<<    Оглавление    Список литературы    >>

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по туристско-экскурсионной и краеведческой работе среди учащихся школ г.Москвы

 

Составитель - методист МосгорДЭТС  ОЙКС С.В.

 


Постановление коллегии Главного управления народного образования и Президиума Московского городского Совета по туризму и экскурсиям
13 мая 1975 г.

О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА МОСКВЫ



Проверка выполнения совместного постановления Президиума ВЦСПС, бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР, Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию от 21 июля 1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников и учащейся молодежи», приказа Мосгороно №109 от 14 мая 1973 г. «О мерах по улучшению туристско-краеведческой работы со школьниками и участии школ г. Москвы во Всероссийском смотре экскурсионно-туристской и краеведческой работы в ходе Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» показала, что РОНО, туристско-экскурсионными учреждениями профсоюзов, педагогическими коллективами школ и внешкольных учреждений г. Москвы проделана определенная работа по активизации туристско-экскурсионной и краеведческой работы с учащимися.

В 1973-1974 годах школьники города совершили на 1525 туристских походов больше, чем за предыдущие два года. Значительно возросло количество двухдневных и многодневных походов. Городским советом по туризму и экскурсиям проводятся для учащихся экскурсии по 118 различным темам (в 1971 г. было 53 темы). Тематика преобладающего большинства экскурсий и походов раскрывает боевые и трудовые подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны, в борьбе за успешное выполнение заданий 9 пятилетки.

Значительно увеличилось число экскурсионных поездок и путешествий школьников в другие города (за прошлый год на 200). Около 70% экскурсий за пределы г. Москвы проводятся по военно-патриотической и историко-революционной тематике.

В 1973-1974 учебном году около 8 тысяч школьников города выполнили нормативы значка «Юный турист» (на 3000 больше, чем в 1972-1973 учебном году).
Многими школами, внешкольными учреждениями Ленинского, Бауманского, Дзержинского, Сокольнического и ряда других районов города накоплен опыт туристско-краеведческой и экскурсионной работы со школьниками, успешно выполняется приказ Мосгороно № 109, каждым из учащихся 6 – 10 классов за год совершено, в среднем, не менее 2-х туристских походов.

Систематическую работу по идейно-политическому, нравственному и физическому воспитанию учащиеся средствами туризма, экскурсионной и краеведческой работа ведут педагогические коллективы 52 и 25 школ Октябрьского района, 28, 22, 87 школ Краснопресненского района, 286, 279 , 52 и 233 Дзержинского района.

В этих и многих других школах большое внимание уделяется работе школьных музеев революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

Вместе с тем, в организации туристско-экскурсионной работы среди школьников имеют место существенные недостатки, серьезные нарушения постановлений и приказов Министерства просвещения РСФСР и Мосгороно.

В школах 572, 639, 118, 120 Октябрьского, 873 Пролетарского, 742, 665 Киевского, 715 Фрунзенского, 239 Кунцевского, 776 Волгоградского районов и многих других приказ Мини-стерства просвещения РСФСР № 93 и приказ Мосгороно № 109 практически не выполняются.

Так, в школе № 665 (директор тов. Гурова Л.И.) перед педагогическим коллективом не ставятся задачи по организации и совершенствованию краеведческой, туристской и экскурсионной работы с учащимися во внеурочное время. На методических объединениях учителей предметников, семинарах классных руководителей, данные вопросы не планируются, к проведению туристско-экскурсионной работы не привлекается родительская общественность, шефские организации.

В большинстве школ города не выполняются требования приказа Мосгороно № 109 о необходимости организации и проведения в 6 -10 классах не менее 2-х туристских походов в год, что влечет за собой не выполнение учащимися норм ГТО по туризму. Так, в школе 715 Фрунзенского района в 12 старших классах за год было проведено только 8 туристских похо-дов, в то время, как по отчету школы в РОНО 60% учащихся классов полностью сдали нормы ГТО.

