ПРИМЕРНЫМ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ |
Наименование
разделов, |
Количество часов |
|||
|
подразделов и тем |
всего |
беседа |
практика |
|
|
|
|
|
помещение |
местность |
|
РАЗДЕЛ 1.
Всестороннее развитие учащихся в
процессе туристско-краеведческой
деятельности |
||||
1. |
Как развивает ученика
туристские прогулки и экскурсии |
||||
·
|
Туристские
прогулки и экскурсии по своему району и
в ближайшую природную зону укрепляют
здоровье, закаляют организм |
1 |
1 |
- |
- |
·
|
На туристских
прогулках и экскурсиях по своему
району узнают новые интересные
достопримечательные места, знакомятся
с ближайшим окружающим миром |
1 |
1 |
- |
- |
·
|
Туристские
прогулки и экскурсии по своему району и
на природу воспитывают характер |
1 |
1 |
- |
- |
·
|
На туристских
прогулках и экскурсиях по своему
району (населенным пунктам, ближайшей
зеленой зоне) приобретаются ценные для
жизни умения и навыки |
1 |
1 |
- |
- |
·
|
Что ждет
интересного и полезного на прогулках и
экскурсиях в этом году |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Законы, правила и традиции
туристско-краеведческой деятельности
учащихся |
||||
·
|
Третьеклассник-турист
готовится сдать на значок "Юный
турист СССР" |
1 |
1 |
- |
- |
·
|
Третьеклассник-турист
знает и любит свой район, хочет, чтобы
он стал лучше |
3 |
1 |
1 |
1 |
·
|
Третьеклассник-турист
знает, любит и бережет природу своего
района, участвует в ее улучшении |
3 |
1 |
1 |
1 |
·
|
Третьеклассник-турист
всегда помогает своим товарищам,
заботиться о своем коллективе |
2 |
1 |
- |
1 |
·
|
Третьеклассник-турист
— умелый, хорошо выполняет любое,
порученное ему дело, показывает пример
в работе младшим |
4 |
1 |
2 |
1 |
·
|
Третьеклассник-турист,
знакомясь со своим районом, учится
видеть красоту окружающего мира |
5 |
1 |
3 |
1 |
·
|
Третьеклассник-турист
укрепляет свое здоровье, заботится о
чистоте тела, одежды, предметов быта |
17 |
2 |
11 |
4 |
|
РАЗДЕЛ
II. Туристско-краеведческие навыки и
умения |
||||
3. |
Краеведческие
навыки и умения |
||||
·
|
знакомиться с
окружающим миром |
4 |
1 |
1 |
2 |
·
|
рисовать или
изображать различными способами то,
что увидел в своем районе, ближайшей
зеленой зоне (парке, бульваре, лесу) |
6 |
1 |
2 |
3 |
·
|
рассказывать
о том, что увидел и услышал о своем
районе, ближайшей к нему зеленой зоне (парке,
лесе, поле и т. д.) |
6 |
1 |
2 |
3 |
·
|
описать то,
что узнал и услышал о своем районе, его
ближайшей зеленой зоне |
5 |
1 |
3 |
1 |
·
|
соблюдать
чистоту на природе, беречь ее,
заботиться о ней |
4 |
1 |
1 |
2 |
·
|
играть в
простые краеведческие игры (викторины,
КВН и т. д.) |
2 |
- |
1 |
1 |
4 |
Туристские
навыки и умения |
|
|
|
|
·
|
Как правильно
одеться в различные времена года (осенью
и весной, летом и зимой) на туристскую
прогулку или экскурсию |
3 |
1 |
- |
2 |
·
|
Как правильно
собрать походную сумку или рюкзачок |
3 |
1 |
1 |
1 |
·
|
Как правильно
расположиться на привале, приготовить
продукты для еды, поесть, провести
простейшие соревнования, игры |
3 |
- |
1 |
2 |
·
|
Как
ориентироваться в своем и рядом
расположенных микрорайонах |
3 |
1 |
- |
2 |
·
|
Как двигаться
в походном строю по пересеченной
местности |
3 |
1 |
- |
2 |
5 |
Правила
безопасности на прогулках и экскурсиях |
||||
·
|
Выполнение
указаний старших; организованность и
дисциплина |
2 |
- |
1 |
1 |
·
|
Основные
правила уличного движения для пешехода
и транспорта |
2 |
1 |
- |
1 |
·
|
Поведение
группы в общественном транспорте.
