<<    Домой      Содержание       Список литературы    >>

Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко

КРАЕВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии


Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Серия: Школа природолюбия)
 

Содержание

...
Учебный туристский полигон
5
   Урок в классе и урок жизни 5
  Разработка учебного полигона 6
  Образовательные и оздоровительные возможности Битцевского леса 11
  Природный парк «Битцевский лес» 15
...


УЧЕБНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПОЛИГОН

Урок в классе и урок жизни

Любой современный школьный учитель как педагог ощущает тесноту рамок традиционного урока, что происходит по целому ряду причин.

Во-первых, во времена бурных общественных перемен академичность образования делает школу уязвимой, снижает ее престиж по сравнению с семьей и другими факторами социализации личности, например со средствами массовой информации. Динамичность современной жизни и информационная революция диктуют новые требования к формам обучения. Каждое десятилетие объем информации удваивается. В этих условиях пересматривается содержание образования. Уже невозможно ограничивать обучение статичной суммой знаний, необходимо прививать желание к самообразованию, развивать навыки исследовательской деятельности. Теряет смысл усвоение только лишь частных фактов, дат и цифр. Становятся еще более актуальными связь образования с реальной жизнью, иллюстрация научных положений конкретными примерами на местном материале и закрепление теоретических знаний в практической деятельности. Именно решение этих проблем лежит в основе социализации личности. Статус современной школы как института социализации заметно снижен по целому ряду причин. Ключевой из них является несоответствие характера образования, которое получают выпускники, требованиям социальной действительности. Назрела потребность расширить образовательную деятельность за рамки обычного урока.

Во-вторых, педагогическая парадигма сотрудничества, сотворчества педагога и учащихся также мало совместима с традициями классно-урочной системы — фронтальностью. Информативный, вербальный характер обучения препятствует развитию учащихся, их активному включению в деятельность в качестве субъекта и в конечном итоге снижает мотивацию к обучению и его качество. Нужны поиск и использование активных форм, когда учащийся превращается из объекта в субъект обучения.

В-третьих, на уроке невозможно задействовать все четыре канала восприятия информации — логику, чувствование, ощущение и интуицию. Восприятие ограничено, независимо от содержания урока, и каждый ребенок не может проявить индивидуальные природные склонности.

И в-четвертых, урок — искусственная форма, придуманная взрослыми для детей. В детстве же свои законы, способы познания и варианты решения жизненных проблем. Дети легко мыслят образами, моделируя желаемый мир. Намного раньше изобретения урока использовалась универсальная дидактическая форма — игра. Игра всегда интересна, потому что личностно значима. Урок и игра малосовместимы.

Все четыре обозначенные проблемы существуют на фоне снижения уровня физического развития и ухудшения состояния здоровья учащихся — последствий перегрузки, а также — классно-урочной системы.

Разработка учебного полигона

Обозначенные проблемы частично разрешимы традиционными для отечественной педагогики средствами: краеведческим подходом в образовании и туристско-краеведческой деятельностью. Доктор педагогических наук П.В. Иванов отмечал, что краеведческий материал выступает в обучении в наглядной форме, в форме конкретных примеров, способствует активизации мышления учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, т.е. делает их доступными для понимания и усвоения. Местный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о крае, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.

Детско-юношеский туризм, особенно его возможности в изучении местного края (краеведческий потенциал), был востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач. Туризм и краеведение использовались как средства организации содержательного досуга детей. Какой же потенциал туризма и краеведения может быть востребован современной школой?

1. Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время походов задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно.
2. Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу.
3. Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.

Представим себе школу, расположенную неподалеку от леса или городского парка. А таких немало. Прогулки и походы в лес или парк всегда желанны и интересны, потому что встреча с природой — всегда новые открытия. К.Д. Ушинский писал о том, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

Такой уголок природы не только место отдыха. Это — полноценный учебный полигон. Слово «полигон» непривычно для учительского слуха. Ведь этот термин чаще употребляется военными или в математике. Под полигоном в армии понимают участок суши, предназначенный для испытаний различных видов оружия, боевых средств и техники, а также для боевой подготовки войск. На учебных полигонах проводятся различные учения войск. Однако учебными полигонами пользуются не только военные, их имеют, например, спортсмены, в том числе ориентировщики, альпинисты и туристы.

