Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко
КРАЕВЕДЕНИЕ |
Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии,
биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В.
Ярошенко. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с. — (Серия: Школа природолюбия)
...
Экология: хрупкое равновесие 87
Уроки экологии 87
Экологические исследования во время туристского
похода 89
Традиционные походы «Помоги лесу» 93
Мониторинг рекреационной нагрузки 98
Исследование экологического состояния реки 104
Урок-экскурсия для учащихся
начальных классов 106
...
Экология — наука о связях живых организмов с окружающей средой. Во многих школах
в настоящее время уделяется много внимания преподаванию экологии и введению
элементов экологии в другие предметы — биологию, географию, химию, физику,
естествознание, а иногда даже в литературу, русский и иностранные языки. Какие
же разделы экологии можно изучать с учащимися в Битцевском лесу?
Учителя школ, расположенных вокруг Битцевского леса, не должны лишать городских
школьников возможности получать знания в естественных природных условиях.
Битцевский лес — уникальный природный объект для крупного города. В нем можно
наглядно показать взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей
средой, объяснить законы существования популяций, сообществ и экосистем. Важно
также показать положительное и отрицательное воздействие человека на лес.
Организм и среда. Экологические факторы (такие, как свет, температура,
химический состав почвы и воды, ветер, осадки, живые организмы) влияют на все
без исключения организмы. Сравните вместе со своими учениками видовой состав в
центральной части леса и на его опушках, под пологом и на полянах, по берегам
Чертановки и на возвышенностях (например, на Лысой горе). Обсудите также
сезонные явления в жизни растений и животных. Попробуйте составить календарь
фенологических наблюдений для какого-либо участка леса. Через несколько лет
можно сравнить данные наблюдений. Можно также сопоставлять их с данными погодных
условий, которые собирают вместе с учащимися учителя природоведения и географии.
Важно проследить в холодное время года состояние покоя у многих животных и
растений (за исключением птиц и млекопитающих). В состоянии покоя животные и
растения подчиняются условиям среды, а при восстановлении благоприятных для них
условий (например, при повышении температуры и увеличении длины светового дня)
вновь возвращаются к активной жизни.
Сообщества и популяции. В течение своей жизни все живые организмы постоянно
находятся во взаимосвязи с другими организмами. Такие связи называют
биотическими. Они могут быть очень разными. Одни из самых важных связей —
пищевые. Попробуйте построить пищевые цепочки в различных участках леса.
Отметьте, что любая пищевая цепочка начинается с растений и почти всегда
заканчивается животным-хищником. Конкурентные отношения между животными
проследить довольно сложно (это требует специальных наблюдений), а между
растениями можно. Сравните видовой и количественный состав растений на опушке и
в 2—3 м в глубь леса. Найдите светолюбивые и теневыносливые растения. Отметьте,
что на опушках часто встречаются рудеральные виды — спутники человеческих
поселений — подорожники, одуванчики, злаки. Взаимополезные отношения можно
показать на примере симбиоза березы и подберезовика и на примере лишайников
(симбиоза водоросли и гриба). Как пример паразитических отношений по опушкам
весной можно найти Петров крест и повилику.
Наряду с внешними связями с другими видами все организмы имеют сложные отношения
внутри своего вида. Совокупность всех живых организмов одного вида, обитающих на
определенной территории, называется популяцией. Популяции характеризуются
численностью, плотностью и структурой (соотношением особей разного пола или
возраста). Основными процессами, происходящими в популяции, можно назвать
рождаемость, смертность, вселение и выселение. Важно понимать, что беспредельный
рост численности популяции невозможен, так как ведет к истощению ресурсов,
необходимых для нормальной жизни вида. На численность влияют как внешние факторы
— абиотические и биотические, так и внутренние — саморегуляция численности
внутри популяции. Следующий уровень организации живых систем — биоценоз. В
Битцевском лесу можно найти такие биоценозы, как дубрава, ельник, березняк и
т.д. Растения в биоценозах создают ярусность. Попробуйте выделить ярусы в
различных частях леса. При изучении биоценозов важно показать, что экологическая
ниша вида — это положение, которое он занимает в составе биоценоза.
Экосистема — совокупность живых организмов и неорганических компонентов, в
которой может поддерживаться круговорот веществ. Любая экосистема состоит из
четырех частей — биогенных элементов, продуцентов, консументов и редуцентов.
Попробуйте выделить организмы, относящиеся к продуцентам, консументам и
редуцентам. Разберите сложные взаимосвязи между организмами и неорганическими
компонентами в одной из экосистем. Постройте пищевые пирамиды и цепи питания.
Битцевский лес и человек. Битцевский лес расположен в крупном мегаполисе, и
влияние города не может не сказываться на природе. Загрязнение стало одной из
самых важных проблем окружающей среды. Сложно показать учащимся загрязнение
воздушной среды, но можно изучить пробы снега, взятые в центральной части леса,
на опушке, рядом с дорогой, школой, магистралью. Даже без химического анализа
будет видна разница в загрязнении снега твердыми частицами. Сделайте простейшие
анализы воды и почвы в нескольких точках и сравните результаты. Обсудите
проблемы вытаптывания, сбора ранне- и красивоцветущих растений, замусоривания.
