МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
Постановление коллегии Главного управления народного образования и Президиума
Московского городского Совета по туризму и экскурсиям
13 мая 1975 г.
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Проверка выполнения совместного постановления Президиума ВЦСПС, бюро ЦК ВЛКСМ,
Коллегии Министерства просвещения СССР, Госкомитета Совета Министров СССР по
профессионально-техническому образованию от 21 июля 1972 года «О мерах по
дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников и учащейся
молодежи», приказа Мосгороно №109 от 14 мая 1973 г. «О мерах по улучшению
туристско-краеведческой работы со школьниками и участии школ г. Москвы во
Всероссийском смотре экскурсионно-туристской и краеведческой работы в ходе
Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» показала, что РОНО,
туристско-экскурсионными учреждениями профсоюзов, педагогическими коллективами
школ и внешкольных учреждений г. Москвы проделана определенная работа по
активизации туристско-экскурсионной и краеведческой работы с учащимися.
В 1973-1974 годах школьники города совершили на 1525 туристских походов больше,
чем за предыдущие два года. Значительно возросло количество двухдневных и
многодневных походов. Городским советом по туризму и экскурсиям проводятся для
учащихся экскурсии по 118 различным темам (в 1971 г. было 53 темы). Тематика
преобладающего большинства экскурсий и походов раскрывает боевые и трудовые
подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны, в борьбе за
успешное выполнение заданий 9 пятилетки.
Значительно увеличилось число экскурсионных поездок и путешествий школьников в
другие города (за прошлый год на 200). Около 70% экскурсий за пределы г. Москвы
проводятся по военно-патриотической и историко-революционной тематике.
В 1973-1974 учебном году около 8 тысяч школьников города выполнили нормативы
значка «Юный турист» (на 3000 больше, чем в 1972-1973 учебном году).
Многими школами, внешкольными учреждениями Ленинского, Бауманского,
Дзержинского, Сокольнического и ряда других районов города накоплен опыт
туристско-краеведческой и экскурсионной работы со школьниками, успешно
выполняется приказ Мосгороно № 109, каждым из учащихся 6 – 10 классов за год
совершено, в среднем, не менее 2-х туристских походов.
Систематическую работу по идейно-политическому, нравственному и физическому
воспитанию учащиеся средствами туризма, экскурсионной и краеведческой работа
ведут педагогические коллективы 52 и 25 школ Октябрьского района, 28, 22, 87
школ Краснопресненского района, 286, 279 , 52 и 233 Дзержинского района.
В этих и многих других школах большое внимание уделяется работе школьных музеев
революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
Вместе с тем, в организации туристско-экскурсионной работы среди школьников
имеют место существенные недостатки, серьезные нарушения постановлений и
приказов Министерства просвещения РСФСР и Мосгороно.
В школах 572, 639, 118, 120 Октябрьского, 873 Пролетарского, 742, 665 Киевского,
715 Фрунзенского, 239 Кунцевского, 776 Волгоградского районов и многих других
приказ Мини-стерства просвещения РСФСР № 93 и приказ Мосгороно № 109 практически
не выполняются.
Так, в школе № 665 (директор тов. Гурова Л.И.) перед педагогическим коллективом
не ставятся задачи по организации и совершенствованию краеведческой, туристской
и экскурсионной работы с учащимися во внеурочное время. На методических
объединениях учителей предметников, семинарах классных руководителей, данные
вопросы не планируются, к проведению туристско-экскурсионной работы не
привлекается родительская общественность, шефские организации.
В большинстве школ города не выполняются требования приказа Мосгороно № 109 о
необходимости организации и проведения в 6 -10 классах не менее 2-х туристских
походов в год, что влечет за собой не выполнение учащимися норм ГТО по туризму.
Так, в школе 715 Фрунзенского района в 12 старших классах за год было проведено
только 8 туристских похо-дов, в то время, как по отчету школы в РОНО 60%
учащихся классов полностью сдали нормы ГТО.
