Многодневный поход большой группы, состоявшей из не знакомых до того людей, был трудным. У каждого в рюкзаке лежал семидневный запас продуктов.
Во время первого привала произошел довольно неприятный случай: когда мы уже совсем собрались, чтобы тронуться дальше, на траве остались буханка хлеба, пачка с сахаром, колбаса. Инструктор спросил, чьи это вещи, но все молчали.
Инструктор не был удивлен тем, что никто не откликнулся на его вопрос. Когда группа остановилась на привал, завхоз попросил достать из мешков сахар, хлеб, колбасу. Несколько человек сделали это, и, когда после завтрака часть продуктов осталась нетронутой, трудно было сказать, чьи они.
Но вот почему ни одна рука не протянулась за оставшимся? Это можно было объяснить только недостаточной организованностью группы. В таких случаях неприятно читать нотации о взаимопомощи, лучше искать иной путь. Инструктор решил не торопиться с объяснениями. Он поднял с земли оставшиеся продукты и с трудом втиснул их в свой рюкзак, доверху заполненный вещами.
А пока он проверял, как туристы собираются в путь, кто-то из участников похода подошел к его рюкзаку и переложил вещи к себе. Инструктор случайно заметил это, но ничего не сказал.
На следующем привале история повторилась: после еды остались продукты, и никто не знал, чьи они. Инструктор молча засунул их в свой мешок. На этот раз он сознательно отошел в сторону и "сердобольные" туристы вновь отобрали у него лишний груз.
Когда к концу дня под перевалом инструктор, укладывая свой мешок, хотел сунуть в рюкзак половину чужой буханки, поднялись громкие протесты.
- Начальник похода так не должен поступать, - шумели туристы, - это не педагогично, каждый сам должен нести свой груз.
Да, конечно! Туристы были правы: забирать себе чужой груз начальник похода не должен. Но в данном случае инструктор делал это, стремясь наметить правильную линию своего поведения.
Инструктор выслушал все до конца и затем сказал:
- Вот что, друзья! Если бы я нес все то, что оставалось на лужайках, мне бы не сдобровать. Весь "секрет" заключается в том, что эти вещи несете вы же сами. Но происходит это каким-то странным способом. Сначала я должен засунуть вещи в свой рюкзак, потом вы украдкой вытаскиваете их и складываете в свои мешки. Не проще ли сразу взять "забытые" вещи и сложить в свой рюкзак...
Все засмеялись. Это был какой-то переломный момент. Туристы стали поступать совершенно по-иному, чем в начале похода. Вот юноша отнимает консервные банки у девушки:
- Ты устала, дай их мне.
- Ничего подобного, - возмущается девушка, - банки останутся у меня.
Туристы стали считать честью для себя взять груз у товарища, уставшего от перехода, нести больше, чем другие.
Эти случаи показывают, как велика воспитывающая сила туристского похода. Подобные же примеры взаимопомощи, товарищеской выручки можно встретить в любом виде спорта. Инструктор обязан всячески воспитывать в людях чувство коллективизма, товарищества.
М.И. Калинин подчеркивает, как важно всячески развивать чувство коллективизма, суметь увидеть В практических делах его черты.
"Не требуется особо доказывать, что внедрение коллективности должно занимать видное место в коммунистическом воспитании, - говорит М. И. Калинин. - Я имею в виду здесь не теоретические основы коллективизма, а внедрение в производство, в быт, в жизнь общественных навыков, создание таких условий, при которых коллективность составляла бы неотъемлемую часть наших привычек, норм поведения, чтобы действия эти совершались не только обдуманно, сознательно, а вытекали инстинктивно, органически".
(Калинин М.И., О коммунистическом воспитании и обучении, АПН РСФСР, 1948, стр. 65).
"Коллективность в практической жизни нашего общества играет большую роль, ибо она зиждется на базе коллективизма. Мы противопоставляем капиталистическому обществу коллективизм - коммунизм, убежденные в его огромном превосходстве. От успешности внедрения коллективных навыков в производстве, общественной жизни и быту зависит в значительной степени и успешность коммунистического строительства"
(Калинин М.И., О коммунистическом воспитании и обучении, АПН РСФСР, 1948, стр. 66).
