<<    Домой    Список литературы    >>

А.А. Остапец - Свешников

Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА

 

Наименование разделов,

Количество часов

 

подразделов и тем

всего

беседа

практика

 

 

 

 

помещение

местность

 

РАЗДЕЛ 1. Всестороннее развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности

1.

Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки:

 

 

 

 

·        

Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье

1

1

·        

На прогулке, экскурсии узнаешь много нового, интересного

2

1

-

1

·        

На туристской прогулке и экскурсии приобретаешь ценные для жизни умения и навыки

0,5

0,5

-

-

·        

На туристской прогулке и экскурсии начинают вырабатываться многие важные качества характера

0,5

0,5

-

-

·        

Прогулки и экскурсии этого года

0,5

0,5

-

-

2

Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности учащихся

·        

Второклассник-турист хорошо знает историю и дела юных туристов, основные туристские правила

5

1

2

2

·        

Второклассник-турист знает и любит свой микрорайон (населенный пункт)

5

1

2

2

·        

Второклассник-турист знает свою зеленую зону (парк, бульвар), бережет ее

4

1

1

2

·        

Второклассник-турист хороший друг и товарищ. Он вежлив и уважителен со старшими, помогает младшим и слабым

4

1

1

2

·        

Второклассник-турист любит труд, честно выполняет порученное ему дело

5

1

1

3

·        

Второклассник-турист, знакомясь со своим населенным пунктом, микрорайоном, его зеленой зоной, учится видеть красоту окружающего мире

4

1

1

2

·        

Второклассник-турист укрепляет свое здоровье. Он аккуратен, любит чистоту и порядок

18

2

8

8

 

РАЗДЕЛ II. Туристско-краеведческие навыки и умения (Что должен знать и уметь юный турист-краевед)

3

Краеведческие навыки и умения. Уметь:

·        

соблюдать окружающий мир

3

-

-

3

·        

рисовать или изображать различными способами то, что увидел в своем микрорайоне, населенном пункте, ближайшей зеленой зоне (парке, бульваре, лесу)

5

1

2

2

·        

записывать то, что узнал и услышал о своем микрорайоне (населенном пункте), ближайшей зеленой зоне

4

1

2

1

·        

соблюдать чистоту на природе, беречь ее

4

1

2

1

·        

играть в простейшие краеведческие игры (викторины, КВН и пр.)

3

1

1

1

4

Туристские навыки и умения

 

 

 

 

·        

Как правильно одеться на прогулку или экскурсию

3

1

-

2

·        

Как правильно укладывать необходимые на туристской прогулке или экскурсии вещи в походную сумку или рюкзачок

3

1

1

1

·        

Как правильно расположиться на привале, приготовив пищу, перекусить. Чем занять свободное время на привале

4

1

1

2

·        

Ориентироваться в своем микрорайоне

4

1

1

2

·        

Как правильно ходить в группе на туристской прогулке

2

-

-

2

5

Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

·        

Главное правило: выполнение указаний старших и дисциплина

2

1

-

1

·        

Основные правила уличного движения для пешехода

2

0,5

-

1,5

·        

Осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии

2

1

-

1

·        

Правильное пользование городским общественным транспортом

1

0,5

-

0,5

 

РАЗДЕЛ III. Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся (Проведение туристско-краеведческих циклов)

 

Три части экскурсии или прогулки по микрорайону, его зеленой зоне

0,5

0,5

-

-

 

Подготовка прогулки или экскурсии

 

 

 

 

·        

Обязанности знатоков-туристов

5

1

2

2

·        

Обязанности знатоков-краеведов

8

2

3

3

 

Проведение прогулки или экскурсии по микрорайону, его зеленой зоне

25

1

-

24

 

Подведение итогов прогулки или экскурсии

10

2

8

-

 

Всего

144

30

39

75

 

 

На освоение и закрепление материала программы во время прогулок и экскурсий отводится 75 часов. На практические занятия в спортивном зале или классе отводится 39 часов. Итого 114 часов на практические занятия.

 

 

Приложение к программе II класса

 

Примерные туристско-краеведческие циклы учебного года

 

1. Осенний (принимают участие дети вместе с родителями).

Темы цикла: "Удивительный мир природы", Культурнее и памятные места в нашем микрорайоне" и другие темы.

2. Осенне-зимний

Темы цикла: "Моя семья и дом, в котором я живу", "Промышленность нашего микрорайона", "Поздняя осень", "Здравствуй, волшебница зима" и другие темы.

3. Зимне-весенний

Темы цикла: "На страже Родины", "Что интересного находится в нашем микрорайоне или селе", "В лес за сказкой", "Транспорт нашего микрорайона, населенного пункта" и другие темы.