Посадка, выход |
2 |
1 |
- |
1 |
·
|
Осторожность
и внимательность на туристской
прогулке и экскурсии предохраняют от
травм |
2 |
1 |
- |
1 |
|
РАЗДЕЛ
III. Организация
туристско-краеведческой деятельности
учащихся (Проведение
туристско-краеведческих циклов) |
||||
|
Три
части туристской прогулки |
1 |
1 |
- |
- |
|
Подготовка
туристской прогулки |
|
|
|
|
·
|
Обязанности
знатоков-туристов |
7 |
1 |
3 |
3 |
·
|
Обязанности
знатоков-краеведов |
9 |
2 |
3 |
4 |
|
Проведение
туристской прогулки |
25 |
1 |
- |
24 |
|
Подведение
итогов туристской прогулки |
12 |
2 |
10 |
- |
|
Всего |
144 |
32 |
47 |
65 |
На
освоение и закрепление программы во время
прогулок и экскурсий отводится 65 часов. На
практические занятия в спортивном зале или
классе отводится 47 часов. Итого 112 часов на
практические занятия.
Приложение к
программе III класса
Примерные
туристско-краеведческие циклы учебного
года
1.
Осенний
Темы
цикла: "Золотая осень", "Новое в
нашем микрорайоне" и другие темы.
2. Осенне-зимний
Темы
цикла: "Судьба семьи в судьбе страны",
"Прислушаемся к тишине лесов", "Улицы
и площади нашего района" или "Населенные
пункты нашего района" и другие темы.
3.
Зимне-весенний
Темы
цикла: "Наши вооруженные силы", "Культурные
и исторические места нашего района, "Зимняя
сказка" или
"Слушай музыку весны" и
другие темы.
4. Весенний
(принимают участие дети вместе с родителями)
Темы
цикла: "Путешествие в мир труда нашего
района",
"Мы твои друзья, природа" и
другие темы.
Раздел I.
Всестороннее развитие учащихся в процессе
туристско-краеведческой
деятельности
1. Какую пользу
человеку приносят экскурсии и туристские
прогулки?
Туристские
прогулки и экскурсии по своему району и в
ближайшую природную зону укрепляют
здоровье.
Ходьба
укрепляет мышцы, развивает легкие и сердце.
Свежий воздух очищает легкие и насыщает их
кислородом, облегчает работу сердца, головы,
мускулатуры. Красота природы создает
хорошее, радостное настроение.
На
туристской прогулке и экскурсии по своему
району узнают новые интересные
достопримечательные места.
Что
интересного можно увидеть в других
микрорайонах городского района (сельского
населенного пункта), ближайших населенных
сельских пунктов: объекты и предметы живой
и неживой природы, творения рук человека,
узнать краткую историю района.
Туристские
прогулки и экскурсии оказывают
положительное влияние на формирование
характера. Доброе уважительное отношение
друг к другу, к другим людям, к природе,
вырабатываются совместной подготовкой, в
проведении и подведении итогов любого
туристского мероприятия. знакомство
с трудом людей, историей
героической борьбы за свободу и
независимость народа воспитывают
патриотические чувства и чувства
гражданственности.
На
туристских прогулках и экскурсиях по
своему району, населенному пункту,
ближайшим населенным пунктам, зеленой зоне
приобретаются ценные для жизни умения и
навыки.
На
туристских прогулках и экскурсиях
приобретаешь умения и навыки правильном
хождении по слабо пересеченной местности с
преодолением простейших препятствий, в
обслуживании себя и своих товарищей на
переходах и привалах, в приготовлении пищи
и сервировке "походного стола",
в умении наблюдать предметы и объекты
окружающего мира (свой район, населенный
пункт, ближайшие населенные пункты, зеленую
зону), отмечать в своих записных книжках
интересные наблюдения.
На
прогулках и экскурсиях года познакомимся с
нашим районом (населенным пунктом),
ближайшими населенными пунктами (ближайшей
природной зоной), людьми, которые живут с
нами рядом. Проведем утренники-отчеты по
совершенным туристским прогулкам и
экскурсиям, оформим выставки по ним,
проведем слет "туристят"
и примем участие в слете "туристят"
школы.
2. Законы,
правила и традиции туристско-краеведческой
деятельности учащихся третьих классов.
Третьеклассник-турист
знакомится с историей и делами юных
туристов, изучает законы юных туристов,
старается соблюдать их на экскурсиях и
туристских прогулках.
Третьеклассник-турист
знает и любит свой райей, хочет, чтобы он
стал лучше.
