Оглавление:
Введение. КАК ВОЗНИКЛА ЭТА КНИГА
глава 1. ПУТЬ ПЕРСПЕКТИВ
глава 2. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ
глава 3. ДИСЦИПЛИНА НАСТУПЛЕНИЯ
глава 4. СТИЛЬ, ТОН, ТРАДИЦИИ
глава 5. СИЛА КОЛЛЕКТИВА
глава 6. ПАФОС ИСТОРИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
Три года, в течение которых мы испытывали и радость побед и горечь поражений, три года поисков дали нам многое. Этот путь был сложен, труден и... захватывающе интересен. Мы понимаем, что это только начало, первые шаги. Но не все начинают одинаково. Может быть, поэтому наши записки окажутся не бесполезными для инструктора физкультуры, тренера, капитана команды, учителя школы. Пусть читатели поспорят с нами о наших "открытиях", вспомнят свои удачи и неудачи, пусть предложат что-нибудь свое - так мы думали, начиная эти записки.
Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 года о физической культуре наметило для советских спортсменов путь к новой, высшей ступени развития, необходимой в условиях построения коммунизма. В достижении поставленных задач огромное значение имеет воспитательная работа с физкультурниками. Поэтому для нас, инструкторов-общественников, вопросы воспитательной работы приобретали особенно 'большую остроту во всех наших делах.
Учение Ленина-Сталина, замечательные высказывания Ленина о коммунистическом воспитании и прежде всего речь Владимира Ильича на III съезде комсомола, указания Сталина о воспитании нужных партии и советскому народу качеств нового советского человека служили для нас руководством в решении сложных задач воспитания.
Надежным нашим советчиком в методических вопросах всегда были книги одного из творцов теории методики воспитательной работы А.С. Макаренко.
Искать в них ответа на многие вопросы, методики воспитания заставляла нас следующая важнейшая черта книг А.С. Макаренко: разработанные им теоретические положения целиком основаны на трудах классиков марксизма-ленинизма, выдающийся советский педагог теснейшим образом связывает свою практику и теоретические выводы с марксистско-ленинским учением, с работами В.И. Ленина и И.В. Сталина. "Я имею для руководства общие принципы философии марксизма, - писал А.С. Макаренко, - и указания глубочайшего смысла, указания товарищей Ленина и Сталина".
(Макаренко А.С., Разговор с читателями. "Книга и пролетарская революция", 1938, № 4, стр. 160.)
В своей практической деятельности мы не раз в недоумении останавливались перед какой-нибудь "педагогической загадкой". Участвуя в туристских походах в горах, работая в секции горного туризма или проходя семинар инструкторов-общественников, мы сталкивались с вопросами воспитательной работы, общими и для тренера по любому виду спорта, и для капитана команды, и для руководителя коллектива физической культуры, и для учителя школы.
Перед нами часто возникал вопрос: что же должен делать, как должен поступать инструктор или тренер команды, чтобы наиболее коротким путем идти к созданию подлинно советского коллектива физкультурников, направлять его жизнь, помогать советским людям, занимаясь спортом, еще сильнее любить свою социалистическую Родину, учиться коллективизму, мужеству, любви к труду, воспитывать волю к завоеванию мирового первенства во всех видах спорта?
Мы искали правильного, нужного нам пути, ошибались и, вновь продолжая свои поиски, в конце концов находили верные формы работы. Но, получив определенную практику, научившись кое-чему, мы поняли, что настоящая педагогическая работа инструктора требует все новых поисков, непрерывного совершенствования, изучения и анализа происходящего.
Успех дела решает коллективная работа инструкторов-педагогов. Мы всегда стремились создавать дружные инструкторские коллективы на семинарах инструкторов, в наших походах или туристских учебных лагерях.
О наших удачах и неудачах, о поисках правильного пути решили мы рассказать в этих записках. Мы припомнили интересные события во время тренировок, на занятиях, в походах. Мы выслушали советы, пожелания, воспоминания товарищей по работе - инструкторов-общественников добровольного спортивного общества "Искра", студентов московских педагогических институтов Светланы Кузьменко, Бориса Середина, Зои Шлюковой, Арика Нагорного, Игоря Ратова, Володи Маландина, Раи Конышевой, Володи Овчинникова, Василия Леонова, Володи Лежнева, Юры Светлова.
Так возникла эта книга.