<<    Домой    Список литературы    >>


БОЛДЫРЕВ Сергей Николаевич, СУРГАНОВ В., ГУРВИЧ Л. 

ОБ   ИСКУССТВЕ   ВОСПИТАНИЯ  


глава 1. ПУТЬ ПЕРСПЕКТИВ

Это было в начале летнего сезона. Молодой инструктор, впервые начавший работать в учебном туристском лагере, спросил своих товарищей:

- Так с чего же начинать?

Он должен был принять группу новичков и с ними уйти в далекий поход через перевалы к морю.

- Волнуешься? - спросили его.

- Очень... - признался он, смущенно улыбаясь, - даже страшно немного... Как сделать так, чтобы у меня получилась дружная группа туристов, чтобы мы понимали друг друга с первого слова, чтобы поход прошел интересно?

- Это может быть только при одном условии, - ответил ему товарищ. - Нужно создать настоящий коллектив.

- Понятно, - нетерпеливо сказал молодой инструктор. - Без организации подлинно советского коллектива невозможно работать. Но как создавать его, с чего начинать? Вот приду я завтра к туристам - что сказать им?

От такого вопроса общими формулировками и цитатами никак не отделаешься. Тут нужно было ясно и точно сказать, с чего следует начать работу и как ее продолжать.

Три года назад мы бы не ответили ясно и четко на этот вопрос. Теперь мы можем это сделать, сама жизнь подсказала нам, с чего следует начинать. Но прежде чем дать здесь ответ молодому товарищу, расскажем, как было с нами в жизни.

Однажды в почтовом отделении высокогорного поселка на Кавказе мы обнаружили письмо, адресованное нам, инструкторам. Много приятного, радостного принесла эта весточка от людей, с которыми мы расстались дней десять назад.

"Не удивляйтесь, - писали они, - что так быстро получаете от нас письмо... К морю мы прибыли 17 июля вечером, так что не сразу рассмотрели, куда попали. Но, прожив там день, мы поняли, что этот курорт устроен не для тех, кто побывал в горах. Даже сама база на море нисколько не напоминает живой наш лагерь. Здесь все как бы застывшее. И люди ходят лениво, вяло. И даже воздух не тот. Он как бы давит на тебя и прибавляет скуки. За этот день мы вспомнили все: и наши интересные занятия, зарядку и линейку, и переправу через Мзымту, и замечательный поход в лагерь Холодный, который мы будем долго-долго вспоминать, и инструкторов Севу и Юру - наших настоящих товарищей. Приехав в свой родной город, мы примем активное участие в туристских походах. И при малейшей возможности постараемся вновь встретиться с вами следующим летом".

Потом мы часто получали подобные же письма и невольно задумывались вот над чем: в горах у нас была строгая дисциплина, вставали рано, участвовали в трудных походах по снежным перевалам. И все-таки люди добровольно останавливали свой выбор не на безмятежном "голубом" пребывании у моря, а на беспокойных и подчас наполненных опасностями походах в высокогорье.

И это не случайно. Советские люди, воспитанные партией, комсомолом, всем строем нашей жизни в обстановке преодоления трудностей, в борьбе за построение коммунизма, безраздельно отдавали свои симпатии жизни, в которой надо было выступать борцом, смелым человеком, членом дружного коллектива.

Таковы наши советские люди, наша советская молодежь!

И когда возникает вопрос о том, как же лучше всего построить воспитательную работу в походе, в туристской секции, в любом физкультурном коллективе, всегда надо помнить об этом замечательном качестве советских людей. Это было первое, что мы поняли.

Товарищ Сталин учит:
"Настоящая закалка кадров получается на живой работе вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей. Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а, наоборот, идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их. Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры..." (Сталин И.В., Речь в Кремле на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 г., "Вопросы ленинизма", изд. 11, 1939.)

Жизнь преподала нам и еще один урок.

Подготавливая инструкторов-общественников по туризму, мы проводили одно из последних занятий семинара. Казалось, теперь, когда участники семинара - зеленая молодежь - побывали в трудном зимнем походе, сплотились в крепкий коллектив, дисциплина должна быть отличной. Но неожиданно произошло нечто противоположное тому, что мы ожидали. Это последнее занятие едва можно было вести. Одни рисовали в тетрадях, другие строчили записочки, третьи тихо, но оживленно беседовали.