4. Весенний

Темы цикла: "Встретим пробуждение природы", "Замечательные люди нашего микрорайона, населенного пункта" и другие темы.

 

 

 

ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА

 

РАЗДЕЛ I. Всестороннее развитие учащихся в процессе туристско-краеведческой деятельности

 

1. Какую пользу человеку приносят экскурсии и туристские прогулки.

Туристские прогулки и экскурсии по своему микрорайону и в ближайшую зеленую зону укрепляют здоровье.

Длительные прогулки на свежем воздухе содействуют укреплению здоровья человека, так как укрепляют не только мышцы ног, но и легких, сердца, насыщают кровь кислородом, усиливают кровообращение и питание кислородом всего организма.

На туристской прогулке и экскурсии узнают много нового и интересного, более полно знакомятся с окружающим миром: с живущими рядом людьми — героями войны и труда, объектами природы, объектами и предметами, созданными руками человека; приобретают ценные для жизни умения и навыки: передвижения по местности, обслуживания себя и своих товарищей (на переходах и привалах), простейшего приготовления пищи, наблюдения за предметами, объектами окружающего мира (микрорайон и зеленая зона), изображения и записи интересных предметов, объектов и другие умения.

Туристские прогулки и экскурсии раскрывают хорошие и плохие черты характера школьника, создают условия для воспитания доброты честности, ответственности за порученное дело, стремление помочь своим товарищам, коллективу.

На туристских прогулках и экскурсиях этого года ребята узнают много интересного: познакомятся с микрорайоном и ближайшей зеленой зоной, с Людьми, которые живут рядом. Встретятся с более опытными туристами-школьниками, которые расскажут им о походах и путешествиях по родному краю, Проведут свои отчеты-утренники по совершенным туристским прогулкам и экскурсиям, оформят уголок туриста, проведут свой слет "туристят" и примут участие в слете "туристят" своей школы.

 

2. Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности

учащихся второго класса

Второклассник-турист хорошо знает историю и дела юных туристов.

Второклассник-турист знает правила юных туристов, выполняет их, в том числе и на прогулках и экскурсиях по своему микрорайону.

Второклассник-турист знает и любит свой микрорайон, стремится к его улучшению.

Второклассник-турист в экскурсиях и прогулках знакомится со своим микрорайоном: жилыми домами, предприятиями и учреждениями, торговлей, службами быта, переулками, улицами, площадями, достопримечательными местами. Получает общее представление о территории микрорайона (улицах, переулках, площадях). Узнает, какие обслуживающие население учреждения имеются в микрорайоне, как они работают (элементарные сведения);

почему такое название носит их микрорайон (населенный пункт), г также его улицы и переулки. Знакомится с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проживающими на территории микрорайона (населенного пункта).

Второклассник-турист знает свой парк, бульвар (ближайшую природную зону), бережет их, участвует в их улучшении.

Второклассник-турист в экскурсиях и прогулках знакомится с растительным и животным миром своей ближайшей природной зоны, с неживой природой (вода, земля, воздух). Узнает, что нужно для сохранения и улучшения своего парка, ближайшей природной зоны. Участвует в работе по их охране и улучшению.

Второклассник-турист — хороший друг и товарищ. Он вежлив и уважителен со старшими, помогает младшим и слабым.

Второклассник-турист всегда со своим коллективом, помогает товарищам решать совместные дела. Не забывает, что на прогулках и экскурсиях надо помогать слабым, уважительно относиться к взрослым и девочкам, быть вежливым и предупредительным с незнакомыми людьми. Помнит, что дисциплина и организованность помогают хорошо выполнить поставленные перед ним задачи. Доброжелательно и справедливо обсуждает работу своих товарищей.

Второклассник-турист любит труд, честно выполняет порученное ему дело.

Вместе со всеми он готовит предстоящую экскурсию или прогулку по своему микрорайону, выполняя обязанности по своей туристской или краеведческой должности-специальности "знатока" и другие обязанности. Приводит в порядок после экскурсии или прогулки свои записи, наблюдения, собранный краеведческий материал. Готовит отчет по своей должности, Участвует в утреннике-отчете.

Второклассник-турист учится видеть красоту окружающего мира, знакомясь со своим микрорайоном (населенным пунктом), парком (ближайшей природной зоной).

Второклассник-турист познает красоту окружающего его мира: объектов природы, объектов и предметов, созданных руками человека, явления городской и сельской жизни на территории своего микрорайона. Познает красоту человеческих отношений на маршрутах экскурсий и прогулок по микрорайону (населенному пункту). Старается развить в себе чувство прекрасного, читая книги о своем микрорайоне (населенном пункте), районе, о людях, живущих здесь; слушая музыку о природе, народную музыку, песни; знакомясь с картинами художников о природе, сельской и городской жизни. Второклассник-турист сам рисует, поет, декламирует, готовит письменные и устные отчеты об экскурсиях и прогулках, выступает на утренниках-отчетах с номерами художественной самодеятельности.