Третьеклассник-турист
в экскурсиях и туристских прогулках
знакомится с достопримечательными местами
своего района: учреждениями культуры (музеями,
выставками, архитектурными памятниками и т.
д.), промышленностью, транспортом, торговлей
и учреждениями службы быта, получая
элементарные Представления,
соответственно своему возрасту. Знакомится
с лучшими людьми своего района — гёроями
войны и труда, В меру сил стремится улучшить
свой район.
Третьеклассник-турист
знает и любит, бережет природу своего
района, участвует в ее улучшении.
Третьеклассник-турист
знакомится с растительным и животным миром
своего района (парковые зоны, ближайшие
природные зоны), совершая прогулки,
экскурсии, туристские прогулки; узнает, что
нужно для улучшения и сохранения зеленой
зоны района. Участвует в работе по ее охране
и улучшению.
Третьеклассник-турист
всегда помогает своим товарищам, заботится
о своем коллективе.
Третьеклассник-турист
— коллективист. Он помогает своим
товарищам в делах своего туристского
отряда, группы, приходит на помощь тем, кто в
ней нуждается. Он любит свой коллектив и
стремится к тому, чтобы его коллектив был
лучше, сплоченнее, дружнее. Третьеклассник-турист
готов всем поделиться со своими товарищами,
уважает их, не допускает оскорбительных
кличек, ссор и споров из-за пустяков,
уважительно и предупредительно относится к
старшим (здоровается первым, уступает места
в транспорте, выполняет их советы и т. д.).
Доброжелательно и справедливо обсуждает
дела своих товарищей. Помогает младшим.
Все
эти качества он проявляет и на экскурсиях,
прогулках и туристических прогулках по
своему району.
Третьеклассник-турист
хорошо выполняет любое порученное ему дело,
показывает пример в работе младшим.
Третьеклассник-турист
ответственно выполняет все, что поручают
ему товарищи и старшие по подготовке,
проведению и подведению итогов экскурсий
или туристической прогулки по своему
району, выполняя обязанности по своей
туристической должности. В ходе самой
экскурсии или туристической прогулки
выполняет и другие обязанности и поручения;
занимается природоохранительной работой,
приводит в порядок все собранные материалы
(туристические и краеведческие), готовит
отчет и выставку, участвует в проведение
утренника-отчета. Помогает в экскурсионной
работе учащимся первых классов.
Третьеклассник-турист,
знакомясь со своим районом, учится видеть
красоту окружающего мира.
Он
познает красоту окружающих его
достопримечательных объектов природы,
городской и сельской жизни, населенного
пункта; познает красоту в своих отношениях
с товарищами и взрослыми на экскурсиях и
туристских прогулках по своему району;
учится замечать некрасивое и нехорошее в
окружающих его объектах, в отношениях своих
с товарищами и взрослыми. Стремится
бороться со всем плохим, что видит вокруг
себя и в себе. Читает книги о родных местах,
людях, живущих и работающих здесь, слушает
народную музыку, песни, знакомится с
картинами художников о природе, сельской и
городской жизни, героическом труде
советских людей, о боевой, революционной и
трудовой славе нашего народа. Рисует, поет,
декламирует стихи и отрывки из
художественных произведений о родном крае,
готовит устные и письменные отчеты,
выставки об экскурсиях и туристских
прогулках. Третьеклассник-турист выступает
с устными отчетами и концертами
художественной самодеятельности перед
другими школьными коллективами и
родителями на своих туристско-краеведческих
утренниках-отчетах.
Третьеклассник-турист
укрепляет свое здоровье, заботится о
чистоте тела, одежды, предметов быта.
Третьеклассник-турист
ежедневно выполняет комплекс
общеразвивающих упражнений, который
периодически меняется. Он ежедневно гуляет
по территории своего микрорайона,
ближайшего парка или другой зеленой зоны.
Еженедельно занимается во внеурочное время
на спортивной площадке или в спортивном
зале подвижными и спортивными играми. Это
помогает ему быть хорошо подготовленным
физически к экскурсиям и туристским
прогулкам. Ежемесячно совершает
подготовительные тематические прогулки и
экскурсии, в том числе и лыжные, а раз в два-три
месяца — туристские прогулки, составляющие
основу туристского цикла. Следит за
чистотой и порядком тех мест своего района,
где проходят маршруты его экскурсий и
прогулок, выполняя правило: "После тебя
должно стать лучше, чем было до тебя".
Раздел II.
Туристско-краеведческие навыки и умения
(Что должен
уметь юный турист-краевед)
1.