Серьезным недостатком является неправильное отношение директоров школ,
организаторов внеклассной воспитательной работы, классных руководителей,
преподавателей физкультуры к документальному оформлению туристских походов,
сдачи норм ГТО по туризму, оформлению документации на дальние экскурсионные
поездки школьников. Имеют место серьезные нарушения инструкции Мосгороно о
правилах оформления многодневных и категорийных походов. Так, летом 1974 г. в
дальние походы и экспедиции вышли без разрешения маршрутно-квалификационной
комиссии Московской ДЭТС 17 групп школьников Ленинградского, 9 групп Кировского,
6 групп Тимирязевского, 6 групп Кунцевского, 5 групп Куйбышевского, 5 групп
Краснопресненского, 4 группы Черемушкинского районов. Причем, численность многих
туристских групп превышала установленные нормы.
Итоги городского смотра школьных музеев, который проводился в текущем году,
показывают, что материалы многих из них слабо используются в
учебно-воспитательной работе на уроке и во внеурочное время, недостаточно
пропагандируются среди школьников и населения района; отсутствует активная
поисковая краеведческая и туристская работа по пополнению экспонатов музеев.
Одной из причин слабого развития туризма в школах города является недостаточное
оснащение школ туристским снаряжением.
Во многих школах города не выполняется приказ Министерства просвещения № 102 от
4 сентября 1972 г. об оснащении школ необходимым туристским снаряжением. В
лучшем случае в школах имеется лишь третья часть инвентаря из утвержденного
перечня. В школах 639, 118 вообще нет туристского снаряжения, и приобретение его
планируется.
Туристско-экскурсионные организации городского совета по туризму и экскурсиям
недостаточно привлекают к экскурсиям школьников города. Экскурсионная работа
среди учащихся ведется, в основном, по разовым заявкам. Не налажены должные
деловые контакты районных советов по туризму и экскурсиям с районными отделами
народного образования. Городским бюро экскурсий еще не достаточно проводится
экскурсий по военно-патриотической, природоведческой и искусствоведческой
тематике. Сокращается число предприятий, на которые совершаются производственные
экскурсии учащихся; производственные экскурсии проводятся только до 14 часов,
т.е. в учебное время. Некоторые экскурсии проводятся на недостаточно высоком
организационном уровне. Слабо организована пропаганде и реклама экскурсий,
маршрутов путешествий.
В экскурсионной работе с учащимися, особенно со старшеклассниками, слабо
используются возможности историко-революционных музеев города, как при
организации учебных экскурсий, так и в воспитательной работе во внеурочное
время.
Так, за 1974 год и I квартал 1975 г. музей Революции посетило 29 тыс. учащихся
школ г. Москвы, из них лишь 16 тыс. учащихся 7-10 классов. Школами Кировского
района в указанный период не было проведено ни одной экскурсии для учащихся 7-10
классов, крайне мало экскурсий для старшеклассников Калининского, Люблинского
районов и г.Зеленограда.
Некоторые директора школ, зав. РОНО не принимают должных мер по улучшению
организации и проведения загородных экскурсий с учащимися.
Многие туристские поездки готовятся наспех, руководители групп не проходят
своевременно инструктаж и утверждение в городской детской
туристско-экскурсионной станции. В ряде случаев отсутствует договоренность с
местными туристско-экскурсионными организациями об условиях приема групп, планы
проведения экскурсий и путешествий не конкретны (школа 595 Тушинского, 69
Фрунзенского, 187 Октябрьского районов и др.), Школами 48 Черемушкинского, 505
Пролетарского, 69 Фрунзенского районов направлялись на экскурсии в другие города
учащиеся 4-6 классов, что является грубейшим нарушением приказа Министерства
просвещения № 222 от 21.06.70 г.
Внешкольные учреждения слабо оказывают методическую и организаторскую помощь
школам в вопросах туристской и экскурсионной работы. В Кунцевском, Кировском,
Свердловском Домах пионеров, Ждановском Дворце пионеров длительное время нет
методистов по туризму, в 10-ти Домах пионеров, методисты работают менее 1 года,
лишь 13 методистов работают более 3-х лет.
Как показала проверка, эти недостатки в организации туристско-экскурсионной
работы среди учащихся объясняются во многом недостаточным вниманием к этой
работе в школах со стороны отделов народного образования. Некоторые отделы
народного образования своевременно не информируют директоров школ, организаторов
внеклассной воспитательной работы о содержании документов Министерства
просвещения РСФСР, Главного управления народного образования по проведению
туристско-экскурсионной работы, о необходимости принятия мер по охране здоровья
и жизни учащихся, о передовом опыте этой работы в других школах.
