<<   Домой    Список литературы   >>

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА

Главный редактор Е.И. Тамм

М. "Большая Российская энциклопедия", 1993

А   Б    В    Г    Д    Ж    З    И    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я

К

Календарный план
Календарный план похода, см. План похода
Камнепад
Канатная дорога
Каноэ
Карабин
Караванинг
Каркасно-надувная байдарка, см. Байдарка
Карниз снежный
Карты топографические
Карты туристские
Катамаран
Категория сложности
Категория трудности
Каяк
Кемпинг
Класс обслуживания
Классифицированный маршрут
Клещевой энцефалит
Климат
Клуб туристов
Клуб туристско-краеведческий
Коврик теплоизоляционный
Коллегия судей
Команда
Комбинезон
Комбинированный маршрут
Компас
Комплекс туристский
Конкурсы туристские
Конный туризм
Консультация туристская
Контрольно-спасательная служба
Контрольно-спасательный отряд
Контрольный пункт
Контрольный срок
Костер
"Кошки"
Краеведение
Кровотечение, см. Травмы
Кроки
"Кругосветка"
Круиз
Крымско-Кавказский горный клуб
"Крюконога"
Крючья
Курвиметр
 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН тур.- экскурс. мероприятий, представляет собой их перечень в хронологич. порядке с указанием точных сроков, места проведения и ответственных за их организацию лиц. Составляется как для планового, так и самодеят. Т. в масштабе страны, республики, области, города либо тур. клуба, секции и т. п. на год, квартал, месяц или неделю. Иногда в К. п. указываются также требования, предъявляемые к участникам мероприятий (напр., при проведении соревнований - спорт, разряд участников, допуск врача).

КАНОЭ (англ. - canoe, от исп. canoa - челнок; заимствовано из языка карибских индейцев), маломерное спортивное или туристское судно с характерной челночнообразной формой корпуса. Каное бывают неразборные (выдолбленные из цельных кусков ствола дерева или изготовленные из фанеры, пластмассы), разборные (имеют разборный каркас, обтягиваемый прорезиненной тканью, толстой синтетич. плёнкой) и надувные. Туристы пользуются гл. обр. разборными и надувными каное; для водного слалома каное делают обычно из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой, с герметич. отсеками непотопляемости в носу и корме. Различают каное одно- и многоместные. Для гребли на каное применяют однолопастные лопатообразные вёсла; на многоместных каное каждый гребёт с к.-л. одного борта, на одноместных К. гребец гребёт только с одного, либо с обоих бортов поочерёдно. Рисунок см. в Суда туристские.

КАРАВАНИНГ (англ. caravaning, caravanning, от caravan - караван; слово персидского происхождения), термин, принятый гл. обр. в практике междунар. туризма: путешествие на автомобиле с прицепным автофургоном для ночлега.

КАРНИЗ СНЕЖНЫЙ (нем. Karnies, от греч. koronis - конец, завершение), скопление плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острых гребней, возникающее во время метелей из-за "всасывающего" ветрового эффекта и завихрений. Ширина может достигать нескольких метров с выемкой (карманом) внизу. Срываясь, снежный карниз увлекает за собой массу снега и может вызвать сход лавины. Особенно опасны снежные карнизы, свисающие по обе стороны гребня.

Для безопасности движения по снежному карнизу следует отступить от его вершины на такое расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню со снежным карнизом необходимо передвигаться с верёвочной страховкой. Недопустим траверс под снежным карнизом. Нередко снежный карниз является главным препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях снежный карниз подрубают ледорубом или подрезают верёвкой. Если обойти или сбить снежный карниз невозможно, сквозь него пробивают тоннель (делается это только при выходе на наветренную сторону). На снежном карнизе нельзя устраивать биваки, т.к. снежная масса может оторваться от скалы и "улететь" вместе с палаткой.

КАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ, классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий на пешеходных, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отдельными препятствиями в пеших походах являются, например, переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах - перевалы и вершины; в спелеопоходах - пещеры.