Попробуйте оценить количество и состав мусора на каком-либо участке леса,
организуйте субботник, чтобы привести в порядок «свой» уголок леса. Если
необходимо, обратитесь за помощью в другие школы, районную управу. Не оставляйте
без внимания так нуждающиеся в нашем участии и заботе зеленые уголки города.
Экологические исследования во время туристского похода
Туристский поход или даже небольшая прогулка по лесу создают великолепные
возможности для проведения экологических исследований. Такую работу можно
организовать как со всем классом для закрепления знания тем учебных программ,
например школьных курсов экологии, биологии, географии, химии, так и с детскими
группами по интересам в системе дополнительного образования.
Туристский поход предусматривает обязательное прохождение маршрута в природной
среде. Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно
отслеживать сезонные изменения, которые происходят в природе, выявлять и
наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду.
Первая задача — при подготовке к исследовательской работе развить интерес
учащихся. Ведь не секрет, что неподготовленные школьники не мотивированы к
исследовательской работе. На первом этапе интересы педагога и учащихся еще не
совпадают. Тут важно использовать ситуации, когда они сами проявляют
любопытство.
Например, почему стволы многих деревьев окрашены в красно-кирпичный цвет? Если
взять образец красного налета и рассмотреть под школьным микроскопом, то
выяснится, что это водоросль, живущая преимущественно с северной стороны
деревьев. Или борщевик — растение, которого нужно опасаться. Ожоги трудно
лечатся. К сожалению, вытоптанные опушки все больше зарастают борщевиком. Во
время похода необходимо обходить заросли борщевика. Наблюдательные ребята сами
делают вывод: в середине леса борщевика нет. Он растет только на экологически
нарушенных территориях.
Развитию интереса к природе способствует и коллекционирование, пусть вначале
бессистемное, спонтанное. Ведь всегда можно найти место и разместить
приглянувшуюся в походе корягу, древесный гриб-великан, шишки, желуди, необычные
камни, собрать в букет сухостойные растения. Часто в лесу можно найти
оставленные птицами гнезда, в которые они уже не вернутся. Коллекция гнезд
украсит любой школьный кабинет. Нежелательно только любительское
коллекционирование насекомых. Часто коллекции, поначалу построенные по принципу
«кунсткамеры», становятся постепенно незаменимым учебным материалом.
Вторая задача — учить наблюдать. Природа приоткроет свои тайны, если научить
быть внимательными. Нужно не только наблюдать, но и спрашивать. И совсем не
обязательно получать ответы на все вопросы немедленно.
У части учащихся развита природная наблюдательность, но практически ни у кого не
сформированы навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и явлениями
— необходимое условие любой исследовательской работы.
Методики развития наблюдательности разнообразны. Их подбирают в зависимости от
сезонных условий, специфики группы и многих других факторов. В туристских
походах к регулярному наблюдению можно приучить при помощи традиционных
метеорологических наблюдений и походного дневника.
Для ведения элементарной таблицы метеонаблюдений нужно совсем простое
оборудование: термометры для измерения температуры воздуха и воды, компас,
блокнот, карандаш. Ниже приведена форма простейшей таблицы метеорологических
наблюдений.
Таблица метеонаблюдений
Дата | Время измерений | Температура | Осадки | Облачность | Ветер | Особые атмосферные явления | ||||
воздуха | воды | вид | характер | % | вид облаков | направление | сила | |||
8.00 13.00 19.00 |
Для измерения силы ветра можно использовать шкалу Бофорта. Необходимость
регулярного измерения температуры, направления и силы ветра, облачности и
осадков, фиксация особых атмосферных явлений — кропотливый труд, который
приучает участников похода к собранности и ответственности.
Ведение походного дневника — прекрасная возможность проявить индивидуальность
каждого участника похода, способ развить навыки фиксирования собственных
наблюдений за происходящим.
Интересная методика для развития наблюдательности в природе, особенно зимой, —
следопытство, которое удобно осваивать в групповой работе.
Третья задача — учиться помогать природе. Простой закон полевой жизни «после нас
— лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Конечно, не мусорить. Место
бивака принято оставлять чистым, убранным. Достаточно предусмотреть пакеты для
оставшейся ненужной упаковки и унести их с собой. Для многодневных лагерей роют
мусорные ямы. Металлические банки обжигают в костре и закапывают.
Нужно помнить, что бумага разлагается в течение 2 лет, необожженная жестяная
консервная банка — 90, полиэтиленовая пленка — 200, алюминиевая банка — 500,
стекло — более 1000 лет.
Много простых полезных дел можно сделать во время похода: расчистить лесные
тропы и дороги от завалов, развесить кормушки для птиц и скворечники, огородить
муравейники, расчистить и оборудовать родники, собрать для лесничества семенной
фонд — шишки.
Практическая работа в лесу в каждом классе может проводиться во время целевых
походов «Помоги лесу» (методика проведения описана ниже). Личный вклад всегда
рождает заинтересованность, труд на природе побуждает беречь лесное богатство и
заботиться о нем.
Четвертая задача — учить исследовать. Имея опыт практической работы на природе,
устойчивые навыки наблюдений, можно приступать к исследовательской работе.
Конечно, исследовательская работа с учащимися носит учебный характер. Здесь
конечная цель — получить новые для данной учебной группы знания и, что самое
главное, навыки исследовательской деятельности.