Инструкторы были почти в отчаянии: казалось, так хорошо все шло, с таким интересом все занимались, и вот тебе - в мгновение ока коллектив вышел из-под нашего влияния. Почему? Мы ничего не понимали.

Но часа через два после окончания занятия все опять наладилось. Участников семинара охватило деятельное оживление. В разных углах комнат одни туристы повторно изучали приемы пользования компасом, другие чинили лыжные крепления, третьи ремонтировали рюкзаки. Любо было посмотреть на эту картину.

Так в чем же дело? Почему занятие не удалось, а вскоре вслед за тем коллектив зажил своей привычной жизнью?

"Секрет" оказался очень прост. Занимающиеся невольно сочли, что все трудности - позади, что они, заканчивая семинар, достигли наивысших побед. Послезавтра - по домам! И вот тогда начались "перебои": впереди не было никаких перспектив.

Но стоило только сказать: "Завтра туристские соревнования..." - и все встало на свое место. Ведь перед людьми возникла новая серьезная задача: закрепить участки эстафеты за членами команд, привести в порядок снаряжение и т. п. И тогда коллектив, уже привыкший к интересной, полной борьбы жизни, тотчас "пришел в норму" - впереди было за что бороться...

Натянутая струна может спеть сильную и красивую песню. Но попробуйте спустить струну, и она уже не станет петь, ее надо вновь настраивать. Вот то же самое происходит и в походе, в туристской секции, да и в физкультурном коллективе: надо, чтобы струна была всегда настроена, то есть, чтобы атмосфера, тон в коллективе были бодрыми, жизнерадостными. Тогда легче, интереснее инструктору вести свою педагогическую работу.

Но как же держать струну всегда настроенной? Что для этого надо делать? Как организовать ознакомление с родным краем, изучение туристской техники, построение спортивной работы, чтобы коллектив был всегда собран, устремлен вперед, в завтра?
Здесь мы подходим к очень важному качеству инструктора, руководителя секции, тренера команды - их умению управлять жизнью коллектива, делать ее полнокровной, целеустремленной, бодрой.

В конце концов, нам удалось найти правильный путь - не мероприятия, а именно путь, общий принцип, пригодный - мы в этом убедились на практике - во всех случаях. Он противоречил некоторым "прописным" истинам. Но он никогда не вступал в противоречие с жизнью.

Этот путеводный принцип, знание которого делает педагогическую работу инструктора точной, мы почерпнули не из книг, а "открыли" в самой жизни. Мы берем слово открыли в кавычки, потому что эта глава педагогики была в свое время подробно разработана Антоном 
Семеновичем Макаренко.

Вот как произошло у нас это "открытие". Ранней весной за городом в овраге члены секции горного туризма вели занятия по овладению самостраховкой на снежном склоне с помощью палки. Солнце растопило снег, и часа через два занятий все мы промокли до последней нитки: надо было то подниматься, то спускаться по крутизне, падать в снег... В конце концов, занятие всем надоело.

Но предстояло освоить самый сложный прием самостраховки в случае падения на склоне на спину. Мы, инструкторы, колебались: если начать сейчас изучение этого сложного приема, люди, чего доброго, разбегутся с семинара. Но весна не ждала нас; в следующее воскресенье снег растает и тогда уже не провести этого важного занятия. Хочешь, не хочешь - надо продолжать.

Выстроив насквозь промокших участников семинара, мы начали объяснять, что надо будет сейчас проделать. И, странное дело, - едва только они услышали, что прием этот сложен и что не так просто, скользя по снегу на спине головой вниз, принять нормальное положение и задержаться, как их лица оживились, глаза заблестели. Занятия пошли еще интереснее, с еще большим воодушевлением, чем вначале. Радостные и довольные, возвращались в город туристы. После этого занятия коллектив наш стал крепче, сплоченнее.