В ряде РОНО нет должного контроля за состоянием туристско-экскурсионной работы в
школах. Не проводятся тематические и фронтальные проверки, не анализируется
состояние туристской и экскурсионной работы с учащимися во внеурочное время.
Особенно слабо ведет эту работу отдел народного образования Октябрьского района,
который не располагает инструктивными материалами, не ведет работу с
педагогическими коллективами школ по развитию туристско-экскурсионной работы со
школьниками.
На основании вышеизложенного Коллегия Главного управления народного образования
и президиум московского городского Совета по туризму и экскурсиям
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить опыт работы школ, внешкольных учреждений, отделов народного
образования Бауманского, Ленинского, Дзержинского, Сокольнического районов по
организации и проведению туристско-экскурсионной работы со школьниками.
2. Принять к сведению заявление Зав.ОНО Октябрьского района тов. Волковой Т.М. о
том, что отделом народного образования применяются меры по улучшению
туристско-краеведческой работы в школах.
3. Обязать заведующих РОНО:
- принять меры к дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди
школьников, обратить внимание педагогических коллективов школ на более широкое
использование краеведения, экскурсии и туризма в целях коммунистического
воспитания, активного и содержательного отдыха школьников, на повышение идейной
направленности походов, добиться массового вовлечения учащихся в
экскурсионно-туристские мероприятия;
- до 1 июля 1975 года совместно с районными советами по туризму и экскурсиям
обсудить на совместных совещаниях вопросы организации экскурсионной и туристской
работы б школах, уделив особое внимание отстающим в проведении этой работы
школам. Определить приказами по РОНО меры по дальнейшему улучшению экскурсионной
и туристической работы со школьниками района;
- в соответствии с решением Исполкома от 21.02.75г. «О мерах по улучшению
организации проведения загородных экскурсий с учащимися общеобразовательных
школ» совместно с районными советами по туризму и экскурсиям составлять планы
проведения экскурсий и походов со школьниками на предстоящий учебный год до 1
июня, на период летних каникул до 1 марта, с указанием темы, времени проведения,
средств передвижения.
При проведении дальних экскурсий и путешествии иметь в виду широкое
использование железнодорожного транспорта;
- представить в МосгорДЭТС отчет о туристско-экскурсионной работе с учащимися за
прошедший год и в летнее время к 26 августа;
- обеспечить строгий контроль за выполнением инструкции Министерства просвещения
СССР «По организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с
учащимися общеобразовательных школ» от12.04.74 г. и Инструкции Главного
управления народного образовав Мосгорисполкома «О порядке организации туристских
мероприятий с учащимися школ г. Москвы». С 1 сентября 1975 г. утверждать все
экскурсии школьников за пределы г. Москвы. Обратить особое внимание на
рассмотрение и утверждение документов по подготовке и проведению самодеятельных
экскурсий школьников за прадеды Московский области в строгом соответствии с
инструкцией Главного управления народного образования Мосгорисполкома;
- принять меры к выполнению приказа Министерства просвещения РСФСР № 102 от 4
сентября 1972 г. об обеспечении каждой школы туристским снаряжением в
соответствии утвержденным перечнем;
- проверить деятельность туристских кабинетов Домов (Дворцов) пионеров по
оказанию методической и организационной помощи школам в экскурсионно-туристской
работе, укомплектовать их необходимыми кадрами;
- обеспечить ежегодное проведение туристских слетов учащихся школ района (май);
- обобщить лучший опыт туристско-краеведческой работы школ района, широко
популяризировать его на совещаниях директоров, организаторов внеклассной работы,
учителей, старших пионервожатых;
- предусматривать при инспектировании школ проверку содержания и организаций
экскурсионно-туристской работы с учащимися;
- обязать районные методические кабинеты на методобъединениях учителей
географии, истории, литературы, биологии, физкультуры популяризировать лучший
опыт краеведческой и экскурсионно-туристской работы.
