<<    Оглавление    Список литературы    >>

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по туристско-экскурсионной и краеведческой работе среди учащихся школ г.Москвы

 

Составитель - методист МосгорДЭТС  ОЙКС С.В.

 


ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к проведению экскурсионно-туристской работы в школах г. Москвы


1. Экскурсионно-туристская работа - организация походов, экскурсий, путешествий и соревнований юных туристов, как один из наиболее действенных и эффективных методов воспитания подрастающего поколения - обязательная форма внеклассной и внешкольной работы с учащимися она должна проводиться в каждой школе, в каждом внешкольном учреждении г. Москвы. Основным содержанием всей экскурсионно-туристской работы с учащимися должна быть идейная направленность походов, экскурсий, и путешествий, воспитание у школьников чувства любви и гордости за свою Родину» воспитание выносливости, ловкости, смелости и мужества, стремления к коллективному преодолению естественных препятствий в пути, а также расширения кругозора, закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в школе.
В общеобразовательный план внеклассной воспитательной работы с учащимися туристская работа должна включаться как самостоятельные раздел плана.

2. Непосредственное руководство в контроль за туристской работой в школе осуществляется организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, ежегодно ему в помощь приказам директора школы назначается учитель-турорганизатор. Методическую и организационную помощь школам в проведении экскурсионно-туристской работы с учащимися оказывает районный Дом (Дворец) пионеров.

3. Каждый класс с четвертого по десятый ежегодно должен проводить не менее двух туристских походов, в том числе каждый класс с 6 по 10 - не менее одного похода продолжительностью не менее 2-х дней с ночлегом в полевых условиях. Все походы и путешествия должны проводиться в строгом соответствии с инструкцией МП СССР (Приказ МП СССР № 38 1974 г.), а также в соответствии с Инструкцией Главного управления народного образования «О порядке организации туристских мероприятий с учащимися школ гор. Москвы» (май 1975 г.). Маршруты туристских походов должны по протяженности соответствовать туристским нормативам комплекса ГТО.

4. В каждой школе ежегодно должен работать туристский кружок (турсекция, турклуб) по одной из программ, утвержденных МП СССР или по программе, согласованной с Методическим Советом по детскому туризму при Главном управлении народного образования.
Кружок должен быть оформлен приказом по школе. Основной задачей работы туристского кружка должна быть подготовка и переподготовка пионеров-инструкторов и младших инструкторов по туризму - помощников руководителей туристских походов, подготовка разрядников по туризму.

5. В школе должно быть организовано детское туристское самоуправление - в каждом классе должен быть выбран турорганизатор, который в порядке пионерского (комсомольского) поручения отвечает за туристскую работу; должен быть создан школьный туристский Штаб (Совет) из наиболее активных и подготовленных юных туристов.
Ежегодно для всех классных туроргов должен проводиться семинар по программе туристского минимума.

6. В каждой школе должен быть создан МЕТОДИЧЕСКИЙ УГОЛОК по туризму для учащихся и для учителей, а в школьной библиотеке должна быть выделена специальная полка с литературой по туризму и краеведению и подборка карт-схем. Методический уголок и туристская книжная полка должна ежегодно обновляться и пополняться.

7. Ежегодно осенью или весной должны проводиться туристские СЛЕТЫ-СОРЕВНОВАНИЯ для учащихся 5-7 и 8-10 классов, в программу которых необходимо включать не менее двух видов туристских соревновании с целью проверки у учащихся туристских навыков и умений, включенных в туристские нормативы комплекса ГТО.

8. Основным показателем туристской работы школ считать проведение походов и путешествий, подготовку значкистов «Юным турист», «Турист СССР», разрядников, инструкторов.

9. Каждый классный руководитель должен пройти курс занятий по программе туристского минимума и методике организации и проведения туристского похода.
Ежегодно на педагогических советах должны заслушиваться вопросы экскурсионно-туристской работы - ее итоги, проблемы, планы дальнейшего развития, а также отчеты классных руководителей, руководителей кружков и семинаров о проделанной работе, об итогах проведения походов, путешествий, экскурсий.

10. В соответствии с Приказом Министра просвещения СССР № 102 от 4 сентября 1972 г. в каждой школе должно быть в наличии необходимое туристское снаряжение.


«Единые требования» утверждены Главным управлением народного образования Мосгорисполкома 13 мая 1975 г.
  


<<  Оглавление   Список литературы  >>