Позднее, вспомнив этот случай, мы поняли, что тут есть над чем задуматься. То, что случилось, казалось, противоречило логике. Идя по проторенной дорожке, следовало бы к концу занятия, очевидно, предложить что-то более простое и легкое; но мы сделали как раз наоборот - поставили участников семинара в положение сложное, - и конец занятия прошел много интереснее, чем начало.

Да как же так могло получиться?

Вспомнилась еще одна интересная деталь. Когда изучение последнего, наиболее сложного приема подходило к концу, туристы вновь потеряли интерес к занятию. Но едва только мы сказали: "Сейчас начнутся зачеты; надо поставить оценку выполнения всех приемов", - и занятия опять увлекли всех без исключения.

Тогда мы поняли, что в жизни все происходит куда сложнее и ярче, чем это иногда нам кажется. И та формалистическая методика, которая подсказывала, что к концу занятий надо предложить что-то более легкое и простое, - неправильная, надуманная методика. Уже не в первый раз мы подумали, как сложна, но и как удивительно интересна педагогическая работа инструктора. И какая, в конце концов, это точная наука.

Пусть не поймут нас неправильно: мы вовсе не хотим сказать, что туризм надо превращать в какое-то подобие подвижничества, выматывать силы туриста. Физическое напряжение в занятиях и походах надо всегда строго рассчитывать, согласовывать с силами участников.

Сейчас мы говорим о другом: о необходимости интересной перспективы. Интересной - это значит, как правило, трудной - трудной не обязательно физически. Важно, чтобы коллектив испытал и проверил свои силы в борьбе, убедился в наличии этих сил, поверил в, них, почувствовал радостное удовлетворение победителя.

Нам стал ясен тот путь, по которому надо идти, чтобы жизнь коллектива всегда была полнокровной. Перед туристами и альпинистами - в работе секции, в походе или в учебе, перед участниками волейбольной команды, перед членами секции по легкой атлетике или по другому виду спорта всегда должна быть поставлена перспектива борьбы, перспектива овладения новыми знаниями, новыми приемами.

Но этого еще мало. Надо, чтобы каждую решенную задачу сейчас же сменяла другая - более сложная. Когда одна перспектива "исчерпана", ее должна сменить новая, более интересная, вслед за ней еще более интересная и т. д. Если же перспектива исчезает и ей на смену не выдвигается другая - коллектив неминуемо распадется...

Примерно вот так мы и ответили на вопрос нашего молодого товарища - с чего надо начинать создание коллектива. Мы объяснили ему, что одно из самых важных качеств инструктора заключается в умении своевременно и постоянно выдвигать перед участниками группы очередные перспективы.

Этого можно достичь простым путем. Надо, чтобы ежедневно и даже ежечасно перед участниками туристской группы или спортивной секции ставились все более сложные технические задачи, чтобы они преодолевали все возникающие трудности, чтобы туристы каждый день узнавали что-то новое о крае, в котором они путешествуют, о делах советских людей, преобразующих природу, об особенностях данного уголка Родины. И тогда до самого последнего дня похода туристы будут все время двигаться вперед, все время осваивать новое.

Когда мы излагали это "открытие", нам иногда говорили: "Ну что же, все это естественно - всегда в любых занятиях, в том числе и в овладении туристскими навыками и в физкультурной работе, надо идти от простого к более сложному..."

Но в действительности это не так просто, как кажется людям, равнодушно относящимся к окружающему миру. Дело тут не просто в том, что смена менее сложного более сложным необходима в целях лучшего усвоения материала. Смена задач, лучше сказать перспектив, нужна прежде всего для того, чтобы поставить коллектив в наиболее выгодные условия его жизни и развития. И, если что-то в коллективе не ладится, инструктор прежде всего должен подумать над тем, есть ли перспектива, не возникают ли провалы, не получается ли "холостого хода".

"Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом - говорит А.С. Макаренко, - делает его более крепким, дружным, бодрым". (Макаренко А.С., Педагогические сочинения, АПН РСФСР, 1948, стр. 183.)

"Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные... Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в парк... Но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всего Союза". (Макаренко А.С., Педагогические сочинения, АПН РСФСР, 1948, стр. 179)

Эти замечательные мысли, высказанные с такой отчетливостью, показали нам и педагогическое и политическое значение "открытия", о котором мы только что рассказали.

А.С. Макаренко свел теорию перспективных линий в краткую, полную глубокого философского смысла и в то же время яркую формулу: "Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". (Макаренко А.С., Педагогические сочинения, АПН РСФСР, 1948, стр. 179) Он говорил, что методика работы в коллективе заключается в использовании уже имеющихся перспектив и в постановке других, более сложных, в замене устаревших перспектив новыми, в мобилизации членов коллектива на выполнение поставленных задач.

Эта методика - замечательная особенность именно советской педагогики, она рождена всем ходом нашей жизни, социалистическим характером нашего общества. Партия большевиков и советское правительство непрерывно выдвигают перед нашим народом величайшие исторические перспективы, мобилизуют советских людей на выполнение грандиозных задач построения коммунистического общества. Решения большевистской партии и советского правительства о создании лесных полос, о строительстве гигантских электростанций на Волге, Главного Туркменского и Волго-Донского каналов, электростанций и каналов на Украине и в Крыму - какие это увлекательные, грандиозные перспективы для всего советского народа! Они пробудили к жизни новую энергию, новые силы людей всего нашего социалистического общества.

Формулируя свои выводы о перспективах в педагогике, А.С. Макаренко исходил из указаний классиков марксизма-ленинизма.

Наш вождь и учитель товарищ Сталин указывает:
"Нельзя строить по-настоящему, не зная - во имя чего строишь. Нельзя двигаться ни на шаг, не зная направления движения. Вопрос о перспективе есть важнейший вопрос нашей партии, привыкшей иметь перед собой ясную и определенную цель". (Сталин И.В., Вопросы и ответы. Речь в Свердловском университете 9 июня 1925 г., Сочинения, т. 7, стр. 204.)

Можно ли говорить о перспективах в буржуазной педагогике? Трудового человека в капиталистическом обществе ждет "перспектива" остаться без работы, быть выкинутым на улицу из своего жилища, упрятанным за решетку тюрьмы. Это, конечно, не перспектива, а полная бесперспективность. Для честного трудового человека там есть только одна подлинно увлекающая вперед перспектива - борьбы с прогнившим капиталистическим строем, борьбы против войны, борьбы за мир.

Эта перспектива отнюдь не утверждает буржуазного общества, она отрицает его. А в нашем обществе все перспективы - это перспективы утверждения, развития нашего общества, коммунистической идеологии, материальной базы коммунизма.

Теория перспективных линий - это достижение нашей советской педагогики, и инструктор должен отчетливо понимать природу этой стороны своей деятельности. К сожалению, далеко не всем ясно, как применить на практике это важнейшее теоретическое положение.

В 1950 году во время организации осеннего слета туристов и альпинистов Москвы было решено впервые провести сложные туристские соревнования по преодолению полосы естественных препятствий - реки и крутого склона. В соревнование также включалась переноска "пострадавшего", бег, расстановка палатки.

Накануне слета организаторы соревнований неожиданно столкнулись с сопротивлением некоторых товарищей, утверждавших, что соревнования не будут иметь успеха, так как они очень сложны и поэтому отпугнут туристов. требуют предварительной подготовки участников и т. д. При этом ссылались на то, что даже легкие соревнования и прошлые годы проваливались из-за нежелания туристов участвовать в них: выступало лишь 3-4 команды.

Мы отвечали:
- Предыдущие соревнования проваливались именно потому, что были легкими: их простота, легкость никого не увлекала. Перед людьми не возникало интересной перспективы... А сейчас именно трудность соревнований привлечет симпатии молодежи. Поэтому такие соревнования и будут иметь успех. Да и руководители соревнований, почувствовав, что они берутся за сложное дело, с большей ответственностью, большим интересом отнесутся к организации соревнований...