4. Предложить директорам школ:
- обеспечить широкое участие школьников в туристско-экскурсионной и
краеведческой работе;
- принять меры по усилению идейно-политической направленности и познавательной
ценности туристских походов и экскурсий, при определении их цели и тематики
обращать особое внимание на изучение революционных, боевых и трудовых традиций
советского народа, всемирно-исторического значения победы советского народа в
Великой Отечественной войне, трудовых достижений рабочего класса;
- предусмотреть более широкое использование для проведения
туристско-экскурсионных мероприятий для учащихся средств шефствующих
предприятий;
- при планировании и проведении туристско-экскурсионной и краеведческой работы
со школьниками руководствоваться «Едиными требованиями по туристской работе в
школах г.Москвы»;
- подготовку и проведение туристских походов и экскурсий проводить в строгом
соответствии с Инструкцией «О порядке организации туристских мероприятий с
учащимися школ г. Москвы» и Инструкцией Министерства просвещения СССР «По
организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися
общеобразовательных школ».
5. Потребовать от директоров внешкольных учреждений:
- укомплектовать кадры методистов по школьному туризму, краеведению;
- обеспечить систематическую инструктивно-методическую и организационную помощь
школам в вопросах экскурсионно-туристской работы;
- усилить контроль за регистрацией и порядком оформления туристских и
экскурсионных групп школьников;
- уделить особое внимание содержанию, подбору тематики дальних экскурсионных
поездок и путешествий;
- вести учет школьных музеев, залов„ уголков. Обобщить лучший опыт работы
школьных музеев;
- организовать в школах совместно с районными советами по туризму и экскурсиям и
Зональными курсами кружки по подготовке экскурсоводов для школьных музеев,
экскурсоводов по району и городу.
6. Предложить дирекции Московского городского Дворца пионеров:
- систематически проводить семинары и консультации по организации и проведению
экскурсионно-туристской и краеведческой работы в пионерских отрядах и дружинах
школ, пионерских лагерей;
- подготовить методические рекомендации, обобщающие лучший опыт работы школьных
музеев г. Москвы к 1 января 1976 г.;
- провести паспортизацию школьных музеев. Представить в Главное управление
народного образования к 1 октября 1975 года итоговые сведения по проведению этой
работы;
- систематически анализировать содержание и организацию экскурсионной работы с
учащимися. Обобщенные данные по итогам экскурсионной работы в период каникул
представлять в Главное управление к 15 ноября, 15 января, 5 апреля.
7. Московской городской детской экскурсионно-туристской станции:
- совместно с институтом усовершенствования учителей и городским клубом туристов
разработать методические рекомендации директорам школ и организаторам
внеклассной воспитательной работы в школах по организации
экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися, разослать их в школы
до 1 декабря 1975 года;
- оказывать инструктивно-методическую помощь внешкольным учреждениям, школам по
организации туристско-экскурсионной работы со старшеклассниками;
- обеспечить четкую работу маршрутно-квалификационной комиссии по утверждению
многодневных и категорийных путешествий, оформлению разрядов и значков по
туризму для учащихся г. Москвы;
- совместно с МГС ДСО «Юность», городским и районными клубами туристов,
систематически контролировать выполнение учащимися нормативов комплекса ГТО по
туризму;
- усилить работу по дальнейшему развитию смотра туристско-краеведческой работы с
учащимися школ и внешкольных учреждений;
- совместно с городским Дворцом пионеров обобщись лучший опыт
экскурсионно-туристской работы в лагерях труда и отдыха. Издать рекомендации по
проведению этой работы к 1 февраля 1976 г.
8. Городскому институту усовершенствования учителей:
- популяризироватъ лучший опыт туристско-краеведческой работы с учащимися через
курсовую систему повышения квалификации учителей, на семинарах директоров школ,
организаторов внешкольной и внеклассной воспитательной работы с учащимися,
учителей географии, физкультуры, классных руководителей.
9. Утвердить:
- Инструкцию «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ г.
Москвы».
- Положение о работе методического совета по туризму при Главном управлении
народного образования.
- Единые требования по туристско-экскурсионной работе в
школах г. Москвы.
- Тематический перечень для учащихся.
- План основных мероприятий Главного управления народного образования и
городского Совета по туризму и экскурсиям по дальнейшему улучшению
экскурсионного и туристического обслуживания школьников г. Москвы.
10. Предложить методическому Совету по туризму Главного управления народного
образования:
- представить к 20 июня 1975 года материалы о награждении организаторов
туристско-краеведческой работы с учащимися школ г. Москвы.
Начальник Главного управления народного образования Мосгорисполкома Г.Л. АСЕЕВ
Председатель Московского городского Совета по туризму и экскурсиям Р. ЧИСТЯКОВ
<< Оглавление Список литературы >>