"Таким образом, даже такое сложное дело как воспитание коллективности, чтобы быть наиболее эффективным, должно приспосабливаться к практической работе. Иначе говоря, воспитание коллективности должно проводиться конкретно. Разъясняя смысл того или другого практического процесса, воспитатель одновременно обогащается сам практическим материалом для своего собственного теоретического развития".
(Калинин М.И., О коммунистическом воспитании и обучении, АПН РСФСР, 1948, стр. 67).
В эпизоде, с которого мы начали эту главу, обнаружилась важная черта воспитательной работы инструктора: он должен привлечь себе в союзники коллектив. Тогда он может рассчитывать на успех.
Однажды мы занимались с группой туристов техникой преодоления снежников на склоне Бадукского ущелья в районе Теберды. Старший инструктор вышел на снег, чтобы показать, с какой скоростью начнет скользить вниз упавший здесь человек.
И вот тогда внезапно он увидел за своей спиной высоко на снежном, очень крутом склоне участка занятий Николая С. В руках у него была только палка. Инструктору стало ясно, какой опасности подвергался Николай: внизу снег обрывался на острых камнях, а палка была плохим помощником там, куда он забрался.
Старший инструктор приказал Николаю немедленно сойти на боковые скалы. Но не так-то просто, оказалось заставить его подчиниться.
Николай был из группы молодого инструктора Левы. В последнее время мы заметили в Леве нечто новое: он стал самостоятельнее, строже с людьми, стремясь уберечь их от возможных аварий. И все же ему не хватало чего-то трудно определимого, той особой ясности и простоты, которые заставляют верить и подчиняться инструктору безоговорочно. И, должно быть, это сказалось в его отношениях с Николаем. Однажды у Левы уже произошла с ним на зеленых лужайках шумная стычка: Николай грубо нарушил традиции туристов, отказался следовать указаниям инструктора. Лева исключил Николая из группы, но туристы вежливо попросили молодого инструктора вернуть его в коллектив. И вот теперь история опять повторялась в более опасной обстановке.
Глубокое возмущение охватило старшего инструктора. На груди Николая красовался значок альпиниста, и он не мог не знать опасностей падения на снегу. Но, видимо, он надеялся на свою силу.
Тон голоса старшего инструктора, наконец, заставил Николая убраться на скалы. Но этого инструктору было сейчас мало.
- Идите сюда, - приказал он Николаю, - вы хотите сглиссировать по этому склону. Сейчас я доставлю вам это удовольствие.
Старший инструктор выбрал безопасный участок склона, оканчивавшийся чашеобразным углублением в снегу. Лева, без слов поняв в чем дело, мгновенно соскользнул вниз и, выбив ступеньки, встал на страховку.
Выбирая подходящее место спуска для Николая, старший инструктор неожиданно поскользнулся, но тут же выпрямился с помощью ледоруба. И все же внизу Лева резким прыжком метнулся туда, где должен был бы очутиться человек в случае падения. Туристы, сидевшие на скалах, с напряжением следили за происходящим, и старший инструктор знал, что сейчас каждая мелочь должна быть использована не только для обучения технике горных походов, но и для воспитания людей.
- Видели? - спросил он, кивая на Леву, - даже если бы я и упал, даже если бы потерял сознание, ничего бы со мной не случилось, - он помедлил и подчеркнуто сказал, - не случилось бы потому, что у меня хороший товарищ...
Он знал, что это резкое движение Левы - казалось бы, крошечная деталь - лучше, полнее, чем длинная лекция объяснит людям ту особую атмосферу подлинной дружбы и товарищества, которые возникают между советскими спортсменами в горах и без которых нельзя себе представить ни туризма, ни альпинизма в нашей стране.
Николай быстро выскочил на снег туда, куда ему было указано. И здесь он остановился в нерешительности. Именно сейчас, когда надо было скользнуть вниз, он, вероятно впервые, почувствовал, как крут склон, тверд снег и как непрочна палка - единственное орудие, которое должно было помочь ему сохранять равновесие и управлять спуском.