Серьезным недостатком является неправильное отношение директоров школ, организаторов внеклассной воспитательной работы, классных руководителей, преподавателей физкультуры к документальному оформлению туристских походов, сдачи норм ГТО по туризму, оформлению документации на дальние экскурсионные поездки школьников. Имеют место серьезные нарушения инструкции Мосгороно о правилах оформления многодневных и категорийных походов. Так, летом 1974 г. в дальние походы и экспедиции вышли без разрешения маршрутно-квалификационной комиссии Московской ДЭТС 17 групп школьников Ленинградского, 9 групп Кировского, 6 групп Тимирязевского, 6 групп Кунцевского, 5 групп Куйбышевского, 5 групп Краснопресненского, 4 группы Черемушкинского районов. Причем, численность многих туристских групп превышала установленные нормы.

Итоги городского смотра школьных музеев, который проводился в текущем году, показывают, что материалы многих из них слабо используются в учебно-воспитательной работе на уроке и во внеурочное время, недостаточно пропагандируются среди школьников и населения района; отсутствует активная поисковая краеведческая и туристская работа по пополнению экспонатов музеев.

Одной из причин слабого развития туризма в школах города является недостаточное оснащение школ туристским снаряжением.

Во многих школах города не выполняется приказ Министерства просвещения № 102 от 4 сентября 1972 г. об оснащении школ необходимым туристским снаряжением. В лучшем случае в школах имеется лишь третья часть инвентаря из утвержденного перечня. В школах 639, 118 вообще нет туристского снаряжения, и приобретение его планируется.

Туристско-экскурсионные организации городского совета по туризму и экскурсиям недостаточно привлекают к экскурсиям школьников города. Экскурсионная работа среди учащихся ведется, в основном, по разовым заявкам. Не налажены должные деловые контакты районных советов по туризму и экскурсиям с районными отделами народного образования. Городским бюро экскурсий еще не достаточно проводится экскурсий по военно-патриотической, природоведческой и искусствоведческой тематике. Сокращается число предприятий, на которые совершаются производственные экскурсии учащихся; производственные экскурсии проводятся только до 14 часов, т.е. в учебное время. Некоторые экскурсии проводятся на недостаточно высоком организационном уровне. Слабо организована пропаганде и реклама экскурсий, маршрутов путешествий.

В экскурсионной работе с учащимися, особенно со старшеклассниками, слабо используются возможности историко-революционных музеев города, как при организации учебных экскурсий, так и в воспитательной работе во внеурочное время.

Так, за 1974 год и I квартал 1975 г. музей Революции посетило 29 тыс. учащихся школ г. Москвы, из них лишь 16 тыс. учащихся 7-10 классов. Школами Кировского района в указанный период не было проведено ни одной экскурсии для учащихся 7-10 классов, крайне мало экскурсий для старшеклассников Калининского, Люблинского районов и г.Зеленограда.

Некоторые директора школ, зав. РОНО не принимают должных мер по улучшению организации и проведения загородных экскурсий с учащимися.

Многие туристские поездки готовятся наспех, руководители групп не проходят своевременно инструктаж и утверждение в городской детской туристско-экскурсионной станции. В ряде случаев отсутствует договоренность с местными туристско-экскурсионными организациями об условиях приема групп, планы проведения экскурсий и путешествий не конкретны (школа 595 Тушинского, 69 Фрунзенского, 187 Октябрьского районов и др.), Школами 48 Черемушкинского, 505 Пролетарского, 69 Фрунзенского районов направлялись на экскурсии в другие города учащиеся 4-6 классов, что является грубейшим нарушением приказа Министерства просвещения № 222 от 21.06.70 г.

Внешкольные учреждения слабо оказывают методическую и организаторскую помощь школам в вопросах туристской и экскурсионной работы. В Кунцевском, Кировском, Свердловском Домах пионеров, Ждановском Дворце пионеров длительное время нет методистов по туризму, в 10-ти Домах пионеров, методисты работают менее 1 года, лишь 13 методистов работают более 3-х лет.

Как показала проверка, эти недостатки в организации туристско-экскурсионной работы среди учащихся объясняются во многом недостаточным вниманием к этой работе в школах со стороны отделов народного образования. Некоторые отделы народного образования своевременно не информируют директоров школ, организаторов внеклассной воспитательной работы о содержании документов Министерства просвещения РСФСР, Главного управления народного образования по проведению туристско-экскурсионной работы, о необходимости принятия мер по охране здоровья и жизни учащихся, о передовом опыте этой работы в других школах.

