Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко
КРАЕВЕДЕНИЕ |
Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии,
биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В.
Ярошенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Серия: Школа природолюбия)
...
Ориентирование в лесу 20
Карты для спортивного ориентирования 20
Как составить карту
Топографические эталоны 25
Применение снимков земной поверхности из космоса
...
Карты для спортивного ориентирования
Учащиеся, не имеющие специальной подготовки, ориентируются почти всегда слабо.
Причина этого заключается в том числе и в явном недостатке учебных часов на
практическое закрепление топографических знаний по географии. Да и большинство
педагогов испытывает значительные трудности в ориентировании, так как их этому в
вузах не учили. Эти обстоятельства — одна из проблем проведения любой прогулки
или похода по лесу.
Кроме того, хорошие крупномасштабные карты — редкость. По картам, изданным в
современных атласах, ориентироваться в лесу крайне сложно. Где же учителю найти
хорошего помощника — подробную, современную топографическую карту, которой можно
было бы доверять? Оказывается, выход есть!
В последние годы выпущено немало хороших цветных крупномасштабных карт для
соревнований по спортивному ориентированию. Эти карты очень подробны, отличаются
от топографических незначительно, и их с успехом можно использовать в туристских
прогулках и походах класса, при проведении практических занятий по географии,
для соревнований по ориентированию (рис. 1). С такой картой учащемуся интересно
пойти на прогулку в лес с родителями.
Битцевский и Бутовский леса не раз становились ареной увлекательных соревнований
по спортивному ориентированию. Отличная карта, созданная В. Окиным в начале 80-х
гг. XX в., охватывала всю северную часть лесного массива.
Построенная к Олимпийским играм 1980 г. конноспортивная база «Битца» позволила
на высоком организационном уровне проводить соревнования самых различных рангов.
Разветвленная сеть оврагов в долине Чертановки способствовала прокладке
интересных с технической точки зрения дистанций, очень «тонкой» расстановке
контрольных пунктов. На пересеченной местности спортсменам требовалась высокая
физическая выносливость. Впервые карта В. Окина была использована для
соревнований по ориентированию в программе Спартакиады дружественных армий.
Позже на ней были проложены дистанции самых массовых московских соревнований —
розыгрыша «Приза Центрального телевидения».
Для размещения трасс всероссийских соревнований Гран-при «Будущие звезды» в
конце апреля 2000 г. была использована южная часть Битцевского леса, примыкающая
к МКАД.
Для проведения этих соревнований Федерация спортивного ориентирования столицы
создала бригаду рисовщиков карт. В нее вошли мастера спорта, судьи
Республиканской категории Б. Калинин, А. Горышкин и Б. Огородников. Техническое
задание предписывало создать спортивную карту масштаба 1:10 000 (в 1 см — 100 м)
на площади около 5 кв. км к югу от станции метро «Битцевский парк». В качестве
основы использовалась топографическая карта масштаба 1:5000 (рис. 2).
Этот участок располагается в 200 м к югу от Битцевского рынка (метро «Битцевский
парк»).
Произошли существенные изменения, так как быстро развивается московская
инфраструктура и все большее число людей посещает лес, особенно в летнее время.
Чтобы учесть все новые дороги, тропинки, поляны, места выемки грунта, предметы
обустройства рекреационных зон, требовалось обойти и подробно обследовать почти
каждый метр леса и все это изобразить условными знаками, используемыми для
спортивных карт.
Что в результате такой работы получается (рис. 3)?
Там, где были огороды, ныне — застроенная территория. Число дорожек и тропинок
увеличилось вдвое, изменился их класс (некоторые заасфальтированы, уложены
плитами). В юго-восточной части знаком «галочка» нанесены около 30 ям и воронок,
происхождение которых остается загадкой. Изменилась и растительность:
сочетаниями букв «чи» (чистый) и «гу» (густой) отмечены участки легко- и
труднопроходимого леса.