- Начинайте же, - резко приказал старший инструктор.
Все произошло в какие-нибудь пять-шесть секунд: Николай стремительно заскользил вниз, палка почти не тормозила на твердом фирне, он поскользнулся, упал, перевернулся на живот... Николай попытался употребить всю свою силу, чтобы задержаться, и все же беспомощно летел вниз. Лева бросился вперед, поймал скользящего все с большей скоростью Николая и своим телом придавил его к снегу. И вот они уже стоят внизу, тяжело дыша, и мокрые, осыпанные льдистыми крупинками, отряхивают одежду.
Старший инструктор повернулся к замершим туристам.
- Поняли? - спокойно спросил он.
- Поняли, поняли, - зашумели юноши и девушки.
Значительно позднее мы внимательно проанализировали происшедшее, и тогда нам стало ясно, что там в горах произошли очень интересные вещи, внутренний смысл которых мы, к сожалению, поняли далеко не сразу.
Наблюдение, которое мы тогда сделали, заключалось в том, что после занятий на снегу Николаю пришлось несладко от своих товарищей. Все участники группы теперь были настроены резко против него и поддерживали инструктора. Леве стало незачем принимать какие-то репрессивные меры, роль воспитателей взяли на себя участники группы. Коллектив стал помогать инструктору.
Это очень важно, может быть, даже самое важное: коллектив должен помогать инструктору в его воспитательной, педагогической деятельности. Именно в этом случае работа воспитателя становится математически точной и наиболее организованной.
Но как же следует поступать инструктору, чтобы привлечь себе на помощь коллектив?
Анализируя все тот же случай на снежном склоне, мы наметили линию поведения инструктора для того, чтобы сделать коллектив своим помощником в воспитательной, педагогической работе.
Вот этот анализ. Вначале молодой инструктор Лева поступил очень решительно с недисциплинированным членом группы и вызвал этим протест туристов, выраженный в мягких формах, - туристы просили не исключать Николая. Но тем не менее, это было выражением решительного несогласия с инструктором. Инструктор сказал: "Исключить", а туристы очень вежливо, но настойчиво говорили: "А мы просим оставить..."
Но высоко в горах на снежном склоне и инструкторы и туристы оказались одинаково резко настроенными по отношению к нарушителю дисциплины.
Почему же так изменилась позиция туристов?
Да очень просто: старший инструктор поставил Николая в такие условия, когда сама жизнь показала туристам правоту руководителя занятий. И тогда они тотчас взяли сторону инструкторов.
Руководитель коллектива должен всегда так строить свою работу, чтобы ход событий подтвердил его правоту. Тогда он будет пользоваться авторитетом в своей группе или секции, сможет успешно вести организационную работу. Такому инструктору будут верить, уважать его, охотно выполнять его указания.
До тех пор, пока инструктору приходится убеждать, опираясь только на словесные доказательства, он должен действовать осторожно, осмотрительно, так как ходом событий всегда может быть поставлен перед фактом скрытого или открытого несогласия с ним. Тогда инструктор должен постараться изменить ход событий так, чтобы сама жизнь показала его правоту.
Это было очередное наше "открытие", и оно принесло много пользы.
Уметь найти подтверждение жизнью своих указаний, своей линии поведения инструктор, тренер, руководитель секции может в любом виде спорта. Тренер футбольной команды обязан увидеть и проанализировать, например, пренебрежение игроком тактикой коллективных действий. Капитан волейбольной команды может показать игрокам, к чему ведет суетливость на площадке, нарушение дисциплины. Тренер по лыжному спорту, проанализировав неправильное расходование сил лыжником на дистанции, разъяснит ему причину этого.
Для вдумчивого инструктора-педагога этот путь открывает широкие горизонты в воспитательной работе, помогает точно рассчитывать каждый свой шаг. Умение анализировать свои поступки, жизнь физкультурного коллектива, довольствоваться не только случайными педагогическими находками, но идти вперед с ясным пониманием того, почему выбран именно данный путь, - ценнейшее качество инструктора, тренера.
Инструктор должен научиться не только привлекать коллектив себе в союзники, но и умело пользоваться силой его воздействия.