Поскольку само прохождение туристского маршрута требует значительных физических
усилий, нельзя рассчитывать на использование громоздкого и тяжелого оборудования
и инвентаря. Кроме того, погодные условия могут внести коррективы в методику
исследовательской работы.
Вот возможные темы экологических исследований, которые несложно организовать во
время туристских маршрутов.
«Факты неблагоприятного антропогенного воздействия на лес» — учет числа «ведьминых
хвостов», наростов — капов на деревьях, мест произрастания борщевика, мест
скопления и характер мусора по пройденному маршруту.
«Экологическое состояние малых рек» — например, по методикам международного
проекта «Глобальное исследование рек силами школьников» (GREEN — Global Rivers
Environmental Education Network). В пробах воды определяют интенсивность и
характер запаха, внешний вид и наличие пленки, температуру, рН, содержание
нитратов и нитритов, описывают характер растительного и животного мира на
берегах. Можно проложить туристский маршрут от истока до устья малой реки, чтобы
пронаблюдать, провести измерения и выявить степень загрязнения воды и берегов,
места наибольшего скопления бытового мусора (приложение 5).
«Мониторинг рекреационной нагрузки на лес (парк)» — путем учета и анализа
интенсивности тропиночной сети, замусоренности природной территории. При таком
исследовании туристами применяются и навыки ориентирования на местности.
При систематическом применении небольшие экологические исследования и
практическую природоохранную деятельность можно объединить в экологические
проекты — комплексный мониторинг состояния окружающей среды региона, который при
грамотной организации может носить не только учебный, но и общественно полезный
характер.
Как истинное знание порождает новые вопросы, так одно исследование становится
началом следующего.
Традиционные походы «Помоги лесу»
Нельзя уповать, что моральные нормы и правила, озвученные педагогом в классе,
немедленно станут убеждениями учащихся. Результативность образования — обучение
в деятельности. Природу — малую родину — нужно научить обустраивать. Для этого
ежегодно можно проводить походы «Помоги лесу». Цель таких выходов —
экологические знания и практическая природоохранная деятельность учащихся.
Маршруты и содержание можно сделать традиционными для параллелей классов.
Работу класса можно фотографировать. После похода можно изготовить
отчет-летопись на листах 42 х 30 см (папки «Для черчения»), расположенных
вертикально, разместить походные фотографии, список участников и дату проведения
похода. Можно поместить в такой отчет отзывы участников.
Приведем примеры походов «Помоги лесу».
5-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится в зимнее время. Протяженность — до 5 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Почему нужно помогать птицам
зимой?» Суровой зимой птицы страдают от голода. Жуки, червяки и личинки
спрятались от холода. Земля промерзла, покрыта снегом. Корм добывать трудно.
Можно помочу птицам — развесить кормушки. Их легко изготовить самим:
использовать пластиковые бутылки, молочные пакеты. Можно сделать кормушку из
капроновой сетки. В нее закладывают кусочки несоленого сала, остатки овощей и
фруктов. Все это птицы клюют, цепляясь за сетку. При этом из сетки-кормушки
ничего не выпадает. Чем питаются птицы зимой? Самостоятельное изготовление
кормушек для птиц дома и на уроке труда. Можно провести конкурс на лучшую
кормушку.
В походе. Пройти маршрут и развесить изготовленные кормушки на деревьях и
кустарниках. Лучше развешивать их не возле тропинок, чтобы проходящие люди не
тревожили птиц. Для развешивания кормушек нужно иметь проволоку и веревочки.
Насыпать корм птицам: семена растений, семечки (нежареные) подсолнечные,
тыквенные, арбузные, дынные, мелко нарезанное несоленое сало, крупу (овес или
пшено).
После похода. Составить отчет-летопись, поместить в нем «чертежи» кормушек и
рисунки птиц, написать, сколько кормушек развешено, какой корм использован.
6-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится осенью. Протяженность — до 6 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Муравьи в лесу». Самые
трудолюбивые санитары леса — муравьи. Муравьи одного муравейника за год
уничтожают до 20 млн. вредных для леса насекомых (клопа-черепашку, майского
жука, непарного шелкопряда и др.). Муравей может тащить насекомое, вес которого
в 50 раз больше его собственного. Если сравнить муравья с самыми полезными
птицами, то окажется, что синице придется работать 2 мес., дятлу 20 дней, для
того чтобы уничтожить 15—20 тыс. вредных насекомых. А обитатели одного
муравейника среднего размера уничтожают это количество насекомых за один день.
Муравьи — предсказатели погоды: перед плохой погодой муравьев мало, а входы в
муравейник закрыты. Они помогают ориентироваться в лесу: муравейники обычно
расположены с южной стороны дерева. Более пологий скат муравейника обращен на
юг. Можно помочь муравьям — огородить муравейники от разорения животными и
птицами. Нужно сделать копию карты маршрута для нанесения муравейников.
К участию в походе целесообразно привлечь родителей.
В походе. На маршруте обследовать и огородить встречающиеся муравейники. Нанести
их на карту, измерить диаметр и высоту при помощи рулетки или линейки.
Проследить, в какую сторону от муравейника проложены муравьиные тропинки.