Под учебным туристским полигоном следует понимать природную территорию, регулярно используемую образовательным учреждением для проведения туристско-краеведческой, поисково-исследовательской и рекреационной деятельности, учебных занятий на местности, спортивных игр и соревнований на открытом воздухе.

Какие требования предъявляются к выбору учебного туристского полигона?

1. Конечно, такой учебный полигон выбирают неподалеку от школы (места проживания детей). Походы и прогулки по городским лесопаркам и пригородной зеленой зоне экономически доступны практически для каждой школы, каждого учащегося и педагога. В этом случае расходы незначительны, и выигрывают те школы, от которых до ближайшего леса можно дойти пешком.

Педагогам, не имеющим вообще или имеющим минимальную туристскую квалификацию, которые боятся заблудиться в незнакомой местности, гораздо проще проводить туристские прогулки и походы в знакомом лесном массиве. И у родителей возникает меньше естественных страхов за жизнь и здоровье ребенка, когда учитель ведет детей в поход неподалеку от дома.

2. Учебный полигон выбирают так, чтобы он был насыщен природными достопримечательностями: лесами, луговинами, живописными речками, озерами и овражками. Кроме того, важно, чтобы, путешествуя, учащиеся могли бы познакомиться и с объектами культурно-исторического наследия региона: местами, связанными с военной историей (остатками оборонительных укреплений, памятниками и обелисками, братскими могилами, музеями, местами дислокации и формирования воинских частей, размещения госпиталей в годы Великой Отечественной войны), народными промыслами, археологическими и архитектурными памятниками, старинными усадьбами, другими памятными местами региона.

3. Очень важно, чтобы педагог имел хорошую карту учебного полигона и умел ею пользоваться. Подробные карты местности, как правило, есть в органах местной власти, лесничествах, в клубах туристов, на станциях юных туристов, в местных федерациях спортивного ориентирования. Подробные карты публикуются в региональных атласах. Можно также использовать и снимки земной поверхности из космоса, которые есть в сети Интернет.

Карту для своего учебного туристского полигона можно изготовить и самостоятельно. (Методика составления карты описана ниже в разделах «Как составить карту» и «Топографические эталоны». Кроме того, подробная методика приводится в книге «Туристский клуб школьников». М., 2004.)

4. Крайне важен образовательный потенциал учебного полигона. Он должен позволять подбирать маршруты и отдельные объекты для изучения в каждой параллели классов, на которых учащиеся могли бы закреплять содержание изучаемых учебных предметов на практике.

Школьными программами по географии, биологии, экологии и другими предусмотрена организация учебных природных экскурсий. Нерационально, если учитель каждый раз задается вопросом, где провести экскурсию. При освоенном учебном полигоне (природной территории рядом со школой) эта проблема отпадает сама собой. Когда изучена местность, ее познавательные возможности, объекты для наблюдений, многократно отработана методика групповых занятий, профессиональный учительский труд значительно облегчается.

Централизованно может разрабатываться только общая концепция краеведческого подхода в образовании, а образовательные возможности каждого учебного полигона и каждого туристского маршрута конкретны. Краеведческое исследование местных достопримечательностей — деятельность, которая инициируется самой школой с учетом ее образовательных целей.

Разработку учебного туристского полигона могут проводить опытные методисты — сотрудники региональной методической службы, туристы и краеведы учреждений дополнительного образования, а органы управления образованием и органы местной власти могли бы помогать педагогам-энтузиастам в издании местных краеведческих и методических материалов для всех школ региона.

Педагог может разрабатывать образовательные возможности учебного полигона и самостоятельно на основании собственного опыта лесных прогулок и походов с учащимися. Если путешествовать регулярно, то любой педагог накопит необходимый краеведческий багаж. Биолог изучит местные растительные и животные сообщества, географ познакомится с местными формами рельефа, историк досконально будет знать местную историю и традиции и т.д.

Большую помощь в краеведческом изучении оказывают сотрудники местных библиотек и музеев, где такая работа ведется регулярно. На многих территориях действуют общества краеведов. Собирают краеведческий материал специалисты учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (сотрудники центров и станций юных туристов, профильных отделов детских центров творчества), клубов туристов.

При разработке туристского полигона необходимо познакомиться с сотрудниками местного лесничества, охранной природной территории (парка, заказника, заповедника) — лесниками, егерями, научными работниками. Нужно выяснить, какие задачи они решают, как работа с учащимися может содействовать мероприятиям по охране и восстановлению леса и других местных природных уголков.