В нашей практике был такой случай. Две подруги в группе туристов держались обособленно. Во время однодневного похода они то уходили вперед, то отставали и, наконец, остались вдвоем купаться в реке, в то время как остальные подходили уже к лагерю. Здесь туристы решили подождать подруг: неудобно было возвращаться без них. Староста группы послал за девушками одну из туристок. Но и это не помогло. Подруги демонстративно держались в стороне от всех, восстановив против себя участников группы.
Инструктор не знал, как ему быть. Наконец, он решил обсудить поведение девушек на собрании туристов. Собрание было бурным. Все резко осуждали поведение двух подруг и решили исключить их из группы. А они сидели угрюмые, замкнутые и совершенно не желали признать за собой вины.
Но на другой день девушки пришли в слезах к старшему инструктору и просили разрешить им участвовать в многодневном зачетном походе. Старший инструктор вызвал инструктора группы и спросил:
- Сможешь ли ты взять их в поход?
- Нет, - ответил инструктор, - с ними никто не желает иметь дела.
- Это очень легкий путь, - возразил старший инструктор. - Пользоваться силой коллектива для того, чтобы исключать, можно только в особых случаях, когда это абсолютно необходимо. Главная же задача - воспитывать с помощью коллектива. Твоя обязанность как инструктора попробовать включить в действие воспитательную силу коллектива. Сейчас единолично решать вопрос тебе нельзя. Надо спросить мнения всех: можно ли разрешить им участвовать в походе?
Снова подруги пришли на общее собрание членов туристской группы. Они отвечали уклончиво на общее требование сказать, покончат ли они со своим индивидуалистическим отношением к коллективу, к товарищам. И тогда туристы заявили:
- Нет, мы не хотим брать их с собой в поход.
Инструктор пытался уговорить туристов, он считал, что девушки поймут свои ошибки, изменят поведение.
- Мы им не верим, - отвечали инструктору, - они говорят не искренно, и чувствуется, что в душе не согласны с нами. Мы не хотим их принимать в свой коллектив…
Инструктор сказал своему руководителю:
- Ничего не выходит. Туристы отказываются принимать их в группу.
- Вот теперь, - сказал старший инструктор, - настало время решительно вмешаться и распорядиться взять обеих девушек в поход. Скажи, что ты убежден, что они исправятся. Девушки не могли теперь не понять, что значит оказаться в положении человека, осужденного коллективом. Взяв их в поход, ты как педагог выигрываешь дважды: обе девушки теперь будут выполнять все твои указания, потому что ты ведь поручился за них, поверил в них, с уважением отнесся к их желанию войти в коллектив. Это первый выигрыш. А второй заключается в том, что ты не отгородишь их от коллектива, исключив из группы, а сохранишь влияние на них коллектива, взяв их в поход. Это влияние теперь будет очень сильным: девушки убедились, как последователен и требователен коллектив. Все дело только в том, чтобы они не воображали, что благодаря твоей поддержке они оказались сильнее коллектива. Но это твоя обязанность инструктора показать им, что коллектив для них - главное.
Этот случай еще и еще раз показал нам, как сложно бывает молодому инструктору правильно использовать воспитательную силу коллектива. Но только так, всегда стремясь целиком использовать силу коллективного воздействия на человека, должен работать инструктор.
Здесь весьма уместно сказать несколько слов о так называемом "индивидуальном подходе". Иногда это понимается как нечто противоположное воспитанию в коллективе. Это крупная ошибка. Конечно, инструктор обязан изучать людей, с которыми он работает. Но это изучение нужно не столько для нравоучительных или "задушевных" бесед, сколько для того, чтобы возбудить требование коллектива к личности. Это и есть индивидуальный подход. Вот что говорит об этом А.С. Макаренко:
"Мы считаем, что влияние отдельной личности на отдельную личность есть фактор узкий и ограниченный. Объектом нашего воспитания мы считаем целый коллектив и по адресу коллектива направляем организованное педагогическое влияние. Мы при этом уверены, что самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе... Коллектив является воспитателем личности. Педагогическая установка... в общем формулируется так... создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность".