Чтобы внести все изменения, каждому составителю карты приходится выполнять
маршрутную съемку, для чего выбирается одна из дорог или просек. Следуя по ней,
на карту наносят все изгибы дороги, перекрестки дорог и троп, границы полян и
участков различной растительности. Для съемки используют лаконичную запись
азимутов и расстояний (рис. 4).
В домашней обстановке все записи вносят на топографическую карту, которую
используют в качестве основы.
Чтобы облегчить камеральные работы, топографическую карту сканируют и заносят в
память компьютера. Программа «ОКАД» позволяет в любое время внести любые
исправления в карту. После завершения съемки и внесения всех исправлений готовят
матрицы листов спортивной карты и сдают их в печать.
Карту для занятий и тренировок по туризму и ориентированию можно создать и без
топографической основы. Для получения такого навыка лучше всего выбрать
какой-либо квадрат леса с хорошими просеками. Допустим, за исходную точку было
взято пересечение просек. Здесь руководитель объясняет всем, что, двигаясь по
просеке, идущей, например, на восток, нужно непрерывно просчитывать расстояние,
засекать азимуты дорог, троп, ручьев, границ полян, вырубок, посадок леса и,
пройдя километр (например, до следующего пересечения просек), нарисовать на
чистом листе бумаги пройденный маршрут соответствующими топографическими знаками
в заданном масштабе.
Чтобы участники группы не сбивали друг друга при счете пар шагов, руководитель
выпускает их через 10—30 с. Через километр их встречает помощник руководителя.
Записи азимутов и расстояний производятся в виде эскиза в блокноте, а затем
расшифровываются (рис. 5).
Теперь представим, что следующую группу руководитель направил на маршрутную съемку по перпендикулярной просеке — с севера на юг, причем исходной точкой была избрана конечная точка первой группы. В итоге работы обеих групп получилась схема, представленная на рис. 6.
Если затем третью группу направить по южной просеке, а четвертую — по западной,
то весь квадрат леса будет оконтурен (рис. 7).
В дальнейшем производится маршрутная съемка внутри квадрата по линиям
электропередач, по дороге, идущей из юго-восточного угла в северо-западный,
вдоль ручья. После этого определяются контуры лесных вырубок, полян, зарослей
кустарника и других площадных ориентиров. Окончательно схему, суммируя работу всех групп, руководитель вычерчивает в масштабе
1:10 000 (рис. 8).
Таким образом, получается простейшая схема 1 кв. км местности, на которой с
успехом можно проводить занятия по ориентированию.
Как показал опыт работы с начинающими ориентировщиками по такой же методике
маршрутных съемок и подготовки полигона, через 5—7 занятий большинство взрослых
и юных спортсменов очень быстро и прочно усваивают основы топографии, работы с
компасом и картой, движение по азимуту, измерение расстояний. Если затем на этой
же местности, пройденной вдоль и поперек, расположить несколько контрольных
пунктов и провести первые соревнования, то контрольные пункты будут найдены
сравнительно легко и быстро. При этом почти незаметно преодолевается еще один
барьер — психологический: боязнь леса и боязнь заблудиться. В дальнейшем на
других маршрутах ориентировщиков-новичков уже значительно меньше будет пугать
мысль о незнакомой местности, спокойнее будут протекать предстартовые минуты,
более четко будут выполняться приемы ориентирования и поиска контрольных пунктов
в лесу.
Работа, когда школьники сами рисуют топографические эталоны (образцы карт) на
различные участки местности, нужна для практического закрепления знаний по
топографии в курсе географии, для проведения практических занятий факультативно
или обучения воспитанников объединений туристского профиля. Умение отображать
заданный участок местности условными знаками — один из показателей квалификации
в ориентировании.
Конечно, грамотно проведенная учащимся топографическая съемка местности —
результат большой предварительной работы. Нужно решить комплекс задач: развить
наблюдательность, научить систематизировать топографические объекты и изображать
участок местности в определенном масштабе в виде плана или карты, сформировать
навыки организации самостоятельного труда.