Что же оказалось на самом деле?
Вместо 3-4 команд, как это было в прошлом, на участие в соревнованиях подали заявки 26 команд. Некоторые спортивные общества заблаговременно провели свои собственные отборочные соревнования, организованные по такому же типу. Участники почти всех команд - сто тридцать человек - за неделю до слета собрались за городом и провели предварительную разметку дистанции и тренировку. Соревнования вызвали живейший интерес и имели блестящий успех. Около 2000 туристов и альпинистов участвовало в слете.

Здесь еще раз мы убедились воочию, что надуманная логика очень далека от логики жизни и что принцип перспектив, это не только вопрос перехода от менее сложного к более сложному, но и нечто гораздо большее - средство организации коллектива (в данном случае - участников соревнований).

Инструктор, тренер по любому виду спорта всегда должен помнить об этой особенности педагогической работы, воплощать в жизнь принцип перспектив. Это сравнительно просто сделать: ведь даже сама спортивная классификация построена так, чтобы создать у физкультурников ряд перспектив, то есть условия для непрерывного движения вперед.

"Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации..." - говорит А.С. Макаренко. (Макаренко А. С., Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946, стр. 79.)

В наших туристских лагерях ощутимым выражением целей, венчающих туристский переход, было преодоление трудного горного маршрута и завоевание права на значок "Турист СССР".

Туристы проводили в лагере 10-12 дней, участвовали в занятиях по переправам через горные реки, овладевали техникой преодоления скалистых или заснеженных участков, изучали основы топографии и первой помощи, знакомились с природой, трудом советских людей того уголка Кавказа, где располагался наш лагерь. Затем туристы, преодолевая перевал, выходили к берегу Черного моря.

В лагерях группы новичков быстро сплачивались в прочные, дружные коллективы. Мы старались так распланировать изучение края, овладение туристской техникой на маршруте, чтобы каждый день решалась новая, интересная, сложная задача. Коллективная борьба, устремление вперед, марш к ясно поставленной цели увлекали туристов.

Среди некоторых методистов по туризму существует убеждение, что с новичками надо начинать с самого простого и легкого, лучше с лекций о пользе туризма. Но жизнь привела нас совсем к другому выводу.

Первое, что должен сделать инструктор, чтобы случайно встретившиеся люди ощутили свое объединение в коллектив, - это поставить туристов в обстановку общей борьбы, в обстановку преодоления трудностей. Вот почему в качестве первого испытания мы предлагали такое занятие, где бы могла проявиться сплоченность, организованность людей, требовательность к товарищам и уважение к ним. Таким занятием в наших условиях, например, было овладение навыками движения по очень несложным скалам.

Мы вовсе не требовали овладения всей системой приемов скалолазания, которая изучается в альпинистских лагерях. Были лишь элементарные навыки движения по крупным обломкам скал и надежная страховка с помощью веревки на склоне с выступами и трещинами. И был яркий кавказский пейзаж, и запах трав, нагретых солнцем, и радостное бодрое настроение.

Конечно, необходимо было научить новичков элементарным техническим приемам. Но, кроме того, от этих занятий мы ждали неизмеримо большего. Нужно было заинтересовать новичков горным туризмом, показать им необычность и увлекательность походов, подчеркнуть колорит гор. Мы стремились поставить перед туристами такие задачи, выполнение которых заставило бы их мобилизовать все свои способности и силы. И самое главное: мы ждали, что такие занятия помогут сделать еще один шаг к организации коллектива.

Здесь мы совмещали принцип постепенного возрастания трудностей занятий с постановкой перед туристами сразу интересной, увлекательной задачи, решительным и сильным толчком включая новичков в жизнь и дела на нашем туристском маршруте.

Этот же принцип создания коллектива можно легко воплотить в любом виде спорта.

Метод перспективных линий обязательно должен быть использован и в работе физкультурных коллективов предприятия.

Иногда приходится слышать от начинающих руководителей туристской секции: "Вот какой у нас народ трудный - работали, работали, уговаривали, доклад о туризме сделали, объявление о доходе повесили и что же? На организационное собрание едва пятнадцать человек явилось, а в поход и того меньше. Ничего у нас с народом не сделаешь, не хотят заниматься туризмом и все..."