(Макаренко А.С., Избранные педагогические сочинения, АПН РСФСР, 1949, книга 4, стр. 188).
Сила воздействия коллектива, сила традиций ко многому обязывает инструктора, тренера, руководителя туристского похода. Показательно, что в приведенном случае инструктору не только не пришлось активизировать воздействие коллектива на личность, но, наоборот, сдерживать коллектив, взять в каком-то смысле под свою защиту двух девушек, не умевших жить в дружбе с товарищами. Инструктор никогда не должен забывать о своей роли руководителя коллектива.
В одном из наших походов вместе с новичками участвовала альпинистка - молодая, жизнерадостная девушка. Она знала горы, прошла здесь замечательную школу коллективизма. В нашем походе она была образцовым товарищем, помогала уставшим, готовила завтраки и обеды. Инструктор, наблюдая за ней, решил: "Очень хорошо, на нее можно положиться, с ней все в порядке".
Но эта успокоенность инструктора была неправильной. Девушка отбирала у подруг груз, стремясь облегчить их рюкзаки. Иногда она тайком запихивала в свой мешок то консервную банку, то буханку хлеба. Инструктор и ее товарищи не обращали внимания на то, что она несет груз много больше остальных, перенапрягается. Окончилось это тем, что девушка почувствовала себя плохо. Только тогда инструктор спохватился и понял, что совершил оплошность.
Взаимоотношения инструктора, тренера с коллективом, границы вмешательства тренера и инструктора в жизнь коллектива - тоже не изученный, но важный вопрос.
Мы в своей практике четко поняли, что в деятельности инструктора, тренера возможны и в действительности бывают такие случаи, когда он должен пойти против неправильных настроений коллектива, решительно и резко высказать свое несогласие с вредным течением в коллективе.
В туристском походе в горах, где новички оказываются оторванными от крупных коллективов, где трудный путь часто сопряжен с опасностью, неправильные тенденции в коллективе возникают нередко. И в этом случае инструктор должен выступить очень решительно и, в конечном счете, опять-таки привлечь себе в союзники коллектив в целом. В воспитательной работе это подчас имеет огромное значение.
Подобные ситуации возникают и в спортивной команде, в тренерской группе.
Не может быть хорошего руководителя спортивного коллектива, который не обращался бы за помощью к коммунистам и комсомольцам как передовым людям коллектива.
Огромная забота, уделяемая партией и комсомолом коммунистическому воспитанию молодежи, и в частности спортсменов, находила свое проявление и в нашей инструкторской работе. С горячей признательностью вспоминаешь о тех скромных рядовых коммунистах и комсомольцах, прошедших через наш маршрут, которые, приняв на себя ответственное звание политрука группы, на протяжении всего похода совместно, с нами, инструкторами, руководили жизнью групп.
Они видели, какое большое значение имеет туризм в воспитании смелых, выносливых, знающих и горячо любящих свою родину людей, настоящих коллективистов. Именно они - коммунисты и комсомольцы туристской группы - были всегда застрельщиками и запевалами в любом деле: они умело помогали инструктору создать в группе нужный стиль и тон, они хранили и передавали традиции и активно участвовали в разрешении самых серьезных и неожиданных проблем, которыми так богата лагерная жизнь.
Первой и самой нужной традицией, возникшей на нашем маршруте, были собрания группы для решения важных вопросов. Как уже говорилось, инструкторы пользовались у туристов, как правило, непререкаемым авторитетом. Поэтому роль инициатора созыва группового собрания принимал на себя обычно инструктор, посоветовавшись предварительно с партийно-комсомольским активом группы. Но как только участники собрания рассаживались на свои места, хозяином становилось собрание. И не было случая, чтобы трудный вопрос не был решен таким собранием быстро и верно.
Групповое собрание, направляемое партийно-комсомольским ядром группы, всегда было умным, внимательным и строгим хозяином. Если инструктор в своей работе допускал какие-нибудь неполадки, собрание указывало ему на это; если же и в дальнейшем инструктор не справлялся с делом, то терял уважение и авторитет в группе и не мог больше ею руководить.