Если полигон, выбранный для топографической съемки, располагается неподалеку от
школы, в ближайшем лесу или парке, он станет учебной базой на многие годы.
Учитель
вместе с учащимися, один раз затратив усилия на изготовление эталона (образца
карты), в дальнейшем постоянно сможет использовать результаты своего труда,
внося по необходимости лишь незначительные коррективы.
Ниже приведены образцы карт (масштаб 1:1000) для трех топографических учебных
полигонов в Битцевском лесу. Очень важно, что они имеют хороший обзор, видны
«как на ладошке», основные расстояния на них можно измерить на открытой
местности. Кроме того, учебные полигоны не насыщены топографическими объектами:
на них до 15—20 местных предметов.
Полигон № 1 (рисовали Владимир Брызгалин, Александр Иванов и Василий Кузнецов).
Расположен возле пруда в 700 м к юго-западу от школы № 629 (рис. 9).
Полигон № 2 (рисовали Николай Клинков и Павел Натансон). Расположен в 600 м в
западном направлении от трамвайного круга на улице Академика Янгеля (рис. 10).
Полигон № 3 (рисовали Николай Миняев, Михаил Северюхин и Светлана Соколова). Расположен в 150 м в юго-западном направлении от лыжной базы «Красный Маяк» (рис. 11).
Все выбранные полигоны расположены недалеко от школ районов «Чертаново Южное» и
«Чертаново Центральное» и школ Юго-Западного округа, находящихся в районе
станции метро «Битцевский парк».
Подобные эталоны можно изготовить на любой участок леса, насыщенный необходимыми
топографическими
объектами. Образцы карт изготовлены методом глазомерной съемки местности.
Использованы условные знаки для топографических карт масштаба 1:10000 согласно
справочнику «Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000» (М.,
1977).
Применение снимков земной поверхности из космоса
Многие школы сталкиваются с отсутствием хороших карт ближайшего парка или леса.
В современных условиях развития информационных технологий в значительной мере
снять эту проблему поможет использование снимков земной поверхности из космоса
высокого пространственного разрешения (6— 30 м на точку). Познакомиться с такими
снимками можно в сети Интернет на многих сайтах, в частности
www.scanex.ru или
www.kosmosnimki.ru . На снимках местность представлена в естественном виде и
визуально хорошо воспринимается.
При формировании навыков ориентирования снимки земной поверхности из космоса
нужны как образец нового «видения», представления о возможностях изображения
участка местности отличными от привычных (карта) средствами. Они являются
великолепной вспомогательной иллюстративной основой. Для сравнения уместно
применять «накладывание» компьютерного изображения на топографическую карту или
нанесение топографических объектов на снимок из космоса.
Кроме того, возможности этих снимков позволяют обучать определению основных
климатообразующих факторов, отслеживанию направлений преобладающих ветров,
нахождению и определению форм облаков.
Анализируя снимки из космоса, можно получить представление об особенностях
рельефа местности и его антропогенных изменениях, природной зональности и
особенностях гидрографической сети. Можно отслеживать состояние леса
(лесообразующие породы, сведение лесов, пожары и потенциальные очаги
возгорания), загрязнение воздуха и водоемов промышленными выбросами,
рекреационную нагрузку (тропиночную сеть и замусоренность территории).
Литература
Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М., 1985.
Виды маршрутных съемок в туристских походах школьников / Сост. О.Т. Миршавко.
М., 1982.
Ингстрем А. В лесу и на опушке. М., 1979.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском
путешествии. М., 1997.
Куприн А.М. Занимательная картография: Книга для учащихся 6—8 классов средней
школы. М., 1989.
Куприн А.М. Занимательная топография. М., 1977.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. М., 1980.
Перельман Я.И. Занимательная геометрия. М., 1994.
Рощин А.Н. Занимательная геодезия / Пер. с укр. Киев, 1989.
Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000. М., 1977.
Учебные топографические карты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000. М., 1987.
Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы
предсказывать погоду? (Программированные задания для контроля и закрепления
знаний.) М., 1996.