Краеведческое исследование местных достопримечательностей определяется потребностью педагога использовать возможности туристского маршрута для получения учащимися знаний по учебному предмету. Набор туристских маршрутов для каждой школы индивидуален. При этом на одних и тех же маршрутах в разное время года можно проводить разные сезонные наблюдения.

Используя «типовые» (традиционные — из года в год повторяющиеся) маршруты для классов каждой параллели начальной, средней и старшей школы, учитель постоянно накапливает информацию о регионе и его краеведческих возможностях. Собранный на одних и тех же маршрутах краеведческий материал с успехом можно использовать для урочного преподавания.

С накоплением краеведческого материала для каждой параллели классов можно подбирать маршруты, на которых учащиеся могли бы закреплять содержание изучаемых учебных предметов на практике. Это объективно мотивирует учителя к применению туризма и краеведения в профессиональной деятельности. Когда по одному и тому же маршруту пройдут разные специалисты и вычленят на нем объекты для изучения своего учебного предмета (географии, истории, биологии и т.д.), школа получит опыт освоения и методическую разработку туристского маршрута комплексного характера для конкретной параллели классов. Такую разработку при проведении похода сможет использовать любой педагог, независимо от того, какой предмет он преподает в школе.

Библиотека разработок «типовых» маршрутов для параллелей классов школы — полноценная методическая информация об образовательно-оздоровительных возможностях учебного полигона.

Использование «типовых» маршрутов для параллелей классов способствует росту из года в год профессиональной компетентности педагогических коллективов. Появляются потребность и возможность обмена краеведческой информацией и опытом между педагогами разных параллелей классов, что содействует усилению трудовой зависимости и сплочению школьного коллектива.

Разработка и систематическое использование учебного туристского полигона для решения образовательных и оздоровительных задач — деятельность, которая может проводиться каждой школой из года в год, давать новые результаты в качестве обучения и приносить огромное удовлетворение всем ее участникам. Это реальная работа по воспитанию гражданского самосознания учащихся, приобщению их к местным культурным традициям, воспитанию экологического мировоззрения. Получив первые положительные результаты, и педагог и дети всегда хотят продолжить туристскую работу, так как это интересно, увлекательно, личностно значимо и есть возможность самореализации.

Работа по созданию учебного туристского полигона потребует от педагогического коллектива времени и весомых усилий. В дальнейшем нужно будет вносить лишь незначительные коррективы, а результаты труда будут сторицей окупаться в течение многих лет. Творческое начало в процессе разработки учебного полигона, результаты его использования, формирование традиций воспитательной работы средствами туристско-краеведческой деятельности имеют большое значение для развития школьного коллектива, существенно расширяют общественные связи школы, повышают ее социальный статус и ведут к полноценной реализации целей и задач образовательного учреждения.

Образовательные и оздоровительные возможности Битцевского леса

Возможности туристского полигона сложно охарактеризовать абстрактно, не соотносясь с местностью. Поэтому в данной книге обобщена разработка учебного полигона на конкретном примере — лесном массиве «Битцевский лес». Эта охранная природная территория расположена на юге Москвы. Лес вытянут с севера на юг от Балаклавского проспекта до Потапово полосой более 15 км, в поперечнике — до 4 км. Южнее Потапово лес, чередуясь с полями, лугами и перелесками, еще около 10 км тянется вплоть до Десны. Северную часть леса часто называют Зюзинским (по располагавшейся здесь ранее деревне Зюзино), а часть леса, расположенную южнее Зюзинского, — Чертановским. В пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) — это территории природного парка «Битцевский лес». За МКАД, где лес продолжается, его называют Бутовским.

Выбор именно этого большого лесного массива не был случайным. Неподалеку от него находятся многие школы Южного и Юго-Западного округов столицы. Кроме того, с востока и запада лес окружен двумя линиями метро: Серпуховско-Тимирязевской со станциями от «Чертановской» до «Бульвара Дмитрия Донского» (и далее — Бутовская ветка легкого метро со станциями «Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова») и Калужско-Рижской от станции «Беляево» до станции «Битцевский парк». По этим веткам метро до Битцевского леса удобно добраться и из других школ столицы.