Нарушителей дисциплины, людей, проявивших в походе скверные, аморальные черты, собрание осуждало беспощадно.
Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в организации этого труда. Если такая организация отсутствует, бесполезно говорить о целях и требованиях - никакого коллектива не будет. И, разумеется, в первые же дни работы мы столкнулись с проблемой организации наших коллективов.
Здесь-то и пришлось нам на деле убедиться в важности создания ядра коллектива - главной опоры руководителя коллектива. Прежде всего мы обращались за помощью к коммунистам и комсомольцам в группах и совместно с ними в первый же день выделяли в группе старосту и политрука. Затем туристы выдвигали из своей среды еще ряд общественных руководителей. Так в группе намечался костяк, вокруг которого сплачивались остальные туристы.
Созданию актива в значительной степени помогал принцип самостоятельности действий туристов, который мы усиленно проводили в жизнь. Этот принцип очень прост: мы предоставляли группе максимальную свободу действий на занятиях и в походе, направляя и руководя людьми так, чтобы не подавлять их инициативы.
Туристы сами должны были навести переправу через реку, составить карту и нанести на нее маршрут группы, рассчитать количество продуктов, необходимое для похода. Староста и политрук группы сами каждый день назначали дежурных, следили за ходом дежурства. На некоторых занятиях туристы, например, самостоятельно выбирали маршруты при подъеме к леднику или к перевалу, место привала или бивака. Конечно, инструктор в это время находился рядом, зорко следя за действиями новичков, готовый в любую минуту вмешаться и оказать помощь и поддержку.
Такая система занятий помогала нам прежде всего сделать их более интересными: одно дело, когда для тебя навели переправу, другое дело, когда ты ее собственными руками наладил. В других случаях интерес, создаваемый самостоятельностью, помогал коллективу справляться с технически трудными задачами.
Например, зачетные занятия по преодолению крутых травянистых склонов строились нами по принципу самостоятельного выбора маршрута туристами. Разбив группу на два или три отделения, инструктор предлагал командирам отделений наметить совместно с туристами маршрут преодоления склона. Затем каждая группа двигалась по своему маршруту. Место сбора назначалось общее для всех отделений, и занятия превращались в соревнование, в котором члены группы проверяли свое знание туристской техники, свою физическую подготовку, умение наметить правильный маршрут.
Таким образом, принцип самостоятельности давал возможность всем участникам группы по-настоящему овладеть туристской техникой, создавал стиль самостоятельности, инициативности всех членов коллектива.
Уже говорилось, что первым шагом в организации коллектива А.С. Макаренко считал решительное требование руководителя и организацию актива, ядра создаваемого коллектива.
Интересным примером создания такого актива и использования его в организации учебной работы явился опыт Всесоюзного учебно-тренировочного сбора туристов-новичков, проведенного сектором туризма ВЦСПС в 1951 году на озере Селигер.
Коллектив из туристов, участников сбора, был разбит на четыре отделения, во главе которых стояли старосты и прикрепленные к отделениям инструкторы. В зачетном походе ряд участников сбора с большой неохотой подчинялся требованию руководителя. Тогда было решено ввести звание исполняющего обязанности командира отделения.
Эту обязанность каждое утро приказом по сбору поручали одному из туристов каждого отделения. Их работа контролировалась инструкторами. Исполняющие обязанности командиров вели отделение, следили за порядком, руководили разбивкой бивака и т. д. Это сразу помогло выделить большой актив, дало участникам сбора практику руководства походом и очень помогло инструкторам в организации порядка и дисциплины, в работе по сплочению коллектива.
Актив туристских групп был для нас тем здоровым и необходимым в воспитательной работе резервом, о котором А.С. Макаренко говорил, что он обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет его тон, стиль, традиции. Из этого резерва мы черпали не только помощь и поддержку, но и нередко пополняли ряды инструкторского состава, обеспечивали развитие туризма в тех местах, откуда к нам съезжались наши воспитанники. Из числа наших активистов вышло немало инструкторов и руководителей местных туристских секций.
