невелика, и передвигаться по рыхлому снегу ей трудно. При поисковом ходе цепочка следов (наслед) очень извилиста. Зверь не преминет подойти ко всем возвышающимся над поверхностью снега предметам (пучкам травы, холмикам).

На пути мышкующей лисицы остаются следы ее покопок. При глубоком снеге они имеют вид воронок.

Заяц

Длина тела зайца-беляка составляет от 45 до 65 см, масса — от 2,5 до 5,5 кг. Уши относительно короткие; если их прижать к голове зверька, они концами едва достигают кончика носа. Лапы широкие и сильно опушенные. Летняя шерсть рыжевато-бурая. Зимой беляк снежно белый, лишь кончики ушей у него остаются черными. Наибольшей численности вид достигает в местах, где различные типы лесных угодий расположены мозаично, — на островах леса среди зарастающих вырубок и гарей, в пойменных лесах, зарослях вдоль водоемов, на опушках лесных полян, в увлажненных низинах и других подобных местах, где хорошо развит травостой и богат подлесок лиственных пород.

Зимой заяц питается преимущественно веточными кормами, ест в небольшом количестве сухую траву среди бурьяна, торчащего из-под снега. Беляк поедает тонкие ветки и молодые побеги мягких лиственных пород — ивы, осины, березы, реже дуба, клена, лещины. С более толстых веток зайцы обгрызают кору. Если в лесу или на вырубке ветер повалит осину, зайцы собираются возле нее на пиршество.

У беляка бывает несколько выводков в год. Первый выводок (3—б детенышей) зайчиха приносит рано, нередко когда в лесу еще лежит снег, покрытый настом. Таких ранних зайцев называют настовиками. Новорожденные весят 90—130 г. Они появляются на свет зрячими и покрытыми шерстью. В первый же день жизни зайчата способны передвигаться. Новорожденный зайчонок умеет иногда так затаиться, что на него можно наступить.

Основной враг беляка — лисица и бродячие собаки. На зайчат нападают многие птицы, например серая ворона.

В отличие от большинства других животных зайцы передвигаются только галопом, а скорость их бега зависит от величины прыжка. Тропы зайца называют «заячий малик». Различают три типа заячьих следов: кормовой, или жировочный, ходовой и гонный (рис. 5).

След во время кормежки (кормовой): прыжки редкие, задние лапы не занесены за передние, отпечатки лап плотно «лепятся» друг к другу, часто видно, что заяц сидел на задних лапах.

При ходовом следе прыжки достаточно длинные, заяц заносит задние ноги за передние. Он ставит их параллельно, а одну из передних лап для большей устойчивости выносит несколько вперед. Подошвы задних лап отпечатываются полностью.

Во время погони, при быстром беге, он ставит задние лапы не рядом, а одну немного впереди другой. Поэтому отпечатки всех четырех лап гонного следа растянуты в длину и лежат близко к прямой линии. Задние лапы оставляют отпечатки только пальцев.

Заяц всегда запутывает следы перед лежкой (рис. 6). Зверек петляет, многократно пересекая свой же след, делает вздвойки, проходя по старому следу 20—30 м в обратном направлении, и сметки — большие скачки в сторону.

Делая сметку, зверек старается прыгнуть в кустик, на проталинку, кочку, пучок бурьяна, лыжню или торную тропинку — туда, где отпечатки его лап менее заметны. Делая пробежку по лыжне или тропинке, заяц, отталкиваясь от плотного следа, прыгает далеко в сторону (при замерах — до 2 м) и продолжает свой бег по целине размеренными прыжками. Причем первый след после приземления — нечеткий, смазанный.

Прежде чем залечь, заяц делает несколько петель, вздвоек, сметок, а лежку выбирает в укромном месте и устраивается головой к своему следу, чтобы вовремя заметить врага и успеть незаметно скрыться, пока тот будет распутывать узоры его следов.

Белка

В лиственных лесах, где много дупел, белка обеспечена убежищами. В хвойных и смешанных лесах она сама строит себе жилища. Гнездо белки (гайно) — шар 50—80 см в поперечнике из мелких веточек, кусочков коры, стеблей растений, мха с одним (или двумя) выходами. Обычно белка строит гнездо в верхней чести дерева, чаще у самого ствола, реже в развилине сучьев. В тайне хорошо сохраняется тепло. При морозе в 10°С в нем бывает от +10 до +19С.  Нередко зверек имеет несколько гайн и периодически ночует то в одном, то в другом.

Белка ведет дневной образ жизни. Кормится в утренние и предвечерние часы. В середине дня ее редко можно увидеть. В сильные морозы может не покидать гнезда по нескольку дней.

Гон протекает в феврале—марте. В это время белки очень много бегают по земле.

Белка кормится семенами хвойных пород: ели, сосны, лиственницы, а также почками ели и некоторых лиственных пород, ест сережки ивы и осины, желуди, лещину, семена различных трав, ягоды, грибы, в небольшом количестве ест животные корма. Чтобы достать еловые почки, белка срезает кончик ветки (6— 8 см) и кормится, держа его в лапках. Доставая семена из шишек, белка откусывает чешуйку у самого основания. От шишки остается голый стержень с несколькими чешуйками на верхушке. Шишка, «обработанная» дятлом или клестом, имеет совсем иной вид: чешуйки на ней сохраняются, некоторые из них отогнуты от удара клюва птицы.

Задние конечности у белки длиннее передних, поэтому передвигается она последовательными, единичными прыжками (отпечатки задних лап впереди передних) (рис. 7). Медленно шла белка или бежала быстро, можно понять только по длине прыжков.

Если белка идет на кормежку, она оставляет характерный «поедной» (кормовой) след: неровный, зигзагообразный, длина прыжков от 20 до 40 см. Иногда — до 70 см. Этот след ведет к деревьям, где зверек кормится. Когда белка возвращается к гнезду, она оставляет гаевый след: прямой, с короткими до 20 см прыжками, задние лапы зверек ставит вразброс — елочкой.

Большинство белок подходят к гайну осторожно, не выдавая его местонахождения. Зверьки забираются на дерево где-нибудь в стороне, в полусотне шагов от гнезда, и подходят к нему, перепрыгивая с дерева на дерево. Но некоторые белки, возможно более молодые, оставляют след до самого дерева, на котором находится их гнездо.

Изучая следы животных, мы обязательно развиваем речь детей, пополняем их словарный запас.

Словарик следопыта

Белотроп — изучение следов зимой, по снегу.
Вздвойка — прием запутывания следа зайцем, когда он проходит 20—30 м назад по собственному следу.
Тайно — гнездо белки.
Малик — заячья тропа.
Многоследица — период, когда продолжительное время не было снегопада и образовалось множество звериных следов.
Мышкование — охота хищника (например, лисы) за мышью.
Нарыск — тропа хищника (например, волка или лисы).
Наслед — цепочка следов.
Настовик — зайчонок, рожденный ранней весной («по насту»).
Сметка — прием запутывания следа зайцем, когда он совершает большие прыжки со следа в сторону.
Тропление — прослеживание звериной тропы.


<<  Домой       Содержание           Список литературы  >>