Измерения нужно выполнять осторожно, чтобы не раздавить муравьев. Для
огораживания муравейников использовать сушняк, ветки упавших деревьев. Для
изготовления изгороди потребуются: лопатка, топор, пила-ножовка, проволока,
пассатижи, гвозди.
После похода. В отчет можно поместить карту маршрута с обозначенными на ней
муравейниками, отзывы участников, схемы и рисунки муравейников, написать,
сколько их было огорожено.
7-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится осенью. Протяженность — до 7 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Роль леса в жизни человека». В
народе сложилась пословица: «Много леса — береги, мало леса — не руби, нету леса
— посади». Городские парки и пригородные леса — любимые места отдыха жителей.
Это «форточки» городов, через которые поступает абсолютно чистый воздух. Леса
являются особо охраняемой природной территорией — объектом природы. На
территории запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природе и
привести к снижению средозащитной, природоохранной, рекреационной и эстетической
ценности. Основное зло — костры и самовольные рубки деревьев.
Лесники ухаживают за ценными деревьями, делают посадки деревьев хвойных пород,
изготавливают парковую мебель — скамейки, столы, подкармливают животных и птиц
зимой. Самостоятельная помощь жителей лесу — уборка мусора и обустройство мест
привалов.
К участию в походе целесообразно привлечь родителей.
В походе. Пройти маршрут и благоустроить два места для привалов. Места нужно
выбирать вблизи тропинки, лучше на поляне в живописном месте. Для оборудования
лесных скамеек-сиделок можно использовать сухие поваленные деревья. Чтобы бревна
не сырели и не гнили, их лучше положить на подклады (спилы бревен). Убрать
мусор, для чего потребуются лопата, двуручная пила, топор, полиэтиленовые мешки.
Работать лучше в рабочих рукавицах или перчатках. Собранный мусор можно закопать
или унести с собой до ближайшего мусорного контейнера.
После похода. В отчет можно поместить карту маршрута с обозначенными
благоустроенными силами учащихся местами для привалов, отзывы и рисунки
участников.
8-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится не позже весенних каникул. Протяженность — до
10 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Роль птиц в жизни леса». В нашей
стране с 1927 г. весной ежегодно отмечается День птиц. Он приурочен к весеннему
перелету пернатых на места гнездовий — третьей декаде марта. Птицы — санитары
леса. Семья ласточек съедает за месяц 1 млн. насекомых, семья скворцов — до 20
тыс. насекомых и их личинок, королёк за год съедает до 10 млн. насекомых. Это
огромная польза для лесов. Увеличить численность птиц можно, построив для их
размножения птичьи домики.
Самостоятельное изготовление учащимися домиков для птиц дома и в школьной
мастерской. Для их изготовления потребуются: доски, пила, рубанок, гвозди,
планки. Как сделать птичий домик?
1. Нельзя строгать доски для домиков с внутренней стороны.
2. Дно прибивается не снаружи, а вставляется в полость гнездовья (боковых
стенок) и прикрепляется гвоздиками с боков.
3. Крыша делается из одной дощечки, ширина которой равна наружной ширине домика.
Сзади необходимо срезать крышу вровень с наружной стенкой. Над летком крыша
должна выдаваться в виде навеса на 3—5 см. Чтобы крыша держалась на домике,
нужно с внутренней стороны прибить квадратную втулку, равную ширине домика.
4. Толщина досок должна быть 2 см.
5. Леток должен находиться на расстоянии 3—4 см от верхнего среза.
В походе. Пройти маршрут и развесить на деревьях изготовленные для птиц домики.
Развешивать домики нужно подальше от тропинок, не на виду, чтобы птицы не
боялись их использовать. На дно домиков нужно насыпать слой опилок толщиной 2—3
см. При навешивании леток должен быть обращен на юго-восток. Подвешивать домики
нужно на высоте не ниже 3 м с помощью проволоки или капроновой веревки (или
ленты). Она более прочная и не гниет.
После похода. В отчет можно поместить карту маршрута с обозначенными местами
навешанных птичьих домиков, отзывы и рисунки участников.
9-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится в зимнее время (пока не раскрылись шишки).
Протяженность — до 10 км.
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Значение леса и восстановление
хвойных лесов». Благополучие человека на Земле зависит от того, насколько богат
растительный мир. Лес оберегает родники и реки от обмеления, плодородные земли
от оврагов, суховеев. Вокруг крупных городов, как правило, существует
лесопарковый пояс, в котором произрастают сосна, ель, дуб, береза, осина, липа.
Чтобы посадить лесозащитные полосы, восстановить сведенные леса, каждый год по
всей стране нужно собирать несколько тысяч тонн семян. Из 1 кг семян сосны,
например, в питомнике можно вырастить саженцев столько, что потом из них на 10
га поднимутся отличные леса. Перед походом нужно связаться с местным
лесничеством, где помогут определить, какие семена и в каком месте собирать,
укажут приемный пункт сбора семян.
В походе. Пройти маршрут и собрать сосновые и еловые семена. Заготавливают для
посева самые крупные шишки. Не стоит собирать семена с больных деревьев, с
кривых, суховатых веток. Сбор семян — не простая операция, а начало селекции:
только из здорового семени вырастет здоровое дерево. Шишки у ели созревают
поздней осенью, обычно в октябре, но остаются висеть на деревьях до раскрытия —
до февраля, когда под влиянием морозов и сухих ветров они начинают
растрескиваться, а семена высыпаются и разносятся ветром. Семена могут
распространяться на 10 км от своего родного леса.