В ряде РОНО нет должного контроля за состоянием туристско-экскурсионной работы в школах. Не проводятся тематические и фронтальные проверки, не анализируется состояние туристской и экскурсионной работы с учащимися во внеурочное время.

Особенно слабо ведет эту работу отдел народного образования Октябрьского района, который не располагает инструктивными материалами, не ведет работу с педагогическими коллективами школ по развитию туристско-экскурсионной работы со школьниками.

На основании вышеизложенного Коллегия Главного управления народного образования и президиум московского городского Совета по туризму и экскурсиям

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить опыт работы школ, внешкольных учреждений, отделов народного образования Бауманского, Ленинского, Дзержинского, Сокольнического районов по организации и проведению туристско-экскурсионной работы со школьниками.

2. Принять к сведению заявление Зав.ОНО Октябрьского района тов. Волковой Т.М. о том, что отделом народного образования применяются меры по улучшению туристско-краеведческой работы в школах.

3. Обязать заведующих РОНО:
- принять меры к дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников, обратить внимание педагогических коллективов школ на более широкое использование краеведения, экскурсии и туризма в целях коммунистического воспитания, активного и содержательного отдыха школьников, на повышение идейной направленности походов, добиться массового вовлечения учащихся в экскурсионно-туристские мероприятия;

- до 1 июля 1975 года совместно с районными советами по туризму и экскурсиям обсудить на совместных совещаниях вопросы организации экскурсионной и туристской работы б школах, уделив особое внимание отстающим в проведении этой работы школам. Определить приказами по РОНО меры по дальнейшему улучшению экскурсионной и туристической работы со школьниками района;

- в соответствии с решением Исполкома от 21.02.75г. «О мерах по улучшению организации проведения загородных экскурсий с учащимися общеобразовательных школ» совместно с районными советами по туризму и экскурсиям составлять планы проведения экскурсий и походов со школьниками на предстоящий учебный год до 1 июня, на период летних каникул до 1 марта, с указанием темы, времени проведения, средств передвижения.

При проведении дальних экскурсий и путешествии иметь в виду широкое использование железнодорожного транспорта;

- представить в МосгорДЭТС отчет о туристско-экскурсионной работе с учащимися за прошедший год и в летнее время к 26 августа;

- обеспечить строгий контроль за выполнением инструкции Министерства просвещения СССР «По организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ» от12.04.74 г. и Инструкции Главного управления народного образовав Мосгорисполкома «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ г. Москвы». С 1 сентября 1975 г. утверждать все экскурсии школьников за пределы г. Москвы. Обратить особое внимание на рассмотрение и утверждение документов по подготовке и проведению самодеятельных экскурсий школьников за прадеды Московский области в строгом соответствии с инструкцией Главного управления народного образования Мосгорисполкома;

- принять меры к выполнению приказа Министерства просвещения РСФСР № 102 от 4 сентября 1972 г. об обеспечении каждой школы туристским снаряжением в соответствии утвержденным перечнем;

- проверить деятельность туристских кабинетов Домов (Дворцов) пионеров по оказанию методической и организационной помощи школам в экскурсионно-туристской работе, укомплектовать их необходимыми кадрами;

- обеспечить ежегодное проведение туристских слетов учащихся школ района (май);

- обобщить лучший опыт туристско-краеведческой работы школ района, широко популяризировать его на совещаниях директоров, организаторов внеклассной работы, учителей, старших пионервожатых;

- предусматривать при инспектировании школ проверку содержания и организаций экскурсионно-туристской работы с учащимися;

- обязать районные методические кабинеты на методобъединениях учителей географии, истории, литературы, биологии, физкультуры популяризировать лучший опыт краеведческой и экскурсионно-туристской работы.

