<<    Домой    Список литературы    >>

А.А. Остапец - Свешников

Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов

Примерный тематический план занятий для учащихся 1 класса  

Наименование разделов, подразделов и тем Количество часов
всего беседа практика
помещение местность
 

РАЗДЕЛ 1. Всестороннее развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности 

1. Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки        
  · Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье 0,3 0,3  - -
  · На прогулке, экскурсии узнаешь много нового, интересного 0,3 0,3  - -
  · На прогулках и экскурсиях приобретаешь ценные для жизни знания 0,3 0,3  - -
  · Прогулки и экскурсии этого года 0,6 0,6  - -
2. Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности учащихся         
  · Первоклассники готовятся стать туристами 3 1 1 1
  · Первоклассники-туристы знают зеленую зону вокруг своей школы и на ближайшей улице, берегут природу, участвуют в ее улучшении 6 1 2 3
  · Первоклассники-туристы хорошо знают свою школу, свою улицу, любят их, заботятся о них 6 1 2 3
  · Первоклассники-туристы — хорошие товарищи. Они не ссорятся, дружно делают общее дело, помогают друг другу 4 1 1 2
  · Первоклассники-туристы стараются хорошо выполнить порученное им дело 6 1 2 3
  · Первоклассники-туристы, знакомясь со своей школой и ее окружением, учатся видеть красоту окружающего мира 4 1 1 2
  · Первоклассники-туристы выполняют девизы: "В здоровом теле — здоровый дух", "Чистота — залог здоровья" 18 2 8 8
 

РАЗДЕЛ 2. Туристско-краеведческие навыки и умения. (Что должен знать и уметь юный турист-краевед)

3.

Краеведческие навыки и умения         
  ·Замечать, что тебя окружает 4 1 - 3
  ·Нарисовать то, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице 6 1 4 1
  ·Рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице 6 1 3 2
  ·Не мусорить на природе, не нарушать ее покоя 2 0,5 - 1,5
  ·Играть в простейшие игры на знание того, что увидел на прогулке или экскурсии 4 0,5 2,5 1

4.

Туристские навыки и умения        
   ·Что одеть на прогулку или экскурсию 5 1 2 2
  ·В чем и как носить необходимые для питания не прогулке или экскурсии, продукты и вещи 2 1 - 1
  ·Как правильно ходить на прогулке и экскурсии 3 1 - 2
  ·Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания, игр, бесед 4 1 1 2
  ·Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах 3 1 1 1
5. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях и на рядом расположенных улицах        
  ·Главное правило — слушаться старших и хорошо себя вести 2 - 0,5 1,5
  ·Правильно перейти улицу 2,5 1 - 1,5
  ·Правильно пользоваться городским транспортом 1 0,5 - 0,5
  ·Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии 1,5 1 - 0,5
6.

РАЗДЕЛ III. Туристско-краеведческие навыки и умения.  (Что должен знать и уметь юный турист-краевед)

  Краеведческие навыки и умения        
  · Замечать, что тебя окружает 4 1 - 3
  ·Нарисовать то, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице 6 1 4 1
  ·Рассказать о том, что увидел не прогулке или экскурсии по своей школе, на школьном дворе, ближайшей улице 6 1 3 2
  ·Не мусорить на природе, не нарушать ее покоя 2 0,5 - 1,5
   ·Играть в простейшие игры на знание того, что увидел на прогулке или экскурсии 4 0,5 2,5 1
7. Туристские навыки и умения        
  Что одеть на прогулку или экскурсию 5 1 2 2
  В чем и как носить необходимые для питания на прогулке или экскурсии продукты и вещи 2 1 - 1
  Как правильно ходить на прогулке и экскурсии 3 1 - 2
  Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания, игр, бесед 4 1 1 2
  Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах 3 1 1 1
8. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях        
  ·Главное правило — слушаться старших и хорошо себя вести 2 0,5 - 1,5
  ·Правильно перейти улицу 2,5 1 - 1,5
  ·Правильно пользоваться городским транспортом 1 0,5 - 0,5
  ·Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии 1,5 1 - 0,5
 

РАЗДЕЛ III. Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся
(Проведение туристско-краеведческих циклов)

9.

