Бюджетное финансирование туристских походов и многодневных экспедиций,
организуемых в рамках 63-го Первенства по туризму среди обучающихся
образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы /далее
Первенство/, осуществляется на основании приложений к приказу Департамента,
регламентирующему порядок организации и проведения летней оздоровительной
кампании 2008 года.
В приложениях к приказу Департамента образования города Москвы, составляемых,
как правило, по видам деятельности, указываются: образовательное учреждение,
район экспедиции или похода, сроки проведения, количество участников и
руководителей.
На основании вышеназванного приказа Департамента, в образовательном учреждении
/далее ОУ/ издаётся приказ о проведении похода или экспедиции, отдельно на
каждое туристское мероприятие. В приказе учреждения в обязательном порядке
должны присутствовать два пункта, определяющие порядок финансирования и
отчётности. В одном пункте приказа утверждается смета расходов, которая является
приложением к приказу, и указывается номер этого приложения. В другом пункте
приказа обозначается ФИО руководителя похода (или его заместителя), которому
выдаются денежные средства под отчёт, тут же фиксируется срок сдачи авансового
отчёта.
При составлении сметы на проведение туристского мероприятия необходимо
руководствоваться нормами расходов на питание /179 руб./ и хозяйственные расходы
/36 руб./, установленные на период проведения летних каникул 2008 года с
обучающимися образовательных учреждений системы Департамента образования.
Обращаем внимание руководителей образовательных учреждений, что финансирование
городских лагерей с дневным пребыванием детей и творческих профильных смен,
осуществляется по другим нормам.
Порядок финансирования команд, участниц Первенства, определен приказом
Департамента
№ 66 от 26.02.2008, который
предусматривает оплату: труда педагогов, проезда в оба конца и
внутримаршрутных переездов детей и педагогов, оплату питания и хозяйственных
расходов на все дни спортивного похода всем участникам мероприятия (обучающимся,
руководителям команды и помощнику руководителя).
Расчет смет производится по разделам. При этом не рассчитывается заработная
плата помощнику руководителя команды, а также в смету не вносится раздел
«суточные расходы».
Смета на проведение туристского мероприятия, имеет несколько условных разделов
по статьям расходов:
- оплата труда педагогов – руководителя турпохода и его заместителя / во всех
случаях не менее двух педагогов на группу от 8 до 20 обучающихся/;
- начисления на заработную плату /налоги, отчисления в установленные
законодательством фонды/;
- расходы на питание участников мероприятия
- хозяйственные расходы всех участников мероприятия;
- оплата проезда в оба конца и внутримаршрутные переезды.
При составлении сметы расходов на проведение туристского мероприятия, наряду с
вышеназванными приказами Департамента образования, руководствуются
приложением № 1 к приказу
Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 «Порядок и условия привлечения
педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних
оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов,
экспедиций, экскурсий и оплаты их труда» и Инструктивным письмом Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.06.1997 г. №№
21-54-33ип/03 /далее Инструкция/.
В соответствии с п.1 Инструкции, смету составляет руководитель туристской
группы. Однако, учитывая, что законодательные нормы и требования часто меняются,
педагогу, без участия специалистов бухгалтерии, грамотно составить смету будет
затруднительно.
Вместе с тем, проект сметы готовит руководитель тургруппы, который должен
понимать основные принципы её составления.
Раздел «Оплата труда педагогов»
Оплата труда руководителя туристской группы и его заместителя рассчитывается
персонифицировано, с учётом следующих параметров: являются ли педагоги
работниками образовательного учреждения, выпускающим тургруппу на маршрут, или
кто-то из педагогов, как правило, заместитель руководителя группы обучающихся,
оформляется по срочному трудовому договору для проведения конкретного
туристского мероприятия в определённые договором сроки.
Оплата труда руководителя туристской группы и его заместителя устанавливается по
ставке ЕТС руководителя структурного подразделения, согласно присвоенной
квалификационной категории. Оплата труда педагогов, не прошедших аттестацию,
устанавливается в соответствии с образованием и педагогическим стажем работы.