Второклассник-турист укрепляет свое здоровье. Он аккуратен, любит чистоту и порядок.

Второклассник-турист ежедневно выполняет комплекс общеразвивающих упражнений. Ежедневно гуляет на территории своего микрорайона, населенного пункта, ближайшего парка, бульвара, сквера, ближайшей зеленой зоны. Еженедельно занимается во внеурочное время, на спортивной площадке или в спортивном зале подвижными играми. Ежемесячно совершает тематические прогулки или экскурсии по своему микрорайону или в ближайшую природную зону, и том числе и лыжные. Заботится о чистоте своего тела, одежды, предметов личного снаряжения. Соблюдает чистоту и порядок тех мест, где проходят маршруты его экскурсий и прогулок, выполняя правило: "После тебя должно стать лучше, чем было до тебя".

 

 

РАЗДЕЛ II. Туристско-краеведческие навыки и умения

(Что должен уметь юный турист-краевед)

 

1. Краеведческие навыки и умения

Юный турист-краевед должен уметь наблюдать окружающий мир.

Что окружает на прогулке, или экскурсии, туристской прогулке по своему микрорайону (населенному пункту), зеленой зоне (бульвару, парку, скверу, ближайшему лесу). Перечислить предметы или объекты экскурсии, туристской прогулки, которые запомнились.

Рисовать или изображать другими способами то, что увидел в своем микрорайоне, населенном пункте, ближайшей зеленой зоне (парке, бульваре, лесу и т. д.), улицы, переулки, площадь, здания, памятники, объекты природы (none, лес, полянка, речка) и другие объекты, которые особенно понравились и запомнились; рассказывать о том, что увидел в своем микрорайоне, населенном пункте, ближайшей зеленой зоне (парк, бульвар, лес и т. д.).

После экскурсии или туристской прогулки по своему микрорайону (населенному пункту), чтения книг, а также после беседы со старшими о своем микрорайоне, рассказать: о его улицах, площадях, жилых и хозяйственных постройках, промышленных предприятиях, транспорте, о людях, которые живут и трудятся, о природных объектах своего микрорайона, населенного пункта, или рядом расположенной зеленой зоны; записать то, что узнал и услышал о своем микрорайоне, ближайшей зеленой зоне, о людях, которые живут и трудятся рядом.

Соблюдать чистоту на природе, беречь ее.

В экскурсиях и туристских прогулках по своему микрорайону (населенному пункту), ближайшей природной зоне бережно относиться к природе (особенно на привалах), не засорять ее, не рвать, не ломать растения, не вредить животным. Весь мусор с мест привала собирать и выбрасывать в мусорные ямы или ящики.

Играть в простейшие краеведческие игры (викторины). Учиться играть в простейшие краеведческие игры, закрепляющие знания о своем микрорайоне (населенном пункте), ближайшей зеленой зоне, проводить краеведческие викторины: "Знаем ли мы улицы и переулки своего микрорайона?", "Знаем ли мы магазины и другие обслуживающие население учреждения своего микрорайона?" и т. д.

 

2. Туристские навыки и умения.

Как правильно одеться на прогулку или экскурсию.

Какой должна быть одежда в теплый (холодный) день для пешеходной экскурсии или прогулки по своему микрорайону, ближайшей к нему зеленой зоне.

Как правильно укладывать необходимые для экскурсии или туристской прогулки вещи в походную сумку или рюкзачок.

На экскурсию или туристскую прогулку по своему микрорайону (населенному пункту), ближайшей к нему зеленой зоне в походную сумку или рюкзачок вещи и продукты укладываются так, чтобы они не рассыпались, не перемешались.

Одна сумка или рюкзачок могут быть на двух-трех человек, несут их ребята по очереди.

Как правильно расположиться на привале, приготовить пищу, перекусить. Чем занять свободное время на привале.

Каждая группа располагается на указанном ей месте. Все аккуратно складывают свои походные сумки или рюкзачки. До еды (пока ее готовят) играют в подвижные игры, заслушивают рассказы знатоков. Дежурные в это время раскладывают на клеенке-скатерти принесенные в поход продукты, сервируют стол. Затем все вместе, соблюдая старшинство (сначала взрослые, потом дети) присаживаются к столу и обедают. После еды, во время отдыха, проводится показ номеров художественной самодеятельности (стихи, рассказы, сказки и т, д.). Перед уходом ребята тщательно убирают место своего привала. Как ориентироваться в своем микрорайоне, населенном пункте. Хорошо ориентироваться в своей школе — это значит знать, где находится каждое помещение школы и как короче пройти до него из своего класса, других мест школы.