Например, политрук первой группы Краснополянского лагеря, коммунистка Роза Булова, вернувшись из лагеря домой в Ростов-на-Дону, организовала на своем предприятии туристскую секцию, провела с туристами интересные лыжные агитпоходы по области. Староста одиннадцатой группы Борис Донской, закончив первый зачетный поход, предпочел дни отдыха на берегу Черного моря заменить вторым походом в горы в качестве помощника инструктора. Москвичи Николай Чернов и Валентина Ромадова, побывав на маршруте рядовыми туристами, стали здесь же на следующий год инструкторами. Так выковывались новые кадры.
Пример руководителя - великое дело в жизни коллектива. Самозабвенная подчас работа инструктора создавала им уважение и авторитет среди туристов. Трогательно было видеть, например, как седовласый профессор математики с глубокой серьезностью и вниманием выслушивает объяснения о какой-нибудь "технической премудрости" навесной переправы, даваемые загорелым ясноглазым молодым инструктором - юношей или девушкой в традиционной туристской ковбойке.
Уважение и авторитет у туристов завоевывались нелегко; но, раз завоеванный, этот авторитет становился могучей силой в нашей работе.
М.И. Калинин говорит, что самым сильным средством завоевания руководителем у подчиненных авторитета является отличное знание дела и стремление сделать свой коллектив лучшим. Но тут же он подчеркивает: для того, чтобы вместе с авторитетом руководитель пользовался и любовью, ему надо быть в курсе всей жизни членов коллектива и "уметь своевременно исправить то место, где каждому из них жмет ногу".
Только большая внимательность и чуткость к людям, только настоящая человеческая забота о них давали инструкторам возможность уметь своевременно исправить то место, где тому или другому из туристов "жало ногу", и завоевать любовь и уважение.
Одна из туристских групп должна была самостоятельно пройти несколько десятков километров в диких горах. Староста группы спросил инструктора, с которым туристам предстояло расстаться, как надо завоевать авторитет, добиться беспрекословного подчинения всех. Инструктор без колебания ответил ему:
- Надо заботиться о каждом - утром, днем, вечером, в дождь, на переправах, везде, всегда... И вас будут любить, будут учиться у вас.
Забота о людях - одно из самых замечательных явлений в советском обществе - решает дело и у физкультурников, кто бы они ни были: туристы, лыжники, бегуны, футболисты...
Но что это значит для инструктора - заботиться о людях?
Мы наблюдали одного инструктора: он принес туристам ведро воды, развел костер, сварил кашу. Инструктор сказал нам:
- Пусть они видят, что мы о них заботимся...
Нет, это не забота - это нечто совсем противоположное. Люди, которых мы учили туризму, никогда не сидели сложа руки. Они учились, иногда с неудовольствием, носить тяжелые рюкзаки, одолевать скалы, переправляться через реку. Они обязаны были сварить вкусный суп, хотя это канительно, а не питаться холодными консервами. Палатка обкапывалась на случай дождя ровиком. И далеко не каждому хотелось все это проделывать. Но зато, когда туристы расставались с нами и уходили в самостоятельные походы, они уверенно преодолевали и бурные реки, и снежные "мостики", и крутые обрывы.
Принцип самостоятельности в нашей работе способствовал воспитанию любви к труду - неотъемлемой и важнейшей части коммунистического воспитания.
Советский труженик, где бы он ни работал, обладает замечательными качествами - делать свое дело основательно, добротно, доводить начатое до конца; он любит труд, считает его самым главным в своей жизни. Вот эти-то качества мы и стремились развивать в наших туристах. И это можно делать при занятиях любым другим видом спорта.
Как-то в одном из походов появилась необходимость окопать палатки ровиками: приближалась гроза. Туристы проделали трудный дневной переход и попытались уклониться от дополнительной работы. Они не выразили открытого протеста, они просто сделали вид, что не расслышали или не поняли поручения.
Инструктор, не повторяя приказания, сам взял ледоруб и начал обкапывать палатки. Он недолго оставался в одиночестве. Тут же несколько человек пришли ему на помощь. Не бросая работы и делая вид, что ничего не произошло, инструктор закончил вместе с туристами окопку палаток. Целесообразность этого мероприятия очень скоро была доказана хлынувшим ливнем.
