<<    Домой      Список литературы    >>

Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко

КРАЕВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии


Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Серия: Школа природолюбия).ека вожатого».)

Данное методическое пособие — модельный проект использования краеведческого материала во внеклассной работе по истории, географии, биологии и экологии. В книге представлены методические подходы и опыт проведения познавательных путешествий в ближайшем к школе лесном массиве — учебном туристском полигоне. Примером такого полигона послужил природный парк г. Москвы «Битцевский лес».
Книга предназначена учителям школ, педагогам дополнительного , образования, заместителям директора школ по учебно-воспитательной работе, организаторам внеклассной и внешкольной работы, руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образованием, методистам учебно-методических центров, краеведам. Может быть интересна для прочтения в кругу семьи и использована родителями для лесных прогулок с детьми.
 

Содержание

От авторов-составителей 3

Учебный туристский полигон 5
   Урок в классе и урок жизни 5
   Разработка учебного полигона 6
   Образовательные и оздоровительные возможности Битцевского леса 11
   Природный парк «Битцевский лес» 15

Ориентирование в лесу 20
   Карты для спортивного ориентирования 20
   Топографические эталоны 25

Страницы истории 29
   История старых усадеб 29
   Четвертая линия обороны столицы 37

География: зеленый остров в океане бетона 40
   Физико-географическая характеристика Битцевского лесопарка 40
   Геологическое изучение почв 46
   Снегомерная съемка и ее использование при обучении учащихся 49

Биология: жизнь рядом с домом 56
   Биологические экскурсии в лесу 56
   Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников 62
   Грибы в лесопарках 67
   Зимняя многоследица 80

Экология: хрупкое равновесие 87
   Уроки экологии 87
   Экологические исследования во время туристского похода 89
   Традиционные походы «Помоги лесу» 93
   Мониторинг рекреационной нагрузки 98
   Исследование экологического состояния реки 104
   Урок-экскурсия для учащихся начальных классов 106

Приложения 108
   Приложение 1. Описание почвы 108
   Приложение 2. Описание почвенного разреза 108
   Приложение 3. Бланк экологического исследования 109
   Приложение 4. Как вести записи наблюдений? 110
   Приложение 5. Отбор проб  122

 


Светлой памяти замечательных педагогов — лидеров образования в науке и практике, увлеченных организаторов и пропагандистов школьного туризма и краеведения Волкова Кирилла Николаевича, Гасилова Георгия Васильевича, Костяшкина Эдуарда Георгиевича посвящается

 


От авторов-составителей

Уважаемый читатель!

Эта книга — результат труда многих авторов. Они учат школьников и руководят детскими объединениями во внешкольных учреждениях, преподают в институтах и занимаются научной деятельностью. Вместе со своими преподавателями в составлении книги участвовали школьники и студенты. У авторов разный возраст и жизненный опыт, но все они — единомышленники. Их объединила замечательная идея, которую они посчитали социально значимой, — показать образовательные возможности учебного туристского полигона: ближайшего к школе лесного массива.

Авторский коллектив складывался постепенно. Методические материалы создавались в течение многих лет, были успешно апробированы в работе с семнадцатью школами Москвы района Южное Чертаново, получили положительные заключения специалистов. Авторам хотелось показать, как можно использовать местный краеведческий материал для решения образовательных и оздоровительных задач. Безусловно, в этой книге нет необходимости отражать все аспекты изучения школьных предметов во время лесных уроков. Важна, на наш взгляд, сама идея их проведения. Именно краеведческий подход в образовании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности педагога.

Создавая книгу, авторы рассчитывали, что педагоги в регионах максимально смогут использовать наработанный опыт. Учитель при изучении лесного массива, готовя учебные краеведческие материалы, не должен бояться компиляции и может твердо опираться на уже апробированные подходы. Ведь несмотря на разнообразие природы и своеобразие каждого лесного массива, многие территории имеют общие климатические особенности, сходные растительные и животные сообщества. Поэтому содержание большинства материалов этой книги почти универсально для школ, расположенных в средней полосе России.


Данная книга написана на примере природного парка «Битцевский лес», поэтому учителя многих московских школ могут использовать ее для предметного преподавания и проведения учебных экскурсий, туристских прогулок и походов с детьми.

Авторы искренне надеются, что Вы не только сами любите путешествовать, но и готовы повести за собой своих воспитанников по тропе познания и здоровья. Изложенные подходы побудят Вас к началу сбора краеведческих и учебных материалов по ближайшему лесу или парку самостоятельно и вместе со своими коллегами и учениками и в конечном счете созданию своего учебного туристского полигона, а администрация школы поддержит Вас в этом начинании.

Книгу подготовил авторский коллектив:
 Ю.В. Козлова, канд. пед. наук (руководитель), и В.В. Ярошенко — «Учебный туристский полигон», «Природный парк "Битцевский лес"», «Карты для спортивного ориентирования», «Топографические эталоны», «Применение снимков земной поверхности из космоса», «Четвертая линия обороны столицы», «Зимняя многоследица», «Традиционные походы "Помоги лесу"», «Экологические исследования во время туристского похода»;
Б.И. Огородников, д-р хим. наук, — «Как составить карту»;
И.Н. Рыжов, канд. геол.-минерал. наук, — «Мониторинг рекреационной нагрузки»;
В.А. Кошевой, канд. геогр. наук, — «Геологическое изучение почв» (в соавторстве);
Е.В. Смирнова — «Биологические экскурсии в лесу», «Уроки экологии», «Исследования экологического состояния реки» (в соавторстве);
И.А. Черемухина — «Геологическое изучение почв» (в соавторстве), «Изучение снежного покрова своей местности» (в соавторстве);
И.Т. Гайлит — «Физико-географическая характеристика Битцевского лесопарка», «Экскурсия по долине реки Чертановки»;
А.Л. Эгиед — «История старых усадеб»;
Т.А. Ганиева — «Урок-экскурсия для учащихся начальных классов»;
А.В. Цветков, канд. биол. наук, — «Снегомерная съемка и возможности ее использования при обучении школьников»;
Н.П. Харитонов — «Изучение видового состава и особенностей произрастания деревьев и кустарников»;
Н.Г. Иванова — «За грибами в лес»;
Н. Миняев — «Исследования экологического состояния реки» (в соавторстве);
А. Иванова и Е. Иорданова — «Изучение снежного покрова своей местности» (в соавторстве).


С уважением,
Ю.В. Козлова, канд. пед. наук, мастер спорта;
В.В. Ярошенко, мастер спорта, старший инструктор-методист по туризму


<<  Домой          Список литературы  >>