Ориентироваться в своем микрорайоне, населенном пункте — это значит знать, где находится, если смотреть от школы: твой дом, другие жилые дома, магазины, учреждения и предприятия, в каких направлениях расположены какие улицы. Как быстрее дойти до нужного тебе места.

Как правильно ходить в группе на туристской прогулке.

Какая дистанция должна быть между ребятами в строю на месте и в движении. Как правильно в строю останавливаться и начинать движение, не наталкиваясь друг на друга. Как правильно делать повороты на месте и в движении.

 

3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

 

Главное правило: выполнение указаний старших и дисциплина.

Второклассники-туристы выполняют все указания старших, делают замечания тем ребятам, которые забывают об этом. На экскурсиях, прогулках, туристских прогул ;ах, при подготовке к ним, а также в работе над своими отчетами они организованы и дисциплинированы всегда спрашивают старших, когда начинают любое дело, или хотят перейти к новом делу, помогают другим не мешая остальному коллективу, уважительно относятся к взрослым и девочкам. На маршрутах туристских прогулок и экскурсий соблюдают порядок расположения в строю, тишину при движении, не ссорятся, не устраивают возни, не обижают слабых.

Основные правила уличного движения для пешехода.

Где можно переходить улицу, площадь, имеющие интенсивное транспортное движение. Чем и как регулируется движение пешехода на улицах. Как должна группа школьников переходить улицу.

Осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии предохраняют от ран и ушибов,

Второклассник-турист на туристской прогулке и экскурсии должен осторожно и правильно преодолевать встречающиеся простейшие препятствия (лежащие деревья, крутые спуски, низкие ветки и т. д.).

Пользование городским общественным транспортом:

Для поездки на прогулку и экскурсию быстро и организованно сесть в городской общественный транспорт и разместиться так, чтобы не мешать пассажирам, и также быстро и организованно выйти из него. Надо вести себя в общественном транспорте так, чтобы ваше пребывание в нем заслужило одобрение пассажиров и водителя.

 

РАЗДЕЛ III. Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся

 

Три части прогулки и экскурсии по микрорайону, его зеленой зоне.

Прогулка и экскурсия состоят из трех неразрывно связанных между собой частей: подготовки, проведения и подведения итогов.

 

Подготовка прогулки или экскурсии

Цели и задачи прогулки или экскурсии. Распределение туристских и краеведческих должностей в группе. "Защита" своей туристской или краеведческой должности знатока перед коллективом группы.

Обязанности знатоков-туристов; командиров, комиссаров, санитаров, физоргов, культоргов, ремонтных мастеров, заведующих питанием (завпитов).

Обязанности знатоков-краеведов: природы, искусства, своего микрорайона, населенного пункта. Другие должности знатоков и их обязанности (в зависимости от необходимости и местных условий).

 

Проведение прогулки или экскурсии (основной в учебной четверти или туристскою цикла).

Coop к началу маршрута. (Рапорт командира. Постановка задач на прогулку или экскурсию) (напоминание). Построение к движению).

Соблюдение правил движения в строю на маршруте и Отдыха на привалах (наблюдение окружающих объектов природы и предметов, сделанных руками человека).

Малые привалы — отдых, рассказы знатоков.

Большой привал: оборудование места привала (бивака); проведение подвижных игр; рассказы знатоков о своем микрорайоне, его зеленой зоне; выступления ребят с номерами художественной самодеятельности. Обед. Уборка места привала. Переход до конечного пункта маршрута. Рапорт командира об окончании прогулки (экскурсии). Роспуск группы.

 

Подведение итогов основных прогулок или экскурсий учебной четверти или туристского цикла

Юный турист записывает то, что услышал, увидел или узнал другим путем о своем микрорайоне, его зеленой зоне; рассказывает своей группе о том, что узнал о своем микрорайоне (населенном пункте), зеленой зоне; зарисовывают достопримечательные места своего микрорайона (населенного пункта), зеленой зоны и участвует в изготовлении письменного отчета, выставки-экспозиции о микрорайоне, зеленой зоне.

Участвует в проведении утренника-отчета по итогам прогулок и экскурсий в данной четверти или туристском цикле с рассказами знатоков, показом слайдов и кинофильмов, номерами художественной самодеятельности, награждением ребят за проделанную работу. Ставятся задачи на следующую прогулку или экскурсию. 

<<   1 класс      Оглавление         3 класс  >>


<<  Домой     Список литературы  >>

Хостинг от uCoz