Подготовка к прогулкам и экскурсиям 3,5 1,5 1 1
  ·Обязанности знатоков-туристов 5 1 2 2
  ·Обязанности знатоков-краеведов 8 2 3 3
 10. Проведение прогулок и экскурсии (основной в туристском цикле или учебной четверти) 25 1 - 24
 11. Подведение итогов прогулок или экскурсий 10 2 8 -
 

Всего:

144 29 42,5 72,5

На освоение и закрепление материала программы во время прогулок и экскурсий отводится 72,5 часа. На практические занятия в спортивном зале или классе отводится 42,5 часа. Итого 115 часов практических занятий.

 

Приложение к программе 1 класса

Примерные туристско-краеведческие циклы учебного года (принимают участие дети совместно с родителями).

1. Осенний

Темы цикла: "Наша школа", "В гости к осени", "Основной закон нашей страны" и другие темы.

2. Осенне-зимний

Темы цикла: "Территория нашей школы", "Что окружает нашу школу", "Поздняя осень", "Здравствуй, гостья зима!" и другие темы.

3. Зимне-весенний

Темы цикла: "Красная Армия всех сильней", "Наша улица", "Зимняя сказка", "Встречаем весну" и другие темы.

4. Весенний

Темы цикла: "Награды в моем доме", "День Победы", "Красавица весна" и другие темы. 

 

ПРОГРАММА ТУРИСТСКО–КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА  

Раздел I. Всестороннее развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности

 

1. Какую пользу человеку приносят прогулки и экскурсии

Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье. Чистый воздух лесов и полей полезен организму человека. Движение на прогулке и экскурсии укрепляет не только мышцы, но и сердце, легкие, другие органы человека.

На прогулках, экскурсиях узнают много нового, интересного, знакомятся с окружающим миром: объектами природы, объектами и предметами, созданными руками человека; приобретают ценные для жизни умения: правильно ходить по местности, обслуживать себя и своих товарищей (на переходах и привалах), наблюдать и зарисовывать интересные места, предметы, эпизоды туристской жизни.

На прогулках и экскурсиях этого года познакомимся со своей школой, окружающей ее территорией, улицей, на которой живем, с ближайшим парком, бульваром или другой зеленой зоной.

 

2. Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности учащихся первых классов школы

Первоклассники знакомятся с историей и делами юных туристов, стремятся выполнять некоторые правила на экскурсиях и прогулках.

Первоклассники-туристы знают зеленую зону вокруг своей школы и ближайшей улицы, берегут природу, участвуют в ее улучшении.

Они знакомятся с растительностью школьной территории и ближайшей улицы, животным миром (птицы, насекомые и т. д.), с предметами неживой при роды (песок, глина, щебень и другие). Знакомятся с растительным, животным миром и неживой природой на прогулках и экскурсиях в ближайшем парке, в другой природной зоне. Они узнают, что нужно сделать, чтобы сохранить и увеличить растительный и животный мир, чтобы сделать школьный двор и свою улицу более зеленой и красивой.

Первоклассники-туристы знают свою школу, свою улицу, берегут и заботятся О них. На экскурсиях и прогулках более подробно знакомятся со своей школой и улицей: когда школа была открыта, сколько классов и кто учит детей, когда застроена их улица и почему она так называется, какие дома на их улице и для чего они предназначены, кто в них живет или работает, удобна ли улица для пешеходов и машин и т. д.

Первоклассники-туристы — хорошие товарищи. Они не ссорятся, дружно делают общее дело, помогают друг другу.

Первоклассники-туристы все вместе готовят и совершают прогулки, экскурсии. Стараются, чтобы каждая прогулка и экскурсия были хорошо подготовлены и проведены, а затем красиво оформлены ее результаты. По окончании каждого туристского дела они доброжелательно обсуждают работу друг друга. Достижения каждого для всех большая радость.

Первоклассники-туристы стараются хорошо выполнять порученное им дело.

Каждый член коллектива готовит и проводит данное ему коллективом или старшими задание по экскурсии или прогулке, а после экскурсии или прогулки • рисунках и поделках оформляет их результаты. Каждый первоклассник-турист старается, чтобы любое порученное ему дело было выполнено вовремя, полностью и хорошо.

Первоклассники-туристы учатся видеть красоту окружающего мира.

Они учатся находить красоту в окружающих предметах школы, на ее территории, на своей улице, учатся видеть красоту в своих поступках и поступках своих товарищей, они вежливы и уважительны к старшим, заботливо относятся к младшим и слабым.