Можно не дожидаться, когда шишки начнут ронять семена. Спелая шишка сосны на вид
серая, а ели — бурая. Если шишки висят невысоко, их срывают прямо с дерева. При
плановой заготовке и прочистке леса шишки можно набрать на поваленных хвойных
деревьях. Для их сбора потребуются мешки.
После похода. В помещении шишки нужно рассыпать на газете, они раскроются и
семена высыпятся. Семена нужно перетереть в руках, чтобы крылышки отвалились.
Для собранных семян потребуются бумажные пакеты. В отчет можно поместить карту
маршрута с обозначенными местами сбора шишек, отзывы и рисунки участников.
10-й класс
Маршрут и сроки. Поход проводится весной или осенью. Протяженность — до места
работ (по согласованию с местным лесничеством).
До похода. Классный час или беседа на уроке: «Восстановление лесов». Большая
площадь территории нашей страны занята лесами. Лес имеет большое значение для
промышленности и сельского хозяйства. Реки в лесных районах мало разливаются,
летом не мелеют. Вода в них прозрачная, течение спокойное. Лес смягчает климат,
делая его более ровным, закрепляет рельеф. Леса, расположенные вокруг крупных
населенных пунктов, относятся к особой группе. Это гигантская фабрика озона,
главная защита от вредных воздействий промышленных предприятий. За лесопарками
нужно ухаживать. К числу важнейших мероприятий, улучшающих лесопарки, в первую
очередь относится реконструкция насаждений. Основная ее цель состоит в улучшении
состава лесных сообществ, повышении их устойчивости, долговечности и
архитектурно-художественных достоинств.
В реконструкцию входят: замена деревьев, находящихся в стадии распада и
отмирания, а также неустойчивых и недолговечных (осинники, ольшаники) более
ценными. Помогает в этом рубка ухода лесокультур, которая освобождает лес от
поросли, чтобы быстрее развивались основные породы. Санитарные рубки проводятся
для борьбы с короедами. Вырубаются пораженные деревья, чтобы болезнь не
распространилась на здоровые.
Перед походом нужно связаться с местным лесничеством и определить, в каких
мероприятиях по уходу за лесом посильно принять участие. Какие инструменты и
инвентарь для этого потребуются?
В походе. Пройти маршрут до места работ. Поучаствовать в посадке молодых
деревьев, санитарной чистке леса (уборке сушняка, хвороста, подрезке сухих
веток), прореживании молодых деревьев и кустарников.
После похода. В отчет можно поместить карту маршрута с обозначенными местами
работ по благоустройству леса.
Мониторинг рекреационной нагрузки
С ростом городов и изменением городской среды неизбежно повышается рекреационная
активность горожан. Она приобретает такие масштабы, что начинает угрожать
состоянию и существованию сохранившихся зеленых территорий. Предотвратить
подобную тенденцию может реальное знание состояния парков, а также процессов,
влияющих на распределение нагрузки и особенности ответной реакции лесопарка.
Услышанное и увиденное на природе, под открытом небом лучше воспринимается
детьми.
Для оценки рекреационного влияния человека на лесопарк необходимо отчетливо
представлять объект исследований. Поскольку городские школьники, как правило, не
очень хорошо ориентируются в природной обстановке, даже сильно измененной
человеком, им поможет добротная картографическая основа. В практике исследований
хорошо зарекомендовала себя картографическая основа, выполненная для
соревнований по спортивному ориентированию. В качестве рабочих материалов можно
рекомендовать размножить картографическую основу для каждой группы учащихся,
которые будут заниматься изучением рекреационной нагрузки в лесопарке.
Целесообразно укрепить ее на твердой картонной подкладке и защитить от сырости,
чтобы в любое время года можно было использовать ее для работы в условиях
лесопарка.
Перед началом исследований необходимо представить себе цель, конкретные задачи и
масштабы исследования. Например, изучая рекреационную нагрузку на территории
лесопарка, можно сделать акцент на исследовании потоков отдыхающих. Тогда
следует предусмотреть возможности учета этих потоков, социологических опросов,
изучения структуры контингента посетителей лесопарка, режима посещения, выяснить
предпочтительные зоны для отдыха разных групп населения и т.д. Другой вариант
программы изучения рекреационного воздействия на лесопарк может быть основан на
исследовании следов воздействия человека. В этом случае следует наметить
направления исследования, связанные с оценкой степени вытаптывания, частоты
кострищ, обилия и структуры мусора, наличия домашних животных и других подобных
параметров.
Определив для себя, какие аспекты рекреационного влияния будут изучаться, можно
приступить к созданию рабочих групп. Они не должны быть слишком большими,
оптимальное число участников в группе 4—5 человек. Желательно, чтобы в каждой
такой группе был учащийся, который свободно ориентируется на местности, умеет
соотнести масштаб основы с расстоянием до реального объекта, умеет определить
стороны горизонта в любую погоду. Если такое условие изначально невыполнимо для
всех групп, необходимо предусмотреть предварительное занятие всего класса в
лесопарке для формирования или восстановления устойчивого навыка ориентирования.
