Лаборатория педагогических проблем детско-юношеского туризма
НИИ теории и методов воспитания АПН СССР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей
стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие
подрастающего поколения.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных
средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при
правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные
стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое,
физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное
умственное развитие.
Некоторые
элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и
экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту
деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и
интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет
воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А
специфичность туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как раз и заключается в
непосредственном "столкновении"
учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с
жизнью.
Романтика
туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере
и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют
как детского, так и взрослого коллектива (родители) сплочению класса вокруг
классного
руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу,
вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению
управлением детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая
деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель,
родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия
на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.
Программа
туристско-краеведческой
деятельности
учащихся начальных
классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой
школы, работой с объединениями учащихся. Она может быть использована как в
классе (полным его коллективом), так и в группах продленного дня, и в кружках
школы и внешкольных учреждений. Программа адресована классному руководителю,
воспитателю группы продленного дня, кружководу, ведущему такую работу в школе и
во внешкольном учреждении, а также родителям, участвующим вместе с учителем и
воспитателем, кружководом в такой деятельности.
Полная
реализация программы в группах продленного дня и туристско-краеведческих кружках
в классе, школе, внешкольном учреждении во многом будет содействовать
оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, реализации стратегической
задачи — всестороннего развития учащихся. Это потребует не менее 4 часов в
неделю: 1 час — беседы или рассказ учителя (воспитателя, кружковода, родителя);
0,5 часа — физическая подготовка; 1,5 часа —
творческая деятельность самих ребят; 1 час — прогулки и экскурсии с
туристско-краеведческими задачами. Четыре раза в году (раз в учебную четверть)
проводятся многочасовые экскурсии на природу и по микрорайону, району,
туристские прогулки или походы (4-й класс) в родной край. Смотри прилагаемые
модели туристского цикла и модели годовые туристско-краеведческой деятельности
1, 2, 3, 4 классов.
Полная
программа (144 часа) предназначается для коллективов (классы, группы продленного
дня, кружки внешкольных учреждений), использующих
туристско-краеведческую деятельность как основную внеучебную деятельность
учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на
учащихся во внеурочное время.
Там же, где туристско-краеведческая деятельность применяется как вспомогательное средство воспитательно-образовательного воздействия в комплексе с другими средствами образования и воспитания, используется эта же программа, но со значительным сокращением часов по каждой теоретической теме и практическим занятиям.