КЕМПИНГ (англ. camping, от camp — располагаться лагерем), сезонное гостиничное предприятие для автотуристов. Располагается на охраняемой территории, из расчёта 150 м2 на 1 чел. Туристы размещаются в домиках летнего типа, трейлерах, палатках. Как правило, К. оборудуют системами электроснабжения, водоснабжения, канализации, местами для профилактического осмотра, мойки и ремонта автомашин (эстакады и др.), имеются автомобильные стоянки. В К. могут быть также предприятия питания и торговли, прачечные, отделения связи, спортплощадки, пункты проката. Некоторые К. входят в состав круглогодичных многопрофильных туристских гостиниц, турбаз, мотелей. Быт в К. организуется на принципах самообслуживания. К. обычно сооружаются на трассах популярных туристских маршрутов, в пригородах, зелёных зонах, в курортных районах, туристских центрах. Наибольшее число К. — на Черноморском побережье Кавказа, в Прибалтике, на Украине. См. также Автотурбаза.

КЛАСС ОБСЛУЖИВАНИЯ, в международном туризме показатель качества услуг по туру. Включает уровень комфорта гостиницы и номера, категорию питания и др. услуг, входящих в комплекс обслуживания туристов.

Единой международной классификации обслуживания не существует и К.о. обычно определяют разрядом гостиницы и категорией номера. Наиболее распространены К.о.: туристский, первый и люкс. По классификации «Интуриста» туристский К.о. соответствует однокомнатный номер на 1—3 чел. с умывальником; 1-му классу — 2-местный однокомнатный номер со всеми удобствами, люксу — полутора-двухкомнатный номер со всеми удобствами на 1— 2 чел., люкс-апартаменту — трёхкомнатный 2-местный номер со всеми удобствами.

КЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ МАРШРУТ, маршрут похода самодеятельного или планового туризма, соответствующий одной из категорий сложности.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ, весенне-летний, таёжный, дальневосточный энцефалит, инфекционное заболевание с преимуществ, поражением центральной нервной системы. Возбудитель - вирус, основным резервуаром и переносчиком которого являются клещи. Источник возбудителя - многие дикие животные, в т.ч. грызуны, птицы. Заражение обычно происходит при укусе заражённым клещом в лесной, реже лесостепной зонах Зап. и Вост. Сибири, Урала, Д. Востока (возможно, и в др. регионах - в Поволжье, Казахстане, Белоруссии, на Украине и др.), в редких случаях - через молоко инфицированных коз и коров. Характерна весенне-летняя сезонность с максимумом заболеваемости в июне, связанная с периодом активности клещей. Симптомы болезни возникают через 8-23 (в среднем через 10-12) дней после заражения: головная боль, высокая температура, рвота, судороги, параличи мышц (шеи, плечевого пояса), расстройства сознания и др. Часть протекает в лёгкой (стёртой) форме.

Об энцефалитной опасности района, по которому проходит выбранный маршрут, можно узнать в санэпидстанции. При выборе пути следует учитывать, что клещи чаще встречаются в смешанных лесах с преобладанием осины, берёзы, обильными подлеском и травяным покровом. Клещи, скапливаясь на траве или кустарнике, нападают на проходящих людей, цепляясь за одежду. Они чаще прикрепляются к плечам, груди, шее, голове. Кровососание их безболезненно и длится до нескольких суток.

Для профилактики К.э. используют т.н. противоклещевую одежду (штормовка или комбинезон с капюшоном, спец. костюм), эффективность которой повышается при обработке её репеллентами. При необходимости можно приспособить обычную одежду: плотно застегнуть ворот, стянуть манжеты тесьмой или резинкой, заправить брюки в сапоги, а рубашку в брюки, стянув их широким эластичным поясом, обвязать шею платком или надеть защитную сетку. Для стоянки следует выбирать открытые сухие участки, пойменные луга, высокоствольные леса без подлеска и с незначительным травяным покровом. Перед установкой палатки надо расчистить участок от травы, валежника и мелкого кустарника, по периметру снять дёрн и утрамбовать землю. Перед использованием травы и ветвей для подстилки их надо в течение 3-4 ч провялить на солнце или прогреть над костром.