Очень часто при сборах группы в поход можно было наблюдать такие картины. Турист-новичок, получив свою часть груза, с ожесточением начинает впихивать в рюкзак все подряд, лишь бы быстрее отделаться от скучной работы. Очень скоро такой турист с горестным видом сидит перед безобразно раздутым рюкзаком и задумчиво вертит в руках буханку хлеба или банку консервов - не умещается, да и только!
Инструктор незаметно, со скрытым лукавством поглядывает на торопливого новичка. Но когда тот, измаявшись вконец, поднимает на своего командира недоумевающий взгляд, инструктор встречает этот немой вопрос с серьезным и деловитым видом.
- Что, уже уложили? - интересуется он.
В ответ турист вздыхает и начинает перечислять причины неудачи: тут и теснота рюкзака, и громоздкость продуктов, и большое количество лишней одежды, и многое другое.
- А вы попробуйте еще, - советует инструктор.
- Пробовал, не получается...
- Не может быть, чтобы не получилось. Смотрите, ваши товарищи уже кончают укладку.
Инструктор решительно подсаживается к туристу.
- Освобождайте рюкзак! - командует он.
- Да, но... я уже уложил. Мне вот только хлеб осталось приспособить...
Но инструктор неумолим. Скрепя сердце, новичок выгружает содержимое рюкзака.
Быстрые и умелые руки инструктора начинают размещать вещи. Одновременно читается коротенькая лекция о способах укладки. И через несколько минут турист убеждается, что в рюкзаке находит себе место не только злополучная буханка, но без всякого труда можно положить еще несколько предметов сверху, а рюкзак приобрел очень аккуратный вид.
Неприятности, которые приходилось перетерпеть неумелым или нерадивым туристам в первые дни, с лихвой окупались впоследствии замечательным чувством удовлетворения и гордости хорошо сделанным делом.
Именно это чувство испытывают дежурные, слушая одобрительные возгласы туристов по поводу хорошо сваренного обеда. Это же чувство угадывали мы в туристах, которые помогли нам закончить создание полосы препятствий для сдачи норм ГТО...
К нам иной раз попадали люди, не умевшие держать в руках топор и терявшиеся перед проблемой наматывания портянки, но к концу похода огромному большинству из них можно было смело поручить любое дело, связанное с походом. Так в дружном коллективе при умелом и вдумчивом руководстве люди воспитывали в себе радостное стремление хорошо выполнить любое дело.
Очень большую роль играет моральный облик инструктора, тренера, капитана команды. Авторитет инструктора, личное его обаяние - совершенно необходимый элемент воспитательной, педагогической работы.
Эти качества инструктора должны проявляться и во внутренней его убежденности, в искренности и принципиальности при решении любой самой острой проблемы и любого, казалось бы самого мелкого вопроса. Последовательность и принципиальность инструктора прежде всего привлекут к нему симпатии туристов.
Внешняя и внутренняя подтянутость, четкость, аккуратность в одежде, увлеченность своим делом - все это совершенно необходимые личные качества инструктора.
Инструктор, тренер никогда не должны забывать, что спорт - одно из важных средств коммунистического воспитания. В любом виде спорта инструктор и тренер - это прежде всего проводники коммунистической идеологии. Советский спорт, физическая культура позволяют на каждом шагу воспитывать в физкультурниках чувство советского патриотизма, любви к Родине.
Инструктор туризма должен заботиться не только о физическом развитии членов коллектива, группы. Помня о своей святой обязанности - воспитывать чувство советского патриотизма, инструктор должен использовать с этой целью замечательные возможности туристских походов. Для этого ему необходимо хорошо знать экономику, природу того района, где путешествуют туристы.
Чтобы добиться уважения физкультурников, инструктор должен быть человеком политически грамотным, культурным, с широким горизонтом. Это поможет ему успешнее вести свою педагогическую деятельность, быстрее сплачивать туристов в крепкий советский коллектив, стать подлинным инструктором-воспитателем.
<< Глава 4 Введение Глава 6 >>