<<    Домой    Выше    >>

Ярошенко Виталий Владимирович

 

1 августа 2015 года в Бутовском лесопарке состоялась встреча выпускников туристских клубов "Полянка-45", "Искра", "Товарищ", "Лидер", руководителем которых был В.В. Ярошенко В.В. Репортаж - здесь...

О себе и своей работе  Виталий Владимирович рассказывает в книге «Общий сбор» - М., 2006.

Образование – высшее педагогическое; учитель истории и конституции, физического воспитания. Туристский стаж с 1951 года. Мастер спорта СССР, старший инструктор-методист по туризму, судья 1-й категории. В качестве руководителя совершил свыше 240 многодневных походов, 14 из них – высшей, 5-й категории сложности (по классификации тех лет. – Прим. ред. Председатель тренерского совета спортивно-туристского клуба «Лидер» (объединение туристских клубов «Полянка», «Товарищ», «Искра»).

Ежегодно – с 1959 по 1984 год – руководил семинарами и школами по подготовке общественных туристских кадров. С 1979 по 1981 год – член президиума и заместитель председателя Московского городского совета Всесоюзной федерации туризма.

Вот как рассказывает про свою жизнь в туризме сам Виталий Владимирович Ярошенко.

Осенью 1978 года начальник ГлавУНО Георгий Леонидович Асеев и его первый заместитель Леонид Петрович Шило предложили мне занять вакантную должность директора Московской городской станции юных туристов (МосгорСЮТур). От налаженного дела уходить было трудно, и, чтобы не рвать связи с районом, я оговорил с Г.Л. Асеевым, что базовым районом будет оставаться Люблинский, и клуб я буду продолжать вести на базе Люблинского РДПиШ. Мой предшественник на посту директора Станции Валентин Михайлович Куликов, человек, преданный делу, служивший ему верой и правдой, многое сделал для развития туризма в системе образования. Но ключевые вопросы управления школьным туризмом еще не были решены.

К этому времени разработка системы организации туристской деятельности с учащимися на уровне школы и района была завершена. Все аспекты этого дела были понятны, изучены. Опыт обобщён, получил положительное заключение коллегии Главного управления народного образования Мосгорисполкома (ГлавУНО), Министерства просвещения РСФСР, был заслушан на республиканском совещании директоров областных станций юных туристов.

По нашей инициативе ГлавУНО утвердил новое «Положение о МосгорСЮТур», а Министерством просвещения РСФСР для МосгорСЮТур было утверждено новое штатное расписание, которое больше отвечало интересам дела. Были утверждены функционалы всех работников, с чётко определёнными обязанностями. В этом вопросе мы шли не от персоналий, а от интересов дела.

Вместе со мной на Станцию пришли работать клубовцы Г.И. Афанасьев, А.В. Афанасьева, Ю.П. Борисов, И.К. Варшавский, В.А. Каражас, И.В. Кошкина, О.М. Стрельников, Н.Б. Шешенина. Структурные подразделения возглавили: В.Д. Алексеев, С.Н. Волков, И.Т. Гайлит, Г.А. Губанкова. Это значительно облегчило работу, так как все эти специалисты раньше трудились вместе со мной. На обучение этих сотрудников не нужно было много времени. Люди понимали, что от них требуется.

Нужно было во многом с нуля начинать выстраивать новую систему руководства туристской работой на уровне города. С 1979 года была изменена система проведения Первенства по туризму среди школьников города Москвы. Для Первенства было введено типовое «Положение», которое из года в год не менялось. Не нужно было его ежегодно согласовывать во всех инстанциях, заново утверждать. Это значительно облегчало работу как для городских учреждений, так и для районов. С тех пор Первенство проводится по трем возрастным группам «А», «Б» и «В».

В соответствии с новыми требованиями районы должны были вместо проведения туристских слётов для старшего и младшего возраста перейти на систему проведения слётов-соревнований по параллелям классов с 5-го по 10-й. Для этих соревнований мы разработали типовые Положения. Победители районных слётов 6 и 7 классов (две команды от района) могли участвовать в городском Первенстве соответственно по группам «В» и «Б». Участником Первенства становилась не сборная команда, а класс. По группе «А» могли участвовать команды с опытом не ниже 1 к.с. Для этих команд тогда впервые в систему Первенства были включены сложные туристские походы 2-3 к.с. Это значительно расширило возможности районов в деле воспитания квалифицированного детского туристского актива.