Краеведческие навыки и умения.
Турист-краевед
знакомится с окружающим миром.
Выясняет,
с чем знаком и с чем должен познакомиться на
экскурсиях и туристских прогулках по
своему району, ближайшей зеленой зоне.
Перечисляет, запоминает и называет
характерные признаки достопримечательных
объектов.
После
экскурсии и туристской прогулки к
достопримечательным местам своего района (а
иногда и в ходе экскурсии и туристской
прогулки) рисует или изображает другими
способами те предметы и объекты, объекты
природы (поле, луг, поляну, лес, речку и т. д.),
а также в целом места их расположения,
которые особенно понравились и запомнились,
деятельность человека, содействующая
улучшению природы, ее защите.
После
экскурсии или туристской прогулки по
своему району, ближайшей зеленой зоне, а
также перед их началом и во время
прохождения самого маршрута, рассказывает
о том, что увидел и услышал о своем районе,
ближайшей к нему зеленой зоне, что прочитал
об исторических улицах и площадях, зданиях
и памятниках, о промышленных предприятиях,
об учреждениях, службе быта и транспорте,
культурных учреждениях, о зеленом наряде
района — его парках, бульварах, скверах, об
известных людях своего района, героях войны
и труда.
Описывает
то, что узнал и услышал о своем районе, его
ближайшей зеленой зоне.
Соблюдает
чистоту на природе, бережет ее, заботится о
ней.
В
экскурсиях и туристских прогулках по
своему району, ближайшей к нему природной
зоне проявляет бережное отношение к
природе, не нарушает ее тишины, не засоряет
лес, не рвет и не ломает растения, не наносит
вреда природе, играет в простые
краеведческие игры, закрепляющие и
обогащающие знания о своем районе, его
ближайшей зеленой зоне по темам: "Знаем
ли мы основные магистрали и улицы своего
района, его площади?", "Знаем
ли мы достопримечательные места своего
района?",
"Знаем ли мы зеленый наряд своего района,
его ближайшей зеленой зоны, животный мир,
природные объекты неживой природы и как их
охраняют?".
2. Туристские
навыки и умения.
Как
правильно одеться в различные времена года
(осенью и весной, летом, зимой) на экскурсию
и туристскую прогулку.
Какой
должна быть одежда для пешеходной
экскурсии, туристкой прогулки по своему
району, ближайшей зеленой зоне весной или
осенью, зимой, летом. Как предохранить
одежду и себя от сильного ветра, дождя.
Как
правильно собрать походную сумку или
рюкзачок.
На
экскурсию или туристскую прогулку по
своему району, его ближайшей зеленой зоне в
походную сумку или туристский рюкзачок
необходимые вещи укладываются так, чтобы
они не рассыпались, не перемешались, не
разбились. Рюкзачок или походная сумка
должны правильно собираться и одеваться на
спину.
Как
правильно расположиться на привале,
приготовить продукты для еды, поесть,
провести простейшие соревнования, игры.
Каждая
группа располагается на выбранном ею месте
привала, но в указанных границах общего
лагеря. Ребята оборудуют свое место так,
чтобы оно имело
красивый и правильный туристский вид. До
приема пищи устраивают подвижные и
спортивные игры, заслушивают рассказы
знатоков. В это время дежурные готовят обед,
сервируют столы на клеенке-скатерти. Затем
все вместе, соблюдая старшинство,
присаживаются к столу и обедают. После
обеда, во время отдыха, проводится показ
номеров художественной самодеятельности.
Перед
уходом с места привала тщательно убирается
территория по правилу: "Чтобы на природе
стало чище, чем было до нашего прихода".
Как
ориентироваться в микрорайоне, населенном
пункте.
Хорошо
ориентироваться в своем микрорайоне,
населенном пункте — знать, как проходят
улицы, где какие площади, переулки, где
находятся различные учреждения культуры,
различные организации, ведущие предприятия,
службы быта, магазины.
Ориентироваться
по природным маршрутам — это значит знать,
где данный маршрут начинается, как проходит
и где кончается.
Как
двигаться в походном строю по пересеченной
местности.
Преодоление
в походном строю подъемов и спусков.
Изменение скорости движения и дистанции.
Взаимопомощь участников экскурсии или
туристской прогулки на маршрутах по
пересеченной местности.
3.
Правила безопасности на экскурсиях и
туристских прогулках.