Группы можно формировать по тематическому или по территориальному принципу:
каждая из групп либо изучает в комплексе отдельный участок лесопарка, либо
занимается конкретным аспектом рекреационного воздействия на всей его
территории.
Проведение самих исследований дает наиболее представительные результаты, если
включает наблюдения в разные сезоны года, в различных погодных условиях, в
рабочие и выходные дни. Необходимо помнить, что в ходе исследований учащиеся
тоже оказывают воздействие на различные компоненты природы лесопарка.
Желательно, чтобы воздействие было минимально необходимым.
Материалы наблюдений, рабочие записи, зарисовки, пометки на картах, фотографии,
записи голосов птиц, антропогенного шума и другие материалы желательно
систематизировать, не откладывая данную работу до полного окончания всех
наблюдений. Это важно потому, что в процессе предварительного обобщения могут
выявиться важные и интересные моменты, которые не были предусмотрены программой
исследований.
На завершающей стадии по каждому направлению исследований желательно наметить
критерии оценки антропогенного воздействия на окружающую среду лесопарка. Могут
возникнуть трудности в формализации этих критериев. Тогда можно использовать
метод условной экспертной балльной оценки каждого вида воздействия. В роли
экспертов могут выступать сами участники исследования. Для этого с помощью
преподавателей им необходимо ознакомиться с теоретическими разработками
специалистов по конкретным видам рекреационного влияния, договориться друг с
другом о единообразном понимании результатов наблюдений. Итоговая оценка степени
рекреационного воздействия может складываться из суммы баллов, которыми
оцениваются различные рекреационные факторы и результаты их проявления в
лесопарке.
В качестве отчетного документа может выступать карта- схема рекреационного
влияния с выделением зон сильного, умеренного и слабого влияния и рекомендации
учащихся по результатам собственных исследований. Они могут исходить из
необходимости регламентации посещения лесопарка, оборудования мест для
пешеходных прогулок различных категорий отдыхающих, выбора и оборудования
постоянных кострищ, установки скульптур из природного материала, маркировки
интересных маршрутов и т.д. Некоторые рекомендации могут быть посильны для
выполнения самим учащимся.
Обобщенные результаты исследований, выводы и рекомендации желательно сделать
максимально доступными для ознакомления всех жителей районов, прилегающих к
лесопарку, для учащихся соседних школ, родителей, муниципальных органов
управления.
По каким показателям можно оценить состояние лесопарка?
1. Густота сети тропинок. Предлагается визуально-оценочный метод исследования
густоты сети тропинок в лесопарке. Он заключается в следующем: наблюдатель,
находясь на тропинке, определяет визуально, сколько еще тропинок он видит со
своего места. Если нет ни одной, кроме той, на которой он стоит, значит, в этом
месте густота сети оценивается как очень слабая (1 балл); если есть еще одна —
густота сети слабая (2 балла); если две-три дополнительные тропинки — густота
сети средняя (3 балла); если четыре-пять тропинок — значительная густота сети (4
балла). И наконец, если более пяти тропинок — густота сети на данном участке
лесопарка очень высокая. Затем наблюдатель перемещается на определенное
расстояние, например на 100 м, и повторяет цикл визуальной оценки густоты сети
тропинок. По итогам наблюдений составляется схема густоты тропинок на конкретном
маршруте. Для контроля можно повторить цикл оценки с другим наблюдателем по
смежному или поперечному маршруту. Полученные, подтвержденные или
откорректированные оценки в баллах наносятся на схему лесопарка.
При оценке сети дорожек и тропинок нужно обращать внимание на состояние покрытия
в разную погоду: в сухую, сразу после дождя и после заморозков. Естественно,
дорожки с твердым покрытием (асфальтом или бетонными плитами) не имеют
«погодной» специфики. Однако уже главные просеки северной части лесопарка,
имеющие улучшенную грунтовую поверхность (песчаная подсыпка, опилки, мелкий
гравий или битый кирпич — клинкер), изменяют свою притягательность для
отдыхающих. Как только проходимость ухудшается из-за сильного дождя, основной
поток людей концентрируется на обочинах широких просек и дорог, поскольку по их
оси бывает трудно пройти. Таким образом, в переходные сезоны года (осень—весна)
изначальная ширина крупных троп и дорог с улучшенным грунтовым покрытием
увеличивается. В очередной влажный сезон следует предполагать еще большее
расширение дороги, и в конечном итоге поток отдыхающих концентрируется на другом
маршруте.
Сходная ситуация наблюдается и на сети мелких тропинок (к мелким относятся
тропинки, по которым не могут пройти рядом два человека). Особенность поведения
отдыхающих состоит в том, что в случае ухудшения проходимости по одной из мелких
тропинок люди просто выбирают другую, обычно в 5—7 м от первой. Таким образом,
формируется стихийная «пешеходная зона», которая представляет собой полосу
шириной 15—20 м, на всем протяжении которой две-три тропинки то сходятся, то
расходятся, переплетаясь между собой. Это явление рассредоточения пешеходного
потока можно оценить как положительное для почвенно-растительного покрова, но
только на первой стадии его развития. При усилении пешеходной нагрузки каждая из
тропинок постепенно расширяется, захватывая полосу в 2—3 м, и вытоптанные
участки вдоль оси «пешеходной зоны» сливаются, образуя сильно сбитую полосу.