Обеспечить качественное руководство новым содержанием туристской работы в городе и реализацию заявленных задач городского Первенства могли лишь подготовленные педагогические кадры. Для их массового обучения с 1979 года в Москве заработали регулярные школы начальной (НТП «А» + «Б»), средней туристской (СТП) и средней инструкторской (СИП) подготовки для педагогов города. Многие учителя получали и более высокую квалификацию в школах высшей туристской и инструкторской подготовки (ВТП и ВИП). Этот участок работы возглавляла заведующая туристским отделом МосгорСЮТур И.Т. Гайлит. Подготовленные в эти годы кадры до сих пор продолжают успешно трудиться на туристской ниве.

Но главное, что нужно было совершенствовать -–это система управления туристской деятельностью школ и туристских кабинетов (отделов) районных внешкольных учреждений. Еще в 1974 году после безобразных событий на районном туристском слёте в Советском районе, когда из-за халатности и разгильдяйства грязной водой было отравлено несколько сотен детей, я обратился к руководству города с предложением утвердить единые подходы к организации туристской работы в системе городского образования. ГлавУНО встретило это предложение без энтузиазма. Но второй секретарь МГК КПСС Р.Ф. Дементьева настояла на принятии такого документа, и 13 мая 1975 года коллегией ГлавУНО были утверждены «Единые требования к проведению туристско-экскурсионной и краеведческой работы со школьниками». В этом документе были определены:
- основные показатели планирования туристско-краеведческой деятельности;
- требования к руководству детско-юношеским туризмом и необходимость назначения в школе туристского организатора;
- требования к определению цели работы детских туристских объединений в школе (отмечалось, что основной задачей работы туристского кружка должна быть подготовка и переподготовка пионеров-инструкторов и младших инструкторов по туризму – помощников руководителей туристских походов, и подготовка разрядников по туризму);
- формы проведения туристско-краеведческой работы, и, в частности, требования к организации туристских слётов-соревнований;
- требования к туристской подготовке классных руководителей, то есть определялось содержание профильной подготовки непосредственных организаторов туристско-краеведческой деятельности в классах;
- требования к качеству материально-технической базы школьного туризма и краеведения;
- основные показатели туристской работы школ: проведение походов и путешествий, подготовка значкистов «Юный турист», «Турист СССР», разрядников, инструкторов.

Прогрессивные по содержанию и целям, инициированные низовыми структурами управления туристско-краеведческой деятельностью, «Единые требования...» были широко подхвачены туристской общественностью и государственными структурами управления и внедрены в ряде регионов, например в Ставропольском крае.

Этот документ сыграл положительную роль потому, что позволил в то время на основе положительного практического опыта упорядочить управление школьным туризмом и краеведением, а именно:
- усовершенствовать методику планирования и контроля;
- начать проводить смотр на лучшую организацию туристской деятельности в образовательных учреждениях и использовать его как метод мотивации педагогических коллективов на развитие школьного туризма и краеведения и инструмент контроля показателей результативности туристско-краеведческой деятельности;
- ввести в городе единые формы учёта и отчётности;
- систематизировать учёбу классных руководителей и учителей-предметников – непосредственных организаторов туристско-краеведческой деятельности.

Но «Единые требования...», по сути, были декларацией, так как не был определен механизм их внедрения и система контроля. Подобное отношение работников ГлавУНО к воспитанию школьников было явлением типичным. Они не желали возлагать на себя никаких обязанностей и практически пускали дело на самотёк. Такое положение затрудняло мою деятельность ещё в районе. И, когда я пришёл на работу в МосгорСЮТур, в 1979 году мы разработали основные управленческие показатели, систему учёта и отчётности по выполнению «Единых требований...». До районов и школ они были доведены приказом ГлавУНО № 146 от 22.05.1980 г. «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися школ города Москвы».

Еще одним документом, где были определены меры по развитию дела на перспективу, стал приказ № 182 по ГлавУНО от 24.06.1981 г. «О мерах по дальнейшему развитию туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ города Москвы».