Такой порядок оплаты труда, предусматривается для педагогов, принимаемых на
период проведения туристского мероприятия по срочному трудовому договору. Если
педагог работает в образовательном учреждении, которое является организатором
мероприятия, т.е. выпускающей организацией, и в период проведения похода
находится в отпуске, с ним также заключается срочный трудовой договор.
При проведении туристского мероприятия в период основной работы педагога, когда
он не находится в отпуске, а направляется в командировку для проведения похода,
то ему сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.
Оплата труда производится за каждый проработанный день, в соответствии со
сроками проведения мероприятия, утвержденными приказом образовательного
учреждения.
При этом нерабочие выходные или праздничные дни оплачиваются в двойном размере,
если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (ст. 153, ст.
290 ТК РФ).
Также при расчете оплаты труда педагогов, на основе составленного графика
работы, утвержденного приказом образовательного учреждения, предусматривается
доплата в размере 35% часовой ставки за каждый час работы в ночное время (в
период с 22 часов до 6 часов) и доплата в размере 15% за систематическую
переработку сверх нормативной продолжительности рабочего времени.
При суммировании всех вышеназванных расчетов, определяется размер расходов по
статье «зарплата», которые фиксируются в смете.
Раздел «Начисление на зарплату»
Предусматривает отчисления в различные, установленные законодательством фонды, в размере 26,2%, которые начисляются из общей суммы, предусмотренной к выплате заработной платы.
Раздел «Оплата питания участников»
Рассчитывается с учетом норм установленных на 2008 год, что составляет 179 руб.
00 коп. в день.
Сумма расходов по данной статье определяется путем умножения суточной нормы (179
руб.) на количество дней мероприятия (сроки проведения утверждаются приказом
ОУ), а также путем умножения полученной суммы на количество педагогов и
обучаемых (детей), списочный состав которых утверждается приказом ОУ.
Раздел «Хозяйственные расходы»
Рассчитывается по аналогии вышеизложенного в разделе «оплата питания», учитывая, что нормы установлены 36 руб. в день на одного человека.
Раздел «Оплата проезда»
Расчет производится на основе действующих тарифов. Оплате подлежит проезд в оба конца, а также внутримаршрутные переезды.
Порядок расходования и сроки выдачи денежных средств под отчет
По заявке руководителя группы часть денежных средств перечисляется в организации
для оплаты расходов, связанных с проведением многодневного туристского
мероприятия.
Рекомендуется, при возможности, наличные денежные средства выдавать под отчет в
несколько этапов, а именно:
- за 40 дней для оформления заказа на групповые билеты;
- за 10-14 дней для приобретения продуктов, канцтоваров и т.д.;
- накануне мероприятия (за 2-3 дня), оставшуюся сумму денежных средств,
определенную сметой расходов.
Заработная плата выплачивается педагогам после проведения мероприятия и сдачи
авансового отчета, отвечающего всем нижеизложенным требованиям, установленным в
соответствии с действующим законодательством.
Порядок отчетности о походах и экспедициях, организуемых в период летней оздоровительной кампании 2008 года
Авансовый отчет о расходовании средств, полученных под отчет, предоставляется в
бухгалтерию в сроки установленные приказом ОУ. Как правило, это 3-х дневный срок
после возвращения из командировки. Вместе с тем, в соответствии с действующим
законодательством, при наличии объективных причин, срок сдачи отчета может быть
продлен приказом руководителя учреждения.
К типовому бланку "Авансового отчета" прилагаются:
1. Приказ ОУ со всеми приложениями (в т.ч. смета и список детей);
2. Табель выработки рабочего времени (график работы) педагогов;
3. Командировочные удостоверения и маршрутный лист с отметками в пути;
4. Ведомость на приобретенные и израсходованные продукты питания;
4.1. Документы, наклеенные на листы, подтверждающие произведенные расходы.
5. Проездные документы, наклеенные на листы, подтверждающие произведенные
расходы на проезд и внутримаршрутные переезды.