Такая полоса открытого грунта теряет привлекательность для посетителей
лесопарка, и они выбирают себе новые маршруты. И все повторяется сначала.
Исходя из данного наблюдения, можно предположить, что искусственная,
направленная концентрация потока посетителей лесопарка на основных маршрутах
ослабит общее воздействие на почвенно-растительный покров. Этой цели можно
достичь, если оборудовать основные, наиболее привлекательные направления
движения кюветным дренажем для стока поверхностных вод и недорогим влагоемким
пружинящим покрытием. В таком качестве можно использовать крупную щепу, вроде
той, которая применяется при производстве целлюлозы. Применяемые иногда обычные
опилки — не очень удачный вариант. В сухую ветреную погоду они пылят и легко
рассеиваются по обочине дороги.
2. Обилие мусора. Наличие бытового мусора на территории лесопарка резко снижает
привлекательность отдельных участков для посещения. В пределах природного парка
«Битцевский лес» за период наблюдений не было отмечено случаев организованной
уборки и вывоза мусора. Возникает ситуация, когда каждая новая группа или
отдельные посетители ищут для себя место, свободное от мусора. Но поскольку
многие посетители не считают нужным захватить с собой при возвращении
собственные упаковочные материалы, пищевые отходы и т.п., незамусоренной
территории становится все меньше.
Мусор по территории лесопарка распределен неравномерно. Это связано со
структурой контингента отдыхающих и режимом посещения лесопарка. Главными
загрязнителями являются группы посетителей, которые приходят в парк на полный
день (как правило, в выходные и праздничные дни), в течение которого один или
несколько раз готовят и принимают пищу.
Состав бытового мусора, отмеченного в северной части природного парка
«Битцевский лес», не особенно отличается от обычного городского мусора.
Преобладают алюминиевые банки, пластиковые бутылки, фольга и пластиковая
упаковка с металлическим напылением. Достаточно часто встречаются полистироловые
одноразовые стаканчики, стекло, бумага, консервные банки, сигаретные пачки. По
краю лесопарка отмечены автомобильные покрышки, кучки строительного мусора —
типичная картина для городских лесных массивов, куда водители грузовых автомашин
сгружают мусор, не желая вывозить его на организованные полигоны для захоронения
отходов. Судя по составу бытового мусора, преобладает пластиковая и
металлическая упаковка. Первая крайне медленно включается в биологический
круговорот и создает основной фон «визуального» загрязнения территории, вторая
разлагается за несколько лет, особенно после обжигания в костре и при
последующем захоронении в глубину почвы.
На основании пробных исследований можно предложить шкалу оценки территории
лесопарка по обилию мусора. Если при внимательном обходе и осмотре территории
наблюдатель не отмечает видимого мусора, участок оценивается в 1 балл. В случае
обнаружения мусора дается оценка в 2 балла. Если мусор незаметен при движении
наблюдателя с обычной скоростью пешей прогулки (3—4 км/ч), но сразу виден при
остановке, оценка обилия мусора 3 балла. Когда мусор заметен при ходьбе
прогулочным темпом без остановки, оценка составляет уже 4 балла. Наконец, если
мусор бросается в глаза повсеместно при быстрой ходьбе, участок получает
максимальную оценку в 5 баллов. Разумно оценку обилия мусора сочетать и с его
уборкой в большие пластиковые мешки и последующей транспортировкой к границе
лесопарка.
Возможно, большинство посетителей лесопарка воспользовались бы специальными
контейнерами для сбора отходов. Но, во-первых, таких контейнеров в лесопарке не
предусмотрено, а во-вторых, если бы они были установлены, то скорее всего вдоль
основных пешеходных трасс, оборудованных твердым покрытием, чтобы обеспечить
вывоз мусора. Таким образом, налицо противоречие: основные поставщики мусора —
сторонники нерегламентированного отдыха «на природе» — посещают зоны, наиболее
удаленные от основных транспортных осей лесопарка, а сбор и вывоз мусора можно
организовать как раз по этим направлениям.
В качестве варианта разрешения противоречия можно предложить организовать на
выходах из природного парка «Битцевский лес» пунктов приема бытового мусора
(возможно, сезонных, передвижных). Желательно предусмотреть минимальное,
символическое вознаграждение в виде игрушек, поделок из коры, древесины,
камешков с дырочками на шнурке, сухих мини-букетов и т.п. за принесенный из
лесопарка и упакованный мусор. Здесь целесообразно организовать обмен мусора на
календарики или мини-буклеты с видами лесопарка, с информацией о растениях и
животных «Битцевского леса», его истории и другими интересными сведениями.
Контейнеры для мусора можно оформить в виде привлекательных зверушек с большим
ртом (по типу Щелкунчика), а сбор алюминиевых банок сконцентрировать в
контейнере с ручным прессом.
Исследование экологического состояния реки
Если посмотреть на карту Битцевского лесопарка, то можно увидеть тонкую голубую
линию, пересекающую лесопарк с юго-запада на северо-восток, — это речка
Чертановка. Она известна всем, кто хоть раз бывал в лесопарке. Не одно поколение
любовалось ею с крутых берегов, но в последние годы Чертановка утратила былую
привлекательность из-за бытового мусора, которым завалены ее русло и берега, а
также резкого неприятного запаха, который источают мутные воды речки.