«Единые требования...» и два этих приказа были базой, основой туристско-краеведческой деятельности с учащимися города. В их разработке принимали самое непосредственное и заинтересованное участие учителя, туристские организаторы и директора школ, районные работники, многие из которых прошли клубную подготовку. Значительную роль они играли и в проведении городского туристского Первенства. Без опоры на своих учеников, единомышленников, как штатных, так и общественных работников, невозможно было в такие короткие сроки внести столь кардинальные изменения во всю систему управления туристской работой в городе.

Награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», почётными знаками: ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель», Министерства геологии и охраны недр СССР «Отличник Министерства геологии и охраны недр СССР», Центрального Совета по туризму и экскурсиям «За заслуги в развитии туризма и экскурсий» и «За активную работу по развитию туризма и экскурсий», Туристско-спортивного союза России, «Заслуженный путешественник России», Московского городского центрального туристского клуба «Ветеран туризма города Москвы». Автор книг по методике туризма.

(По материалом книги "Детский туризм в Москве. История и современность" - М., МосгорСЮТур, 2013 )


Ярошенко Виталий Владимирович

Мастер спорта СССР, старший инструктор-методист по туризму, судья 1 категории. Образование высшее педагогическое; преподаватель истории, конституции и физического воспитания.

Туристский стаж с 1951 года. Инструкторскую подготовку проходил в туристских школах С.Н. Болдырева.

В студенческие годы с сентября 1953 года по 1957 год в Доме пионеров и школьников Москворецкого района г. Москвы готовил команды школ района к участию в городских туристских слетах.

После окончания института – педагог школы № 657, туристский организатор школы. В 1959 г. переведен на профессиональную туристскую работу в Дом пионеров и школьников им. Павла Андреева в качестве туристского организатора Москворецкого района.

Работал заведующим отделом туризма и краеведения во Дворце пионеров и школьников им. А.П. Гайдара Люблинского района г. Москвы и директором Московской городской станции юных туристов.

Провел как руководитель свыше 240 многодневных категорийных походов и сборов по разным районам страны, 14 из них – высшей, пятой категории сложности.

Ежегодно с 1959 г. в течение 30 лет руководил семинарами и школами по подготовке общественных туристских кадров из числа учащихся и педагогов школ, работников предприятий – вожатых пионерских лагерей.

С 1960 по 1980 год – член кадровой комиссии Московского городского туристского клуба. С 1979 по 1991 год – член президиума и заместитель председателя Московского городского совета Всесоюзной федерации туризма.

Основатель и руководитель туристских клубов «Полянка», «Товарищ», «Искра» (объединение «Лидер»). В настоящее время – председатель тренерского совета спортивно-туристского клуба «Лидер». Команды клуба многократно становились победителями Первенства г. Москвы по туризму и спортивному ориентированию среди школьников, призерами Всесоюзных соревнований и чемпионатов, Чемпионата России по спортивному туризму. За многие годы клубом подготовлены более 10 000 спортсменов-разрядников, кандидаты и мастера спорта по туризму. Более 100 воспитанников клуба стали профессиональными тренерами по туризму.

Принял самое активное участие в создании и работе районного Клуба юных путешественников и исследователей и школе геологического профиля № 551.

Разработал и внедрил: систему планирования, организации и учета туристской работы в образовательных учреждениях; систему проведения районных туристских слетов по параллелям классов; систему проведения массовых учебно-тренировочных сборов с категорийными сложными походами.

По инициативе Ярошенко В.В. был создан при ГлавУНО Мосгорисполкома Методический совет по школьному туризму; утверждены «Единые требования к проведению туристско-экскурсионной и краеведческой работы со школьниками»; в 1979 г. в программу проведения Первенства г. Москвы по туризму среди школьников включена дополнительно старшая возрастная группа с походами 2-3 к.с. С 1980 г. для безопасного проведения Первенства и зачетных путешествий наладил систему инструкторской подготовки московских педагогов – руководителей туристских групп школьников по программам «НТП А+Б», «СТП» и «СИП».

Опыт организационной, инструктивной, методической, кружковой и массовой работы отдела туризма и краеведения Дворца пионеров и школьников им. А.П. Гайдара Люблинского района г. Москвы (зав. отделом В.В. Ярошенко) был:
   - одобрен решением коллегии Главного управления народного образования Мосгорисполкома и рекомендован к распространению в районах города;
   - заслушан на Всероссийском совещании директоров станций юных туристов и заместителей начальников управлений образования регионов России в 1980 г.;
  - опубликован в пособии «Методические рекомендации по туристско-экскурсионной и краеведческой работе», выпущенном Центральной детской туристско-экскурсионной станцией Министерства просвещения РСФСР, в книгах и статьях;
   - обобщен в научных исследованиях.

Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», Федерации независимых профсоюзов России; почетными знаками: ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» и «За активную работу с пионерами», Министерства геологии и охраны недр СССР «Отличник Министерства геологии и охраны недр СССР», Центрального Совета по туризму и экскурсиям «За активную работу по развитию туризма и экскурсий» и «За заслуги в развитии туризма и экскурсий», Туристско-спортивного союза России «Заслуженный путешественник России», Московского городского центрального туристского клуба «Ветеран туризма г.Москвы».

Автор книг и публикаций по проблемам туризма в образовании.

(По материалом сайта "Детский спортивно-туристский клуб "Лидер" 


Из статьи Ю.С. Самохина "Мои друзья в детско-юношеском туризме г. Москвы: научно-методологический подход":

"Есть еще один человек, поколения В.В. Титова, захвативший меня своим отношением к делу, своей харизмой, мощностью натуры, по-настоящему государственным подходом к детско-юношескому туризму и краеведению. Это Виталий Владимирович Ярошенко . Он стоял у истоков организации и создания Первенства г. Москвы в современных его формах. За короткий срок директорства МосгорСЮТур (Московская городская станция юных туристов), ему удалось не только привлечь новых людей и обновить структуру соревнований, но и убедить руководство образования Москвы полностью финансировать дальние путешествия. Ярошенко В.В., благодаря, повторюсь, государственному подходу к ТКР, так четко структурировал взаимоотношения городского и районного уровня работы, что в походах, в бытность его руководителем московского туризма, побывали фактически все школьники Москвы. Хотя у тотального внедрения туризма в практику работы школ были противники, значение усилий Виталия Владимировича трудно переоценить. Его ученики и воспитанники до сих пор среди лидеров Московского туризма. Достаточно назвать Гайлит Ирину Теодоровну и Костерева Николая Александровича.

Кроме этого линию Ярошенко В.В. в туристско-краеведческой работе Москвы успешно реализует жена и соратница Виталия Владимировича - Козлова Юлия Владимировна. Козлова Ю.В. кандидат педагогических наук, известный организатор детско-юношеского туризма и краеведения, методологические поиски которой шли в направлении, насколько мне известно, программирования деятельности туристско-краеведческого объединения школьников. В соавторстве Ярошенко В.В. и Козлова Ю.В. опубликовали ряд весьма острых тематических статей, выпустили несколько книг, посвященных организация туристско-краеведческой работы с детьми."


Ярошенко В.В. - автор многочисленных статей в "Учительской газете" и книг по методике туризма:

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Полевой туристический лагерь школьников» - М., Издат-Школа, 1997
Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. «В поход с классом» - Москва, "Сфера", 2004
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В.   «Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии» — М.: ТЦ Сфера, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Общий сбор. Полвека в детском туризме» - Москва, 2006.

Опыт В.В.Ярошенко по организации туристско-краеведческой работы в школе, районе и городе Москве представлен на страницах "Система управления детско-юношеского туризма"...

В период 1979-1981 гг. - директор Московской городской станции юных туристов. Воспоминания об этом периоде можно прочитать здесь.

 В.В. Ярошенко - автор  песен на собственные стихи и мелодии. С ними можно познакомиться на сайте клуба "Лидер"...

Многие воспитанники В.В. Ярошенко активно занимаются детско-юношеским туризмом: И.Т.Гайлит, В.П. Градобоева (Авдеева), Г.А. Губанкова,  О.В.Залетов, Ю.О.Каменецкий, Ю.В.Козлова, М.М. Козырев, Н.А.Костерев, В.А. Матвеенко (Картузова), Р.А.Реуэль, Е.Б.Яковлев и многие другие.

Воспитанником В.В. Ярошенко был и Сергей Островский - автор и исполнитель собственных песен.

Статья о В.В. Ярошенко в журнале "Турист" (1978, № 6)

 

Ссылки в интернете: http://leaderpti.narod.ru/leader/iaroshenko_article.html   


Фотоальбом:

       


Буду признателен за Ваши материалы по истории детско-юношеского туризма в г.Москве. Мой адрес: kos_nik@mail.ru

домой                   выше