Такой руководитель совершенно напрасно удивляется своему неуспеху... В самом деле, разве доклад, пусть даже очень интересный, или собрание, пусть даже хорошо организованное, может сравниваться с увлекательной перспективой сложного похода, с самим походом, если этот поход тщательно продуман руководителем?

Начинать нужно с интересного, с большого дела, которое потребовало бы от людей не только аккуратной явки на вокзал с необходимым туристским снаряжением, но и заставило бы их включить в работу все свои способности - силу, ловкость, сметку, зажгло бы их огоньком соревнования. Поход по интересным, красивым местам, организация изучения своего края, соревнование в преодолении трудностей, агитработа с населением - все эти дела, большие и малые, должны быть увязаны руководителем в стройную линию сменяющих друг друга увлекательных перспектив. При организации туристской секции туристы сразу же должны взяться за подготовку большого похода, за проведение семинара, за изучение техники. Только на этом пути можно ожидать успеха при организации работы секции.

Очень много для сплочения туристской секции, а следовательно, и для ведения воспитательной работы может дать правильно построенная подготовка к сдаче норм на значок "Турист СССР".

Особенно интересно и увлекательно изучать технику различных видов туризма. Например, туристы-водники могут овладевать техникой плавания на байдарке по узким речкам, быстринам или учиться проходить через расставленные в русле реки ворота из вешек или буйков, правильно грести, спасать утопающего и т. п. Туристы-горняки могут овладевать техникой переправ (по бревну, вброд, навесной - по веревке над водой), преодоления крутых склонов, применения в походах азимутов и т. п. Велотуристы могут учиться преодолевать узкие лесные тропки, броды, спуски и подъемы и т. п.

Такое овладение техникой, обязательно строго распланированное по принципу перспектив, необходимо проводить в форме занятий с зачетами, во время походов. Это очень сильно увлекает молодежь, создает такую обстановку, когда коллектив туристской секции быстро растет, сплачивается, живет напряженной, бодрой жизнью.

Так же увлекательно надо строить и работу по сдаче норм ГТО, стремясь при этом к овладению физкультурниками спортивной техникой лучших советских мастеров.

В своей инструкторской работе мы стремились подчинить принципу перспективных линий не только занятия по технике походов, но и знакомство с теми замечательными уголками Родины, где располагался туристский лагерь. Перед походом - вступительная беседа о районе путешествия; потом, в середине маршрута, - лекции работников заповедника и экскурсии по его территории. Еще дальше, в самом сердце гор, туристов ждала лекция нашего старшего инструктора-географа, которую он читал на вершине, пользуясь панорамой гор в качестве наглядного пособия.

Лекции и доклады стали необходимой у нас традицией. Часто их делали сами туристы - партийные и научные работники, преподаватели, журналисты.

Занимаясь туризмом, советский человек получает возможность всестороннего духовного и физического развития. Это всегда должен помнить инструктор. Путешествия помогают узнать нашу замечательную Родину, стать еще более активными строителями коммунизма. Во время походов и занятий турист вступает в борьбу с природой, с естественными препятствиями, которые возникают на его пути. Эта борьба бывает физически очень напряженной и потому увлекательной; как и во всех спортивных соревнованиях, в ней воспитываются замечательные качества советского человека - коллективизм, смелость, решительность.

Создавая коллектив, инструктор должен включить в дело обе эти замечательные стороны советского туризма - возможности духовного и физического развития советского человека.

...Вечер. Над горными вершинами струится голубой лунный свет. Прозвучали в лагере протяжные звуки отбоя. Опустела веранда для танцев, тихо на волейбольной площадке, смолкли песни и разговоры. Туристы разошлись по палаткам. Прошел по лагерным дорожкам инструкторский патруль. Лагерь спит. И только в помещении дежурного горит свет. Здесь собрались инструкторы. Командиры туристских групп обсуждают события прошедшего дня, делятся впечатлениями, советуются, составляют план работы на завтра. С утра снова начнется увлекательная и сложная борьба за создание, укрепление и развитие подлинно советского коллектива туристов.

 <<   Введение      Глава 2  >> 


<< Домой    Список литературы >>

Олтри - компания профессионалов. олтри отзывы вся информация тут.
Хостинг от uCoz