6. Документы, наклеенные на листы, подтверждающие хозрасходы.
6.1. Акты на списание малоценного имущества или документ, подтверждающий
постановку на учет малоценного инвентаря и оборудования.
Примечание. Различные изменения и отступления от утвержденной сметы
расходов, оформляются служебной или объяснительной запиской на имя руководителя
ОУ (выпускающей организации), который письменной резолюцией утверждает
произведенные расходы (либо отклоняет их).
При составлении авансового отчета особое внимание необходимо обратить на наличие
документов, подтверждающих произведенные расходы.
Инструктивное письмо Министерства общественного и профессионального образования
РФ от 10.06.97 №№ 21-54-33ип/03, в настоящий период, в части возможности
составления ведомостей без предоставления платёжных документов (кассовых и
товарных чеков), подтверждающих произведенные расходы, не действует, т.к.
противоречит налоговому законодательству РФ и Инструкции по бюджетному учету,
утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 26.08.2004 № 70-н, в которой
(п. 157 абзац 2) определяется порядок предоставления авансовых отчетов.
Приобретая продукты у частных лиц, также как и пользуясь услугами частных
перевозчиков, необходимо помнить, что это является, не только риском в
обеспечении безопасности, жизни и здоровья участников мероприятия, но и может
вступить в противоречие с действующим налоговым законодательством, согласно
которому все виды доходов физических лиц подлежат налогообложению. В связи с
этим, требуется составление акта, в котором должны быть зафиксированы: стоимость
покупки (услуги) с обязательным указанием паспортных данных продавца, его место
прописки и регистрации, а главное должна быть его личная подпись.
Отчет за расходы на питание участников мероприятия составляется (во всех
случаях) с учетом питания педагогов.
При расходовании средств, выделенных на хозяйственные нужды туристской группы,
необходимо помнить, что к утверждению принимаются документы по следующим видам
расходов:
- канцтовары (акт на списание не требуется);
- фотоуслуги и расходные фототовары (необходим акт на списание);
- медикаменты для пополнения туристической аптечки (акт не требуется);
- санитарно-гигиенические средства: репелленты (средство от комаров), моющие
средства, мочалки, губки, и т.д.;
- малоценный инвентарь и инструмент (верёвка, колышки, карабины, батарейки,
полиэтилен), а также расходный материал для пополнения ремонтного набора (клей,
нитки, иголки, ножницы) и т.д.;
- услуги бань, общественных душевых;
- посещение культурно-зрелещных и досуго-образовательных учреждений и объектов;
- телефонных, телеграфных, почтовых расходов и т.д., и т.п.
Ещё раз напоминаем, что хозяйственные расходы на педагогов
предусматриваются только для руководителей команд Первенства, во всех остальных
случаях хозяйственные расходы педагоги осуществляют из полученных суточных, не
подлежащих отчету.
При начислении заработной платы педагогам, в их совокупный доход засчитываются
суммы оплаты питания и хозрасходов, которые подлежат налогообложению.
В заключении акцентируем внимание педагогов-руководителей туристских групп и
команд, участниц Первенства, что в случае несоблюдения сроков предоставления
авансовых отчетов, специалисты контрольно-ревизионного управления, как и
администрация учреждения, вправе зачесть в совокупный доход сумму, полученную
под отчет, для начисления налогового вычета.
Надеемся, что наши рекомендации и разъяснения, актуальны и помогут
педагогам-руководителям туристских мероприятий, руководителям образовательных
учреждений и работникам бухгалтерий избежать недоразумений, разночтений при
трактовке нормативно-законодательных и организационно-распорядительных
документов, в период подготовки и проведения летней оздоровительной кампании
2008 года и городской программы «Каникулы».
Желаем удачи!
Автор-составитель:
директор ГОУ Московской городской станции юных туристов Департамента образования
города Москвы, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук,
дипломированный юрист Слесарева Людмила Петровна.
E-mail: Mosgorsуutur@yandex.ru .