Замечают хорошее и плохое, доброе и злое, слушают рассказы и сказки, легенды о родных местах, музыкальные произведения о природе, рассматривая картины художников о природе, сельской и городской жизни, сами рисуют, поют, декламируют, танцуют на своих утренниках-отчетах.

Первоклассники-туристы выполняют девизы: "В здоровом теле — здоровый дух", "Чистота — залог здоровья".

Они ежедневно делают утреннюю зарядку, каждую неделю (не менее часа) занимаются подвижными играми в спортивном зале или на воздухе, на спортивной площадке; часто гуляют на территории своей школы, ближайшего парка, бульвара, сквера или другой зеленой зоны.

Ежемесячно совершают и более длительные прогулки и экскурсии в зеленую зону. Следят за чистотой своего тела и одежды.

 

II раздел. Туристско-краеведческие навыки и умения

(Что должен знать и уметь юный турист-краевед)

 

1. Краеведческие навыки и умения

Юный турист-краевед должен:

·       знать состав своей семьи (начало родословной);

·       запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице не прогулке и экскурсии;

·       нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице;

·       рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице,

·       что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир,

·       Рассказать об учителях и учениках своей школы.

·       Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда.

·       Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.

 

2. Туристские навыки и умения.

Что одеть на прогулку или экскурсию.

Одеваться так, как скажет учительница и родители, они всегда учитывают погоду. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.

В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.

Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.

Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.

Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Раскладывает на скатерти-кленке принесенные с собой продукты и все вместе едят. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.

Как ориентироваться в своей школе и ив рядом расположенных улицах.

Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.

Как правильно ходить на прогулке или экскурсии.

Правила поведения в строю. Выполнение строевых команд. Хождение в колонне по двое.

 

3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

Главное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.

Первоклассники-туристы слушаются старших: сразу выполняют их требования, напоминают своим товарищам о требованиях взрослых. Стараются на прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близлежащих улиц и зеленой зоны соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых. На остановках и привалах, а также в движении не ссорятся, не устраивают возни. Оказывают помощь девочкам и слабым.

Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование городским транспортом.

Как быстро и организованно сесть в городской транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.

Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).

 

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(Проведение туристско-краеведческих циклов)

 

Подготовка к прогулке и экскурсии

Для выполнения задач прогулки и экскурсии надо хорошо подготовиться. Для этого каждый участник выполняет определенную работу по его походной должности "знатока". Эти должности в каждом походе у ребят новые, так что освоив их, все, можно стать "знатоком туризма и краеведения".

Обязанности знатоков-краеведов.

Обязанности знатоков природы: деревьев, кустарников, трав, птиц, животных, насекомых, погоды, рельефа местности, водоемов и так далее.

Обязанности знатоков искусства: стихотворений, музыки, рисунков о природе, своем доме, школе; поделок из природного материала и так далее;

Обязанности знатоков своей школы, улицы.

Другие должности знатоков и их обязанности (в зависимости от необходимости, местных условий).

Обязанности знатоков-туристов: командиров, физоргов, культоргов, санитаров, дежурных поваров.

 

Проведение прогулки или экскурсии (основной в учебной четверти).

Сбор к началу маршрута. Рапорт командира. Постановка задач на прогулку или экскурсию. Построение группы для движения по маршруту,

Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдыхе на больших и малых привалах. Наблюдение окружающих объектов природы и искусственной среды.

На большом привале: игры, рассказы знатоков о природе, о своей улице, школе, выступления с номерами художественной самодеятельности. Обед, уборка места привала. Переход к начальному пункту маршрута. Роспуск ребят по домам.

 

Подведение итогов основных прогулок и экскурсий учебной четверти.

Первоклассники-туристы рассказывают и зарисовывают то, что узнали и увидели на маршруте; готовят выставку рисунков и фотографий, отчет о прогулке (экскурсии), готовят утренник-отчет.

Первоклассники-туристы проводят утренник-отчет о прогулке (экскурсии) с рассказами знатоков, показом слайдов, номерами художественной самодеятельности. Награждаются все ребята, участвовавшие в прогулках (экскурсиях) и выполнившие свои обязанности знатоков. Перед первоклассниками-туристами ставятся задачи на следующую экскурсию (прогулку) в новой четверти. 

<< Объяснительная записка      Содержание         2 класс  >>


<<  Домой     Список литературы  >>

Хостинг от uCoz