Эффективная мера профилактики - само- и взаимо- осмотры для выявления и удаления клещей с одежды и тела, их проводят примерно через каждые 2 ч пребывания в зоне распространения клещей (не снимая одежды), а во время обеденного привала и на биваке - с осмотром всего тела, причём особое внимание уделяют волосистым участкам, складкам кожи. Обнаруженных на теле клещей смазывают растительным маслом или бензином, а затем, захватив пинцетом или петлёй из крепкой нити, плавно, без рывков, покачивая из стороны в сторону, извлекают, не отрывая хоботка и не раздавливая. Если на месте укуса остаётся хоботок, то его удаляют иглой и обрабатывают ранку и руки спиртом. В опасных районах не следует употреблять сырое молоко (особенно козье). После похода всю одежду надо выстирать и прогладить горячим утюгом.

Туристов, собирающихся в поход в районы с высокой опасностью заражения К.э., иммунизируют с помощью вакцины, которая вводится 3-кратно, начиная с сентября-октября (3-ю прививку делают через 3 мес после 2-й, но не позднее чем за 10 дней до прибытия на место).

КЛУБ ТУРИСТОВ, добровольная любительская организация туристов на крупном предприятии, стройке, объединяющая туристские секции коллективов физкультуры цехов, отделов, участков. Деятельностью К.т. руководит спортклуб или совет коллектива физкультуры предприятия; непосредственно руководство работой клуба осуществляет правление, избираемое общим собранием туристов предприятия. К.т. обеспечивает организационную и учебно-методическую помощь туристским секциям, организует спортивные, учебные, агитационные и др. туристские мероприятия.
Лит. Васильев И.В., В помощь организаторам и инструкторам туризма, [2 изд.], М., 1973.

КЛУБ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ детский и юношеский, добровольная организация учащихся для занятий туризмом и краеведением; создаются в школах, ПТУ, дворцах (домах) пионеров, по месту жительства (при ДЭЗах); одна из форм организации досуга пионеров и школьников. Клуб обычно объединяет различные туристско-краеведческие кружки и секции. Возглавляет К.т.-к. совет, избираемый общим собранием членов клуба. Наряду с учащимися в совет обычно входят педагоги, общественники (как правило, бывшие члены клуба) и др. Некоторые клубы имеют свой устав, членские билеты, эмблемы, девиз.

КОМБИНИРОВАННЫЙ МАРШРУТ, маршрут туристского путешествия, экскурсии, спортивного похода, при прохождении которого используются способы передвижения, относящиеся к различным видам туризма (напр., железнодорожно-автобусный, водно-пешеходный горно-лыжный и т. п.).

КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. изучает, природу, население, хозяйство, историю, культуру и быт родного края. Делится на отраслевое (историческое, этнографическое, топонимическое и др.) и комплексное географическое, изучающее взаимосвязь природных и социальных явлений. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников истории и культуры и др. Основной метод К. — сбор и систематизация информации, образцов полезных ископаемых, предметов материальной культуры и др. данных о территории. К. различают по формам его организации. В процессе становления К. сложилось государственное, школьное и общественное К. Государственное К. сосредоточено в краеведческих (областных, районных, городских) и республиканских музеях, в отделах культуры при исполкомах, библиотекаках, н.-и. учреждениях. Общественное К. ведётся силами краеведов-общественников, туристов, общественных организаций (отделами Географического общества Рос. Федерации, обществом охраны памятников истории и культуры, обществом охраны природы и др.). В декабре 1921 состоялась 1-я Всероссийская конференция научных обществ по изучению родного края, а в январе 1922 при АН создан единый центр К. — Центральное бюро краеведения (ЦБК), существовавшее до 1937 (в 30-е гг. была проведена реорганизация системы общественного К.). В дальнейшем развитии К. значительную роль сыграло Географическое общество СССР. Была создана краеведческая комиссия в составе Центральной организации Географического общества в Ленинграде и в её Московском филиале. Имеются краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества Российской Федерации.