Ниже приведена таблица, в которой обозначены возможности прогулок и походов для предметного преподавания на примере Битцевского леса. Таблица наполнена конкретным краеведческим содержанием и только частично раскрывает аспекты изучения материала школьных программ в лесу, не претендуя на полноту отражения всех тем учебных предметов. Эта таблица приведена как возможный принцип краеведческой разработки учебного полигона. Любой педагог может использовать ее как форму, заполнить которую можно в соответствии со своими задачами и потребностями, уровнем образовательной подготовки воспитанников и местной краеведческой спецификой. Педагогу важно увидеть для себя такую возможность, а квалификация и опыт, подкрепленные желанием, помогут определить «свои» темы «лесных уроков».

Перечень тем предметного преподавания, которые можно закрепить в путешествиях
Предмет Классы
5—6 7—8  9—11
Литература • Лес в русских народных сказках (лесная деревянная скульптура)
• Теплый Стан — родина Ф.И. Тютчева
Русский язык • Развитие речи (описание природных объектов и явлений).
• Письменные отчеты о походе и туристской прогулке, сочинения о временах года, природных достопримечательностях.
• Краеведческие рефераты
История • История русских усадеб на примере усадеб Ясенево, Знаменское-Садки, Чернево, Узкое.
• Декабристы (усадьба Трубецких Знаменское-Садки).
• Строительство Московского метрополитена.
• Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Четвертая линия обороны Москвы
Биология, экология • Растительный мир как составная часть природы.
Роль растений в природе
• Нравственные нормы отношения к живым организмам
• Грибы. Лишайники
• Тип членистоногие
• Класс птиц
• Воздействие человека на природу, выявление мер по рациональному ее использованию и охране
• Нарушение экологического равновесия. Охрана растений
• Типы взаимодействия организмов. Понятие экосистемы. Биоценоз. Экологические основы охраны природы
• Биосфера и человек. Природопользование и охрана природы
География • План местности. Географическая карта
• Простейшие способы ориентирования
• Глазомерная съемка участка местности
• Экономико-географическая характеристика Москвы и Московской области
• Рельеф и геологическое строение (экскурсия по долинам рек Чертановка, Городня, Битца, посещение Бутовского карьера)
• Взаимодействие человека и общества с природой
Физика,
астрономия

• Магнитное поле Земли. Работа с компасом • Наблюдения: основные созвездия. Полярная звезда и стороны горизонта
Математика • Масштаб
• Простейшие измерения на местности: измерения высот (дерева) и расстояний (ширины реки), диаметра и окружности ствола дерева
• Начальные понятия геометрии
• Равнобедренный треугольник и его свойства. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Измерения расстояний и высот на местности

Изобразительное искусство • Пейзаж. Изобразительные средства
• Г.Г. Гагарин (владелец усадьбы Ясенево) — первый иллюстратор произведений А.С. Пушкина при его жизни
• Памятники русской архитектуры: усадебные комплексы и церкви
Физическое воспитание • Значение движения
• Кроссы
• Лыжная подготовка
• Туристские походы для выполнения нормативов на значки «Юный турист» и «Турист России»
Основы безопасности жизнедеятельности • Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы • Движение по азимуту. Особенности ориентирования на открытой и закрытой местности • Прикладная физическая подготовка

В такой разработке учебного полигона реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные группами в походах, можно использовать на уроках.

Природный парк «Битцевский лес»

Природный парк «Битцевский лес» выделен решением Президиума Моссовета № 200 от 17.10.91 г. как особо охраняемая территория, являющаяся объектом природного и исторического наследия Москвы, и создан согласно распоряжению Правительства Москвы № 1153-РП от 12.05.92 г. В границы природного парка входят ценные историко-культурные объекты — бывшие усадьбы Знаменское-Садки, Узкое, Ясенево, Чернево, археологические памятники.

Основными задачами природного парка «Битцевский лес» являются: сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на территории парка и поддержание представленных в нем природных компонентов в состоянии, близком к естественному; восстановление или реставрация природных комплексов, нарушенных в результате рекреационных и других воздействий; обеспечение условий для рекреационного использования территории в соответствии с установленным в парке режимом, включающим систему правил, направленных на выполнение поставленных перед парком задач. Территория природного парка включает земли природного парка (как рекреационного учреждения) и земли сторонних организаций и учреждений.