4. Предложить директорам школ:
- обеспечить широкое участие школьников в туристско-экскурсионной и краеведческой работе;

- принять меры по усилению идейно-политической направленности и познавательной ценности туристских походов и экскурсий, при определении их цели и тематики обращать особое внимание на изучение революционных, боевых и трудовых традиций советского народа, всемирно-исторического значения победы советского народа в Великой Отечественной войне, трудовых достижений рабочего класса;

- предусмотреть более широкое использование для проведения туристско-экскурсионных мероприятий для учащихся средств шефствующих предприятий;

- при планировании и проведении туристско-экскурсионной и краеведческой работы со школьниками руководствоваться «Едиными требованиями по туристской работе в школах г.Москвы»;

- подготовку и проведение туристских походов и экскурсий проводить в строгом соответствии с Инструкцией «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ г. Москвы» и Инструкцией Министерства просвещения СССР «По организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ».

5. Потребовать от директоров внешкольных учреждений:
- укомплектовать кадры методистов по школьному туризму, краеведению;

- обеспечить систематическую инструктивно-методическую и организационную помощь школам в вопросах экскурсионно-туристской работы;

- усилить контроль за регистрацией и порядком оформления туристских и экскурсионных групп школьников;

- уделить особое внимание содержанию, подбору тематики дальних экскурсионных поездок и путешествий;

- вести учет школьных музеев, залов„ уголков. Обобщить лучший опыт работы школьных музеев;

- организовать в школах совместно с районными советами по туризму и экскурсиям и Зональными курсами кружки по подготовке экскурсоводов для школьных музеев, экскурсоводов по району и городу.

6. Предложить дирекции Московского городского Дворца пионеров:
- систематически проводить семинары и консультации по организации и проведению экскурсионно-туристской и краеведческой работы в пионерских отрядах и дружинах школ, пионерских лагерей;

- подготовить методические рекомендации, обобщающие лучший опыт работы школьных музеев г. Москвы к 1 января 1976 г.;

- провести паспортизацию школьных музеев. Представить в Главное управление народного образования к 1 октября 1975 года итоговые сведения по проведению этой работы;

- систематически анализировать содержание и организацию экскурсионной работы с учащимися. Обобщенные данные по итогам экскурсионной работы в период каникул представлять в Главное управление к 15 ноября, 15 января, 5 апреля.

7. Московской городской детской экскурсионно-туристской станции:
- совместно с институтом усовершенствования учителей и городским клубом туристов разработать методические рекомендации директорам школ и организаторам внеклассной воспитательной работы в школах по организации экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися, разослать их в школы до 1 декабря 1975 года;

- оказывать инструктивно-методическую помощь внешкольным учреждениям, школам по организации туристско-экскурсионной работы со старшеклассниками;

- обеспечить четкую работу маршрутно-квалификационной комиссии по утверждению многодневных и категорийных путешествий, оформлению разрядов и значков по туризму для учащихся г. Москвы;

- совместно с МГС ДСО «Юность», городским и районными клубами туристов, систематически контролировать выполнение учащимися нормативов комплекса ГТО по туризму;

- усилить работу по дальнейшему развитию смотра туристско-краеведческой работы с учащимися школ и внешкольных учреждений;

- совместно с городским Дворцом пионеров обобщись лучший опыт экскурсионно-туристской работы в лагерях труда и отдыха. Издать рекомендации по проведению этой работы к 1 февраля 1976 г.

8. Городскому институту усовершенствования учителей:
- популяризироватъ лучший опыт туристско-краеведческой работы с учащимися через курсовую систему повышения квалификации учителей, на семинарах директоров школ, организаторов внешкольной и внеклассной воспитательной работы с учащимися, учителей географии, физкультуры, классных руководителей.

9. Утвердить:
- Инструкцию «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ г. Москвы».

- Положение о работе методического совета по туризму при Главном управлении народного образования.

- Единые требования по туристско-экскурсионной работе в школах г. Москвы.

- Тематический перечень для учащихся.

- План основных мероприятий Главного управления народного образования и городского Совета по туризму и экскурсиям по дальнейшему улучшению экскурсионного и туристического обслуживания школьников г. Москвы.

10. Предложить методическому Совету по туризму Главного управления народного образования:
- представить к 20 июня 1975 года материалы о награждении организаторов туристско-краеведческой работы с учащимися школ г. Москвы.
 

Начальник Главного управления народного образования Мосгорисполкома    Г.Л. АСЕЕВ

Председатель Московского городского Совета по туризму и экскурсиям      Р. ЧИСТЯКОВ  


<<  Оглавление   Список литературы  >>