В современных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают изучение и охрана природы края — выявление и инвентаризация заповедных природных участков, подлежащих охране, изучение местных промыслов, восстанавливаемых в ряде мест по представлению и почину краеведов. Значит, внимание уделяется установлению фактов памятных событий трудовых и военных подвигов народа, созданию очерков и репортажей о выдающихся земляках, поиску исторических документов, предметов материальных культур прошлого и др. В развитии К. значительная роль принадлежит народным краеведческим музеям, созданным по инициативе краеведов-общественников. В них собираются, обрабатываются, хранятся и пропагандируются материалы, собранные краеведами-энтузиастами.

Школьное К. широко используется как средство образования и воспитания учащихся. В 1918 для развития туризма и К. при Наркомпросе РСФСР было создано Центральное бюро школьных экскурсий. В 1920—30-х гг. создаются многочисленные кружки, общества по изучению родного края, проводятся походы школьников по местам Гражданской войны. В 1922 организуется Центральное бюро К. и при нём школьно-краеведческая комиссия, в задачу которой входила работа по сближению К. со школой. В 1934 для активизации туристско-краеведческой работы со школьниками при Наркомпросе РСФСР создаётся Центральная детская туристско-экскурсионная станция. С 1950-х гг. краеведческая работа с учащимися приобрела формы всесоюзных туристско-краеведческих походов и экспедиций.
Ежегодно свыше 15 млн. школьников 4—10-х классов участвовали во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина — СССР» и около 4 млн. старшеклассников и учащихся ПТУ — во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой Славы. В школах, клубах, дворцах (домах) пионеров, на СЮТ работают туристско-краеведческие кружки. Юные краеведы изучают природу, культуру, историю родного края, знакомятся с его революционным и боевым прошлым. Собранные ими материалы помогают лучше усвоить школьную программу, используются в качестве наглядных пособий на уроках, пополняют экспозиции народных и школьных музеев, комнаты и уголки боевой Славы. В детско-юношеском туризме К. преследует общеобразовательные и воспитательные цели, способствует укреплению связи школы с жизнью.

Лит.: Строев К.Ф., Краеведение. 2 изд., М., 1974;
Мамонтов А.В., Щерба Н. , Краеведческая библиография, М., 1978, 
Никонова М.А„ Практикум по географическому краеведению, М., 1985, 
Краеведение, М., 1987; 
Смирнов В. Г., Художественное краеведение в школе, М.,1987.

КРУИЗ (англ. cruise), морское или речное туристское путешествие чаще по замкнутому маршруту, обычно с короткими береговыми экскурсиями. На теплоходах туристам обеспечивается проживание, питание, организуется досуг (работают кинозал, музыкальный салон и др.). Во время стоянок туристы имеют возможность загорать, купаться, совершать прогулки.

Морские круизные маршруты организуют по Чёрному и Балтийскому морям, по морям Северного и Дальневосточного бассейнов; речные К. — по Волге, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам, Днепру, Дону, Оке, Каме, Енисею, Лене, Оби, Иртышу и др., а также по некоторым крупным озёрам (Байкал, Ладожское, Онежское и др.). Туристско-экскурсионные организации фрахтуют для К. у министерств морского и речного флота пассажирские суда (в 1986 — 136 речных и 19 морских судов). Из К., организуемых "Интуристом», наиболее популярны К. по Средиземному морю, вокруг Европы, по Балтийскому и Северному морям, по Дунаю и др. Иностранные круизные суда заходят в Санкт-Петербург, Одессу, Ялту, Сочи и др. порты.

Круизными поездками называют иногда и путешествия на туристских поездах (ж.-д. К.) и самолетах (авиационные К.).

КУРВИМЕТР (от лат. curvus - кривой и греч. metreo - измеряю), прибор для измерения длин извилистых линий на планах и картах. Колесико К. прокатывают по измеряемой линии и по показанию стрелки на шкале определяют нужное расстояние (в масштабе карты) или длину линии в см.


<<   Домой    Список литературы   >>

Изготовление и монтаж зеркал: Зеркало.
Хостинг от uCoz