<<    Домой    Список литературы    >>

А.А. Остапец - Свешников

Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов

 

Лаборатория педагогических проблем детско-юношеского туризма  
НИИ теории и методов воспитания АПН СССР.

  Москва, 1991 г.

  Программа подготовлена ведущим научным сотрудником НИИ теории и методов воспитания АПН СССР, доктором педагогических наук, мастером спорта Остапец–Свешниковым А. А.

 


Содержание

Объяснительная записка

Примерный тематический план занятий для учащихся 1 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 1 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 2 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 2 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 3 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 3 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 4 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 4 класса


 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют как детского, так и взрослого коллектива (родители) сплочению класса вокруг классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.

Программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой школы, работой с объединениями учащихся. Она может быть использована как в классе (полным его коллективом), так и в группах продленного дня, и в кружках школы и внешкольных учреждений. Программа адресована классному руководителю, воспитателю группы продленного дня, кружководу, ведущему такую работу в школе и во внешкольном учреждении, а также родителям, участвующим вместе с учителем и воспитателем, кружководом в такой деятельности.

Полная реализация программы в группах продленного дня и туристско-краеведческих кружках в классе, школе, внешкольном учреждении во многом будет содействовать оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, реализации стратегической задачи — всестороннего развития учащихся. Это потребует не менее 4 часов в неделю: 1 час — беседы или рассказ учителя (воспитателя, кружковода, родителя); 0,5 часа — физическая подготовка; 1,5 часа — творческая деятельность самих ребят; 1 час — прогулки и экскурсии с туристско-краеведческими задачами. Четыре раза в году (раз в учебную четверть) проводятся многочасовые экскурсии на природу и по микрорайону, району, туристские прогулки или походы (4-й класс) в родной край. Смотри прилагаемые модели туристского цикла и модели годовые туристско-краеведческой деятельности 1, 2, 3, 4 классов.

Полная программа (144 часа) предназначается для коллективов (классы, группы продленного дня, кружки внешкольных учреждений), использующих туристско-краеведческую деятельность как основную внеучебную деятельность учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на учащихся во внеурочное время.

Там же, где туристско-краеведческая деятельность применяется как вспомогательное средство воспитательно-образовательного воздействия в комплексе с другими средствами образования и воспитания, используется эта же программа, но со значительным сокращением часов по каждой теоретической теме и практическим занятиям.

<<  Оглавление         1 класс  >>


<<  Домой     Список литературы  >>