Территория природного парка «Битцевский лес» МЛТПО «Мослесопарк» расположена в Юго-Западном округе города на площади 2230 га. Общая протяженность внешних границ парка составляет 33,7 км. Территория природного парка разделена на два лесопарка: Олимпийский — 793 га и Ясеневский — 625 га.

Максимальная единовременная емкость всего парка НИиПИ Генплана Москвы определена в 125 тыс. человек. В зоне пешеходной доступности из прилегающих районов в радиусе 1,5 км в жилых районах города проживают более 500 тыс. человек. Для снижения отрицательного влияния рекреации на лесные массивы природного парка с учетом нормативных нагрузок НИиПИ предлагает 80% посетителей задерживать в буферных зонах, расположенных по периферии лесного массива на общей площади 700 га (430 га — лесные кварталы и 314 га — свободные городские земли). Буферную зону предлагается превратить в территории, благоустроенные по типу городских скверов, способных выдерживать нагрузку в 150 и более человек на каждый гектар площади.

Территория природного парка «Битцевский лес» расположена в юго-восточной, наиболее приподнятой части Теплостанской возвышенности, значительно возвышающейся над окружающей местностью, и представляет собой обособленный природный район, сформировавшийся на доледниковом останце. Поверхность территории парка пересечена речками — истоками Москвы-реки, долины которых простираются в широтном направлении. К долинам речек привязана густая сеть ветвящихся оврагов и балок с многочисленными отвержками, прорезающихся почти в меридиональном направлении.

Овраги характеризуются крутыми склонами глубиной от 2 до 5 м, а в истоках — до 10—15 м. В центральной части их распространения пологие склоны оврагов и балок сильно залесены, а дно часто заболочено. Для ряда оврагов, на дне которых протекают ручьи, характерны крутые обрывистые берега. Общая площадь овражной сети по состоянию на 1996 г. составляет 120 га.

Долины речек Чертановки, Город ни и Битцы, берущих начало на территории природного парка, значительно разработаны древней и современной эрозией. В настоящее время большая часть оврагов растет своими верховьями, что определяет и повышает водоохранную роль насаждений природного парка. Вдоль берегов рек Чертановки и Битцы, в пределах природного парка, местами простирается надпойменная терраса, сложенная древнеаллювиальными и аллювиальными отложениями. Остальная часть территории представляет собой слабоволнистую поверхность, преимущественно залесенную, частично покрытую травяной растительностью.

На территории природного парка выделены три группы почв: 1) дерново-подзолистые почвы водоразделов; 2) дерново-подзолистые слабоглееватые почвы водоразделов; 3) смытые и намытые почвы склонов, дна, долин, оврагов и балок.

Для водораздельного пространства территории парка характерны дерново-подзолистые почвы различных степеней оподзоленности. Интенсивность оподзоливания почв находится в прямой зависимости от форм поверхности: на пологих выравненных частях вершин и пологих склонах водоразделов, где сток поверхностных вод затруднен, оподзоленность почв усиливается, на крутых и покатых частях склонов оподзоленность ослабевает.

Насаждения природного парка «Битцевский лес» представляют собой уникальный естественный массив, имеющий характерные черты широколиственного леса с присущим ему разнообразием древесных, кустарниковых пород и травяного покрова. Лесной массив природного парка «Битцевский лес» входит в состав лесопаркового защитного пояса Москвы. По категории защитности как леса, выполняющего преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и входящего в черту города, он отнесен к городским лесам.

Леса природного парка отличаются разнообразием породного состава, представленного пятнадцатью древесными породами, из которых почти равные доли составляют береза (31%) и липа (26%), меньшая доля дуба — 18,5%. При этом группа широколиственных пород (дуб, липа, ясень, вяз, клен остролистный) составляет 46,5% лесного фонда парка, а группа хвойных пород — 12,8%. Это свидетельствует о ценности породного состава парка, имеющего черты сложного смешанного широколиственно-хвойного леса, в котором есть почти все компоненты дубрав с примесью мелколиственных пород.

Насаждения природного парка имеют средний возраст 63 года. Наиболее старые насаждения представлены дубом высокоствольным — 100 лет, дубом низкоствольным — 83 года. Примерно одним средним возрастом характеризуются ель, сосна, липа (соответственно 70, 65, 64 года), береза и осина несколько моложе (53 и 54 года). Основной фон насаждений представляют три класса возраста: V, VI и VII, в которых сосредоточено 62% всей покрытой лесом площади. Молодняками I и II класса покрыто 40 га.