Выполнение
указаний старших, организованность и
дисциплина. Третьеклассники-туристы
стараются вести себя дисциплинированно и
организованно не только на прогулке и
экскурсии, но и при их подготовке, и в работе
над своими отчетами о прогулках и
экскурсиях. Они знают свое место и правила
хождений в строю. Знают, что отсутствие
дисциплины и организованности может
привести к травмам и несчастным случаям.
Они выполняют быстро и хорошо любое
указание взрослых, останавливают тех ребят,
которые нарушают дисциплину и
организованность группы, напоминают им
правила поведения на занятиях по туризму и
краеведению и на маршрутах экскурсий и
прогулок. При выполнении совместной работы
они дружны и организованны.
Основные
правила уличного движения для пешехода и
транспорта.
Когда
транспорт и пешеход имеют право двигаться и
когда не имеют. Как переходить улицу группе
школьников на регулируемых и
нерегулируемых участках улицы, правила
перехода.
Как
производить посадку группы а общественный
транспорт, высадку из него; каким должно
быть поведение группы в общественном
транспорте.
Третьеклассник-турист
должен быстро и организованно совершать
посадку в общественный транспорт, не мешать
другим пассажирам. Вперед пропускает
девочек. Также быстро, организованно и
уважительно по отношению к другим
пассажирам, группа выходит из
общественного транспорта. Мальчики
помогают выйти девочкам. В общественном
транспорте надо вести себя так, чтобы
пребывание в нем заслужило одобрение
пассажиров и водителя.
Осторожность
и внимательность на туристской прогулке и
экскурсии предохраняет от травм.
На
прогулке или экскурсии, туристской
прогулке осторожно и правильно
преодолевают простейшие препятствия,
встречающиеся на пути (лежащие на земле
сучья и стволы деревьев, спуски, низко
висящие ветви и т. д.) и оказывают помощь
товарищам в их преодолении.
Раздел III. Организация
туристско-краеведческой деятельности
учащихся (Проведение туристско-краеведческих
циклов)
Три части
туристской прогулки.
Вся
годовая туристско-краеведческая работа
состоит из нескольких циклов. Основу
туристского цикла составляют: подготовка,
проведение и подведение итогов туристской
прогулки.
Подготовка
туристской прогулки.
Цели
и задачи туристской прогулки. Порядок
комплектования туристских групп,
распределения туристских и краеведческих
должностей в группе. "Защита"
туристской и краеведческой должности перед
коллективом группы.
Обязанности
знатоков-туристов: командира, комиссара,
краеведа, штурмана, фотографа, санитара,
заведующего питанием (завпита), заведующего
снаряжением, физорга, культорга, редактора
походного листка (газеты), редактора
походного дневника.
Обязанности
знатоков-краеведов.
Обязанности
знатоков природы, искусства, другие
должности знатоков (в зависимости от
необходимости).
Проведение
туристской прогулки (основной в
туристском цикле).
Сбор
группы. Рапорт командиров с постановкой
задач туристской прогулки, Построение к
движению.
Соблюдение
правил движения по маршруту и разумного
отдыха на привалах. Наблюдение окружающих
предметов — объектов природы и социальной
среды. Рассказы знатоков о
достопримечательных местах маршрута на
малых привалах.
Большой
привал. Оборудование места привала (бивака).
Проведение Подвижных и спортивных игр,
краеведческой работы с использованием
рассказов знатоков о своем районе, его
зеленой зоне; выступление ребят с номерами
художественной самодеятельности. Обед.
Уборка места привала. Переход к конечному
пункту маршрута. Рапорт командира об
окончании активной части туристской
прогулки. Роспуск группы.
Подведение
итогов основной туристской прогулки
учебной четверти или туристского цикла.
Третьеклассник-турист
подводит итоги туристской прогулки:
записывает то, что услышал, увидел или узнал
другим путем о своем районе, его зеленой
зоне; зарисовывает достопримечательные
места своего района, его зеленой зоны;
участвует в подготовке письменного отчета
и выставки-экспозиции о своем районе, его
зеленой зоне.
Третьеклассник-турист,
готовясь к отчету-утреннику по итогам
туристских прогулок и экскурсий в данной
четверти или на данном туристском цикле,
рассказывает—защищает перед своей группой
подготовленный материал по его туристской
или краеведческой должности.
Третьеклассники-туристы
проводят утренник-отчет по итогам данного
туристского цикла с рассказами знатоков,
показом слайд- или кинофильмов о туристских
прогулках, номеров художественной
самодеятельности, награждением ребят за
проведенную работу.
Ставятся задачи на туристские прогулки следующего туристского цикла.
<< 2 класс Содержание 4 класс >>