Для закрепления знаний по географии, биологии и экологии можно организовать
исследование экологического состояния реки по методике, разработанной на
основании опыта работы по международному проекту «Глобальное исследование рек
силами школьников». В России по данной методике работает детский проект «Наша
река». (Методика полевых наблюдений и измерений, а также таблицы для оформления
их результатов приведены в приложении № 5.)
Основываясь на результатах наблюдений и измерений, а также последующем их
сопоставлении со стандартами качества воды для водоемов в черте города, можно
сделать вывод о том, что река соответствует стандартам качества только в среднем
течении. Она наиболее загрязнена в местах ее выхода к жилым районам города — Ясенево и Северное Чертаново. В этих местах наблюдаются наибольшие скопления
бытового мусора, множество масляных пленок на воде и резкий неприятный запах.
Главный вывод — основным загрязнителем реки является бытовой мусор, оставленный
отдыхающими. Следы пребывания человека заметны не только по берегам реки, но и
на территории всего лесопарка.
Одной из основных мер по снижению загрязнения лесопарка можно считать
разъяснительную и образовательную работу с учащимися близлежащих школ. Такой
формой работы может служить проведение аналогичных исследований силами учащихся.
Исследования могут выступать в роли как самостоятельных проектов, так и
практических занятий по курсам ботаники, зоологии, биологии, химии, географии,
экологии. Несомненно, что подобная деятельность способствует формированию
ответственного отношения к природе. Немаловажно также проведение мероприятий по
улучшению состояния лесопарковой зоны учащимися школ. Эти мероприятия также
способствуют формированию внимательного отношения к лесопарку.
Кроме того, нужно увеличить штат лесников и егерей, которые следили бы за
состоянием и соблюдением правил поведения в лесопарковой зоне.
Необходимо и на городском уровне проводить информационную работу для
формирования должного отношения к «зеленым островкам» города. О проблемах
Битцевского леса нужно думать уже сейчас тем, кто живет вблизи него, так как
мысль приводит к действиям. Чем раньше и чем больше людей задумаются о
лесопарке, тем раньше что-то будет сделано для него.
Вот мнения школьников, принимавших участие в исследовании экологического
состояния реки.
• «Учителя могли бы проводить свои уроки на местности. Ведь это намного
интереснее, чем учиться просто по учебникам» (Соколова Светлана).
• «Я бы хотел принять участие еще в таком исследовании, но хотел бы сделать его
более глубоким, лучше отследить химический состав воды» (Северюхин Михаил).
• «Все работы не представляют никакой сложности. И усваиваются проще-простого.
Результат работы тоже подводится просто. Работа над выводами очень интересна и
предполагает работу головой, а это интересно и полезно» (Брызгалин Владимир).
Урок-экскурсия для учащихся начальных классов
Тема: «Среда обитания».
Цель: показать учащимся их среду обитания — город, отличия их среды
обитания от других: леса, луга (поля).
* * *
Выйти на улицу города и прислушаться к нему: сколько звуков слышно? Что есть в
городе для того, чтобы было удобно жить? Сколько домов видно с того места, где
мы стоим? Сколько деревьев? Зачем нужны дороги? Транспорт? Кому все это нужно:
нам или природе?
А. Перейти в другую среду обитания, например лес. Чем лес отличается от города?
Сколько домов можно увидеть? Сколько деревьев? Почему мы не живем в лесу? Лес —
это чей дом, чья среда обитания? Какие растения, каких птиц и животных мы видим?
После перечисления растений обратить внимание на то, что все растения леса
называют лесным растительным сообществом, а всех животных леса — лесным животным
сообществом.
Б. Игра. Попросить детей отыскать в лесу то, что записано на карточках:
■ то, что является мягким (твердым, шероховатым, гладким, грубым);
■ норки, служащие жилищем животных;
■ такие места в лесу, в которых больше всего (меньше всего) света;
■ наиболее сухие (или влажные) места;
■ наиболее прохладные и теплые места (используется термометр);
■ что-то очень старое или очень молодое;
■ три свидетельства присутствия насекомых;
■ найдите то, что не является принадлежностью этого места обитания: например
мусор. Уберите его!
В конце урока-экскурсии дети сравнивают находки.
А. Перейдите в другую среду обитания, например в поле или на луг. И опять нужно
вслушаться и всмотреться: чем отличается эта среда обитания от предыдущих? Что
входит в состав полевого животного сообщества? Все, кто встречается в городе,
лесу, поле, — наши соседи по планете. Много ли их?
Б. Игра «Трава. Стебель».
Поищи траву:
■ зеленого и красно-коричневого цвета;
■ разной высоты: а) выше твоих бедер; б) не достающую тебе до колен; в) не
достающую тебе до щиколотки;
■ с самым толстым, тонким, длинным листом;
■ различной структуры (блестящую, ворсистую, с иголками, царапающуюся);
■ без семян;
■ с различными соцветиями;
■ с объеденными листьями и насекомыми на ней.
При сборе травы не нужно забывать, что ее можно рвать там, где много травы этого
вида.
Основной вывод: наука экология занимается изучением «дома», условий жизни
человека и всех наших «соседей» по планете, взаимосвязей в природе. Совокупность
растений данной местности называется растительным сообществом, совокупность
животных — животным сообществом.