Разнообразие почвообразующих и подстилающих почву пород, преимущественно четвертичных отложений, пропитанных известковыми водами, определили на территории природного парка «Битцевский лес» и разнообразие типов широколиственного леса с богатым составом пород: дуба, липы мелколистной, клена остролистного и ясеня с примесью сосны и единичным участием ели. В подлеске абсолютное преобладание получила лещина. В травяном покрове значительно распространены осока волосистая, сныть, буквица, зеленчук, марьянник.

Преобладающей группой леса на территории природного парка является судубрава, занимающая 98% всей покрытой лесом площади и представленная следующими лесами: осоко-волосистыми, зеленчуково-разнотравными, злаково-разно- травными и снытьевыми.

В лесных ландшафтах природного парка преобладают закрытые типы (90%), полуоткрытые составляют всего 4%, открытые ландшафты представлены естественными прогалинами и декоративными полянами — всего 6%.

Санитарно-гигиеническая оценка насаждений определяется средним классом — 1,6. Снижение санитарно-гигиенической ценности древостоев произошло в результате различных антропогенных влияний. К ним относятся: непосредственная близость жилых кварталов с миллионным населением, влияние автомобильного транспорта, промышленных выбросов в атмосферу ТЭЦ и других предприятий, отсутствие молодняков и старение значительной части древостоев.

Мероприятия по сохранению природного комплекса парка. Вся хозяйственная деятельность в природном парке осуществляется с целью организации и обеспечения благоприятных условий для повседневного отдыха населения, восстановления нарушенных природных комплексов и повышения их устойчивости к отрицательным факторам воздействия. Это — санитарно-оздоровительные рубки, индивидуальный уход за деревьями ценных пород, посадка деревьев и кустарников, создание благоприятной сети прогулочных маршрутов с устройством парковой мебели, установка природоохранных и режимных аншлагов. Малые архитектурные формы (детские площадки, мостики, скамейки) изготовляются из естественных материалов, гармонично сочетающихся с природой. Ведется большой комплекс биотехнических мероприятий с целью улучшения условия обитания животных. В комплекс мероприятий входят:

• формирование ремизных групп (т.е. посадка диких плодовых деревьев и кустарников: рябины, дерена, боярышника);
• изготовление искусственных гнездовий;
• зимняя подкормка птиц и белок;
• регулируемое сенокошение на суходольных лугах.

Охрану леса в лесном массиве природного, парка постоянно осуществляет лесная охрана численностью 30 чел.

Для регулирования рекреационных нагрузок с целью сохранения природного равновесия уникального лесного массива «Битцевский лес» на длительную перспективу необходимо реорганизовать и благоустроить прогулочную и хозяйственную сеть дорог на всей территории парка. В настоящее время периферийные кварталы парка, непосредственно примыкающие к жилым кварталам города и выделенные в активную зону на площади 350 га, испытывают высокие рекреационные нагрузки. Для защиты насаждений в них необходимы работы по комплексному благоустройству по специально разработанным детальным проектам.

При осуществлении государственного контроля на территории природного парка «Битцевский лес» основное внимание уделяется определению состояния лесонасаждений, мест обитания диких животных и соблюдению требований природоохранного законодательства сторонними организациями, расположенными на территории природного парка. При проведенных проверках установлено, что лесохозяйственные, лесокультурные и биотехнические мероприятия ведутся в соответствии с проектом лесоустройства и отклонений от него не установлено. В 1996 г. закончено обустройство границ природного парка, которое финансировалось Мосэкофондом. Установлены межевые знаки, подготовлены картографические материалы. Проведены работы по благоустройству вновь принятых территорий, в том числе убран мусор, выполнена планировка территории, завезен грунт и посеяна трава. В результате проведенных работ состояние данной территории улучшилось.

Литература

Болдырев С., Сурганов В., Гурвич Л. Об искусстве воспитания: Записки инструкторов-общественников. М., 1951.
Туризм в школе / Под ред. В.В. Титова. М., 1983.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом. М., 2004.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Полевой туристский лагерь школьников. М., 1997.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. М., 2004.


<<  Домой      Оглавление     Список литературы  >>